Булгаков Виктор Петрович : другие произведения.

Нет Проблем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   НЕТ ПРОБЛЕМ
   БУЛГАКОВ В.П. 1995 г.
  Я не скажу ничего нового,
  так как всё уже давно сказано,
  но, возможно, сделав акцент
  на наболевшем вопросе, я смогу
  хоть чем-то помочь людям,
  которых этот вопрос волнует.
  
  ЧАСТЬ 1.
  "Нет проблем..." Довольно часто можно услышать эту фразу в каком-нибудь американском фильме. Что за ней кроется? Действительно ли есть люди, у которых нет проблем, и как долго можно пребывать в таком состоянии? Полное отсутствие проблем у многих вызывает ощущение бесцельности существования. Редкая личность, познавшая глубочайшие истины бытия, может возвыситься над этим переживанием. Однако, каждый желал бы сбросить с себя десяток-другой проблем, которые порой растут, как грибы.
  С чего же начать? Конечно, с рассмотрения предмета, о котором идёт речь. Что такое проблема, что из себя представляет, из чего состоит?
  В привычном смысле под словом "проблема" подразумевается задача, которая имеет трудное решение, нежелательно растянутая по времени, либо субъективно неразрешимая. Почему "субъективно"? Потому, что задача может иметь достаточно много решений, которые нас по той или иной причине не устраивают. И здесь мы уже можем нащупать корни, от которых произрастает проблема. Почему меня не устраивает другое решение задачи? Потому, что я, как сложившаяся личность, имею свои стереотипы, привычки, пристрастия. Моё мироощущение складывается на основе существующих в данный момент эталонов, по которым живёт общество. Возьмём стандартную ситуацию: мне надо в такое-то время оказаться в таком-то месте. Поставлена задача, но она превращается в проблему, если, например, туда не ходит транспорт, либо оплата за проезд несопоставима с моими доходами, либо время, затраченное на оформление каких-то документов, не укладывается в намеченный срок. Задача, превратившись в проблему, вызывает беспокойство, раздражение, негативные эмоции, которые, рано или поздно, выливаются в агрессию. Какие же есть способы избежать этого? Волевая, инициативная личность активно прорабатывает различные решения задачи, требующие больших усилий, вплоть до авантюрных решений с риском для жизни и благополучия, в зависимости от степени значимости данной задачи. Более пассивная личность ударяется в пессимизм и психологическое самоистязание, граничащее с трагедией.
  Но если немного вернуться назад и рассмотреть, откуда появилась эта задача? Мы сами создали её, отталкиваясь от возникшего желания, умноженного на нетерпение, доведённое до страсти. Желание же чаще всего возникает в процессе сравнивания себя, своего быта, образа жизни с другим, на наш взгляд, хорошим, правильным, комфортным и т.д. Сравнительные степени являются глубоко субъективными и относительными. Таким образом, одно из решений трудной задачи - это не ставить её перед собой. Многие попытаются возразить, что не они ставят перед собой задачи, а общество, действительность, окружение. Конечно, от них не зависят законы, по которым живёт общество в целом, но от каждой отдельной личности зависит качество восприятия окружающего мира. Это взгляд на мир через призму своих привычек и установок. Поэтому, изменить видение мира можно, лишь изменив себя. Бытовой пример: "Я курю, и у меня кончились сигареты, а уже всё закрыто, у меня нет денег, я лежу со сломанной ногой и некому сходить". В общем, проблема! Но если я не курю, этой проблемы нет. Пока я отождествляю себя с физическим субъектом, имеющим необходимость всасывать никотин в лёгкие, передо мной стоит задача добывать этот никотин, и она может перерасти в проблему при определённых обстоятельствах.
  Система возникновения и перерастания задачи в проблему во всех случаях одна и та же. Конечно, если задача имеет решение, пусть даже трудное, решив её, мы испытываем радость созидания, и это очень положительный момент в процессе формирования личности, а формировать личность, то есть изменять свою психологическую форму человек вынужден на протяжении всей своей жизни, в этом и состоит великая задача бытия! Но чаще всего этот процесс очень затруднён отсутствием ориентиров, недостаточным пониманием сути процесса, конечных целей.
  Огромную помощь в созидании себя, как личности, нам оказывает заложенное создателем интуитивное разделение действия на доброе и злое, с большим количеством оттенков и сравнительных степеней. Если мы взвешиваем задачу и её результат на весах добра и зла, то действие, созидающее добро, всегда реально осуществимо, если, конечно, не заниматься самообманом, выставляя плохое за хорошее, и приводя при этом массу оправданий, утверждающих необходимость данного действия. Конечно, чтобы всегда разглядеть истинный результат, нужен некоторый навык самоанализа и рассмотрения причин любого следствия. Но чаще всего мы интуитивно чувствуем, что хорошо и что плохо, пока разум не начал анализировать и выдвигать аргументы. Наш разум можно сравнить с хорошим адвокатом, который всегда готов искать компромисс, или оправдать даже плохие поступки лица, в котором он заинтересован и за счёт которого существует. Поэтому непросто заставить разум работать только с положительным результатом, отстаивая интересы нашего духовного начала. Пока у весов "добра и зла" стоит "материя", материальный план всегда будет перевешивать. Материя не может быть бескорыстной, она живёт по принципу взаимозаменяемости, поэтому борьба за материальные блага всегда порождает проблемы. Процесс созидания может быть очищен от этого мусора, если главным является сам процесс, а не результат.
