Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Первая треть Марлезонского балета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    РТ 2020 Финал. Рассказы. Продолжение следует.

   Первая треть Марлезонского балета
  
   РТ 2020 Финал. Рассказы. Продолжение следует.
  
   Гуляев В.Г. Первый бой за Ольховку
  
  Автор берётся за заведомо беспроигрышную тему: Великая Отечественная война. Каждый штрих, каждое слово о тех событиях и участниках дорогого стоит. И с каждым годом всё дороже. Когда ювелир берёт в руки алмаз, то из него может получиться алмазная крошка для шлифовального станка или бриллиант в царскую корону. Материал один - мастерство приложенное разное.
  По тексту понятно, что это отрывок какого-то более крупного произведения. Но даже беспроигрышная тема не отменяет правил написания рассказа. Рассказ этот, коли он всё-таки отнесён к рассказам, на мой взгляд, занимает промежуточное положение между художественным очерком и рассказом, ещё и штрихи мистики добавлены. Вот, привожу ниже.
  "Но что-то странное стало со зрением: перед ним стояли люди в разном цветовом изображении - его заместитель, капитан Надирадзе, выглядел как обычно, а вот местные жители были как на черно-белом фото. 'Что за наваждение?'- мелькнула мысль..."
  " Вдруг в голове майора опять что-то щелкнуло, и на какой-то миг он увидел, что рядом с Леонтием стоят два бойца как с черно-белого фото".
  Главное в рассказе - сюжет, или последовательность интересных событий. В этом случае ряд событий приведших к победе в деревне. Самое больное место в период Великой Отечественной войны - это первые наши поражения. И этот чрезвычайно сложный момент показан бес прикрас, но на высоком духовном уровне. Несомненным достоинством текста считаю то, как автору удаётся показать менталитет российских солдат. Само отношение к военным действием с крестьянской практичностью и русской смекалкой: как бить врага, чтоб победить!
  Однако теперь с другой стороны. Если первую часть рассказа, изложенную языком документалиста, ещё можно как-то принять, то финала рассказ просто не имеет. Автор обрывает текст на полумистическом видении майора и его фразе: "Скоро в бой, держитесь вместе, бойцы". Ещё бы догадаться - кому он это говорит?
  Есть фраза, понять которую в контексте рассказа вообще невозможно: "Паша, Маша, Коля, Федя, Гена...' - как молитву молвил он про себя". - Это кто? Милый мой читатель, догадайся сам.
  У автора свой узнаваемый язык - это редкость. Это прекрасно. Сленговые, разговорные выражения, обороты речи тех военных лет и сам стиль, говор его героев - украшение рассказа.
  Есть и последовательность разворачивающихся событий, и внутренний мир героев виден. И даже некое мистическое событие на духовном уровне вполне могло присутствовать в образе майора. Но подача этого момента не должна напоминать глюки белой горячки.
  Если это отрывок большого произведения, то сей факт не должен стать недостатком рассказа, а поводом для серьёзной авторской доработки. Если автор желает показать именно этот эпизод - его право, но правил написания рассказа сей факт не отменяет.
  
