Самый простой способ сделать карьеру -- "вырасти" в существую-
щем большом коллективе. Правда, попасть в подходящий коллектив
не всегда удается с первого раза.
Возможные цели устройства на работу:
1) делать карьеру в фирме;
2) приворовывать;
3) тайно работать на конкурента;
4) высматривать более выгодную должность на стороне;
5) подучиться и уйти;
6) использовать ресурсы фирмы для личных дел;
7) использовать для посторонних целей престиж, даваемый работой
в фирме;
8) хорошо работать и не слишком стремиться к служебному росту.
Возможные ситуации:
1) вы молоды и ищете чуть ли не первую работу; для нанимателя вы
-- серая лошадка; потерпите немного, не стремитесь непременно
получить сразу самое лучшее;
2) вам под 30, и кое-что уже за плечами, но еще можно надеяться
на карьеру; это самый удобный возраст для рывка, и поэтому
дерзайте и будьте разборчивы;
3) вам под 40, и никто не ожидает от вас внезапного проявления
каких-то новых способностей; все, что вы можете, вы уже
должны были показать; в вас видят неудачника, и надо готовить
оправдания или не претендовать ни на что особенное; соглашай-
тесь на низкую должность, а там, может быть, возьмете реванш.
Можно искать работу, которая соответствует уже имеющимся
навыкам, или же переучиваться всякий раз на новой должности.
Первый вариант удобнее, но судьба чаще посылает второй.
Надо понимать свои сильные и слабые стороны и браться по
возможности лишь за такую работу, которая соответствует вашим
способностям. В противном случае вы будете перенапрягаться и
дурно смотреться рядом с коллегами.
перед началом поисков уясните свои требования к будущей фирме
и возможные требования фирмы к вам. Далее разверните широкую
сеть, в которую подходящая фирма рано или поздно попадется. Вот
способы добывания информации о предприятиях:
1. Интересоваться рекламой.
2. Читать вывески, таблички на дверях.
3. Шире общаться: в поезде, в очереди, в книжном магазине
и т. д.
4. Поддерживать связи с однокашниками, родственниками, бывшими
коллегами. Вступить в какой-нибудь клуб или стать активистом
какой-нибудь партии. Кооперироваться с приятелями: они ищут
работу для вас, вы -- для них.
5. Обращаться в посреднические конторы (но не в те, которые
требуют предоплату).
При выборе фирмы надо учитывать следующее:
1. Фирма должна заниматься деятельностью перспективной, но не
рискованной.
2. Ваши пол, национальность, внешность, взгляды не должны
раздражать руководство.
3. В быстро растущем коллективе чаще открываются начальственные
вакансии.
4. В женском коллективе мужчине легко стать начальником, но
такой коллектив, как правило, слабее мужского в работе,
требующей творчества и воли.
5. Женщина среди мужчин непременно будет на виду; она легко
решит свои личные проблемы, но вряд ли далеко продвинется
по службе.
6. Ваша профессия должна позволять служебный рост в фирме;
например, программист на строительном предприятии не
вырастет выше начальника отдела.
7. Большие фирмы обычно не ищут на стороне людей на руководящие
должности: хватает собственных кадров на любой вкус.
8. Чем больше учреждение, тем больше в нем пространства для
маневра: легче найти приемлемую социальную роль, наметить
путь наверх. Но тем значительнее неопределенность будущего.
В малом же коллективе расстановка фигур простая, и можно
довольно четко предсказать, какие возможны передвижения,
имеется ли благоприятная перспектива или ее нет.
Ваша профессия должна быть в фирме "основной". Если вы --
программист в отделе конструкторов, то непонятно вовсе, каким
образом вы можете стать начальником этого отдела. Если вы --
программист в отделе программистов на подшипниковом заводе,
быть вам начальником отдела, но невозможно представить реальный
путь к директорскому креслу. В советские времена неудачно
стартовавшая молодежь сбегала на профсоюзную и комсомольскую
работу. Теперь бежать некуда.
Не вычисляйте по объявлениям наилучшую фирму, а идите на
разведку во всякую более или менее подходящую: во-первых, в
своих расчетах вы можете ошибиться, во-вторых, надо набирать-
ся опыта представления себя (но если какое-то место выглядит
явно предпочтительным, надо устремляться прежде всего туда,
иначе можно упустить вакансию).