  Попытаемся теперь сформулировать практические советы, способствующие избавлению от проблем.
  1. Осознание реальности поставленной задачи. В случае её затруднённого или невозможного решения стоит отложить её на неопределённый срок, и не возвращаться к ней, пока ситуация не созреет.
  2. Объективная оценка своего потенциала в плане настойчивости, упорства, терпения; дабы избежать негативных моментов в ходе реализации задачи.
  3. Рассмотрение конечной цели, результата с точки зрения добра и зла.
  4. Максимально возможная концентрация на процессе реализации данной задачи, без жёсткого планирования результата во времени, дающая возможность отнестись к процессу творчески.
  5. Поиск душевного равновесия и покоя, что позволяет значительно снизить количество желаний, возникающих в вашей голове.
  6. Объёмное видение мира с осознанием относительности сравнительных степеней, используемых для определения вашего статуса.
  Конечно, обстоятельства, которыми вы на данный момент обустроили свою жизнь, будут всячески мешать выполнению предлагаемого подхода к задаче. И всё же, чем чаще вы проводите подобный анализ очередных задач, тем проще они будут решаться.
  
  
   2 ЧАСТЬ. Мужчина и женщина
  Мужчина и женщина - это две половинки, которые по замыслу создателя должны стать единым целым, гармонично дополняя друг друга. Многие ли создавая союз, достигают этой высокой цели. К сожалению, это большая редкость. Многим не всегда удаётся создавать эпизодическое целое чисто в физическом смысле, не говоря уже о духовном родстве. Одна из главных причин, мешающих этому - отсутствие откровения между двумя особями, вступающими в долгосрочное сожительство в попытке организовать нерушимый союз. Как и почему это происходит? Конечно, в первую очередь нам мешает эгоизм во всех его проявлениях. Это слово для многих неприятно на слух, поэтому оно звучит в редких случаях при очень грубом проявлении данного качества. Но эгоизм имеет множество степеней и форм, и практически нет на земле личности полностью свободной от этого недостатка. Процесс же создания целого состоит в стирании границ индивидуального "Я", которое, обоюдно растворяясь друг в друге, плавно перетекает в единое целое. Процесс долгий и трудный, требует терпения и огромного желания добиться цели. Но результат стоит того. Ни с чем не сравнимое ощущение полного благополучия, покоя, потаённой радости от осознания близкого человека, готовность на любую жертву ради другого, потому что он - это ты, и даже больше. Иисус сказал: "Возлюби ближнего, как самого себя". Да, любовь к людям вообще начинается с любви к самому близкому человеку. Но как по-разному, и большей частью неверно трактуется слово "любовь". Молодые люди, желая примитивной физической близости, говорят друг другу - "я тебя люблю", называя любовью внезапный импульс полового влечения, физической страсти. Пробудившаяся энергия имеет большой потенциал, и порой совершает безрассудные поступки. Но конечная точка ее приложения - сексуальный центр, после чего наступает некоторая пустота и безразличие. Любовь же, в истинном смысле этого слова - достаточно ровное, постоянное чувство, уже осознанное разумом, привыкшим к смещению жизненных акцентов на преданность, всепрощение, понимание, желание добра и радости. Любовь принимает мир таким, как он есть, понимая причину любого действия, поступка, события. Если же имеется возможность помочь измениться к лучшему, помощь должна быть оказана мягко, тактично, чтобы не причинить боль. Всмотритесь в своё отношение к близкому человеку, любимому животному, окружающему миру. В очередной раз говоря супругу "люблю", каким смыслом вы наполняете это слово? Или рассказывая соседке, как вы любите свою собаку или кошку, вдумайтесь, что вы имеете в виду? Может, вас радует её красивый внешний вид, на зависть друзьям, или её преданность и неумение помнить обиды? Чаще всего мы используем близких нам людей или животных в качестве зеркала, в котором мы хотим увидеть свои достоинства, и не замечать недостатков. Собака - преданный, любящий друг, даже если я грубиян, пьяница, никому не нужный одинокий человек, не имеющий друзей, потому что не терпим к другим суждениям, не желающий отказываться от своих привычек и пристрастий. На самом деле я не люблю собаку, просто это единственное существо, с которым я могу вести себя, как хочу, и она всё стерпит. Бедные животные, сколько их вынуждено страдать у подобных "хозяев". Но собака бесправна, и там всё просто. Значительно сложнее складываются отношения между людьми. Очередная, вновь созданная молодая семья. Они наконец нашли друг друга, поклялись в любви и верности, и теперь будут жить счастливо до самой