Бурель Любовь Леонидовна : другие произведения.

Конкурс Буквицы "Лето-2012" .Моё прочтение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   И снова лето. Конкурс "Буквицы". Возникло желание поделиться с конкурсантами и просто читателями конкурсных стихов своими впечатлениями от представленных произведений.
   О технике говорить особо не буду, т.к. попадание в лонг лист свидетельствует о том, что у конкурсантов с техникой, как правило, всё нормально.
  
  Гаврильченко Алиса
   Воскрешение
  
   Ей бы Стикс охранять, или Лету,
   Выходить на аидову сушу,
   Но сквозь время, пространство - планету -
   Дама с цербером смотрит мне в душу,
   Называя в насмешку Психеей,
   Открывая и тайнопись сердца...
   Не становится мне холоднее,
   Но согреться... о нет, не согреться.
   Все, что раньше манило и звало,
   Ею сброшено в Тартар к титанам,
   Но и этого кажется мало
   Даме с цербером в мире туманном:
   "Просто жить,- говорит,- как тоскливо!
   Просто верить,- смеется,- как глупо!
   Словом, "просто" - дешевое чтиво
   Дней текущих и мелко, и скупо.
   Если хочешь действительно - Цели,
   Если жаждешь - Победы и Славы,
   Делай так, чтоб потом не жалела",
   И негромко рычит пес трехглавый.
   Отвечает ему лишь оскалом
   Месяц, льющий обилие света
   На ужасные муки Тантала,
   На работу Сизифа-скелета.
   Не понять уже, где я и кто я,
   Поводком пса опутаны ноги...
  
   Просыпаюсь. Рассвет. Час покоя.
   Улыбаются древние боги.
   ЛГ примеряет сон, как экзотический наряд. Мрачные цвета, зловещие аксессуары. "Дама с цербером" - это не "Дама с собачкой". Стикс, Лета, Тартар, Тантал, Сизиф. И у ЛГ "поводком пса опутаны ноги" . Но, почему-то, с самого начала сон не выглядел для меня кошмаром. Возможно, в этом виновата Психея. И финал подтвердил: это просто шутка древних богов - скучно им на Олимпе. Но "дама с цербером" - против.Она шуток не любит. Наверняка, придет ещё.
  
  Ролдугина Софья:
   Angel"s
  
  
   О Дженни из Сан-Франциско гуляют дурные слухи.
   Мол, ей уже тридцать восемь, а нет ни детей, ни мужа,
   Работает днём в больнице, улыбчива, неуклюжа...
   Ей часто звонят и плачут, как будто мир вот-вот рухнет,
   Она поднимает трубку - ты выстоишь, сможешь, сдюжишь...
   Ты слышишь?
   ...И свет до утра горит у неё на кухне.
  
   Чудачка Дженни идёт на похороны к посторонним,
   Встаёт за плечом у того, кому не вздохнуть от боли,
   Чтоб найти для него слова - то ли волшебные, то ли
   Правильные, что, в общем, то же; не плачь, но всегда помни.
   И он замирает среди памятников и магнолий,
   Смотрит вдаль, и его дыхание становится ровным.
  
   Осенью в городе сыро и серо, но небо ближе.
   Дженни ещё до света идет к мосту, встаёт на кромку,
   Линия берега кажется ломкой и очень тонкой.
   Ветер за волосы дергает - ровно седых и рыжих...
  
   Однажды Дженни решила разбить себя на осколки,
   Но здесь странная женщина ей рассказала, как выжить.
   Две героини стихотворения "чудачка Дженни" и "странная женщина". Такое впечатление, что они - сестры близнецы, и именно поэтому, автор говорит о второй только несколько слов. Дженни умела находить правильные слова для всех, кто в этом нуждался, а женщина нашла такие слова для Дженни. Мир справедлив.
   В небольшое стихотворении Софье Ролдугиной удалось вложить историю целой жизни, не очень счастливую, но трогательную.
  
  
  Зайцева Светлана Александровна
   Куда же ведет детей Крысолов?
  
   Не может любовь уйти без следа,
   Останется горечь, но не навсегда.
   Обнимет печалью ненастье зимы,
   Другие заботы обнимут умы...
  
   Останется песня.В ней Крысолов
   Поймал нас однажды в ловушку из слов,
   Увел через Альпы, куда-то туда,
   Где над Вифлиемом сияла Звезда...
  
   Брели сквозь морозы, голод и тьму,
   Но,все таки, с верой молились Ему.
   А сколько навеки осталось в горах?
   Могил не найти в тех безлюдных краях...
  
   Зачем? Мы ведь знаем, управит Господь,
   И явит нам Чудо, обретшее плоть!
   Безгрешные дети под знаком креста
   Укажут язычникам Правду Христа!
  
   Бескрайние воды Он распахнет,
   По дну, как в Писании , всех поведет...
   Жемчужина Генуи - город чужой
   (Нас не пустили здесь на постой...).
  
   Почти что свершилась Святая Мечта!
   Почти что открылись морские врата...
   Но волны не стали нас пропускать:
   Не требовать чуда, о чуде - мечтать!
  
   От псалмов охрипли, но шепот молитв
   Услышит - и водам уйти повелит...
   А волны не стали нас пропускать:
   Не требовать чуда, о чуде - мечтать!
  
   Мы все - генуэзцы, уже десять лет.
   И нам никогда не найти Назарет...
   Крестовый поход детей. Реальные события в поэтическом изложении. С любовью и верой в чудо отправились дети в поход. Чуда не случилось. Автору удалось, на мой взгляд передать своё отношение к этому событию. Того, кто позвал детей в поход, Светлана Александровна назвала Крысоловом. Слепая вера ни к чему хорошему никогда не приводила. И пустые мечты - тоже. Финал:" И нам никогда не найти Назарет". Крах веры и надежды. Но "не может любовь уйти без следа", наверное, поэтому и живы те, кто выжил в этом походе.
   Стихотворение мне показалось слегка затянутым. Хотя, возможно, именно так выражены тяготы длинного пути.
  
  
  Алентьев Дмитрий
   Дачное
  
  Самодовольная шмелиха
  Гудит над желтым и зеленым,
  В овраге спит лесное лихо,
  Не слыша птичий хор стозвонный.
  Сижу распаренный, усталый
  Под белопенной сенью сада,
  И понимаю, как же мало
  Сегодня мне для счастья надо:
  Земли дразнящий влажный запах,
  Свет глаз твоих чуть-чуть печальный.
  Мне б в умилении заплакать,
  Но быть нельзя сентиментальным.
  И потому возьмусь за грабли,
  Еще чего-нибудь посею,
  А в небе облачный кораблик
  Плывет под ветром все резвее.
   Дачный пейзаж глазами влюблённого. "Самодовольная шмелиха" и "облачный кораблик" обрамляют его в невесомую рамку радости. Одна тревожная нота для полноты ощущений:"в овраге спит лесное лихо". И ЛГ - не созерцатель, он сам создаёт нужное настроение и не терпит излишней сентиментальности. Всё замечательно, когда любимая рядом.
  
  
  Рошаль Коко
   Я бегу без босоножек...
  
  Пляж, а рядом парк. Прохожий.
  Я бегу без босоножек.
  Задремала, загорая -
  В институт спешу из рая!
  
  Здесь живу я, возле парка...
  До чего сегодня жарко!
  В сумке платье, полотенце...
  Дикой птицей бьётся сердце!
  
  Я в бикини, и прохожий
  Стал в мечтах неосторожен:
  - Ах, какая шоколадка!
  Да и бойкая лошадка...
  
  Мне кричит:
  - Привет, постой!
  Улыбнусь, мотну косой.
  Только бёдрами вильну -
  Проглоти, чудак, слюну!
   Задорное летнее. Картинка в греческом стиле. Чудится то ли амазонка, то ли нимфа. Хороши наши студентки: спортсменки и просто красавицы.
  
  
  Granovsky Irene
   Без названия
  
   А нас с тобой любил тот ясный день
   скрывал от всех и обвивал лучами,
   целуя в тень.
   И ветру было лень
   стекать плечами
   на бедра,
   и, связав меня с тобой,
   тянуть туда, где чайки и прибой,
   и россыпь янтаря хрустит, как темный сахар.
   Ты гордо, словно первобытный знахарь
   бежал вперед,
   почти что невесом,
   и скорость пил из воздуха глотками,
   перечеркнув собою горизонт,
   слагал морские воды с облаками.
   Вдруг, безнадежно властно,
   тихим sos
   позвал меня
   туда, где в лона страстно
   влекли желаньем влажные громады
   прибрежных скал. И бесконечным стадом
   гуртом в причал,
   сминались гребешки в последнем стоне.
   И капля на щеке: алмаз, цирконий...
   объятий купорос,
   любви накал,
   и тихие слова без тени фальши....
  
