Почему пала Белогорская крепость? (Обзор повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Повесть "Капитанская дочка" - одно из самых известных прозаических произведений А.С. Пушкина. Она вышла в журнале "Современник" в 1836 году, за месяц до смерти автора, и, по словам Н.В. Гоголя, "произвела всеобщий эффект".
Сюжет "Капитанской дочки" выстраивается вокруг судьбы молодого дворянина Петра Андреевича Гринёва, которому довелось стать свидетелем событий Пугачёвского восстания 1773 - 1775 годов.
Крестьянская война Емельяна Пугачёва и сам образ "мужицкого царя" очень привлекали А.С. Пушкина. Ещё в 1833 - 1834 годах поэт провёл собственное исследование на эту тему, результатом которого стала историческая монография "История Пугачёвского бунта". Материалы, собранные Пушкиным при написании данной работы, во многом легли в основу "Капитанской дочки".
Внутренняя форма повести чрезвычайно многомерна и разнообразна. В "Капитанской дочке" можно выделить огромное количество лейтмотивов, отсылок, художественных тем и образов, подробный анализ которых мог бы занять не одну сотню листов. Однако в этом обзоре я бы хотел сосредоточиться на теме Белогорской крепости, которая, по моему мнению, является ключевой для формирования художественного мира произведения.
Белогорская крепость - место вымышленное. В реальности такой крепости никогда не существовало. Её прообразами послужили многочисленные небольшие фортеции Оренбургской губернии (в частности, Татищева крепость, в которой А.С. Пушкин побывал дважды во время своей поездки в сентябре 1833 года) [1].
Само название "Белогорская крепость" появилось только в печатном тексте "Капитанской дочки". В черновом и беловом вариантах произведения на его месте писатель ставил две звездочки ("** крепость") [2]. Из этого можно предположить, что внутренняя форма и художественная композиция повести создавались ещё до того, как Пушкиным было принято решение назвать основное место действия Белогорской крепостью. Поэтому приписывать данному названию излишнюю символичность, как это делают некоторые современные исследователи [2], не стоит. Вполне вероятно, что данный топоним в действительности возник из соединения личных впечатлений автора от увиденных им на берегу Урала меловых гор [3] и реального наименования одной из крепостей Верхнеозерной дистанции (Красногорская крепость) [2].
Приступая к анализу повести "Капитанская дочка", прежде всего, необходимо понимать, что мир произведения и населяющие его персонажи раскрываются Пушкиным через призму восприятия главного героя - Петруши Гринёва. Поэтому однозначно утверждать, что содержащиеся в произведении эмоционально-экспрессивные оценки являются отражением точки зрения автора, не совсем корректно.
Например, идеализация образа самой капитанской дочки Маши Мироновой есть не что иное, как результат влюблённости в неё главного героя. Фактически, читатель смотрит на девушку глазами Петруши. Разумеется, наивно полагать, что влюблённый семнадцатилетний подросток, коим на момент действия повести является Гринёв, способен трезво оценить объект своего обожания.
Как же тогда уловить позицию автора, спросите вы. Для этого необходим детальный анализ текста, в том числе отдельных словесных рядов, реплик, тропов и выражений. Этим я и предлагаю теперь заняться.
Итак, впервые мы имеем возможность наблюдать Белогорскую крепость в главе III, которая так и называется "Крепость". В первом же абзаце главы мы встречаем следующее описание.
"...Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой - скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными...
...У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою..."
Пушкин явно пытается показать убожество и запущенность Белогорской крепости, которая в строгом смысле слова никакой крепостью и не является. Для этого писатель использует довольно сильный художественный приём контраста, противопоставляя ожидания Петруши реальному положению дел в крепости.
Всеобщий упадок и неблагополучие подчеркивают такие эпитеты, как "скривившаяся", "лениво", "старая", "тесны", "кривы" и т.д. Это описание сразу же наталкивает читателя на мысль, что в крепости что-то не в порядке, и по мере развития сюжета это ощущение только усиливается.
"...Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира..."
Налицо полная дезорганизация и потеря управления в гарнизоне. Петруша проезжает к самому домику коменданта и не встречает ни одного караула. Более того, он вынужден самостоятельно, без приглашения входить в дом, поскольку никто из хозяев или их прислуги не выходит навстречу гостю.