смерти. Куда что девается буквально через считанные месяцы, а то и дни. Две уже достаточно сложившиеся личности пытаются усиленно навязать друг другу свои привычки, взгляды на жизнь, оправдывая при этом недостатки и утверждая свою мораль, как норму жизни, устоявшуюся и не терпящую изменений, И совсем неважно, если я в душе сознаю, что я далеко не идеал, в любом случае меня должны принять таким, какой я есть, ведь меня же любят! Или это были пустые слова? При этом претензии обоюдные, но каждый слышит только себя. Да, к сожалению, слова обещаний любви и верности действительно были пустыми, потому что молодые и не подозревали, о чём идёт речь, и какой смысл несёт в себе слово "любовь". Им просто дана возможность посадить и взрастить семя, из которого когда-то возможно вырастет древо любви, хрупкое, или крепкое и могучее, время покажет. И начинается долгий процесс поиска компромиссов, единых мнений и решений по многим вопросам, от мелочно-бытовых до глобальных. Но налаженный быт и правила общежития, со временем переходящие в привычки, ещё не любовь, а лишь проявление терпимости друг к другу, способствующее достижению сильной привязанности. И чаще всего, это самое большее, чего могут достичь супруги к глубокой старости. Признаком настоящей любви может быть отсутствие внутреннего протеста при общении с любимым человеком. Какое - либо возражение может иметь место только в форме дружеского совета, при этом вы всегда ощущаете, нуждается ли человек в вашем совете, приемлет ли он его? Противопоставление же - всегда протест, несогласие, и в той, или иной степени, насилие над личностью. Учитывая, что молодости свойственно самоутверждение, тем более трудны попытки начать изменять себя, своё, пусть и недавно сформировавшееся, мировоззрение. Молодой человек хочет заявить о себе, как о самостоятельной личности, познавшей все необходимые правила жизни для уверенного движения вперёд. Чаще всего это голые амбиции, и жизнь ещё много раз будет доказывать его несостоятельность и неадаптированность к окружающему миру. Это довольно жестокая система обучения, но так устроено в данный момент общество. Очевидно, что в будущем люди станут значительно разумнее, и выработают иную систему адаптации вновь вступающих в жизнь, да и сами законы общества претерпят большие изменения. Эта ситуация назрела, как проблема, и требует своего решения. Наука общения, создания психологического климата, взаимопонимания между людьми значительно важней математики, физики и химии вместе взятых, однако пока что нет ни предмета обучения, ни соответствующих учебников, поэтому молодые люди в потоке жизни, как котята, тыкающиеся мокрым носом в поисках материнского молока. Церковь по традиции призывает к любви и милосердию, следуя заветам Христа, но далеко не всем доступна и понятна форма, в которой это преподносится, тем более молодёжи с их темпераментом. Агрессия, выраженная в музыке и фильмах, часто быстрей находит отклик в их душах. Принято утверждать, что это очередная форма протеста против действительности, но протест возникает от страха и неуверенности, что в свою очередь исходит от незнания. Все основные постулаты человеческого бытия давно известны и повторяются из века в век, однако до сих пор не донесены всем и каждому в доступной и понятной форме, как непреложные истины. А пока что надежда только на интуицию, которой очень уж трудно пробиться сквозь весь информативный хаос, постоянно держащий в напряжении персональный компьютер под названием мозг. Вот и вынуждены все системы духовного роста в различных религиях искать способы успокоения разума, остановки мысли, глубокой концентрации на чём-то вечном, вне времени и пространства. Задача очень непростая, особенно, если разум не до конца понимает, зачем это нужно, и какую цель он преследует данной практикой. Независимо от того, к Будде мы обратимся, или к Христу, или к другим посредникам между Богом и людьми, мы всё равно столкнёмся с понятием истинной Вселенской любви, любви, к которой мы должны стремиться во что бы то ни стало, потому что это является глобальнейшей задачей человеческого бытия.
  Воссоединение мужчины и женщины, изначально продиктованное законами природы, таит в себе глубокий смысл зарождения и воссоздания истинной любви, дарованной нам Богом, как возможность, но оставленным за нами правом выбора. Если придя на рынок, вы выбрали тухлые помидоры вместо свежих, то, видимо, вы просто в них не разбираетесь. Не отведав настоящего плода, можно так и не узнать, какой же он на вкус, находясь всю жизнь в заблуждении. Но если нам всё же удалось посеять семя любви, чем надо поливать этот росток, чтобы он окреп и вырос во взрослое дерево?
