Буран Елена Владимировна : другие произведения.

Инстинкты начинаются с искренности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда Бог сотворил человека, человек не знал еще о действии инстинктов, а чувства уже были. Навык в проявлении чувств образует инстинкты, в том числе животные и духовные.

  Инстинкты начинаются с искренности.
  
   Работа ума напоминает "вечный двигатель". Может быть, идея вечного двигателя как раз и была навеяна тем, что наш ум работает, как вечно движущаяся сила. Как и любое другое движение в космосе, работа ума строго подчинена порядку, единым правилам всемирного движения, состоящим из символического календаря и целенаправленности. Ум как бы по ступеням либо восходит к цели, либо нисходит. Из этих ступеней составляется динамика мышления.
   Само по себе мышление означает осмысление, осознание искренних чувств. "Не окольцованные" словесным обозначением чувства не могут быть контролируемы и организованы, а посему они хаотичны, разрушительны для иммунитета, вредны для физического здоровья и для психики. Чувства, соответствующие природным способностям и потенциальным возможностям "толпятся" у сердца, как дикие кони, желая выйти на поверхность дверями сознания - эго, все одновременно. Поэтому слово, как уздечка, должно быть приготовлено одно для каждого чувства.
   Чтобы осмысление проходило в каком-то порядке, ум, как и любой другой двигатель, имеет две противодействующие силы: одна позволяет двигаться вперед, группируя чувства по категориям, а другая - сдерживает чувства иных категорий. Говорят, что чувства иррациональны, но они имеют четкую иерархию, соответствующую причинам их возникновения: прежде всего это талант и мистическое ощущение вечности, затем индивидуальные способности выразить талант и, наконец, обеспечение условий благополучного существования таланта в обществе. Глубокие, яркие, искренние чувства свободно и полно выражаются тогда, когда уровень и качество мышления позволяют получить обратную связь от других людей. По большому счету, получение ожидаемой обратной связи - это и есть смысл и цель любого общения, объективного и закономерного.
   Как же поддерживать порядок объективных законов, действующих внутри нас во время общения? Для этого человек имеет внутреннюю природную структуру, как и весь мир в целом. Третьестепенные и второстепенные ценности располагаются вокруг существенных главных ценностей, удерживающих их притяжением основного потенциала жизненных сил, и осознаются в целом как инстинкты телесные, душевные и духовные, расположенные в иерархической последовательности. По-другому можно сказать, что привычные правила, отраженные в чувствах, осознаются как инстинкты. Их взаимодействие можно увидеть, прослеживая динамику мышления.
   Есть семь основных ступеней развития мысли, логически связанных друг с другом. Первая ступень осознается нами как "Просвещение", когда нам говорят или объясняют что-то, и вдруг становится понятно то, что раньше ускользало от внимания. Инстинктивно мы говорим: "Да?! Я не знал!" Это явление традиционно обозначалось как "принять благословение". Ясность мысли, открывшейся нам, подразумевает не только четкое выражение словами, но и точность, полную гамму нужных, оправданных чувств, соответствующих позитивной цели мысли.
   Не всякая входящая информация служит цели просвещения. Также и причины появления информации далеко не всегда бывают бескорыстны, то есть соответствуют основным объективным понятиям. Представьте, что вам делают предложение к сотрудничеству. Если вы видите, что оно служит вашему личностному, человеческому и профессиональному росту, просвещая вас, вы, конечно, его примите.
   Но чаще всего, предложенное вам дело может оттягивать вас назад, в прошлое, уводить в сторону, сбивать с толку. Тогда следует посмотреть: нельзя ли в рамках этого предложения заняться самопросвещением. Выполняя то, что от вас требуется, продолжить свою работу над личными задачами. Здесь открывается следующая ступень динамики мышления: способность к самооценке своих потенциальных возможностей и способностей. Традиционное обозначение этого этапа звучит, как "Слава", "Принять славу", то есть ответить достойно на вызов.
   Следующая ступень динамики мышления в народной традиции обозначалась словом "Мудрость". Если просвещение отвечает на вопрос: "Что?" делать, то мудрость или, как говорили "Умудренность опытом", отвечает на вопрос: "Как?" это сделать. Ответ на этот вопрос складывается из сознательного творческого соединения факторов целеустремленности, целенаправленности и целесообразности во времени и пространстве планируемых действий. Увязывая объективные и субъективные обстоятельства, мудрость находит их скрытую гармонию и, ставя человека выше обстоятельств духовно, как творца и ответчика за планируемые действия, показывает способ реализации плана с минимальным вредом для всех участников действия.
   После того, как дело сделано, мы переходим к четвертой ступени динамики мышления: это анализ ошибок, степени и возможных причин уклонения результата от первоначальной цели. Традиционный термин, обозначающий эти действия, звучит как "Благодарение" и обозначает справедливый расчет со всеми, кто потрудился достойно над реализацией плана, включая и себя. Благодарение может выглядеть, как раскаяние в содеянном и взаимное прощение, если во время реализации плана открылись наши недоработки, несоответствия.
