Бродский Давид Шикович : другие произведения.

Царь Эдип П-ского уезда, или Заказ под названием "Запев"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   6 работ 2011 года [Бродский Давид Шикович]
  
  
  
  Туган-Мирза, в застолье Барановский -
  Бретер, кутила, карточный игрок
  Марксизм "легальный" возвестил неловко,
  И больше выдумать не смог.
  
  Насильно мил не будешь?
  Народная мудрость утверждает: Да. 
  Существует некий запев с названием "Заказ". Петь его неинтересно, но... приходится.
  А шо делать?!
  Художник, как правило, не живет на гарантированной зарплате, он "сидит" на заказах. Сидит, сидит и ... однажды ... Заказ приходит откуда не ждал. 
  - Ну, здравствуй Заказ, раз пришел. Заходи.
  
  Есть в Подмосковье город П. "Крупный промышленный и культурный центр", как написано в почти всезнающей Википедии. Из этого крупного центра (промышленности и культуры) и пришел этот, славно звучащий, по-началу, запев-заказ. Обрадованно крикнул ему: Заходи, дорогой! И он зашел, мощный, перспективный, с длинной родословной. Я его принял с желанием: поразить, удовлетворить, выложиться и достичь гонорарного успеха.
  Собрался, купил билет и, весь в радостных предчувствиях, поехал к автору Запева. 
  Дорога не длинная, но ночь требуется положить на плацкартную полку. Спал плохо.
  Не знаю как у других художников, для меня Новый Заказ сродни - 1) знакомству, 2) свиданию, 3) влюбленности, 4) ответному чувству и... 5) любви. Весь комплекс.
  Одна беда - "Заказ" - мужского рода... Ведущие партии, чаще всего, отдаются прекрасному полу, но "музыку" заказывает некий "импресарио". Некий хозяин всего. Ранее, это были вельможи, представители высшей знати и прочие "тугие кошельки". В данный исторический момент остались исключительно последние. Первые вымерли, или остались, практически, без кошельков (а некоторые и "без штанов"). 
  Поезд прибыл на утренний, летний перрон, еще не полностью проснувшейся столицы огромной страны, в маленькой точке которой мне предстояло спеть все куплеты выше означенного Запева. 
  Перебрался на электричку и, с легким возбужденным недосыпом, поехал в означенный город. Полтора часа сидения на жестком и в неопрятном вернули меня из "грез" к действительности. 
  - А как примут? А если натура совсем не изобразительна? А если назначат неприемлемый гонорар? А если вообще мой вид не понравится? ... 
  На привокзальной площади, возле клумбы с серым памятником вождю мирового пролетариата (с протянутой правой и кепкой в левой) города П, меня ожидала "крутая тачка" с усатым дядей в кожанке. Он был серьезен и холоден, что странно - лето в самом разгаре. 
  - Вы художник? Из Киева? Поехали. Вас ждут. 
  За тонированными стеклами авто мелькало стандартное прошлое всякого околостоличного городка - остатки купеческой застройки, обветшавшие дома обычных горожан, много деревьев и, словно невиданные грибы среди сухостоя, аляповато-надменные, псевдо-модерновые строения современных "купцов". Власть денег расползалась из столицы некой грибницей. Подумалось: Вот, и я по грибы наладился... 
  Доехали молча. Первые впечатления: Забор! - Высоченный, с гранитными столбами и узорчатыми пролетами черного металла. Из-за забора выглядывала верхняя часть портала с орнаментальным фризом и капителью фундаментальных колонн. Где-то я уже похожее видел. Скорее всего на лекциях по истории античной архитектуры. Представил: сейчас смугло-курчавый раб в тунике откроет ворота вычурного чугунного литья и я предстану пред важной особой, одетой в легкую, с золотым шитьем, тогу...
  Водитель нажал кнопку на брелке, болтающемся на ключе зажигания, и ворота торжественно, как занавес, отплыли в каменную кулису. На "сцене" задник из "Царя Эдипа" Софокла.
  Акт первый.
  Встреча придворного художника. Действующие лица: художник, жрица (она же жена Эдипа), домочадец Эдипа (она же дочь его), пастух (он же садовник), хор фиванских старейшин (слышимый только художником).
  Хозяйка, протягивая руку, предлагает знакомиться. Знакомимся. Пухленькая дочурка, выглядывая из-за спины мамы, тоже знакомится. Мне объясняют, что хозяин дворца срочно вызван в верхние эшелоны власти и будет чуток позжее. Предлагают, пока есть время, ознакомиться с окрестностями. Пастух (садовник), протягивая руку, как памятник вождю, спускается с гранитных ступеней и идет вдоль здания. Я за ним.  
  Участок оказался огромным, с бассейном (в котором серебрились боками осетры), беседками в античном стиле, разветвленными дорожками и прочими ландшафтными безделицами. Садовник подробно перечислял названия экзотических деревьев и кустов. Различные виды мха на каменных валунах и прочую растительность. 
  Решил пошутить: Да, красиво, еще бы парочку пальм и легкий шум прибоя... 
  Садовник снова простер памятную руку, указывая на белеющее за деревьями здание со стеклянной крышей. Вошли. 
  В густоте солнечного марева, смешанного с терпкими запахами тропиков, летали попугаи и неизвестные мне виды птиц. Под самый стеклянный потолок упирались роскошные пальмы и прочая неизвестная растительность.  
  - Да... - прошелестел я, - только шума прибоя не хватает...
  У моего экскурсовода зазвенел мобильник.
  - Понял. Хорошо. Сейчас будем. И ко мне: Вас ждут в доме. Хозяин приехал. 
  