  Один из основных уроков в этой школе жизни - никогда ничего не требуй от другого, требуй только от самого себя. Любое вмешательство, внедрение во взгляды и привычки другого с целью что-либо изменить не даст никаких положительных результатов и вызовет только протест и отчуждение. Изменяя же себя, делая себя лучше, ты изменяешь и то, что тебя окружает. Не стоит ожидать какой-то бурной реакции на едва заметное, да и то тебе самому, изменение в себе. Это, как круги на воде от брошенного камня - ты находишься в эпицентре, но чем дальше от центра, тем меньше волнения.
  Никогда не спеши с оправданием своего поступка, даже если ты прав. Чаще всего нами руководит чрезмерная гордыня и нежелание признаться даже самому себе, что ты смог совершить ошибку, необдуманный поступок, действие, унижающее твоё достоинство. Лучше не спеша обдумать замечание и при полной уверенности в своей правоте попытаться аргументировано убедить другого.
  При общении друг с другом надо тщательно следить за интонацией. Фраза, произнесённая громко, жёстко, в командном тоне обязательно вызовет негативную реакцию, которая может вылиться в протест, вплоть до конфликта.
  Во всех делах, неважно, где и с кем они происходят, должно быть полное откровение, если другой проявляет какой-то интерес. И тем более это касается всех интимных сторон вашей жизни, в том числе - секса. Максимум доверительности, не должно быть никаких недомолвок. Это самый близкий тебе человек, всё, что знаешь ты, имеет право знать и он.
  Большим пособником в семейном разладе является элементарная физическая лень. На молодую семью обрушивается масса бытовых трудностей, до сих пор обходящих их стороной, и заставить себя сделать что-то, не перекладывая на плечи другого, бывает не просто. К тому же, часто накладывается на распределение обязанностей уже устоявшийся стереотип "нормальной домохозяйки" или "домохозяина", с вытекающими отсюда последствиями. Один из супругов вдруг превращается в тирана, жестко требующего выполнения супружеских обязанностей, как он это понимает. Это вызывает ответное противостояние с перепалкой по каждой мелочи, либо глубокую депрессию. Если желаешь другому добра, то всегда почувствуешь, когда у него нет физических и моральных сил сделать какую-либо работу, или совсем неподходящее для этого настроение. Всегда можно выручить другого, взяв эту работу на себя, или просто её не делать, посчитав необязательной. Психологический климат значительно важней любого бытового дела.
  Часто причиной развода становится супружеская неверность, у которой есть несколько причин, толкающих на этот шаг. Первая - неудовлетворённость в сексе из-за непонимания друг друга, чрезмерной застенчивости, надуманных штампов. Вторая - комплекс неуверенности в себе, провоцирующий самоутверждение в виде новых побед на почве секса. Если измена осталась тайной, она всё равно вносит отчуждение в отношениях со стороны изменившего супруга, если же данный поступок в силу обстоятельств становится явным, то очень немногие способны на прощение, и даже оставшись вместе, из чувства ревности долго питают обиду и озлобленность к другому. Люди часто совершают ошибки, и иногда очень серьёзные, но чистосердечное раскаяние всегда заслуживает прощения, и не дайте победить уязвлённой гордости и чувству собственника.
  Первопричиной всех выше перечисленных негативных проявлений конечно является эгоизм. Различные религии и школы самосовершенствования накопили немало методов борьбы с этим злом, и если вы выберите хотя бы некоторые из них, вам значительно легче будет найти взаимопонимание с людьми, и в первую очередь - с самыми близкими.Часть этих методик рассчитана на усмирение плоти через умеренность в пище, тонизирующих напитках, вредных пристрастиях, устанавливающих зависимость организма от пагубных привычек. Другая часть методов рассчитана на борьбу с тщеславием, которое включает в себя желание обогащения, престиж. Если вы в состоянии хотя бы разглядеть эти недостатки, это уже серьёзный шаг на пути духовного роста. В дальнейшем следует развивать постоянный анализ любого действия с рассмотрением причины и следствия; при этом реакция на действие будет изменяться. Уменьшится влияние персональных стереотипов при оценке происходящего, значительно легче будет избегать эмоциональных всплесков. Реакция на действие будет спокойной, с пониманием сути происходящего, с рассмотрением глобальных причин и неизбежности данного действия, как следствия. Это не значит, что можно оправдать пьяницу или бандита, но становится понятно, что на данный момент, с таким багажом отрицательных качеств, с подобной оценкой окружающего мира он не может поступать иначе. Лучший способ устранить зло - это помочь человеку изменить своё мировоззрение, сделать переоценку ценностей, если только он сам того желает. Позиция силы здесь не имеет смысла. Можно изолировать зло, но эта мера не будет действенной, так как остались обстоятельства, в которых это зло родилось и множилось. Личность, уничтожая зло, созидает в себе добро. Если же образовавшуюся пустоту не заполнить добрыми намерениями, зло опять вернётся, "свято место пусто не бывает". Равносильный процесс происходит и в обществе.
