Булавин Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Красно-черные “имиджмейкеры“

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неавторитарии могут сколько угодно кричать, что литературный и кинематографический образ анархиста времен Революции и Гражданской войны - истеричного и невежественного полубандита, прикрывающего лозунгами свое индивидуалистическое желание пограбить - является якобы карикатурой. Но именно таковы были в массе своей анархисты. ћАнархизм - порождение отчаяния. Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетарияЋ (Ленин).


   Красно-черные "имиджмейкеры".
  
   "Анархизм -- вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма".
   В.И. Ленин
  
   Некоторое время назад, в статье "Большевистский стиль" мы подняли вопрос о том, какой должна быть эстетика коммунистической пропаганды и агитации на современном этапе, каким должен быть стиль революционного политического действия. Теперь поневоле мы вынуждены вернуться к этому вопросу, так как в той статье за рамками нашего внимания осталось куда более серьезное явление, чем невинные постмодернистские шалости группы "Вперед".
  
   Вопрос об эстетических формах, в который та или иная организация облекает свою работу на арене политической борьбы, имеет не только узкоспециальный, прикладной характер. Анализ эстетики может приоткрыть завесу над содержанием, сущностью той или иной политической структуры. Форма и содержание необходимо связанны между собой.
  
   Нам представляется необходимым объективно взглянуть на такое явление, как эстетика лефтизма. Что мы понимаем под лефтизмом? Лефтизм это идеология значительной части левого движения, характеризующаяся следующими основными чертами: 1) пренебрежение теоретической борьбой; лефтист считает, что теоретический поиск дело второстепенное (если лефтист снисходит до обсуждения теоретических проблем, то, как правило, дело сводится к обсуждению догматических и исторических подробностей, что вполне закономерно, ведь лефтист не владеет методом мышления); 2) ориентацией на немедленный результат; мысль и душа лефтиста требуют "всего и сразу"; 3) индивидуалистическое презрение к организации, к авторитету; каждый отдельный лефтист считает, что он сам себе голова, что организация должна быть "сетевой", на худой конец "неавторитарной".
  
   Не нужно быть гением, что бы догадаться, что лефтизм сосредоточен главным образом в анархистских и полуанархистских организациях. Хотя лефтизмом в той или иной степени страдают и многие активисты, причисляющие себя к марксистам. Но марксистом невозможно стать, записавшись в марксистскую организацию или перейдя из анархистской организации в марксистскую. Марксизм противоположен лефтизму ибо сутью его является диалектический метод мышления. А диалектика утверждает необходимость, мы не побоимся этого слова авторитарной (не в смысле вождизма и подавления воли рядовых членов, а в смысле органического понимания принципа демократического централизма) организации. Такая организация не есть простая арифметическая сумма индивидов, а есть мощное оружие в руках класса, служащее делу освобождения этого класса, а вмести с ним и всего человеческого общества. Такая организация служит инструментом самой авторитарной вещи на свете - революции. С упразднением политики в результате победы социализма отпадает надобность и в политической организации.
  
   Бросая взгляд на историю анархизма, мы видим, что везде и всегда "неавторитарии", декларируя принципы организационной аморфности, сдавали революционные завоевания и проигрывали буржуазии или являлись ее невольными пособниками. Контрреволюционная роль испанских анархистов была вскрыта Энгельсом в статье "Бакунисты за работой". В ленинском наследии мы можем найти немало мест разоблачающих истинное лицо анархизма. Неавторитарии могут сколько угодно кричать, что литературный и кинематографический образ анархиста времен Революции и Гражданской войны - истеричного и невежественного полубандита, прикрывающего лозунгами свое индивидуалистическое желание пограбить - является якобы карикатурой. Но именно таковы были в массе своей анархисты. "Анархизм - порождение отчаяния. Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария" (Ленин).
  
   С чем же связан бурный рост современных анархических движений не только в империалистических метрополиях, но и в постсоветской России? Причина этого явления лежит в области экономики. Если старый анархизм, анархизм периода домонополистического капитализма, был по преимуществу распространен в странах с сильным ремесленным производством, слабой крупной промышленностью и слабым государством, то сегодня капитализм на всей планете уже не может жить без всестороннего и повседневного, самого решительного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Это определяет и вмешательство государства во все другие сферы жизни общества и частную жизнь. Как реакция на этот факт, в среде буферных между пролетариатом и буржуазии слоев и особенно в среде студенчества получает широкое распространение идеология анархизма. Само собой разумеется, что современный анархизм - продукт гнилой атмосферы капиталистических мегаполисов - есть ни что иное, как бессмысленный, никуда и ни к чему не ведущий бунт атомарного индивида против государства и общества. По существу анархизм это инфляция индивидуалистического сознания.
  
   Эстетика лефтизма это "имидж неавторитарной организации". Лефтисты полагают и надеются, что, идя в хвосте составных элементов идеологической гегемонии буржуазии - индивидуалистического страха перед авторитетом и перед организацией они соберут под свои знамена большее число активистов, нет, конечно же, не для революционного действия, а для отчета перед своими центрами. В этом смысле лефтисты выступают в роли подсобных рабочих у буржуазных прорабов, ведущих работу по сносу грандиозного теоретического здания ленинизма. В противоположность этому марксисты, в частности Марксистская Группа "Рабочая Демократия", считают, что реальная сила организации, ее связь с рабочим классом, уровень идеологической и политической подготовки ее кадров в тысячу раз важнее "имиджей" и "пиаров". Мы понимаем важность работы со СМИ и важность донесения наших идей до широких масс трудящихся. Но мы думаем не об имидже а о деле (при этом не имея ничего общего с вульгарным практицизмом лефтистов).
  
   Идеологи лефтизма не умны. Они не понимают, что в России нет почвы для широкого распространения их "неавторитарных" идей. Идеи и эстетика лефтизма и особенно лефтизма a la Europa могут быть привлекательными для очень небольшого числа представителей очень узких социальных слоев - в основном для богемной люмпенско- интеллигентской молодежи. Но это не значит, что мы марксисты должны отдать даже этот небольшой участок на откуп лефтистам, как предлагают некоторые. Ведь известен путь типичного лефтиста: "до тридцати лет революционер, после тридцати мерзавец". К тому же существует опасность, что взаимодействие с лефтистскими организациями может способствовать невольному и некритическому принятию их подходов и установок. Болезнь лефтизма надо сначала описать, для того чтобы приступить к ее лечению.
  
   Дм. Булатов.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"