Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Откуда же пришли татаро-монголы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.96*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые соображения о том, а откуда же именно могли придти "татаро-монголы".


   Я не собираюсь тут делать какие-то "сенсационные разоблачения" по типу того, что "татары- это русские" или что "Великая Тартаро-Россия всегда тянулась от Балтики до Тихого океана", или что "Чингис-хан - сын Андрея Боголюбского, а Ярослав и Батый - вообще одно лицо".
   Однако, наткнулся на человека, который "опровергает опровергателей" - т.е., тех, кто доказывает, что "татаро-монгольского ига не было" - и почему-то на основании своих опровержений делает вывод, что "монголы приходили на Русь именно из Монголии". Правда, делает это странно.
   Критика "ниспровергателей"
   Давайте почитаем, что пишет "ниспровергатель ниспровергателей".
   В начале он дает слово "оппонентам":
  
   Итак, почему не было никакого монгольского завоевания по мнению Кунгурова и Ко?
Между тем, чтобы уяснить совершеннейший дебилизм бреда о монгольском завоевании, достаточно обратиться к данным даже той исторической "науки", которая тщится доказать обратное. Собственно, какие следы оставили монголы после себя:
- Письменных источников - 0 (ноль), что не удивительно, поскольку свою письменность монголы получили только в ХХ веке (до этого адаптировались различные алфавиты более культурных народов). Однако и в русских летописях (пусть даже они засорены очень поздними фальшивками) никакие монголы не упомянуты ни разу.
- Архитектурных памятников - 0 (ноль).
- Лингвистических заимствований - 0 (ноль): как в русском языке нет ни одного монгольского слова, так и в монгольском до ХХ века заимствований из русского не было.
- Культурных и правовых заимствований - 0 (ноль): ни в нашем быту нет ничего от забайкальских кочевников, ни кочевники совершенно ничего не перенимали у якобы завоеванных ими куда более культурных народов вплоть до прошлого века.
- Экономических последствий завоевания мира - 0 (ноль): ограбили кочевники две трети Евразии, должны же они были хоть что-то привезти домой? Пусть не библиотеки, но хотя бы золотишко, содранное с якобы порушенных ими храмов... Ан нет ничегошеньки.
- Нумизматических следов - 0 (ноль): никаких монгольских монет миру не изветсно.
- В оружейном деле - 0 (ноль).
- В фольклоре монголов нет никаких, даже фантомных воспоминаний о своем "великом" прошлом, что отмечалось всеми европейцами, контактировавшими с туземцами, начиная с XVII века, когда до Забайкалья докатилась волна русской колонизации.
- Популяционная генетика не находит ни малейших следов пребывания забайкальских кочевников на просторах Евразии, кобы ими завоеванной.
  
   Как на эти возражения отвечает автор ссылки:
   1) Письменных источников о нашествии татаро-монголов на Русь, о создании ими гигантской могущественной империи на самом деле очень много. Древнерусских, европейских, персидских, китайских, и это далеко не полный список..
В европейских и русских источниках их обычно называют "татары". В китайских и персидских - "монголы". Причем эти источники согласуются между собой по хронологии важнейших событий, географии и ключевым личностям и подтверждают друг друга.
   2) Архитектурные памятники.
Здесь Кунгуров обрушился на якобы выдуманную столицу монголов Каракорум. Мол там почти ничего не нашли, как же так. Где многочисленные храмы, дворцы и прочее?
И правда это может показаться странным, если упустить такой нюанс - город этот был "столицей империи" лишь несколько десятков лет, а потом веками опустевал, разрушался в войнах, потом снова заселялся/застраивался.

И что характерно, новые жители имели дурацкую привычку использовать старые постройки в качестве стройматериала для новых
   ...
   Это фрагменты Кондуйского дворца монгольского феодала, 14-й век
   ...
   3) Лингвистические заимствования в русском языке.
Чтобы говорить о лингвистике нужно для начала хотя бы понимать на каком языке говорили татаро-монгольские завоеватели. Кунгуров по-видимому решил что исключительно на монгольском (ну, или его древнем варианте).
Но реальная история говорит что даже на самых ранних этапах становления империи Чингисхана она представляла из себя конгломерат тюркоязычных и монголоязычных племен.

А во времена завоеваний Батыя, когда в империю были включены земли половцев (кипчаков) и других азиатских тюркоязычных кочевников и государств - ни о какой монголоязычности армии вторжения говорить вообще не приходится.
   ...
   4) Культурные заимствования
Здесь мы в который уже раз сталкиваемся с опровергательским кульбитом, при котором завоевание Руси приписывается полудиким "забайкальским кочевникам", в то время как в реальности монгольская империя времен Батыя успела тогда уже захватить очень много и впитать очень много культурных особенностей покоренных народов до того как пойти на Русь.
   ...
   5) Экономические последствия
Если под ними понимать всплеск богатства и технологий у завоевателей, как понимает Кунгуров, то и тут все в порядке.
Об этом свидетельствуют как многочисленные письменные источники тех же европейских путешественников, так и археологические находки:
   Вот например керамика Золотой Орды (выделено мной - Н. Б.) 14 века:
   ...
   8) Фольклор или культура современных монголов это совсем уж аргумент мышиного порядка, на фоне всего множества материальных доказательств. 800 лет уж прошло, пардон. Было время деградировать.

9) Генетика.
Вот тоже очень забавно. Кунгуров уверяет что на просторах Евразии нет и следа пребывания монгольских завоевателей в виде характерных монгольских гаплогрупп и приводит тут же карту, где эти следы нормально так распространяются на запад вплоть до Европы, пусть и в малых количествах.
   ...
   Но надо помнить что на самом деле если кто нас и завоевывал, так это тюрки.
А вот с тюрками у нас как раз генетически все в порядке - есть такая общая гаплогруппа R1a1, которая что у половины русских есть, что у киргизов с туркменами.
  
