С Колей я учился на одном "потоке". Он на скульптурном, я на графическом. На его отделении было много интересных, ярких ребят, но так, как улыбался и смеялся Олейник, не смеялся и не улыбался никто. Он делал это всем лицом, руками и даже корпусом. Встречаешь его в длинном коридоре нового корпуса - такого ладного студента, опрятного, какого-то очень живого и говоришь: "Здравствуй, Микола!" И он начинает весь лучиться, как будто долго стоял вот тут и ждал тебя. И из-под шикарных пшеничных усов звучит Колино: "ЗДОРОВ!" И ты начинаешь быть ЗДОРОВ на весь день.
Я редко заходил в их мастерскую - в царство белой глины, каркасов и станков с крутящимся верхом, но был уверен (и это подтвердилось в будущем) - такой красивый человек обязательно должен быть талантливым и успешным.
Вспомнилось по этому поводу, как один конструктор ответил собеседнику по поводу предположения "нелётности" модели нового самолета: "Красиво? Красиво! А красивое обязательно будет летать!" Примерно так.
И Коля начал "летать" практически сразу после института. Красиво полетел, мощно, скульптурно - создал много монументов и мемориальных досок, стал автором памятников выдающимся конструкторам авиационной и ракетно-космической техники, Народным художником (читай - скульптором).
Сколько энергии должно быть в человеке, создающем своими руками огромные фигуры из глины, гипса, камня, металла?! А ежели этот человек не очень большого роста, с не очень мощной мускулатурой?... Выходит, в монументальном искусстве рост и мышцы особого значения не имеют. А вот талант, творческая энергия и умение видеть образ изнутри, совершенно необходимы. И скульптор Николай Олейник всем этим обладал и обладал сильно и мощно! Но...
Скульптура, это вам не живопись - не купили у меня картинку, не понравилась заказчику - плохо, но я ее могу выставить, продать, оставить себе, подарить.
А что делать, ежели скульптура в несколько тонн бронзы, или камня и размером с небольшой загородный дом "повисла" с неизвестным будущим? И не потому, что автор работал не в полную силу, а, например, у заказчика истощились средства, или намерения, или власть предержащие не могут согласовать между собой место установки. Или ...
Сколько всего можно вспомнить "из жизни скульптур" и скульпторов...
На географической территории бывшего СССР и нынешних независимых государств шла и идет настоящая война с монументами. Одни устанавливают вопреки пожеланиям жителей, другие взрывают, стаскивают с постаментов тросами, обливают краской и пишут непотребное. В какой еще стране происходит такое? Хотелось бы мне спросить. И спрашиваю.
Да, скульптура, это вам не живопись, хотя и в живописи много чего "натворил" народ и стремления его предержащие. Вроде, не стреляют, а война идет.
Кто же "победит"?
Хотелось бы мне спросить. И спрашиваю.
Но настоящий скульптор отталкивается не от заказов и политической конъюнктуры или моды на "себя известного". Он ваяет из полной невозможности НЕ ДЕЛАТЬ ЭТО! И Николай Олейник не имел такой возможности. Он всю жизнь создавал из обычного серого праха (а что есть глина?!) то, что поныне украшает (и очень надеюсь - будет и далее!) улицы, площади и скверы многих городов. Посмотришь на фото-галерею его произведений и подумаешь - неужели, всё ЭТО задумал и сотворил один человек? Человек не очень большого роста, с не очень мощной мускулатурой...
Совсем, совсем недавно отмечали 60-летие Николая. В его прекрасной улыбке появилась "легкая" усталость и некая задумчивость. Но он по-прежнему говорил при встрече "Здоров!" и ты по-прежнему становился здоров на весь день.
Никогда не писал некрологов (надеюсь, более не придется), а вот...
Невозможно "влезть" в мысль, что ты не встретишь здесь Колю, и что тебе больше не скажут "Здоров!".
Сижу, лежу, хожу второй день, и мне чего-то нездоровится...