Следует выбирать только такие места работы и только такие
должности, записи о которых будут хорошо смотреться в трудовой
книжке и в резюме.
Как правило, на всякое хорошее место еще до того, как оно
освобождается, уже есть очередь кандидатов из числа друзей,
родственников, знакомых, нужных людей. Попасть на него
постороннему можно только случайно. Выдающихся качеств требуют
только очень немногие должности, потому что всякую работу
стремятся организовать так, чтобы ее в состоянии были делать
заурядные люди. Поэтому ваши выдающиеся качества при попытке
получить место не будут иметь большого значения, а возможно даже,
будут восприняты как нежелательные.
У безработного, конечно, больше времени на поиски хорошей
должности, но скорее примут человека, который предполагает
поменять хорошее место на лучшее, чем человека, который вовсе
не имеет работы.
Вывод: если у вас есть место, держитесь за него изо всех сил
и увольняйтесь только в том случае, если прием на новую работу
гарантирован.
Правила поиска работы таковы:
1. Искать работу следует всегда. Если занимаете хорошую
должность, надо высматривать на стороне еще лучшую. При
таком подходе даже внезапное увольнение не ввергнет вас
в состояние уныния и не обречет на долгие поиски нового
места. (Но обычно нежелательно бравировать перед коллегами
своей востребованностью, иначе вас посчитают ненадежным и
вместо того, чтобы ублажать, постараются при случае от вас
избавиться.)
2. Если вы потеряли работу, разберитесь, почему это произошло,
и сделайте выводы на будущее.
3. Продумайте, как будете объяснять нанимателю причины своей
безработности. Вы не должны выглядеть неудачником,
неуживчивым человеком, плохим специалистом.
4. Не сосредоточивайте внимания на "объективных" причинах
своих неудач. Такие причины, конечно, есть, но они вам
не подвластны. Сосредоточьтесь на своих недостатках,
которые надо преодолеть, и на своих достоинствах, которые
надо доразвить и сделать более заметными.
5. Оказавшись без работы, используйте свободное время на то,
чтобы подумать об имидже, поправить манеры, обновить
профессиональные знания, привести в порядок здоровье.
6. Ищите работу интенсивно. Чем дольше период безработности,
тем ниже будет оценивать вас наниматель.
7. Не набрасывайтесь на первую попавшуюся кость. Исследуйте
весь спектр возможностей.
Фирма объявляет набор сотрудников в 5-и случаях:
1) когда только что создана, доходов никаких, и перспектива
сомнительная;
2) когда с прежними сотрудниками случается что-то нехорошее:
к примеру, они теряют здоровье;
3) когда новый шеф избавляется от старых неполноценных кадров;
4) когда дела идут слишком плохо, и старые опытные кадры уходят
в места получше;
5) когда дела идут слишком хорошо, и фирма расширяет деятельность.
Вот способы приступиться к фирме:
обратиться по объявлению;
набиться в приятели к сотруднику фирмы, который может вовремя
сообщить о вакансии и дать весомую рекомендацию;
явиться со своими идеями или со своим налаженным куском
бизнеса: даже если фирма не намерена брать новых людей,
можно заинтересовать ее собой так, что для вас сделают
исключение.
В последнем случае надо иметь в виду, что идею могут охотно
позаимствовать, а вас оставить за дверью. Нужна такая идея,
которая неотделима от вашей личности. Или же нужно сформировать
впечатление, что эта идея у вас не последняя и не самая лучшая.
Должности бывают:
руководящие или исполнительские;
автономные или контролируемые;
опасные или неопасные;
ответственные или неответственные;
престижные или непрестижные;
приятные или неприятные;
предполагающие в качестве "объекта воздействия" людей,
или технические средства, или данные, или что-то еще;
с повременной оплатой или сдельной;
со свободным режимом труда или строгим;
с разъездами или без них;
с возможностью служебного роста или без таковой;
с постоянной нагрузкой или нерегулярной;
требующие высокой квалификации или умеренной;
требующие широкой квалификации или узкой;
требующие сообразительности и общей культуры
или не требующие;
с конкуренцией между коллегами или без нее;
творческие или не творческие;
с наличием или отсутствием выбора содержания работы;
перегруженные обязанностями или недогруженные;
с возможностью поработать "налево" либо что-то украсть
или без такой возможности;
избавляющие или не избавляющие от военной службы в случае
войны.