   Что же в суровом остатке?
   Кунгуров спрашивал о МОНГОЛЬСКИХ письменных источниках. А его опровергатель говорит о наличии "письменных источников других народов о приходе неких орд".
   Речь идет об отсутствии лингвистических заимствований у монголов - а " опровергатель опровергателей" говорит, что "пришельцы говорили на смешанном тюрко-монгольском".
   Речь идет об отсутствии "археологических развалин в Монголии 13 века" - когда там и стоял Каракорум - а нам говорят о "дворце феодала 14 века"
   Речь идет о том, что у МОНГОЛОВ не было оружия - а нам приводят оружие ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (Половцы и Поволжье)
   Речь шла о генетике МОНГОЛОВ - а опровергатель говорит о том, что "нас завоевывали тюрки".
   Так и спрашивается - а есть какие-нибудь данные, что монголы вообще имеют отношение к завоеваниям? Где-нибудь сказано, что они пришли именно "из Монголии" или хотя бы из окрестных мест?
   Что говорят источники
   Разумеется, СЕЙЧАС мы можем найти очень много исторических работ и даже переводов китайских, арабских, персидских авторов близкого времени, где - в переводе - мы найдем "названия, напоминающие современную Монголию" (Онон, Керулен -хотя, в общем-то, и все).
   Но я предлагаю перечитать эти источники, только я сделаю одну "неточность" - вместо "точно известных названий", стоящих в официальных издательствах - поставлю там то, что пишут "мелкими буквами" в сноске, то, как реально читаются эти иероглифы или арабские буквы.
   И давайте попробуем понять - а точно ли говорится именно о Монголии или хотя бы близких к ней местах? Повторюсь, что никаких "разоблачений" я делать не буду - я правда согласен, что синхронное появление свидетельств у самых разных народов (русском, китайском, персидском, арабском) и письменных, и археологических о страшных нашествиях явно свидетельствуют о реальности СОБЫТИЯ (собственно, нашествия). Но вот кем были "пришельцы" и откуда они пришли - будет не так однозначно.
   Итак, в начале Юань Ши (в целом, в части, рассказывающей о "молодости Чингис-хана", повторяющая "Сокровенное сказание монголов" - поскольку никто о "великом завоевателе" не знал, пока он "всех не завоевал", про его молодость известно только из легенд и преданий, передаваемых изустно, а потому источники там немногочисленны. Однако и там можно заметить интересные моменты)
   В начале, вскоре после того как отец Ван-хана Хурчаус-Буирух умер и Ван-хан наследовал престол, [он] умертвил и казнил старших и младших братьев. Его дядя Гур-хан повел войско сразиться с Ван-ханом, прижал к ущелью Хараун и разбил его, едва лиш ь сотня с чем-то всадников спаслась бегством, бежав к Jle-цзу. Ле-цзу лично повел войска, прогнал Гур-хана, который ушел в Си Ся . Еще [Есугай] отбил людей обока [кэрэитов] и вернул Ван-хану. Ван-хан принял их, в связи с этими [событиями] был заключен взаимный союз и они назвали [друг друга] анда
   ...
   Глава обока найман Инанч послал войско в карательный поход на Ван-хана и полностью забрал
   людей, принадлежащих народу его [т.е. Ван-хана| обока. Ван-хан ушел через три государства -- Хэси, Xyнxy и Хуйхуй, и бежал к киданям. Вскоре он опять [там] взбунтовался и вернулся назад. ... Государь ради дружеских отношений Ле-цзу с ним [Ван-ханом] отправил приближенных пойти пригласить е г о . Государь лично встретил, поддержал и одарил [Ван-хана], разместил [его] войско для отдыха, навел среди него порядок и снабдил необходимым . Затем на собрании у реки Ту-у-ла [Темучжин] почел Ван-хана отцом.
   Итак, что отсюда следует? Во-первых, Гур-хан - правитель кара-китаев в государстве Западное Ляо. Каракитаи - государство в Средней Азии и Южном Казахстане. Вообще, наследник более древнего царства "Караханидов", покоренного Хорезмом. Выделились , когда сюда бежал Елюй Даши с 500 всадников.
   Ван-хан - его племянник. А "Темуджин почел Ван-хана отцом" - соответственно, признание себя вассалом Ван-хана.
   Елюй Даши бежал не просто так - а от тех самых "цзиньцев", которые дали "Ван-хану" титул "Ван".
   То есть, мы видим рассказ о событиях именно в государстве кара-китаев, где "племянник правителя", претендующий на власть, спелся с врагом правителя (цзиньцами) и начал "мутить воду".
   И вот его вассалом становится Чингис-хан.
   Это же подтверждает, как ни странно, и Рубрук:
   Этот Кон был каракатай 71. Кара значит то же, что "черный", а катай -- название народа, откуда каракатай значит то же, что "черный катай". ... Эти катай жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин-пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым найман (naiman) и принадлежавшим к христианам-несторианам. По смерти Кон-хама этот несторианец превознес себя в короли, и несториане называли его королем Иоанном, говоря о нем вдесятеро больше, чем согласно было с истиной.
   ...
   Таким-то образом распространилась громкая слава и об упомянутом короле Иоанне; и я проехал по его пастбищам; никто не знал ничего о нем, кроме немногих несториан. На его пастбищах живет Кен-хан, при дворе которого был брат Андрей 73, и я также проезжал той дорогой при возвращении. У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк 74; он жил за горами каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка по имени Каракорум 75; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и меркит 76 и принадлежавший к христианам-несторианам.
   ...За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с моалами были другие бедняки по имени тартары. Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов моалов. В то время в народе моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал что мог из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к татарам и там спрятался 77. Тогда Унк, взяв добычу от моалов и от татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к татарам и моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И татары и моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext2.htm
   Как мы видим, удивительно точное совпадение рассказов, за одной мелочью: вроде бы государство Кара-китаев до Монголии не дотягивало. Разве что Ван-хан назван не племянником, а братом правителя.
   Есть и другие ориентиры (Юань Ши):
   Управляя сражением, государь переместил обозы в другое место, и вместе с Ван-ханом, опираясь на укрепление Арал в качестве вала, дал большой бой в поле Куитэн
   ...
   Поскольку заговор у Ван-хана не получился, [он] сразу решил поднять войска и напасть. Некий конюх Кишилих услышал про это дело и вместе с младшим братом Бадаем тайно сообщил государю . Государь сразу же рассредоточил войска в укреплении Арал, переместил все обозы в иное место, отправил Чжельмэ с передовым отрядом, и подождав подхода Ван-хана, сразу перестроил войско и выступил на бой.
   Итак, действие происходит возле "укрепления Арал". В Уйгурском автономном округе есть город Арал - вряд ли, конечно, имеется в виду Аральское море, но вот этот город - вероятно, куда точнее привязывает события. Тем более что это и к землям Кара-Китаев куда ближе.
   То, что Чингисхана Юань Ши называет "государем", не должно обманывать - написана она тогда, когда уже род Чингис-хана был правящим и, разумеется, все правители в нем именовались "государями". Между тем, мы видим, что имела место серьезная "междоусобица", где Чингис-хан реально объединил многочисленных вассалов киданей - против сначала Ван-хана, потом Чжамухи.
   Единственно, что должно смущать - это что Ван-хан "ушел через три государства к киданям" - то есть, между Ван-ханом и киданями были Си Ся, уйгуры и "еще кто-то". Но тут как ни и откуда ни иди - что из Монголии, что из Китая, что из Средней Азии - будет мощный круг (из Монголии до западного Ляо - т.е., кара-китаев - вообще как-то ближе "по прямой", а не через тангутов - Си-Ся). Так что указанием места эта фраза служить не может.
   Но смотрим дальше.
   Итак, Чингис-хан "навел порядок" (мы пока не знаем, где, но уже начинаем догадываться).
   Что он делает дальше:
   В год и-чоу (с 22,01.1205 г. по 09.02.1206 г.) государь пошел походом на Си Ся, овладел укреплением Лицзили, подверг [осаде] город Лосы, много захватил людей с их верблюдами и вернулся обратно.
   В начальный год правления, [год ] бин-инь (с 10.02.1206 г. по 29.01.1207г.), государь сделал большой сбор всех князей и нойонов, было установлено белое знамя с девятью кистями. Государь был возведен на каанский (хуанди) престол у истока реки Вонань.
   ...
   Государь стал замышлять поход на Цзинь. Все началось с того, что цзиньцы убили государева предка Хамбахай-ханаи, государь в свою очередь захотел отомстить. Вышло так, что все пленные цзиньцы рассказывали: цзиньский владетель Цзин безаконно тиранствует и насильничает. Государь тогда определенно решил направить карательную экспедицию, однако не осмелился двинуться необдуманно.
   Осенью года дин-мао (август--начало ноября 1207г.), 2-го [от установления правления], вторично ходили карательным походом на Си Ся, овладели городом Орохай.
   ...
   Весной года у-чэнь (февраль-начало мая 1208 г.), 3-го [от установления правления], государь прибыл из Си Ся.
   ...
   В Чжунсин был послан государственный наставник (таифу) Эда объявить повеления [каана] владетелю [Си] Ся. Тангутский владетель, прося мира, отдал дочь в жены [Чингисхану].
   Весной года гэн-у (февраль--начало мая 1210 г.), 5-го [от установления правления], цзиньцы, задумав выступить в поход, возвели крепость Ушапу. Государь повелел Чжэбэ внезапно напасть и перебить в ней войска, чтобы захватить земли к востоку от нее. Первоначально государь вносил дань Цзинь ежегодными поднош ениями. Цзиньский владетель послал Вэйского вана Юнь-цзи в
   Чжэнчжоу получить дань. Государь принял Юнь-цзи, не совершив [подобающего] церемониала.
  