  После прогулки по парку и посещения зимнего сада, казалось - удивиться трудно, но...
  Я был ошарашен, войдя через арку двери с рельефными пластинами. Московское метро меркнет перед этим обилием мрамора, хрустальных люстр, лестниц с ковровыми дорожками, колонн и многого другого блестящего и переливающегося. На стенах висело множество картин в толстых дорогих рамах. Рассмотреть их не успел. Из боковой двери вышла милая дама и вежливо предложила пройти за ней. Прошел.
  За большим, полированного дерева, столом сидел небольшого роста плотный человек с пышными усами. Он встал, оказавшись еще меньше ростом, и представился. Я тоже. 
  - Присаживайтесь. Чай, кофе? Жена испекла вкусные пирожки - она, наша кормилица, умеет кое-что. Угощайтесь.
  Пирожки действительно оказались отменными. Вместо чая, после всего увиденного, я бы предпочел чего-нибудь крепче. Но, не предложили.
  Заказчики бывают разные, но всех интересует, в конце-концов, сумма гонорара. Иногда, эта тема возникает в конце первого общения, чаще - в середине. В данном случае получилось второе. Отведав пирожков и выпив две чашки чая за неспешным разговором о "кто вы?, где учились?, где выставлялись?" и, попросив показать некое удостоверение художника, хозяин объявил, что он имеет намерение заказать портреты всей семьи, включая родителей с обеих сторон. Посему, ему бы хотелось узнать "так почем, почем при оптовом заказе?" Так и сказал - "при оптовом". Вроде картошку со склада собрался загружать. 
  - Но это потом, а пока, приглашаю осуществить небольшую экскурсию по, так сказать, окрестностям. И хозяин мягко улыбнулся одними усами. 
  Далее была часовая экскурсия, или сцена из первого акта "Царя Эдипа" - прогулка по царским покоям. 
  Еще раз описывать роскошь залов и комнат, лестниц между этажами и пр. нет сил. Это сейчас, а тогда у меня вспотела спина от неразрешимого внутреннего вопроса "Шо это и зачем?!" 
  Спустившись вниз к остаткам пирожков и чая, хозяин спросил: Ну, как? Я сказал: Нет слов. И не соврал. 
  Мы сели за стол, нам снова налили чай и главное действующее лицо продекламировало: Пора вернуться к основной теме нашего дела.
  Конечно, я готовился к этой теме, но, после увиденного, "слегка" набычился - "Тут деньги не считают!" - решил я. И, естественно, ошибся.
  Мы еще долго обсуждали "это дело". Я полностью выдохся и был согласен на любой запев о гонораре. Мне выдали пакет с пирожками - "В дороге пригодится." Проводили до боковых ворот, передали "в руки" усатого дяди в кожанке и он отвез меня на вокзал. Если и дети "царя" будут с усами, не удивлюсь.
  Я был настолько вымотан всем предыдущим, что забыл напрочь про билет. Где-то возле Москвы меня оштрафовали. Вот, - сказал я себе, - это припев будущего гонорарного запева. 
  Как прекрасно иметь друга, всегда готового тебя видеть, облегчить груз и поднять настроение.
  - Старичок, - утвердительно заявил друг, - забудь, это уже в прошлом. А будущее сулит нам легкую дружескую беседу за легкой рюмкой. Наливай.
  Утром он проводил меня на вокзал, пожелал что полагается и я уехал успокоенный и умиротворенный.
  Первые два портрета главных персонажей накрасил довольно быстро - все еще хотелось "поразить, удовлетворить, выложиться и достичь гонорарного успеха". Закончив, помчался предстать пред очи заказчика в славный подмосковный город П. Таможня на двух границах игралась в "Чего везем?", а я старался спокойно объяснять суть и цель. 
  - На продажу?
  - Ну что вы. Это в подарок благодетелю.
  - Да, - вздыхала таможня, - везет же некоторым!
  - Так облагодетельствуйте и вы будете в числе.
  Таможня, профессиональным чутьем, понимала степень уровня шутки и, пожелав счастливого пути, давала отмашку.
  Было сильно смешно, когда пришлось везти портреты назад через три дня. Столкнулся с тем же таможенником.
  - Что же, не понравился подарок?
  - Хорошая у вас память!
  - Так не каждый день такие "подарки" граждане возят (с иронией сказал служивый).
  Действительно, живопись в багаже - не типична для плацкартных вагонов. 