Возможные варианты формирования рабочей нагрузки:
1) работы хватает, но вы сами определяете степень своей
загруженности; оплата -- по результату;
2) есть поток дел, не терпящих отлагательства; степень
загруженности определяется этим потоком; можно оказаться
перегруженным или недогруженным; оплата -- повременная;
3) нужно самому искать клиентов; больше найдете -- больше
заработаете;
4) есть избыток работы и нормативы производительности;
5) есть постоянный предписанный объем дел; раньше выполняете --
раньше уходите домой;
6) состав обязанностей неопределенный, объем работы
непостоянный.
Одинаковые по названию должности могут иметь существенно
различающееся содержание работы. Даже два рядом работающих
человека могут оказаться в разных условиях. Хорошая должность
может со временем испортиться и наоборот.
Статус должности может быть несколько изменен силами
занимающего ее.
Характеристики отдельного человека применимы к целой фирме.
Фирмы могут быть талантливые, ленивые, бестолковые, разболтанные,
заботливые, мстительные, целеустремленные, хвастливые, уживчивые,
скандальные, алчные и пр. Можно говорить об интеллекте, нацио-
нальности и даже политической ориентации предприятий. Когда у
предприятия складываются некоторые яркие черты (определяемые по
преимуществу его руководством), люди с иными качествами, как
правило, не в состоянии туда устроиться или долго выдержать там.
О месте возможной будущей работы желательно выяснить, среди
прочего, следующее:
куда делся сотрудник, ранее занимавший интересующую вас
должность?
какие будут возможности для служебного роста?
благополучно ли экономическое положение предприятия?
высока ли текучесть кадров? если велика, то почему люди
уходят?
В отношении кадровой политики малые фирмы бывают двух типов:
1) набирающие в основном постоянную команду высокооплачиваемых
специалистов;
2) набирающие в основном временную команду низкооплачиваемых
простаков, которым много обещано, и обновляющие ее по мере
их разочарования.
Разочарование наступает через 6..12 месяцев. В течение этого
времени можно платить чуть-чуть, жаловаться на временные затруд-
нения, изображать простоту и заботливость.
Еще прием: завлечь высокой зарплатой, а потом понемногу ее
снижать под предлогом плохого положения дел. Это особенно удобно
делать в условиях высокой инфляции. Со временем зарплата дости-
гает такого уровня, на который вы бы никак не согласились при
устройстве на работу.
Новая честная фирма первые полгода обычно зарабатывает плохо
(хотя шеф может светиться энтузиазмом), а в дальнейшем может и
вовсе разориться. Новая нечестная фирма первые полгода обычно
зарабатывает хорошо (хотя шеф может уверять в обратном), а потом
ее ликвидируют.
Шеф может устанавливать себе демонстративно низкую заработную
плату -- чтобы и сотрудникам платить мало -- но значительную
часть доходов обеспечивать себе другими способами, например,
через взятки клиентов.
На некоторых предприятиях существует "двойная бухгалтерия":
официальный учет -- для налоговой службы, мелких акционеров и
второстепенных сотрудников, и тайный -- для узкого круга. Руко-
водство многих фирм изображает существование своих предприятий
жалким, на грани банкротства. Лишь некоторые делают деньги на
эксплуатации имиджа преуспевающих. Мошеннические фирмы, как
правило, выглядят преуспевающими.
Перед началом переговоров о своем трудоустройстве надо уяснить
себе следующие три величины:
средний заработок в той области, в которой вы собираетесь
работать;
заработок, который вам нужен;
минимальный заработок, на который вы согласитесь.
Решение о приеме вас на работу сложится не в результате скру-
пулезного выяснения ваших достоинств, а скорее по иррациональному
(на уровне интуиции) впечатлению, которое вы произведете.
Не надейтесь на вдохновение и к встрече с нанимателем
готовьтесь серьезно.
Предварительно узнайте побольше о человеке, с которым будете
вести переговоры. В процессе разговора старайтесь понять суть
собеседника и его ожидания. Настройтесь на психические
особенности того, кто с вами беседует. Бездумное следование общим
правилам может привести к поражению.
Оденьтесь ближе к деловому стилю.
Явитесь раньше конкурентов.
Настройтесь на манеру поведения, которая больше подходит
будущей должности. Можно проявить ...
сдержанность или напористость;
честность или оборотистость;
разговорчивость или немногословность;
и т. д.