  
  ЧАСТЬ 3. Борьба с комплексами
  Каждый из нас идёт по жизни со своим набором комплексов, создающих проблемы и мешающих нам жить уверенно и спокойно. Избавившись от них, человек испытывает огромное облегчение, он наконец может стать самим собой, сбросив с себя уродливые маски и не боясь показать истинное лицо. Для простоты анализа причин, создающих проблемы, некоторые из комплексов стоит рассмотреть поближе.
  Очень распространённым и влиятельным является комплекс зависимости от чужого мнения. У разных возрастных категорий он имеет различные оттенки, по сути своей являясь одним и тем же. У молодого поколения желание показать свою независимость от мнения старших перерастает в бурный протест с усиленной демонстрацией отрицания навязываемых норм, как своим внешним видом, так и манерой поведения, лексикой. Парадокс в том, что независимость - это абсолютно спокойное, даже безразличное отношение к данному вопросу, противопоставление же является такой же зависимостью, только с обратным знаком. При этом подростки испытывают сильную зависимость от мнения себе подобных. Поэтому голова подростка в большей степени забита информацией о том, что и как надо носить, какие делать причёски, куда и с кем ходить, в какой манере себя вести и разговаривать. Болезненность восприятия данного вопроса приводит к тяжёлым переживаниям, зажиму, появлению чувства неловкости и неуверенности в себе, которое они пытаются скрыть вызывающим поведением. Взрослея, личность меняет акценты, и большее влияние начинает оказывать степень материального благосостояния, престижность работы, жилья, респектабельность внешнего вида. Более ярко подчеркивается принадлежность к определенной прослойке общества. При любом наборе стереотипов вокруг личности всегда есть те, мнение которых имеет большое значение, и часто тяжело найти компромисс, устраивающий всех. Мы же всегда щедры на осуждение, ведь чем хуже люди вокруг меня, тем лучше я сам, так как все познается в сравнении. Поэтому очень популярен процесс самовосхваления за счет унижения других. Проще это делать за глаза, найдя в собеседнике союзника по данному вопросу, иногда возникает необходимость обличать персонально, что конечно может привести к ответной реакции. Довольно часто субъективное мнение кого-то находящегося у власти напрочь перечеркивает чьи-то хорошие начинания.
  Можно возразить, что мнение осуществляет контроль за правилами общежития. Основные общепринятые мнения выражены, как свод законов, регламентирующих образ жизни. На каком-то этапе развития личности это необходимо, но такая необходимость отпадает, если ты сверяешь свои дела и мысли со своей совестью. Для верующего человека этой совестью является Бог. Хотя существует достаточно примеров, когда человек, не принимающий религию как форму, в своих поступках и делах был чист перед совестью и вел жизнь более праведную, нежели многие якобы верующие. Любой человек в глубине души, совершая плохие дела, осознает это, какие бы оправдания для себя он ни придумывал. Совесть сравнивают с зеркалом души, потому что там отражены все наши мысли и дела, даже если мы стараемся не смотреть в это зеркало. Каждый раз, поступая по совести, можно не переживать по поводу очередного субъективного мнения на свой счет, относясь к нему, как к одному из тысячи вариантов оценки твоero поступка. Будь чист nepeд совестью, перед Богом и ты обретешь спокойствие и уверенность.
  Можно не рассматривать отдельно комплекс внешнего вида , так как он вытекает из комплекса зависимости от чужого мнения. Сюда же можно включить комплекс физической неполноценности, ущербности. Часто у кого-либо становится навязчивой идеей в чем-то неправильная форма носа, ушей, рта и прочих частей тела. Переживая по этому поводу, человек ведет себя скованно, неестественно, особенно при общении с теми, в ком он так или иначе заинтересован. Совершенно очевидно, что при любых физических данных человек, который ведет себя свободно и уверенно, выглядит значительно привлекательней. Понятие же физической красоты - вещь очень относительная и нестабильная. Черты внешности могут быть достаточно гармоничными и привлекательными, но надменный циничный взгляд, горделивость, коварство, злоба даже в незначительных проявлениях достаточно легко читаются за яркой внешностью и очень немногие имеют желание связывать свою жизнь с таким человеком. Попытки такого рода чаще всего оканчиваются неудачей, разрывом отношений. Люди довольно быстро привыкают к внешности, даже к физическому уродству, если за внешностью просматривается характер доброго, отзывчивого оптимиста без утверждающегося эгоизма и самовлюбленности. Человек прежде всего стремится к духовному родству, и внешность в этом смысле имеет очень второстепенное значение, являясь лишь некоторым отражением внутреннего Я.
