Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

Ревизионистсткий взгляд на Собачье сердце

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:





Александр Бурьяк

Ревизионистсткий взгляд на Собачье сердце

bouriac@yahoo.com
Когда я в первый раз смотрел фильм "Собачье сердце", он мне понравился очень. Своим актуальным антисоветским пафосом, конеч- но. Ну, и качеством тоже. А ещё я радовался за актёра Бориса Плотнкова, которому, наконец, досталась недурацкая роль. Когда я смотрел этот фильм в четвертый раз (не подряд, конеч- но), у меня уже было смутное чувство, что с ним ЧТО-ТО НЕ ТАК. После пятого просмотра я попробовал с этим чувством разобраться. Основную мысль Булгакова я понял следующим образом: плебейская власть не смогла обойтись без выдающегося интеллектуала профес- сора Преображенского. А выдающийся интеллектуал имел достаточно воли и способностей, чтобы чихать на новые ублюдочные порядки и сохранять милый ему мирок в своей семикомнатной квартире. В общем, "Россия, которую мы потеряли", как выразился ещё один любитель умеренной роскоши, уверенный в том, что он этой роскоши достоин, а при правильном социальном устройстве даже просто обречён на неё. Разные антисоветские замечания в повести -- это как бы взгляд старого независимого интеллектуала на реалии нового общества. После появления этого фильма стало модно обзывать сторонников Советской власти Шариковыми. Кстати, почему не Швондерами? Шариков (Клим Чугункин) -- утрированный образ русского человека из народа в глазах старой нереволюционной интеллигенции: пьянство, балалайка, вульгарная непосредственность и стремление "поделить поровну". В общем, быдло, дождавшееся "своей" власти. Но ведь можно взглянуть на образ и иначе: Шариков -- это народ, адекватный своим духовным пастырям -- интеллектуалам, вроде профессора Преображенского. В самом деле, что представляет собой мировое светило профессор Преображенский? Любитель выпить и покурить. Обитатель огромной набитой барахлом квартиры. Семьи нет и, наверное, никогда не было (вырожденец). Зато есть обслуга -- кухарка и горничная. По-видимому, геморроик и подагрик, чуждаю- щийся физических усилий. Зарабатывает на жизнь тем, что обслужи- вает богатых извращенцев. Вдобавок занимается сомнительными опы- тами, о которых сам же впоследствии высказывается с сожалением. Какой личный пример он может подать?! Какое путное нравоучение он в состоянии высказать Шарикову? Разве что предложить тому усвоить кучу символических норм, образующих предмет гордости "культурного человека". Стареющие культуры оказываются перегружены абсурдными услов- ностями, под которыми они и находят свой конец. Я вполне могу понять, зачем надо чистить зубы, но мне не понять ни за что, к примеру, зачем надо упорно бороться с пятном на одежде, с лёгкой запылённостью обуви и т. п., тем более чужими руками (горничной). Социалистическая революция в России -- это благотворный акт варваризации общества: избавления его не только от загнившей социальной верхушки, но и от значительной части накопившегося цивилизационного хлама, вроде салфетки на грудь во время обеда. Ну скажите, профессор, что образцового в вашем образе жизни, если вы не в состоянии указать способ обеспечения его всем или почти всем -- пусть и с некоторыми различиями? Но может, вы хотите делить общество на высших и низших? Тогда попробуйте убедительно обосновать перед "низшими" свое право считаться "высшим". От вашей науки им мало толку, а ваша культура, важным достижением которой стало заталкивание салфетки за воротник, -- это большей частью набор бесполезных фикций. Если вы не можете доказывать плебеям своего умственного и нравственного превосход- ства и своей значительной полезности, не ждите от них почтения. И добровольного подчинения тоже. Для них вы -- чудак, паразит и пожиратель ресурсов. У профессора -- желание застрелить Швондера. У Борменталя (еди- номышленника и соратника профессора) -- судя по всему, навязчивая идея придушить Шарикова. И что показательно: ни в фильме, ни в книге не просматривается с их стороны даже попыток УБЕДИТЬ инако- мыслящих или хотя бы достичь с ними компромисса. Только стремление заставить, подавить, уничтожить. Нет даже просто стремления ПОНЯТЬ: всё заранее понятно. И это -- интеллектуалы, гордые своим университетским образованием. Не мудрено, что такие нередко кончали жизнь с пулей в затылке. Для страны это была не потеря, а облегчение. Я -- Шариков? Нет, я -- товарищ Швондер. * * * Преображенский зачастую