Синяя заплатка, которую старый солдат пришивает на локоть своего зелёного мундира, является великолепной метафорой, иллюстрирующей нелепость и ненормальность царящих в крепости порядков.
"...В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота..."
При описании внутреннего убранства комендантского дома Пушкин обращает внимание читателя на вопиющую безвкусицу. На стенке рядом с офицерским дипломом хозяева вешают дешёвые лубочные картинки. Более того, сюжеты, изображённые на картинках, совершенно не сочетаются между собой, что выглядит весьма комично.
Причину столь плачевного состояния Белогорской крепости внимательный читатель узнаёт довольно скоро. В доме главный герой встречает "старушку в телогрейке и с платком на голове". Это жена коменданта Василиса Егоровна. Женщина всецело распоряжается и в доме, и в крепости, командует караулом и даже казачьим урядником. Она сразу с порога заявляет Гринёву, что она хозяйка своему мужу.
В начале следующей главы роль комендантши в делах крепости раскрывается ещё рельефнее.
"...Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком..."
Становится понятно, почему дела фортеции идут столь плачевно. В крепости организован самый настоящий локальный матриархатик с бесхребетным комендантом-подкаблучником и властной, но глупой бабой-хозяйкой. Она, пользуясь безволием своего мужа, захватила власть в крепости и привела её в полный упадок.
Интерес представляет одна любопытная деталь. При своих первых появлениях на страницах книги комендантша Василиса Егоровна (глава III) и императрица Екатерина II одеты примерно в один и тот же наряд (глава XIV). Так, если комендантша носит "телогрейку", то на императрице мы обнаруживаем "душегрейку". Фактически, эти два слова являются синонимичными обозначениями одного и того же предмета одежды.
Этот незаметный на первый взгляд нюанс приоткрывает для внимательного читателя один из скрытых лейтмотивов произведения. По сути, Белогорская крепость со всеми своими пороками и недостатками является метафорой екатериниской России, а образ Василисы Егоровны скрыто перекликается с образом Екатерины II.
Конечно, напрямую сравнивать бабушку действующего императора с невежественной и чуть ли не по-гоголевски карикатурной провинциалкой, помыкающей таким же жалким и безвольным мужем-комендантом, Пушкин не мог. Ни один цензор не допустил бы такое произведение к печати.
Тем не менее, подобная трактовка позволяет взглянуть на повесть под совершенно иным углом. Это даёт пушкинскому тексту заиграть новыми красками и обнажает удивительные подтексты.
Держа в уме сказанное, вернёмся к описанию первой встречи Гринёва с Василисой Егоровной.
"...У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире..."
Образ женщины, разматывающей нитки, может быть истолкован как метафора дворцовых интриг и заговоров, свойственных матриархальному правлению Екатерины II. Так, в частности, именно заговор и последовавший за ним дворцовый переворот привели бывшую "Ангальт-Цербстскую княжну" на российский императорский престол.
"...Врешь, Максимыч, - сказала капитанша, - у Полежаева и так тесно; он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи господина офицера... как ваше имя и отчество, мой батюшка? Петр Андреич?.. Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород..."
Василиса Егоровна практикует кумовство и активно пользуется служебным положением мужа, чтобы создавать преференции своим родственникам и всевозможным подхалимам, "признающим её начальство".
Когда речь заходит о том, куда определить Петра Андреевича на постой, она не разрешает размещать его в доме своего кума Полежаева. Вместо этого, Василиса Егоровна велит вести Гринёва к Семёну Кузову, который, видимо по неосторожности, пустил свою лошадь к ней в огород. Этим Пушкин ещё раз показывает мстительный и мелочный характер комендантши.
Впоследствии мы узнаём, что из-за такого решения Василисы Егоровны вся семья Семёна Кузова вынуждена ютиться в половине своей избы. В другой половине - квартирует Гринёв.
- Иван Игнатьич! - сказала капитанша кривому старичку. - Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи.
Сумасбродная комендантша, по-большому счёту, даже не пытается вникать в проблемы жителей крепости. Например, решение спора Прохорова с Устиньей она отдаёт на откуп своему подхалиму Ивану Игнатьевичу. При этом наперёд советует ему не утруждать себя выяснением истины, а наказать сразу обоих.
Также в тексте явно прослеживается пренебрежительное отношение Василисы Егоровны к дворянской и офицерской чести. Например, Пушкин специально использует стилистически сниженные выражения, когда комендантша рассуждает о петербуржской дуэли Швабрина с поручиком, из-за которой Алексей Иваныч был "сослан" в Белогорскую крепость.
"...Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять..."
Пушкин подчёркивает идею о полном отсутствие у "хозяйки" Белогорской крепости представлений о чести и дворянском достоинстве с помощью образа запертых в чулане офицерских шпаг Швабрина и Гринёва.
Во времена Пушкина шпага прочно ассоциировалась с офицерской и дворянской честью. Лишение права носить шпагу для дворянина само по себе являлось серьёзным унижением. Когда Василиса Егоровна узнаёт о планируемой дуэли, она не просто требует Швабрина и Гринёва разоружиться, но ещё и отдаёт их шпаги, символизирующие офицерскую честь, дворовой девке, чтобы та отнесла их в чулан. Для любого дворянина это выглядело бы как двойное оскорбление.
Примечательно, что Петруша Гринёв безропотно подчиняется воле комендантши и, забывая завет отца ("береги честь смолоду"), отдаёт свою шпагу. Единственный, кто отказывается выполнять унизительный приказ Василисы Егоровны, - это Швабрин.
"...При всем моем уважении к вам, - сказал он ей хладнокровно, - не могу не заметить, что напрасно вы изволите беспокоиться, подвергая нас вашему суду..."
Однако пассивная и соглашательская позиция капитана Миронова, во всём подчиняющегося своей жене, вынуждает и Швабрина пойти на уступки.
Василиса Егоровна практически во всех коллективных сценах демонстрирует нарочитое и кичливое неуважение к своему супругу. Она использует любую возможность, чтобы унизить и обесценить капитана Миронова в глазах его собственных подчинённых. Однако комендант будто бы этого не замечает. Он как настоящий, матёрый "подкаблучник" стойко сносит все нападки жены, отвечая на них лишь невразумительным "А слышь ты, Василиса Егоровна...". Неудивительно, что в решительный момент штурма Белогорской крепости солдаты, потерявшие всякое уважение к своему командиру, отказались идти с ним в бой.
"И, полно! - возразила капитанша. - Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше. Дорогие гости, милости просим за стол".
Все благие начинания капитана Миронова (например, попытки обучать своих солдат военному делу) натыкаются на жёсткую критику со стороны Василисы Егоровны. На протяжении всей повести "хозяйка" Белогорской крепости последовательно демонстрирует воинственное невежество, грубость нравов и неприятие любого положительного дела. В результате комендант если и обучает своих солдат, то выглядит это глупо и нелепо.
"...Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате..."
Любопытно заметить, что солдаты Белогорской крепости вряд ли случайно проводят строевые занятия с длинными косами, а не с боевым оружием. Вероятнее всего, причиной тому является страх капитанской дочки Маши Мироновой перед оружейной пальбой.
Помимо прочего, Пушкин также ясно показывает, что Василиса Егоровна преклоняется перед богатством и статусом.
"...Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, "легко ли! - сказала она, - ведь есть же на свете богатые люди!.."
Отдельного внимания в контексте описания характера Василисы Егоровны заслуживают её взаимоотношения с Иваном Игнатьичем. Данный персонаж впервые появляется на страницах книги в образе "кривого старичка в офицерском мундире", держащего на руках размотанные Василисой Егоровной нитки. Этот карикатурный образ может быть истолкован как метафора на явление фаворитизма, получившего широкое распространение при дворе Екатерины II. Впоследствии мы находим в тексте некоторые подтверждения такому толкованию.
Иван Игнатьич действительно является первым подхалимом и наперсником Василисы Егоровны. Он выполняет все её поручения (например, нанизывает грибы для сушения на зиму), доносительствует (например, рассказывает хозяйке о намечающейся дуэли Гринёва и Швабрина). Он же разбалтывает комендантше военную тайну о приближении войск Пугачёва, которую умудряется сохранить даже "подкаблучник" капитан Миронов.
Ко всему прочему Пушкин вкладывает в уста Швабрина историю о "непозволительной связи Ивана Игнатьича с Василисой Егоровной", которую Петруша Гринёв, разумеется, сразу отвергает как "неправдоподобную". Однако, как уже отмечалось ранее, мнение Гринёва не должно восприниматься читателем как истина в последней инстанции. К тому же Швабрин, несмотря на свои последующие действия, - единственный из всех персонажей, кто трезво оценивает ситуацию в крепости.
Таким образом, при внимательном чтении становится очевидно, что мир Белогорской крепости далёк от идеала. В нём безраздельно владычествует глупая и невежественная женщина, которая насаждает фаворитизм, доносительство, лакейство, кумовство, мещанство и другие социальные пороки, которые Пушкин всегда высмеивал и презирал.
Впрочем, долго эта порочная система существовать не могла. Когда пришёл Пугачёв, крепость, фактически, сдалась без боя. Ни казаки, ни солдаты, ни местные жители не стали её защищать.
После гибели своего мужа капитана Миронова, спесь с хозяйки Белогорской крепости моментально слетела. На глазах читателя она превращается в обычную "бабу", которую вытаскивают голой на улицу, а она кричит и просит отпустить "её душу на покаяние". Только в этот момент Василиса Егоровна впервые за всю повесть раскаивается и проявляет тёплые чувства к своему убиенному супругу.
"Батюшки мои! - кричала бедная старушка. - Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу". Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. "Злодеи! - закричала она в исступлении. - Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!"
Тогда Пугачёв, зная, что его люди собираются сделать с "бедной старушкой", отдаёт приказ её пристрелить, избавляя её тем самым от мучений. Так заканчивается история "Белогорской крепости".
Разумеется, несмотря на всё вышесказанное, современное феминизированное литературоведение пытается представить жизнь Белогорской крепости как некую провинциальную идиллию, "где простые люди, крепкая семья, тихая и верная любовь, настоящий героизм" [2]. При этом напрочь игнорируется и бесконечная ирония, и едкий сарказм, с которыми Пушкин описывает здешние матриархальные устои.
Происходит массовая подмена понятий. Гибель коменданта Миронова и его жены Василисы Егоровны трактуются не как закономерное следствие пороков, от которых страдала Белогорская крепость, а как "героизм" и "мученическая кончина" достойных людей.
Однако Пушкин не случайно проводит скрытые параллели с екатериниской Россией. Он даёт читателю понять, что именно матриархальное устройство верховной власти и порожденные им общественные пороки стали причиной мощного народного восстания, во главе которого встал харизматичный "мужицкий царь" Емельян Пугачёв. Затхлости и карикатурности Белогорской крепости противопоставлена бешенная энергия и очищающая сила народной стихии. Таким образом, "беспощадный русский бунт" есть не что иное, как здоровая реакция народного организма на противоестественное матриархальное извращение дворянской верхушки.
А.С. Пушкин относится к числу тех писателей, произведения которых нельзя толковать буквально. В его творениях всегда есть подтекст, уловить который подчас довольно сложно.
Очевидно, что к концу жизни, будучи уже взрослым мужчиной, великий русский поэт открыл для себя нечто такое, о чём российское феминизированное литературоведение предпочитает не упоминать. Ведь не случайно в своих поздних произведениях (например, "Сказка о рыбаке и рыбке") писатель с завидной регулярностью высмеивает матриархальные замашки русских женщин и низкое, "баборабское" поведение мужчин.
Повесть "Капитанская дочка" - одно из тех произведений, которое способно показать нам истинно зрелого Пушкина. И этот Пушкин не имеет ничего общего с тем легкомысленным "певцом любви", которого традиционно лепят из него наши "уважаемые литературоведы".
1. Материалы для Адрес-календаря Оренбургской губернии на 1833 год. - ГАОО. Ф.6. Оп.5. Д.10626. Л.173 об.-174 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://artlib.osu.ru/oeel/gold/bolshakov/pushkin/pdf/T.PDF (дата обращения: 27.03.2023).
2. Шапошникова В.В. "Капитанская дочка" Пушкина: почему крепость -- Белогорская? [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://voplit.ru/2020/04/16/kapitanskaya-dochka-pushkina-pochemu-krepost-belogorskaya/ (дата обращения: 27.03.2023).
3. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина: Л.: Наука, 1975. С. 299.