  Следующий - комплекс принадлежности, ощущения своей необходимости обществу. За исключением немногих достаточно ярких личностей, оцененных обшеством, получивших известность и признание, основная масса переживает свою бесполезность и невостребованность. Единственным спасением от возникающего страха одиночества является такая привязка к миру, как семья, близкие друзья. Многие неудачно сложившиеся семьи не расходятся из боязни оказаться никому не нужными в психологическом одиночестве. Совместные дети приносят некоторое успокоение, подтверждая необходимость существования, пока не вырастут и не встанут на ноги. Разрыв между родителями и детьми с претензией на независимость последних всегда тяжелее переживается родителями, если они к тому времени по-настоящему не сблизились друг с другом. Пытаясь хоть изредка ощущать свою необходимость, родители ещё долго стараются помогать своим взрослым детям в материальном плане, желая при этом услышать слова благодарности. В более преклонном возрасте спасением от одиночества становятся "клубы по интересам" (у женщин - посплетничать, у мужчин - выпить и посплетничать), либо домашние животные. Сейчас всё большую нагрузку несёт телевидение, через экран осуществляющее связь с миром, правда одностороннюю.
  Освободиться от страха одиночества способен тот, кто имеет яркую цель в жизни, либо, через веру в существование жизни духовной, победил страх физической смерти. Это очень высокий этап духовного развития, но даже не достигнув этой свободы, к ней надо стремиться, и в любом случае полезно знать об этом.
  Серьёзной помехой в жизни является комплекс неуверенности в себе. Довольно часто мечты могли бы стать реальностью, если бы человек поверил в свои силы, возможности, не испытывая страха перед трудностями. Существует психологический тренинг самовнушения: - "Я все могу". Или иначе - любой человек в состоянии сделать то, что сделал другой, и достижение цели зависит только от степени желания. Очень часто говоря кому-то - "я хотел бы быть тем-то" или "я хотел бы иметь то-то", мы не оцениваем степень своего желания. Для достижения любой цели надо иметь такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, терпение, и конечно - желание. Если я хочу чего-либо, не прилагая никаких усилий, то есть ожидая чуда, значит на самом деле я этого не слишком хочу, это не обязательно, можно обойтись. Не стоит ставить перед собой задачу, не решая её активно, и надо научиться признаваться себе в том, что если я чего-то не умею, значит - не хочу уметь. За редким исключением, это главная причина, по которой у нас что-то не получается.
  Стоит сказать несколько слов о печальном следствии наличия комплексов - пагубной привычке к алкоголю. Мы часто пользуемся алкоголем для снятия напряжения, стресса, зажимов на различной почве. Это далеко не лучший метод, способствующий приобретению физической и психической зависимости от алкоголя, и если физически можно очиститься от алкоголя в небольшой срок, то психика требует этого состояния, как зашиты, значительно дольше. Для того, чтобы окончательно избавиться от этой потребности, нужна серьёзная перестройка в мировоззрении, смещение акцентов в сторону созидательного оптимизма. Окончательную точку уверенно можно поставить, лишь обретя спокойствие духа, окрепшего, осознавшего истинный смысл Бытия. Почти всегда оканчивается провалом попытка достижения подобного результата усилием воли.
  Существует некоторая прослойка общества, ограждённая от этого пристрастия в силу обстоятельств, начиная со слабого здоровья, фанатичного увлечения до более серьёзной страсти к наркотикам. Очищение духа способствует очищению тела, поэтому изменяя в лучшую сторону своё отношение к окружающему миру, ты автоматически избавляешься от пагубных привычек.
  Рассмотри себя, разложи по полочкам свои недостатки, и начинай методично избавляться от них, от простых к более сложным. Результат - ни с чем не сравнимое ощущение настоящей свободы, покоя, душевного равновесия. Появляется желание дарить людям радость, не ожидая ничего взамен, сочувствие, перерастающее в сопереживание и понимание другого, невзирая на личность. Достигнув подобного уровня, можно считать, что сделано несколько крупных шагов в сторону истинной, Вселенской любви!
