Буран Елена Владимировна: другие произведения.

Становление личности. К воспитанию детей.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава книги "Общение, как способ выстроить свою жизнь".

  6. Становление личности.
   До двенадцати лет дети накапливают жизненный опыт в основном в виде неосознанных ощущений, чувственных навыков и умения логично мыслить. Но они чувствуют себя детьми, не дерзающими пока оценивать значимость своего багажа, роль родителей в приобретении действительно ценных качеств и знаний, а также характер отношений с родителями, на который они честно могут пойти.
   С двенадцати лет до пятнадцати происходит процесс осознания приобретенного опыта. С этим связано то, что многие родители говорят о появлении трудностей в общении с детьми, которых раньше не было. К сожалению, родители не всегда понимают, что в этот процесс осознания вмешиваться бессмысленно и просто неполезно. Ребенку нужно дать возможность впервые в жизни выстроить свою жизненную позицию. И только когда это произойдет, станет возможным общаться с ним открыто, как и с любым взрослым человеком.
   Для того чтобы пятнадцатилетний ребенок вдруг не оказался чужим для вас, нужно быть его другом и старшим партнером, пока ему не исполнилось двенадцати лет, помня, что очень скоро у него появится возможность ответить вам так, как вы того будете заслуживать. Все недоговоренности, неточности, неадекватность реакции и чувств обратятся не в вашу пользу.
   При разговоре с ребенком произносите только правду. И только тогда, когда из-за вашего молчания может случиться неприятность. Ваше молчание в решающий момент будет означать, что вы предоставляете ребенку решать и действовать самому. Подумайте, готов ли он к такой ответственности. Если вы не знаете, что сказать, то скажите хотя бы, что вам известно об обсуждаемом вопросе. Не бойтесь таким образом уронить достоинство, это будет нечестно, потому что если вы можете сделать в данном случае не больше, чем ваш ребенок, то вы на равных. Каждый из вас будет искать свое решение проблемы, по крайней мере, не мешайте ребенку делать это. Можете дополнительно подарить ребенку хороший совет опытного человека, оставляя за ребенком свободу выбора. И потом, если у вашего ребенка получится лучше, чем у вас, не присваивайте себе его успехи и не принижайте их значимость. Ведь у вас было столько же шансов, сколько и у него.
   Если вам прямо задают вопрос, ответьте, как есть, настолько полно, насколько сможете. Ничего не оставляйте без ответа. То, что вам сегодня кажется неважным и не заслуживающим внимания, может в тайне продолжать мучить неопределенностью и безызвестностью вашего ребенка. В конце концов, он узнает правду, но не от вас, и ему не за что будет вас благодарить. Если ребенок вас много раз спрашивает об одном и том же, то можно трижды повторять одинаковый ответ, а потом изменить его, добавляя дополнительные подробности.
   Ложь для "спасения" с вашей стороны не имеет никаких оправданий. Она унижает и ставит ребенка в неравное положение, а вас - в особые условия, и свидетельствует лишь о слабости вашей позиции. Если вы видите, что ваш ребенок говорит не правдоподобно, не делайте акцента на отдельных его словах, слушайте все с одинаковым вниманием и чувством. То, что взрослые называют ложью, для детей часто имеет совсем другое значение.
   У них живые, восприимчивые чувства, подвижный ум, активная жизненная позиция, и все это непрерывно сплетается в какие-то динамичные модели. В этих моделях они используют твердые знания и опыт, но его не хватает, поэтому интуитивно они строят проекции и дополняют картину тем, что, по их мнению, может подойти, чтобы образ имел законченный вид. Мышление всегда тяготеет к завершенности логических и чувственных построений, образов, символов, ассоциаций.
   В любой модели, построенной ребенком, должен быть какой-то смысл, остальное - взаимозаменяемые детали. Поэтому лучшее, что вы сможете сделать: понять основной смысл, вложенный ребенком. Это даст вам возможность сориентироваться в характере его интересов и, возможно, таланта, и помочь ему найти более подходящие детали для завершения выстроенной в воображении картины. Наиболее стойкие образы можно воплотить в картинах или рассказах, помогите ребенку в этом.