   А дальше?
   Вечер. Чемодан. Вокзал.
   Один день любовной страсти. Ритм стихотворения как бы задаёт его темп и протяженность. Автору удалось,на мой взгляд, найти свежие краски для написания картины, которую до неё рисовали неоднократно."Целуя в тень", "ветру было лень стекать плечами", - самобытные штрихи. От "первобытный знахарь" до "тихим sos позвал меня" - особо впечатлило. На этом фоне легким диссонансом прозвучали "лона", "громады". Запятая после "причал" мне кажется лишней. Не совсем согласна с сравнением объятий с купоросом(он у меня ни с чем приятным не ассоциируется). Очень понравился лаконичный финал. Он уже - вне.
  
  
  Качур Виктория Исааковна
   золушка вторая
  
  закипают мозги, головные и костные:
  в чём поехать на бал? просветите невежду.
  хорошо, если феей окажется крёстная,
  наколдует косметику, обувь, одежду;
  станет лексусом тыква, а крыса шофёром.
  не забудь, тормозя у подъезда барочного:
  до полуночи, девочка, полночь нескоро,
  но развеются чары - они так непрочны.
  где-то пробило полночь, нервишки ни к чёрту,
  вот закроют метро - и на чём я поеду?
  превращается платье в элегантные шорты,
  превращаются туфельки в драные кеды,
  до ближайшего входа бегу что есть мочи,
  на ступенях споткнувшись, дышу заполошно:
  переход прекращается ровно в час ночи,
  развязался шнурок в башмаке, как нарочно.
  драный кед подобрав, помолчи о находке,
  не болтай никому, кто я, где я, зачем я.
  принц узнает меня, например, по походке,
  а размеры ступней не имеют значения.
   Эта Золушка, конечно, не вторая, а,где-то, 102(даже целый поэтический конкурс с её участием недавно прошел:))), но автору удаётся найти свой ракурс, чтобы увидеть своё, никем не замеченное в истории. Фея и тыква остаются. Добавляются "элегантные шорты", кеды, метро. Наше время, и Золушка - наша. Не важны обувь и размер ноги. А вот походка(наверняка, "от бедра") поможет узнать свою принцессу даже на подиуме. А, может, стоит в глаза заглянуть? Хоть этот способ и не нов.
  
  
  Воронина Татьяна
   Стекает сон
  
  И нет ответа на простой вопрос...
  Состав толкая стрелкою минутной,
  По поволоке ивовых желез
  Стекает сон мучительный и мутный,
  
  Где света - только жалкий медный грош,
  Где я - забава, выдумка, игрушка...
  Зачем ты, ночь, меня в тот мир влечешь?
  Брось, дверцу отомкни ключом-кукушкой!
  
  Но время - конвоир и поводырь,
  Ведет-бредет, куражится к тому же,
  И свет лоскутный свит из рваных дыр,
  И острый гвоздь луны зачем-то нужен...
  
  Забей! - О, как ты прав, незваный гость! -
  А на горбатых крышах фосфор стынет,
  Да над рекой кривится лунный гвоздь,
  Да в лапы ночи впал цветок жасмина...
   И снова сон. Причем, рассказ о нем начат с середины. Нет ответа на вопрос, который задан до начала повествования. Или я что-то не заметила? Минутная стрелка - локомотив, ивовые прутья - рельсы. По ним скользит-стекает сон. Явно, не очень сладкий. Интересно сочетание "гвоздь луны". Звучит призыв:"Забей!". То ли гвоздь, то ли на ответ не заданного вопроса, а, может, и то и другое. Кто такой "незваный гость" мне полностью разгадать не удалось. Возможно, это тот, который задал вопрос. И, возможно, сам на него ответил. И этот ответ явил его правоту. Впрочем, это уже мои домыслы. Последняя строчка дарит нам аромат жасмина, сладкий и тревожный, ведь цветок "впал" и в "лапы". Как-то неуютно это сочетание.
  
  
  Порфирьев Аверьян Аверьянович
   Солнце скисло...
  
   Солнце скисло,
   погасло.
  
   Бесконечные числа
   звёзд.
  
   Там, где Висла и Осло
   стало стыло и тускло.
  
   Ночь в бездонное кресло
   оседает, как в масло,
  
   наделенная смыслом
   повсеместно и присно.
  
   И неважно, что "после",
   несущественно "если",
  
   будто сусло по чреслам
   расплескалось затишье...
  
   Солнце скисло и, скисши,
   незаметно погасло.
  
   Ночь плывёт плачем гуслей,
   ухватившись за вёсла
  
   там, где Бостон и Хьюстон,
   присно и повсеместно.
  
   Коромыслом повисли
   непокорные мысли...
  
   Несущественно "если",
   и неважно, что "после".
   Ночной пейзаж в интерьере вкуснейшей звукописи. Аллитерация и ассонанс гуляют по стихотворению, как у себя дома. "Солнце скисло" - отдельная песня, самодостаточная и лаконичная.И таких песен не одна. "Ночь плывёт плачем гуслей,ухватившись за вёсла", "Коромыслом повисли непокорные мысли" - наиболее приглянувшиеся. Не напрасно автор разделил стихотворение на двухстрочия: каждое из них может жить вполне самостоятельно. И ,в то же время, вместе они рисуют феерическую картину, цельную и завершенную. Финал - достойный, действительно:
   Несущественно "если",
   и неважно, что "после".
  
  
  Эзрас Эли
   Полукровкам
  
   Жасмин в садах повесит белый флаг,
   Хоть кладбищам неважно, кто сильней.
   Отверженный лежит архипелаг,
   Где в русском молча мечется еврей.
  
   Расколотый, горит зрачок зари,
   Какому богу отмолить свой грех?
   Младенца сон и солнце на двери
   Не делят мир на этих и на тех.
  
   Что, прошлое, косишь на левый глаз,
   В народы замесив двойную кровь.
   Ведь знаешь, за проказу столько раз
   Босое время наломало дров.
  
   Но веришь - завернув в родной талит
   Или, поставив долгожданный крест,
   Звезда с звездою вновь заговорит
   Над синей дымкой необжитых мест.
   Сложная тема. Интересные размышления автора. Не совсем поняла, что за архипелаг "где в русском молча мечется еврей", но первое четверостишие - очень выпуклое и живописное. "Кладбищам неважно, кто сильней", "Младенца сон и солнце на двери не делят мир на этих и на тех" - т.е. в финале и на старте чистота крови не имеет никакого смысла. Почему же в остальной жизни это не так? Не так, правда, не для всех и не всегда, и тем не менее...Двойная кровь - двойная прочность, и глупо это не понимать. Чистокровные, по-моему, хороши только лошади(да и так ли они чистокровны?).
  Не совсем понятен образ проказы. В контексте строки он читается как промежуток времени.
  Лермонтовским "Выхожу один я на дорогу" повеяло от "Звезда с звездою вновь заговорит" , а за "босое время наломало дров" - восхищенные аплодисменты.
  
  
  Кузина Ирина Ильинична
   *** 1
  
  Июнь все лил и лил дождями,
  А на веранде пили чай,
  И капли тикали часами,
  И глухо где-то гром ворчал.
  
  И свежестью сквозили окна,
  И пахло лесом и дождем.
  Под яблоней качели мокли,
  Пустынны сумеречным днем.
  
  Сырое лето, травы в пояс,
  Горсть земляники на столе.
  На горизонте скорый поезд
  Мерцает окнами во мгле.
  
  Забыта книга на диване.
  В углах немая полутень.
  Рассредоточено вниманье,
  И долог взгляд, как долог день.
  
  Дожди, дожди июнем длились,
  Струились, плача, по стеклу
  И дробно каплями слезили
  На соснах каждую иглу.
  
  И капли, падая, стучали.
  Вновь на веранде пили чай.
  Часы свой маятник качали.
  И глухо где-то гром ворчал.
   Дождливый летний день, не унылый, а немного сказочный (такой оттенок ему придаёт чаепитие: так и кажется, что где-то рядом Белый Кролик с карманными часами). Хотя, с другой стороны, все подробности дня сугубо реалистичны и знакомы.
   В строке "В углах немая полутень" , на мой взгляд, "в углах" лучше бы заменить на "в углу", а то как-то с одной полутенью несколько углов не согласуются.
  