  
  
   РАБОТА С МОЗГОМ
  
  Мозг - это хранитель и анализатор информации, на базе которой формируется личность. Состоит он условно из двух частей. Чисто физически местоположение каждой части не столь важно в нашем вопросе, нас интересует разделение функций. Одна часть информации приобретается уже в момент рождения ребёнка, её называют наследственной или кармической. Упрощённо процесс можно представить таким образом; замешивается энергетика родителей, а значит, соответственно их родителей, родителей их родителей, и так далее, в соответствующих пропорциях, которые устанавливает сама личность в момент зарождения физического тела, и от новой точки отсчёта идёт очередной цикл физического бытия с заложенной базой данных и возможностью обмена информацией, её накопления и анализа. К начальной информации относятся такие качества, как характер человека, его чувства, совесть, страх, тщеславие, алчность, врождённое ощущение красоты и гармонии, характеристика запаха (на приятный и неприятный), возникновение желания чего-либо (хочу - не хочу, люблю - не люблю) и многое другое, связанное с интуитивным и ассоциативным восприятием. Вторая часть информации поступает в мозг в течение всей жизни, пропущенная через призму первичной информации. Ко вторичной информации можно отнести традиции общества, язык, степени сравнения и прочее, что требует какого-нибудь анализа. Это определённый набор стереотипов, норм и законов общества, в котором существует данная личность. Связь с миром в физическом плане осуществляется через органы ощущений и контроля - это осязание, обоняние, зрение, слух и вкус (почему-то принято называть их органами чувств, хотя слово "чувство" ближе по смыслу к слову "переживание"). Всё это датчики контроля физических процессов вне тела. Через них мы ощущаем мир.
  Функционально мозг является связующим звеном между внешним миром и духовным началом, при этом одна часть мозга заведует сравнительным анализом, а вторая -психическими и эмоциональными ощущениями, а также выходом в интуитивный канал.
  Человек живёт, если жив мозг, а жизнь мозга - это его активная деятельность, без которой он теряет ощущение бытия, поэтому мозг постоянно ищет объекты для анализа. Если нет сколько-нибудь серьёзной темы, начинается обработка любых мелочей: увиденные предметы, звуки, их характеристика, идентификация с уже известными ранее; либо вынимается из памяти событийный ряд с анализом произошедшего. В общем, поиск мозгом поля деятельности очень витиеват, и для него главное - не объект изучения, а сам процесс анализа. Остановить мыслительный процесс представляется очень трудной задачей. Естественным путём это возможно только в состоянии глубокого сна. Наш сон имеет две чередующиеся фазы: глубокий сон и сон со сновидениями. Во сне со сновидениями мозг также активен, как и во время бодрствования, а в фазе глубокого сна деятельность мозга отсутствует. Подсознание продолжает руководить в организме обменными процессами, духовное "Я" в это время находится в другом месте, хотя, там, где нет времени и пространства, понятие места очень относительно.
  В духовных практиках, способствующих выходу за рамки физического тела, поиск состояния безмыслия является важнейшей задачей, и в этом случае речь идёт не об информации мозга, облечённой в словесную форму, а об отсутствии какой-либо реакции даже на слабые слуховые или зрительные импульсы, поступающие извне. Это состояние называют глубокой медитацией. (Я использую йоговскую терминологию, потому что весь процесс духовного роста на Востоке более детализирован, но аналогичные практики и состояния описываются в наставлениях Святых отцов Христианского учения. Несложно провести параллель даже при беглом изучении этих двух систем). На практике это выглядит, как глубокое погружение в себя с концентрацией внимания на дыхании и максимально долгой паузе безмыслия. Особое внимание надо уделять остановке глаз: глаза должны без напряжения находиться в одном положении. Малейшее подёргивание говорит о ещё не успокоившемся мозге, посылающем глазам импульсы в поисках информации. Если определённой настойчивой практикой мы добиваемся остановки мыслительного процесса в период бодрствования, то возможен контролируемый переход в иное качество - освобождение от физического тела более тонких оболочек. Более тонкое тело иногда называют энергетическим двойником, но видимо правильней называть его истинным или психическим "Я".
  Думаю, не стоит углубляться в процессы и переживания при использовании подобных практик, есть достаточно литературы по йоге, описывающей эти техники и состояния. Нам важней разобраться в том, для чего это необходимо и какова конечная цель данного процесса?
  Начав практиковать успокоение разума, уже на первых этапах вы оцените всю полезность этой практики. Вы избавитесь от суеты и хаоса в мыслях, станете менее раздражительным, приобретёте уверенность и спокойствие. Очень способствуют успокоению разума пранаямы(дыхательные упражнения). Достаточно делать ежедневную двадцатиминутную пранаяму в течение трёх - шести месяцев, и вы ощутите движение энергий в физическом теле, забудете о простудных заболеваниях, стимулируете работу кровеносных сосудов, а значит облегчите работу сердцу и избавитесь от перепадов кровяного давления, если страдали таковыми. Лечебный эффект пранаямы заключается в тренировке мышц кровеносных сосудов за счёт кислородного голодания. В принципе это обычное дыхание со счётом, но с обязательной задержкой дыхания после выдоха и вдоха. Варианты счёта могут быть различными, главное - это непрерывность двадцатиминутного цикла и выбор счёта, при котором вы ощущаете постоянную нехватку кислорода, но не задыхаетесь при этом, чтобы не сбивать ритм дыхания. В процессе при необходимости можно изменять время одного полного дыхания, чтобы подобрать нужную нагрузку. При ходьбе можно ориентироваться по количеству шагов, в состоянии покоя - один счёт равен примерно секунде. Вот один из вариантов такой пранаямы: вдох - 4 шага (секунды), задержка дыхания - 8 шагов (секунд), выдох - 8 шагов (секунд), задержка - 4 шага (секунды). Дыхание производится только носом и без перерывов в течение двадцати минут. При желании увеличить или уменьшить нагрузку удобнее изменять время задержки после вдоха и время выдоха (на две или четыре единицы). При хорошей нагрузке можно ощутить лёгкое головокружение, но не стоит сразу перегружать себя, лучше начать с варианта счёта полегче. Этой же пранаямой вы излечите насморк, даже в хронической форме. Ускоренно очистить свой нос и убрать мокроту можно максимально возможной задержкой дыхания на выдохе. Сделав глубокий выдох, постарайтесь не дышать, пока не ощутите спазмы лёгких и приступы удушья, после чего надо резко вдохнуть через нос. При достаточной задержке даже сильно забитый нос моментально очистится. При неудачной попытке повторите процедуру ещё пару раз (значит задержка была недостаточной). Когда нос очистился, лучше какое-то время дышать очень спокойно, слегка задерживая дыхание.