Имейте под рукой доказательства своей компетентности: дипломы,
публикации, призы и т. д.
В фойе и коридорах обратите внимание на вывешенные на стенах
объявления. Из них бывает можно узнать кое-что о месте работы
и о нанимателе и далее выгодно воспользоваться этой информацией
в разговоре.
Не суетитесь, не угождайте, не блещите самоуверенностью.
Привлеките чем-то к себе внимание -- например, какой-нибудь
фразой в приветствии, которая имеет шанс стать крылатой. Но если
вы будете чрезмерно оригинальничать, вас примут за психопата.
Покажите свое соответствие основным формальным требованиям.
Если у вас отсутствуют некоторые нужные качества, объясните,
как вы будете это компенсировать, или как вы сможете это быстро
исправить, или как ваши недостатки будут превращены в ваши досто-
инства. По тому, что вы услышите от собеседника, надо распознать,
какого человека он ищет, и представить себя в выгодном ракурсе.
Подчеркните какое-то особое свое преимущество.
Выясните суть работы, режим, будущие требования к вам и только
потом интересуйтесь зарплатой и правами.
Лгите осторожно: так, чтобы невозможно было разоблачить ни
сразу, ни позже.
Не умничайте: надо отыскать проход где-то в промежутке между
"зачем нам эта бездарь, за которую всё придется делать самим?",
и "зачем нам этот гений, рядом с которым мы все будем плохо
смотреться?".
Готовьтесь отвечать на следующие вопросы:
"Почему вы уволились с прежнего места работы?"
"Каковы ваши интересы вне работы?"
"Каковы ваши недостатки?"
"Кому симпатизируете в политике?"
"Чем собираетесь заниматься через несколько лет?"
Надо крайне осторожно подходить к ответу на вопрос, почему
вы уволились с прежнего места работы. Начальство, конечно, и
слышать не хотело о вашем уходе, но вам захотелось более серь-
езного поприща. У каждой фирмы есть свои проблемы, но в целом
это было вполне сносное место. Если вы станете поливать грязью
прежний коллектив и выдавать его секреты, то естественно будет
предположить, что по отношению к новой фирме вы когда-нибудь
поступите сходным образом.
К тем, кто часто менял место работы или плохо отзывается о
прежнем работодателе и о коллегах, относятся подозрительно.
Если среди причин вашего последнего увольнения был конфликт, об
этом лучше промолчать. Также проявляют особую бдительность в
отношении прогоревших мелких предпринимателей, поскольку они
склонны проявлять нежелательную хозяйственную активность.
Среди прочего, будут обращать внимание на вашу искренность,
самокритичность, способность приспосабливаться к другим, спо-
собность отстаивать свое мнение.
В одних случаях ищут рядового исполнителя -- который не
страдает особыми амбициями и будет доволен своим местом.
Демонстрируйте скромность и опыт, об особых талантах (если
такие имеются) умалчивайте.
В других случаях ищут выдающуюся личность. Найдите у себя
побольше конкретных достоинств и достижений, свяжите их с
потребностями фирмы. Любое жизненное обстоятельство можно
представить по-разному, не поступясь с истиной.
Если надо заполнить анкету, сначала ознакомьтесь с нею целиком,
потом набросайте черновые варианты ответов по самым трудным
пунктам.
Демонстрируйте умеренную заинтересованность в получении места.
Чрезмерное желание может привести к тому, что вам предложат не
самые лучшие условия. Чрезмерное безразличие заставляет подозре-
вать будущее отсутствие рвения.
Можно обратить внимание собеседника на то, что вы ...
легко осваиваете новое;
в мелких конфликтах, не существенных для дела, предпочитаете
уступить;
под напором аргументов способны менять свое мнение;
не теряете головы при чрезмерных трудностях;
не любите выдавать желаемое за действительное.
(Большинство людей полагает, что действительно обладает
указанными качествами, но на самом деле это не так.)
Не умолчите ни о чем таком, что можно было бы представить как,
по крайней мере, небольшой опыт в той области деятельности, в
которой вы ищете работу или в близкой к ней. Если это будет не
практический опыт, то хотя бы учебный. Надо учитывать, что
хороших работников меньше, чем должностей, на которых они нужны,
так что вас могут взять, даже если вы удовлетворяете не всем
предъявленным требованиям. Правда, в такой ситуации следует
всегда опасаться подвоха: не ищут ли самоуверенного и доверчивого
дурака, чтобы сделать его козлом отпущения или кем-то в этом
роде.
