Все идеи о капиталистической эксплуатации, питающие коммунистическое движение, в своем основании, имеют трудовую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости Маркса. Последние полтораста лет эта теория и, вытекающие из неё следствие об эксплуатации классом капиталистов класса пролетариев, в сознании миллионов людей, являлась абсолютно истинным, научно обоснованным фактом. Для большинства людей это даже не результат умозаключения, а факт веры, который приобрело прочность предрассудка.
В тоже время в основании и трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости Маркса лежит постулат марксисткой экономической доктрины, впервые сформулированный мною: "Рабочая сила и её функционирование - труд являются единственными источниками стоимости и возрастание производительной силы труда безгранично". Этот постулат, по существу, является "краеугольным камнем" экономической теории Маркса.
Этот постулат ошибочен, ложен, его опровержению и опровержению его следствий и последствий посвящена книга "Антимарксизм".
Труд по Марксу есть затрата мускульной и нервной энергии функционирующей рабочей силы. Но в процессе общественного производства затрачивается не только энергия рабочей силы. Многие тысячи лет человечество использовало в качестве энергетических источников ветер, падающую воду, в работе ветряных и водяных мельниц, энергию одомашненных животных, наконец, энергию огня, солнца и т.п. С развитием капитализма появились искусственные источники механической энергии - паровые машины, а затем и вся гамма современных генераторов энергии. В соответствии с догмой постулата, все эти источники энергии не являются стоимость образующими. Это утверждение не соответствует действительности. Стоимость образуется в результате воздействия на предмет производства орудиями и средствами производства, для придания предмету производства свойств и качеств, удовлетворяющих личные или производительные потребности человека. Не важно, какая энергия приводит в движение орудия производства: энергия рабочей силы или энергия паровой машины. Зерно можно смолоть на ручной мельнице, либо паровой, в первом случае будет затрачена энергия рабочей силы, во втором случае энергия пара. Но в обоих случаях будет иметь место появление нового продукта муки: новой потребительной стоимости, а следовательно, и новой стоимости.
Энергия искусственных источников энергии также как и энергия рабочей силы создают стоимость в процессе общественного производства. Но производство энергии искусственными источниками, само требует затрат энергии на добычу и производство энергоносителей, производство энергетических машин, их обслуживание в процессе производства энергии. Энергию, затраченную на производство энергии я называю пассивной энергией. Энергию, произведенную машинами я называю активной энергией. Часть произведенной активной энергии идет на возмещение затрат пассивной энергии. Вторая часть активной энергии, я называю её прибавочной энергией, идет на производство общественного продукта и создает его стоимость.
Таким образом, любая энергия, которая используется в производстве общественного продукта, независимо от того, кто производит эту энергию: рабочая сила, или паровая машина, или, какой либо, другой источник энергии, производит стоимость продукта, если имеет место товарное производство
"Энергия, с возникновением общественного производства, превратившись из физической в общественную субстанцию, явилась общей и единственной основой генезиса всех элементов материального воспроизводства общества, а её количественная определенность - энергоемкость - общественной мерой распределения энергии между этими элементами. Являясь категориями общественного производства, они в процессе исторического развития последнего, с возникновением товарного производства проявляются как абстрактный труд и стоимость".
В 19-ом. веке началось широкое применение в капиталистическом производстве энергетических машин. С этого момента в капиталистическом производстве начался процесс замены естественных энергетических машин - рабочих сил, искусственными, и чем интенсивней шел этот процесс, тем интенсивней шло накопление капитала. Соответственно, в массе прибавочной стоимости все большую долю стала занимать не прибавочная стоимость, создаваемая рабочими силами, а прибавочная стоимость, создаваемая машинами. Тем самым, все больше источником капиталистического накопления становилось не безвозмездное отчуждение стоимости, создаваемой наемным рабочим, а присвоение прибавочной стоимости, создаваемой капиталистом, потребляющим в процессе производства, прибавочную энергию, создаваемую энергетическими машинами. В конечном счете, вся прибавочная стоимость, получаемая капиталистом в процессе производства, начала создаваться только машинами. Следовательно, заработная плата пролетариата стала содержать в себе всю, созданную рабочим, стоимость.
Этот момент, когда заработная плата становится равна вновь созданной, наемным рабочим, стоимости есть точка революционного переворота, скачкообразное появление нового качества. Прекращается производство прибавочной стоимости наемными рабочими, прекращается эксплуатация наемных рабочих капиталистами. Заканчивается период становления капитализма, наступает период его зрелости.
Антагонистические производственные отношения капиталистической эксплуатации, в соответствие с законами диалектики, превращаются в свою противоположность - отношения партнерства и сотрудничества, без участия диктатуры пролетариата, а лишь только вследствие развития производительных сил капиталистического общества.
В тексте приведены формулы, которые могут быть использованы для нахождения исторически точной информации о том, в каком году, в какой из ныне развитых стран капитализм достиг своей зрелости и для накопления стал использовать только прибавочную стоимость, создаваемую энергетическими машинами и, следовательно, перестал эксплуатировать своих наемных рабочих.
С этого момента, а это, вероятно, начало 20-го века, начинается стремительное развитие капиталистического способа производства, которое не остановили ни две мировые войны, ни жесточайшие экономически кризисы, ни гигантские социальные потрясения, вызванные попытками реализовать марксистскую политико-экономическую доктрину - насильственное построение "социалистического общества".
Прибавочная стоимость, создаваемая на капиталистических предприятиях, создается теперь только энергетическими машинами и, следовательно, вся масса прибавочной стоимости имеет своим источником не потребление рабочей силы наемных рабочих, а функционирования энергетических машин, только их работа становится теперь источником капиталистического накопления.
Более того, в зрелом капитализме, прибавочная стоимость, создаваемая энергетическими машинами, является источником не только капиталистического накопления, но и источником роста материального богатства наемных работников за счет получения ими безвозмездно, в заработной плате, части прибавочной стоимости, создаваемой энергетическими машинами.
Класс капиталистов и класс наемных рабочих оба участвуют в общественном материальном производстве, и также оба класса участвуют в распределении прибавочной стоимости, создаваемой общественным энергетическим комплексом в процессе материального производства.
На месте пролетариата, прибавочная стоимость которого была источником капиталистического накопления, в период становления капитализма, в течение 20-го века возник и сформировался средний класс собственников. Этот средний класс, включивший в себя и всех наемных работников, через механизм рыночных отношений участвует в распределении прибавочной стоимости, создаваемой искусственными источниками энергии, и служит незыблемым гарантом частной собственности и капиталистического способа производства, который является основой его существования. И сейчас никому в голову не придет говорить о том, что скоро пробьет час капиталистической частной собственности, несмотря на то, что уже почти полтораста лет отделяет нас от этого пророчества Маркса.
Обнаруженная мною, в результате исследования, ложность постулата марксизма свидетельствует о ложности экономической и социальной доктрины Маркса. Справедливое стремление людей жить в обществе, в котором нет эксплуатации человека человеком достигается не в результате "экспроприации экспроприаторов" и "диктатуры пролетариата", а на пути естественного развития производительных сил капиталистического общества; в результате достижения им периода зрелости.
13. 04. 99. Бубнов В.
ENTRE NOUS*
В свое время, родоначальник квантовой физики Макс Планк сказал: - "Новые идеи побеждают не потому что их противники отказываются от свих убеждений. Они просто уходят из жизни. А новое поколение, не обремененное прежними предрассудками, сразу усваивают новые идеи"; "Ученые не меняют свих убеждений. Они вымирают".
Это ярко наблюдалось в начале 20-го века, когда корифеи классической физики так и не приняли теории относительности А.Эйнштейна. Но и сам А.Эйнштейн не мог принять идеи квантовой физики, такие как "соотношения неопределенностей". Известно его знаменитое высказывание: "Не могу поверить, что бог играет в кости".
Все это в равной степени относится вообще к человеческому роду, к общественному сознанию, которое крайне инерционно. Подавляющее число людей не воспринимают вообще либо с трудом и не полностью новые идеи, новые отношения, возникающие в общественной жизни. Это явление называют проблемой отцов и детей. В обычное время изменения происходят постепенно и не приводят к серьезным конфликтам.
Если же наступает период революционных общественных изменений, когда на смену прежним общественным отношениям и отражающим их идеям приходят новые прямо противоположные, то большинство людей испытывают не только психологический дискомфорт, но в, определенной степени могут воспринимать это как трагические события, ведущие к "вселенской катастрофе". Это особенность человеческой психики при восприятии новых общественных отношений всегда нужно учитывать при оценке так называемого общественного мнения.
В добрый час! Бубнов В. 29.12. 2012.
Антимарксизм.
(Критика трудовой теории стоимости К. Маркса или о том, как пролетариат
эксплуатирует капиталистов) ISBN-5-88977-030-7 ЛР N 064064 от 5 мая 95 года
No В. А. Бубнов 2000 Санкт-Петербург 2000
Антимарксизм.
