Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку...
На первый взгляд, сюжет сказки незамысловат и рассказывает лишь о решении одной маленькой проблемы, в виде большой репки на сельском подворье. На самом деле, всё обстоит не так просто. В сказке рассматриваются проблемы общечеловеческие с глубоким научным философским подтекстом. В первую очередь это аспекты организационного характера в решении проблем.
В центре сюжета Репка, которую посадил Дед для обеспечения продовольствием себя, Бабки и Внучки. Все остальные биологические участники сюжета, откровенно не любители репы и имеют другие пищевые предпочтения. С точки зрения построения логической цепочки иерархической пирамиды главным является Дед: он посадил эту репку и она выросла. То есть, в первой части рассмотрения причинно-следственных связей мы видим:
а) источник проблемы - Дед;
б) проблема выросла до такой степени, что Дед её в одиночку решить не может.
То есть мы наблюдаем, что все большие проблемы начинаются сверху.
Вместо того, чтобы системно решать небольшие посильные проблемки (хлебушек, картошечка, редиска, помидорчики, огурчики...) верх властной пирамиды выращивает большую непреодолимую репу для всех участников подворья, кончая мелкой сошкой-мышкой.
Мы уже упомянули, что Жучке, Кошке и Мышке эта репа ничего не даёт. Тут раскрывается геополитическая составляющая. То есть в теории, только, первых три звена (дедка, бабка, внучка) могут составлять сбалансированную систему в случае отсутствия "внутрисемейного конфликта". Остальные участники сюжета просто биологически несовместимы, тем более, что последняя маленькая героиня Мышка, является вкусным лакомством для предпоследней Кошки. Про "дружбу" кошки с собакой всем понятно.
Более логичным и уместным было бы, если корнеплод вырос в виде горькой редьки. Но народная мудрость отточенная веками и здесь несёт более сакральный смысл. Иерархическая верхушка во все времена декларировала народу молочные реки с кисельными берегами. До сих пор эта парадигма не изменилась. Любые предвыборные демократические обещания верхов и сегодня слаще халвы, только на деле хрен да редька.
Возвращаясь к логической цепочке. Есть большая-пребольшая проблема у Деда. Дед её создатель и дед её в одиночку решить не может. Умалчивается в сказке про то, куда делись родители внучки. На заработках в Москве, в тюрьме, умерли... - неизвестно даже А.Малахову и всезнающей передаче "Пусть говорят", но была бы семья полной, не было этой истории про Репку. А где лошадка, коровка, хрюшка? Из всех героев только Жучка имеет конкретное имя, а остальные персонажи обезличены. Тёмная семейная история.
Начинается кульминационная часть сказки. Так как Дед на подворье самый сильный, хоть и старый, то отказываться поодиночке всем субъектам цепочки не с руки, можно пострадать от Деда. Собирается коалиция из разноплановых, разновидовых субъектов, но репку вытащить они не могут. Обращается внимание на структуру решения проблемы. Если бы Дед одновременно позвал всех, то никакую репку они не вытащили, по причине разнонаправленных усилий и межвидовых разногласий. Зовёт он сначала бабку. Затем Бабка зовёт Внучку, т.к. по всей видимости присутствует женская солидарность и Внучка больше доверяет Бабке. Далее Внучка "приглашает" Жучку, именно внучка кормит собачку. Опять первичную роль играет степень доверия субъектов друг другу. На Кошке этот алгоритм уже не действует и тут в народном варианте отражается возможность взаимодействия антиподов при решении глобальных проблем. В данной ситуации Кошка не может отказать вечному врагу Жучке.
С физической точки зрения, для решения задачи мобилизованы все возможные силы для преодоления проблемы, но проблема не решается - слишком большая: Тянут-потянут, вытянуть не могут. В этот момент в сказке акцентируется внимание на необходимости привлечения скрытых, а порой и невероятных ресурсов. Кошка приглашает принять участие в дёрганьи Репки Мышку. То есть с точки, мировоззрения человеческого мышления, происходит нечто метафизическое. То, что Дед может раздавить лаптём, Бабка пришибить метлой, Внучка прибить поленом, Жучка придавить одним зубом, а Кошка вкусно пообедать - становится решающим фактором преодоления непреодолимой проблемы.
С точки зрения человеческой иерархологии серый цвет - синоним людской массы нижних социальных слоёв. Может быть, это какая-то новая идеология включающий скрытый потенциал "серых" народных масс, где верховный Дед вовсе не является доминантой сообщества. Может Репка это намёк, на пуп земли, который старательно выдирали глупые персонажи сказки. Предпочтительнее выглядит версия - алгоритм создания системы, где все составные звенья системы без одной маленькой серенькой детальки беспомощны и бесполезны. Конечно - это аллегорическое отражение сущности мозга. Без наличия работающего мозга весь механический, биологический, химический смысл взаимодействия абсолютно бесполезен. Блокируйте маленькую зону мозга и ноги перестанут ходить, и руки не смогут работать, как и все органы тела в целом. Определение разума до сих пор закрыто от человека непроницаемым занавесом. Все действия личные и общественные в человеческом обществе лишены смысла и перспективы.
В современном толковании, здесь можно узреть не только организационную, физиологическую, внутриобщинную проблему, но всё, что угодно, в т.ч. и новое геополитическое обустройство. Например, Дед - это США. Репка это политические субъекты, которыми хочет овладеть жадный Дед, как вариант - Россия или Китай. В промежуточном сюжете сегодняшнего дня - это, конечно же Украина. Бабка это Англия или Германия, внучка - ЕС. Жучка, Кошка возможные союзники НАТО азиатского региона. Неясности только с Мышкой.
К сожалению, сказка только обозначает проблемы и указывает на важность организационного фактора в решении "больших-пребольших" проблем, но до истины тут ещё очень далеко.
Есть народный посыл задуматься и это уже шанс. Сказки детям читают перед сном не для того, что они есть и так принято, а во имя спасения человечества, ведь дети это символ будущего и пока, по факту, Репка только становится большой-пребольшой, а загадка могущества маленькой серой мышки, которая хвостиком разбивает золотые яйца или вытаскивает большие-пребольшие Репки, остаётся нераскрытой.
Каждый человек в любом статусе и любом возрасте имеет свои насущные проблемы. Каждый тянет свою репку проблем, но всегда наступает момент, когда репка достигает таких размеров, что в одиночку вытянуть её невозможно. Бабки, Внучки, Жучки, Кошки - тоже только пукают. Нужен конкретный результат - конкретное решение проблемы, а это решение маленькое серенькое, поди-найди где-нибудь в щёлочке сидит. Найти Мышку поможет Кошка, но эта мышка не должна быть съедена, а приобщена к решению общей задачи. Всё это, также касается различных общественных групп, начиная от семейных и заканчивая государственными, а также общечеловеческими проблемами. Да, есть такие проблемы, которые надо тянуть уже всем человечеством: угрозы глобальных катастроф, экономические катаклизмы, экологические катастрофы, геополитические военные конфликты, техногенные катастрофы - неполный перечень реп, которые выросли уже большие-пребольшие.