  Филиппов А.Н. Связист
  
  Главный герой рассказа Никита Фомич, деревенский мужик, до самой войны живший там, где родился. Умный, ухватистый, спокойный и рассудительный. И вроде такой простой персонаж, но нет! Понимаешь, что за этой поверхностной простотой и сила духа, которую невозможно сломить и спокойная рассудительность крестьянина испокон века привыкшего полагаться на себя, свою голову и свои руки. А тяжело, так когда на Руси легко жилось?
  А как автор тонко, филигранно показал любовь своего героя к родине!
  "Никита Фомич косить любил. Это, ведь, для того, кто понимает - самое счастье. Луг еще в тумане купается, петухи по деревне голосить начинают, птаха луговая только-только горлышко песней пробует, спать так хочется, что жизнь не мила, но стоит увидеть солнца кусочек малиновый из-за темного бора поднимающийся, так сразу целая симфония вокруг тебя разворачивается".
  Рассказ написан не от первого лица, но автор использует диалект и обиходно-разговорную речь местности, в которой проживает герой. Причём использует не только в прямой речи героя, а во всём тексте. Но делает это без перегиба, ненавязчиво, передавая атмосферу того времени. А ещё детали быта, так обычно, человечно поданные.
  "Мужики посмеивались да кивали головами, вдыхая полной грудью луговую свежесть, но втайне пенкинским колхозникам все-таки чуть-чуть завидовали. У них там не только телефон, там радио в каждой избе, а еще им и кино раз в неделю непременно привозили". - И я очень надеюсь, что прочитав этот рассказ, оглядываясь на вечно включённый телевизор, телефон и компьютер, вдруг повеет от авторских строк читателю запахом свежескошенной травы.
   И страшные сцены, потому и страшные, что поданы автором буднично, без надрыва. Вот, сами понимайте, это будни военные... такие: "Убитых хоронить не стали.
   - Сзади похоронная команда идет, - огрызнулся старшина..."
  И героизм Никиты Фомича будничный, основательный - особенно ценен. Попробуйте, кто сможет, всю жизнь героем прожить.
  "- Стереги, чтоб провод не оборвался, я сейчас назад вернусь.
   Никита Фомич внимательно, с некоторой опаской глянул на провод, и стал его стеречь. Лейтенант не возвращался долго, да и не мог он вернуться. Метров сто не дополз он до приямка, убила его пулеметная пуля . Прямо в голову наповал и убила, но Фомич этого не знал. До утра он провод стерег, когда его на следующее утро саперы нашли, так он ни рукой, ни ногой пошевелить не мог.
   Руки ему доктор в госпитале спас, а вот с ногами не получилось. Отняли Фомичу ноги".
  Но ведь обеспечил связь Фомич!
  И домой вернулся не на печи лежать.
   " Домой он вернулся летом. Как раз в самый покос. Потосковал с недельку о своей судьбе горемычной и за дела потихоньку принялся. Черенок лопаты подрезал, в мешок приспособился залезать, чтобы штаны не особо пачкать и на огород. Там всегда дел выше крыши".
   Талантливо скроенный, крепко сбитый рассказ. Автору удачи!
  
   Соляная И.В. Одно лето
  
   Воспоминания повзрослевшего ребёнка. Так, наверное. Рассказ написан с позиции взрослого человека, но от первого лица. И лицо это - девятилетний мальчишка. Как звать не знаю. Автор говорит: "...мама звала меня "Маленький-беленький"". Пусть будет так.
  Рассказ ведётся от имени ребёнка: "Я жил припеваючи, был капризным, хитроватым и смешливым". Но при этом в произведении поднимаются сложные вопросы миропонимания, формирования внутреннего "я", отношения этого "я" к миру и к себе.
  "На мой прямой вопрос мама однажды отшутилась: "Друзей не выбирают", и только через много лет я понял, что это так".
  "Во мне шло накопление каких-то недетских смыслов, ощущений и запахов".
   Такие примеры можно приводить и приводить. Однако боюсь, придётся весь рассказ цитировать, во всяком случае, большую его часть - точно!
   В рассказе нет ярко выраженной кульминации. Он весь сплошная кульминация жизни Маленького-беленького. Нет диалогов, но и потоком мыслей не назовёшь. Этот размеренный слог, кажущийся таким простым, разговорным, заставляет слышать голос мальчишки, который через своё чистое детское восприятие погружает нас в мир нам неведомый. По крайней мере, тех из нас, кто не был на Соловках, а уж тем более с паломниками. Автор решил сложную задачу - удержать внимание читателя пересказом событий. Даже сцену с повешенным излагает, используя обыденные образы. И тут же следуют выводы: "Сергей уже болтался на березе прямо у поклонного креста, его неестественно выгнутое тело до земли не доставало, а ноги дергались в сумасшедшей пляске, он хватался за узел над головой, словно пытался его ослабить. Признаюсь, ничего страшнее я в жизни не видел, и вот тогда впервые понял, что жизнь и смерть ходят рядом, оступиться очень легко..."
   На мой взгляд, рассказ требует от читателя серьёзного, вдумчивого чтения и осмысления. Вот вроде простой рассказ мальчишки о поездке на Соловки. Но цель и причина поездки, условия в которых эта поездка происходит, те акценты, которые автор расставляет, делают текст серьёзным для анализа многих жизненных ценностей. Заставляет задуматься - всё ли очевидное на первый взгляд также очевидно, если присмотреться повнимательнее. Ведь, Тоня, которой предрекали близкую смерть, Тоня ради которой затевалась эта поездка, выздоровела и детей родила.
  