  Оздоровительные эффекты являются второстепенными, но по ним можно судить о кое-каких достижениях в плане контроля энергий.
  Стоит сказать о некоторых проблемах, возникающих на начальных этапах, которые могут в глазах начинающего дискредитировать саму идею. Человек, открывший для себя некоторые истины, поначалу активно старается навязать их своим близким и друзьям, которые чаще всего очень далеки от понимания данных вопросов. На какое-то время он становится слегка свихнувшимся занудой, постоянно надоедающим со своими "бредовыми" идеями. Несколько позже он начнёт понимать, когда и с кем имеет смысл беседовать на подобные темы, но в тот период он будет удручён негативным отношением близких к его духовному росту.
  Второй тяжёлый момент возникает, когда человек, как бы уже контролирует себя и свои эмоции. Он значительно реже подвергается эмоциональным срывам, но эти редкие случаи становятся намного жёстче и грубее, чем прежде. Эти срывы шокируют близких, усматривающих негативное влияние подобных "изысканий" и огорчают самого "искателя", который уже начал замечать в себе положительные изменения. Причина подобных срывов в том, что человек прежде всего пытался одеть на себя маску добропорядочной личности, ещё не являясь таковым по сути, и выдавая желаемое за действительное. В процесс была вовлечена сила воли, которая не привносит никаких изменений в качестве, а работает наподобие плотины, и когда чаша переполняется, поток, вырвавшись на волю, становится слишком бурным. При невозможности избежать данного периода, попытайтесь хотя бы объяснить близким причину такого поведения.
  Ещё одной серьёзной ошибкой является ожидание положительной реакции окружающих на ваши изменения в лучшую сторону. Даже если вы действительно заметно изменились к лучшему, на тех, кто знал вас прежде, ещё долго будет влиять стереотип, сложившийся по отношению к вам. К тому же, всё хорошее комфортно, и к нему привыкают значительно быстрей, чем к плохому, считая это привычной нормой. Прежде всего, вы это делаете ради себя, и не надо ждать благодарности за своё стремление быть лучше. Чтобы избежать этих негативных моментов, лучше не увлекаться философскими идеями, затем усиленно отстаивая их, а сконцентрировать своё внимание на успокоении разума и остановке мыслительного процесса, параллельно с которыми изменяются интересы, привычки, отношение к людям.
  Сознание определяет бытие, и поэтому мы видим мир таким, каким его осознаём. Но избавившись от влияния разума на видение окружающего мира, мы в результате увидим мир таким, каков он есть на самом деле, ощущая себя каждой его частью в отдельности и будучи с ним единым целым, осознавая лишь то, что является истиной. И с этого момента можно утверждать, что бытие определяет сознание, а люди и предметы, окружающие вас, теперь несут в себе совсем иной смысл.
   Возвращаясь к чисто техническим моментам, попробуем определить конечную стадию работы с мозгом, которая выглядит таким образом: анализирующая часть как бы перепрофилируется, и основной её функцией становится контроль практически каждой мысли, появляющейся в голове, с оценкой необходимости её существования и соответствующей фильтрацией. (В качестве вспомогательного тренинга считайте, что любая ваша мысль телепатически читается окружающими, независимо от расстояния). Также одной из главных функций этой части мозга становится анализ внутренних процессов, как физических, так и психических, с возможностью их корректировки. В этом качестве мозг будет не мешать, а помогать процессу самопознания и духовного роста личности. И возможно, в конце пути вам удастся стереть грань между духовным и материальным, мистическим и реальным, Вселенским и индивидуальным.
  "Как капельки дождя текут рекою полноводной,
  чтоб напоить могучий океан, так, в Боге растворясь, ты Богом станешь"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"