Бродский Давид Шикович : другие произведения.

Копиии и оригиналы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

  
  
  Приняв стакан-другой Ван-Гог,
  Сказал Тео: Как я продрог...
  В душе набат. Печален он.
  Налей мне брат еще вдогон...
  
  
  Стою в амстердамском Музее Ван Гога. В его книжной лавке, расположенной рядом с гардеробом и туалетом, на стенах висят картины мирового кумира. Еще не посетив основную музейную экспозицию, предполагаешь, что это такая новая крутая музейная фишка - начать показ работ уже с "ворот", почти со входа.
  Завернув за угол стеллажей с книгами, видишь вторые "Подсолнухи", третьи... Четвертые "Ирисы"... Шестой, восьмой "Сеятель"...
  Копии.
  Но до чего же мастерски сделаны! Подхожу ближе, одеваю глаза в очки... печать! Потрясающего качества, с объемом мазка, с удивительной глубиной тона и цвета.
  Одеваю глаза в более сильные диоптрии. Внизу, мелко "Made in China".
  Живого Ван Гога голландцы смогли осуществить - напечатать его им слабо, китайцы с этим справляются лучше. И дешевле.
  А с чем они не справляются?!
  Попытался представить некоего китайца с рыжей бородой, с безумными голубыми глазами и забинтованным ухом... Не получилось.
  Для того, чтобы выдать копию "Подсолнухов" китайцу не требуется сходить с ума и отрезать себе часть тела. Он спокойно и уверенно наполняет мир прекрасными копиями, чашками, майками, тарелками и прочей сувенирщиной с безумными "Подсолнухами", "Сеятелем", "Ирисами" и другими шедеврами нидерландского гения.
  Может, это Европа сошла с ума и китайцы тут ни при чем?
  
  Решил сделать подарок заказчице, очень хорошо принявшей мою работу. Выбрал сиреневые ирисы Ван Гога - быстро, оригинально, решительно и круто. Ну, как же - копия маслом! Перевел рисунок и начал лихо замазывать фон. И... не могу попасть в цвет. Отпал от фона, взялся за букет - тот же результат. За горшок... За стол ...
  Вернулся к фону. Никаких положительных сдвигов.
  И тут до меня дошло - еще немного в таком же плане и отрежу себе что-нибудь.
  Вот какая штука: оказалось, скопировать Ван Гога очень сложно. Невероятно сложно! Немыслимая гамма цвета. Какие-то небывалые сочетания красок. Ну, нет на моей палитре таких красок! Нет и все.
  Казалось бы - не Рембрандт, не Веласкес, не Левитан... А не могу попасть в цвет, хоть тресни. Накрашу - соскоблю, накрашу - соскоблю...
  Вроде головой в стену уперся, и нет выхода.
  Как же так - один человек накрасил, а почему другой повторить не может?!
  Неужели ЭТО неповторимо?
  Почти три недели каждый день приходил в мастерскую, подходил к станку, начинал смешивать различные цвета и... Никакого толку.
  Бросил кисти, сел думать.
  Неужели нужно "слегка" двинуться головой, чтобы найти этот блеклый, слабый, жухло-фиолетовый оттенок фона?
  И... сгореть в тридцать семь лет, успев оставить множество гениальных работ, восхитивших весь мир...
  Может я уже опоздал? Мне уже больше. Не знаю. Не смог додумать. Это некая тайна.
  
  Копию, все же, накрасил. Подарил заказчице. Она, наверное, была довольна. И я остался, в результате, доволен - пришла простая и полезная мысль: нельзя копировать из себя, нужно "влезть" в автора и пытаться копировать из него. А вот как это сделать из Ван Гога, не скажу - не ведаю.
  
