Белозеров Михаил: другие произведения.

Рецензия на роман Виталия Забирко "Антропогенный фактор"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Литературный обзор романа Виталия Забирко 'Антропогенный фактор'
  Роман вышел в издательстве ЭКСМО.
  
  Название романа можно расшифровать как непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания. Различают четыре основных антропогенных фактора:
  - изменение структуры поверхности планет;
  - изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящего в нее вещества;
  - изменение энергетического и теплового баланса отдельных участков и регионов;
  - изменения, вносимые в биоту.
  Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов.
  По большому счету роман - это гимн человечеству, это история трансформации человеческого духа в плоскость иррационального, непонятного, запредельного. Автор создал то время, когда дух человека по мощи сравнился с божественным откровением, и наоборот, божественное, запредельное для человеческого восприятия, сформировалось в человека. Этот обоюдный процесс показывает, возможно, пути эволюции человека. С этой точки зрения роман уникален.
  Если бы эта идея была заложена с самого начала, то роман не получился бы. Потому что идея как таковая лежит на поверхности. Она общеизвестна как философское понятие. Однако в ткани романа эта идея выкристаллизовалась естественным и гармоничным образом.
  Внимательный читатель обнаружит в романе множество граней. Некоторые из них блестяще отшлифованы, другие только намечены опытной рукой, третьи сделаны по принципу недосказанности, что придает тексту магическую окраску. И таких примеров множество: Наблюдатель-Астаханов не помнит собственного родства и искренне верит, что он из галактической службы безопасности -- ГСБ, кто убил Марко Вичета; почему, когда герой обедает с любимой женщиной, его биочипы молчат; почему Араней атаковал героя, как он выходил из клетки, почему другие агенты ГСБ, которых оказалось числом пять, не действовали, и пр.
  Наблюдатель-Астаханов из главы в главу как бы просыпается и вспоминает свое прошлое. Причем, вначале даже с неподдельным возмущением и неприятием того, что он - Наблюдатель -- может быть заподозрен в нелояльности к человечеству. Он не хочет быть никем, кроме как человеком: ни командором с его козлиными ногами, ни гауробцем, ни каратоидянином, ни тем более слоагом, хотя этот паук пришел из его же мира и умеет трансформироваться в людей. Нет Вольдемар Астаханов хочет быть человеком! Чем не мифологическая история! Причем история Сверхнового Завета. Кто знает, что будет через миллион лет с человечеством и какие Заветы оно напишет.
  В некоторые моменты расследования Наблюдатель искренне теряется, путается. И это очень по-человечески. Вместе с ним в лабиринтах расследования бродит и добросовестный читатель. Будь Вольдемар Астаханов божественной личностью, ему бы было достаточно одного взгляда, чтобы разобраться что к чему. Однако та боль, которую он испытывает в качестве человека постепенно делает из него человека. Обратная связь сильнее, чем кровь. Парадокс? Парадокс! Хотя тот рациональный мир, в котором нет ни любви, ни надежды, ни прошлого, ни будущего дисциплинирует его обитателей, и они помнят, кто они такие. Не видим ли мы здесь некую аномалию, которую автор, сам не ведая того, заложил в романе? Ведь окружающие Наблюдателя-Астаханова помнят, кто он такой, и очень тактично намекают ему на это обстоятельство, которое, в свою очередь, приводит к трагической развязке: Наблюдатель-Астаханов не хочет менять судьбу. Он садится на край вздыбившейся платформы и знает, что через мгновение он прекратится в элементарный частицы, чтобы через века и тысячелетия возродиться в качестве настоящего человека. И здесь мы видим философский посыл - человек бессмертен, старая-старая реинкарнация. Очень грустная реинкарнация и одновременно жизнеутверждающая. Она касается всех ныне живущих.
  Название романа можно трактовать и несколько нетрадиционно. В романе выведен образ Наблюдателя, пришедшего из мира рационального разума. То есть можно сказать, что нечто божественное, вечное, бессмертное приходило в четырехмерный мир и наблюдало. Причем Наблюдатель-Астаханов в человеческом образе, у него легенда, якобы, состряпанная в ГСБ, и он не видит себя никем, как только этим агентом.
  Что такое рациональный разум, автор не расшифровывает. Он задает читателю затравку. Здесь открывается широкое поле, как для читателя, так и для автора. И здесь же заложен принцип недосказанности.
  Получается, Наблюдатель разгадывает сам себя. В романе как бы мимоходом упомянуто о внешнем наблюдателе, который создал конфликтную ситуацию. Но внешний наблюдатель не расшифровывается, не потому ли, что с идеей Бога все банально? Иначе бы автору пришлось придумать своего Бога. А это уже кощунство. Да и роман бы усложнился как и усложнилась бы задача, которую ставил перед собой автор - просто рассказать историю.
  При всем мастерстве, с которым сделан роман, надо отметить, что он очень информативен с научной и псевдонаучной точки зрения. Читатель с большим удовольствием обнаружит и гравитационные ловушки, и темпоральные сдвиги (что это такое, до сих пор не знаю), и ассист, и трансформер, и мнемокопирование, и дилемму о Буридановом осле, и прочее, и прочее, что создает неповторимый колорит текста.
  В этом отношении автор не скован никакими рамками. Его фантазии нет предела.
  Идей Черного Зеркала или Зеркала Мрака. Казалось бы очень просто. Все знают, что такое Портал - дверь или окно, или зеркало, через которые можно попасть в иной мир. Автор же с большим мастерском создал легенду о Черном Зеркале или Зеркале Мрака. Причем на мифологическом уровне. А как известно, мифология воспринимается на подковке. Яркий элемент современной культуры. Чем не пример тактического мышления писателя?!
  Один образ Кунги чего стоит. Теплый, домашний. Так и кажется, что он списан с большой, доброй собаки. Там не менее, спасшей героя от гибели и возрожденной к жизни снова. Какие еще подводные течение не раскрыты в этом романе? Да, тепло и любовь - несомненно. Здесь и личные мотивы. Как бы автор ни прятал их, они присутствуют. Они делают текст достоверным и очень человечным.
  Фантомы, о которых ничего неизвестно за исключение того, что они существуют - просто, независимо от людей, которые пришли на их планету.
  Пожалуй, из всех обитателей платформы наибольшего внимания со стороны автора заслужили два персонажа: Ютта, она же Ульфи, она же Мария, и Борацци - врач колонии.
  Эти образы раскрываются постепенно. Они многослойны. Они динамичны и очень человечны. Хотя Ютта подается сразу с позиции верной жены и с некоторой механичностью в любви. Но мы верим в это. Это близко и понятно. Героя сразу перешагнули в семейные отношения.
  Борацци сложнее. Пожалуй, сложнее самого главного героя, или где-то рядом. Они стоят друг друга. Классические скитальцы в классической вселенной. Борацци - это одна из икон главного героя, то есть Наблюдателя-Астаханова. Его совесть. Его скепсис. Его здравый смысл. Очень сильный и цельный человек, которому не нужны никакие прибамбасы в виде чипов и других приставок, чтобы ориентироваться в сложном мире.
  Несколько менее подробно описаны и другие обитатели платформы: командор. Таинственная личность. Координатор работ. Существование которых само по себе трагично - ведь они всецело зависят от паука Аранея и оберегают его всеми силами. Раскрытие тайны этих двух личностей приводит к их смерти.
  В конце концов взрыв всерхновой все расставляет на свои места.
  Маленькая, маленькая трагедия Шекспира в масштабах холодного, безмолвного Космоса.
  И над всем этим звучит вечный марауканский прибой.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"