   Невозможность воплотить свои замыслы в одиночку, когда родители невнимательны, приводит ребенка к поиску и заимствованию вещей, способных приблизить его к реализации стойких идей. Некоторые идеи настолько яркие и возбуждающие, что ребенку практически невозможно удержаться от того, чтобы взять вещь, попавшую на глаза и очень подходящую ему для реализации идеи. Ребенок почти не в состоянии думать о том, что это не его вещь, что взрослые могут назвать его вором.
   Как правило, вещи, взятые тайком, не приносят ребенку результата, который он ждет. Чувство неправильности поступка разрушает его внутреннее равновесие, и он не может применить взятую вещь эффективно для реализации своих планов. Он даже может вовсе утратить интерес к своей идеи, посчитав ее нестоящей внимания и нереальной. А на самом деле это могла быть очень хорошая идея, если бы ее воплотить достойными средствами.
   Незрелые люди, к которым относятся дети, тяготеют к тому, чтобы закончить свой замысел за счет вещей, придуманных и созданных другими людьми. Они плохо понимают, что эти вещи, созданные другим человеком для совсем других целей, не подходят и не годятся для их плана. Вещь, созданная другим человеком, изначально несет в себе идею, противоречащую и разрушающую его оригинальный замысел. Только вещи, потерявшие хозяина безвозвратно, или материалы, не имеющие статуса чьей-то вещи, могут быть использованы в реализации его идеи без вреда.
   Качество и уровень реалистичности и жизнеспособности творческого мышления связано с его системностью. При выработке системы, прежде всего, обратите внимание ребенка на то, что есть вещи постоянные, составляющие основу бытия, и есть вещи зависимые, второстепенные. После этого объясните разницу между мертвой, космической природой, животным и растительным миром и, наконец, расскажите о том, что человек - микрокосмос и разумный венец жизни. Малышу будет интересно послушать рассказ, а потом и нарисовать круговорот воды в природе. Объясните ему, что вода всегда с нами и в нас, как она соединяет своей живительной силой все в мире и даже небо, облака и камни.
   Точно также расскажите, какую роль играет солнечный свет, и почему все живое радуется, когда солнце приносит спокойное и теплое сияние, и какое бедствие бывает, когда от солнца горячо, и нет воды. Потом можно рассказать о воздухе и его роли в жизни всего мира. Затем можно сказать о том, как необходимо для жизни теплое благодушное, доброе чувство любви, и что человек отличается от животного своей способностью к творчеству с участием любви.
   Только не наделяйте природные явления свойствами личности, не называйте их человеческими именами, это внесет большую путаницу. Скажите только, что все живет и движется по правилам, которые человек легко может понять, если будет наблюдателен и сообразителен.
   Если ребенок рассматривает взаимодействие стихий в природе и прослеживает их роль в организации жизненного пространства, то ему легче будет избежать трудностей в дальнейшем при составлении текстов, сочинений и устных рассказов. Составление связного и внятного рассказа зависит от взаимодействия логики и чувств, так напоминающих действия природных стихий.
   Жизненные циклы стихий, природных явлений и человека совпадают. Это те же семь дней недели, двенадцать месяцев, времена года. Расскажите ребенку, как растет цветок. Сначала это зернышко, в котором уже "записано" его "имя", то есть, что цветочек будет крепким и красивым, и как его будут звать. Как только на зернышко упадет теплый солнечный луч и капелька воды, зернышко "проснется", "попьет водички" и начнет расти, как ребеночек. Когда цветок подрастет, так что выпитой капельки воды ему станет мало, он захочет попить еще. Когда несколько капелек дождя снова упадет в землю рядом с цветочком, он попьет снова, согреется солнечными лучами и снова будет расти. Солнце "позаботится" о том, чтобы вода поднялась на небо с земли, из речки и упала потом дождиком, чтобы напоить цветочки. Так вырастит крепкий стебелек, и придет время цветочку показать, зачем он пришел в мир, и чем он может обрадовать окружающих его птиц, пчелок и людей. У него появится бутон особенный, не похожий на другие, напоминающий солнце, к которому так стремился цветочек, пока рос.