  
  Глейзер Карин
   Этот берег пустой, этот старый шезлонг...
  
   Этот берег пустой, этот старый шезлонг...
   Шевелюру забытого мною журнала
   только вежливый ветер спокойно ерошит.
   Я читаю лиман - между волн, между строк,
   наплывающих чинно, как будто устало,
   фиолетовым шёлком шуршащего клёша.
  
   Мой наследник печёт пироги из песка,
   фантастичным, неровно размытым закатом
   городок вдалеке театрально подсвечен,
   и на мокрой скамейке стакан молока
   дополняет пейзаж миловидной заплатой,
   и о прошлом не может быть даже и речи.
   Автору стихотворения удалось остановить мгновение, которое прекрасно и показать нам, читателям. Вроде, ничего особенного, но "шевелюра журнала", чтение лимана "между волн, между строк", шедевр аллитерации "шёлком шуршащего клёша", стакан молока, как "миловидная заплата" делает этот миг чудным и неповторимым. А о том, что не всегда всё было так прекрасно и умиротворенно - в последней строке "и о прошлом не может быть даже и речи". Ценность настоящего ещё более возрастает.
  
  
  Пародивый Родион
   "Поэзия -- река..."
  
  Поэзия -- река:
  Протоки, стрежень, плёсы...
  Бреду вдоль ручейка,
  Хромой, хриплоголосый.
  Корявые персты,
  Расстроенная лира...
  Невзрачны и просты
  Творения сатира.
   Миниатюра. Рисунок на греческой амфоре.Но как умело прорисован ЛГ: сатир с расстроенной, но поющей лирой. Хромой, хриплоголосый, но его хочется слушать. Каждое слово стихотворения занимает положенное ему место. Хочется добавить избитое, но справедливое:"Краткость - сестра таланта". И это - не комплимент.
  
  
  Герш Светлана
   "я ехала домой, я думала о Вас..."(с)
  
  ...здесь было слишком накурено и свет падал как-то косо.
  и хотелось накатить по маленькой с Володей и Осей,
  чьи портреты висели на стенах этого заведения.
  а ещё мне казалось, что воздух просто кишит видениями.
  
  эффект табачного дыма и косо падающего света, конечно.
  он прошел в тёмный угол, сел за стол, заказал полстопки,
  вытянул длинные ноги и подумал о вечном -
  обо мне и о снеге, и о манчжурских сопках.
  
  вокруг разговоры, дух винный, смог плотный, ссоры,
  и драки ещё, да, какой матерьял для истории.
  и так из столетий в столетия, из них прямиком - в каждодневное.
  
  ...а он - молча пил эти свои полстопки и...
   следил за моими видениями.
   Всё подчиняется лирической героине этого стихотворения: пространство, прокуренное до рождения видений, время, предлагающее "накатить по маленькой с Володей и Осей" (не стоит это сваливать на "эффект табачного дыма и косо падающего света"), и Он, настоящий лирический герой,пьющий полстопки, для которого вечное - это лирическая героиня. Столетия и каждодневное для героев этого стихотворения - явления одного порядка, ведь главное, они любят друг друга. И никто меня не убедит, что это не так.
  
  
  Дарт Крайбер
   Nitro
  
  нарисуем на старых стенах блужданье трещин что уводит от мира этого в мир иной
  нам за гранью земных страданий уже обещан одичавших садов коричневый перегной
  наберёмся отчаянной смелости ранним утром наберёмся как молодого вина грузин
  нам дорогу укажут фигуры из камасутры и расплавленные часы с дорогих картин
  набросаем полётный курс для ковровой моли на засиженных мухами кальках астральных карт
  испуская микрорентгены и ми-бемоли в наш затерянный край возвратится горбатый март
  и поскачут хромые козлы кривоногих будней под размашистый росчерк могучих имперских виз
  но возврата к пушинкам снега уже не будет - мусора алкаши домино и кошачий визг
  осторожно подкравшись отрежем ван гогу ухо разольём на троих мутноватый эфирный спирт
  но найдём идеального донора - винни-пуха и утраченный член будет гению вновь пришит
  на заборе напишем слова а потом портреты пастернака волошина хармса и маршака
  и они из могил восстанут чтоб нам за это дать доской от забора забористого пинка
  и в глазах закружатся круги белоснежных пачек сигарет лаки страйк и танцующих балерин
  если сердце взорвётся от радости это значит не коньяк в чёрном кофе был а нитроглицерин
   Не знаю, каким было исходное послание инопланетян, а расшифровка получилась очень достойной. Похоже, инопланетяне долго жили на Земле и отлично ориентируются в земных реалиях. Каждая строка текста - две строки стихотворения. Возможно, это твердая форма типа нашего сонета у высокопоэтичных пришельцев, не буду ломать по этому поводу голову: есть гораздо более интересные поводы для мозговой работы - содержание послания. С первой строчки "блужданье трещин" настраивает на нетривиальность образов и поэтических приёмов. Во второй строке узнаём, что не так уже и много ждет ушельцев "за гранью земных страданий" : "одичавших садов коричневый перегной". Стоит ли уходить?
   Похоже, им не очень и хочется, но надо.Отчаянно смелые, как выпивший молодого вина грузин, наши пришельцы-ушельцы проделали путь на "ковровой моли" , и похоже, вернулись в исходную точку. Такое бывает. "Горбатый март","хромые козлы кривоногих будней". Здравствуй, Земля! Но какое-то время прошло,"возврата к пушинкам снега уже не будет". Как-то пессимистически настроены бравые ребята. Но скучать они не намерены, и развлекают себя не совсем правовыми методами - от отрезания ушей до оставления автографов на заборе.За что и были наказаны поэтами(кто ещё способен остановить беспредел? ). Последняя строчка намекает нам на то, что все предыдущие перипетии сюжета вполне могли являться следствием превышения дозы коньяка в кофе. А нитроглицерин? Это уже чтобы нейтрализовать действие кофе с коньяком: сердце ведь не пламенный мотор:)))
   Прошу прощение у автора за вольное прочтение шифровки. Получила настоящее удовольствие, читая это произведение. Каждая строка - вкусность, а все вместе экзотическое инопланетное блюдо, хотя в нем явственно чувствуется основа - ирония.
  
  
  Лобанов Вячеслав Владимирович
   Каникулы семидесятых
  
  Опять не спится в час ночной,
  бродяги-мысли
  меня уносят в мир иной:
  там с коромыслом
  соседка Лена за водой
  идёт к колонке,
  и я, мальчишка заводной,
  кричу ей звонко...
  
  Там баба Аня в огород
  спешит в галошах.
  И многочисленный наш род
  ещё не кошен!
  
  Смеясь, бегут сестра и брат -
  на речку едем...
  Зовёт играть меня Айрат
  во двор к соседям...
  
  Там деду валенки несут -
  он подшивает.
  Кот Бусик стибрил колбасу.
  И мать живая...
   Взгляд в прошлое. Взгляд в детство. Немного грустный, но светлый. Проходят перед глазами симпатичные персонажи: от соседки до шкодного кота Бусика. Детали, мелочи делают картину выпуклой и осязаемой. Жизнь состоит и состояла из мелочей.
   Тревожно звучит последняя строка:"И мать живая...". Многоточие - мост в настоящее, где всё уже не так.
  
  
  Key Koree
   лунные вирши
  
   Спой о медленном титане и о быстром серебре,
   обезжиренной сметане и безбашенном добре,
   спой о том, как трудно резать плоть живую ради мяса,
   и о том, как сладко мясо на молоденьком ребре.
  
   Расскажи весёлый триллер о родившихся до срока,
   ускользнувших из сансары тёмным карпом в водопад,
   пусть года твои считает не кукушка, а сорока,
   я же буду слушать сказки, улыбаясь невпопад.
  