(Критика трудовой теории стоимости К.Маркса или о том, как пролетариат
эксплуатирует капиталистов)
Предисловие
Августа 21-го числа 1991 года от рождества Христова закончился беспримерный в истории человечества научный эксперимент, за осуществлением которого в течение почти 74 лет следило все человечество: кто с надеждой, кто с неприятием, но равнодушных было мало. Гигантские перемены в жизни человеческого общества сулило его успешное завершение.
Идея этого эксперимента зародилась в середине XIX века. В Лондоне в феврале 1848 года был напечатан "Манифест коммунистической партии", написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, где впервые было провозглашено о неизбежной победе мировой пролетарской революции, в результате которой будет установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем и коммунистическое общество. С 1867 года по 1894 год было издано три тома главного экономического труда К. Маркса "Капитал". Это произведение подвело научно-экономический фундамент под идеи мировой пролетарской революции, изложенные в "Манифесте коммунистической партии".
Все образованные слои европейского общества были захвачены этими идеями. Одновременно, с первого же момента выхода в свет "Капитала", его выводы подверглись жесточайшей критике всех экономических школ. Эта критика продолжалась вплоть до XX века. Однако, молодежь и особенно её представители, исповедующие социалистические идеи, стали горячими последователями К. Маркса. Не избежало этого явления и образованное общество пореформенной России. Уже в 1872 году в Петербурге появился русский перевод 1-го тома "Капитала". А 31 год спустя, в 1903 году, возникла партия социал-демократов большевиков, политической целью, которой стало претворение в действительность идей "Манифеста коммунистической партии".
25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года в столице России Петрограде большевики захватили власть. С этого момента началось претворение в жизнь теоретических выводов "самой передовой в мире науки о развитии общества" - марксизма-ленинизма.
Пройдя через гражданскую войну и разгромив интервенцию, большевики - коммунисты создали первое в мире государство рабочих и крестьян - СССР. Преодолев разруху, голод, проведя индустриализацию промышленности, коллективизацию сельского хозяйства, разгромив фашизм, создав самую мощную в военном отношении и вторую по экономической мощи державу, перейдя в 1960 году к строительству коммунистического общества, создав передовые отрасли промышленности: атомную энергетику, ракетостроение, самолетостроение и т.п., СССР к девяностым годам демонстрировал монолитное единство руководящей КПСС и народа, нерушимую дружбу народов, его населяющих.
И вдруг, в 1991 году, СССР перестал существовать, разделившись на полтора десятка самостоятельных государств, большинство из которых в спешном порядке начали ликвидировать так называемые "завоевания социализма" и, в первую очередь, главное из них - общественную собственность на средства производства. Иначе говоря, если до 1991 года народы СССР упорно и последовательно "на руинах капитализма" строили социализм и коммунизм, то теперь большинство народов бывшего СССР "на руинах" социализма, с тем же упорством и последовательностью, стали строить капитализм.
Эти факты свидетельствуют, что попытка реализовать теоретические выводы "самой передовой в мире науки о развитии общества" - марксизма-ленинизма окончилась провалом. Если рассматривать эту попытку как научный эксперимент, то, как и при любом научном эксперименте, всегда можно ожидать и положительный результат, и отрицательный, это вполне естественно. Положительный результат свидетельствует, как правило, об истинности теории. Отрицательный результат требует объяснения, по какой причине не подтвердилась теория при её осуществлении на практике.
Может быть две причины:
первая - теория не является истинной: она либо содержит ошибку, либо полностью неверна;
вторая - экспериментаторы при осуществлении теории отклонились от её требований, либо, не понимая теории, осуществляли нечто другое.
Нижеследующие тексты предлагают изложение первой причины, т.е. ошибочность и ложность теории, которая и привела к отрицательным результатам при осуществлении этого уникального в истории человечества эксперимента.
В связи с ограниченными возможностями получения информации и не желая перегружать текст обилием фактического материала, иллюстрирующего теоретические положения, я, главным образом, использую качественный анализ и к количественным характеристикам прибегаю лишь в том случае, когда они служат аргументами.
Введение.
Марксизм есть теория неизбежного революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое. Основанием для неё служит экономическая доктрина К. Маркса, изложенная в трех томах его главной работы "Капитал". Все экономическое учение Маркса покоится на трех постулатах. Два из них широко известны: 1. "Развитие человеческого общества определяется объективными законами природы, независимыми от воли и сознания людей"; 2. "Основой развития человеческого общества являются условия его материального существования - производительные силы". На их основе советская философская наука создала собственную философскую систему - "Исторический материализм". Третий постулат -"Рабочая сила и её функционирование - труд являются единственными источниками стоимости, и возрастание производительной силы труда безгранично". (ниже ему будет посвящена специальная глава). Третий постулат нигде - ни Марксом, ни Энгельсом, ни кем-либо из известных мне марксистов - не сформулирован, однако он пронизывает всё его экономическое учение и, главным образом, его основу - трудовую теорию стоимости. И будучи ошибочным, ложным, делает несостоятельным все главные выводы, как трудовой теории стоимости, так и всего экономического учения Маркса. Теория прибавочной стоимости, теория капиталистического накопления, теория общественного воспроизводства и др. - все это покоится на ошибочной, ложной основе. Следовательно, выводы и прогнозы из этих теорий заведомо ложны и не должны соответствовать действительности. Что и наблюдается в самом историческом процессе.
Однако полное отрицание научного наследия Маркса и его забвение я считаю недопустимо для науки об обществе. Ошибочность многих положений Маркса носит не гносеологический, а исторический характер. Любой человек принадлежит своему времени и в силу этого исторически ограничен. Это обстоятельство всегда надо учитывать при оценке работ любого ученого. Вклад Маркса в науку о развитии человеческого общества трудно переоценить.
Первые два постулата марксизма, о которых я говорил выше, и метод материалистической диалектики, который использовал Маркс в анализе капиталистического способа производства, должны быть главными инструментами при анализе любых процессов общественного развития.
Из вышесказанного следует, что критическое осмысление научного наследия Маркса необходимо проводить на основе первых двух постулатов, о которых уже упоминалось, и метода материалистической диалектики. Иначе говоря, положить в основу исследования те же предпосылки, из которых исходил в своих работах сам Маркс.
Маркс неоднократно указывал, что предметом исследования является не отдельный индивид, а совокупность индивидов, воспроизводящих себя, т.е. общество. Но реальное общество всегда воспроизводит себя не просто, а расширенно. И Маркс в своих исследованиях всегда исходил из того, что любое общественное воспроизводство носит расширенный характер. Поэтому предметом нашего исследования является общество как совокупность индивидов, осуществляющих расширенное воспроизводство самих себя. Каждый индивид в процессе осуществления своего воспроизводства стремится, чтобы это воспроизводство имело расширенный характер. Это стремление к беспрерывному увеличению материальных условий своего существования обусловлено тем, что индивид, только осуществляя это стремление, сможет реализовать все свои творческие потенции, удовлетворить все свои материальные и духовные потребительские претензии. Это стремление к расширенному воспроизводству есть не индивидуальное, а видовое качество и записано оно в генофонде вида. У каждого отдельно взятого индивида оно может проявляться с различной силой, и поэтому в любой человеческой популяции всегда найдется определенное, хотя и незначительное, количество индивидов, в которых это качество проявляется крайне слабо. Это, как правило, люди с крайне низкой социальной активностью, они находятся как бы на обочине жизни. Основная же масса членов общества, будучи социально активной, реализуя свои творческие потенции, стремится воспроизвести себя расширенно. Произвести и увеличить свое потомство, увеличить материальные условия своего существования, удовлетворить свои духовные потребности, реализовать свои социальные амбиции и т.д. и т.п.
В последующем анализе мы всегда будем иметь в виду, что мотивация человеческих поступков в системе общественного воспроизводства определяется именно этим генетически запрограммированным стремлением человека к расширенному воспроизводству самого себя.
Поскольку мы в своем анализе будем исходить из тех же предпосылок, из которых исходил сам Маркс в своих исследованиях, то я напомню их краткое содержание:
"Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем. Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. Мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий - геологических, оро-гидрографических, климатических и иных отношений, которые они застают. Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории.
Людей можно отличить от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь.
Способ, каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит, прежде всего, от свойств самих жизненных средств, находимых им в готовом виде и подлежащих воспроизведению.
Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства". (2; 14,15). *
*Здесь и в последующем, все цитаты взяты из сборника: К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения. Москва: Издательство политической литературы, 1987. В тексте в скобках первая цифра указывает номер тома, а последующие - номера страниц.
Часть 1
Критика трудовой теории стоимости К. Маркса
Третий постулат марксизма, о котором говорилось во Введении, будучи ошибочным, ложным, делает несостоятельным не только трудовую теорию стоимости, но и теорию прибавочной стоимости, вытекающей из трудовой теории стоимости. Теория прибавочной стоимости была названа Лениным "краеугольным камнем марксизма". Раскрыв тайну капиталистического накопления, теория прибавочной стоимости явилась научно-теоретическим основанием для идеи насильственного превращения капитализма в социализм. Правомерность и справедливость такого превращения, с позиций этой теории, были неоспоримы. Однако обнаружение ошибочности, ложности третьего постулата превращает "краеугольный камень" в "кучу песка".