   Когда появится бутон, цветочку снова понадобится попить воды. Дождевые капли упадут в землю, напоят цветочек, и бутончик раскроется навстречу теплому нежному ласковому солнцу, и на радость всем, кто будет на него смотреть, вдыхать аромат и собирать нектар для меда. Пока солнышко будет ласковым, и дождик будет поить цветочек, он будет раскрываться, покажет всю свою красоту и, отдав миру лучшее, что было в нем, опадет, оставив после себя корзиночку с семенами, чтобы "детки" этого цветочка вырастали и радовали мир на следующий год.
   Нетрудно заметить, что законы, по которым растет цветок, очень напоминают законы, по которым развивается человеческий интеллект, если предположить, что появление бутона соответствует времени созревания ответственной личности. А талант и способность к творчеству соответствуют красоте раскрывшегося цветка, его аромату с нектаром, целебными свойствами и, наконец, появление семян соответствует способности передать молодым коллегам свой опыт и мудрость. Созерцательная способность ума так напоминает головку цветка, обращенную к солнцу и напояемую его светом, как ум питается знанием.
   Этот пример наглядно научит ребенка по-очереди использовать "воду" логики и "теплый свет" чувства, а затем и глубокий ум, способный на любовь, так похожий на бутон - все в свое время, не смешивая. Для каждой мысли или образа должно быть единственно-соответствующее чувство. Правильное их сочетание даст ключ к пониманию сути, заложенной в глубине мысли, как в зернышке, из которого растет цветок, красивый, как и другие цветы и в то же время неповторимый. Пример также позволяет понять, что как из одного зернышка может вырасти только один стебель и один бутон с абсолютно определенной целью, так и одной мысли может соответствовать только одна задача, одна цель, один плод и единственная возможная форма выражения. Нельзя в процессе формирования мысли, и даже целого сочинения, произвольно, волею случая менять основное значение, подмешивать посторонние оттенки чувств, передергивать или подменивать понятия, допуская неточное слово.
   Объясните ребенку, какое изменение претерпит описание рассвета, если использовать слово "багровый" вместо "розовый" или "красный", потому что за ними стоит разное чувство. И какая основная мысль может лежать в контексте при использовании этих определений.
   При подготовке устного сообщения дети и подростки сталкиваются с проблемой, когда они, выстроив логически правильно свои мысли, не ощущают в себе соответствующих чувств при последующем произнесении текста. Это приводит к тому, что они смущаются, смешиваются, стесняются, нервничают, и даже могут совсем отказаться от попыток произносить какие-либо тексты вслух. Объясните ребенку, что нужно обязательно освоить связную устную речь. А чтобы внутренние чувства не подводили ребенка в решающий момент, нужно глубоко вникнуть в смысл каждого слова и прочувствовать его, не использовать слова случайно и "просто так", для красоты.
   Чтобы вникнуть в смысл слов и прочувствовать их глубину, усвоить и запомнить соответствующее слову внутреннее чувство, нужно посмотреть в справочной литературе или вспомнить все примеры в жизни, когда это слово произносилось наиболее искренне, приобретало особый "вес" в трудной ситуации. Какое значение имеют синонимы этого слова, слова, от которых оно произошло, возможно, иностранные аналоги или древнее первоначальное значение слова. Работу над словом можно закончить только тогда, когда ребенок почувствует, что оно перестало быть чужим, посторонним, используемым для побочной второстепенной цели, когда оно действительно содействует раскрытию основной мысли, сути рассказа, и чувства, вложенные во все остальные слова, проявляются согласованно, звуки звучат в унисон, с одинаковой интенсивностью и в одинаковом темпе. И тогда, произнося устный текст, где каждое слово для него появляется естественно и обоснованно, ребенок вспомнит, насколько трудное слово подтверждает своим значением все логическое построение мысли. Ребенок осознанно усилит его своей уверенностью, обоснованным знанием и приобретенным опытом употребления этого слова в других ситуациях. Непонятное когда-то слово будет звучать с особым весом.
