Звездная Ночь Лермонтова
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Симметрия расположения рассказов в Герое Нашего Времени та же, что и у Пушкина в Повестях Белкина, это такая же симметрия, которую применил французский математик 17-го века Пьер Ферма для доказательства своей Великой теоремы. Это именно тот способ, который создал Бог для перехода Ветхого Завета в Новый Завет, в Христианство, подарив Моисею Две Скрижали Завета.
|
29.05.19
Героя Нашего Времени - похоже - можно расшифровать. Рассказ Набокова о Первом, Втором, Третьем:
- Рассказчике, - что сначала говорит один, потом другой, потом они в третьем, представление Печорина от первого лица только в виде его уже мертвого - это не может быть только формальной переменой мест слагаемых, - а только со:
- Смыслом, - который всегда один - как в Евангелии:
- Все живы! - или, что счастье, а вот нате вам:
- Было-о.
А так:
- Ну какое счастье может быть у Максим Максимыча - тем более в исполнении Льва Дурова, - так только, но и то даже:
- Не состоявшаяся поездка на целину, - как в Иване Бровкине, и плюс к этому счастью еще надежда жениться - здесь-там, в степи на такой же, как он приезжей медсестре, - а то, что она может оказаться, если и не царицею морскою, - а по крайне мере черкесской принцессой, хотя и брошенной Печориным на произвол судьбы:
- Никогда!
Кстати, там она ему не досталась, ибо брюки были не так широки, как у Таната Жайлибекова, который то ли сбежал оттуда, куда всех ссылали, то ли, наоборот:
- Там и родился.
На ЦЕЛИНЕ.
Которая, как Пушкин и Лермонтов - оставалась - и до сих пор, авось - так и - спел Владимир Высоцкий:
- До сих пор нетронутая, - вот эта княжна Мэри и такая же княжна Бэла.
Найти здесь, как у Пушкина в Повестях Белкина, Дубровском, Капитанской Дочке, да и для самого А.С. Пушкина счастье быть:
- Царем, - это еще подумать надо, как.
С первого взгляда: уму непостижимо.
Здесь Такого - имеется в виду Счастья - никто никогда не искал, т.к.:
- Оно и так было, - в виде, однако, своего полного отсутствия.
В Библии ищут и находят.
Максим Максимыч вполне мог выйти замуж - то бишь - жениться на Бэле. Почему Печорин при расставании только что и сделал:
- Подал ему руку, - ибо обниматься с соперником - не принято.
Даже если он идет вторым на очереди. Но уже и однако:
- Чеченским князем.
Дело может дойти и до дуэли Печорина с Максимом Максимычем - но пока не уверен.
Не знаю, удастся ли здесь осчастливить всех, как в Повестях Белкина. Тем более, что там:
- Бог, - был во главе угла везде и буквально-таки настоятельно в виде Нового Завета.
Но похожесть явная:
- И в Повестях Белкина - счастья никто не думал искать из исследователей и обычных зевак, - и здесь, у Лермонтова также не очень понятно:
- Зачем читать это произведение? - если его нет в школьной программе, где и всё-то именно так рассматривается, - как:
- Заместо постановки в угол, и более того:
- Личностью к стене.
Сегодняшний капитан, - тем более уже в отставке, - может быть счастлив только доставшимся ему от государства рэкетом бедных родственников, заползших на наш плот бывшей советской власти в виде продавцов турецких шмоток на рынке, а и то - часто - только на его уличной части:
- Внутри? - до-ро-го! - как про крышу из железа в тайге спел в фильме Край Александр Баширов, - да и всё давно расхватали, как должности на выборах.
И про турецкие шмотки можно только заметить:
- Ког-гда-а! это было, - нет, не когда ходили деревянные рубли и еще кожаные полтинники, а во время штурма Белого Дома. - Ибо, да, взяли, а они в отместку за Это:
- Заменили кожу на резаную бумагу.
Лучше уж и не брать никогда.
Здесь надо доказать, что можно.
Пушкин знал, что мир надо брать Полностью, чтобы был позитивный результат. Например, в последней Повести Ивана покойного Петровича Белкина - можно подумать:
- Ну, какое тут счастье, если и препятствий не было жениться на местной Лизе-Акулине. - Но!