  Ездил туда-сюда раз пять... Каждый раз давали какие-то правки, а один портрет пришлось полностью перекрасить. Я уже был близок к решению послать все это очень далеко и признать поражение. Как не было жаль потраченного времени и неосуществленного желания слегка разбогатеть. Единственная радость - каждый раз встречался с другом. Это было настоящим отдохновением души и сердца. 
  В очередной раз взяв билет решил: больше кататься туда-сюда не имеет смысла, да и билеты, хоть и плацкарт, забирали большую часть будущего предполагаемого гонорара.
  - Если снова будут правки, уничтожу на глазах заказчика всё! - Сказал я торжественно себе. 
  Но иногда, Провидение устраивает что-то вроде каникул и дарит стечение маленьких обстоятельств переходящих в большие последствия.
  Приехал. Предстал. Выставил последнюю серию. На этот раз "Худ. Совет" состоял из Хозяина и старшего отпрыска царской крови. Совет проходил в обширном двухэтажном срубе бани. Помню белку мелькающую в колесе и огромный аквариум с множеством разноцветных рыб. После получаса всяческих "вот тут не годится", "тут нужно изменить фон, "здесь совершенно не похоже", "в этом месте слишком много белого (синего, коричневого, зеленого...)" понял - я созрел осуществить задуманное уже сейчас. Осталось решить - просто порезать холст, или публично сжечь.
  Из-за спин "Совета" прозвучал тихий, но внятный голос жены "царя": А МНЕ НРАВИТСЯ.
  Безусловно, Провидение заставило хозяйку (к юбилею которой и устраивали весь этот живописный экзерсис) зайти в баню (где действо от нее скрывали), подняться на второй этаж и сказать магическую фразу. 
  Члены совета сдулись, усохли в размере и, не проронив более ни слова, удалились из холодной нетопленой бани в дом. 
  Потом было предложено заказать такси до пригородного вокзала и приехать завтра в офис за полным и окончательным расчетом.
  На следующий день, еще не веря, что я дослушаю "Запев", с легким похмельем, после успокоительного профилактория у друга, был доставлен им по адресу. 
  Офис оказался гораздо менее роскошным, чем имение царственной особы. Можно сказать и так: это было похоже на бывшее подсобное помещение ЖЕКа. Но там имелось все, что положено иметь в помещении под, ставшим уже привычным, названием "Офис".
  Например, комната для отпивания (от слова "пить") окончания "Запева". Куда я и был приглашен для вручения ОКРАСА (окончательного расчета). 
  Хозяин помещения долго считал цифры, сверял их с курсом на компьютере и опять считал. Моя спина снова взмокла. Я был на последней стадии терпения.
  - Это же конец. - Убеждал я себя. - Потерпи. Друг ждет тебя живым. Ты ему нужен сегодня способным соответствовать!
  А напротив, за столом причудливой формы, все еще продолжался финансовый процесс. Но и это, в конце-концов, закончилось. Мне был выдан пакет, вроде того, с которым ходят в магазин за продуктами. Потом хозяин вызвал секретаршу и сказал этой длинноногой, с роскошным бюстом офисной служительнице: Катенька, доставь нам, будь добра, для отметить.
  - Да, шеф. - Сказала, мило улыбнувшись, Катенька и вышла. Через пару минут (значит все было готово заранее?!) она вкатила столик в два этажа плотно уставленный разнообразным желудочным роскошеством. 
  Превозмогая сильное желание влить в себя спиртное, как мог вежливо отказался. Как мог поблагодарил и вылетел из помещения, прижав локтем пакет с банкнотами.
  Друг сидел в своей машине и спокойно читал книжку. 
  - Ну что, старичок, облагодетельствовали? 
  - Дорогой, умоляю, быстро к тебе и быстро за стол, а то у меня уже один раз чуть слюнки не потекли на выставленное предложение.
  И мы помчались, с возможной в огромном городе скоростью, и мы сели за стол в мастерской друга, и я долго рассказывал ему все тональные нюансы этого Запева, о которых он еще не подозревал.  
  - Старичок, - утвердительно заявил друг, - забудь, это уже в прошлом. А будущее сулит нам много песен. Давай еще по одной.
  Утром он проводил меня на вокзал, пожелал что полагается и я уехал успокоенный и умиротворенный.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"