   В дальнейшем у ребенка также могут возникнуть трудности с пластикой и адекватностью жестов, походки, мимики. Трудности связаны с тем, что эмоции, выражаемые при помощи тела и призванные сделать общение с окружающими людьми внятным, требуют идентификации соответствующим внутренним чувствам, которые никому не видны. Одни внутренние чувства могут быть направлены на поддержку личности ребенка, другие - на поддержку общения с людьми и животными и, наконец, есть чувства, направленные на поддержку объективных ощущений, связанных с понятием вечности, бессмертия ценностей души, прекрасного, абсолютного, недосягаемого. Эти внутренние чувства должны быть выстроены в четкую иерархию. Глубже всего в сердце лежат чувства прекрасного и вечного, вложенные в объективные понятия. На их основании существуют чувства личного достоинства и таланта, воплощаемые конкретными индивидуальными способностями. И еще ближе к подвижным частям тела и органам чувств, на периферии сознания располагаются чувства, предназначенные для формирования оперативных мыслей и образов, предназначенных для обыденного общения. Все они должны быть тщательно отобраны, обдуманы, исправлены, уточнены и отточены.
   Внешние эмоции включаются тогда, когда нам предлежит акт общения, и они транслируют то, что уже приготовлено внутренними чувствами. Внутренние чувства должны пройти через осмысление и стадию осознанного решения при помощи интуиции и дополнительной информации о партнере по общению, выстроены последовательно и организованы в соответствии с тем, что мы хотим и можем донести до собеседника.
   Нельзя допускать, чтобы мысли "толпились" в уме, а чувства, при помощи которых мысли можно выводить в виде слов и жестов, оставались неразработанными, слабыми, пассивными. Это бы напоминало цветок с огромным бутоном и слабым, хилым, тонким стеблем. Не допустима и обратная ситуация, когда чувства вырываются из нас, как из вулкана беспорядочно, хаотично, не несут на себе точного, понятного смысла. Это напоминало бы растение с толстым сочным стеблем и листьями, и невзрачной маленькой головкой. Такая же тяжелая ситуация складывается, если глубокий ум вроде бы что-то понимает и мог бы выразить, но нет подходящих слов и мыслей, чувства в растерянности. Люди с таким внутренним состоянием бывают молчаливы, с понурым, растерянным взглядом, с комплексами, несвязной речью, угловатыми в движениях.
   Конечно, каждый, бывая ребенком, время от времени переживает трудности общения из-за недостатка знаний или навыков поведения. И чтобы такие случаи бывали реже, требуется не только вникать в истинный смысл слов, которыми мы пользуемся, но и перепроверять себя постоянно. Как только вы получаете новую информацию, нужно тут же инспектировать свои базовые понятия. После осмысления сути понятия, оно легко уложится в самой глубине вашей памяти и появится оттуда при необходимости. Чем чаще вы будете помещать в память и извлекать из нее ваши понятия, тем легче и проще вам будет это делать.
   Теперь мы видим, что работа разума и деятельность чувств должны дополнять и взаимно укреплять друг друга. В слово вкладывается соответствующее чувство, а чувство выводится из памяти тогда, когда этого требует развитие мысли. Все это происходит через координирующую и организующую деятельность глубокого ума, уравновешивающего глубину и точность понятий и интуитивно размещающего понятия в иерархии ценностей.
   Если составить проекцию на физические формы воплощения наших мыслей и чувств, то мы увидим, что средствами для этого могут служить, например, книги и телевидение. Они не могут заменить друг друга и не могут оставаться в противоречии. Нет никакого смысла противопоставлять их друг другу. С книгами мы работаем при помощи логического, рационального мышления, а с телевидением (театром, кино, художественным изображением) мы работаем при помощи чувств.
   Все дело в технике работы с этими источниками словесной и чувственной информации. Современные учителя и родители признают, что школьная программа перегружена книжной информацией. Попытки перевести часть текстовой информации в видеоряд, в графики, наглядные пособия, макеты, проблемы не решают, оставаясь робкими полумерами. А какой был бы эффект, если учить географию, физику, астрономию при помощи трехмерного голографического или хотя бы стерео изображения во всю стену?
   Вместе с тем, предельная индивидуализация современного общества вступает в противоречие с групповым, массовым принципом образования. В самом деле, чрезвычайно трудно обнаружить и поддержать неповторимый талант, погружаясь в море разнообразной информации и не имея практически права выбора что учить, а что нет из-за необходимости получать хорошие оценки.
   К сожалению, в школе нужно учить все предметы без различия, в едином режиме текстовой "зубрежки", чтобы в дальнейшем получить право стать специалистом лишь в одной из сфер человеческого знания. Любой школьный предмет содержит вопросы разные по глубине и значимости для интересов конкретного человека. Что же делать в такой ситуации, чтобы не упустить главное и не перегрузить память?
   К счастью, память имеет гибкость, позволяющую как-то решать эту проблему. Четко выстроенная иерархия чувств по схеме вечное - личное - общественное, как упоминалось выше, соответственно организует и память, потому что в памяти укладывается все, что приносят нам чувства при корректирующем участии разума. Используя выстроенную иерархию, можно свести обучение к минимальным нагрузкам.
   Поступающую информацию встречает наше внимание. Если оно вносит информацию в наш внутренний мир без всякого отбора, то в нашем уме становится тесно. Трудно по ходу дела сортировать интенсивно поступающую информацию. Но если выстроить внимание в соответствии с ценностной иерархией и не пропускать информацию в глубокие слои памяти без серьезного основания, то ее сортирование будет происходить еще на входе в наш ум.
   Практически это выглядит так: мама может наставлять сына перед посещением школы, говоря: помни о главном, в интересное вникни, не интересное посмотри, нет ли там чего-либо полезного. При установке помнить о главном, но не интересное не отбрасывать сходу, ребенок будет пропускать всю информацию через себя, не погружаясь в нее полностью. То, что в информации может иметь отношение к "главному" - таланту, прекрасному, абсолютному, само притянется, как магнитом в глубокие слои памяти благодаря выстроенному вниманию, работающему теперь не на то, чтобы всю информацию внести внутрь ума, а на то, чтобы сразу отбить ненужную. В свою очередь интересная для ребенка информация также поступает в область памяти, хранящей опыт по применению таланта и природных способностей. Здесь не следует бояться, что ребенок выберет какие-то не те знания, потому что талант раскрывается только при условии максимально объективного и ответственного отношения к себе со стороны ребенка. Ребенок изначально честен с собой, потому что он еще не научился менять свою позицию в угоду внешнему воздействию. Поэтому его внимание легко фиксирует информацию, реализовать которую ему просто невозможно, отбрасывая ее в "пустую породу".
   Лишь со временем повышается эффективность обработки информации так, чтобы даже из очень далекой от интересов ребенка информации извлечь что-то ценное, благодаря развитию ассоциативного мышления. Весь поток остальной информации проходит, затрагивая лишь поверхностное внимание, и ребенок, следуя совету мамы, лишь слегка просматривает, не появится ли что-то, относящееся к предметам, которые полезно знать хотя бы ради высокой оценки.
   Порядок, устроенный таким образом в памяти, дает возможность без погружения в поток информации ясно видеть и сортировать знания по предметам обязательным, но не интересным ребенку. Знания, необходимые при подготовке к уроку, но не очень значимые для конкретного ребенка, могут легко "схватываться" поверхностным слоем памяти с тем, чтобы воспроизвести их на уроке, а потом выпустить из памяти. Главное, чтобы суть предмета оставалась понятной на самом примитивном уровне. Легкому запоминанию и учебе на отлично мешает внутренний беспорядок, а не обширность материала.