старается унизить Шарикова, тогда как Шариков пытается ладить с ним. Вот образчик их разговора: "- Позвольте-с вас спросить, почему от вас так ОТВРАТИТЕЛЬНО пахнет? Шариков понюхал куртку озабоченно. - Ну, что ж, пахнет... известно. По специальности. Вчера котов душили, душили." Приличный человек, не стремящийся задеть другого, сказал бы "почему от вас так СТРАННО пахнет?" или что-нибудь в этом роде. * * * Шариков СТАРАЕТСЯ: идёт навстречу нередко вздорным требованиям Преображенского и Борменталя, участвует в уборке залитого им водой помещения, даже устраивается на работу, пусть и специфичес- кую, но общественно-необходимую. В ответ -- только нарастающее раздражение "интеллектуалов". Клим Чугункин им, видите ли, не нравится. Между тем, Клим Чугункин -- музыкант из народа, пусть и со сложной биографией, и Шариков играет на балалайке хорошо. Не "от Севильи до Гренады", конечно, но НАРОДНУЮ музыку, и народу она нравится. * * * Когда Шариков пытается наладить личную жизнь и приводит в дом женщину, Преображенский без колебаний раскрывает ей медицинскую тайну Шарикова и срывает его наметившийся брак. "Филипп Филиппович стоял у стола, а барышня плакала в грязный кружевной платочек. - Он сказал, негодяй, что ранен в боях, -- рыдала барышня. - Лжет! -- непреклонно отвечал Филипп Филиппович. Он покачал головой и продолжал: -- мне вас искренне жаль, но нельзя же так, с первым встречным, только из-за служебного положения... Детка, ведь это же безобразие... Вот что... Он открыл ящик письменного стола и вынул три бумажки по три червонца. - Я отравлюсь, -- плакала барышня, -- в столовке солонина каждый день... он угрожает, говорит, что он красный командир... со мной, говорит, будешь жить в роскошной квартире... каждый день ананасы... психика у меня добрая, говорит, я только котов ненавижу... он у меня кольцо на память взял... - Ну, ну, ну, ну, психика добрая, "От Севильи до Гренады", - бормотал Филипп Филиппович, -- нужно перетерпеть, вы еще так молоды... - Неужели в этой самой подворотне? - Ну, берите деньги, когда дают, взаймы, -- рявкнул Филипп Филиппович. Затем торжественно распахнулись двери, и Борменталь, по приглашению Филиппа Филипповича, ввел Шарикова. Тот бегал глазами, и шерсть на голове у него возвышалась, как щетка. - Подлец, -- выговорила барышня, сверкая заплаканными размазанными глазами и полосатым напудренным носом. - Отчего у вас шрам на лбу, потрудитесь обьяснить этой даме, - вкрадчиво спросил Филипп Филиппович. Шариков сыграл по банку: - Я на колчаковских фронтах ранен, -- пролаял он. Барышня встала и с громким плачем вышла. - Перестаньте! -- крикнул ей вслед Филипп Филиппович, -- погодите! Колечко позвольте, -- сказал он, обращаясь к Шарикову." Если не нравится выдумка Шарикова, предложи ему свою -- или хотя бы подноси людям правду под другим соусом, более благоприятным для твоего подопытного существа. Как бы оно ни появилось на свет, оно, как и ты, хочет жить. И "мы в ответе за тех, кого мы приручили". Шариков, индивид с не очень сильным мышлением, оказался в сложнейшей ситуации с определением собственной идентичности, вдобавок отягощённый дурной наследственностью по линии своего человеческого предка, но два особо культурных медика вместо того, чтобы придти к нему на помощь, достают его своими постоян- ными одёргиваниями и категорическими указаниями, выдаваемыми в высокомерной и зачастую оскорбительной манере, так что удиви- тельно даже, что он их не покусал. Если обобщать, то Булгаков был, похоже, подслеповат по части морального аспекта. * * * В фильме активисты собираются в "домкоме" и поют унылую песню про грядущие годы, которые "будут тоже трудны". Так вот, эта гнусная песня, оказывается, написана специально к фильму, а не откопана в старых советских песенниках. Такие вещи называ- ются клеветой. Дурацких песен было тогда много, но ни одна не оказалась настолько дурацкой, чтобы подойти под "разоблачительс- кий" замысел режиссёра. Попалась и правильная песня в этом довольно музыкальном фильме. Под правильную песню маршировали в длиннополых шинелях красноармейцы по лужам: Белая гвардия на голову разбита, А Красную Армию никто не разобъёт. И не разбили ведь их, сволочи. А просто предали. * * * Из заявления Шарикова в "органы": "...