   Мы из тех, кто добровольно подчиняется законам -
   раз поверили Ньютону - то назад дороги нет.
   И вообще, мы крайне редко появляемся на свет.
   потому что слишком больно карп становится драконом.
   В каждой строке первого катрена - пара образов:титан - серебро, сметана - добро, плоть - мясо. При этом мясо автор, почему-то, оставила без рифмы, оно явно вызывает у Key Koree неприязнь. Титан противопоставлен серебру, а обезжиренная сметана так же плоха, как и безбашенное добро. Этот катрен - запев, он готовит нас к чудесам.
   Во втором катрене появляется хитроумный карп, года которого способна сосчитать только сорока. Не просто так он появился!
   И третий катрен подтверждает: не просто так - карпу суждено стать драконом, но не банальным чудовищем, а законопослушно верующим в земное притяжение. А при чем тут луна? По-моему, всё ясно: такая сказочная история может сочиниться только при свете луны.:)))
  Надеюсь, моё толкование не обидело ни автора, ни дракона с карпом.
  
  
  Ангелара
   Практически на пределе
  
  Надрывно звучали струны,
  Практически на пределе,
  Надрывно звучали нервы,
  Готовые разорваться,
  Надрывно стучало сердце,
  А Вы vis-à-vis сидели
  И начали так ехидно
  И нагло мне улыбаться.
  
  А я, обнажив коленку
  И нервно поправив шпильку,
  Вздохнула, почти что томно
  И в сторону поглядела.
  И медленно, грациозно
  Взяла с тарталетки кильку.
  Случайно шальная рыбка
  Вам в лысину полетела.
  
  Вы впали в полнейший ступор,
  Стоп-кадром застыли сразу
  И, видимо, от смущенья
  Стыдливо побагровели.
  Пойду-ка, припудрю носик.
  И тушь подтекла под глазом...
  Ведь так надрывались струны,
  Практически на пределе.
   Почему-то после прочтения сразу вспомнилось "Скрипка и немного нервно":
  
   Скрипка издергалась, упрашивая,
   и вдруг разревелась
   так по-детски,
   что барабан не выдержал:
   "Хорошо, хорошо, хорошо!"
   А сам устал,
   не дослушал скрипкиной речи,
   шмыгнул на горящий Кузнецкий
   и ушел.
  
   Лирическая героиня стихотворения "Практически на пределе" похожа на скрипку: нервная, томная, грациозная. А лирический герой - чистый барабан:ехидный, лысый. Дуэт не сложился. Дама обижена - килька выступила орудием возмездия. Стоп-кадр. Перемена декораций. Скрипка готова к новому дуэту, возможно, ей повезёт со следующим визави, у неё хватит сил, ведь "практически на пределе" - это не на приделе. За кадром мелькает ироничная улыбка автора стихотворения.
  
  
  Курильчук Виктор Петрович
   Колоколица угличского колокола в Тобольском Кремле
  
  Притулилась колоколица
  Под литьём луны -
  Заблудившейся паломницы.
  Клёны пленены.
  
  Пульс столетий ломкой линией
  По зубцам в Кремле.
  Ссыльный колокол былинный
  Не забудет плеть.
  
  Эхо, эхо, эхо Углича
  Улицы кольнёт.
  Утолит ли слух пикулечка?
  Лето. Лет полёт.
   У Курильчука Виктора Петровича свой особый почерк в поэзии. Его не спутаешь ни с кем из авторов СИ и не только СИ, мне кажется. Неожиданные образы, метафоры,сравнения, короткие насыщенные строчки, филигранная работа. Конкурсное стихотворение - тому пример. Луна - заблудившаяся паломница, именно такая луна должна быть в стихотворении про ссыльный колокол. Последняя строка - шедевр аллитерации. "Лето. Лет полёт" . "Л" и "т" - твердость и мягкость, само время отразилось в этой строке.
   Не смогла расшифровать слово "пикулечка". Что за птичка такая?:)))
  
  
  Гулевич Сергей Анатольевич
   Мой личный "невермор"
  
   Иногда приходит время нам прощать/прощаться с теми, кто склоняет "семя-стремя" орфографии назло, и как будто в утешенье - долгих строк
  кровосмешенье, постороннее решенье, "некрасивое" число.
   Может быть, за расставаньем будет встреча в ресторане, и уже почти на грани, обрывая чувства нить, я скажу тебе: "Родная, жизнь - как кукла
  заводная, если сломана пружина, ничего не починить".
   По сюжету здесь положен черный ворон, острый ножик, и кому-нибудь по роже тоже надо надавать, но не взять судьбу измором, ворон жахнет
  "невермором", на прощание с укором пожелает "...твою мать". Как веревочке ни виться, но повторно не влюбиться, черный ворон - только птица,
  и неумная притом. В этой жизни мало смысла, только буковки и числа, рак когда-нибудь, да свиснет, но ведь ты тут не причем.
   "долгих строк кровосмешенье" дало вполне неплохой результат. Прощание-прощение прошло в дружественной теплой обстановке, хотя на результат, отнюдь не радостный, это не повлияло, но ведь так и положено по сюжету. Вороны и раки - не самые приятные представители фауны, их присутствие приводит к спорному утверждению "повторно не влюбиться", ЛГ , явно в пессимистично-мрачном настроении: "В этой жизни мало смысла, только буковки и числа"... Хотя ситуация не безнадежна: "рак когда-нибудь, да свистнет", но в этом не будет заслуги ЛГ. Такой вот "невермор". Гнать надо этих каркающих глупых птиц.
  
  
  Карсы Бек
   Я афганскую землю знаю на вкус
  
  Я афганскую землю знаю на вкус,
  Хоть она мне чужая.
  Это вкус того страха, с которым сажусь
  На броню, выезжая.
  
  Это вкус тишины перед боем, когда
  Есть лишь эхо у сердца,
  И озноба, что бьет в ожиданьи врага -
  И не можешь согреться.
  
  Крови вкус на губах - и чужой, и своей,
  Когда звери - не люди -
  Грызли глотки друг друга. Страшней и больней
  Нет картин и не будет.
  
  Это вкус облаков, что я вижу, дрожа
  На камнях, после боя,
  И песка, что сержант рыл обломком ножа,
  В небо плача и воя.
  
  Это вкус лейтенантской улыбки - вовек
  Не забуду ее я.
  С ней он лег на гранату - последний ночлег,
  Став посмертно героем...
  
  Это вкус безнадеги, с которой сижу
  В тишине со стаканом,
  И той пули, которой башку размозжу,
  Чтоб не помнить Афгана.
   Про эту войну уже написано не мало. Но автору стихотворения удалось сказать по-своему, найти особенные детали и краски. "Вкус страха", "озноб в ожиданье врага", "крови вкус на губах", "вкус облаков, что я вижу, дрожа".ЛГ - не герой без страха и упрека, он - обычный человек, солдат, вынужденный воевать на чужой земле.
   Последние два катрена выделяются. В предпоследнем говорится о подвиге лейтенанта, который, мне кажется, спас ЛГ и не только, ценой своей жизни. И именно от сознания непоправимости, невозможности изменить это событие безнадега лирического героя в финале стихотворения. Не помнить - нельзя и помнить - нельзя. Трагично, но это - реальность для афганцев.
  
  
  Марцев Ярослав Фёдорович
   День Не
  
   А на улице месяц крысень,
   По ночам за окном тепло.
   Блещут своды лоснящихся лысин,
   Ловко убранных под стекло
   Броневого вранья маркёров
   И цветного тряпья крупье.
   Будто каша из помидоров
   И не ведает о гнилье! -
   Да о приторно-тухлой щуке
   В окаянной Москве (реке),
   Издающей срамные звуки
   Тиной маржевой, что в руке
   Расползётся зелёной жижей -
   Рвотной массой валютных квот, -
   Лишь судьба подойдёт поближе,
   Да за жабры её возьмёт!
   "День Не". День невезения? Подпольный игорный клуб. Лысые миллионеры, услужливые крупье. Загнивают потихоньку. Аллегорическая щука - русский мафиози. Но от судьбы не уйти, что в данном случае радует. За жабры их всех, зубастых, за жабры!
   Заинтересовалась месяцем крысенем. Нашла его, но как "кресень".
  
  
  Махровый Владимир Ляксандрыч
   Малиновый круг
  
   На берег вышел я крутой,
   Глядел на неба синеву,
   Взирал на моря бирюзу,
   Солёный воздух пил парной.
  
   Малины спелой солнца круг,
   Висевший в полний тишине
   Над морем в тусклой пелене,
   Привлёк моё вниманье вдруг.
  
   Я стал за кругом наблюдать,
   Он плавно в тучах исчезал,
   И через пять минут пропал -
   Светило плюхнулось в кровать.
  