   Точно такой же техникой восприятия следует пользоваться при просмотре телепередач и вообще любой чувственной и заключенной в подвижный образ информации. Абсолютные ценности и талант должны стоять выше любой конъюнктурной информации и оставаться недосягаемыми в глубине сердца. А просматривать все подряд на предмет полезности можно при участии самых поверхностных, оперативных чувств, не пропуская ничего внутрь ума. Многие помнят народное выражение "не принимай близко к сердцу", - это как раз то, о чем идет речь.
   Компьютерная техника логически соответствует процессу взаимодействия разума и чувства, потому что в компьютерных программах предпринята попытка соединить текстовой и образный ряды информации. То, что сейчас нередко вызывает опасения родителей, как непомерное увлечение подростков компьютерными играми и Интернетом, является всего лишь стадией освоения нашим мышлением возможностей новой техники. Поэтому в область "интересной" информации для молодых людей попадает очень большой объем знаний и умений. Это напоминает эйфорию и поэтому пугает родителей. Но на самом деле, так как порядок усвоения информации новой компьютерной формы четко не прописан, приходится ее обрабатывать каждому отдельно. Подростки чувствуют себя первооткрывателями, и это оправдано. Они освоят это новое средство общения, и "эйфория" пройдет. Нужно следить только за тем, чтобы ребенок помнил "главное" в своей жизни: он должен стать достойным, ответственным человеком, способным на любовь и созидание, даже если порой это кажется невыполнимым.
   Информация, неверно принятая за "интересную", но не соответствующая таланту, останется невостребованной, вскоре интерес к ней угаснет, и она легко уйдет из памяти. Совсем другое дело, когда такая информация попала в память под давлением неверного воспитания, обучающей программы или требования учителей и там удерживается. Она ограничивает активность и возможности памяти и постепенно может смешиваться с действительно полезной информацией, деформируя сознание. Когда ребенок освободится от давления, вывести эту ненужную информацию будет уже не так просто.
   Родителям следует объяснить ребенку, как поступать с навязанными знаниями. Нужно специально рассмотреть их, извлекая рациональное зерно, которое можно использовать для своей пользы и опыта, пусть даже отрицательного, а остальное определить как ненужный балласт, который может уйти из памяти. Если какие-то мысленные или образные формы не уходят из памяти, это признак того, что в них содержится информация, интересная или чувствительная для таланта, для глубокого ума, и ее нужно поискать. Отработанный до конца материал не следует принимать второй раз, а только отметить повод его появления извне или в памяти для опыта.
   Когда требования принять ненужную информацию не столь агрессивны, то можно допустить ее в качестве полезной, принять к сведению и больше не предпринимать с ней никаких действий вниманием. Эта информация уйдет вместе с внешним давлением, не причинив вреда. Со стороны это выглядит так, что вы слушаете человека, возможно, улавливаете в его словах что-то полезное для вас, но оставляете за собой право не использовать эту информацию, а если использовать, то так, как вы посчитаете нужным.
   Только активным использованием своего ума, мыслей и чувств для достижения собственных целей личностного развития можно избежать состояния жертвы плохого воспитания и обучения. Полное использование своего потенциала не оставляет места для чужого влияния. Удерживание в памяти избыточного чуждого внутренним стремлениям ребенка знания наказуемо. В связи с тем, что воля детей не достаточно укреплена разумными доводами, взятыми из жизненного опыта, родители должны укреплять и поддерживать детей в достижении главных целей. При помощи чтения, - если у них обнаружилось рациональное сложение и аналитические способности. Телевизор и театр позволительны таким детям для отдыха, для общего развития, для поддержания равновесия чувств и разума. Детям, склонным к рисованию, чувственным, подвижным, общительным, запрещать телевизор нельзя, потому что сфера их интересов лежит в изобразительной плоскости. Книги могут только дополнять их кругозор. Лучше следить не за объемом прочитанной ребенком литературы, а за другим показателем: отдачи в виде собственных произведений ребенка должно быть столько же, сколько он получил новой информации. Иначе развитие замедлится, ум ребенка станет пассивным, расслабленным, ленивым и все более безответственным.