Третий постулат, который сыграл такую злую шутку с казалось бы безупречным, в теоретическом отношении, грандиозным зданием экономического учения Маркса, недостаточно просто сформулировать, необходимо, чтобы его обнаружение было результатом исследования.
Этот первый раздел предлагаемой работы и будет посвящен обнаружению третьего постулата и выяснению последствий и следствий, к которым привела эта ошибочная догма марксизма трудовую теорию стоимости.
Излагая критику трудовой теории стоимости Маркса, я не буду, даже кратко, излагать саму теорию.
Во-первых, потому что вряд ли какой-либо читающий человек не был знаком, по крайней мере, с ее основными положениями и выводами.
Во-вторых, уж если кто не знаком с работами К. Маркса и захочет с ними познакомиться, то пусть лучше он прочтет великолепный первоисточник, чем пересказ.
Поскольку на протяжении нашего исследования необходимо будет много раз обращаться к термину "трудовая теория стоимости", для удобства введем аббревиатуру - ТТС.
Раздел 1
Стоимость - историческая форма энергоемкости
Итак, в соответствии с предпосылками, о которых говорилось во Введении, материальной основой существования людей служит производство ими жизненных средств. От этого производства зависит не только воспроизводство их "телесной организации", но и их "определенный образ жизни". В то же время процесс производства есть процесс труда. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу" (7; 169).
"Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров.
Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости" (7;46).
Проанализируем эти два утверждения.
Глава 1
Процесс материального производства
1. Созидание стоимости - материализация энергии
По мысли Маркса процесс труда - "...расходование человеческой рабочей силы в физическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров". (7;46), есть не что иное, как расходование мускульной и нервной энергии человеческого организма. Следовательно, абстрактный труд есть затраты энергии, которую вырабатывает и затрачивает в процессе производства рабочая сила. "Расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле" есть категория физики - энергия. Если это не так, то как понимать материалистические основы учения Маркса и ссылки на физиологический смысл в вышеприведенной цитате? А если абстрактный труд как категория ТТС тождественен физической категории энергия, то тогда все её количественные характеристики мы сможем выразить через физические величины, не прибегая, как это делал Маркс, к рабочему времени. И саму категорию рабочее время как меру затрат абстрактного труда можно будет выразить в тех же физических величинах. То, что оказалось невозможным для Маркса в середине XIX века, в конце XX не представляет труда.
Приступим к этому:
Для определения величины энергетических затрат человека в процессе производства обратимся к Большой Советской Энциклопедии. В томе N 33 в статье "Питание" на стр. 113 и 114 читаем: "...Применив этот метод, оказалось возможным определить суточные энергетические траты людей различных профессий и возрастов. Огромное количество таких исследований дало возможность все взрослое население СССР по энергетическим тратам распределить в следующие 4 группы: первая группа с затратой в 3000 ккал. Охватывает лиц, не связанных с физическим трудом, т.е. ведущих главным образом сидячую работу; ко второй группе относятся рабочие механизированного труда разных производств с затратами в 3500 ккал; третья группа людей, связанных со значительным физическим трудом, имеет затраты в 4000 ккал. и, наконец, четвертая группа (самого тяжелого физического труда) 4500-5000 ккал."
Первое, что сразу обращает на себя внимание, это незначительное отличие величины затрат в крайних значениях: 3000 ккал. и 5000 ккал. Их отношение равно: 5000 : 3000 = 1,666. Таким образом, среднее значение затрат равно: (1,0 + 1,666) : 2 =1,333; 3000 х 1,333 = 4000 ккал. Следовательно, среднее значение затрат - 4000 ккал - соответствует "третьей группе людей, связанных со значительным физическим трудом" Примем эту суточную величину затрат как среднюю для людей, участвующих в материальном производстве.
Совершенно очевидно, что суточный расход энергии распределяется в течение суток неравномерно. При 8-часовом рабочем дне в течение именно этих 8 часов, когда функционирует рабочая сила, расход энергии наибольший. Напротив, во время отдыха, т.е. в течение 16 часов этот расход наименьший. Однако в период работы не вся затрачиваемая энергия представляет собой затрату энергии на функционирование рабочей силы. Часть энергии уходит на поддержание жизнедеятельности самого организма рабочего. Её величина ничуть не меньше, чем та, которая затрачивается за пределами рабочего времени. Иначе говоря, в период работы человеческий организм производит два вида затрат:
во-первых, на поддержание нормальной жизнедеятельности организма:
во-вторых, на трудовые затраты.
Допустим, что для поддержания нормальной жизнедеятельности организма интенсивность расхода энергии равна затратам её в первой группе людей, т.е. 3000 ккал. Таким образом, на 8 часов трудовых затрат у человека остается энергия равная: 4000 - 3000 = 1000 ккал. Следовательно, средняя рабочая сила при восьмичасовом рабочем дне затрачивает на производство полезной работы: 1000 ккал: 8 часов = 125 ккал в 1 час.
Рабочая сила одновременно и производит и затрачивает энергию, т.е. работает как генератор энергии. Производимая энергия затрачивается, в основном, в виде механической энергии с частичными потерями в виде тепла. Поскольку годовой фонд рабочих часов, при 8-часовом рабочем дне, округленно равен 2000 часов, то 2000 часов х 125 ккал = 250000 ккал. При 1 ккал = 1,16 вт/ час годовое производство энергии одной средней рабочей силой составит: 250000 х 1,16 = 290000 вт/час, округленно - 300 квт/час.
Мощность рабочей силы в этом случае будет равна: 125 ккал х 1,16 вт/ч =145 вт, округленно - 150 вт. При 1 квт = 1,36 лс (лошадиной силы), 1000 : 1,36 = 735 вт. Таким образом, мощность рабочей силы (145 х 100) : 735 примерно равна 20 % лошадиной силы.
То что мы расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинаковый, или абстрактный человеческий труд (т.е. затраты мускульной и нервной энергии), образующий стоимость товаров, сумели выразить в физических величинах, килокалориях и ваттах, имеет большое методологическое значение. Это дает нам возможность сопоставления затрат энергии рабочей силы и затрат других источников энергии, участвующих в процессе производства.
"Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. ...Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них нечего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т.е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражение того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости". И далее "Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактный человеческий труд. Как же измерить величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции" (7; 38).
Таким образом, если, как мы выяснили прежде, абстрактный труд тождествен энергии человеческого организма, затрачиваемой в процессе труда, то, при отвлечении от потребительских свойств продукта труда, в нем остается сгусток энергии, затраченной рабочей силой на его производство и накопленной в нем. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции (читай, энергии), овеществленные и материализованные в продукте, они суть стоимости. Следовательно, сгустки энергии, или, то же самое, определенное количество энергии, затраченное на производство продукта, назовем её энергоемкость, тождественно стоимости.
Абстрактный и конкретный труд, стоимость и потребительная стоимость - это все категории ТТС, описывающие процессы товарного производства, товарных отношений. Категории и законы ТТС справедливы и отражают реальность только в границах товарного производства. Это хорошо видно из следующего фрагмента: "Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость. (И не только для других вообще. Часть хлеба, произведенного средневековым крестьянином, отдавалась в виде оброка феодалу, часть - в виде десятины попам. Но ни хлеб, отчуждавшийся в виде оброка, ни хлеб, отчуждавшийся в виде десятины, не становился товаром вследствие того только, что он произведеня для других. Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена)" (7; 40-41). Феодальный крестьянин, производя хлеб, расходуя свою рабочую силу, затрачивает энергию и овеществляет, материализует её в продукте - хлебе. И этот хлеб, как и любой другой продукт, имеет энергоемкость, т.е. определенное количество овеществленной, материализованной в нем энергии рабочей силы феодального крестьянина. Но эта энергоемкость не является стоимостью. Ни та, которая заключена в хлебе, идущем на потребности самого крестьянина, ни та, которая заключена в хлебе, переданном в качестве оброка феодалу и десятины попам. В этом хлебе есть энергоемкость, но нет стоимости. Феодальный крестьянин, с одной стороны, и феодал и попы, с другой стороны, в этом случае не находятся в товарных отношениях. Они не выступают товаровладельцами, обменивающими свои товары, и поэтому им нет необходимости соотносить, соизмерять энергоемкость продуктов, которые они обменивают. Они, феодал и попы, просто получают от крестьянина хлеб в качестве повинности, тут нет обмена. Но, получив от крестьянина хлеб, феодал и попы сами могут выступить в качестве товаровладельцев на товарном рынке и, тем самым, могут превратить этот хлеб в товар. В этом случае энергоемкость продукта - хлеба превратится в стоимость товара - хлеба. Энергия рабочей силы крестьянина, овеществленная, материализованная в товаре - хлебе, превратится в абстрактный труд, создавший стоимость этого товара.