  Другая копировальная история немного "смешнее".
  Один украинский француз (или французский украинец) попросил скопировать картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и найти текст письма. Текст нашел, через шампанское и тортик, в Библиотеке имени ЦК КПСС (так она в то время называлась!). Текст оказался крепко пересыпан ругательствами и прочими словесными вывертами. Переписал. А вот копировать самому многофигурное изображение совершенно не хотелось. Это ж сколько времени потребуется?! Там только на первый взгляд человек тридцать портретных персонажей, не считая фоновых. А крутая казацкая одежда?! Да одна лысина на переднем плане чего стоит! Репин, нехай - не как себе абы что!
  Пошел в alma mater, нашел достойного и скромного второкурсника, договорился о размере, цене и сроках исполнения. Студент оказался пунктуальным во всех смыслах - и к сроку накрасил и качество выдал, исходя из гонорара (сумма была совсем небольшая). Так я и не претендовал на даже небольшое приближение к мастерству Ильи Ефимыча. И был уверен в непредвзятости "заказчика" - ему был нужен национальный колорит, тема и некое напоминание о предках, не более.
  В те годы перевозить "культурные ценности" через нашу границу было отчасти сложно. По понятным мне причинам было невозможно пойти в Минкульт и получить "Разрешение на вывоз" - меня там знали и, увидев ТАКУЮ копию... осмеяли бы по полной программе.
  Граница уже была не совсем на замке, но... Таможня блюла свой интерес и всячески обращала внимание на нестандартный груз. Плоская картонная коробка размером приблизительно 50 х 80 см имела вид именно такого нестандартного груза. И привлекла полное внимание бдительных представителей таможни.
  - Чей?
  - Мой.
  - Что там?
  - Картина.
  - Кто автор? Вы?
  - Нет. Это копия.
  - Разрешение на вывоз есть?
  - Нет.
  - Пройдемте.
  Взял культурно-ценностную коробку и пошел за сержантом. В помещении, предназначенном, видимо, для досмотра, находилось еще два стража границы.
  - Картина. - Возвестил сопроводивший меня сержант. - Разрешения на вывоз нет.
  - Показывайте, - предложил один из сидевших в комнате (старшина).
  Развязал веревку, вынул из коробки "Запорожцев", поставил лицом к таможне. Молчу. Таможня молчит. В помещении повисла гнетущая тишина. Для меня, конечно. В глазах служивых был и интерес, и неподдельное удивление, и ожидание ... Я догадывался ожидания чего.
  Старшина вошел в тему первый: Ого!!! Це ж справжня картина! Микола, ти поглянь скiльки там людей намальовано!!! Нi, таке без дозволу вивозити неможливо!
  - Но это же копия и притом не очень хорошего качества! - пытался я "вразумить" стражей национальной культуры.
  - А нам невiдомо, що це копiя. Хай iнспектор розбирається. Микола, дзвони iнспекторовi.
  Через некоторое время в комнату вошел (вошла!) инспектор. Стройная, можно сказать, красивая молодая женщина, в новенькой форме, в пилотке и с погонами старшего лейтенанта.
  - Так, что здесь происходит?
  - Товарищ старший лейтенант, вот, картина, разрешения на вывоз нет. Гражданин утверждает, что копия и неважного качества.
  - Гражданин, каким образом вы собираетесь доказать, что это копия? У вас же нет никаких документов на картину.
  Я опешил и стал быстро соображать, как же реагировать на это полное неведение классики. И ничего лучше не придумал, как испуганным голосом сказать: "Так ведь это же Репин! А оригинал висит в Третьяковке размером 2 на 3,5 метра".
  Инспектор товарищ старший лейтенант покраснела, опустила красивые очи долу и произнесла: "Здесь вам не дискуссионный клуб на знание предметов искусства. Без специального разрешения, или соответствующей экспертизы я не имею права пропустить это полотно через таможенное пространство".
  Повернулась и, стуча каблучками, вышла.
  И тут мне стало как-то безразлично и как-то пусто, и какая-то дикая усталость навалилась и я сказал: "У вас молоток и гвоздь найдется?"
   - Зачем? - Спросил старшина.
   - А вот зачем, - сказал я, - берете гвоздик, прибиваете его молотком в стенку и вешаете эту штуку себе на память о веселых запорожцах и об Илье Ефимовиче Репине.
  Повернулся и пошел к автобусу, где уже тихо роптали остальные пассажиры.
  Не успев дойти до ждущей меня автобусной компании, услышал: "Гражданин, эй, гражданин, подождите, постойте!" Ко мне быстро приближался сержант с коробкой в одной руке и мотком веревки в другой.
  
  - Заберите. Но в следующий раз...
  - Следующего раза не будет, - подумал я, - верите ли, Илья Ефимыч?
  
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"