Дочитала роман. И первое что хочу сказать: работать над обзором по этому роману мне очень, очень сложно. Дело в том, что он состоит из четырех практически самостоятельных частей. Все части объединены одной общей составляющей, грандиозной, всесторонне рассмотренной - Питер.
Часть 1. ЭПОХА НЕДОРАЗУМЕНИЙ. Из этой части в обзоре много цитат. Текст позволяет это сделать. Но три следующие части романа изложены так, что любая цитата просто не может быть взята из контекста самостоятельно без утраты своего значения.
Из первой части романа напрашивается в жизнь новый термин, ну или уж не знаю как назвать: "болотнянин" - это кто в города крупные и престольные пожалует ради корысти только. В большом скоплении народа его трудно уличить, а ему удобно своей цели добиваться. А цель у всех "болотнянинов" одна - как бы побольше наскрести, да в своё "болото" унести. Не всегда, правда, получается. Выскочить во время за дверь не каждый додумывается, или не успевают? А чаще "жаба" не пускает. Результат описан в романе.
Особенно рекомендую вторую часть. Эта часть романа соткана из особенно тонких нитей интуиции и крепких коренных знаний истории. Умные, серьёзные, глубокие наблюдения. Но для её понимания, надо хоть немного пожить в Питере. Тут логика не действует. А чувства - их надо испытать. Иначе как объяснить глухому жужжание шмеля, или слепому картину Рембрандта?
Третья часть - это уже знакомые нам времена перестройки. Никакой мистики. От реальности любому здравомыслящему человеку можно "на стену полезть". Место действия выбрано не очень знакомое большинству граждан: японское посольство. Хотя и про деятельность вне его стен тоже много интересного рассказано. Москва и Питер. Герой живёт на два города практически. Та ещё раскоряка. Кстати теперь это вовсе не редкость, поэтому и "Сапсан" необходимость. И о коммуналке. О Питерской коммуналке можно говорить столько, что на ещё один роман хватит. Однако автор ухватила суть. Почитаете - не пожалеете. И подо всей этой абсолютно реалистичной картиной - мистическая основа, суть - город Петербург. Не прокомментировать, не коротко пересказать - не возможно, надо читать роман. Потраченное время не пожалеете. Но, самое главное - связь времён, выдержанная автором через весь роман, завязанная крепкими узлами на личности героев и на месте действия.
Часть четвёртая, последняя " ГРАФИНЯ С ИЗМЕНИВШИМСЯ ЛИЦОМ".
Фамильная игра в России известная. Скобелевы-Пупышкины, прижало (а куда деться?) Пупышкины, отпустило - Скобелевы. И на этом фоне замечательная временная параллель. Пересказывать не стану, читать будет не интересно, но... представьте: дореволюционную графиню, а в романе её образ облачен мистическими одеяниями, и берёт начало в первой главе, в перестроечные времена. Представили? Очень интересная коллизия получается. Но главное действующее лицо в этой главе, на мой взгляд, гид-переводчик Юрик. События его жизни как тур. поездка в те недавние и теперь уже исторические (надо же?!) времена. Да и как не крути, его дорогая Ляля по прабабушки "болотнянка". Так что поведение её хоть и в наши времена, пусть и перестроечные, болотом пахнет, или воняет? Ну, на вкус и цвет...
После всего прочитанного поболтать ногами над Фонтанкой или Мойкой не хочется, а вот забыть и не вспоминать многое из тех недавних и одновременно далёких лет (мистика, однако) - желательно бы. Да никак.
Язык романа тоже не оставил равнодушной. Пишу обзор, невольно следуя стилю автора. Но, и то сказать, мне он нравиться. Соответствует идеи романа. А ещё позволяет без явных выпадов многие интересные моменты показать. Об этом ниже и конкретнее.
И последнее рассуждение. Питер выстроен, конечно, на болотах. Но болота эти забутили костями человеческими. Вот оттуда и идет такая энергетика. Болота, конечно, "болотнянинов" притягивают, но за внешней интеллигентностью питерцев стоит крепкий дух тех мужиков, на чьих костях он стоит. Поэтому результат предсказуем. Город никого не убивает, не прогоняет, но и не жалует. Тут уж от человека зависит - каков его сорт, сможет ли жить, расти и цвести на этой почве. Ну а на "нет", и суда нет.
