Нас никто не спрашивал, хотим ли мы жить той жизнью, так, как мы живем. Но кого в этом мире спрашивают? Все мы идем по дороге, которую выбрали наши родители или опекуны. Абсолютной свободы нет не у кого. Так какой смысл жаловаться?
Да, у тех детей, кто рождается в нормальных семьях больше свободы. Они могут играть, гулять, развлекаться. А учиться целыми днями, чтобы стать необходимыми обществу врачами, учителями и рабочими – доля тех, кому не повезло оказаться на попечении у государства. Но такова жизнь. За все надо платить. И если государство приняло на себя заботу о тебе, обеспечивая всем необходимым, ты должен этот долг ему вернуть. Работать в отрасли, где нужны специалисты. Платить налоги. И быть благодарными судьбе за то, что у тебя есть такая возможность.
Но некоторым воспитанникам госучреждений может и повезти. Им дается шанс стать кем-то значимым, жить настоящей жизнью. Если можно так выразится. Ведь жизнь не бывает ненастоящей, кем бы ты ни был, и какой бы путь для себя не избрал. Даже в скучных серых буднях госслужащих есть свои радости. Если, конечно, ты не рожден для сцены.
Сколько Дана себя помнила, столько она танцевала. Балет давно стал не просто смыслом ее жизни, а воздухом, которым она дышит. Танец и музыка всегда были для нее чем-то настолько важным, что все остальное на этом фоне просто терялось.
В Танийскую академию классического балета девочка попала, когда ей исполнилось всего пять. В тот день ее жизнь изменилась, раз и навсегда определив дальнейшую судьбу. К ним в интернат, в котором с рождения воспитывалась маленькая Диана Вирэн приехала комиссия из балетной школы, которая искала талантливых детишек. Делать это они предпочитали среди воспитанников детских домов потому что Танийская школа от обычных балетных школ отличалась тем, что ее ученики не покидали стен этого славного заведения до самого выпуска то есть до восемнадцати-девятнадцати лет (в зависимости от возраста поступления). Нет, конечно, в город на прогулки детишек отпускали, а вот каникул у них не было вообще. Стоит ли говорить, что родители чаще всего выбирали для своих чад более демократичные школы недалеко от дома.
Правда, вместе с Дана учились трое: Станислав, Рона и Эмми. У них были мамы и папы. Вот только от сирот они мало чем отличались. Эти «родители» скинули детишек в закрытую школу и продолжали радоваться жизни. Лишь звонили иногда. По праздникам. Частенько забывая даже о днях рождения собственных отпрысков. И еще неизвестно что хуже: вообще не иметь родственников, или точно знать, что они у тебя есть, но ты им не нужен совершенно.
В свидетельстве о рождении юной мисс Вирэн в графах «родители» стояли два прочерка, как и у всех отказников. Но за всю ее жизнь у нее ни разу не появлялось желания отыскать людей, подаривших ей жизнь. Сначала она была для этого слишком мала, а потом в ее жизнь вошел балет, и ей стало просто не до них.
Она мало что запомнила о смотре. Их всех согнали в большой зал. То есть, не всех, конечно, а только малышей от пяти до семи лет и потребовали, чтобы вели себя тихо. Но как вы себе это представляете? Орава почти в девяносто человек, да еще и в таком возрасте. Через пять минут они, чуть ли не по потолку бегать начали. И чтобы хоть как-то их занять включили висящую на стене стерео-панель.
Так произошло ее знакомство с «Лебединым озером». Остальной мир для нее исчез. Она растворилась в королевстве изящных па, потрясенная тем, что можно ТАК танцевать.
Минут через пятнадцать пришла задержавшаяся где-то председатель комиссии и сказала, что пятилетки слишком малы и смотр будет проводиться только среди детей шести и семи лет. Поэтому группу Дианы увели, а ее, пристроившуюся в уголке, просто-напросто забыли. Детей вызывали по одному. Просили что-то сделать. Но девочка не обращала на это особого внимания. И когда за последним из малышей закрылась дверь, в зале остался один неучтенный ребенок. Правда, пока панель не выключили, добиться от нее чего бы то ни было, они не смогли.