   Устало целый день светить -
   Растить деревья и кусты,
   Сушить бельишко и холсты -
   Себе хоть ночку посвятить.
   Летний морской пейзаж. Главный персонаж его - солнце. Оно не апельсин, как обычно, а малина, причем, спелая. Солнце на закате. ЛГ с солнцем - на ты, оно не божество, а усталый труженик, растивший "деревья и кусты", сушивший "бельишко и холсты", не умчалось на золотой колеснице вечером, а "плюхнулось в кровать". Мы не против, пусть отдохнет.
   Почему-то вспомнилось:
  
  В сто сорок солнц закат пылал,
  в июль катилось лето,
  была жара,
  жара плыла -
  на даче было это.
  
  
  Gregberk
   Фонтан Монте-Кристо
  
  В тюремной робе труб теку, куда прикажут,
  выбрасываюсь вверх, дробясь в цветную пыль
  для услажденья чувств бодрящейся толпы;
  поймать меня в ладонь для смеха - может каждый.
  
  Сквозь пальцы просочусь и - в подземелье быстро -
  там многолетний труд, там ждёт меня подкоп,
  я - мягкая вода, хоть это нелегко:
  покоя не даёт мне имя Монте-Кристо.
  
  Без устали точу я твёрдую породу,
  открылась в трубах течь, и час уж недалёк,
  осталась пядь земли - я вырвусь на свободу
  и выращу для всех диковинный цветок!
   Вода - стихия, которую человек, как бы, приручил, заставил себе служить. "В тюремной робе труб теку, куда прикажут," - как бы, смирилась вода. Но это смирение - показное. В душе вода - бунтарь, этакий Монте-Кристо. Свобода манит и ждёт. Фонтан - идеал, к которому стремится водопроводная струя, упорно трудясь много лет("капля камень точит"). Будет радость, и сверкание брызг. Ура. Правда, сантехник Петрович - против, но никто не спрашивает его мнения.
   Представила этот фонтан - и отступила жара. Спасибо автору за перевод монолога с водяного на русский:)))
  
  
  Калинин Андрей Анатольевич
   Совершенство
  
   Стремясь избрать среди моделей
   Одну, ярчайшую, из звёзд,
   Соорудили на панели
   Гламурно глянцевый помост.
   На нём, возвышенно лучисты,
   Плоды искусства визажистов
   И знаменитых кутюрье,
   Пройдя нагими сквозь лекала,
   Дошли достойно до финала
   Неторопливым дефиле.
  
   А в это время где-то рядом
   Стоял простой панельный дом
   За невысоким палисадом,
   Где, обрамлённые окном,
   Мелькали аппетитно очень
   Округлость плеч, румянец щёчек,
   Хитринка шалая в глазах...
   А в целом - самая такая,
   Кто без прописки проживает
   В моих кумулятивных снах.
  
   Такою выглядит мечта:
   Естественность и простота!
   В годы моей юности школьницы хотели стать или врачами или учителями, иногда - инженерами или летчицами. Сейчас почти все юные красавицы видят себя в будущем моделями или визажистами. Представила себе жуткую картину: по улицам, как по подиуму походкой "от бедра" с идентичными улыбками на лицах шагают к своему счастью блондинки платинового оттенка. К этим грустным размышлениям подвёл меня Андрей Анатольевич первой частью своего стихотворения, живописав конкурс "Мисс Совершенство".
   И , как бальзам на душу , вторая часть, в которой описан образ совсем другой героини: живой, озорной, возможно, далеке не совершенной, но оказывается, именно такая обосновалась в снах лирического героя, и именно о встрече с ней он мечтает. Будем надеяться, что лирический герой не одинок в своих пристрастиях.
   Ударно морален финал:
   "Такою выглядит мечта:
   Естественность и простота!"
  
  
  Виленкин Нахум
   ...осталось
  
  ...осталось пару лир - трагический сюжет
  лирическим крылом заденет невзначай
  туманных островов уже в помине нет
  и может не ронял корону молочай
  
  паяцы и шуты в провинции моей
  вещают и трубят - искусственный аллюр -
  на склонах всех холмов где ветры всех морей
  пытаются найти обрывки увертюр
  
  осталось пару слов - пора произнести
  на сковородке дня яичница и лук
  и темное мерло зажатое в горсти
  хранит мое тепло как самый верный друг...
   Так как в прочтении стихотворения возможны варианты, представлю ту варсию, которую выбрала я:
  Осталось пару лир - трагический сюжет
  лирическим крылом заденет невзначай.
  Туманных островов уже в помине нет
  и может не ронял корону молочай.
  
  Паяцы и шуты в провинции моей
  вещают и трубят - искусственный аллюр -
  на склонах всех холмов где ветры всех морей
  пытаются найти обрывки увертюр.
  
  Осталось пару слов - пора произнести.
  На сковородке дня яичница и лук,
  и темное мерло зажатое в горсти
  хранит мое тепло как самый верный друг.
   В первом прочтении я всегда воспринимаю стихи Виленкина Нахума, как музыку с прекрасной мелодией. Она льётся и хочется просто слушать. Потом возникает желание перечитать и вслушаться в слова, вникнуть в смысл, расставить знаки препинания так, как подсказывает собственное разумение. Возможно, оно не совпадает с авторским.
   Это стихотворение о том, что осталось...Мало или много? Плохого или хорошего? Ответов нет. Читателю автор предлагает решать самому.
   В данном произведении три катрена, на мой взгляд, довольно независимых друг от друга, причем, второй более независим, чем первый и третий, его можно изъять, и тогда получится восьмистишие:
  Осталось пару лир - трагический сюжет
  лирическим крылом заденет невзначай.
  Туманных островов уже в помине нет
  и может не ронял корону молочай.
  
  Осталось пару слов - пора произнести.
  На сковородке дня яичница и лук,
  и темное мерло зажатое в горсти
  хранит мое тепло как самый верный друг.
   Что осталось? Пару лир, пару слов. Такое моё логическое прочтение.
   Но стихи Виленкина не укладываются в логику. Я давний и верный поклонник его поэзии. Это именно поэзия. Тайну её ощущаю, чувствую, но расшифровать словами - не в силах, да и не хочется. Нюансы парадоксальных противоречий трагического сюжета с лирическим крылом завораживают."Корона молочая", "обрывки увертюр", "на сковородке дня яичница и лук", "темное мерло зажатое в горсти" - сочетания слов, рождающих живые образы.
   Что осталось? Ощущение чуда. Это мало или много?
  
  
  Огородникова Наталья Алексеевна
   Не заставлять себя, а уступать...
  
   Не заставлять себя, а уступать
   Своим желаньям, слабости, бессилью -
   Как поздно начала я понимать
   Науку эту... В детстве не учили
   Нас доброте к себе, а доброту к другим
   Внушали так бесцеремонно строго,
   Такой суровой делали дорогу,
   Сухою нежность и тепло скупым,
   Таким безмерным путь,
   И непосильной ношу,
   Что до сих пор никак её не сброшу
   И не остановлюсь, чтоб отдохнуть.
   Не могу сказать, что жизненная позиция и опыт героини этого стихотворения мне близок (у нас были,явно, разные учителя), возникает позыв оспорить, хотя такой взгляд на доброту к себе и доброту к другим, несомненно, интересен. Мне кажется, доброта к себе не заключается в потакании "своим желаньям, слабости, бессилью", а наоборот, в преодолении их, по крайней мере, слабости и бессилия, ну а желания бывают разные. Каким-то не грех уступить, а с какими-то стоит и сразиться.
   Во второй части говорится о "доброте к другим", которую внушали "бесцеремонно строго", тут, повторюсь, лирической героине явно не повезло с учителями. Действительно, такой навязанный груз - непосилен.
   Поэзия - это возможность посмотреть на мир и людей в нём другими глазами, ощутить чужими чувствами, понять чужим умом. Наталья Алексеевна в полной мере предоставила мне всё это.
   Маленький экспромт-шутка, родившийся после очередного прочтения стихотворения:
   Себе он место уступал
   в автобусе упрямо,
   и в общем, был вполне нахал:
   так научила мама:)))
  
  
  Летучий Голландец
   В вечном долгу
  
  Я пытался не раз,
  но постичь не могу -
  мозг ещё не отсох,
  и разумные, вроде, мы -
  то, что каждый из нас
  в постоянном долгу:
  у детей и отцов,
  у законов и Родины.
  
  Мы хотим отдавать,
  ничего не прося,
  как бессрочный заём,
  что бы в жизни ни встретилось,
  будь то сын или мать,
  даже просто друзья -
  мы всегда отдаём,
  сохраняя преемственность.
  