   Благодарение включает и радость по поводу того, что какую-то пользу мы все же получили от своего труда. Если дело закончилось успехом, то вступают в силу последовательно следующие три пункта динамики мышления.
   Традиционное обозначение первого из них звучит как "Честь", "Принять честь", "Участие" в определенном качестве, "Участь". Для современного человека это может выглядеть, как утверждение в новой должности, в роли или статусе партнерских отношений, когда после долгих рассмотрений и борьбы вас уже не пытаются никем заменить.
   Вслед за этим вы входите в "Силу" исполнения - это шестая ступень. Вы действуете и играете в полную силу, когда ваши партнеры позволяют вам это сделать, как бы расступаются, не мешают, открывают вам путь.
   И, наконец, последняя ступень динамики мышления обозначается словом "Крепость", когда партнеры, дав вам сыграть достойно, сами в свою очередь составляют вам достойную пару, и общее действие скрепляется взаимной поддержкой, усиливает эффект от вашего действия. Ваше поведение становится выдержанным, в нем последовательно задействуются все инстинкты телесные, душевные и духовные.
   Конечно, успешное продвижение по этим семи ступеням невозможно без участия вашего личного, субъективного свободного проявления воли и желания на каждом этапе. Поэтому мудрость "Мудрости" проявляется в том, что человек слыша, как говорит ему "Мудрость", поступает в согласии с ней.
   Требуется проявить множество прекрасных качеств, чтобы охотно, уверенно и радостно держать себя в тех рамках, которые диктует нам исполнение поставленной задачи. Рамки могут относиться и к дисциплине тела, и к уравновешенности души, и к верному использованию духовной позиции, ведь мы свободные люди и можем поступать как угодно, совсем не согласуясь ни с опытом, ни с правилами или инстинктами, противореча собственному таланту, любви и интуиции.
   Если человек сворачивает на полпути или перескакивает ступени динамики мышления, скажем, минует состояние "Мудрости" на третьей ступени или пытается утвердить свое положение, минуя этап осмысления на четвертой ступени, то в результате он теряет возможность и способность открыто, с чувством удовлетворения пользоваться результатом своего труда. Не может с полной безопасностью позволить себе быть искренним, правдиво и уравновешенно показывать адекватную реакцию на поступающие предложения о дальнейшем сотрудничестве и уверенно приступать к работе. Он будет вынужден отступить назад и дважды пройти тот путь, который не смог сразу правильно до конца пройти. Если все-таки правильно, честно, хорошим темпом, охотно проходить эти семь ступеней, раз за разом, то говорят, что "человек достиг высот творчества своим талантом и работоспособностью", он "подхватил искорку добра, зажегшуюся в духе, выносил ее душой, облекая в прекрасные мысли и образы, и воплотил телом".
   Есть три типа сложения людей, которые проходят эти семь ступеней динамики мышления по-разному. Для наглядности рассмотрим их на примере трех последних поколений россиян, участвовавших в формировании современного государства. Первый тип соответствует в основном поколению, родившемуся в первой половине двадцатого века. Люди этого типа в своих поступках отдают предпочтение физическому, материальному благополучию. Если мы захотим вспомнить образы удалых казаков или офицеров, созданные актерами тех лет, то в памяти возникнут фигуры с горячими целеустремленными движениями рук, ног и всего тела, ловко скачущие на конях или пляшущие с горящими глазами, осваивающие целину или завоевывающие женское сердце. Это люди, активно эксплуатирующие все телесные инстинкты, у которых очень мало свободного времени на образование или интеллектуальные занятия.
   Образы восторженных поэтов, исполнителей песен или ученых появляются только в следующем поколении россиян во второй половине двадцатого века. От этого поколения в памяти остались спокойные лица, спокойные руки героев фильмов, снятых в то время. В них почти не остается места для сцен насилия или секса, зато очень большое пространство занимает работа интеллекта, разработка внутренних чувств, поддерживающих такие понятия, как "порядочность", "честность", "тактичность", "скромность". Доводы разума ставятся выше, чем "игра крови" и "зов плоти".
   Наконец, третье поколение россиян - наши современники, не придают особого, самостоятельного значения ни телесным, ни душевным инстинктам, даже имея прекрасные физические и интеллектуальные данные, они используют их только как трамплин для проникновения в более тонкие и глубокие проявления человеческой природы, в мистику. Они действуют часто в противовес телесным и душевным инстинктам, предпочитая поиск высшей логики, справедливости, вдохновения, осенения, чего-то более высокого, чем то, что мы видим глазами. Они ищут значение и смысл человеческой жизни, стараясь заглянуть за край видимого мира. Вся сознательная динамика мышления наших мистичных современников лежит в плоскости внутренних ощущений, освоения внутреннего жизненного пространства человека, жизни личности. А, вовсе не в тех понятиях, которые обеспечивают мотивы к коллективному, физическому труду, как это было характерно для первого поколения в нашем примере, или в понятиях, способствующих разработке интеллектуальных, идеологических основ коллективного труда, как это было сделано вторым поколением.