- Были! - ибо:
- Лиза - это Персефона и договориться с ней - следовательно - невозможно, - только:
- Украсть. - Правда, здесь на первый взгляд происходит обратное:
- Похищение его, красавца Алексея, ею.
Может быть, и не только на первый взгляд. Но всё равно она заставила его похитить ее.
Лермонтов в предисловии предупреждает несколько раз:
- Не в том суть, что буквально написано. - К чему - повторяет - у нас только и привыкли:
- Читать с листа, - а самого главного Героя - Читателя:
- Не видеть абсолютно.
Кто угодно в книге обсуждается, - а:
- Правильно ли видение Читателя - ноль внимания, - ибо и думают:
- Он же ж к нам в гости прийти всё равно не сможет!
Здесь я сразу не заметил особенных парадоксов в время чтения Бэлы артистами театров, из которых узнал только Льва Дурова, который, хотя и играл второстепенные роли, был:
- Народным артистом, - что значит прикидываться дураком, которому ничего не надо, так как и нет такой возможности, получить что-либо, - мог вполне.
Книга ценна не тем, что повторяет жизнь, чтобы ее еще запомнить, а тем именно, что в ней логично, - как:
- Действующее лицо есть Читатель. - Это уже потому правда, что именно здесь запрещено Так не только думать, но и мечтать.
Набоков сделал подарочек своими лекциям и по литературе, что с Лермонтовым тоже надо разобраться.
Аудиокнигу читает Евгений Терновский, цифра 10:
Тройной сон:
Смертельно раненый поэт - или его герой - лежит в долине Дагестана - это:
- Сон первый, который снится первому лицу.
Смертельно раненому человеку - второму лицу - снится в свою очередь молодая женщина, сидящая на пиру в Петербурге или в Москве, в особняке.
Это сон второй внутри сна первого.
Молодой женщине, сидящей на пиру, снится второе лицо, этот человек умирает в конце стихотворения. Это сон третий внутри сна второго, внутри сна первого, который, сделав замкнутую спираль возвращает нас к первой строфе.
Витки этих четверостиший сродни переплетению пяти рассказов, составивших роман Лермонтова Герой Нашего Времени.
В первых двух Бэла и Максим Максимыч, автор или герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в 1837 году.
Это рассказчик первый.
Какое-то время он - этот любознательный рассказчик и Максим Максимыч путешествуют вместе.
М.М. сообщает рассказчику первому о Печорине, который пять лет назад умыкнул черкешенку.
М.М. - это рассказчик второй и история его называется Бэла.
При следующем своем дорожном свидании ММ - рассказчик первый и рассказчик второй встречают самого Печорина, который становится рассказчиком третьим.
Еще три истории будут взяты из журнала Печорина, который рассказчик первый опубликует посмертно.
Рассказы раз за разом приближают к нам Печорина, но к тому времени его уже не будет в живых.
Я:
- Начинает колотить дрожь большой и ужасной - мэй би - таинственности этого произведения.
В первом рассказе Печорин находится от Читателя на троюродном расстоянии. Поскольку мы узнаем о нем со слов Максим Максимыча в передаче рассказчика первого.
Во второй истории рассказчик второй самоустраняется, и рассказчик первый получает возможность увидеть Печорина собственными глазами.
Далее, рассказчик первый и рассказчик второй отходят в сторону, и Читатель остается с Печориным лицом к лицу.
Я:
- Интересный момент:
- Когда Читатель сам становится Печориным?
Почему ММ спешит предъявить своего героя - Печорина - с:
- Трогательной поспешностью?
Из-за Спиральной Композиции временная последовательность оказывается размытой. Рассказы наплывают, разворачиваются перед нами, то все, как на ладони, то в дымке, то отступив, и появившись в ином ракурсе или освещении. Подобно тому, как для путешественника открывает вид на все Пять вершин Кавказского Хребта.
- Этот путешественник Лермонтов, а не Печорин, - делается заключение Набоковым.
Пять рассказов располагаются в том порядке, в каком становятся достоянием рассказчика первого. Но хронология их иная. А именно, - Первое:
- Около 1830 года офицер Печорин едет из Петербурга на Кавказ в действующий отряд, останавливается в приморском городке Тамань - порт, отделенный от Крыма проливом.
История Тамани - третья по счету в романе.