А потом председатель с ласковой улыбкой спросила, понравилась ли ей постановка? Дана закивала и решила показать, что ей понравилось больше всего потому как названий этим движениям она не знала. От шока комиссия не могла оправиться, наверное минут пять.
Застенчивое Demi-plié(*1).
Несколько шагов на полупальцах.
Стремительный Arabesque (*2).
Головокружительное Fouetté (*3). Тут она немного сбилась и потеряла равновесие, исправив это тем, что плавно перетекла в Attitude(*4).
А завершила это импровизированное выступление классический реверанс.
____________________________
*1 неполное «приседание»
*2 одна из основных поз классического танца, выполнении которой работающая нога, вытянутая в колене, открыта назад на вытянутый носок в пол, либо поднята вверх на любую высоту. Руки распахнуты в стороны, взгляд направлен вдаль, что придаёт позе особую выразительность
*3 Стремительное хлёсткое вращение (исполняется балериной на пуантах), при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте.
*4 опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.
____________________________________
Казалось бы ничего особенного. Достаточно простые движения. Это может повторить любой ученик их школы… через несколько месяцев упорных тренировок. А пятилетняя малышка смогла сразу, всего лишь увидев. И это было… необычно. Но это были еще цветочки. Дана оказалась феноменально гибким ребенком с идеальными для ее возраса пропорциями. С такими данными у девочки было две дороги. Или в гимнастику, или в балет. Но Танийская делегация опередила представителей спортивной ассоциации на две недели. В общем, это была судьба.
Из их интерната в академию уехала только Диана. Вообще-то комиссией годными к обучению признали троих – мальчика и двух девочек. Но они уезжать не захотели. У них тут друзья, игрушки, любимые воспитатели. Как можно все это бросить?! Перед Даной такой вопрос не стоял. Она с первой минуты загорелась мечтами о новой школе, танцах и музыке.
По поводу малышки, кстати, разгорелась настоящая баталия. Где это видано, чтобы в Танийскую академию брали таких крох? Она же не будет поспевать за программой и не выдержит режима тренировок. Но госпожа Председатель – мадам Бенедикт заявила, что забирает ее, как бы к этому не относились остальные. Ярче всего девочке запомнились ее слова:
– Талант нужно беречь и направлять! Оставлять без присмотра таких детей нельзя ни в коем случае. Их искра либо гаснет, либо сжигает. А если эта малышка не будет справляться с программой, что ж… мы просто оставим ее на второй год в одном и том же классе. Думаю, администрация академии пойдет на такую уступку, принимая во внимание ее возраст и способности.
Но на такие крайние меры никому идти не пришлось. Дана справлялась. Для этого ей подчас приходилось прыгать выше головы и работать на пределе собственных возможностей, но… это не было для нее так уж важно. Главное, ей позволяли учиться.
Одноклассники, правда, считали ее немного… не от мира сего. Ведь вместо того чтобы бегать на свидания или просто гулять, она почти все свое время проводила в пустом зале, занимаясь растяжкой. Но что делать, если по-другому у нее просто не получалось?
Чтобы стать лучшей. Чтобы стать примой и танцевать не где-то в кордебалете, а главные партии. Это, кстати, было ее больной темой. На отчетных постановках она ни разу не была Одеттой-Одиллией, Жизелью или Офелией.
И причиной этому было отнюдь не отсутствие данных. Ими природа одарила Диану весьма щедро. Мадам Желис – их преподаватель по классике, с которой отношения у девушки не ладились буквально с первого дня постоянно повторяла: «У Вирэн совершенное тело, но ей это тольк вредит. Все достается этой дуре слишком легко, делая ее пустышкой». По-хорошему, ей стоило бы попросить завидущего учебной частью перевести ее в другую группу. Но в Танийской академии такое не поощрялось. Недовольный преподавателем ученик, решившийся на конфликт, вполне могли оказаться на улице. Поэтому Диане не оставалось ничего кроме как сцепив зубы, терпеть.