ТТС и все её категории: рабочая сила, абстрактный и конкретный труд, стоимость и потребительная стоимость, меновая стоимость, цена и др., как уже указывалось, описывают лишь процессы и отношения товарного производства. В то же время процессы и отношения, имеющие место в нетоварном производстве, не могут быть объяснены и проанализированы ТТС как инструментом анализа, она тут оказывается бессильна. Нетоварное производство гораздо старше товарного. По разным оценкам человеческое общество и, следовательно, общественное производство существуют от 600 тысяч до 3 миллионов лет, товарным же оно стало не более 15-20 тысяч лет назад. И на протяжении многих сотен тысяч, а может быть, и миллионов лет рабочая сила затрачивала энергию на производство продукта, и овеществление, материализация этой энергии, создавала энергоемкость этого продукта. С возникновением товарного производства энергия стала выступать в качестве абстрактного труда, а энергоемкость - в качестве стоимости. Ни энергия, ни энергоемкость никуда не делись, они лишь надели товарную форму. Более того, только лишь потому, что созидающим фактором продукта является энергия, а её овеществление, материализация есть энергоемкость, могли возникнуть такие категории ТТС, как абстрактный труд и стоимость. Они есть не что иное, как историческая трансформация энергии и энергоемкости в абстрактный труд и стоимость. Следовательно, ТТС есть лишь частный случай теории энергоемкости, в которой стоимость - лишь товарная форма энергоемкости. Теория энергоемкости есть категория общей политической экономии и поэтому включает в себя ТТС как исторический фрагмент.
Энергия как физическая категория безразлична к форме затрат, она не имеет качественных характеристик, является общей физической субстанцией движения материи. Поэтому с возникновением общественного материального производства энергия стала общей для всех элементов процесса общественного производства общественной субстанцией, обуславливающей их движение в этом процессе. Таким образом, энергия из физической категории превратилась в общественную категорию. Это превращение не мистика, а естественный процесс для всех элементов материального мира, вовлеченных в общественное движение. У элементов материального мира появляется вторая, общественная роль, они обобществляются, становясь общественными категориями. Так, например, глина и песок, вовлеченные в процесс производства, это не просто объекты природы, а предметы производства, сырьё для производства кирпича. Любой продукт производства - не просто объект материального мира, а элемент процесса общественного воспроизводства, так как, с одной стороны, это результат процесса производства, а с другой стороны, - материальное благо, призванное удовлетворять личные или производительные потребности членов общества и т.д.
Энергия, с возникновением общественного производства, превратившись из физической в общественную субстанцию, явилась общей и единственной основой генезиса всех элементов, обуславливающих материальное воспроизводство общества. Её количественная определенность в каждом из этих элементов - энергоемкость стала общественной мерой распределения энергии, затраченной на воспроизводство общества, между всеми этими элементами. Являясь категориями общественного производства, они (энергия и энергоемкость) в процессе исторического развития последнего с возникновением товарного производства проявляются как абстрактный труд и стоимость.
Поскольку, "...расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости"(7;46), постольку затраты энергии человеческого организма в особой целесообразной форме создают потребительные стоимости, т.е. продукты, удовлетворяющие производительные и личные потребности человека. Таким образом, только наличие особой целесообразной формы обуславливает то обстоятельство, что затраты энергии рабочей силы превращаются в конкретный полезный труд, созидающий потребительные стоимости. "Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на неё труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости" (7; 41). Следовательно, только полезная форма затрат энергии и полезный характер продукта этих затрат делают эти затраты источником и стоимости, и потребительной стоимости. Особая целесообразная форма затрат энергии - "конкретный полезный труд", - и форма продукта этих затрат энергии - "предмет потребления" - есть не что иное, как технология производства всей совокупности материальных благ и форма самих этих благ, определяющая их потребительные свойства. И технология производства, и обусловленная этой технологией форма продукта производства есть идеальный фактор материального процесса производства, без которого не может существовать сам процесс производства, ибо он, этот идеальный фактор, задает цель производства и форму её реализации. "Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю" (7; 170). И еще: "Итак, в процессе труда деятельность человека при помощи средства труда вызывает заранее намеченные изменения предмета труда" (7; 172).
Таким образом, затраты энергии рабочей силы только тогда являются процессом труда и, следовательно, производством продукта, стоимости и потребительной стоимости, если до начала этого процесса, в голове человека- носителя рабочей силы были заранее намечены изменения предмета труда и имелось идеальное представление о результате труда. Иначе говоря, для того, чтобы процесс производства имел место, необходимо, чтобы до начала этого процесса, кроме материальных факторов производства: рабочей силы, предмета производства и средств производства, был и идеальный фактор - технология производства и обусловленная ею форма продукта производства. Это то, что сейчас, да и уже во времена Маркса, было содержанием технической документации на производство продукта. Но в природе, которая материальна, можно отыскать только материальные факторы, необходимые для процесса производства. Идеальные факторы, как известно, в природе отсутствуют, приходится их искать в единственном месте, где они могут быть, а именно - в головах людей. Но люди не рождаются с головами, набитыми идеальными факторами процесса производства. Любой фактор общественного производства, кроме девственной природы, есть результат производства. Точно так же и идеальный фактор производства должен быть произведен. Процесс его производства, т.е. производство идеального продукта (то, что сейчас называют "ноу-хау") происходит в голове человека и представляет собой процесс творчества.
Глава 2
Процесс идеального производства
1.Процесс творчества.
Творчество, есть процесс комбинаторики, композиции, в котором в различных пропорциях соединяются в единое целое, либо уже известные ранее идеальные элементы, либо к ним присоединяются и новые, неизвестные, и поэтому ранее не используемые, и мы получаем новые технологические процессы, новые машины, симфонии, научные теории, живописные шедевры, оригинальные и эффективные хозяйственные решения и т.д. Но что бы это конкретно ни было, это всегда будет нечто новое, оригинальное, отличное от всего того, что было прежде, независимо от того, в каких областях человеческой деятельности этот процесс происходит. Творчество это всегда - созидание нечто нового.
Поэтому процесс творчества в общественном производстве от любого другого производственного процесса имеет следующие отличия:
во-первых, это идеальный процесс, в котором разум человека, оперируя образами и понятиями, создает идеальный продукт, содержанием которого является формы будущего продукта производства и технология его создания, т.е. идеальный образ объекта - результата производства и способы его производства;
во-вторых, этот идеальный продукт всегда только новый, отличный от всех предыдущих. Бессмысленно создавать то, что уже создано, более того, если появляется идеальный продукт, который повторяет уже имеющийся и используемый в общественном производстве, то такой продукт не признается продуктом вообще. На страже этого правила стоит вся система патентного законодательства. Идеальный продукт в настоящее время так же, как и материальный, является объектом собственности и составной частью капитальной стоимости.
в-третьих, это процесс, создающий идеальный продукт, который, будучи материализован, в качестве средств производства, способен при своем производительном потреблении сокращать затраты энергии при производстве общественного продукта, а в качестве средств существования расширяет полезные свойства продукта.
Творчество есть процесс производства идеального продукта. Способность совершать этот процесс присуща каждому человеку, так же как и способность совершать процесс производства материального продукта. С той лишь разницей, что способность производить материальный продукт есть рабочая сила, а способность производить идеальный продукт есть творческая сила. Эти две силы - творческая и рабочая - функционируют и в духовном, и в материальном производстве. И являются личностными факторами процесса общественного производства. Однако как творческая, так и рабочая силы, прежде чем стать факторами производства, сами должны быть произведены, так как в каждом человеке они существуют лишь потенциально как возможность. Следовательно, процесс общественного, материального производства должен с необходимостью включать в себя производство личностных, субъективных факторов общественного производства - творческой силы и рабочей силы, так же как он включает производство материальных, объективных факторов: орудий, средств и предметов производства.
Функционирование творческой силы создает идеальные продукты, представляющие собой духовные и материальные блага. Функционирование рабочей силы овеществляет, материализует эти идеальные продукты, превращая их в наличное бытие, делая их тем самым доступными для потребления.
Таким образом, мы выяснили, что процесс общественного производства, кроме производства материального продукта, включает в себя как свои неотъемлемые части процессы производства личностных факторов: творческой и рабочей силы и производство идеального продукта.
Рассмотрим их.
2.Процесс производства творческой и рабочей силы
Для того, чтобы творческая и рабочая силы могли достаточно эффективно выполнять свои функции, необходима определенная подготовка, как общая, так и профессиональная. Следовательно, одним из моментов производства творческой и рабочей силы есть процесс профессионального обучения, которое есть не что иное, как составная часть процесса материального производства.