  В меру дашь, или впрок,
  как бы ни расточал -
  всё упрямо, вперёд,
  тянем лямку, не плача мы,
  а наступит наш срок,-
  покидаем причал,
  оставляя сирот
  и свой долг неоплаченным.
   Настоящая мужская позиция у лирического героя стихотворения: долги надо отдавать, даже если постичь не можешь почему должен. Должен и всё: понять нельзя, надо принять как аксиому.
   Вторая часть показалась мне несколько нелогично выстроенной и слегка неуклюжей. То,как я поняла эту конструкцию:
  
  Мы хотим отдавать,
  ничего не прося,
  наш бессрочный заём,
  что бы в жизни ни встретилось.
  Будь то сын или мать,
  даже просто друзья -
  мы всегда отдаём,
  сохраняя преемственность.
   В третьей части вначале идёт повтор-усиление тезиса о том, что настоящие мужчины ответственно платят свои святые и священные долги.
   В финале - вывод: сколько не плати - всё равно останешься должен. Долг - это то наследство, которое передаётся детям. И это правильно. Человек без таких долгов - законченный эгоист, ледяной король в башне из черного дерева.
  
  
  Светлаков Лев
   Яблочный Спас
  
  Вот и яблочный Спас.
  До свидания лето!
  Ждёт дождей перепляс,
  Осень рыжего цвета.
  
  Нынче ж радует глаз
  Урожайный и ведрый
  Этот яблочный Спас
  Ароматный и щедрый.
  
  Лету зело к лицу
  Эта спелость и зрелость,
  Как невеста к венцу
  Налилось и зарделось.
  
  Всё торопит,маня
  Той красой насладится,
  И отдаст не тая.
  Чему быть-то случится!
  
  Отлетят журавли,
  Словно прошлого тени,
  Но пока что пьянит
  Спас под яблочной сенью.
  
  Осень где-то в пути
  Перелесками бродит,
  Карнавал впереди-
  Ветер краски разводит.
   Лиричное, неторопливое, как сказ, стихотворение о лете. В нем соединились грусть и гордость провожающего "невесту к венцу": так должно быть. "Спелость и зрелость" - отличное приданое. Лето поменяет фамилию, станет осенью. Так положено в природе. Жизнь продолжается:
  Карнавал впереди-
  Ветер краски разводит.
  
  
  Андрощук Иван Кузьмич
   Время лежит на мне пластами тяжелой глины...
  
  Время лежит на мне пластами тяжелой глины,
  Люди лепят из глины себе подобных.
  Слепыми пальцами рук перебираю ребра -
  Их у меня на одно больше, чем у другого мужчины.
  
  Жизнь оставлю земле и снизойду на вершину,
  Выращу души змей в нежном бутоне розы.
  Слепыми пальцами глаз перебираю звезды -
  Их у меня на одну больше, чем у зимы снежинок.
  
  Кровью, вином и словом глину разбавлю в меру,
  Вылеплю Бога. Вдохну в Него жизнь. Наощупь
  Выломаю ребро: "Отче! Спаси меня, если хочешь..."
  Небо станет слезой: "Кто Я тебе без веры?".
  
  Сброшу лицо и тень. Крыльями станут ноги.
  Плача от смерти, пойду за собственным гробом.
  Люди лепят из глины себе подобных.
  Люди забыли себя. У них не выходят Боги.
   По образу и подобию. Люди забыли себя В пером восьмистишии мы знакомимся с лирическим героем стихотворения.Сразу понимаем, что он не совсем обычен. И то , что он лепит из глины-времени Бога, не становится неожиданностью: он достиг вершины, у него на одно ребро больше и звёзд на одну больше, чем снежинок у зимы, но это не принесло,видимо, лирическому герою счастья. ЛГ обращается к своему лично созданному Богу:"Спаси меня, если хочешь...". Если хочешь, то есть, если достоин спасения. Спаси от чего? От того, что время "тяжелый пласт глины"? От неверия в собственные силы? Ведь "по образу и подобию". Образ есть, подобие не достигнуто. В финале лирический герой окончательно отбрасывает всё земное, остаётся душа, которая плачет. И приходит понимание. "Люди забыли себя", и поэтому не могут стать подобием Бога, вылепить себя из глины-времени. Получается образ, но не суть.
   Интересно применен приём повтора в композиции стихотворения.
  "Слепыми пальцами рук перебираю ребра -
  Их у меня на одно больше, чем у другого мужчины."
  "Слепыми пальцами глаз перебираю звезды -
  Их у меня на одну больше, чем у зимы снежинок."
  Строка "Люди лепят из глины себе подобных." закольцовывает основное содержание стихотворения,а "Время лежит на мне пластами тяжелой глины" и "Люди забыли себя. У них не выходят Боги." лежат, как бы , вне кольца. Начало и финал. Интересный замысел и реализация ему соответствует.
  
  
  Осторожнер Тихон
   Возвращу...
  
  Из соседней палаты сопливится лунное чудо,
  И слепая трава раздражающе пахнет росой,
  Многозначные числа приходят по почте оттуда
  И к кровати привязано буйной луны колесо,
  На втором этаже выдают заслужившим лекарства,
  Недоверчивых психов калечит бесстрастный конвой,
  Разделив контингент на сообщества, группы и касты
  И отметившись в штате больницы как вечно живой,
  Белоснежный главврач объявил о всеобщем обходе,
  И гонцы поскакали по сонным лесам и полям,
  И с утра в голове неподъёмная тяжесть мелодий
  Под чудовищный грохот диагнозы рвёт пополам -
  Изловили несчастной души беспокойное тело,
  Поместили болезную в грязный и тёмный мешок
  И желания дали ей - чтобы чего-то хотела,
  Различать научили - что плохо, а что хорошо,
  И соседство нашли, зафиксировав рядом с луною
  В переполненном мире с законами, светом и тьмой,
  Научили страдать и припадочно брызгать слюною,
  Позабыть приказали свой дом и дорогу домой,
  Санитары читали ей лекции и рефераты
  О воздействии вредных привычек на статус души,
  Возвращал её к жизни бессмысленной реаниматор
  И окурки о нежность душевную грубо тушил -
  И теперь она спит, просыпаясь в сортир и к обеду,
  Распорядок висит возле койки на пыльной стене -
  
  Я её украду -
   свою душу -
   и тут же уеду,
  Потому что никак
   без души
   одинокому мне
  
  ... Почему-то после прочтения этого стихотворения вспомнились две картины: "Сон разума рождает чудовищ" и "Похищение Европы":)))
   Стихотворение льётся предложением-речитативом, не давая читателю возможности перевести дыхание. Описание мира-больницы перетекает в картину поимки души с последующей её дрессировкой и приучением к присущему этому миру распорядку дня и , без передышки, к заявлению владельца души о том, что он её непременно похитит. Уф! Все точки боязливо сбежали в конец стихотворения, образовав там многозначительную группу.
   Поэтических находок у автора на этом нелегком пути немало:"сопливится лунное чудо", "буйной луны колесо" (почему-то луна находится сразу в двух соседних палатах, наверное, видимая сторона - в одной, обратная - в другой),"вечно живой белоснежный главврач", "неподъёмная тяжесть мелодий"...
   Четверостишие:
  Санитары читали ей лекции и рефераты
  О воздействии вредных привычек на статус души,
  Возвращал её к жизни бессмысленной реаниматор
  И окурки о нежность душевную грубо тушил
   на мой взгляд, особенно фантасмагорично и , поэтому, так ярко рисует абсурдный гротескный мир, в котором оказалась беззащитная душа. В общем, есть о чем поразмыслить и чем восхититься, перечитав и отойдя от легкого шока.
  
  
  Шевченко Александра Сергеевна
   просто так
  
  белоголовьем одуванчьим,
  пыхтением чертополошьим -
  живи, душа моя, вчерашним,
  живи, душа моя, возможным.
  
  а если ты опять откажешь,
  как сердце посреди печали -
  живи, душа моя, бесстрашьем,
  времен уже не различая.
   Разговор с душой. Лаконичный и негромкий(по другому с ней не получится) - не любит душа пафоса. ЛГ призывает жить душу вчерашним и возможным(так спокойнее), понимая, что это для души - неприемлемо.
  а если ты опять откажешь,
  как сердце посреди печали -
  живи, душа моя, бесстрашьем,
  времен уже не различая.
   Печаль сердца, бесстрашие души. Жизнь ЛГ.
  