Преподаватели понимали, что Дана справилась бы уж точно не хуже Евы, Марии или Ирен, которым доставались вышеозначенные роли. Иначе не доверили бы партию одного из маленьких лебедей. Но в центр не ставили принципиально. Этому было много причин. Они не хотели, чтобы звезда контрольных смотров – самая юная ученица школы, которой всегда достается похвала от строгих проверяющих комиссий зазналась.
А еще считали ее несколько ветреной. Как легкомыслие сочеталось с фанатизмом, не мог объяснить никто. Но факт оставался фактом. Диана Вирэн хоть и училась на отделении классического балетного танца, но не пропустила ни одного факультатива. Она успела отметиться на парных бальных, этнических танцах Арэя и Милэры, а еще на восточных. Последние, кстати говоря, давались ей сложнее всего. Для того чтобы танцевать танец живота необходимо этот самый живот иметь, а так же желательно иметь грудь. Тогда как для балерины раз и навсегда был разработан эталон. Средний рост, тоненькая шейка, длинные ноги и ярко выраженная, почти болезненная худоба.
Как у нее оставались на это силы, при условии, что она действительно все свое время отдавала оттачиванию танцевальных элементов, не мог понять никто. Но факт оставался фактом. Она была единственной ученицей академии которая в шестнадцать лет смогла раскрутить тридцать два фуэте без помощи рук.
Столь… экстравагантное поведение преподавателями списывалось на юный возраст их воспитанницы. И дружно сходились на том, что Диана Вирэн, безусловно, талантлива и ее ждет великое будущее, но пока не остепениться, никаких главных партий.
Наверное, девушка была сама в этом виновата. Ведь если так посудить, то кому стоит доверить роль Офелии? Серьезной девятнадцатилетней Ирен? Или взбалмошной пигалице семнадцати лет? Ведь это такая ответственность! Но ничего поделать с собой не могла. Это ведь так интересно – учиться чему-то новому. А где этим заниматься, как не в школе? Потом ведь не до этого будет.
Несправедливость такого обращения заставило девушку пролить немало слез. Ведь та же самая Ирен, которой досталась главная роль в отчетном спектакле не о балете, а о мальчиках дни напролет думает. Да и остальные девочки от нее не слишком далеко ушли. Все выходные в городе проводят. А она оккупировала свой любимый зеркальный зал и не планировала покидать это чудесное место до ужина. Чтобы и успеть везде, и от остальных не отстать.
Хотя, балет – это не то место, где стоит искать вселенскую справедливость. Из их школы безжалостно выгоняли даже тех, кто переставал соответствовать принятым у них канонам красоты. Лишний килограмм, недостаточно длинные ноги или просто широкая кость могли стать причиной отчисления. И ведь если задуматься, то в сравнении со страшной формулировкой «профнепригодна», записанной в личное дело, все остальное сущий пустяк.
Но все не так плохо. По крайней мере, Дина и не думала отчаиваться. На полугодовом отчетном концерте ей предстояло сыграть очень яркую роль. В балете «Тианис и Офелия» ей досталась партия… нет, не страдающей от любви Офелии, а чародейки Лоремины, которая заколдовала несчастного Тианиса.
Репетировали они эту постановку почти шесть месяцев, скрупулезно оттачивая каждое движение. Это чтобы перед Высоким собранием не опозориться. Так что к январю она у всех уже печенках сидела. Еще больше будущих актеров балета убивал тот факт, что Высокое собрание – детишки от семи до десяти лет. Концерт-то благотворительный. Родители у них, конечно, персоны достаточно важные, но они сами… глупая малышня, которая в балете ничегошеньки не понимает.
Одно радовало – проходить это мероприятие будет на Столичной планете их сектора – Тьерре. В Малом зале Андорского театра. И говорят, что места красивее, найти практически невозможно.
Кстати, о справедливости. Вчера мадам Желис – хореограф намекнула, что выпускной постановкой нашего курса объявлен «Дон Кихот», а Дана по ее мнению идеально подходит на роль Китри. Девушка просияла, а потом пообещав работать еще усерднее окрыленная грядущими перспективами умчалась заниматься.