Производства и воспроизводства творческой и рабочей силы, кроме профессиональной подготовки требует определенных материальных затрат:
на воспроизводство телесной субстанции носителей творческой и рабочей силы;
на организацию и осуществление профессиональной подготовки и её совершенствование
Поскольку эти два момента воспроизводства творческой и рабочей силы является частью процесса идеального и материального производства, постольку материальные затраты, производимые при этом, являются составной частью стоимости творческой и рабочей силы. Однако, в силу отличия природы творческой силы от рабочей силы, затраты на каждую из них, значительно отличаются и по количеству и по содержанию
Творческая сила
Творческая сила сможет создать идеальный продукт, удовлетворяющий процесс производства, только при следующих условиях:
во-первых, усвоение информации об общих законах материального мира;
во-вторых, овладение основными методами творческого процесса;
в-третьих, наличие информации о самом процессе производства, в отраслях которого она функционирует, его потребностях, требованиях, способах создания материальных продуктов и т.д.
Кроме того, творческая сила должна беспрерывно усваивать новую информацию об общих законах материального мира, овладевать новыми методами творческого процесса, пополнять свою информацию о потребностях в идеальных продуктах, возникающих в материальном производстве.
Для того, чтобы удовлетворить потребности творческой силы в новой информации, необходимо беспрерывное её производство. Необходимо функционирование общественного производства этой новой информации, новых знаний - наука.
По своему содержанию новые знания:
Во-первых, знания об объектах и явлениях материального мира, о предмете познания;
Во-вторых, знания о способах, методах производства знания, о процессе познания.
Только при наличии вышеуказанных факторов, функционирование творческой силы обуславливает сам процесс идеального и материального производства, рост производительности общественного производства и его расширенный характер.
Творческая сила требует для своего производства и воспроизводства, как уже указывалось выше, общественное производство знаний - науку и усвоение её продукции, новой информации. Следовательно, все материальные затраты на науку и на усвоение её результатов творческой силой входят в стоимость творческой силы. Таким образом, стоимость материальных затрат на производство и усвоение информации, которую содержит данная творческая сила, есть её стоимость.
Но идеальная продукция творческой силы только тогда становится продукцией, когда она приобретет наличное бытие, материализуется. Для этого необходимо, чтобы носитель творческой силы обладал бы еще и рабочей силой, способной материализовать результаты функционирования творческой силы, сделать их доступными для других, придать им форму, которую можно прочитать, увидеть, услышать и т.п. Таким образом, рабочая сила носителя творческой силы выполняет специфические функцию по превращению идеальной формы продукта в материальную форму носителя информации, в виде чертежей, описания технологических и организационных процессов, образцов машин и технологических операций и т.п. Стоимость материальных затрат на воспроизводство телесной субстанции носителя творческой и рабочей силы и стоимость затрат на приобретение знаний и навыков по переводу идеального продукта на материальный носитель составляют стоимость рабочей силы - носителя творческой силы.
Без функционирования рабочей силы носителя творческой силы невозможна реализация идеального продукта творческой силы, поэтому стоимость рабочей силы носителя творческой силы входит в стоимость творческой силы, является её неотъемлемой частью.
Рабочая сила
То же самое можно сказать и о рабочей силе, которая должна знать и уметь, как производить затраты энергии в полезной форме, осуществляя материализацию, овеществление идеального продукта, созданного творческой силой. Одновременно с этим, рабочая сила должна беспрерывно обогащать свои знания и навыки новыми способами и технологиями.
Рабочая сила требует для своего воспроизводства материальные затраты на воспроизводство:
Телесной субстанции носителя рабочей силы.
Знаний и навыков, необходимых для функционирования рабочей силы.
Таким образом, стоимость рабочей силы складывается из стоимости средств существования, необходимых для воспроизводства телесной субстанции носителя рабочей силы и стоимости профессиональной подготовки и совершенствования рабочей силы.
Из вышесказанного следует, что стоимость творческой силы, в состав которой входит стоимость научной информации и включена стоимость рабочей силы её носителя, многократно превышает стоимость рабочей силы. Это проявляется в многократном превышении заработной платы носителей творческой силы перед носителями рабочей силы, поскольку заработная плата является превращенной формой стоимости и цены творческой и рабочей силы.
Но этим не ограничивается отличие творческой силы от рабочей силы. Главное заключается в том, что: творческая сила не создает стоимости идеального продукта, который она создает. Стоимость идеального продукта создается рабочими силами, которые совместно с творческой силой участвуют в его производстве. Творческая сила, создавая потребительную стоимость идеального продукта, во-первых, переносит на него свою стоимость, пропорционально времени затраченного на его создание; во-вторых, переносит стоимость материальных элементов затраченных при его производстве.
В то же время, рабочая сила в процессе своего функционирования - работы затрачивает мускульную и нервную энергию. Затраты мускульной энергии это - энергетическая сторона работы, создающая стоимость товара. Затраты нервной энергии это - полезная, конкретная сторона работы, создающая потребительную стоимость товара. Но полезная, конкретная сторона работы не только создает потребительную стоимость товара, в этом процессе она переносит на товар стоимость материальных и идеальных элементов, затрачиваемых на профессиональную подготовку рабочей силы. Таким образом, функционирование рабочей силы есть двоякий процесс в котором её энергетическая сторона - энергетическая работа создает стоимость товара, а её полезная сторона - конкретная работа переносит стоимость материальных и идеальных элементов, затрачиваемых на создание этой конкретной полезной стороны рабочей силы.
Каждый нормально физически и психический развитый человек является носителем и творческой и рабочей силы. То, какой из этих личностных, производительных факторов будет функционировать у данного индивида, определяется его положением и ролью в системе общественного производства. Однако каждый из этих личностных факторов может функционировать самостоятельно.
Творческая сила может обойтись без рабочей силы при создании идеального продукта. Однако, для того, чтобы идеальный продукт стал действительным продуктом, т.е. объектом, готовым к производительному или личному потреблению, он должен, как уже говорилось выше, приобрести материальное форму, материальное воплощение. Для этого обязательно нужна рабочая сила либо самого носителя творческой силы, либо других носителей. Таким образом, творческая сила без продукта рабочей силы не может завершить процесс производства идеального продукта.
В то же время рабочая сила без продукта творческой силы не может начать процесс производства материального продукта. Если творческая сила творит, то рабочая сила работает, т.е. материализует, овеществляет продукт творческой силы. Если же один и тот же носитель и творческой силы, и рабочей силы одновременно и творит и работает, т.е. и создает идеальный продукт и его материализует, то синтез этих двух производительных процессов есть труд.
Работа, творчество и труд как синтез работы и творчества, эта - категории теории энергоемкости, и раз мы их здесь определили, то в дальнейшем в тексте будем пользоваться именно этими категориями. В тех же случаях, когда будут использоваться категории ТТС: (абстрактный труд, конкретный труд и т.п.), чтобы указать на них как на категории ТТС, они будут выделены кавычками.
В ТТС нет таких факторов производства, как творчество, творческая сила. Из личностных факторов производства у Маркса в анализе присутствуют только рабочая сила наемного работника и её функционирование - "труд", и капиталист как персонифицированный капитал.
Творчество, творческая сила - категории теории энергоемкости. То, что в ТТС отсутствует эти категории, представляющие собой отражение важнейших элементов материального процесса производства, является первым и, к сожалению, не последним свидетельством её неадекватности реальной действительности.
3. Роль идеального продукта
в процессе общественного производства
Процесс общественного производства представляет собой не только процесс материального производства, но одновременно и процесс идеального производства. Причем идеальное производство, с необходимостью, предшествует материальному производству и последнее не может осуществляться без первого.
"Так же как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить" (7; 528). Следовательно, в обществе беспрерывно осуществляется процесс производства и воспроизводство идеального и материального продукта.
Вообще, по своему содержанию весь процесс общественного производства есть не что иное, как материализация, овеществление идеального продукта, созданного до того, как начался данный цикл общественного производства. Иначе говоря, в любой момент общество, раз оно осуществляет процесс производства, имеет для этого процесса достаточное количество идеального продукта. Для чего же общество тратит часть своих производительных сил на производство идеального продукта, которого и так достаточно для общественного производства?
Идеальный продукт - это всегда новый, отличный от тех, которые уже функционируют в материальном производстве. Но главное его качество не в новизне как таковой, а в том, что производительное потребление этих новых идеальных продуктов, при их материализации в общественном производстве, приводит к следующим результатам:
во-первых, к сокращению энергетических затрат на производство продукта;
во-вторых, к повышению качества и увеличению сроков сохранения потребительских свойств продукта;
в-третьих, к расширению потребительских свойств продукта.
Следовательно, потребительная стоимость идеального продукта заключается в том, что при его материализации и использовании в производительном или личном потреблении сокращаются материальные и энергетические затраты на производство единицы продукции. Либо при тех же материальных и энергетических затратах увеличивается масса произведенной продукции или расширяются её потребительские свойства. Иначе говоря, происходит экономия общественных затрат энергии на производство общественного продукта. При том же стоимостном содержании национального дохода он содержит больше потребительных стоимостей и, следовательно, богатства.
Таким образом, беспрерывное производство идеального продукта и беспрерывное внедрение его в общественное производство приводит к беспрерывному росту производительности общественного производства, к расширенному воспроизводству общества.