   Привязанность к телевидению и книгам связана также с динамикой развития ребенка. Если мы вспомним пример с цветком, то вполне понятно и наглядно увидим, что периоды питания новой информацией чередуются с периодами внутреннего усвоения и использования полученных знаний. В то время, когда человек чувствует потребность в новой информации и открывает себя для ее получения, вряд ли можно ждать от него демонстрации высоких показателей интеллекта. Даже если они потенциально высокие, это обнаружится позже, когда, напитавшись новыми знаниями, его ум отберет интересные идеи для дальнейшего осмысления и реализации, и приступит к отработке собственных проектов. В это время рост интеллекта идет уже не пассивно-накопительно, а активно и деятельно, и это заметно окружающим.
   Такие "спады" и "подъемы" бывают у человека на протяжении всей жизни. От качества прохождения этих периодов зависит темп личностного роста, и поэтому не следует выговаривать ребенку за то, что он не читает книги, а предпочитает уединение или делает какие-то свои дела на фоне работающего телевизора, а нужно проверить наличие признаков работы над какими-то замыслами и идеями. Учтите, что работающий телевизор может быть маскировкой и желанием утаить свою работу от любопытства родителей и попыток вмешаться в творческий процесс. Пользоваться подсказками родителей ребенок научится гораздо позже, когда убедится, что он сам может строить красивые законченные логические построения.
   Начинается активный период интеллектуального роста с ощущения усталости, утомленности от чтения или просмотра телепередач, так что даже голова болит, и возникает желание немедленно выключить телевизор или закрыть книгу. Предел насыщения наступает потому, что общение с книгой односторонне. Невозможно написать ответ автору книги и там изложить свое несогласие с его позицией. Как только таких скрытых в молчании несогласий или недопониманий становится слишком много, память показывает перегрузку и отказывается принимать информацию.
   Компьютер по-своему позволяет решать эту проблему, Интернет делает общение взаимным, динамичным и равным. Телевидение с его огромным выбором и высоким темпом перемены ритма может, к сожалению, спровоцировать ребенка "пойти вразнос", то есть перестать помнить о "главном", снизить контроль за информацией и ослабить ограничения восприятия. Это приведет к информационному всеядию, и вслед за этим к плохо мотивированному неосознанному использованию приобретенных штампов в общении. Со стороны это похоже на то, что ребенок сначала объелся, а потом у него началась рвота.
   Чтобы избежать таких явлений, попробуйте посоветовать ребенку смотреть постоянно какую-то одну передачу, и спросите его потом, как он оценивает качество этой передачи: повышается оно или понижается. Спросите, что мог бы предложить ребенок, если бы ему дали возможность что-то в ней изменить по праву зрителя. Можно попробовать вместе написать письмо в телестудию, приготовить свой материал для передачи. Найдите адрес студии и обязательно отправьте письмо так, чтобы ребенок видел это. Даже если вам не ответят, вы сможете это как-то объяснить и предложить ребенку в следующий раз составить более интересный и "профессиональный" проект.
   Так вы убережете ребенка от ощущения "корзины для бумаг", куда забрасывают информацию, не спрашивая его мнения, не предлагая никакого выбора и не приглашая к сотрудничеству, как положено у вежливых людей, и этим провоцируют возникновение комплексов общения. Можно также предложить адекватную замену телевидению. Многие дети угадывают такую альтернативу в Интернете. Между прочим, работа операционной системы компьютера соответствует и логически продолжает иерархическую систему памяти и внимания человека. Там и здесь используются ключевые слова, понятия, с той лишь разницей, что компьютерной системой управляет человек как орудием или игрушкой и не может делегировать свою ответственность компьютеру там, где требуется творческое осмысление. Машине можно доверить лишь отработанные до автоматизма замкнутые логические системы, называемые программами.