Второе.
Печорин принимает участие в стычках с горскими племенами.
В 10 мая 1832 года Печорин приезжает отдохнуть на воды в Пятигорск и рядом находящийся курорт Кисловодск. Здесь он становится участником драматических событий, приводящих к тому, что 17 июня он убивает на дуэли офицера. Об этом Четвертый рассказ:
- Княжна Мэри.
Третье.
19 июня Печорин по приказу командования переводится в крепость, находящуюся в Чеченском Крае, в северо-восточной части Кавказа, куда он прибывает только осенью - причины задержки не объяснены.
Здесь он знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Об этом рассказчик Первый узнает от рассказчика Второго в Бэле, с которой начинает роман.
Четвертое.
В декабре того же года 1832 Печорин уезжает на две недели из крепости в казачью станицу севернее Терека, где приключается история:
- Фаталист, - пятый последний рассказ.
Пятое.
Весной 1833 года он умыкает черкесскую девушку, которую через 4,5 месяца убивает разбойник Казбич. В декабре этого же года Печорин уезжает в Грузию. Потом - скоро - возвращается в Петербург. Об этом написано в Бэле.
Шестое.
Проходит около 4-х лет. Осенью 1837 рассказчик 1-й и рассказчик и рассказчик 2-й, держа путь на север, делают остановку во Владикавказе и здесь встречают Печорина, который уже опять на Кавказе проездом в Персию.
Об этом говорит рассказчик первый в ММ, втором рассказе цикла.
Седьмое.
В 1838-39 году при возврате из Персии Печорин умирает при обстоятельствах - возможно - подтвердивших предсказание, что он погибнет в результате несчастливого брака.
Рассказчик Первый публикует его журнал, полученный от рассказчика Второго.
О смерти Героя рассказчик Первый упоминает в своем предисловии - 1841 - к журналу Печорина, содержащем:
- Тамань, Княжну Мери и Фаталиста.
Таким образом, хронологическая последовательность пяти рассказов, если говорить об их связи в связи с биографией Печорина, такова:
- Тамань, Княжна Мери, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч.
Маловероятно - говорится - что в процессе работы над Бэлой Лермонтов уже имел в виду сложившийся замысел Княжны Мери.
Подробности приезда Печорина в крепость Каменный Брод, сообщаемые ММ в Бэле - не вполне совпадают с деталями, упомянутыми самим Печориным в Княжне Мэри.
Во всех пяти рассказах немало несообразностей, одна другой примечательнее.
Продолжить, идут подробности несообразностей. 10 минут. Записать все противоречия.
П.С. - Можно заметить - когда уже всё прочитано, а сейчас идет проверка текста:
1. Секундант Печорина Вернер - не только его секундант, но он и Мефистофель, но не значит, что всё и так знает, - а:
- Всегда работает и на Другая Сторона, - чтобы:
- И перед ним раскошелились доступной только Вам информацией.
Поэтому и поступала она - эта информация - в виде:
- Только один пистолет будет заряжен, или: они вообще не будет заряжены.
Точнее, Владимир Набоков спросил:
- Непонятно, почему секунданты Печорина не будут проверять, заряжены или нет пистолеты? - ответ можно повторить еще раз, по-другому:
- Док Вернер - секундант обеих сторон: одной прямо - в тексте, другой - косвенно:
- На Полях этого текста.
Это в Княжне Мери.
2. Русалка в Тамани знает о способностях Печорина в плавании по тому же самому, почему и вообще написана эта повесть о настоящем человеке, - как в советском кино:
- Мы с вами где-то встречались, - и никаких уже знаков вопроса ставить не надо.
Я:
- Сразу не нравится Максим Максимыч - ибо виден именно:
- Как бы это могло быть, - а так:
- Не бывает.
Тоже самое и с Бэлой. Да и остальные - так сказать - казаки-чеченцы - не подарок к Рождеству, не подарок.
У Пушкина тоже, да, просто по-простому, но не до такой степени всё-таки, там вообще нет очевидного выхода на Образ. Здесь:
- Он явно мерещится. - Правку ему устраивать будет непросто.
Ибо:
- Как увидеть пространство за всеми разными Рассказчиками?
Лермонтов накрутил прилично, как положено, может быть, даже Шекспиру, но:
- Распутать этот клубок надо.
