Физическими проводниками чувств являются гормоны, выработка которых стимулируется нервной системой и соответствует "конституции" человека. Гормоны передвигаются в виде энергетического потока от одного органа к другому, обеспечивая адекватную ситуации реакцию организма.
Вряд ли следует думать, что чувственные мужчины имеют недостаток мужского гормона - тестостерона. Чувственные мужчины полноценны в физиологическом смысле. Они отличаются лишь манерой поведения: более чуткие, проникновенные, нежные в обращении, восприимчивые, предупредительные, обходительные и непредсказуемые.
Мужчины рационального склада более прямолинейны, у них может быть слабее задействована память, ответственная за общение с другими людьми, они более целеустремленные и подчиняют свое поведение главной цели, почти не осмысляя подготовительные процессы и методы достижения цели.
Влияние гормонов на мужскую природу удобно можно проследить, наблюдая за поведением мужчин, живущих в православном монастыре. Воздержание от секса и мясной пищи, скорее всего, ограничивает выработку и действие половых гормонов, но никак ее не отменяет. Изменений половых признаков у монахов не происходит. Но на фоне очевидного ограничения половой стимуляции, как у мужчин, так и у женщин, соблюдающих воздержание, происходит высвобождение энергии внутренних чувств и активизация действия нейромедиаторов головного мозга, отвечающих за формирование более чуткой и гибкой, интеллигентной модели поведения. Не переставая быть полноценными представителями своего пола, мужчины и женщины сближаются по манере вести себя. Женщины становятся более раскованными и уверенными, а мужчины - более вдумчивыми и чуткими. При этом различия чувственного и рационального сложения, как у мужчин, так и у женщин сохраняются по своей сути. Это значит, что различия рационального и чувственного сложения не связаны напрямую с сексуальной функцией. Теоретическое положение, что мужчины - рациональны, а женщины - чувственны, по крайней мере, является упрощением.
Английские и американские ученые проследили действие основных нейромедиаторов: серотонина, окситоцина и вазопрессина на примере двух видов полевок - скальной и обыкновенной полевой. Полевые полевки образуют устойчивые пары, а скальные полевки - нет. У скальных полевок более экстремальные условия обитания, выше уровень серотонина и ниже уровень окситоцина и вазопрессина, чем у обыкновенных полевок. Исследователи предположили, что серотонин отвечает за действенную, "мужскую", рациональную и решительную модель поведения.
Выработка окситоцина и вазопрессина стимулируется при дружелюбных, нежных прикосновениях, в том числе сексуальных, поэтому их высокий уровень отвечает за проявление стойкой привязанности, чувствительности. Более мягкие условия обитания обыкновенных полевок по предположению исследователей обеспечили им более высокий уровень нейромедиаторов, участвующих в формировании чувственной модели поведения.
Американские ученые из Национального института здоровья, в частности доктор Нильсен, проводили биохимическое исследование, чтобы выяснить гормональный фон людей, совершивших преступление и попавших в заключение. Люди, совершившие убийство эмоционально и импульсивно, имели низкий уровень серотонина. Меньше всего уровень серотонина имели люди, которые, совершив убийство, пытались покончить с собой. Ученые попытались выяснить, был ли это врожденный или приобретенный дефицит серотонина. Оказалось, что люди, совершившие убийство, имели генетические особенности, обусловливающие низкий уровень гормона. Итогом этих исследований могут быть попытки ученых вмешаться в генетическое строение человека, чтобы остановить убийства. Есть другой путь.
Традиционная христианская аскетика, приводящая человека к миролюбию, показывает проверенный тысячелетиями путь к естественному накоплению серотонина. Его суть состоит в том, чтобы сначала снизить стимуляцию других гормонов, которые вырабатываются надпочечниками и обеспечивают сильное, импульсивное проявление эмоций. Одновременно создаются условия для развития позитивного мышления. Мысли, служащие мотивами поступков, наполняются созидательными чувствами. Удерживание в уме добрых и мудрых мыслей обеспечивает состояние, при котором накапливается и усваивается серотонин. Высокий уровень серотонина проявляется в спокойном, рассудительном поведении человека в кризисной ситуации. Развитие интеллекта идет таким образом, что люди с подвижным характером подчиняют движения тела позитивному мышлению.
Уровень серотонина снижается в два раза в состоянии страстной влюбленности. Христианская аскетика позволяет и здесь восстановить разумные способности без риска потерять любовь. Снижение уровня серотонина в состоянии влюбленности, вероятно, связано с тем, что одна доля серотонина обеспечивает рациональное видение мира в целом, а другая - позволяет строить разумные отношения с конкретными людьми. Интерес к миру в целом может мешать проявлению пристального внимания к избранному человеку, поэтому говорят, что для влюбленных существуют только они двое, а мир как бы исчезает. Однако если человек владеет техникой познания внутренней человеческой природы и внешнего мира одновременно, а также имеет навык взаимодействия с любимым партнером, участвуя при этом в жизни целого мира, очевидно, что высокий уровень нейромедиаторов, обеспечивающих гармонию и равновесие в мыслях и поведении, будет востребован и сохранен.