   Что тут интересно?
   Если посмотреть на карту "монгольских завоеваний" (только помнить, что "что там было до их походов на тангутов, северный Китай и Среднюю Азию" - это только предания):
   https://nemaloknig.com/picimg/289/2898/28987/289874/mongolskie_zavoevanija_v_13_veke.jpg
   - то можно заметить, что от "Монголии" идти на Цзинь или на Си Ся - одинаково, и нет нужды затеивать две войны, когда готовишься воевать с крупным соседом.
   А вот если идти из государства Кара-Киданей (западное Ляо) - то чтобы попасть к Чжурчженям (Цзинь) - надо пройти через Си Ся, по-другому не получится. И несмотря на то, что "государь задумал поход на Цзинь" как бы "давным-давно" (а вероятнее всего, он, вслед за Ван-ханом, все еще считался их вассалом, о чем говорит требование дани со стороны Цзинь), он не мог начать этого похода, пока не захватил тангутов - просто не было базы.
   При этом, именно для кара-китаев война с Цзинь была в некотором роде "священной", поскольку те выгнали киданей с их исконных владений (империя Ляо в 10-11 вв, а раньше кидании там жили как "местные подданные" династии Тан).
   Итак, забудем про Монголию.
   Есть два свидетельства о путешествии к "престолу императора монголов" - у Плано Карпини и у Рубрука (разница по времени - примерно 20 лет)
   Все знают из Плано Карпини о "железной дисциплине монголов" и их неисчислимых полчищах - правда, вот что пишет сам Плано Карпини о своей поездке :
   В это время, по споспешествующей нам милости божией, туда прибыл Господин Василько 156, князь Руссии, от которого мы полнее узнали о настроении Татар. Именно он посылал туда своих послов, которые вернулись к нему и брату его, Даниилу 157, с охранной грамотой для проезда к Бату для господина Даниила. Василько сказал нам, что если мы захотим поехать к ним, то нам следует иметь великие дары для раздачи им, так как они требовали их с большою надоедливостью, а если их не давали, то-что вполне правдиво-посол не мог соответственно исполнить своих дел; мало того, он, так сказать, не ценится ни во что.
   ...
   После этого мы выехали вместе с ним в понедельник Четыредесятницы 165, и он проводил нас до первой заставы Татар. И когда в первую пятницу после дня Пепла 166 мы стали останавливаться на ночлег при закате солнца, на нас ужасным образом ринулись вооруженные Татары, спрашивая, что мы за люди. А когда мы ответили, что мы послы Господина Папы, то они тотчас удалились, получив от нас кое-что из съестного.
   ...
   В понедельник же после первого воскресенья Четыредесятницы 168 мы поспешно отправились в путь к нему, и, проезжая столько, сколько лошади могли пройти вскачь, так как обыкновенно у нас бывали свежие лошади три или четыре раза всякий день, мы ехали с утра до ночи, а, кроме того, весьма часто и ночью, но не могли добраться до него ранее среды Страстной Недели 169. Ехали же мы через всю страну Команов, представляющую собой сплошную равнину и имеющую четыре большие реки: первую-Днепр (Neper), возле которой, со стороны Руссии, кочевал Коренца, а с другой стороны по тамошним степям кочевал Мауци 170, который выше Коренцы; вторую-Дон, у которой кочует некий князь по имени Картан 171, женатый на сестре Бату; третью-Волгу, эта река очень велика, у нее переходит с места на место Бату, четвертая называется Яик (Jaec), у нее переходят с места на место два тысячника, один с одной стороны реки, другой с другой стороны
   ...
   Мы же в день Воскресения Господня, отслужив обедню и совершив кое-какую трапезу, удалились вместе с двумя Татарами, [72] которые были приставлены к нам у Коренцы, с горькими слезами, не зная, едем ли мы на смерть или жизнь. Мы были, однако, так слабы, что с трудом могли ехать: в течение всей той Четыредесятницы-равно как и в другие постные дни-пищей нашей служило только пшено с водою и солью, и у нас не было, что пить, кроме снега, растаявшего в котле
   ...

