"Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах"
А. М. Горький "Песня о буревестнике".
"Что общего между психотерапией и современными левыми? Разве левые организации чем- то похожи на общества Анонимных Алкоголиков?" - спросит нас вдумчивый читатель. Похожи и даже очень, ответим мы.
Сразу оговоримся, что мы не имеем в виду реальные политические партии - КПРФ, РКРП и некоторые другие. Мы берем так называемых "альтернативных левых", то есть пестрый конгломерат разнообразных троцкистских, ортодоксально-сталинистских, левокоммунистических, анархистских кружков, численность каждого из которых в лучшем случае варьирует в пределах нескольких десятков человек, а в худшем не превышает дюжины. Впрочем, анархисты также выпадают из нашего обзора, ибо по определению не являются организацией в собственном смысле этого слова.
Мы утверждаем, и в этом с нами согласны наиболее трезвые представители самих альтернативных левых, что эти организации не есть политические организации. Но тогда что это? Еще не павшие жертвой самопиара леваки в редкие минуты ясности мысли скромно характеризуют себя как пропагандистские кружки. Это так, мы с этим не спорим. Но это определение скорее затемняет, чем проясняет сущность, движущие мотивы занятий альтернативных левых "политикой".
Смысл участия альтернативного левого в деятельности организации не столько содействие достижению этой организацией каких либо политических целей, минимальных или максимальных, сколько нахождение особого психологического микроклимата, поиск психологической компенсации. Мы вовсе не хотим сказать, что этот мотив отсутствует в нормальном случае. Каждый член реальной политической организации находит в ней ту или иную форму удовлетворения своих психологических потребностей. Но в нормальном случае это момент вторичный. Не будет человек связывать себя, тратить свое время и силы, если он видит, что организация не только не существует как реальная политическая единица, но и не имеет никаких шансов стать таковой. Член же лефтистского кружка именно вполне удовлетворен своим статусом, он находит здесь то, что искал - иллюзорное чувство сопричастности чему то значительному, возможность поговорить о том и о сем, поддержку и понимание себе подобных.
Доказательством служит вся внутренняя жизнь лефтистских кружков. На первое место здесь поставлена задача сохранения психологического микроклимата. Конституирование кружка начинается с того, что объявляется "вождь", который как правило обрушивается с критикой (во многих случаях вполне обоснованной) на ошибки предыдущих руководителей. Естественно происходит раскол, отпочкование нового кружка. "Вождь" медленно но верно начинает укреплять свой авторитет. Делается это довольно просто - путем систематического охаивания и высмеивания, прежде всего недавних товарищей, вывода своей персоны из зоны критики и убеждения членов кружка, что критика "вождя " это критика всего кружка в целом и каждого адепта в отдельности. Мы далеки от того, чтобы объяснять эту схему личным тщеславием "вождей" (хотя, безусловно, есть и такие для которых лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме). Содержание определяет форму. Чтобы сохранить кружок наилучший способ действовать именно так.
Члены кружков любят проводить время в бесконечных талмудических спорах о разногласиях в своих догмах полувековой и столетней давности. Но как только ставится действительно реальный идеологический или политический вопрос, их реакция стандартна и предсказуема - перевод разговора в плоскость второстепенных деталей, приклеивание ярлыков на вопрощающего, замалчивание и уход от ответа. В некоторых случаях это сопрягается с безудержным самовосхвалением и третированием представителей других кружков либо как "оппортунистов", либо как, грубо говоря, политических лохов. Члены кружков рассматривают себя как не как участников единого коммунистического движения, а как уникальных обладателей абсолютной истины. В этом, кстати, кроется одна из причин провала попыток создания всевозможных фронтов и объединений.
