Жест, идея и личность... (обзор романа М. Кундеры "Бессмертие")
Роман "Бессмертие" французского писателя чешского происхождения Милана Кундеры не случайно считается одним из самых известных произведений автора. В нем писатель обращается к проблеме "бессмертия личности" и в свойственной ему манере деконструирует ее, пропуская через горнило невыносимой монотонности интеллектуально-сексуального опыта человеческой жизни.
Произведения Милана Кундеры очень сложно "разобрать по полочкам". Что в романе "Невыносимая легкость бытия" (1984), что в романе "Бессмертие" (1990) сюжет дискретен и напоминает скорее музыкальный лейтмотив. Эти книги разбиты на эпизоды, герои и события хаотично сменяют друг друга, создавая ощущение падающего в полумраке снега. В то же время при чтении романов писателя меня не покидает ощущение гениальности происходящего. А невероятная образность и метафоричность языка этот эффект только усиливают.
Основной лейтмотив романа "Бессмертие", как мне кажется, задается самим названием. Стремление человека к вечной жизни является и основной предпосылкой и предметом осмысления в произведении. Однако Кундера пытается проторить собственную дорожку к проблеме бессмертия и в некотором смысле ему это удается.
В самой первой сцене романа читатель обнаруживает автора в зоне отдыха общественного бассейна. Там мы вместе с писателем созерцаем пышную женщину бальзаковского возраста, которая учится плавать. После завершения занятия, прощаясь с инструктором, дама творит жест, вступающий в упрямый диссонанс с ее возрастом и внешним видом.
"И улыбка, и этот жест принадлежали двадцатилетней женщине. Рука ее взметнулась вверх с чарующей легкостью. Казалось, будто она бросала в воздух цветной мяч, играя с любовником. Улыбка и жест были исполнены прелести и изящества, тогда как лицо и тело уже утратили всякую привлекательность. То была прелесть жеста, затонувшего в непрелести тела.".
Автор поражён и растроган. Он создает в своем воображении героиню по имени Аньес и отправляется в долгое путешествие по волнам ее жизни...
Роман "Бессмертие" Милана Кундеры посвящен во многом философской проблеме отчуждения. Автор рассуждает о потере человеком своей индивидуальности. Людей становится больше, чем жестов. Люди из поколения в поколение используют один и тот же набор жестов. В этом смысле жест является феноменом более уникальным, чем индивид. Человек же становится не более чем инструментом, носителем и воплощением жеста.
На мой взгляд, Кундера не случайно выбрал именно "жест" в качестве первичного носителя индивидуальности. Жест, мимолетное движение, в своей первобытной простоте находится в некотором смысле на границе между идеей и материей! Этим выбором Кундера словно бы выводит современного человека за рамки идеализма и материализма, оставляя его на философском и мировоззренческом распутье.
На смену идеологии (в том числе идеализма и материализма), по мнению писателя, приходит имагология (наука об образах). Имагологи определяют вектор индивидуальной и общественной жизни, еще более стирая границы человеческой уникальности. Место философа занимает портной, задающий моду глубиной и формой выреза на женском платье. Вместо движения и качественного изменения имагология предлагает мирное чередование образов "в бодром ритме сезонов". Реальность теряет значение, подменяясь видимостью (симулякрами).
Творческое бытие человека, определяющее уникальность и самобытность его личности, отходит на второй план, теряется и нивелируется. На авансцену выходят образы (образцы) творчества! Недаром один из героев романа Поль сетует на оскорбительное метафизическое неравенство между миллионами ничего не значащих европейцев и пятьюдесятью именами гениев, являющими собою все!
"Европа свела Европу к пятидесяти гениальным творениям, которых никогда не понимала."
Как мне кажется, вывод или даже скорее приговор романа неутешителен. Бессмертие Гётте или Хемингуэя в современном мире недостижимо. Примат формы над содержанием, образа и жеста над идеей убивает индивидуальность. Происходит отчуждение и расчеловечивание индивида. Раскрывая предпосылки этого процесса, роман Милана Кундеры становится своего рода эпиграфом к распаду человеческой личности.