Наблюдения за тем, как передается информация внутри человека, укрепляют в мысли, что если нервная система передает логические команды, то гормоны обеспечивают эти команды соответствующими ощущениями и энергетической поддержкой. Исследователь биологической энергии в середине двадцатого века Вильгельм Райх показал, что некая энергия, воспринимаемая как внутреннее чувство, проходит от органа к органу параллельно нервному напряжению, но с меньшей скоростью, обеспечивающей мобилизацию органов и перестройку внутреннего внимания и напряжения адекватно возникшей ситуации. Райх, исследовавший переживания различных психических состояний находил, что нервный сигнал "пронзал" мозг в виде мысли, и лишь позже приходила "волна" чувств, несущая многогранную информацию о готовности организма к ответным действиям, после чего человек мог удобно осознать свое положение и принять соответствующее решение. На сегодня наукой не доказано, что именно гормоны транспортируют внутренние чувства, но в то же время не известен никакой другой материальный носитель в организме, который мог бы это делать, кроме гормонов.
Чувственная или рациональная модели поведения порождают стандарт движений тела, создавая напряжение одних органов и групп мышц, и расслабленность, неразвитость - других, закрепляя этим установившийся баланс гормонов, а также образ, присущий человеку.
Если учесть результаты исследований, легко можно моделировать поведение мужчин и женщин с разным уровнем серотонина, окситоцина и вазопрессина. Проследим это на примере. Однажды от шестилетнего мальчика, который не имел еще понятия о сложных правилах математики и четности чисел, мне довелось услышать такое рассуждение: "Я только сейчас понял: два - веселое число, один - грустное. Четыре, шесть, восемь - тоже веселые числа. А три, пять, семь - не веселые числа. Особенно веселое число - двенадцать, потому что его можно разделить сразу на два веселых числа: шесть и шесть". Я попыталась выяснить, почему же один - грустное число, а два - веселое. Он объяснил, что "один - идет вперед, а два больше одного и поэтому веселее". В разговоре с этим мальчиком я услышала и еще одно интересное рассуждение: "Все слова похожи не женщину. Например: Россия". Я возразила, что слова бывают и мужские. Например: президент, тренер. На это мальчик мне ответил, что конечно слова делятся на мужские и женские, но все равно во всех словах "есть женское". Никакими особенностями воспитания или развития мальчика объяснить такой "женский" взгляд на слова и числа было невозможно. Мальчик, как мальчик. Он говорил то, что чувствовал внутри. Оказалось, что у него вторая группа крови, обеспечивающая "женскую" модель восприятия информации через характерную стимуляцию автономной нервной системы. Поэтому ход его мыслей имел признаки чувственного строения. Он был ласковый, веселый, общительный, любил родительские объятия.
А вот противоположный пример. Женщина пятидесяти лет рационального сложения, с признаками "мужского" характера лидера-одиночки, но с женской ограниченностью в действиях, страдала мнительностью, часто приводящей ее к нервным срывам, сопровождающимся резкими и грубыми криками, жалобами на судьбу, хронически безнадежным настроением на будущее в суждениях, сварливостью и придирчивостью. Она часто делала категоричные выговоры членам своей семьи. Анализ ее поведения говорит о том, что во время стрессов у женщины происходила симпатическая стимуляция нервной системы с выработкой большого количества кортизона, делающего поведение агрессивным, что сопровождалось напряжением плечевых и шейных мышц, частым и длительным повышением давления, нарушениями функции щитовидной железы.
Она не отваживалась на активные, решительные действия, способные изменить ее жизнь, как это делал бы мужчина. А вместо этого сделала скандалы неизменным атрибутом своей жизни. В этой ситуации выработка адреналина, позволяющего чувствовать себя победителем, снизилась, не получала мотивированной поддержки интеллекта, который обеспечивает высокий уровень серотонина. То есть агрессия женщины так и оставалась бесцельной, а значит и бессмысленной. Как результат, женщина не приобретала опыта результативных антистрессовых действий, хотя ее ум изобиловал рассуждениями типа: "Я на его месте сделала бы то или это", "Как так можно, неужели они не понимают, что нужно так и так". Женщина постоянно строила логические цепочки, в которых предполагалось, что все будет сделано так, как она считает правильным, и что другие люди механически должны подчиняться ей, признавая ее правоту, она плохо шла на честный диалог. Энергия ее стремлений не имела выхода в практических действиях, оставалась без реализации. Стресс становился почти непрерывным, релизингормон кортик-атропина, подавляющий стресс, почти не оказывал никакого действия. Здоровье женщины и иммунитет разрушались, щитовидную железу пришлось оперировать.
Возможно, этой женщине помогли бы активные контакты с чувственным партнером, стимулирующие выделение окситоцина. Наверное, ей помогло бы и рождение нескольких детей, а не одного. Это сделало бы ее характер более мягким и восприимчивым, помогло бы приобрести единомышленников и помощников в делах. Но женщина вела себя независимо, предпочитала оставаться одной без поддержки, и это стало символической материализацией ее мнительности. Она не воспользовалась преимуществами ни "женской" - чувственной, ни "мужской" - рациональной модели поведения. Это, в конце концов, подорвало ее иммунитет и цельность характера.