Чрезмерное самомнение и сознательное приукрашивание самохарак-
теристики -- это обычные вещи, и это первое, в чем вас будет
подозревать собеседник. Любое проявление самокритичности будет
ослаблять его подозрения.
На собеседовании возможны вопросы с подвохом. К примеру, вас
спрашивают: "Назовите номер автобуса, на котором вы приехали."
Это может быть тест на честность ("Не обращаю внимание на такие
вещи"), на хитрость ("44-55" -- пусть проверят!), на что-нибудь
еще. Выбор теста характеризует испытывающего, возможно, не меньше,
чем его результат характеризует испытуемого, так что если вам не
понравится тест, то в дальнейшем, скорее всего, не понравится и
многое другое.
Возможны трудные вопросы, цель которых -- проверить вашу изво-
ротливость. К примеру:
1. Какие качества вы считаете своими основными недостатками?
2. За что вас критиковали?
3. Каким образом вы преодолеваете свои недостатки?
4. С чем вы боитесь столкнуться на новом месте работы в первую
очередь?
5. В каких случаях вам приходилось идти на обман?
6. Как вы поступите, если обнаружите, что ваши коллеги обманывают
руководство?
Для выяснения ваших качеств могут применить такой прием, как
стрессовое интервьюирование. Он состоит в том, что вам заявляют
о своих значительных сомнениях в вашей пригодности и наблюдают
за вашей реакцией. Люди нервные или не знающие об этом приеме
могут в такой ситуации отчаяться или сорваться на грубость, между
тем надо проявить самообладание, трезвую самооценку, гибкость и
упорство. Можно заявить примерно следующее: "Но вы же знаете, что
первое впечатление не всегда оказывается верным. Я уверен, что я
тоже на что-нибудь сгожусь. Возможно, я решу не все ваши про-
блемы, но я хотя бы не создам новых. Люди бывают лучше своих
анкет. И т. д."
Также возможно, что вам опишут какую-нибудь ситуацию и спросят
о ваших предполагаемых действиях в ней. Когда вы ответите, вас
спросят, что вы будете делать, когда этих действий окажется
недостаточно. Вы снова ответите и вас снова спросят о том же.
Надо иметь в виду, что это тест не столько на профессиональную
пригодность, сколько на общее интеллектуальное развитие.
Не сдавайтесь, если чувствуете, что срываетесь с крючка. Наби-
вайте себе цену. Отыщите в себе особые достоинства: честность,
способность генерировать идеи, сговорчивость, уживчивость,
работоспособность, дисциплинированность, безразличие к политике,
здоровье, связи, нормальную ситуацию в семье.
Наниматель, начитавшийся западных пособий по деловому общению
и принявший их как должное, настроен быть манипулируемым
соответственно излагаемым там правилам. Если он видит, что вы
не используете языка взаимных манипуляций, он воспримет вас как
недостаточно образованного, или неумного, или маргинала. Если же
он выразит пренебрежение к этим правилам, значит, вы напоролись
на умника.
Не добивайтесь немедленного ответа. Оставьте после себя кое-что
на память (резюме и т. п.), а также номер телефона, по которому
вас можно найти. Названивайте иногда сами, пока вам окончательно
не откажут.
Причиной неопределенного ответа нанимателя может быть ...
действительная неопределенность обстоятельств;
предположение, что вы сами догадаетесь о своей ненужности
и отстанете;
намерение узнать о вас побольше от других лиц;
желание оценить и других кандидатов на должность;
желание вас помучить.
Потенциальный работодатель может, среди прочего, созвониться
с вашим прежним нанимателем, чтобы узнать его версию
обстоятельств вашего увольнения.
Старайтесь произвести благоприятное впечатление, даже если
разговор идет к отказу в предоставлении работы: вы можете
услышать дельный совет, получить рекомендацию, подготовить
почву для своего следующего визита в это же место.
* * *
Если интервьюер задает вопросы, которые представляются вам
странными, или сообщает что-то странное о предполагаемой будущей
работе, то может быть лучше не терять зря времени и поскорее
уйти: даже если вы столкнулись не с психически ненормальным
человеком, он, наверное, слишком на вас непохож, чтобы вы смогли
с ним в дальнейшем нормально взаимодействовать.