Маркс утверждал: "Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, ..." (3; 145). Содержания этих переворотов проиллюстрировано у Маркса в четвертом отделе 1-го тома "Капитала", главы 11, 12, 13, в которых описываются процессы внедрения идеального продукта в процесс производства, его материализация и овеществление, и то увеличение производительности общественного производства, которое достигается в результате этого внедрения. Анализу влияния этих переворотов на производство стоимости и прибавочной стоимости посвящен пятый раздел 1-го тома "Капитала", главы 14 и 15. Однако сам процесс производства идеального продукта, его место в общественном производстве, его движение в процессе производства как определенной части всего общественного производства и воспроизводства оказались за пределами анализа. Таким образом, определенная часть материального процесса общественного производства, включающая в себя творческую и рабочую силу, средства и орудия производства оказалась вообще за пределами экономического анализа Маркса.
В то же время производство идеального продукта, потребляемого в материальном производстве, есть неотъемлемая составная часть материального производства. Создать новую, более производительную машину не значит только вообразить её в своей голове, этого далеко не достаточно. Необходимо создать её в материале, в действующем образце, который реально может доказать истинность идеи, рожденной в голове. Сам образец не является собственно средством производства или средством существования, он лишь материальный носитель идеи, воплощенной в нем. То же самое надо сказать и о производстве новых технологий и способов - не важно, касается это обновления отдельных операций технологического процесса какого-либо продукта или всего процесса в целом. Из вышеизложенного видно, что производство идеального продукта, потребляемого в процессе материального производства, требует не только творческой силы, но и всех других факторов процесса материального производства. Единственное отличие в производстве идеального продукта от материального - это то, что в нем, кроме всех уже известных факторов производства, функционирует еще и творческая сила. В результате появляется идеальный продукт, запечатленный на материальных носителях: технической документации, действующих образцах машин, технологических линий и т.п.
Идеальный продукт есть результат производительного потребления творческой и рабочей силы и средств производства, т.е. личностных и материальных факторов процесса производства. В процессе производства идеального продукта, так же как в процессе производства материального продукта, факторы производства создают стоимость продукта и переносят на продукт свою стоимость. Стоимость идеального продукта составляет стоимость всех материальных элементов, затраченных на его производство, включая рабочую силу и стоимость творческой силы.
Потребительная стоимость идеального продукта состоит в том, что будучи материализованным, он, при производительном и личном потреблении, приводит к сокращению материальных и энергетических затрат, - стоимости, либо к расширению массы удовлетворяемых потребностей, при тех же материальных и энергетических затратах, - стоимости. Таким образом, потребительная стоимость идеального продукта находит свое выражение в величине стоимости сэкономленной при его потреблении. Все идеальные продукты в общественном производстве имеют одну и ту же потребительную стоимость - способность при потреблении экономить стоимость. Поэтому их различие между собой может быть только в величине стоимости, которую они экономят. Чем выше эта величина, тем больше потребительной стоимости содержит идеальный продукт, и наоборот. Если же экономии стоимости при производительном и личном потреблении материализованного идеального продукта нет, то такой идеальный продукт потребительной стоимости не имеет и продуктом не является.
Глава 3
Противоречие в развитии производительных сил и их разрешение
1. Третий постулат
Все экономическое учение Маркса покоится на следующем суждении: единственным источником стоимости является "труд" человека. "Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому как стоимости, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому как человеческий труд" (7; 72). "Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда". "Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактному человеческому труду". "Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактный человеческий труд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции". Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем..." (7; 38). "Как стоимость, все товары суть лишь определенное количество застывшего рабочего времени" (7; 38).
"Труд", затраченный на производство товара, имеет двойственный характер: "абстрактный труд", созидающий стоимость, и "конкретный труд", созидающий потребительную стоимость. Но у "конкретного труда" есть еще одна функция в процессе производства товара: переносить стоимость потребленных средств производства на продукт. "Таким образом, в своем абстрактном общем свойстве, как затрата человеческой рабочей силы, труд прядильщика присоединяет к стоимости хлопка и веретен новую стоимость, а в своем конкретном, особенном, полезном свойстве, как процесс прядения, он переносит на продукт стоимость этих средств производства и таким образом сохраняет их стоимость в продукте. Отсюда двойственность результата труда, совершаемого в одно и то же время" (7; 190).
Утверждение о том, что "абстрактный труд" или, что тоже, энергия функционирующей рабочей силы является единственной "созидающей стоимость субстанцией" с неизбежностью приводит к выводу, что все другие источники энергии, используемые в процессе производства, стоимости не создают. Они, т.е. другие источники энергии, представляют собой, как и любое другое орудие труда или машина, лишь средство, увеличивающее производительность "конкретного труда", и увеличивают стоимость продукта лишь в той степени, в которой переносят свою стоимость на продукт. "Подобно всякой другой составной части постоянного капитала, машины не создают никакой стоимости, но переносят свою собственную стоимость на продукт, для производства которого они служат" (7; 361).
Вышеизложенное суждение дает нам возможность сформулировать третий постулат ТТС и, следовательно, экономической теории марксизма: "Рабочая сила и её функционирование - труд являются единственными источниками стоимости, и возрастание производительной силы труда безгранично".
Этот постулат, по существу, является "краеугольным камнем" экономической теории Маркса. Он впервые сформулирован здесь. В то же время каждый, знакомый с работами Маркса, знает, что первая часть этого постулата заявлена на первых же страницах 1-го тома "Капитала" и в дальнейшем практически подтверждается содержанием всех трех томов. Вторую же часть, являющуюся логическим следствием из первой, я, по крайней мере, нигде не встречал - ни в работах самого Маркса, ни в работах его единомышленников и интерпретаторов.
Этот третий постулат ошибочен, ложен, его опровержению и опровержению его следствий и последствий будет посвящена эта работа. Как это ни парадоксально, эта задача, благодаря самому же Марксу, будет не столь трудна, как это может показаться на первый взгляд. Маркс, будучи гениальным мыслителем, в то же время являлся чрезвычайно честным и добросовестным исследователем, талантливым аналитиком, обладающим колоссальной эрудицией. В своем исследовании превращения ремесленного производства через кооперацию, мануфактуру в крупное машинное производство, т.е. возникновение капиталистического производства (1-й том "Капитала", главы 11,12,13) Маркс привел массу фактического материала, опровергающего обе части третьего постулата. Можно только удивляться, как ни сам Маркс, ни его единомышленники, ни его интерпретаторы, наконец, ни один из его бесчисленных критиков не заметили этих противоречий в тексте "Капитала", опровергающих саму основу ТТС.
Процесс производства со стороны функционирования рабочей силы представляет собой процесс её производительного потребления или работу. В то же время, процесс работы со стороны процесса созидания продукта представляет собой процесс производства. Эти две стороны единого процесса товарного производства, процесса созидания стоимости и будут далее предметами нашего исследования.
2. Противоречие между энергетической ограниченностью рабочей силы и развитием производительных сил и его разрешение (Процесс работы)
Процесс работы, будучи процессом расходования энергии рабочей силы, по своему содержанию состоит из трех моментов.
а) Работа по транспортировке факторов производства: орудий, средств производства и предметов производства. Работа по их соединению, обеспечению их контактов для осуществления технологического процесса.
б) Работа по воздействию орудиями и средствами производства на предмет производства для изменения формы предмета производства и придание ему полезных свойств и качеств.
в) Работа по управлению и контролю за ходом транспортировки факторов производства, процессом изменения формы предмета производства, в соответствии с требованиями технологии.
Все три момента рабочего процесса являются стоимость образующими. Однако главным моментом, определяющим всю совокупность процесса как стоимость образующую, является момент "б". Именно в процессе работы по формообразованию предмета производства рождается новый продукт и, следовательно, новая потребительная стоимость и новая стоимость. Оба других процесса являются вспомогательными, обслуживающими этот главный стоимость созидающий процесс.
Создавая продукт, т.е. вещь с новыми, отличными от предмета производства свойствами и качествами, удовлетворяющими личные или производительные потребности человека, этот процесс формообразования создает потребительную стоимость. Только поэтому энергия рабочей силы, затраченная и на транспортировку факторов производства, и на осуществление контроля и управления за ходом производственного процесса, и сам процесс формообразования продукта становятся процессом созидания стоимости. И только в этом процессе конкретная работа переносит стоимость орудий труда, средств и предметов производства на вновь созданный продукт.
Процесс работы - материальный процесс взаимодействия объектов, участвующих в нем. Рабочая сила для осуществления процесса работы имеет все необходимые компоненты:
б) костный скелет, способный эту энергию в виде механической энергии затрачивать для приведения в движение материальных объектов, применяемых в процессе работы;
в) ноги, руки, пальцы, которые могут приводить в движение эти материальные объекты, соединяя и разъединяя их, воздействуя этими объектами друг на друга таким образом, чтобы в результате придать этим материальным объектам полезные свойства и качества;
г) мозг, нервную систему и пять чувств, которые обеспечивают рабочей силе возможность осуществлять контроль за движением, всех её органов, чтобы они действовали в полном соответствии с требованиями технологического процесса.