Женщины, живущие в православном монастыре свободны в действиях, имеющих ясно осознаваемые мотивы. У них нет необходимости держаться исключительно "женской" модели поведения, на первый план выступают общечеловеческие ценности. Кроме того, монастырские условия жизни требуют от женщин самостоятельности в решениях и действиях, поэтому выработка серотонина, вероятно, идет активно. Затем, в соответствии с поставленными задачами, неизбежно должно быть высоким потребление и выработка адреналина.
Человек, попавший в монастырь из обычной, жизни переживает серьезный стресс, так как новые для него условия имеют огромные отличия от светской жизни. Способность монахов преодолевать стресс сближает их с мирянами, попадающими в экстремальные ситуации. Поэтому можно предположить, что гормональный фон у них будет одинаковый. Каков психологический характер этого фона?
Для преодоления стресса требуется решимость, мужество, твердость, то есть качества мужского характера. Будет ли это означать усиление стимуляции тестостерона? В большинстве случаев параллельно с проявлением мужества, люди теряют желание и способность к сексуальному общению, за проявление которого отвечает тестостерон. Даже легкие прикосновения в критические моменты вызывают жесткое неприятие. Мысли о нуждах тела блокируются. Тело занято высвобождением энергии во время активных антистрессовых действий в гораздо большей степени, чем это допустимо во время сексуального контакта.
У спортсменов, вышедших на старт, уровень тестостерона имеет большое значение - от него зависит крепость мышц, но и у них тестостерон только создает прочную основу для хороших результатов. На первый план во время антистрессовых действий выходят нейромедиаторы, отвечающие за "мужскую" решимость. А во время командных выступлений, когда от каждого спортсмена требуется быть чутким и послушным, возрастает роль "женских" нейромедиаторов.
В обыденной жизни большинство мужчин чувствуют себя "настоящими" именно в силу эффекта, производимого тестостероном: сильная мускулатура, сексуальная потенция. Лишь пройдя школу общения в сложных экстремальных ситуациях, мужчины начинают понимать, что верная дружба, преданность делу, постоянство, надежная защита - гораздо более "мужские" и важные качества, чем просто мускулатура. И лишь с годами мужчины, далеко не все, открывают в себе еще более "мужские", глубокие качества, связанные с вечными понятиями: справедливость, последовательность, умение идти до конца, преодолевать любые земные препятствия, объективность, уважение и преемственность по отношению к предыдущим поколениям. Такое развитие личных качеств соответствует повышению уровня серотонина. Но не только.
У мужчин, живущих в монастыре, очевидно, активно стимулируется выработка вазопрессина, иначе невозможно объяснить послушное, мирное, неагрессивное состояние монахов в монастыре. Отношение к стрессу в монастыре определено четкими формулами, описан механизм по его преодолению, что, конечно, упрощает и облегчает решение проблем общения. Точно определен в православной аскетике и порядок преодоления мнительности, преображения ее во вполне трезвые, проверенные, реальные, жизнеспособные решения, планы и действия. Очевидно, что выработка серотонина, вазопрессина и окситоцина в монастырских условиях упорядочивается, и это делает поведение людей ровным, стабильным и взвешенным. Решительный настрой на преодоление кризисных ситуаций поддерживается позитивными внутренними чувствами, что обеспечивает высокий уровень релизинг-гормона кортикотропина, а действия укрепляются высоким уровнем адреналина.
Действие окситоцина и вазопрессина в монашеской жизни, очевидно, преображается от преимущественно сексуального характера в благодушное, дружеское общение. Это происходит через принятые в православии обязательные прикосновения лбом и губами к руке священника, иконам, крестам.
Психологическая установка верующего во время прикосновения к иконе полностью соответствует состоянию ребенка, потребляющего молоко матери, при котором вырабатывается вазопрессин и окситоцин. А взаимное братское лобызание при встречи или перед совершением таинства означает полное духовное единение через прощение. Церковь по канону - духовная семья. Это же состояние духовного единства заповедано иметь мужу и жене в браке, чтобы брак обоснованно мог называться таинством.
Монашеские правила направлены, прежде всего, на подавление тестостерона, вызывающего половое влечение. Это достигается постной диетой и тщательным фильтрованием мыслей и чувств. Кроме того, аскетика направлена на то, чтобы переориентировать всю организацию сил человека от позиции субъективного носителя половых ограничений к объективному видению "гражданина неба". Поэтому прикосновения, оставаясь "нежными", теряют окраску сексуальной игры и превращаются в инструменты укрепления творческих способностей, внутренних чувств, интуиции, создания ощущения мира в душе.
Основные правила аскетики одинаковы для мужчин и для женщин, и ведут к тому, что различия "мужской" и "женской" модели поведения продолжают сохраняться, но в совершенно иных формах, чем у мирян.
"Мужское" начало выражается в разумной восприимчивости к словесной позитивной информации независимо от половых различий носителя этой информации. Люди рационального типа пользуются, в основном, разумными рассуждениями для личного развития, способ их самореализации связан с текстами, письменными или устными - в виде исповедания, проповеди, составления молитв, литературных трудов. Другой тип монахов проявляет себя в чувственных формах - это пение, иконописание, рукоделие. Они, как правило, молчаливы, но могут оказать серьезную поддержку своими усердными действиями.