* * *
Подбирая человека на должность, требующую вышесреднего
интеллекта, нередко просят кандидатов представить в тезисах
свои взгляды на будущую деятельность. Чтобы понравиться
нанимателю, люди, случается, выдают бесплатно довольно ценные
мысли. Собрав тезисы у пяти кандидатов, наниматель передает их
шестому, который и получает должность. На несколько лет он
оказывается обеспечен идеями. Возможно, и конкурс иногда
устраивают лишь для того, чтобы выманить идеи у специалистов,
а новый сотрудник заранее определен.
Особо высокая квалификация может оказаться препятствием в тру-
доустройстве -- если мнение предполагаемого непосредственного
начальника имеет вес: начальнику ни к чему иметь под боком
конкурента. Вышестоящий начальник, наоборот, заинтересован в
том, чтобы подчиненные состязались между собой. Поэтому лучше
устраиваться на работу через того начальника, который повыше.
Чтобы развить в себе способность "держать удар", можно специ-
ально делать попытки устроиться на очень престижные места --
которые вам вряд ли достанутся.
* * *
Если вы набиваетесь в сотрудники к большому человеку, бессмы-
сленно обращаться в его аппарат. Всякий аппаратчик будет рас-
сматривать вас прежде всего как конкурента -- себе, своему
приятелю, своему протеже. Обращайтесь напрямую к высокому шефу.
Если он хороший руководитель, решающее слово все равно будет за
ним.
Rresume (резюме) или curriculum vitae (cv, жизненный путь) --
принятая в США и некоторых других странах форма самохарактерис-
тики нанимающегося на работу.
Далее приводится структура типичного резюме, оформленного
по-английски. (Пункты 3..11 нужны при устройстве в заграничную
фирму, если наниматель будет оформлять визу на въезд.)
1. Surname: фамилия латинскими буквами.
2. Given names: имя, отчество латинскими буквами.
3. Date of Birth: дата рождения.
4. Sex: пол (male -- мужчина, female -- женщина).
5. рlace of Birth: место рождения; достаточно указать область
или крупный город латинскими буквами; после названия города
указать "town" (город), после названия района -- "region"
(район).
6. Nationality: национальность, напр., russian (русский).
7. Citizenshiр: гражданство (название государства, гражданство
которого имеете).
8. Home address: домашний адрес (полный адрес латинскими бук-
вами, с индексом; в конце добавьте название государства);
пишите не "street", а "ul.", не "region", а "rayon" и т. д.
(корреспонденты за границей скорее всего не могут печатать
по-русски, а местные почтальоны, возможно, не понимают
английского).
9. Teleрhone: домашний телефон (добавьте в скобках "home").
10. Family рosition: семейное положение ("married" -- женат;
"single" -- холост).
11. Children: дети ("no" -- нет; "son" -- сын; "daughter" --
дочь).
12. Objective: a рosition of ... (должность, которую хотите
получить).
13. Summary: трудовые навыки и деловые черты характера.
14. Aррointments: должности, которые вы занимали, и работа,
которую выполняли; начинайте с последней должности; реко-
мендуемый порядок записи: учреждение, годы работы, должность,
обязанности; учтите, что частая смена работы говорит не в
вашу пользу.
15. Education and training: образование и стажировки; укажите
начиная с последних событий; порядок записи: учебное заведе-
ние, город, факультет, квалификационная степень, специаль-
ность.
Учебные заведения:
technical school -- техникум;
trade school -- профессионально-техническое училище;
high school -- средняя школа;
Ученые степени:
Bachelor -- соответствует 3-4 курсам вуза.
Master -- соответствует диплому вуза.
Doctor -- соответствует званию кандидата наук.
(Напр.: Master of Engineering -- обладатель высшего образо-
вания по инженерной специальности).
16. References: имя и должность человека, который дал или может
дать рекомендацию, а также название и адрес учреждения,
в котором он работает. Рекомендации должны быть на английском
или с нотариально заверенным переводом. Рекомендации
к резюме не прикладываются, а высылаются по запросу фирмы
(на это в резюме указывается: Furnished uрon request).
Составлять резюме следует загодя, борясь за качество. Ваша
самохарактеристика должна быть яркая, убедительная, подходящая
и правдивая.
Если у вас несколько малосвязанных между собой профессий
(имиджей, способов подачи себя), должно быть и несколько резюме.