  
  Першина Лилия Александровна
   Старинная песня
  
  Господин апрель, я Вас не люблю,
  Ведь не мой в апреле родился сын.
  Я на Вас пожалуюсь королю,
  Вообще, Вы давно не мой господин!
  
  Господин, я Вашего жду конца,
  Беспощадно считая эти дни.
  Не трудитесь трелями птиц бряцать,
  Они вою сирен для меня сродни.
  
  На коне умчался давно мой муж,
  Далека дорога, прости, мой свет!
  Кудри сосен и мутные слёзы луж
  Для тебя откроет в пути рассвет...
  
  Слава Богу, за Вами наступит май!
  Вы уйдёте - вернется любимый мой,
  Я на башне стоя, спою сама,
  Мне за всё в ответ заплатить самой...
  
  Я на башне стою, распустив власы,
  Не для пепла они вот так длинны.
  Убивают секунды мои часы -
  И морщины видны на лице весны.
  
  Но вернет мой рыцарь, мой муж, мой свет
  На лицо улыбку и блеск глазам.
  Ах, как много дней, ах, как много лет
  Я отведать жажду этот бальзам!
  
  Уходите за тот зеленый откос
  И с собой уносите мою тоску.
  Я дождусь, когда зацветет абрикос
  И услышу звук копыт по песку...
   Старинная песня, можно даже сказать, баллада. Лирическая героиня не любит апрель, ведь это месяц окончания долгого ожидания, самый длинный из месяцев жизни. Но май - наступит, вернется тот, кого ЛГ ждала и всё будет замечательно. Стиль баллады хорошо выдержан, образы апреля, мая, самой лирической героини и её рыцаря-мужа прорисованы поэтическими красками. Вспомнился "Плач Ярославны": вечная женская судьба ждать любимого.
  
  
  Неуважай-Корыто Варвара
   время
  
  За нас придумано давно,
  и мы имеем этот дар.
  Ведь время круглое. Оно
  пройдет, прокатится как шар.
  
  А мне б войти в любви рекУ,
  Достичь бы мудрости опять,
  ну а потом на всем скаку
  мне повернуть бы время вспять.
  
  Настанет миг, когда года,
  что снежным комом на груди,
  растают, как весной вода
  уйдут, взор к солнцу обратив.
  
  Воздастся каждому из нас
  кусочек Вечности в пути.
  Для нас придумано как раз
  до Веры в это снизойти.
   О времени и о себе. Время - дар, придуманный "за нас" круглым, без начала и конца. Река любви течёт сквозь время, и ЛГ хочет, войдя в эту реку, достичь мудрости. Это не очень скоростные действия, поэтому, несколько противоречивым смотрится следующее желание ЛГ : на всём скаку повернуть время вспять. Но ЛГ верит, что, ей это удастся: года растают и уйдут, оставив "кусочек Вечности", в котором время не будет иметь значение. Надо только "до Веры в это снизойти". Это придумано "для нас". В общем, всё в этом мире устроено не плохо. Жаль, что совсем не простая это истина.
  
  
  Мирошниченко Александр Сергеевич
   С любовью смириться трудно...
  
  С любовью смириться трудно.
  Нарушив души покой,
  Срываюсь навстречу будням,
  Чтоб голос услышать твой,
  Увидеть твою улыбку
  И свет твоих карих глаз,
  Ведь чувство, родившись зыбко,
  Порою сжигает нас.
  
  И сердце горит тоскою
  И ноет в груди до слёз...
  Так хочется быть с тобою,
  Касаться твоих волос,
  Прижаться к рукам губами,
  Дыханием их согреть,
  Поверить, что между нами
  Не будет преграды впредь...
  
  Обидно невыносимо,
  Так ждать тебя, а в ответ
  Ты просто проходишь мимо,
  Небрежно сказав "Привет!"
  Насмешка судьбы такая -
  (проклятое "c"est la vie")
  Любить беззаветно, зная -
  Не будет в ответ любви...
  
  О любви не говори -
  О ней всё сказано.
  Сердце, верное любви,
  Молчать обязано. -
   Было спето в весёлой песенке. Но у каждого человека своя любовь, неповторимая для него, и о ней хочется говорить стихами. Перед нами образец таких стихов. Переживания ЛГ взяты в кольцо строками:
  С любовью смириться трудно.
  и
  Не будет в ответ любви...
   Понятно, что ничего радужного внутри текста ЛГ не ожидает."Сердце горит тоскою" - краткое содержание чувств ЛГ. Ему сочувствуешь, и хочется дать совет выбрать другой объект для любви, а не ту, про которую ЛГ говорит:
  Ты просто проходишь мимо,
  Небрежно сказав "Привет!"
   А пока - "селяви".
  
  
  Январь Лара
   Черная ваза с маленьким красным цветком
  
   Осколки чёрного стекла
   Усыплют чей-то путь.
   Что же это разбилось?
   Наверное, ценное?
   Интересно, какое оно было
   цельное?
   А на небе нет чёрной
   прозрачной луны.
   Разноцветные есть:
   Каждый
   Охотник
   Жёлтая
   Синяя.
   А чёрной нет,
   Её позабыли,
   Забросили - и память о ней затерялась.
   А её как раз и разбили!
   Мне показалось?
   Поднесите поближе.
   Да, это не лунные сколки,
   Это простые осколки
   Чёрных окон.
   Зачем кому-либо такие оконца?
   Чепуха? Бред?
   А вот и нет!
   Через них можно безнаказанно смотреть на солнце.
   Это красиво? Кто знает...
   Но я поставлю в чёрную вазу
   ( А если такой не найдётся - в любую иную)
   Маленький красный цветок.
   Пусть о чём-нибудь напоминает.
   Зыбкая неопределенность царит в этом стихотворении: что-то разбилось,кому-либо, "о чём-нибудь напоминает". ЛГ пытается разобраться в этой зыбкости. На небе нет "чёрной прозрачной луны", возможно, это она разбилась на такие мелкие части, что "память о ней затерялась". Версия оказалась ошибочной. Оказывается - "это простые осколки чёрных окон", через которые "можно безнаказанно смотреть на солнце". Зачем? Возможно, это красиво. Исследование закончено на полуслове. Зыбкость бытия победила ЛГ, но в память о попытке исследования в вазу будет поставлен "маленький красный цветок".
  
  
  Лыжина Наталья
   Осень
  
  Воздух пахнет землей. Одиноко
  Крышу дом наклоняет к реке.
  Шелестит под ногами осока,
  Пламенеет вода вдалеке.
  
  Вечер. Хлюпает грязь. Очень тихо
  Дышат сонные листья, потом
  Сумасшедшим оранжевым вихрем
  Окружат облупившийся дом.
  
  От заката до зорьки устала
  Со свечой на ступенях сидеть.
  Все альбомы свои пролистала,
  Больше песен не хочется петь.
  
  Черной рамкой, знакомым портретом,
  Обожжёт пустота мою грудь.
  Я, ночным мотыльком, за рассветом,
  Мчусь за тем, что уже не вернуть.
  
  Дрогнет воздух. Изломанной ветью
  Небо вспорет огонь. Снова тишь.
  Ветер пахнет дождем - значит где-то
  Капли точат углы старых крыш.
   Осень. Одиночество. Пустота. Картина печальная и в то же время умиротворенная. "Крышу дом наклоняет к реке","капли точат углы старых крыш" - авторские находки, на мой взгляд. А "за рассветом,мчусь за тем, что уже не вернуть" - звучит ка-то не очень красиво. "Больше песен не хочется петь" ассоциативно извлекло из памяти:
  
  Я не люблю любое время года,
  Когда веселых песен не пою.
  
  
  Лапердин Евгений Валерьевич
   Длинные дни
  
  Ветер в распадках притих.
  День пролетел и угас.
  Нас беззаботных двоих
  Я вспоминаю сейчас.
  
  Самые длинные дни
  Нынче стоят на дворе.
  В благословенной поре
  Помнишь, как грели они?
  
  В той невозвратной дали,
  В суетной мгле городов
  Долгие годы прошли...
  
  Время коротких годов..,
  
  Тёмных, пустых вечеров,
  Нервных, бессонных ночей,
  Старых, ненужных вещей,
  Мудрых и взвешенных слов.
  