После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде.

... через эту землю мы ехали, начиная с восьмого дня после Пасхи и почти до Вознесения Господа Нашего.

XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов 186. ... Через эту землю мы ехали от праздника Вознесения и кончая почти неделей до праздника блаженного Иоанна Крестителя 192.

XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой Татары построили сызнова только один город, по имени Омыл 193. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были выпить, и тот, кто был там со стороны императора, заставил плясать пред нами старейшин города, а также двух своих сыновей. Выехав оттуда, мы нашли некое море 194, не очень большое, имя которого, так как мы не спросили о нем, нам неизвестно. ... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских; там имеется также орда, или двор, его отца 195, в котором живет управляющая им одна из его жен. ...

XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру 196, мм попали в землю Найманов; они язычники 197. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного.

XIX. Затем мы въехали в страну Монгалов, именуемых нами Татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины 198 приехали к Куйюку, нынешнему императору.

   Что тут интересно?
   Прежде всего, то, что все рассказывают, "какие страшные татары", и Плано Карпини уверен, что это "ужасные татары", но узнав, что они посланники Папы, "татары удалились".
   Дальше, интересно время. Выехав из Киева 4 февраля, они в конце мая (Вознесение господне) были Июня (29 июня, день Петра и Павла) были "в земле Кангитов", а потом 22 июля (в день Марии Магдалины) были уже "в ставке императора" (якобы, в центре Монголии). Да, говорят, что "ехали очень быстро" - но по скудным краям; итого оказывается, что за полгода проехали от Киева до "Земли Кангитов" (Кангюй, Арал - около 2 тыс. км) - а потом меньше чем за месяц домчались до центра Монголии (еще 5 тыс. км).
   При этом, до Кангюя они едут довольно подробно, пересекают Днепр, Дон, Волгу, Яик - а за Яиком путь вдруг сокращается, они "обогнули море" - и уже через месяц были у Куюка.
   Аналогичная странность и у Рубрука.
   Он описывает все подробно, правда, там он едет вроде бы дольше - три месяца от Яика до "Каракорума". Правда, он опять внезапно ускоряется: от Волги до Урала едет двенадцать дней, а потом едет "каждый день как от Парижа до Орлеана", т.е., по 100-120 км,
   Но вот что еще он пишет о Каракоруме:

Именно в то время, когда франки взяли Антиохию 68, единовластие в упомянутых северных странах принадлежало одному лицу по имени Кон-хам 69. Кон -- имя собственное, а хам 70 -- обозначение достоинства, значит же оно то же, что "прорицатель". Всех прорицателей они называют "хам". Отсюда их государи называются хам, так как в их власти находится управление народом путем прорицания. Поэтому в истории Антиохии читаем, что турки послали за помощью против франков к королю Кон-хаму. Ибо из этих стран явились все турки. Этот Кон был каракатай 71. Кара значит то же, что "черный", а катай -- название народа, откуда каракатай значит то же, что "черный катай". И это они говорят для различения их от Катаев, живущих на востоке над океаном, о которых я скажу вам впоследствии.