Таким образом, рабочая сила представляет собой универсальный агрегат, способный выполнять все три указанные выше функции рабочего процесса. Вооруженная орудиями и средствами производства рабочая сила в процессе работы осуществляет производство продукта. С самого своего возникновения орудия и средства производства претерпевали беспрерывное совершенствование, тем самым, увеличивая производительность рабочей силы. Возникнув как простейшее продолжение естественных органов рабочей силы, ее ног, рук, пальцев (скребки, дубины, ножи, топоры и т.п.), орудия и средства производства начали приобретать форму машин. Машина - это такая форма орудий и средств производства, которая максимально повышает производительность рабочей силы.
Маркс определял машину как совокупность трех её составляющих элементов: "Всякое развитое машинное устройство состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец машины-орудия, или рабочей машины. Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Она или сама порождает свою двигательную силу, как паровая машина, калорическая машина, электромагнитная машина и т.д., или же получает импульс извне, от какой-либо готовой силы природы, как водяное колесо от падающей воды, крыло ветряка от ветра и т.д. Передаточный механизм, состоящий из маховых колес, подвижных валов, шестерен, эксцентриков, стержней, передаточных лент, ремней, промежуточных приспособлений и принадлежностей самого различного рода, регулирует движение, изменяет, если это необходимо, его форму, например, превращает из перпендикулярного в круговое, распределяет его и переносит на рабочие машины. Обе эти части механизма существуют только затем, чтобы сообщить движение машине-орудию, благодаря чему она захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его" (7; 347 - 348).
Сравнивая это определение с рабочей силой, мы без труда обнаружим в рабочей силе все элементы машины: мускульная и костная ткань рабочей силы есть одновременно и машина-двигатель, и передаточный механизм, а ноги, руки и пальцы, вооруженные орудиями производства, представляют собой машину-орудие. Однако у машины нет мозга, нервов и пяти чувств, присущих рабочей силе. Поэтому машина, как правило, выполняла первые две функции процесса работы:
а) транспортировка факторов производства (орудий, средств и предметов производства). Их соединение, обеспечение их контакта для осуществления технологического процесса;
б) воздействие орудиями и средствами производства на предмет производства для изменения его формы, придания ему полезных свойств и качеств.
Третью же функцию: осуществление управления и контроля, за транспортировкой факторов производства и процессом изменения формы предмета производства, в соответствии с требованиями технологии производства продукта, - должна была выполнять все же рабочая сила.
"Однако система в целом может приводиться в движение, например, - паровой машиной, между тем как отдельные рабочие машины для известных движений все еще нуждаются в содействии рабочих, как, например, до введения автоматических мюль-машин оно требовалось для запуска мюлей, а при тонкопрядении требуется еще до настоящего времени; или же определенные части машины для выполнения своих операций должны подобно орудию направляться рабочим, как было в машиностроении до превращения slide rest (поворотного суппорта) в автоматический механизм" (7; 355).
Однако уже во времена Маркса, да и задолго до него, появились машины, которые конструктивно были таковы, что в процессе работы не требовали никакого надзора за самим процессом работы машины и выполнения функций, указанных в пунктах "а" и "б". В этом случае рабочая сила совершала рабочей процесс по обслуживанию машины: её ремонту, наладке и т.п. Потребительная стоимость, создаваемая в этом случае "конкретным трудом", восстанавливает износ машины, продлевая сроки её производительного функционирования. Стоимость же, создаваемая "абстрактным трудом", присоединяется к постоянной стоимости машины и переносится на продукт "конкретным трудом". Это существующие уже тысячи лет водяные и ветряные мельницы. То же можно сказать и о машинах, уже появившихся при Марксе. Вот как он сам это описывает: "Так, например, аппарат, автоматически останавливающий прядильную машину, как только оборвется хотя бы одна нить, и автоматический выключатель, останавливающий усовершенствованный паровой ткацкий станок, как только на ткацком челноке окончится вся уточная нить, являются вполне современными изобретениями" (7; 355).
Современный автоматический ткацкий станок требует только одной рабочей операции: связывание оборванных нитей. Это работа, затраченная на восстановление потребительских свойств предмета производства - нити, присоединяет вновь созданную стоимость к стоимости постоянного капитала - предмета производства - нити. Он ("труд" по связыванию нити) не участвует непосредственно в процессе ткачества и, следовательно, в образовании вновь созданной стоимости продукта. Его участие в образовании стоимости продукта опосредствовано тем, что его стоимость со стоимостью предмета производства - нити переносится на вновь созданный продукт - ткань.
Следовательно, работник, обслуживающий автоматические ткацкие станки во время их работы, выполняет лишь одну операцию - связывает оборванную нить. Поскольку эта рабочая операция ткачеством не является, следовательно, он по существу не участвует в самом технологическом процессе ткачества. Это обстоятельство дает работнику возможность обслуживать до 50 станков. Именно обслуживать ткацкие станки во время их работы, а не осуществлять процесс ткачества, последнее осуществляют сами станки, без его участия
Таким образом, мы видим, что по мере развития производительных сил на место орудий и средств производства, которые приводит в движение рабочая сила, приходят машины. Причем сначала машины эти приводятся в движение еще рабочей силой. Двигательная часть этой машины такова, что она может потреблять либо энергию рабочей силы человека, либо энергию рабочей силы животных: (лошади, вола, осла и т.п.), либо это может быть энергия падающей воды (при использовании водяного колеса), либо энергия ветра (при использовании крыльев ветряка). "С того времени, как человек, вместо того чтобы действовать орудием на предмет труда, начинает действовать просто как двигательная сила на рабочую машину, тот факт, что носителями двигательной силы являются человеческие мускулы, становится уже случайным, и человек может быть заменен ветром, водой, паром и т. д. Это, естественно, не исключает того, что такая замена зачастую требует больших технических изменений в механизме, который первоначально был построен в расчете исключительно на человеческую двигательную силу. В настоящее время все машины, которым еще приходится прокладывать себе дорогу, как, например, швейные машины, машины для приготовления хлеба и т.д., если их назначением не исключается с самого начала малый масштаб, имеют такую конструкцию, что для них одинаково пригодна и человеческая, и чисто механическая двигательная сила" (7; 350). Таким образом, появление и внедрение в процесс производства машин привело к началу процесса по замене рабочей силы машинами в осуществлении всех трех функций процесса производства.
Превращение ремесленного производства в крупное промышленное производство было революцией на пути развития производительных сил общества. Маркс определил в машине три различных части: машина-двигатель, передаточный механизм и машина-орудие. Какая из этих трех частей является главным революционизирующим фактором? Передаточный механизм, как бы он ни был важен, это вспомогательная часть и только. Остается машина-двигатель и машина-орудие. Маркс утверждает, что революционизирующим фактором является не машина-двигатель, а машина-орудие. "Промышленная революция в XVIII веке исходит как раз от этой части - от машины-орудия. Она же и теперь образует всякий раз исходный пункт при превращении ремесленного или мануфактурного производства в машинное производство" (7; 348). "И даже паровая машина в том виде, как она была изобретена в конце XVII века, в мануфактурный период, и просуществовала до начала 80-х годов XVIII века, не вызвала никакой промышленной революции. Наоборот, именно создание рабочих машин сделало необходимой революцию в паровой машине" (7; 350). "Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует множеством одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней" (7; 350).
Однако с этим утверждением нельзя согласиться, более того, его ошибочность подтверждается и рассуждениями самого Маркса. Сейчас мы это увидим.
Процесс производства или, то же самое, процесс работы есть материальный процесс взаимодействия, движения материальных объектов - факторов производства. Как и в любом материальном процессе, основой движения служит энергия, поэтому масштаб этого процесса и его результатов зависит от мощности источника энергии, потребляемой этим процессом. В самом начале возникновения процесса производства мы имели только один источник энергии - рабочую силу, следовательно, именно её мощность определяла масштаб производственного процесса и его результат: количество потребительных стоимостей, которые составляли продукт этого процесса. Развитие производительных сил приводило к беспрерывному усовершенствованию орудий и средств производства, которыми оперировала рабочая сила, тем самым повышалась её производительность и, следовательно, возрастала масса потребительных стоимостей, производимых рабочей силой при затрате одного и того же количества энергии. Развитие ручных орудий и средств производства достигло своего совершенства, воплотившись в форму машины, приводимой в движение рабочей силой. На этом пути развитие производительных сил было остановлено возникшим противоречием между появившейся машиной - орудием и машиной - двигателем - рабочей силой. "Как отдельная машина остается карликовой, пока она приводится в движение только человеком, как система машин не могла получить свободного развития, пока на место уже применявшихся двигательных сил - животных, ветра и даже воды - не пришла паровая машина, так и все развитие крупной промышленности парализовалось до тех пор, пока сама машина - характерное средство производства крупной промышленности - была обязана своим существованием личной силе, личному искусству, т. е. зависела от мускульной силы, верности глаза и виртуозности рук, с которыми частичный рабочий внутри мануфактуры или ремесленник вне её оперирует своим карликовым инструментом" (7; 356-357). "Количество рабочих инструментов, которыми человек может действовать одновременно, ограничено количеством его естественных производственных инструментов, количеством органов его тела. В Германии как-то сделали попытку заставить прядильщика двигать два прядильных колеса, т. е. работать одновременно обеими руками и обеими ногами. Но это требовало слишком большого напряжения. Позже изобрели ножную прялку с двумя веретенами, но такие прядильщики-виртуозы, которые могли бы одновременно прясть две нитки, встречались почти так же редко, как двухголовые люди" (7; 349).