Нельзя сказать, что проблема не находит понимания в среде некоторой части активистов. Думается, что изначальным мотивом и побудительной причиной отколов групп "Вперед " и "Рабочая Демократия" от своих материнских "интернационалов", произошедших в прошлом году, было именно желание порвать с кружковщиной. Но, увы, по крайней мере, на примере "Рабочей Демократии" мы видим, что есть серьезные основания опасаться, что вожди отколов, бессильные что либо изменить, грозят превратится в Ланцелотов, убивающих дракона чтобы занять его место.
Это положение есть, конечно, закономерный результат господства оппортунизма и тотального поражения коммунизма в ХХ веке. Но неизбежность вовсе не означает постоянную необходимость консервации такого хода дел. Наоборот необходимо выбираться из этой ямы. Многие товарищи приходят к пониманию, что параполитический кружок не способен развиться в Партию. Но приверженность своим догматизированным идеологическим течениям железной рукой душит любую попытку изменить маргинальный статус кружка. Психология кружковцев такова, что они считают, что именно их кружок стоит на правильной истинно ррреволюционой позиции, хранит в чистоте учение Маркса, Ленина, Троцкого и других авторитетов. Нет ничего более ошибочного, чем такая точка зрения. Марксизм и догматизм две вещи несовместные. Законсервировать марксизм в политически недееспособном кружке значит выхолостить его, убить его живую душу. Но главное в том, что деятельность кружковцев (скорее имитация деятельности) разворачивается в параллельном реальной классовой борьбе мире.
Видный теоретик российского левого движения тов. Шапинов справедливо указывает, что разграничительная линия между сталинизмом и троцкизмом утратила в современных условиях всяческий смысл, что истинное граница проходит ныне не между сталинистами и троцкистами, а между революционерами и реформистами. Мы добавим еще к тому, что в организационном плане граница проходит между сектантской кружковщиной и реальной борьбой за создание марксистской рабочей Партии. Лефтистские кружки не приносят ни пользы, ни вреда трудящемуся классу. Они существуют только ради самих себя. Поэтому всякий, кто выступает за сохранение кружка как организационной формы, объективно есть враг революционного марксизма.
Каковы возможные пути преодоления сектантской кружковщины? Мы считаем, что необходимо реализовать ряд последовательных, постепенных шагов:
--
Отказ от принципа демократического централизма, как объективно невозможного в рамках кружка. Переход к автономии индивидуальных членов (принятие решений консенсусом, право неучастия членов в реализации мер, акций и т.п. с которыми они не согласны).
--
Отказ в доверии "вождям", в том случае, если те проявят свою приверженность сектантской кружковщине и неспособность к качественной перестройке работы.
--
Отказ от кружкового патриотизма и претензий на обладание истиной. Самоидентификация не как сталинистов, троцкистов, левых коммунистов и т.д. а как, прежде всего марксистов.
--
Развертывание широкой межорганизационной дискуссии по вопросу теоретического и организационного фундамента рабочей Партии.
Дискуссия на началах взаимного уважения мнений должна определить идеологическую платформу марксистского курса на современном этапе. Она должна дать ответ на вопрос, в каких формах возможен переход от кружковщины к действительной политической организации.
На первый взгляд вырисовываются, по крайней мере, две возможности - попытка прямого и непосредственного создания Партии или самоликвидация кружков и вхождение их членов в реальные партии. Во втором случае речь не идет конечно же об отказе от революционного марксизма в пользу оппортунизма. Члены бывших кружков вступают в партию или партии индивидуально, но действуют как организация внутри организации, поддерживая между собой связь (при этом никоим образом не афишируя ее), используют политическую инфраструктуру партии (партий) для накопления сил к тому моменту, когда можно будет выступить с открытым забралом.
Во время войны часто случается так, что потерявшие боеспособность части приходится расформировывать. Но новая боевая единица образуется из тех же солдат. Старый и неспособный офицерский состав удаляется от командования. С новыми силами солдаты идут к победе. Настала пора перестроить боевые порядки революционного марксизма. Выкинуть вон негодное оружие и заспанных бестолковых командиров. Так победим!