Да, кое-что из того, что очень хочется прокомментировать:
- В его возрасте и я, вероятнее всего, буду часами выстаивать под чужими дверями, в замочные скважины пялиться..." - я бы слово "пялиться" заменила другим. Какое-то оно чужеродное здесь. Пётр Сергеевич - рядится под "ваша светлость", не может быть в его употреблении такого слова. Ну и как-то выбивается из языкового стиля этой части романа.
"Но не послушался Свирид Прокофьевич доброжелательную Долю, понесло его поближе к мнимым прелестям, засмотрелся он на чужую жизнь, позавидовал". Если бы только этот книжный герой! Чаще всего в жизни так и бывает не зависимо от времени девятнадцатый век, двадцатый ли... люди редко умудряются услышать голос собственной судьбы, даже если она им все уши прожужжала. От того столько неудавшихся судеб, то есть живут люди куда хуже, чем предначертано судьбой. Но каждый раз, поступая так или иначе, это только твоё решение, и твоя неповторимая судьба, тобой сотворённая.
М-м-да. Наблюдение о том, как молодые ловеласы пристраиваются к стареющим богатым дамам и в наше время не редкость. Ну что ж, в гроб с собой ещё никто ничего не забрал. И богатые дамы тоже. Но посмотрите на всем известные в наше время пары, и вы заметите, что в обмен на свои денежки они берут то, что, казалось бы, не за какие деньги не купишь. Ан, нет! Дамы даже внешне молодеют, и не только от ножа пластического хирурга. Энергичнее, что ли, становятся. А вот их партнёры на глазах "взрослеют" не по годам. Мистика однако.:)
"Мы вечно не о том мечтаем, о чём следовало бы..." Так и есть. Но хуже другое: не волен человек заставить себя или запретить мечтать о чём-то. Мечта - птица вольная и бестелесна. В клетку не посадишь.
"...Уже второе колесо за один день, а ведь бричка новая... Не поверите - новьё!" - Если слово "бричка" поменять на слово "машина", то ведь ничего не изменилось с тех пор на наших дорогах. Ничего. Почему? Чудеса, да и только.
Хи-хи. Но, хоть хихикай, хоть не хихикай: "Схема была продумана давно: "загипнотизировать - жениться - отобрать всё". Ну, ничегошеньки не меняется в этом "лучшем из миров".
"Ему хотелось несусветного богатства, которое, в свою очередь, дало бы надежду на истинное счастье - опять же, с любезными женой и сыном. Где-нибудь во Франции или в Швейцарии. На худой конец, в Италии". А "кому на Руси жить хорошо?" Или чего другого хотца? Например, денег не для " любезной жены и сына", а "...несусветного богатства"... для всего народа Российского. А? Отзовитесь, ежели кому только для народа Российского.
"Тот факт, что ему, Главному Болотнянику крупнейшего болота воронежских земель, колдуну, магу и высококлассному гипнотизёру, было суждено поселиться в Граде Святого Петра, являлся, несомненно, символичным". Так ежели подумать, так и получается, что же гадёнышу (то есть Главному Болотнянику, колдуну, магу и высококлассному гипнотизёру) делать в местах безлюдных или, к примеру, мало населённых? А тут - вона сколько людишек! И какое поле деятельности! Так с тех пор и тянутся всякие "болотнянины" в города, где людей более.
"Южный Полюс ничуть нее хуже Северного, а низ, если хорошенько разобраться, ничуть не порочнее верха." Абсолютно согласна - не порочнее. И также как Южный полюс просто не может увидать Северный, ну и верхи... в общем и так понятно.
"Вдруг ещё какие-нибудь родственники у государя объявятся, вспомнят, что у них есть кузен или дядька, работающий царём". Да это же святое дело - родственнички!!! А ежели царем работает, то фиг он от этих родственничков отвяжется, даже ежели никогда прежде в жизни их видом не видывал, и ничего о них слыхом не слыхивал!
"Перестраховка, когда речь идёт о жизни или смерти, богатстве или бедности, речь первостепенная". Да. Уж. Тут, как говорится, лучше "перебдеть", чем "недобдеть..."
"Получалось, что неправ был Свирид Прокофьевич, думая, что болотная царевна, присланная в этот мир для счастья и любви, могла вот так запросто пропасть, пусть даже отвергнутая маменькой..." Оно, конечно, всякое бывает, но чаше "болотные царевны" в огне не горят и вводе не тонут. Вот, например... э-э-э, примеры у каждого свои должны быть, однако.