Поскольку рабочая сила имеет естественные и, следовательно, непреодолимые границы энергетической мощности, возникло противоречие между ограниченной мощностью источника энергии рабочей силы и более производительными машинами - орудиями, требующими более мощных источников энергии для приведения их в движение. Разрешением этого противоречия было не создание новых, еще более производительных машин-орудий - на этом пути все возможности уже были исчерпаны, - а создание более мощных, чем рабочая сила, машин-двигателей. И поиск таких более мощных машин-двигателей начался с возникновения мануфактурного производства. "Поскольку предположено, что человек действует уже только как простая двигательная сила и что, следовательно, место его орудия заступила машина-орудие, то силы природы могут заменить его и как двигательную силу. Из всех крупных двигательных сил, унаследованных от мануфактурного периода, сила лошади была наихудшей отчасти потому, что у лошади есть своя собственная голова, отчасти потому, что она дорога и может применяться на фабриках лишь в ограниченных размерах. Тем не менее, в период детства крупной промышленности лошадь применялась довольно часто, о чем свидетельствуют не только жалобы агрономов того времени, но и сохранившийся до сих пор способ выражать величину механической силы в лошадиных силах. Что касается ветра, то он слишком непостоянен и не поддается контролю; кроме того, применение силы воды в Англии, на родине крупной промышленности, уже в мануфактурный период имело преобладающее значение. Уже в XVII веке была сделана попытка приводить в движение два бегуна и два постава посредством одного водяного колеса. Но увеличение размеров передаточного механизма вступило в конфликт с недостаточной силой воды, и это было одним из тех обстоятельств, которые побудили к более точному исследованию законов трения. Точно так же неравномерность действия двигательной силы на мельницах, которые приводились в движение ударом и тягой при помощи коромысел, привело к теории и практическому применению махового колеса, которое впоследствии стало играть такую важную роль в крупной промышленности. Ватерная прядильня Аркрайта с самого начала приводилась в движение водой. Между тем и употребление силы воды, как преобладающей двигательной силы, было связано с различными затруднениями. Нельзя было произвольно увеличивать её или сделать так, чтобы она появилась там, где её нет; временами она истощалась и, главное, имела чисто локальный характер. Только с изобретением второй машины Уатта, так называемой паровой машины двойного действия, был найден первичный двигатель, который, потребляя уголь и воду, сам производит двигательную силу и мощность которого находится всецело под контролем человека, - двигатель, который подвижен и сам является средством передвижения, который, будучи городским, а не сельским, как водяное колесо, позволяет концентрировать производство в городах, вместо того чтобы, как этого требовало водяное колесо, рассеивать его в деревне, двигатель, универсальный по своему техническому применению и сравнительно мало зависящий от тех или иных условий места его работы. Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил в апреле 1784 г., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности. Он упоминает здесь о применениях, из которых некоторые, как, например, паровой молот, введены лишь более чем через полвека. Однако он сомневался в применимости паровой машины в морском судоходстве. Его преемники, Болтон и Уатт, показали на лондонской промышленной выставке 1851 г. колоссальнейшую паровую машину для океанских пароходов" (7; 350-352).
Я специально привел столь длинную цитату из текста "Капитала", чтобы показать, как сам Маркс приводит свидетельства, по существу опровергающие его утверждение о том, что революционизирующим фактором перехода от мануфактуры к крупному машинному производству является не машина-двигатель, а машина-орудие.
Именно создание мощных машин-двигателей - генераторов энергии стало фактором преодоления энергетической ограниченности рабочей силы и, следовательно, обусловило промышленную революцию.
Уровень производительных возможностей рабочей силы определяется уровнем развития орудий и средств производства и её энергетической мощностью. Производство потребительных стоимостей есть изменение формы предмета производства под воздействием орудий и средств производства. Поскольку воздействие требует затрат энергии, то границей этого воздействия, при данном уровне развития орудий и средств производства и, соответственно, массой потребительных стоимостей, является мощность источника энергии, в данном случае - рабочей силы. Совершенствование орудий и средств производства повышает производительность затрат энергии и, следовательно, увеличивает массу потребительных стоимостей, производимых при одинаковой затрате энергии. И поэтому совершенствование орудий и средств производства является фактором, повышающим производительность рабочей силы. Однако, этот процесс не может продолжаться бесконечно и с необходимостью развитие машин - орудий в своем движении наталкивается на ограниченность источника энергии рабочей силы. Поэтому граница энергетической мощности рабочей силы, с необходимостью, становится границей роста общественного производства
Изменение формы предмета производства есть материальный процесс, который объективно требует затрат энергии. Процесс совершенствования орудий и средств производства продолжался многие сотни тысяч, а быть может, и миллионы лет. К XVII веку орудия и средства производства достигли такого совершенства, что приобрели форму ручных станков и машин, приводимых в движение рабочей силой. Были исчерпаны все дальнейшие возможности повышения производительности энергии, затрачиваемой рабочей силой. Это обстоятельство приводило к следующим последствиям:
а) Прекратился рост производительности рабочей силы в тех отраслях, где начали применяться машины, приводимые в движение рабочей силой.
б) Дальнейшее развитие производительных сил встало перед непреодолимым препятствием в виде естественной ограниченности энергетической мощности главного источника энергии - рабочей силы.
в) Общество лишилось возможности воспроизводить себя расширенно.
Возникло противоречие между стремлением общества к расширенному воспроизводству и невозможностью это осуществить из-за ограниченности энергетической мощности рабочей силы. "Увеличение размеров рабочей машины и количества её одновременно действующих орудий требует более крупного двигательного механизма, а этот механизм нуждается в более мощной двигательной силе, чем человеческая, чтобы преодолеть его собственное сопротивление, - мы не говорим уже о том, что человек представляет собой крайне несовершенное средство для производства однообразного и непрерывного движения" (7; 350).
Разрешить это противоречие, увеличив энергетическую мощность рабочей силы, невозможно в силу объективных причин. Такие естественные источники энергии, как домашние животные, падающая вода и ветер, в силу причин, указанных Марксом в приведенных выше фрагментах текста "Капитала", также не могли разрешить этого противоречия. Единственное, что разрешало это противоречие, - создание искусственных источников энергии - энергетических машин. Что и было реализовано созданием сначала паровой машины Уатта, затем всей гаммой энергетического машиностроения современного промышленного производства.
Таким образом, замена рабочей силы как источника энергии искусственными энергетическими машинами (создание и совершенствование энергетического машиностроения: паровые, машины внутреннего сгорания, а затем и электромеханические машины) сняла ряд принципиальных ограничений, присущих производительным силам, базирующимся на мускульной энергии человека, и обнаружила следующие преимущества:
1) Устранила прежние границы развития производительных сил. Если прежде этой границей была энергетическая мощность рабочей силы, то теперь этой границей стала продуктивная мощность творческой силы, производящей идеальный продукт, материализация которого дает общественному производству все более мощные и высокопроизводительные энергетические машины и соответствующие им по мощности и производительности машины-орудия.
2) Единичная мощность машин-орудий стала определяться не наличием рабочей силы, а экономической целесообразностью и физическими свойствами конструкционных материалов.
3) Общая масса потребляемой энергии в общественном производстве и в распределении её по отраслям производства стала определяться не массой используемых рабочих сил, а мощностями функционирующих энергетических установок и массой потребляемых энергоносителей.
4) Было положено начало замене естественных источников энергии, в том числе и рабочей силы, искусственными источниками энергии во всех процессах материального производства. Более того, одновременно с заменой естественных источников энергии искусственными идет замена рабочей силы машинами-орудиями в процессах труда, где рабочая сила воздействует непосредственно на предмет труда орудиями и средствами труда, изменяя их форму.
5) Появилась объективная возможность полностью исключить из процесса общественного производства человека как источника энергии, т.е. исключить использование его мускульной энергии в производственном процессе как источник энергии для воздействия орудиями и средствами производства на предмет производства.
"Итак, рабочая машина - это такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями" (7; 348). "Когда рабочая машина выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала, без содействия человека и нуждается лишь в контроле со стороны рабочего, мы имеем перед собой автоматическую систему машин, которая, однако, способна к постоянному усовершенствованию в деталях". (7; 355).