Бурланков Николай Дмитриевич: другие произведения.

О декабристах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К слову о недавно вышедшем фильме


   О декабристах.
   Как всегда, тут я вряд ли открою Америку, и наверняка правы будут те, кто скажет, что судить о тех событиях основательно можно лишь прочитав двадцать три тома их дел - опубликованных, к слову, еще в 1926 году. Но в связи с выходом - кстати, на удивление неплохого - фильма "Союз Спасения", посвященного декабристам - интерес, пусть даже "поверхностный" - к этим событиям вполне оправдан, и я хочу рассмотреть это с той позиции, которая занимает меня в любом историческом событии - с позиции действующих сил. Ибо сводить все лично к тому, что у Орлова отобрали полк, или что Пестель проигрался в карты - ну, отчасти можно (как и восстание Богдана Хмельницкого можно попытаться свести к тому, что у него польский пан украл невесту), но этого явно недостаточно, чтобы выступили сколь-нибудь серьезные силы.
   Силами - движущими силами события - я называю конкретные группы людей, взаимодействующих между собой (коллективы, "тайные общества", просто группы заговорщиков), имеющие определенные цели и пути их достижения. Цели могут быть самыми разными - от захвата рынка какого-нибудь соседнего города до построения светлого будущего. Важно, чтобы эти цели осознавались самими участниками и были для них значимыми. Разумеется, часто благие цели служат прикрытием более глубинных и менее благих мотивов, однако не надо принижать значение идеи. Ибо движущей силой всегда является именно идея - образ желаемого будущего.
   Очень часто в качестве главных движущих сил называют страх и жадность (т.е., опасение потерять что-то, что имеешь - или желание приобрести больше, чем имеешь), но по сути, это тоже только образы в голове. На инстинктивном уровне можно испугаться громкого звука, яркой вспышки, быстрого движения, темноты и прочих непосредственно ощущаемых явлений. Но бояться долго и непрерывно можно только какого-то образа в голове. Так, "страх карающей десницы закона" удерживает иных от преступлений - но не потому, что постоянно их карает, а лишь потому, что они знают, что она их МОЖЕТ покарать. Ну, и многих, потому, и не удерживает - тех, кто полагает, что может ее обойти. То есть, это отнюдь не физический страх, а чисто интеллектуальный.
   Аналогично и жадность - это именно образ владения чем-то, чего у тебя нет, а отнюдь не физиологическая потребность. Ибо физиологической потребности множить миллионы никакой нет.
   Потому возможны и другие образы в качестве движущей силы - все зависит от их яркости, значимости и влияния на других людей.
   Вот с этой точки зрения движение декабристов действительно уникально - хотя, наверное, там были те, кто примкнул к движению из желания власти (каким в фильме показан Трубецкой) или из желания "покрыть долги" (каким изображен Пестель) - отрицать не буду. Но огромное число людей, вошедших в тайное общество - не было ни бедными, ни властолюбивыми; их ждала реально хорошая карьера, они весьма хорошо продвигались по службе, на царскую власть рассчитывать все равно не могли (даже при перевороте), и реально добивались чего-то другого... Чего же?
   Вообще, никакая власть - как я уже многократно говорил - не может опираться только на одну силу. Ибо по самому определению управление - это приложение малых усилий, позволяющих направить большие силы в нужную сторону. А чтобы это было возможно - нужны некоторые "равновесные ситуации", где небольшие усилия могут сместить это равновесие в нужную сторону. Так работает что задвижка крана, что транзистор - так же примерно это работает и в обществе, только все намного сложнее.
   В обществе обычно присутствует огромное множество различных групп с разными интересами (то есть, с разными представлениями о будущем - лично для них, для этих групп), разного уровня достатка, образования, образа жизни - это и отдельные семьи, и общины, и ремесленные цеха, и государственные институты, и военные полки, и много чего еще. И у всех есть свое представление о будущем и о своем месте в этом будущем устроении общества. И на самом деле, чем этих групп больше - тем общество устойчивее на случай кризиса или непредвиденного изменения ситуации. Сводить все к двум классам, как в марксизме, или к "правым" и "левым", как любят сводить политику сейчас - можно, но это крайне утрирует ситуацию. Хотя наличие по крайней мере двух сил уже дает возможность управлять какому-то правящему коллективу, балансируя между ними и усиливая то одну, то другую - смотря по тому, какая группа, с точки зрения правящей, больше на данный момент отвечает интересам общества в целом (или представлению об этом самих правителей).
   В Средние века, хотя опять же учебник говорит о двух классах - феодалах и зависимых крестьянах - ситуация была куда более разнообразная. Были и свободные зажиточные крестьяне, отнюдь не зависимые и сами имеющие военную силу - йомены, бонды; - были ремесленные цеха и торговые гильдии, имеющие власть в городских коммунах; на Руси были разнообразные прослойки - жильцы, мещане, дворяне (не имевшие поначалу такой силы, как позднее - тогда это было боярство), стрельцы, не говоря о крестьянах, слобожанах и прочих.
   Однако в 18 веке у нас сложилась уникальная ситуация - по сути, в обществе осталась только одна сила. Крестьяне были разрозненны, закрепощены и никакой силы не представляли (и восстание Пугачева началось с казаков - уцелевшей в Сибири отдельной силы, после восстания так же разгромленной). А все остальные - чиновники, военные, ученые - все входили в дворянское сословие и по сути имели единый интерес, баланса которому не было. Мало того, что это было дворянское сословие - все оно было служивым и по сути являлось чиновниками.
   Разумеется, внутри этого единого сословия были различные группировки: родовитая знать не любила выскочек из низов, и те, и другие не любили иностранцев - но все это были "внутрисемейные разборки". Поскольку почти все там были родственниками друг другу.
   Однако тут, после Отечественной войны, происходит что-то другое. И те, кто говорит, что "воздух свободной Европы вскружил им голову" - отчасти, конечно, правы, хотя, побывав в Европе, многие (Денис Давыдов, например) были скорее разочарованы, а не очарованы. Ибо посмотрели не только на лицевую сторону жизни там, но и на изнанку.
   Так какие же идеи овладели умами, что привели к столь жесткому противостоянию внутри правящего класса? Потому как если бы молодежь нахваталась идей "на западе", но, вернувшись домой, попала бы совсем в другую среду - идеи бы так и остались мечтами. Чтобы они привели к действиям, они должны видеть что-то подобное, слышать такое каждый день и иметь подтверждение в повседневной жизни!
   Хотя все дворяне считались служивыми, но вообще говоря, служба службе рознь. По "указу о Вольности дворянства" середины 17 века дворяне могли и не служить - или служили "для галочки". Но что значит не служить? Жить за счет своего поместья можно - но нельзя в своем, даже самом обширном имении, получить английкое сукно или французский костюм. В любом случае, даже те, кто не служил (или выходил в отставку рано), оказались втянутыми в торговлю. Не только в торговлю - были и литераторы, как Карамзин или Пушкин, то есть, все равно "зарабатывавшие своим трудом", только интеллектуальным. Но что характерно - собственно купеческое сословие у нас было достаточно мало влиятельным. И даже те из купцов, кто вел широкое дело - или входили в дворянство, как Демидовы (а раньше Строгановы), или имели покровителей из дворян. Да и сами дворяне торгового дела (через управляющих, разумеется) не чурались.
   И те из дворян - все из того же сословия - кто наживался на торговле с Англией (как на торговле чугуном - Англия как раз до начала 19 века активно закупала наш чугун и сталь - так и лесом, и пенькой - необходимыми для английского флота ) - оказались в резком противопоставлении с теми из дворян, кто воевал с Наполеоном - а по сути, по крайней мере предлогом к войне было нарушение блокады Англии. Иными словами, пошло расслоение внутри самого дворянства - на "торговое дворянство", которое живет за счет действительно эксплуатации крестьян, но получает все от торговли с заграницей - и на "служилое дворянство", которое хотя тоже живет за счет крестьян, но при этом проливает кровь в сражениях.
   Кроме того, надо помнить и о третьей "группировке" - чиновниках, живущих полностью за счет государства и чья деятельность связана с жизнью государства. И видимо, это было тем же противостоянием, которое постоянно возникает и сейчас - сейчас это называют "противостоянием между государством и предпринимателями", хотя я бы назвал это противостоянием между чиновниками и торговцами. И декабристы тоже имеют "программу развития промышленности и торговли", и Рылеев не случайно вступает в Американское торговое общество (по развитию Русской Америки). Но при этом назвать других декабристов "торговым дворянством" весьма проблематично - это офицеры гвардейских полков, прошедшие войну с Наполеоном.