"...в том мире деньги являются предметом скорее тихого презрения, нежели почтения". Ежели чего завались, то чего это "чего" почитать? Мы же навоз на своих "дачах" не почитаем, а скорее презираем. Дерьмо, оно и есть дерьмо. Ну и что, что из него всё так и прёт, всякие там плоды-овощи? Дерьма-то - завались!
"...ибо привычки с вещами воистину передаются..." - должна возразить автору: не все, не все. Вот, к примеру, ежели вместо пачки купюр лопата окажется, то, как тогда с передачей привычек дело будет обстоять?
"Так сколько можно безнаказанно гостить в Городе-Двери?" А вообще есть такое место, куда можно притащиться и "гостить" чёрт знает сколько? Хорошего помаленьку. А в дверях и вовсе лучше не задерживаться. Это если подумать, то возразить нечего.
"Он мечтал стать инженером, мечтал обзавестись семьей, планировал достойно её содержать, а в конце жизни - достойно встретить старость". Я тоже люблю блондинок. Ой, анекдот кто-то знает, кто-то нет. Тогда так: я тоже реалистка. А кто из нас - нет? И что? У всех всё по плану? А если нет - отчего так?
"Среднестатистические "бедные люди" Петербурга, если разобраться, обычные мазохисты, не пожелавшие своевременно покинуть Город". Если все будут богаты и счастливы, то откуда они узнают об этом? Всё познаётся в сравнении. Так что куда ж без них, без бедных людей? А потом, природа не терпит пустоты, так что эти, или другие "бедные люди" всё равно будут толочься на пороге, у входа, щемиться по углам. Жаль бедолаг. Но вы правы, ничего, ничего с этим поделать оставшись тут они не смогут, будь хоть семи пядей во лбу. Как и приезжий "болотнянин". Даже будучи распоследним гадом, куда попал? Вот именно, а надо было, а ничего не надо было. В любом случае есть непреложные законы природы, здесь, ну чистая физика: сила действия равна силе противодействия, так "болотнянину" уготован был финал равный по силе сумме его преступлений. А дверь она же ещё и силой инерции обладает, то есть Город Дверь усилит всё вами заслуженное... по её мнению.
"Может, правду говорят: если бы Пётр столицу не перенёс, то и революции бы не было". Что-то мне подсказывает, прямо нагло в ухо шепчет: " Была бы, в наихудшем варианте. Потому и позволили высшие силы перенести столицу, что из двух зол выбирали меньшее. Однако мнение автора уважаю. Это его роман и его вИдинее мира.
" Царь принял удар подземных сил сначала на себя, а потом и весь народ свой осчастливил". Вообще-то, царь - Помазанник Божий. И если следовать основополагающей логике этого романа, то высшим силам виднее, куда направить удар, и кому принять его. А Царь в этом случае осуществляет проведение Господне, или высших сил. Кому как удобнее называть, суть от этого не меняется. Вопрос о правителях, это отдельная, большая и серьёзная тема. И уж точно никого случайного среди сильных Мира сего нет и быть не может. Подняться на Олимп случайно не возможно. Это даже не Эверест. А ведь и туда не все желающие добираются. Но если со стороны видятся удивительные вещи, наверное, это и есть проведение Господне.
Ваше видение картины "Возвращение блудного сына", признаюсь честно, меня поразило. Вот уж точно, смотреть и видеть не одно и то же.
Ну и какой чудак живёт в музее? В музее можно работать, можно... да все что хотите, хоть назначать свидания, но жить надо дома. И если этот музей не ваш дом, то почему вы там ночуете?
Я внимательно и с большим интересом прочитала ваш роман, Анита Фрэй.
Напоследок о "картинках". Всё к месту и в помощь читателю. Но больше всего мне понравилась скульптура Мухиной, а на первом плане гранёный стакан. Класс!
Только для автора:
Начала читать ваш роман и сразу, без видимых причин, в одно мгновенье, свалилась с сильнейшим бронхитом. Ниоткуда взялся. На вторые сутки собралась обращаться к нашим доблестным медикам, и тут этот самый бронхит испарился, как Питерский туман. Подумала, наверное, город поздоровался. Можно смеяться, можно думать что угодно. Но я до сих пор помню набережную Мойки и старую питерскую коммуналку, где коридорные обои помнили блокаду.
С глубоким уважением к автору и серьёзным интересом к роману, Татьяна Петровна.