   В больших трудовых или семейных коллективах можно встретить представителей всех трех поколений, и их взаимодействие между собой может иметь очень большие сложности, когда к объективной разнице позиций этих людей добавляется субъективизм и личное противостояние. То есть люди разных поколений больше не придерживаются качественного прохождения ступеней динамики мышления в свойственной им манере, а пытаются свои манеры навязать людям из другого поколения. А те, в свою очередь, защищаются. Как же в таком случае может выглядеть общее сочетание телесных качеств человека с душевными и духовными. Неизбежная ущербность превращается в порочность.
   Развитие порока идет теми же семью ступенями. Причем каждый порок - это уклонение или неверное прохождение какой-то ступени. О порочных людях говорят: "человек двоедушный", "с двойным дном", "лукавый", "собака на сене", "своим добром не пользуется и чужое из рук не выпускает". Понятно, что если какая-то часть общей гармонии человека ущемляется, то другая необоснованно усиливается. Там, где нужно воспользоваться внутренним чувством, человек показывает двойную порцию внешней эмоциональности, телесной чувственности. В таких случаях можно увидеть, например, сцену на кладбище, когда знакомый или родственник усопшего явно не испытывает глубокой скорби и пытается скрасить это обильными показными слезами или высокопарной речью. Это случается даже тогда, когда при жизни родственник относился к усопшему вполне дружелюбно, но у него просто не развиты глубокие внутренние чувства, чтобы искренне плакать.
   Можно чрезмерно усиливая якобы интеллект, сделать свои жесты, мимику, телесные движения совсем "сухими", и тогда человек напоминает мумию. Бывает и так, что жесты очень красноречивы и выразительны, речь весьма интеллектуальна, но все это не имеет духовного основания. Позиция человека не просматривается четко, неясны его цели, и он выглядит способным, но с безнадежными перспективами, а временами поведение такого человека пугает, смущает, напоминает "пир во время чумы", где при роскоши и богатстве мыслей и чувств, человек обречен на одиночество и изоляцию. Это так называемые "не признанные гении". Так бывает, если стараться искусственно угодить какому-то абстрактному идеалу, польстить кумиру, слепо следуя за ним, не давая объективной оценки его и своим поступкам. Погружение в телесные или душевные переживания и ощущения настолько, чтобы они оттеснили и перекрыли выход духовному чувству, связывающему нас с людьми на основе понятных объективных законов, наказуемо.
   Духовное чувство ощущается как более глубокое и стабильное, чем переменчивая чувственность и эмоции, оно определяется как благодушие, дружелюбие, искренность и предполагает полное понимание, принятие и поддержку позиции партнера. Объективная позиция определяется как знание цены поступков, без которого нельзя определить степень ответственности за последствия. Общение с человеком, не имеющим четкую объективную позицию, оставляет ощущение грязноватости, от которой избавляются при первой возможности.
   Люди, которые чрезмерно эксплуатируют телесные инстинкты, ощущения, пытаясь подменить ими работу души и духа, подпадают под порядок действия животного мира, где они вынуждены играть роль либо охотника, либо его жертвы. Предметом охоты может быть богатство, власть, внимание женщины, а жертвой может стать партнер, показавший слабость. Внешне, у таких людей нет открытого, прямого взгляда, они смотрят вскользь, косо, криво, снизу вверх или сверху вниз, у них множество неясных движений ногами и руками, бурчание себе под нос. Они говорят, поворачивая голову, избегают простого и прямого произнесения имени собеседника, говорят с ужимками и придыханием, с обволакивающими движениями тела и интонациями.
   Совсем не так ведут себя люди с открытой, понятной, ответственной позицией. У них очень сдержанные, как бы невесомые, незаметные движения нижней части тела, оправданные речью жесты, раскрывающиеся навстречу собеседнику, как цветок с равномерным участием левой и правой руки, взгляд открытый и прямой. Активные, яркие жесты руками свидетельствуют о преимущественной работе интеллекта и внутренних чувств.
   Если тело воплощает жестами те мысли и образы, которые душа вынашивает на протяжении семи ступеней динамики мышления, то дух, сила духа - ответственного за выход, обмен выношенной душой мысли, делает ее весомой, меткой, выводящей глубокое, объективное, вечное чувство через жесты на уровень общения. Дух предназначен для общения, определяет качество отношений и имеет в виде инструмента талант.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"