Должна быть не просто Лирика Разлюли-Малина в отношениях Бэлы и Печорина, но и более:
- Достоверные факты. - Которые трудно привести потому, что Лермонтов закрыл этот занавес, как, да, можно, но только, как Робинзону Крузо с Пятницей, - что значит, настолько очень редко, что и никаких связей в прошлом они иметь не могут, - если только в:
- Будущем?
Это даже не Джек Лондон среди золотоискателей Аляски, а именно:
- Робинзон Крузо, - как Алиса в Стране Чудес.
Как Оцеола - Вождь Семинолов - возможно, - но!
- Тогда и все остальные должны переодеться, чтобы сыграть в эту игру:
- Угадай-Ка, - кто я:
- Сёдня?!
Удивительного, в принципе, ничего нет, так как и тогда уже вышел - уверен - приказ:
- Не обязательно на роль Дездемоны брать ту, которая и так - сама - уже решила покончиться жизнь не наугад, а именно нена:
- Роком.
Следовательно, это вполне может быть Домашний - не надо далеко кататься в Чечню и так далее - спектакль, как любили тогда-могда:
- Многие, - и даже еще потом ставил сам себе Чуковский, чтобы дети и то:
- Нет, не плакали, а думали хоть о чем-то более-менее правдивом.
Для местной прохиндиады такой расклад не получится, скажут:
- Это уже было в Мастере и Маргарите, когда пришли те, кого мы не звали, - зачем нам этот ужас еще раз?
- Почему не надо, дети?
- Потому что только страшно, - а.
- А?
- А непонятно так и осталось.
Россия настолько погрязла в этом липовом понимании даже Ветхого Завета, который - ибо:
- Всё равно Новый, - что вопрос:
- Что же Это здесь находится - уже и не ставится, как и нерешаемый никогда.
Так-то:
- Какая разница написать на гримерке главного режиссера - ему тоже надо, чтобы не слишком пугать актеров, как это делал в последнее время рассердившийся на них - актеров - Таганский режиссер Ю. Любимов:
- Западный Кавказский Хребет, - а один из его оставленных за штатом актеров - Губенко, например - пусть будет:
- Восточным, - как Азамат или его друг-недруг Казбич.
Другого расклада не может быть в принципе!
Ибо для Всего Мира, не только Сиэтэ на Таганке, но и Кавказ с Петербургом - всё равно только:
- Игра.
Думают:
- Ну как же? - на Кавказе страшно, там эти - КАК ИХ - там пули, - а здесь что?
- Что?
Вот именно то, что прохиндиады еще больше, например, закончил-а Театральный, - а ролей нет, придется всю оставшуюся от мечты жизнь:
- Жить на восемьдесят рублей в месяц, как на пособие по безработице, - что значит, рабство однозначное, - а:
- Там, на Кавказе - думают - меньше, - и пруцца не как в ссылку, а как, да, не очень-то, но всё равно, как многие в Москву, не только за колбасой Докторской - хорошей, но и за ней, как за Еленой Прекрасной:
- За Манной Небесной.
Отсюда вывод:
- Лев Дуров умней или капитан Каталкин такой же козырной Валет - лучше?
А по автомату сей пиесы - он не более, чем куст сирени, на мосту, где ему не место, а вот растет, ибо места, да, в Кибуце есть, - но для человека творческого, хорошего:
- Еще есть время, чтобы размять ноги на войне, хотя и выдуманной, - как:
- Обычно.
Владимир Набоков критикует недостатки, как ошибки, - а:
- Надо наоборот, - их только:
- Приветствовать.
Тут важно многим непонятное, как перевод ВХС:
- Текст Голливуда, написанный на Розетском Камне, как на непонятном языке:
- Остается, - как в песне:
- А я остаюся с тобой, родная моя сторона, не нужно мне солнце чужое, Силиконовая Долина не нужна, - т.к. путевка туда в аспирантуру уже:
- В кармане.
Почему Владимир Набоков и критикует у Лермонтова Подглядывания, и рекомендует в следующий раз лучше проводить предварительную бомбардировку пространства, чтобы пришел, - а:
- Там уже чисто и светло.
Но в том-то и дело, что Другое имеет смысл и вообще может существовать только: