Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Иран и Туран

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые уточнения понятий - что в восточных источниках понимается под Ираном, Тураном и "западными землями"


   Иран и Туран
   Мы хорошо знаем греческую мифологию, а вот персидская знакома нам куда слабее. Хотя делались попытки ее популяризовать (фильмы "Сказание о Рустеме", "Сказание о Сиявуше"), но выглядят они все равно чем-то чужеродным и к нам не относящимся. Хотя последние мои наблюдения говорят об обратном.
   Тем не менее, какое отношение иранские сказания имеют к нам?
   По персидской мифологии, "победитель тьмы" Трайатона (Фаридун) разделил свое царство на три части. Запад (считается, что Рум, Малая Азия) достался Сельму, Восток (считается, что Средняя Азия и все земли до Китая) - Туру, среднему, а собственно Иран и Арабистан достались Ираджу, младшему.
   Традиционно под Ираном понимается нынешний Иран (что вроде бы логично), а под Тураном - нынешний Туркестан, вернее, историческая область Туркестана, с тюркоязычными народами, его населяющими.
   Правда, заметим, что и Туркестан населен вперемешку (таджики - ираноговорящие, узбеки или туркмены - тюркоговорящие), и сами тюркские и персидские языки испытывали взаимовлияние (скорее всего, тюркский и образовался на базе иранских языков, вернее, скифских - восточной их части, обособившейся от остальных и смешавшейся где-то на Алтае с местным населением, совершенно другой группы). Кстати, скорее всего, факт, что Константин Багрянородный называет венгров турками, говорит, что все выходцы из восточных краев (независимо от языка) считались турками, за тюрками это имя закрепилось как за последними пришельцами оттуда. Видимо, это восходит к персидской традиции.
   Однако в поэме Фирдоуси "Шах-Намэ" , посвященной борьбе Ирана и Турана (где участвуют герои Рустам и Сиявуш) земли, относящиеся к Турану, скорее - Индия и "Пред-Индия": Кабул, "Гангдиж" (город на Ганге, воздвигнутый Сиявушем)
   Обратим внимание еще вот на какие моменты.
   В персидской и индийской мифологии "хорошие" и "плохие" силы словно перепутаны: асуры - добрые боги у персов (Ахура Мазда, он же Асура Мада), и злые демоны - у индийцев; дэвы - демоны у персов, добрые боги у индийцев. Саму причину разделения на Иран и Туран исследователи (см. В. Куртис, "Персидские мифы") называют введение зороастризма у персов. Правда, сам Зороастризм возник, скорее, еще до прихода персов в Персию, еще в Средней Азии. Но Туранцы - соответственно, ДРУГАЯ ветвь индоиранских народов. И никто, кроме собственно индийцев, на нее претендовать не может.
   Обращает на себя внимание и совпадение ряда персонажей и сцен из Махабхараты и Шах-Наме. Причем, судя по всему, тут тоже поменялись местами "положительные" и "отрицательные" персонажи (правда, они и в Махабхарате, и в Шах-Наме вовсе не группируются на одной стороне, а бывают и у тех, и у других). Т.е., не исключено, что речь идет об одном историческом событии, но с разных сторон.
   Интересно, что согласно персидской традиции, Зороастр жил за 234 года до Искандера (Александра Македонского) - то есть, в 6 веке до н.э. В 6-5 веках до н.э. жил, видимо, и Гаутама Будда, основатель уже чисто индийской традиции. Если для Зороастра скорее всего датировка слишком поздняя (хотя, все может быть) - сам раскол показателен. Т.е., где-то в 7 веке до н.э., как раз когда ираноязычные народы вторгаются и в Иран, и в Индию, между ними происходит окончательный раскол, закрепляемый еще и религиозно. И противостояние двух государств и родов приобретает новый смысл.
   Сейчас полагают и скифов, и саков, и сарматов, и аваров - туранцами. Однако довольно много названий в иранских мифах полагают "плавающими", занимающими не те места, что сейчас. Обиталище дэвов - Мазендаран - далеко на севере; но с течением времени это название закрепляется за областью возле Каспия.
   Хотя в Шах-Намэ встречаются и Хиндустан, и Тюрки (в легенде о Сиявуше) - необходимо учитывать, что все-таки поэма написана уже в 10-11 вв., и, соответственно, кроме древних преданий, отражает и современные автору условия.
   А потому, если считать древним обитателем предков "ариев" - юг Урала, то Западом будет как раз Скифская степь в Причерноморье. Востоком - да, окажется Средняя Азия - но и расположенная дальше Индия. Если считать местом расхождения как раз Среднюю Азию - то на Востоке от нее будет север Индии (вряд ли люди пошли в Гималаи и Тибет), на Западе - все то же Причерноморье (и Прикаспийская степь - одним словом, как раз место обитания скифов и родственных им народов)
   Необходимо еще отметить и легендарность персидского царя Кира. Скорее всего, в рассказы Геродота попали и мифические сведения о первых правителях людей из персидской мифологии. Скорее всего, начало персидского царства следует отнести к более раннему времени, при Кире же оно просто добилось наибольшего расширения. Вероятно, что и ряд походов тоже приписаны Киру, будучи совершенными еще до него.
   А гибель Кира в битве с Массагетами может быть также отнесена к мифическому противостоянию Ирана и Турана.
   Еще один интересный момент: правление злодея Заххака (дракона Дахаки), "из пустынных всадников". Во времена Фирдоуси его считают происходящим из арабов (арабы завоевали Персию). Но видимо, более древний миф относил его к пустыне Кара-Кум, соседней с древним местом обитания индоиранский племен. Хотя, вероятно, это скорее некий "архетипический образ пустыни".
   Вообще, пересечений у славянского эпоса (и у древнерусской культуры) с персидским и индийским удивительно много; просто, многие пересечения были позднее переосмыслены под влиянием христианства и греческой культуры; персонажи получили новые имена (третий сын в сказках - не от Трайатоны или Таргитая? А трехглавые змеи - постоянные противники персидских героев - ничего общего с нашим Змеем Горынычем не имеют? ) Причем, нельзя это назвать заимствованием - видимо, это как раз наследие древних общих предков.
   Тюрки, возникшие, возможно, действительно из "восточных туранцев", смешавшихся с алтайцами, наследовали и имя - но надо заметить, что туранцы - более общее понятие, и в древности относилось к родичам персов.
   Таким образом, понимание под Тураном - не степей до Китая, откуда пришли тюрки, а как раз севера Индии, предка и наследника индоскифского царства; а под Сельмом - не Рума, а как раз скифских степей (старший сын - наследует "древние владения народа") - кажется гораздо более логичным и правдоподобным.
  
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"