Не надо закладывать в одно резюме все свои разнообразные досто-
инства. К примеру, работодатель вряд ли обрадуется, если, узнает,
что нанимаемый им программист учится в заочной аспирантуре: он
сразу заподозрит, что в рабочее время этот программист будет
думать о своей диссертации, а не о должностных обязанностях.
Следует иметь наготове несколько параллельных текстов резюме
на всех современных языках, которыми вы в достаточной степени
владеете и которые могут оказаться рабочими языками интересующего
вас предприятия.
Подготовить резюме полезно хотя бы для самооценки: бывает, что
считаете себя состоявшейся личностью, неплохо выглядите на фоне
коллег, прошли какой-то путь, приобрели опыт, чувствуете в себе
заряд идей и способностей, а как приходится сообщить о своих
качествах и достижениях что-то конкретное, то выясняется, что
и сказать нечего: объективные доказательства ваших достоинств
отсутствуют.
В общем, надо жить так, чтобы всегда можно было составить о
себе хорошее резюме.
Контакт с работодателем может начаться с телефонного звонка,
личного визита, делового письма.
Если предприятие дало объявление о найме, шанс зацепиться
значительно выше. Но если у вас есть существенное предложение
(какая-нибудь "интеллектуальная собственность", которая при
определенных условиях должна приносить доход), то можно писать
в любую фирму подходящего профиля.
При этом надо иметь в виду, что мелкие работодатели более
склонны к новаторству и скорее нисходят до отдельной личности --
например, до вашей.
* * *
Требования к деловому письму:
Размер -- не более одной страницы. В первых же строках --
нечто, способное зацепить внимание.
Излагать какие-то идеи можно только в том случае, если их вряд
ли удастся реализовать без вашего участия. В противном случае
надо раскрывать их лишь настолько, чтобы можно было заинтересо-
вать. Различайте название идеи и выражение ее сути. Названию не
обязательно выдавать суть; его назначение -- привлекать внимание.
Идеи вызывают значительно большее доверие, если они подкреплены
соответствующим образованием и опытом.
Изложение должно более свидетельствовать о достоинствах вашего
интеллекта, а не ваших идей: сегодня нужны одни идеи, завтра
другие.
Важно убедить в своей способности быть полезным, а не просто
рассказать о себе. Надо угадать потребности тех людей, к которым
вы обращаетесь. Привить им новую потребность -- гораздо труднее,
чем воспользоваться уже осознанной ими.
Не стремитесь предстать необычным, талантливым человеком: вы
вряд ли наткнетесь на того, кто это оценит. Вы должны всего
лишь убедить в своей способности решать признанные проблемы
признанными способами на том уровне качества, который несколько
выше среднего.
Само по себе письмо должно быть коротким, но к нему могут быть
приложения большого объема. В конце письма следует поместить
перечень приложений. Про некоторые данные можно сказать "вышлю
по дополнительному запросу", но кое-что лучше приложить сразу.
На каждом материале должны быть ваша фамилия, адрес, телефон --
на случай, если лишь этот материал попадется на глаза нужному
человеку.
Рассмотрим оформление делового письма, принятое в США и в
некоторых других странах.
Структура письма:
+---------------------------------------------------+
| +---------------+ |
| | адрес | |
| | отправителя | |
| +---------------+ |
| дата |
| +--------------+ |
| | адрес | |
| | получателя | |
| +--------------+ |
| |
| Gentlemen: |
| |
| .............................................. |
| .............................................. |
| |
| Sincerely Yours |
| |
| имя отправителя |
| |
| |
| Enclosure. |
+---------------------------------------------------+
Справа вверху листа помещается ваш адрес. Ниже и левее --
адрес фирмы, которой вы пишете.
"Gentlemen:" (с двоеточием в конце и пропуском строки) --
обычное обращение, если вы адресуетесь не конкретному лицу.
В противном случае пишется "Dear Sir:" ("Dear Mrs:").
Основной текст размещайте в середине листа.
"Enclosure" ("вложение") -- это приложение к письму,
например, резюме. Само слово помещается слева внизу листа.
Обратите внимание, что в странах Запада адрес пишут,
начиная с имени адресата и заканчивая названием страны.
Перед именем адресата надо указать: Mr. (от "mister") или
Mrs. (от "misses"). После имени адресата указывается его
должность:
Director of Comрany -- директор компании;
Director of Personnel -- директор по кадрам;
Manager of Company -- управляющий компанией;
Manager of Department -- управляющий отделом.