В целом, православный устав составлен так, чтобы разумная часть человеческой природы находилась в согласии с душевной - чувственной. Это обеспечивается, в том числе и активным, созидательным действием гормонов благодаря аскетике. В результате человек находится в благодушном состоянии при ясном уме и способности к осознанным решительным действиям. Достижение этого результата дается с большим трудом.
Как может выглядеть полноценный мужчина с достаточно высоким уровнем тестостерона, но имеющий "женскую" модель поведения: эмоциональную зависимость, несдержанность, истеричность, уход от активных решительных действий в экстремальной ситуации, попадая в монастырь?
Рассмотрим на примере. Молодой человек, столкнувшись с серьезными проблемами в своей жизни, обратился к духовнику и получил позволение пожить в монастыре, чтобы осмыслить свое положение. Имея высокий уровень интеллекта, он все же имел ограничения в своем развитии из-за того, что воспринимал только то, что можно было "пощупать" своими руками, пережить на себе. Он не умел учиться на чужих ошибках, был совершенно не наблюдателен и не склонен анализировать. Его жизненное пространство, знания и опыт были сужены рамками личных чувственных контактов, и уже не могли удовлетворить молодого человека.
Все чаще ему требовалось принимать решения о предметах, которые нельзя потрогать руками, для этого надо было открывать новые возможности своего интеллекта. Поэтому он временно удалился в монастырь, после того, как пережил серьезный эмоциональный срыв, кризис в развитии, бегство от активного делового и личного общения. Идя в монастырь, он ожидал, что найдется добрый человек, который примет его, как ребенка, успокоит и настроит на нужный лад. Он не предполагал, что в монастыре потребуется прилагать собственные огромные усилия, чтобы изменить свое отношение к жизни. Он также не предполагал, насколько сложно проявлять стремление к духовной близости, блокируя при этом естественное стремление завершить эту близость привычным телесным контактом.
Через какое-то время он восстановил душевное равновесие, вернулся из монастыря к своей обычной работе и встретил женщину, которая смогла помочь ему осмыслить мотивы и характер его поступков. Женщина обладала способностью рационально мыслить, анализировать и принимать ответственные решения.
Тяготясь воспоминаниями и не зная, как примирить их с настоящим и будущим, мужчина свел к минимуму весь процесс обдумывания своих действий и решений, доверил эту работу женщине, от которой ничего не скрывал. Принимая сделанные ею выводы, как свои, перестраивал свою жизнь и окружение. Они вдвоем успешно преодолели все трудности, образовали устойчивую и вполне благополучную пару.
Эмоциональный срыв молодого человека и его уход в монастырь, вероятно, был вызван низким уровнем серотонина и сравнительно высоким уровнем вазопрессина, не позволявшим ему поддерживать разумные способности в бодром, дееспособном состоянии. Это подтверждается тем, что молодой человек был очень привязан в общении к женщинам и спиртному.
Его уход в монастырь означал интуитивное стремление удалиться от причин, вызывающих стресс. Ведь стресс ведет к стимуляции выработки кортизона - гормона, готовящего организм к преодолению стресса через создание критического отношения к себе, своим поступкам, окружающей жизни, удаление из сознания всего излишнего и угрожающего. Именно действие кортизона стоит за стремлением уйти из "этого нехорошего места" "любой ценой" на "волю", на свежий воздух, негативно окрашивающее те обстоятельства, от которых человеку требуется уйти, чтобы прекратился стресс. Но как при этом погасить тягу к женщинам и спиртному?
Наряду с выработкой кортизона в организме стимулируется выработка адреналина - гормона, продвигающего человека к намеченной цели выхода из кризиса. Но у молодого человека не могло сложиться никакого ясного представления о такой цели, пока он не попал в монастырь, получив возможность спокойно подумать. Стимуляция кортизона для него была лишь бесполезным мучением. При помощи церковных таинств молодой человек в монастыре возместил привычное эмоциональное возбуждение активной работой внутренних чувств, которые как раз и позволяли сосредоточиться на внутренних проблемах личности и увидеть направление созидательного развития. Ему хватило разумных сил понять, что переделать его чувственное строение нельзя, ему нужен друг стратегически и рационально мыслящий. Встретившаяся ему женщина стала продумывать цели и способы достижения целей для него. Так было достигнуто равновесие мужских и женских гормонов.
Традиционно, классический образ мужчины предполагает, что не только уровень тестостерона должен быть достаточным, но и уровень серотонина должен обеспечивать способность интеллекта к разумному рассуждению таким образом, чтобы вырабатываемый в экстремальной ситуации адреналин служил результативному выведению из организма энергетически наполненной информации в виде принятия позитивных решений, подготовленных при участии кортизона. В этом случае цельность личности и иммунитет не подвергаются разрушениям, а кортизон делает чувства лишь "трезвыми". Неплохо, если при этом уровень вазопрессина обеспечит мужчине способность смягчать свои решения и облегчать их восприятие другими людьми, а также сдержаться, если все пойдет не так, как хотелось бы.