   Склонность мышления к системности дает появление привычек. Дети склонны возражать против разрушения привычного порядка жизни независимо от полезности конечного результата. Поддержание привычной системы поведения при осознании ее неполезности - тревожный сигнал. Постарайтесь не дать ребенку дойти до такого состояния. Предлагайте альтернативу вовремя: это может быть театральный кружок или участие в каких-нибудь конкурсах на право участия в телесъемках, изготовление художественных, дизайнерских поделок, которые можно продать. Здесь важно одно - ребенку необходимо живое участие в реальной жизни и вовлечение в динамику развития общества. Не допускайте, чтобы ребенок чувствовал себя отброшенным "на обочину жизни", ведь он борется за свое право на жизнь.
   Если все же ребенок дошел до состояния, когда его регулярно "рвет" накопленной и ненужной ему информацией, он сам понимает, что привычка смотреть телевизор ему не полезна, и надо это прекратить, но снова и снова садится к экрану как под гипнозом, вам не следует чрезмерно нервничать и пытаться силой прекратить действие его привычки. Ребенок попал в некий коллапс сознания, смотрит на собственное разрушение и не может не только прекратить, но и оторвать взгляд от экрана, и даже находит в этом мазохистское удовольствие. Информационный "вирус" в этом случае попал в глубокие слои памяти и стремится разрушить понятия о вечном, о любви, о таланте и перспективах, с ним связанных, занять освободившуюся при этом, мысленную энергию ребенка.
   Но все же он остается личностью и имеет волю. Такое болезненное воздействие информации может стать для него очень полезной прививкой. Когда "вирус" разрушит все, что можно было разрушить, все что было в сознании непрочно, недостаточно востребовано, закончится активное действие привычки за неимением больше "пищи" для поглощения, наступит пауза, которой ребенок может тут же воспользоваться, отбросить все, что было погублено, и начать строить свою личность заново. При этом все лучшие его свойства и качества сохранятся и укрепятся благодаря полученному опыту.
   Пауза в действии привычки наступает оттого, что механического перехода разрушительной информации в самые глубокие слои памяти не может быть. Только сам человек может позволить "вирусу" продолжить его действие. К сожалению, дальнейшее разрушение личности касается самых ее основ и может иметь необратимый характер.
   Душевный "коллапс" возникает у тех детей, которые утратили интуитивную связь с родителями. Пример родителей уже не является живым адаптированным отражением реальности и средством установления связей с внешним миром. В результате, ребенок чувствует свою человеческую невостребованность в перспективе. Инстинкт сохранения собственной жизни толкает его искать другие примеры, которыми становятся телегерои, с тем отличием от родителей, что телегерою ребенок не может сказать о себе и увидеть обратную связь, пригодную для коррекции поведения.
   Когда ребенок научится сортировать информацию, выделять прекрасное, красивое, симпатичное и откровенно льстиво-конъюнктурное, он легко разложит на составные части, нужные ему и не нужные, любую тематическую информацию, в том числе сцены секса и насилия. С самого начала, пока чувства ребенка живые, он легко и естественно воспринимает добро, нежность, любовь, справедливость, честность, и поэтому, видя целующихся людей, в первую очередь, понимает красоту их отношений, даже если ее не так много, ребенок склонен идеализировать. Это продолжается примерно до семи лет. К этому возрасту у ребенка должно сложиться полное представление о целостности мира, о том, что существенно для него, и о лучших способностях человека: любить, творить добро и пользу.
   После семи лет полученное знание укладывается в основу его памяти, а дальше он приступает к заполнению следующего уровня памяти, набирая новые знания об устройстве человеческого общества и своего места в этом обществе. Это будет продолжаться еще около семи лет. В этот период также применима описанная система отбора информации - существенной, интересной и полезной.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) С.Климовцова "Я не хочу участвовать в сюжете. Том 1."(Уся (Wuxia)) А.Вар "Меж миров. Молодой антимаг"(ЛитРПГ) А.Робский "Убийца Богов"(Боевое фэнтези) А.Холодова-Белая "Полчеловека"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"