В малых фирмах принимает на работу директор, в больших --
директор по кадрам.
Если имя адресата неизвестно, указывайте только должность.
В конце письма помещаются уверения в почтении:
Sincerely Yours -- Искренне Ваш;
Yours -- Ваш;
Yours truly -- Действительно Ваш.
Есть фирмы, которые подыскивают клиенту место работы (за
некоторый процент от его будущего годового заработка или за
предоплату).
Иногда наниматели заказывают таким фирмам подбор кандидатов
на должности и оплачивают расходы.
Нанесите визиты в несколько таких фирм, а если они находятся
в другом городе, то отправьте по их адресам деловые письма с
просьбой подыскать работу и приложите к этим письмам свои резюме.
Если вы собираетесь занять престижную должность, то вам,
скорее всего, придется работать по контракту.
Контракт -- трудовой договор, заключаемый обычно на 1..5 лет.
Краткосрочный контракт удобен тем, что при его повторном
заключении бывает легче поднять вопрос о повышении оплаты.
Чем больше предусмотрено в контракте различных ситуаций, тем
меньше неприятных неожиданностей вас ждет.
Фирмы обычно используют типовые контракты. Если типового
контракта нет или он не подходит, желательно иметь под рукой
какие-то образцы.
Как правило, в контракте указывается, что до истечения срока
его действия работник не может уволиться по собственному
желанию, а фирма -- уволить его без оснований. Должны быть
перечислены основания для расторжения контракта по инициативе
работника, по инициативе предприятия.
По окончании срока действия контракта фирма может не возоб-
новлять его без объяснения причин.
Основное содержание контракта:
срок действия;
место и содержание работы;
режим труда и отдыха;
техническое обеспечение труда;
оплата труда;
ответственность работника и предприятия при невыполнении
условий контракта;
ответственность работника при нанесении ущерба предприятию;
ответственность предприятия при нанесении ущерба работнику;
порядок рассмотрения трудовых споров;
основания для расторжения контракта;
порядок продления контракта.
Возможные дополнительные пункты контракта:
установление испытательного срока;
обязательство работника сохранять коммерческую тайну;
условия выполнения не оговоренной в контракте работы;
переподготовка;
льготы;
предоставление жилплощади;
компенсация транспортных расходов;
оплата командировочных расходов;
оплата представительских расходов;
и пр.
Контракт не должен противоречить закону о труде. Законом о
труде определяются не оговоренные в контракте детали отношений.
Если есть противоречия между контрактом и законом, то приоритет
имеет закон. Суд может признать контракт недействительным либо
в целом, либо в части, противоречащей закону. В случае судебного
разбирательства это обстоятельство может оказаться на пользу
работодателю.
Возможные основания для расторжения контракта по инициативе
работника:
нарушение нанимателем закона о труде;
нарушение условий контракта;
болезнь, препятствующая выполнению работы.
Обещания нанимателя ни к чему его не обязывают, если они
не оговорены в контракте.
Предлагаемый предприятием контракт надо читать внимательно.
По возможности следует обсудить его с юристом, специализирую-
щимся на трудовых спорах. Фирма может неявно заложить для себя
в контракт некоторые условия, не выгодные работнику (получается
контракт-ловушка). Опасность представляют, прежде всего,
расширительные замечания, вроде "и другие". Также надо обратить
внимание на то, чтобы зарплата была увязана с инфляцией.
* * *
Ситуация при устройстве на работу обычно такая: кандидат на
должность лезет из кожи вон, чтобы его приняли, а наниматель
делает выбор между ним и кучей конкурентов. В таких условиях
препирательства по поводу контракта и даже просто внимание к
нему могут кончиться отказом в найме. Контракт подписывается
мимоходом, после беглого просмотра, с надеждой на удачу и на
порядочность нанимателя. Открыто проявлять бдительность можно
лишь при отсутствии конкуренции, но лучше не получить работы,
чем потрудиться несколько месяцев зря.
Улыбчивые владельцы мелких предприятий стремятся нанимать
людей под честное слово, наобещав разных благ. Когда приходит
пора платить, они разводят руками и жалуются на отсутствие
прибыли. Чем больше денег фирма должна работнику, тем сильнее он
оказывается привязанным к ней, поскольку считает, что в этом
случае больше возможность получить причитающееся.