...

У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк 74; он жил за горами каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего [114] городка по имени Каракорум 75;...

...

Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей 78; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингисхана, называется Онанкеруле 79. Но так как Каракорум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана.

   Итак, "Каракорум в области Каракитаев"
   Есть еще одна тонкость: в опубликованной англичанами рукописи Рубрука нет "онанкеруле", есть "Манкеруле".
  
   В другом варианте, правда, есть как бы "онанкеруле":
  
   Но чтение достаточно "неразборчивое", и указано в сносках, что "в других рукописях читается иначе".
   Учитывая "ныне царствующего Мангу (а Рубрук называет его именно так), а также "рулар" - "племя" по-казахски - вполне может быть, что "Онанкеруле" появился только в результате "правильного прочтения" (ибо встречается только в рукописи, опубликованной французскими учеными - которые были особенно активными сторонниками отнесения и "татаромонгол", и гуннов на восток, в Монголию).
   Тогда все походы "монголов" несколько сдвигаются к западу - их исходной точкой будет не "междуречье Онона и Керулена" (которые никогда междуречье-то не составляли, ибо слишком далеки друг от друга - да и ни в китайских, ни в собственно "Сокровенном сказании монголов" они не упоминаются вместе, как некое единое владение - это вложено только Рубруку, и то, скорее всего, по ошибке) - а некое место в Средней Азии или в нынешнем Уйгурском округе - в любом случае, это какая-то окраина Кара-китайских владений (как и описывает Рубрук, и как это следует из самих китайских источников), отделенная от Цзинь государством Си-Ся, но близкая к Средней Азии - где "монголы" чувствуют себя вполне уверенно...
   Монголы из государства Западное Ляо
   Кого, в таком случае, могли называть "монголами" (или "моалами", или "мунгалами", или "мэн-да")?
   Предположений может быть много. В частности, в пуштунском "могулы" - мусульмане вообще.
   Именно из Средней Азии приходят в Индию "Великие Моголы" (скорее всего, пуштуны именно поэтому называют "могулами" мусульман)
   А вот в таджикском "мугулон" означает "орда", "войско".
   Дальше, почитаем Рубрука. В "Онанкеруле" он не был (ему сказали, что "хотели туда отвезти, но передумали", так что что там за место, он лично не знает. Зато знает, где Каракорум - а Каракорум в центре земли "Каракитаев" (Каракатаев).
   Тогда "монголы из Монголии" могли получить свое имя уже после изгнания из Китая - и, кстати, могли и "Онон и Керулен" назвать в честь других рек (Вонань и Це-лу), на которых жили раньше (названия, разумеется, слегка исказились за прошедшие века).
   В таком случае, все "походы монголов" получают свое объяснение. В Средней Азии - древнейшие цивилизации (Хорезм- Уваразмия, Согд, Бактрия). Густонаселенная во все времена (что сейчас - население Средней Азии без Кахахстана больше Украины, при том что в несколько раз меньше по площади - т.е., плотность населения огромна, - что в древности, когда массагеты били Кира, а согдийцы не пустили Александра). Богатые и городские, и кочевые традиции, опора тюрок в Тюркском каганате.
   А самое интересное - что генетически там много пересечений с нами! Те же таджики (иранцы по языку, но издревле смешанные с узбеками) - R1a.
   Дальше, любопытен и хребет Каракорум, идущий в сторону Индии от границ Таджикистана.
   Итак, тут есть и людские, и материальные ресурсы, тут есть и воинские, и ремесленные традиции, а главное - отсюда есть прямой путь и в Китай (на восток по Шелковому пути), и в Персию (на запад по нему же), и на Волгу.
   Таким образом, если "ниспровергатели" утверждают, что "поскольку из Монголии никто не мог придти, значит, никто не приходил" - они, конечно, неправы.
   Но когда "ниспровергатели ниспровергателей" говорят, что "завоеватели пришли именно из Монголии" - они тоже говорят бред, потому как источники-то говорят только о том, что "кто-то пришел", но совершенно не утверждают, что это была Монголия или близкие к ней земли.
   Чтобы доказать, что пришли именно из Монголии - необходимо показать, что там хоть когда-то было густое население. Скажем, множество захоронений вокруг "найденного Каракорума" (который больше тянет на буддийский монастырь). Однако "густые захоронения" там - только во времена скифов, и те только в районе Монгольского алтая.
   А так - население Монголии в десять раз меньше Казахстана, при том что по площади они сравнимы.
   И что самое любопытное - население Казахстана тоже в основном тяготеет к "горам", к югу - как раз к землям "Каракитаев". Именно там был потом "Могулистан" - улус монголов.
   Именно из Средней Азии выходит "величайший завоеватель Азии" Тамерлан.
   В 16 веке Бухарский эмир сажает "хана Сибири" (Кучума). В 17 веке воевода Пашков пытался завоевать Монголию с 1 сотней казаков! (правда, неудачно - но одна попытка говорит о "силе монголов") А аргумент, будто "раньше было много, но все ушли, и теперь мало" - он просто смехотворен. Потому что "уходят в походы" - ну, вот в Великую отечественную из 180 млн "под ружье" поставили 40 млн за всю войну. Т.е., чуть больше 20%. Со всеми добровольцами, системой призывов, прописками и т.д.