   Зато оно хорошо проявляет себя позднее, уже после смерти Николая и реформ Александра - такие быстро освобождают крестьян, снимают с себя всякую за них ответственность и живут, сдавая землю в аренду тем же своим крестьянам. То есть, конечно, искать тут проявления "мирового капитала" (или мирового масонства) не стоит (несмотря на то, что многие имели торговые интересы за границей, и многие - правда, с обеих сторон - были членами масонской ложи), но традиционный конфликт между чиновничеством и торговлей можно разглядеть. Служилое же дворянство - наиболее искренняя его часть, у которой общественная задача - умереть за это самое общество (в отличие от торговцев, которые полагают, что если они богатеют - то и государство богатеет - и иногда это на самом деле так; и в отличие от чиновников, которые полагают, что государство должно управлять всем до мелочей) - по сути, оказывается заложником этого конфликта и выступает на обеих сторонах.
   То есть, по сути, можно разглядеть в восстании декабристов - попытку "буржуазной революции"; правда, в качестве "буржуазии" выступает все то же дворянство - только занятое уже не военной службой, которое в итоге и придет к власти в царствование Александра II.
   Попытка была подавлена, и в царствование Николая "чиновничество" будет процветать - то есть, опять останется только одна сила (служилое дворянство по сути перебьет друг друга - и на Сенатской, и на дуэлях), которая - в силу своего сословного характера, ибо чиновники тоже автоматически получали дворянство за выслугу лет - не даст Николаю даже заикнуться об отмене крепостного права.
   Потому можно сказать, что в известном смысле восстание декабристов - это уникальное явление в мировой истории. Когда "буржуазную революцию" попытались осуществить сами дворяне (кстати, в фильме есть хорошая отсылка к этому устами Трубецкого - "В Париже таких, как мы, вешали на столбах"), а не торговое сословие и не "широкие народные массы". Впрочем, и само устроение России - где различные социальные группы оказались внутри самого дворянства - тоже было довольно уникальным.
   Впрочем, замечу, что "предпринимательство" и "торговля" - разные вещи. Предпринимательство, то есть, по сути, инициативность - да, в известном смысле противопоказана чиновникам, ибо предпринимательство на государственной службе называется коррупцией. И чиновничество, бюрократия - да, является сдерживающей, консервативной силой, которая - опять же, по замыслу и по долгу службы - должна препятствовать различным Остапам Бендерам обогащаться за счет общества (что, впрочем, последние легко обходят как раз путем взяток). При этом, разумеется, предпринимательство может быть за государственный счет - если оно ведет к благу общества. То есть, вообще говоря, тут нет конфликта, тут есть как раз тот самый баланс интересов, на котором и держится управление. И главная проблема, чтобы не было полного приоритета у какой-то одной стороны (а именно это случилось после разгрома декабристов; потом предпринимательство приходит с другой стороны - от старообрядцев. Где-то аналогичные проблемы были и в СССР - усилившаяся бюрократия привела уже не просто к отсеиванию бредовых проектов - но и вообще к невозможности протолкнуть какую-либо инициативу. Впрочем, противоположное - отсутствие сдерживания - привело просто к развалу страны)
   Но разумеется, считать декабристов "предшественниками современных либералов" (хотя они именно так себя и называли) - сложно, ибо все-таки сами декабристы - те, что были на Сенатской площади, кто затем шел в Черниговском полку, - были людьми искренними и рассматривали "необходимость либеральных реформ" именно для блага России, а не чисто в подражание Франции или Англии. Что не отрицает, что за ними стояли и ими пользовались более прагматичные люди - но и приравнивать декабристов к "агентам мирового капитала" или уж тем более к "агентам масонства" или "английского лобби" не стоит. Ими двигал именно образ страны - я бы сказал, даже более приближенный к реальности, нежели у Петра (если Петр хотел сделать из России Голландию, то декабристы все-таки видели идеалом Францию, а это немного уже больше приближено к нашим условиям. Хотя, конечно, грустно, что никто не видел идеалом саму Россию - включая Николая I, заявившего однажды, что "пространство - это проклятие России"). Они были людьми военными, служащими стране - и за свои идеи заплатили самую высокую цену.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"