Классический образ идеальной женщины предполагает не только умеренное количество тестостерона по сравнению с главным женским гормоном - эстрогеном, но достаточный уровень окситоцина, обеспечивающий женщине мягкую, покладистую, сговорчивую манеру поведения. Однако, серотонин необходим женщине как минимум для того, чтобы понимать мужчину, а как максимум помочь ему в трудную минуту в качестве партнера, в роли матери и попечительницы.
Какие изменения происходят в организме, когда человек приобретает качества мудрости, сдержанности, человеческой зрелости? По наблюдениям, в условиях монастыря действие адреналина согласовывается не с тестостероном и эстрогеном, а с нейромедиаторами. Это значит, что цели достигаются разумными усилиями воли и умением понять собеседника, - в первую очередь, и, только во вторую - оправданными действиями тела. Ощущение надежного покоя не возбуждаемой нижней части тела становятся основой стабильности принимаемых решений и действий. Для такой перестройки требуются усилия и желание самого человека. Это не легко, но когда навык нового порядка поведения закрепляется, то уже ни изменения в питании, ни внешние воздействия не в силах вернуть человека к прежней зависимости от действия половых гормонов. Это и означает преображение модели поведения из индивидуально-сексуальной в личностно-объективную.
Люди, проходящие православную аскетику, говорят, что по их личным ощущениям созидательная энергия постепенно высвобождается из мыслей о сексе и фокусируется в сердце, "опускается из лобной части головы вниз к сердцу", там накапливается, затем, когда ее становится достаточно много, сердце заметно согревается и оживает. Хорошо известны многочисленные факты, когда накопленная в сердце энергия внутренних чувств реально согревала людей в холодную погоду, им даже становилось жарко, они снимали верхнюю одежду.
Затем, при обнаружении достаточного мотива, энергия направляется из сердца на поддержку таланта, иммунитета и внутренних чувств, несущих полезную информацию собеседнику. "Внутренние чувства, выводятся мысленными формулировками или образами из сердца вверх к лицу", - так говорят верующие. Интересно, что эти ощущения хорошо известны в православии, но они не имеют четкого систематического описания в католицизме.
Что происходит с женщиной-монахиней, когда она видит мужчину? Очевидно, если бы речь шла о насильственном сдерживании естественных стремлений влюбиться, довериться, сочетаться и родить детей, то монахини болели бы раком половых органов из-за гормональных нарушений чаще мирян. Однако этого не происходит. Наоборот: иммунитет укрепляется. У женщины-монахини при виде любого из людей, в том числе и мужчины, происходит возбуждение внутренних чувств и желания оказать поддержку, помощь, заботу, но никак не равнодушное стремление отвести глаза и мысли от живого существа. Причем, чем сильнее сосредоточена энергия на собственном таланте и созидательном росте личности, тем сильнее и сосредоточеннее может быть возбуждение, выраженное, прежде всего в молитве. Монахиня видит любого человека сквозь призму таланта - духовного дарования. И такое чуткое отношение к людям было бы невозможно без стимуляции "женского" гормона окситоцина.
Модель поведения монахини меняется от "женской как таковой" к "сестре и матери по духу и жизненным обстоятельствам". Меняется целесообразность всех принимаемых решений и действий, меняется общественный статус женщины из пассивного духом в активный. Вероятно, понятие "женщина" и "женская модель поведения" с характерным мобилизующим и расслабляющим действием гормонов имеет гораздо более широкие границы, чем принято считать в обычной светской жизни.
Естественное снижение активности женщины, как носителя половых отличий, наступает во время менопаузы, вместе с понижением уровня эстрогена и прогестерона, не смотря на то, что тестостерон остается на прежнем уровне. Это значит, что половое влечение у женщины, поддерживаемое тестостероном, вторично, является отражением ощущения ее полноценности, ее человеческой адекватности в общении. В ней есть что-то от мужчины, чтобы понять его. Но основное внимание женщины сосредоточено на той функции, которой нет у мужчины. Эта функция уникальна и ответственна: сохранить детей. Хотя в полной мере эта функция сохраняется до конца жизни только в духовном виде, напоследок остается лишь духовное единство с детьми.
Зато во второй половине жизни у женщин повышается риск заболеть раком половых органов. Значит ли это, что избыточная стимуляция тестостерона у зрелых женщин в сочетании со стимуляцией окситоцина, накапливающегося и хранящегося во время оргазма в гипофизе, давая ощущение удовлетворения качеством общения, разрушают здоровье? Иными словами, оправдана ли физическая близость, когда уже нельзя родить ребенка?
Накопление вазопрессина и окситоцина, делающих характер "мягким", может и не происходить в связи с половым контактом, из-за блокирующей или преобразовательной работы интеллекта. О возможности блокировать выработку тестостерона уже говорилось. Удовлетворение можно получить не только при контакте с половым партнером, но и через другие проявления нежности. Все дело в том, как сам человек их воспринимает, способен ли он удовлетворить свои чувства без сексуального контакта, как это делают верующие. В этом случае не активизируется половая система, уже лишенная главного мотива для своей активности - возможности иметь детей. Следовательно, не происходит сбоев в организме и иммунитете. Поистине, биологическому возрасту должен соответствовать возраст духовный и личностный: кому проявлять несдержанность и родить детей, а кому - мудрость и степенность поведения.