   Даже если Чингисхана слушало сто вождей племен, из них максимум 10 согласились пойти. А у тех - максимум каждый пятый пошел с вождем (защищать свои кочевья - одно, и совсем другое идти черт знает куда черт знает зачем). Так что чтобы выставить силу, способную бороться с Хорезмом или Китаем - монголов должно было быть несколько миллионов. А их и сейчас там чуть больше полутора. Ну или, повторюсь, должен был быть какой-то "всплеск рождаемости" как раз перед Чингисханом, причем, ровно за одно поколение - так, чтобы захоронений не осталось, но было, с кем пойти.)
   Но мало набрать людей - их нужно еще и прокормить, и обучать. Откуда такая система снабжения у кочевников? Потому что идут не в мелкий набег на пару недель - идут в дальний поход, на длительную войну!
   Итог один: как и у Елюя Даши, у Чингис-хана вряд ли было более 500 всадников "монголов". Т.е., сам Чингис-хан вполне мог придти и с Онона, и с Керулена, и с Орхона - это "археологически, генетически и лингвистически" незасекаемо и недоказуемо, судьба одного человека может быть очень сложной и удивительной, а потому лично Чингисхан может быть монголом, казахом, грузином, русским князем - в общем, это "научно невыводимо". Только по преданиям и легендам.
   Став правителем в государстве Кара-Китаев, Чингис-хан (который мог опираться на "местную знать", не очень довольную засильем "Ляо") начал решать "насущные политические проблемы" - а именно, воевать с Хорезмом. Который в ту пору владел и всей Персией, и доходил чуть ли не до Багдада
   И, собственно, все. "Огромная держава Чингисхана" от Черного моря до Тихого океана существует только в воображении англичан. Есть "набор улусов", где правители связаны исключительно родственными узами. Попали туда в результате "дворцовых переворотов" или участия в боевых действиях в составе "коалиции" ("Династия Юань" в Китае). Батыю выделяют 2 тыс. всадников и "отдают во владения все, что за Волгой" - и все! А дальше он обустраивается сам.
   Про походы на запад тоже можно провести интересное исследование.
   Походы Батыя на Русь
   Во всех практически работах (современных, разумеется) можно найти утверждение, что с Батыем на Русь ходили и его двоюродные братья (Бури, Кадан, Менге - Мэнгу, Гуюк).
   Но давайте опять внимательно почитаем, что пишут источники.
   Автором данной версии является Рашид ад-Дин. Однако в чем его версия состоит?
   Царевичи, которые были назначены на завоевание Кипчакской степи и тех краев, [были следующие]: из детей Тулуй-хана - старший сын, Менгу-хан, и брат его Бучек; из рода Угедей-каана - старший сын, Гуюк-хан, и брат его Кадан; из детей Чагатая - Бури 185 и Байдар и брат каана, Кулкан; сыновья Джучи; Бату, Орда, Шейбан и Тангут; из почтенных эмиров: Субэдай-бахадур и несколько других эмиров. Они все сообща двинулись весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11 февраля - 11 марта 1236 г. н.э.]; лето они провели в пути, а осенью в пределах Булгара соединились с родом Джучи: Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом, которые также были назначены в те края. Оттуда Бату с Шейбаном, Буралдаем и с войском выступил в поход против буларов и башгирдов и в короткое время, без больших усилий, захватил их.
   ...
   После этого, в ту зиму, царевичи и эмиры собрались в [долинах] рек Хабан и отправили эмира Субэдая с войском в страну асов и в пределы Булгара. Они дошли до [38] города [Булгара] Великого 188 и до других областей его, разбили тамошнее войско и заставили их покориться. Прошли тамошние вожди Баян и Джику, изъявили царевичам покорность, были [щедро] одарены и вернулись обратно, [но потом] опять возмутились. Вторично послали [туда] Субэдай-бахадура, пока он не захватил [их]. Затем царевичи, составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути области. Менгу-каан с левого крыла шел облавой по берегу моря [Каспийского]. Бачмана, одного из бесстыднейших тамошних эмиров, из народа кипчаков, из племени олбурлик, и Качир-укулэ, из племени асов, обоих забрал [в плен]
   ... узнали, что Бачман перебрался на один остров и что все, попавшее за это время к нему в руки в результате [его] злодеяний и бесчинств, находится на том острове. За отсутствием судна нельзя было переправиться через Итиль. Вдруг поднялся сильный ветер, вода забушевала и ушла в другую сторону от того места, где была переправа на остров. Благодаря счастью Менгу-каана, показалось дно, 189 и он приказал пустить в ход войска и захватить [Бачмана].
   ... Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х. [4 сентября 1236 - 23 августа 1237 г. н.э.], сыновья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана 191 - Кулкан занялись войною с мокшей, 192 буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан 193 и в три дня взяли [его]. После того они овладели также городом Ике. 194 [39] Кулкану была нанесена там рана, и он умер. Один из русских эмиров, по имени Урман [Роман], выступил с ратью [против монголов], но его разбили и умертвили, [потом] сообща в пять дней взяли также город Макар 195 и убили князя [этого] города, по имени Улайтимур. 196 Осадив город Юргия Великого, 197 взяли [его] в восемь дней. Они ожесточенно дрались. Менгу-каан лично совершал богатырские подвиги, пока не разбил их [русских]. Город Переяславль, 198 коренную область Везислава, 199 они взяли сообща в пять дней. Эмир этой области Банке Юрку 200 бежал и ушел в лес; его также поймали и убили. После того они [монголы] ушли оттуда, порешив на совете идти туманами облавой и всякий город, область и крепость, которые им встретятся [на пути], брать и разрушать. На этом переходе Бату подошел к городу [в примечании http://history-library.com/index.php?id1=3&category=drugoe&author=hetagurova-la&book=1952&page=312
   дано чтение "Илс", но почему-то читают "Козельск" - Н. Б.] и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и взяли его в три дня. Тогда они расположились в домах и отдохнули. После того, в нокай-ил, год собаки, соответствующий 635 г.х. [24 августа 1237 - 13 августа 1238 г. н.э.], осенью Менгу-каан и Кадан выступили в поход против черкесов и зимою убили тамошнего государя по имени Тукара. Шибан, Бучек и Бури выступили в поход в страну Крым 201 и у племени чинчакан 202 захватили Таткару. Берке отправился в поход на кипчаков и взял [в плен] Арджумака, 203 Куран-баса 204 и Капарана, 205 военачальников Беркути. 206 Потом в кака-ил, год свиньи, соответствующий 636 г.х. [14 августа 1238 - 2 августа 1239 г. н.э.], Гуюк-хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас 207 и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и пятнадцать дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши, 637 г.х. [3 августа 1239 - 22 июля 1240 г. н.э.]. Весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю 208 и послали его к Тимур-кахалка 209 с тем, чтобы он занял и область Авир [?], а Гуюк-хан и Менгу-каан осенью того же года мыши, по приказанию каана, вернулись, и в год быка, соответствующий 638 г.х. [23 июля 1240 - 11 июля 1241 г. н.э.], расположились в своих ордах.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext2.html
   Рашид ад-Дин проделал большую работу по подбору источников.
   Сравним, что про это написано в Юань Ши.
   Там эти походы разбросаны по разным местам:
   Весной года и-вэй (6 февраля--4 мая 1235 г.), 7-го [от установления правления], были возведены стены города Каракорум и строился дворец Ваньаньгун,. [Угэдэй] отправил чжувана Бату
   вместе с царевичем Гуюком и племянником каана Мэнгу в поход в Западный край, [отправил) царевича Кодана -- пойти походом на Цинь[чжоу], и Гун[чжоу , а царевича Кучука вместе с Хутуху-нойоном?-- -- в карательный поход на Сун, [а также отправил] Тангута пойти походом на Корею.
   ...
   Весной года дин-ю (6 февраля--4мая /237г.), 9-го [от установления правления],... Мэнгу ходил походом на кипчаков, разбил их и схватил их главаря Бачмана
   ...
   Весной года цзи-хай (6 февраля--5 мая 1239 г.), 11-го [от установления правления]...
   Зимой, в одиннадцатой луне (27 ноября--26 декабря), войска под командой Мэнгу окружили город асов Магас (Мкс) и через 3 месяца захватили его.
   ...Государь (на сей раз уже Гуюк - Н. Б.) как старший царевич участвовал в нем, [он ? взял в плен члена императорской семьи [Цзинь] и вернулся Еще он участвовал в западном походе чжувана Бату. В следующем [походе в) пределы асов, [Гуюк) атаковал и окружил горное укрепление [в виде) деревянного частокола, где сражался с тридцатью с лишним воинами.
   ...
   [Мэнгу] участвовал в карательных походах и войнах, неоднократно совершал удивительные подвиги. Однажды [он] напал на племя кипчаков, а их главарь Бачман убежал на остров в море. Государь узнал [об этом] и поспешил двинуть войска, чтобы прийти в его земли. Как раз в это время задул сильный ветер, воды моря ушли и это мелководье можно было перейти вброд. Государь обрадовался и сказал так: "Таким образом Небо открывает путь для меня!". Поэтому
   [Мэнгу] перешел в наступление, перебил весь тот народ и схватил Бачмана. [Мэнгу] повелел ему [Бачману] бить земные поклоны...
   Еще [Мэнгу] вместе с чжуваном Бату ходил в поход на народ русских, дошел до города Е-ли-цзянь, самолично сражался в рукопашной и сокрушил его [город].
   ...
   [В год] и-вэй (с 21.01.1235г. по 8.02.1236 г.), Тай-цзун отдал повеление чжувану Бату пойти на запад походом на Бачмана, и еще сказал так: "[Мы] услышали, что Бачман имеет ловкость и отвагу, Субэдэй тоже имеет ловкость и отвагу, поэтому сможет победить его". Вследствие этого дал повеление [Субэдэю] быть в авангарде и сразиться с Бачманом, а затем еще приказал [ему] командовать главной армией.
   Вследствие чего были захвачены жены и дети Бачмана у Каспийского моря. Бачман узнал о приходе Субэдэя, сильно оробел и сбежал в середину моря.
   [В год] синь-чоу (с 13.02.1241 г. по 1.02.1242 г.), Тай-цзун отдал повеление чжуванам -- Бату и прочим, пойти карательным походом на владетеля народа русских Ю рия-бана . Ему было нанесено поражение, город Ту-ли-си-цзи был окружен, но не взят. Бату подал доклад [каану], [чтобы) прислали Субэдэя руководить сражением. Субэдэй набрал войско тхабини гэрун-коуд и прочих, [из числа которых] каждый пятидесятый человек последовал за ним. [Субэдэй] в одном сражении захватил Ю рия-бана, выдвинулся вперед, атаковал Ту-ли-си-цзинь и за три дня овладел им, полностью взял тех русских, что относились [к его населению). Прошли через горы Kapara и напали на владетеля народа мадьяр -- короля . Субэдэй был в авангарде, вместе с чжуванами Бату, Хулагу ? Ш ибаном и Каданом,
   Правда, чтобы было понятно, насколько можно этому доверять, дополним еще одним признанием авторов Юань Ши:
   Что касается Джучи, то это старший сын Тай-цзу. В начале основания государства [ему], в качестве циньвшш, был выделен в удел северо-запад. Эти земли крайне удаленные, ехать от столицы [т.е. от Ханбалыка] несколько десятков тысяч ли. Срочный курьер [оттуда] конными подставами добирается за 200 с лиш ним дней, чтобы только достичь столицы, и по этой причине невозможно получить точные подробности всех обычаев городов и областей той земли.
   Так что ждать тут точных названий наших мест не приходится (и все уверенные переводы "Козельск", "Москва", "Рязань" - не заслуживают доверия. Что китайские авторы понимали под этим - неизвестно; это "некоторая крепость где-то в землях русских", не более)
   Однако что есть в этих сообщениях? Во-первых, войне с аланами уделяется куда больше внимания, а уж взятию Бачмана - и вовсе почти эпический рассказ. Во-вторых, упомянут в разных рассказах РАЗНЫЙ населенный пункт на Руси (Елицзянь, Тулисизцы) - но всякий раз только один (и понятно, откуда у Рашид ад-Дина взялся "Макар" - видимо, это Магас аланов).
   И тут у нас есть неожиданное свидетельство нашей летописи - Ипатьевской:
   Приде 59 Батъ?и 60 Къ?евоу в сил? т?жь/л.265/ц? . многомь множьствомь 61 силъ? своеи 62. и ?кроужи град? . и ?столпи 63 си К 64 Татарьска? 65 . и быс? град? во 66 ?бьдержаньи 67 велиц? . и б? Батъ?и оу города . и троци Л 68 его ?бьс?д?хоу град? . и не б? слъ?шати ? гласа . скрипани? 69 тел?гъ ег? . множества ревени? . вельбл?дъ 70 его . и рьжани? 71 ? гласа стадъ конь 72 его . и б? исполнена 73 . земл? Роуска? 74 ратнъ?х? . ?ша же в них? Татарина именемь Товроулъ . и тъ исповeда имъ всю силоу ихъ . се б?хоу брать? его силныи 1 воеводъ? . Оурдю . и Баидаръ . Бирюи Каиданъ 2. Бечакъ . и Меньгоу . и Кююкь 3 иже вратис? . оув?давъ смр?ть кановоу . и быс? каномь . не ? род? же его . но б? воевода его перьвъ?и . Себ?д?и богатоуръ 4 . и Боуроунъдаии А 5 багатырь 6 иже вз? Болгарьскоую землю . и Соуждальскоую 7 . ин?хъ бещисла 8 воеводъ .
   http://izbornyk.org.ua/ipatlet/ipat34.htm
   Тут есть и "источник информации" - пленный Товрул - и Менгу, и "Кююк".
   И по летописи Авраамки
   http://psrl.csu.ru/toms/Tom_16.shtml
   татары пришли к Киеву 5 сентября и стояли 10 недель (3 месяца). И по китайским источникам, Субедей "набрал войска из покоренных", а до того воевал на Кавказе (или около Кавказа, или в Крыму - с аланами). То есть, толпы народу из "Монголии" (где бы она на тот момент ни была) - не приходили, а если кто и пришел в помощь Батыю - то опять, мы видим, не "прямым путем" через Волгу - а кружным через Кавказ, как обычно и ходят "большие толпы" (поскольку прямо, по свидетельству генерала Иванина, большие толпы провести очень проблематично)
   Итого, мы имеем ОДИН город на Руси (Киев), где упоминается и Субудей, и Угедей, и Гуюк (кого Рашид ад-Дин принял за Бури и Кадана - отдельный вопрос; в Юань Ши есть Кодан - сын Угедея - и есть Кадан - приближенный Менгу), который осаждали три месяца и который был взят "толпой царевичей". В остальное время все царевичи явно заняты в других местах (где ловят Бачмана, где воюют с аланами, а иные - как Гуюк - и вовсе упоминаются в походе на Южный Китай), так что в походе на Северную Русь им никак быть не удастся, а вспоминая о ссоре царевичей в Сокровенном сказании монголов - становится понятно, что и быть их там не могло (пока Батый совсем не вперся и не стал просить помощи у Субудая). И ОДИН город (по одному) упоминается в рассказах о Менгу или Субудэе. Что логично отождествить (ибо у Рашид ад-Дина явно "намешано все" - он и аланов, и руссов, и угров соединил в один поход, и тут уж наши летописи явно будут точнее.
   Да, скорее всего, Батый нашел союзников для похода на Русь ( очевидно, что, скажем, Ярослав был его союзником - слишком уж синхронизированы их действия во времени, да и отрезанная голова Юрия мне покоя не дает - кто и зачем ее отрезал, как не для того, чтобы предъявить "заказчику", что заказ выполнен?) , но потом - в Западном походе - по-видимому, и наши уже участвуют (в частности, именно взятый в плен воевода Киева Дмитр подговаривает Батыя пойти на угров)...
   Но никакого "нашествия монголов" нет, Половецкая степь осталась половецкой, только сильно расширилась за счет "южнорусских владений". "Царевичи", засветившиеся в западном походе, благополучно ушли (причем, не в Монголию, а в Среднюю Азию), а Батый остался обустраиваться - и даже не хочет ехать на курултай, его уговаривает Субудай. Причем, и у царевичей (и у Субудая) - в войске не пришлые, а местные, набранные Субудаем уже здесь, в половецкой степи (хотя, разумеется, чтобы их покорить - кто-то должен был прийти со стороны, но не они составляют основную массу. Да и пришли они из куда более близких краев).
   И когда "ниспровергатели" говорят, что "у монголов ничего нет, потому они не могли придти" - они совершенно правы.
   И когда "традиционные историки" говорят, что "население юга Руси сменилось, были погромы, сожженные города" - они тоже правы.
   Только "татары" пришли НЕ из современной Монголии
   Ну, а на месте "монгольского Каракорума" - да, в 13 веке был буддийский монастырь. Соответственно, столицей Монголии он быть не мог, ибо монголы тогда буддийстами не были, а поклонялись "Великому Небу"...

Оценка: 3.96*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"