  Маленьких радостей горсть.
  Грусти случайный укол.
  Тихо, незванно пришёл
  Возраст - непрошенный гость.
   Разговор. С другом? С любимой? С юностью?Воспоминание о длинных годах, которые прошли. А теперь годы короткие. И это - правда(по себе знаю, как это не печально сознавать). Последние восемь строчек просто и правильно описывают из чего складываются эти годы. Особенно тронуло меня финальное четверостишие и , действительно, "возраст - непрошенный гость". Но его не выгонишь.
  
  
  Илзе Янис
   Танки шли цепочкой
  
  Танки шли цепочкой, наступали.
  Мы лежали молча на жнивье
  И ползли на нас махины стали,
  Будто динозавры де Кювье.
  
  Вжавшись в грунт по самую пилотку,
  Родом из маньчжуров, из славян,
  Мацал измождённую винтовку
  Сбитый борт-стрелок Карапетьян.
  
  Я не слышал, что шептали губы,
  Только на могилку у реки
  Под стакан, тисками сжавши зубы,
  Положили детские стихи.
   Простое, совершенно не пафосное стихотворение о войне. Но очень живое: я увидела и танки-динозавры,и "измождённую винтовку", и юного борт-стрелка, и тех, кто "тисками сжавши зубы",положил на могилу детские стихи. Чьи? Мне подумалось, что автор их прошептал перед своей гибелью. Грустно и светло после прочтения этого стихотворения.
  
  
  Клеандрова Ирина Александровна
   Last summer day
  
  Когда отзвенят последние такты лета -
  нет силы подняться, но медлить уже нельзя -
  мы вслед за солистами в небо шагнем с рассветом:
  еще не чужие, уже не вполне друзья.
  
  Мы все, что должны, до конца не сказали ночью.
  "Пора!" - хмыкнет осень. - "Граница. Финал. Межа".
  А сердце болит и никак остывать не хочет,
  и клочья его на ветру на ветвях дрожат.
  
  Я знаю прекрасно: уже отвыкать пора бы
  от голоса таять, за дверью ловить шаги.
  А мы все бок о бок стоим по-солдатски храбро:
  уже не родные, еще не совсем враги.
  
  Разыграна партия. Разного цвета масти.
  У каждого свой - не один на двоих - пасьянс...
  ...А лето вернется, и, может, согреет счастьем,
  и все еще будет - но больше не будет нас.
   Уходит лето и с ним летняя любовь, разрывая болью сердце. "Еще не чужие, уже не вполне друзья", "уже не родные, еще не совсем враги" - ЛГ всё прекрасно понимает, хотя от этого, конечно, не легче. Она уговаривает себя, пытается свести всё к игре:
  Разыграна партия. Разного цвета масти.
  У каждого свой - не один на двоих - пасьянс... В финале - надежда на будущее смешана с горечью непоправимого "но больше не будет нас". Не будет именно этой любви, поэтому мир станет беднее на один оттенок счастья. Грустная, как первое дыхание осени, история.
  
  
  Кузиманза Д Д
   Почва
  
  Поменьше крика и восторгов.
  Цените радости минуты.
  Вам молча крикнуть очень трудно?
  
  Смотрите в душу и на небо.
  Живите жизнью, а не сказкой.
  Вам неуютно выходить без маски?
  
  На хлеб намажьте мед и масло.
  Возьмите на руки ребенка.
  Сандалом не надушены пеленки?
  
  Спеша, но все-таки откликнитесь на боль.
  Жизнь пахнет жизнью, а не сонною мечтой.
   Три терцета. В каждом - совет, за которым следует вопрос. Прямо тестирование психологическое. Ответов мы не слышим, но тестирующий делает свои выводы касаемо тестируемого:
  Спеша, но все-таки откликнитесь на боль.
   И в конце подводит общий философский итог:
  Жизнь пахнет жизнью, а не сонною мечтой.
   Пожалуй, у нас нет причин с этой сентенцией не согласиться.
  
  
  Васильева Татьяна Николаевна
   Черно-белое кино
  
  Как мало нам даётся ярких дней.
  Печальных больше.
  Иль они сильней?
  
  Врезаясь в память,
  Поселившись в ней,
  Готовые ударить побольней.
  Немое черно-белое кино.
  А радуга погружена на дно.
  
  Сквозь головную боль,
  Сквозь сердца стон
  Ликует истерический фантом.
  Стой! Прекрати!
  Ты - сам себе палач?!
  Открой глаза.
  Пожалуйста, не плачь...
  
  Встань к зеркалу,
  В глаза себе смотри,
  Признайся отражению в любви.
  До слез, до дрожи, испытай озноб,
  Чтоб чернота - в немую глубь, на дно!
  
  Как мало нам цветных дается дней...
  Не забывай их.
  Будет жизнь светлей.
   Обычно черное противопоставляется белому. В этом стихотворении черно-белое объединяется и становится антиподом цветному, яркому."Немое черно-белое кино" - синоним печали. Вызывает некоторое несогласие такой подход(вспомнила Чарли Чаплина).
   "Радуга погружена на дно". С этим надо что-то делать. И ЛГ предлагает план. И главный пункт в нём: признаться в любви своему отражению, т.е. себе. Тогда на дно уйдет уже чернота. Возникает вопрос, куда последует белизна, ведь было же черно-белое, и что это за дно такое?
   В финале - вариация начала стихотворения с рецептом того, как сделать жизнь светлей.
   После прочтения осталось ощущение, что автор слегка запутался в цветах и оттенках: белый - тоже светлый. Или нет?
  
  
  Васко
   to probe
  
   Любовь, это слишком просто -
   бросая себя на ветер,
   зачёрпывать душу горстью,
   легко разбегаясь в лето.
  
   Любовь, это слишком больно -
   кромсать по-живому снова,
   поссориться с сердцем сбойным,
   когда она - только слово.
  
   Любовь, это слишком сложно -
   коснуться сквозь сотни теней,
   быть искренне-невозможным,
   ломать в кулаке смятенье.
  
   Любовь, это слишком страшно -
   менять и меняться вместе,
   и чем-то предельно важным
   назначить простые жесты.
   Пытаясь понять, что такое любовь, человек набил себе не одну шишку и сломал не одну извилину в мозгу. Исписано немыслимое количество бумаги, фиксируя эти попытки в стихотворной и прозаической форме. Читая эти отчеты мы надеемся найти что-то такое, что нам доселе было бы неведомо. И что интересно, наши надежды часто оправдываются.
   Из этого стихотворения я узнала, что:
   Любовь, это слишком просто -
   бросая себя на ветер,
   зачёрпывать душу горстью,
   легко разбегаясь в лето.
   Интересный способ сделать любовь простой. Но это - для летней любви, например, курортного романа (я так полагаю).
   Обычно любовь - это больно и сложно . ЛГ убедительно обосновывает и эти тезисы.
   Последнее обоснование мне очень пришлось по душе:
   менять и меняться вместе,
   и чем-то предельно важным
   назначить простые жесты.
   хотя последний тезис мне кажется неподходящим для этого обоснования, я бы к этой расшифровке приложила:
   Любовь, это очень нежно -
   менять и меняться вместе,
   и чем-то предельно важным
   назначить простые жесты.
   ведь при нежной взаимной любви влюблённые незаметно меняются и становятся в какой-то мере одним целым, и любой жест становится важным для их любви:)))
  
  
  Беляева Светлана Михайловна
   Мне нравится мой городок
  
  Мне нравится мой городок.
  И ты, мой немаленький мальчик.
  И чешского пива стаканчик
  И воздуха свежий глоток.
  Вдруг поезда дальний гудок
  Поманит, как старый обманщик
  И я,словно солнечный зайчик,
  Сорвусь. И пущусь наутёк.
  Поплачет мой плюшевый заяц
  Над розой увядшей. И пусть
  А ты ещё просто не знаешь-
  Я больше к тебе не вернусь.
  А ты ещё просто не знаешь-
  Всё это у нас не всерьёз.
  И розы нелепые даришь
  И бродишь за мною до звезд.
  Не слышишь, как с дальних окраин
  Гудит и гудит тепловоз
  А в поезде тот, кто оcлавил,
  Увидел, позвал и увёз.
   Перечитав в очередной раз стихотворения, поймала себя на мысли, что его содержание перекликается с содержанием "Безымянная звезды". ЛГ - этакая Мона 21 века. Слегка напрягает обилие уменьшительных суффиксов в первой части стихотворения, хотя они и служат дополнительной характеристикой ЛГ. Не зря ученицам младших, а особенно старших классов запрещалось ходить на вокзал.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список