Психиатры, начиная с Фрейда, указывали на то, что раковые заболевания половых органов у женщин могут вызываться произвольным отказом от естественного стремления к рождению ребенка, сформированного, в том числе, определенным направленным действием гормонов. В результате отказа от естественной функции происходит перерождение созидательных сил организма в нечто деструктивное, злокачественное. Интересно сопоставить это положение с тем, что в православных монастырях женщины разных возрастов, отказываясь от детородной функции, не склонны к особой заболеваемости раком, чего не скажешь о простых мирянках, продолжающих активную половую жизнь во время менопаузы.
Очевидно, для поддержания иммунитета уровень тестостерона должен соответствовать определенному уровню эстрогена, волевое стремление к общению - способности вынести последствия этого общения.
Наблюдения показывают, что эстроген перестает играть определяющую роль в поведении женщин в монастырских условиях, не нанося вреда здоровью. Очевидно, эстроген уступает место другим "женским" гормонам - нейромедиаторам головного мозга. Послушницы становятся духовными чадами настоятельницы, которая "вынашивает" их, заботясь не только о потребностях тела, но подпитывая их теплым отношением, настраивая их на созидательные мысли и чувства. Возможности женской природы востребованы в монастырских условиях в полной мере, только форма их приложения иная, чем у мирян. Здесь "женский" гормон окситоцин соответствует "мужскому" гормону серотонину, наличие которого совершенно оправдано у самостоятельно решающих все свои проблемы монахинь. Именно поэтому на практике видно, что здоровье монахинь не разрушается.
Если бы риск заболеть раком был связан с повышением уровня тестостерона, отвечающего за половое влечение, на фоне подавления выработки "женских гормонов", которые также в небольшом объеме есть у мужчин, то заболевших раком людей было бы гораздо больше, чем мы видим. Вероятно, связь между объемом тестостерона - гормона с активным, поступательным действием и объемом эстрогена - гормона со стабилизирующим, принимающим и сохраняющим действием не такая уж безусловная и взаимозависимая, как это может казаться. Во взаимодействие этой пары активно вмешиваются серотонин, окситоцин и вазопрессин с различным результатом. Из всех этих сопоставлений ясно одно: разрушение иммунитета, развитие раковых заболеваний половых органов является результатом нарушения равновесия внутри всего комплекса "женских" и "мужских" гормонов.
Молодая женщина, живущая в монастыре, рассказала, что, занимаясь непрестанной молитвой и часто исповедуясь, она видела в себе значительные изменения внутренних ощущений. Чтобы осмыслить и усвоить новые ощущения, она неизбежно должна была сопоставить их с опытом, который у нее уже был. По свидетельству женщины молитвенная теплота, входящая в сердце, имеет отдаленное сходство по своему действию с тем, что дает общение с любящим мужчиной. Векторы движения внутренних чувств, стимулируемых нейромедиаторами, параллельны векторам аналогичных внешних эмоций, стимулируемых гормонами. Отличие состоит в интенсивности и конечной цели действия гормонов. Никакой мужчина, по свидетельству этой женщины, не может дать столько нежности, заботы, чувства свободы, а, следовательно, и чувства удовлетворения, свидетельствующего о накапливающихся в гипофизе нейромедиаторов, как это бывает при молитвенном общении.
Со временем удовлетворение от молитвенной теплоты совершенно разрушило и вытеснило воспоминания о нежном контакте с мужчиной, как ощущения недостаточно высокого уровня, менее стабильные и надежные. Кроме того, ощущения, пережитые в молитве возбудили в женщине детские воспоминания о том, как она хотела и не получала нежность и успокоение от своих родителей в критические моменты жизни. Женщина объяснила, что ей хотелось ощутить прикосновения родителей к вискам и лбу, зонам, окружающим гипофиз, почувствовать себя маленьким ребенком.
Не получив успокоения от родителей в детстве, женщина стремилась получить те же ощущения в контакте с мужчинами, желая увидеть в них сильных и надежных друзей, чем-то напоминающих ее родителей. Конечно, ее ждало разочарование. Только внутренняя перестройка с помощью участия в церковных таинствах, советов духовника, молитвы и покаяния позволила этой женщине компенсировать недостаток внутренней теплоты и уверенности, которые обеспечиваются стимуляцией окситоцина и вазопрессина.
Дополнительно можно сказать, что стимуляция окситоцина и вазопрессина дает ощущение востребованности обществом и удовлетворения жизнью, как у члена большой дружной всеобщей семьи.
Если рассматривать уровень окситоцина и вазопрессина как качество эмоциональной зависимости, то станет понятно, почему чувство удовлетворения можно получить в результате аскетических занятий, организующих эмоции и внутренние чувства в соответствии с избранными понятиями, выступающими как мотивы поведения. Определите для себя новый источник удовольствия, уровень вашего интереса к нему, - изменится и смысл удовлетворения, и гормональный фон. Мостиками для перехода к новому источнику удовольствия служат ассоциации.
Люди рационального и чувственного сложения формируют разные ассоциации, по-разному реагируют на изменения ситуации, и это фиксируется напряжением разных групп мышц. Возникновение ассоциации обусловлено окружением, в котором рос человек, социальными, культурными, наследственными и бытовыми факторами. Ассоциация - это перенос значения и качества на другую форму выражения ваших чувств. Привычное для вас внешнее окружение вы переносите внутрь себя, принимая, конечно, только его суть, делая внутренний мир более понятным и доступным для познания. Напряжение мышц фиксирует при помощи внимания внутренние чувства, организованные ассоциацией, а значит, формирует привычный гормональный фон и модель поведения.
Франц Александер, американский исследователь психосоматики выяснил, что те, кто перед лицом опасности склонны отвечать действием (то есть симпатической стимуляцией автономной нервной системы) склонны к рациональному рассуждению и имеют напряжение в мышцах грудной клетки, шеи, плечевых суставов, лобной части головы. Чрезмерное и постоянное напряжение приводит к гипертонии, головным болям, остеохондрозу, сердечным болям. У таких людей нижняя часть тела остается расслабленной и свободной для выхода энергии, что позволяет уравновешивать разрушительное действие на организм чрезмерной симпатической активности. Это волевые люди, способные сознанием блокировать проявление эмоций и внутренних чувств, и это без сомнения будет разрушать равновесие половых гормонов, что чаще всего компенсируется активными и беспорядочными половыми связями.
Обнаружив в себе талант, эти люди становятся мягче в общении, активнее работают интеллектом, делают свой образ жизни более цивилизованным, перераспределяют внутреннее внимание на более изящные мысленные объекты. Восстановленное благодаря обнаружению в себе таланта гормональное равновесие дает человеку ощущение стабильности и позволяет найти основания для переноса основных мотивов поведения на более объективные понятия. Он начинает поступать ответственно, избавляется от признаков авантюрности. Если есть талант, значит, есть чем бороться и что терять, значит надо сохранять себя: вот вам и цель для уравновешивания женских и мужских гормонов.
Таким образом, симпатическая активность, сопровождающаяся реальными действиями, служит росту и созреванию целеустремленной личности. Александер указывает, что люди этого типа чаще всего способны к самообучению, карьерному росту. Они могут успокаивать себя рукоделием или физическими упражнениями. Они также склонны к мнительности и категорическим суждениям, самонадеянности, пессимизму, особенно в молодом возрасте. Через мнительность они впадают в гордость и отчаяние, что выражается в невротичности. Приобретаемая с опытом и мудростью способность произвольно стимулировать и накапливать окситоцин и вазопрессин делает их характер мягче, общительнее, нередко спасает их от самоубийства и социальной изоляции.
Другой крайний тип по описанию Александера перед лицом опасности прибегает к парасимпатической стимуляции, уклоняется от активных действий, переходит в зависимое состояние, упускает инициативу, при видимой мужественности склоняется в решительный момент к женоподобной манере поведения, нуждается в помощи как дети. У таких людей мышечное напряжение наблюдается в нижней части тела, которую они воспринимают как источник жизненных сил и благополучия. Отдыхом для них является спокойное неподвижное состояние нижней части тела и занятия, связанные с пластикой, эстетикой, приятными звуками и ощущениями.
Чрезмерное напряжение нижней части тела у этих людей приводит к заболеваемости язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, диарее, запорам. Чувственность располагает их к проявлению власти, обладанию. Рост личности для них обеспечивается стремлением овладеть своими чувствами, заключая их в соответствующие словесные формулы, наполненные большой энергией. Они способны манипулировать людьми, имеют необоснованный оптимизм, инфантильность, бесцеремонность, нахальство. Склонны к истеричности, выраженной в распущенности чувств, безответственности, лени, недисциплинированности.
Парасимпатическая стимуляция предполагает процесс накопления сил: сердце бьется медленнее, желудок интенсивно переваривает пищу, кожа выглядит румяной, зрачки сужены, в печени откладывается сахар. Симпатическая стимуляция, напротив, является процессом распада накопленных веществ и выделения энергии.
Врач-натуропат Питер Д*Адамо, исследовавший особенности людей с разными группами крови, в своей книге (Д*Адамо П., Уитни К. "Четыре группы крови - четыре пути к здоровью". Пер. с англ. 2 изд. ООО "Попурри", 2002 Минск) также подтверждает четкое разделение на чувственный и рациональный тип. Его наблюдения дополняют многими интересными подробностями описание "женской" и "мужской" модели поведения. По данным Д*Адамо обладатели 2 и 4 групп крови, люди с признаками чувственного, женоподобного сложения, имеют толерантную иммунную систему. Они склонны приспосабливаться к ситуации, так как условия, при которых складывалась вторая группа крови, требовали умения жить оседло, занимаясь земледелием, поддерживая длительные мирные связи с соседями. Это чувственные, эмоциональные, сговорчивые люди, большинство которых относится к европейцам. Д*Адамо отмечает у них склонность к соблюдению внешних приличий и неразвитость способностей к внутреннему рассуждению, наблюдению, внутреннему вниманию. Они склонны искать освобождение от стресса в химических веществах с замедляющим и расслабляющим действием, в алкоголе. В ряде случаев выработка "женских" гормонов мягкого обращения настолько велика, что человек старается "спрятать" их действие, уходя от ответственности за последствия, подменяя их стимуляцией других "смягчающих" гормонов: дефомина, увеличивающегося при употреблении наркотиков и обусловливающего развитие абстрактного воображения.
Сверхвозбудимость и эмоциональная неуравновешенность обеспечивают им чрезмерную и неэффективную нагрузку на поджелудочную железу и ее гормоны. О таких людях в простонародье говорят, что они "желчные". У них есть склонность к заболеваемости желтухой, другими болезнями печени и желчных протоков. Самоуспокоение для носителей второй группы крови лучший способ снять стресс, поэтому они часто обращаются к различным медитациям, имеют образное мышление, стремятся к эмоциональному самовыражению, не воинственны. Склонность к парасимпатической стимуляции не дает им быстро использовать свою энергию. Внешне это мягкие, покладистые люди, но затянувшееся сдерживание горячих чувств порождает эффект "дремлющего вулкана", приводящего к болезням сердца, аллергии, раковым заболеваниям, нарушениям пищеварения, связанных с низкой кислотностью. Таких людей утомляет одна мысль о стрессе: иммунная система тут же слабеет, они не выдерживают долгого противостояния и соперничества. Они могут избавиться от "замирания от страха" только с приобретением опыта приятного общения, приводящего к реальным положительным результатам. Высокая степень искренности может научить их привлекать и сохранять теплый энергетический поток во время общения, давая возможность принимать ответственные решения к позитивным действиям. Правда искренность предполагает некоторую смелость и мужество, приобретаемые с опытом. Малейшее уменьшение степени довольства ведет таких людей к срывам, пьянству, они нетерпимы к критике и не занимаются критическим самоанализом. Такова обратная сторона их общительности и толерантности, "женоподобной" мягкости. Стабильное позитивное поведение у них обеспечивается только привычкой и навыком, но не серьезными мотивами и аргументами, как у рациональных людей.
Психофизиологические особенности людей с первой группой крови, среди которых большинство русских, сложились на заре развития человечества, когда люди занимались охотой и собирательством. Лучший способ борьбы со стрессом для них - активные индивидуальные действия. Являясь донором для других групп крови, носители первой группы крови уделяют активное внимание всем, кто их окружает, стараясь контролировать происходящее и господствовать над ситуацией. Но их несговорчивость и невосприимчивость к влиянию со стороны носителей других групп крови делают их склонными к самоедству, что на физиологическом уровне выражается в аутоиммунных нарушениях, когда собственные антитела разрушают клетки родного организма, приводя к распаду хрящевой ткани суставов, плохой свертываемости крови, заболеваниях щитовидной железы. Любые заимствования из рациона питания других групп крови превращаются в балласт, замедляющий обмен веществ и энергии. Поэтому самодостаточность для носителей первой группы крови означает независимость и внимание к себе, своему таланту и природным способностям, преодоление мнительности и чрезмерной самокритичности. Это классический "мужской" характер.
Люди с первой группой крови по наблюдениям Д*Адамо склонны к наставничеству, к руководящей роли в обществе, подвижному образу жизни. Вегетарианская диета, в отличие от носителей второй группы крови, не приносит им пользы из-за высокой кислотности пищеварительной системы. Если таких людей кормить только овощами и "закрыть" в четырех стенах, их иммунная система разрушится, они потеряют душевное равновесие. При помощи физической активности такие люди борются со стрессами, поэтому в случае ограничения поля деятельности, может наступить истощение, для которого характерны понижение скорости обмена веществ, депрессия, утомляемость, бессонница. Могут начаться аутоиммунные воспалительные процессы, наращивание веса. Эффективность обменных процессов восстанавливается при повышении частоты сердцебиения во время физических нагрузок. В здоровом состоянии носители первой группы крови имеют большую силу духа, закаленность, твердость воли, самостоятельность мышления, отвагу, развитую интуицию и уверенный оптимизм, основанный на здравомыслии. Они способны приспосабливаться не ради стабильности, как носители второй группы крови, а только ради саморазвития и эффективности своих действий. Все это соответствует классической схеме "мужской" модели поведения.
Женщины этого типа страдают мнительностью в случае ограничения подвижности. По наблюдениям Д*Адамо, если у женщины с первой группой крови рождается ребенок также с первой группой крови, то, скорее всего это будет мальчик. То же самое относится к третьей группе крови, также имеющей признаки рационального сложения, но уже на уровне регулируемого сознания, а не поведения. Если у мамы и ребенка вторая группа крови, имеющая признаки чувственного сложения, то высока вероятность рождения девочки. За этим чередованием стоит закрепление преимуществ "мужского" и "женского" типа поведения на уровне гормонального фона и особенностей иммунной системы.
Можно сказать, что если люди рационального, волевого сложения с симпатической стимуляцией нервной системы отвечают и расплачиваются за результаты своих действий, то люди чувственного сложения, склонные к компромиссу и парасимпатической стимуляции, расплачиваются и отвечают за результаты своего бездействия. Люди чувственного сложения из-за чрезмерного оптимизма склонны к саможалению, трепетному отношению к собственному телу и эмоциям. Пессимизм рациональных людей толкает их к изнурению себя трудом, они могут быть жестоки со своим телом, но бережно относятся к разумным способностям.