а также угрожал убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает в его квартире." Заявление правдивое и подписанное: не клевета и не анонимка. Искусственный человек пытается решить свои проблемы, оставаясь в рамках закона. Никому не угрожает убийством. * * * Булгаков таки иногда проговаривается по поводу того, то действительно происходило в стране: "- Он в домкоме еще может быть, -- БЕСНОВАЛСЯ Борменталь и куда-то бегал. В домкоме он поругался с председателем Швондером до того, что тот сел ПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ В НАРОДНЫЙ СУД Хамовничес- кого района, крича при этом, что он не сторож питомца профессора Преображенского, тем более, что этот питомец Полиграф не далее как вчера оказался прохвостом, ВЗЯВ В ДОМКОМЕ якобы НА ПОКУПКУ УЧЕБНИКОВ В КООПЕРАТИВЕ СЕМЬ РУБЛЕЙ." Итак, благородный Борменталь БЕСНУЕТСЯ, а негодяй Швондер выдаёт в домкоме ПОД ЧЕСТНОЕ СЛОВО семь рублей на покупку не лишь бы чего, а учебников, а обнаружив предполагаемый обман, не угрожает убить Шарикова, как Преображенский или Борменталь, а сообразно нормам правового государства пишет заявление в суд. * * * Кстати, фильм показывали 7 ноября. Теперь принято показывать такие фильмы если не 7 ноября, то в день рождения Ленина. А это значит, что Преображенские с Борменталями всё ещё не сделали выводов и снова нарываются на пулю в затылок. Не хотят жить единодушно с народом и демонстрировать ему свои выдающиеся нравственные качества. И проницательность мысли заодно. А ведь любить для этого пролетариат вовсе не обязательно. Достаточно любить лучших из пролетариев. * * * Дешёвые антисоветчики зачастую приписывают СССР-у пороки, кото- рые вовсе не происходили из его сути и которые характерны отнюдь не только для социалистического общества. Антисоветизм -- это такая же болезнь мышления, как антисемитизм: люди упираются вниманием в одну узкую область и теряют способность замечать, что эта область не такая уж особенная, как им хочется; что предмет их ненависти не настолько отличается от однотипных предметов, чтобы было основание концентрировать на нём свой праведный гнев. В "Собачьем сердце" Михаил Булгаков потешается над советской демонстрацией "против разрухи" -- и все антисоветничающие недоум- ки, читающие Булгакова, потешаются, наверное, вместе с ним. А вот, скажем, в Дортмунде, Германия, 7 октября 2010 года проходила демонстрация немцев против проституции, алкоголизма и наркомании, но, кажется, никто, кроме меня не потешался. А какая в принципе разница? На советский социализм также навешали, среди прочего, немало скорее РОССИЙСКИХ грехов, то есть, приписали ему такие обществен- ные пороки, которые были на самом деле обусловлены не Советской властью и не социализмом вообще, а спецификой российского -- по большей части русского -- менталитета и российских же традиций. А советский социализм был виновен в них лишь постольку, поскольку не смог их подправить. Ведь и до революции 1917 г. хватало в рус- ском народе тех качеств, какие позже охотно приписывались так называемым "совкам": лени, вороватости, жестокости, неряшливости, нежелания думать, наклонности к самообману, падкости на глупые поветрия, тяги к пьянству и грязноругательству, стадной амбициоз- ности, пресмыкательства перед начальством, готовности терпеть руководящий произвол и чего-то там ещё. Я бы отметил также нена- висть к тем, кто пробуют говорить о благостности исправления в первую очередь самих себя. В бедах русских людей (конечно, не всех, а ИСТИННО русских), как правило, виноваты другие: евреи, американцы, НАТО, "чурки", большевики и пр. Можно сказать, антисоветизм в России -- это отчасти форма само- критичности. Почти вся небольшая способность русских к самокрити- ке ушла у них на антисоветизм. В результате от советского в ос- новном отреклись, а уйти от российского не получилось: от себя не убежишь. Особенно если и задачи такой не ставишь. Кстати, похожее соображение я нашёл в "Дневнике" Корнея Чуковс- кого (6 авг. 1927 г.): "С утра пришёл Зощенко. (...) Очень бранил современность, но потом мы оба пришли к заключению, что с русским человеком иначе нельзя, что ничего лучшего мы и придумать не можем и что виноваты во всём не коммунисты, а те русские человечки, которых они хотят переделать."

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вичурин "Ник "Бот@ник""(Постапокалипсис) А.Климова "Заложники"(Боевик) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Е.Никольская "Снежная Золушка"(Любовное фэнтези) О.Гринберга "Ребенок для магиссы"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Н.Пятая "Безмятежный лотос 2"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Куст "Поварёшка"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"