  Новиков Е.В. Герой Советского Союза
  
   Удивительное дело, вначале рассказа главный герой Михаил Пятикоп инструктирует командиров танков, как будут встречать превосходящие силы противника. Ну, так бы звучало во фронтовых сводках. У Пятикопа в наличии девять танков. Навстречу идет колонна из сорока немецких танков. И вот в рассказе подробное изложение рекогносцировки Пятикопа. Так вот что меня удивило: скажите, что и так понятно девять против сорока. Это факт, конечно, но удивило то, что эту рекогносцировку автор сумел так подать в рассказе, что я сугубо гражданский человек, читала не отрываясь и зрительно представляла и местность, и план Пятикопа. За это особый респект автору, потому что понимаю, сколько документов пришлось ему изучить, прежде чем добиться такой достоверной доходчивости. А слушая то, что теперь говорят о той войне, это дорого стоит. Документальная достоверность и высокохудожественная подача сюжета - это ли не достоинство рассказа?
   Каждый штрих в рассказе работает на сюжет. Хоть и не много этих штрихов, но каждый попадает в цель. Вот, например: "Солнце медленно катилось за горизонт, горевший красным".
   Короткие, емкие предложения держат внимание так, что сердце начинает биться чаще, и бой встаёт перед глазами.
  
  Эверстов М.С. Вразумлятор
  
   "Такое бывает с воспоминаниями. Они живут собственной жизнью, когда ты часто обращаешься к ним и придаешь месту или человеку слишком сильное значение. Они наполняются каким-то насыщенным цветом и становятся больше, чем копия реальности". - Как же я согласна с автором!
  Оно, конечно, тема сложная. И, честно говоря, не каждый увидит в сюжете те тонкие моменты жизни, которые автор бытовыми сценами вполне убедительно раскрывает для читателя. Но ведь было, было и никуда от прошлого не деться. Однако банально, но факт: без прошлого нет будущего. И вот в этом плане следует этот рассказ читать и перечитывать. Возможно, кто-нибудь в какой-нибудь момент своей жизни не наступит на грабли тех страшных лет. Хм, страшных? В общем-то, да. Но тогда мы были молодыми, а молодость ... "не повторяется такое никогда". И больно, конечно, но вот не страшно... а должно быть.
   Грамотно, умно и тонко написанные диалоги. Их много в рассказе. В основном рассказ написан диалогами. Сленг, часто на грани, но ни разу за гранью. Всегда уместный, образный, в меру.
   Однако финал... Ох уж этот финал, который перевернул весь рассказ с ног на голову.
  Только подумайте, прикидывая годы, в которые был осуждён Фёдор - Плотник, по тому УК РСФР ему светило максимум 15 лет. А он отсидел 20. Значит, ещё в местах ни столь отдалённых добавок заработал. И всё-таки... всё-таки автор рисует его образ светлыми красками. И потом: мама, которую он любит, друг с тех времён не отвернулся. Вот же, вот строчки, когда, кажется: всё будет хорошо, я это знаю!
   "Сейчас он должен был сделать все возможное, чтобы помочь маме. Это придавало ему сил и не позволяло опуститься на дно.
   "Прррошу, Плотник... Федя! Только не надо опять уходить в криминал! И стрелять ни в кого не надо... Если что, я дам на первое время денег... У меня немного... Ты же знаешь, мне не жалко", - сказала Миша перед уходом".
   Но чуть ниже по тексту есть такие строки: ""Когда мир переворачивается с ног на голову, главное встать", - произнес Сложный, когда они навещали его после огнестрела в ногу. "Сложный, а что ты чувствовал?". "Ну... меня крутануло вверх ногой, потом я больно ударился о землю. Помню темное небо и что дыхалку сперло. И мысль: "Надо жить"". - И меня просто кольнуло: Фёдор - Плотник сможет поставить свой мир на ноги? Но так хотелось надеяться на хороший финал: сможет, мол, конечно, сможет!
   И вот финал - телефонный звонок, как возвращение в прошлое. Для рассказа - выигрышный финал. Только хотела написать, а польза? И понимаю, польза от такого финала серьёзная. Смотрите, вот они после тюремные грабли. Фёдор - Плотник наступил. Но каждый решает за себя. Вот тебе и "Вразумлятор"...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"