Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

Этногенез в прошлом, настоящем, будущем

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:





Александр Бурьяк

Этногенез в прошлом, настоящем, будущем

Наброски

bouriac@yahoo.com
1. Введение. 2. Образование этноса. 3. Степени зрелости этноса. 4. Этнос и субэтнос. 5. Этнос и государство. 6. Границы этноса. 7. Качество этноса. 8. Ценность этноса. 9. Ценность этнических особенностей. 10. Этнизм и конфликты. 11. Перспектива этничности. 12. Литература.

1. Введение.

Этнос -- большая самовоспроизводящаяся группа людей, сознающая себя в качестве группы и отличающаяся общим языком и/или общей культурой (религия -- часть культуры) и/или приблизительным родс- твом (общими расовыми признаками) и/или общей социальной органи- зацией. Этносов, вполне обладающих всеми этническими признаками, очень немного. Как правило, у этноса размытые границы (языковые, культурные, расовые, организационные) с соседними этносами. Этническое разделение на "мы" и "они" для многих людей неус- тойчивое: зависит от ситуации и от информационных влияний. Толь- ко более или менее ограниченная часть людей пребывает как бы в центре своих этносов: имеет усреднённые расовые признаки, говорит на основном варианте языка, является носителем характерной куль- туры, предаётся смовоспроизводству в пределах этноса и т. д. Про- чие же занимают маргинальное или пограничное положение в этносе: говорят на диалекте, или пиджине, или языке соседнего народа, яв- ляются полукровками или четвертькровками, воспитаны не вполне в национальной культуре и т. д. Иерархия языковых общностей: языковая семья; языковая группа; язык; диалект. Иерархия культурных общностей: глобальная цивилизация; цивилизация; культура; субкультура. Иерархия кровных общностей: раса; группа народов; народ; племя; род; семья. Иерархия организационных общностей: союз государств; федеративное государство; государство; автономная область; община. Этносы различаются между собой характером объединяющей основы: для одних основным сплочающим фактором является общий язык, для других -- общая культура, в частности, религия, для третьих -- общие расовые признаки, для четвёртых -- общее положение среди других этносов, для четвёртых -- общее государство и т. п. Этносы не только самовыделяются, но и выделяют друг друга, а значит, и частично делают. Они всегда существуют во взаимосвязи, и этническое поведение любого этноса зависит от этнического поведения его соседей. Если в какой-то большой группе людей малая часть их начала эт- низироваться, противопоставлять себя остальным, то прочие члены группы оказываются вынуждены заниматься тем же самым, иначе попа- дут в неблагоприятное положение. На этногенез стало влиять существование более-менее разработан- ного понятия "этнос". Люди, занимающиеся этностроительством, более-менее присматриваются к тому, что написано про этносы. * * * Этногенез продолжается. В случае ухудшения глобальной ситуации (а мы к тому идём: даже до варварства можем дотопать), он усилит- ся. В существовании этносов нет ничего особо плохого: в многооб- разии -- сила. Национальная гордость -- не обязательный атрибут национализма. К примеру, я дурного мнения о белорусскости (и до чёрта навысказывал его), но я -- белорусский националист (умерен- ный, с оговорками: ненавидеть, унижать, вырезать соседние народы не хочу). Групповая солидарность -- это инструмент выживания в неразумном неблагоустроенном мире (= нашем). По какому признаку солидаризоваться -- почти всё равно, и этнический признак -- не (намного) хуже других. * * * Говорят: этнизм отходит в прошлое. Сомневаюсь. И буду старать- ся, чтобы он не отходил. Кстати, мир -- в основном такой, каким мы его делаем, сознательно или нечаянно. Этносы сохранятся, если этого хотеть и что-то для этого делать (впрочем, они сохраняться так или иначе, пусть и не все и не в полной мере). Я консерватор: я очень не люблю что-либо терять, уничтожать, выбрасывать, кроме заведомо вредных вещей (от которых, впрочем, тоже хочется хоть что-то оставить для познавательных и исследова- тельских целей). Я считаю, что к лучшему будущему можно идти не по обломкам прошлого, а сохраняя более или менее всё, что не сильно мешает. Не нужное сегодня может оказаться очень востребо- ванным завтра или через много лет.

2. Образование этноса.

Для формирования этноса из некоторой группы людей нужны границы, препятствующие общению и смешению этой группы с другими группами. Эти границы могут быть физическими (реки, моря, горы), идеологическими (религии и пр.) или государственными. В мире во всякое время существует некоторое количество зароды- шей новых этносов, но большинство этих зародышей до полнокровных этносов не развивается. Этносы, расы, идеологии, культуры, государства, ландшафты изме- няются во взаимосвязи. В этом списке нет явно первичного феномена -- вызывающего своими изменениями изменения прочих феноменов. В качестве первичного может при некоторых обстоятельствах выступать любой из них. Безгосударственный этнос -- это нередко продукт какого-нибудь исчезнувшего государства. Безгосударственный этнос может сложиться и существовать благо- даря тому, что его территория время от времени меняет государст- венную принадлежность. * * * Можно проектировать этнос и потом выстраивать его в соответст- вии с проектом. В принципе можно делать это с пустого места: объ- явить создание нового этноса и потом зачислять в него доброволь- цев. Аналогично можно создавать государство без териритории -- бестерриториальное (в принципе территория государству не нужна, но если оно создано, территорию для него можно добыть). Бестер- риториальное государство -- аналог предприятия; его граждане -- аналог клиентов или пайщиков этого предприятия. Основное препятс- твие такому государственному строительству -- противодействие су- ществующих территориальных государств. Квазитерриторией бестерриториального государства-предприятия может считаться любой участок земли и любое помещение, находящися в его собственности или арендуемые им. Если обширная группа людей считает себя народом, то она народ и есть. Определяющий признак народа -- осознание себя в качестве такового. Другие обычные признаки народа при случае постепенно приобретаются в процессе совместной жизнедеятельности под знаменем идеи этнической общности.

3. Степени зрелости этноса.

Этносы имеют разные степени зрелости, "этничности" (= своеоб- разия + сплочённости). Этнос может долго существовать, и не имея высокой степени зрелости. Степень зрелости этноса -- не показа- тель его качества (см. гл. "Качество этноса").

4. Этнос и субэтнос.

В крупном этносе, занимающем большую территорию, как правило, имеются недорастворившиеся остатки нескольких инкорпорированных прежних этносов и предпосылки для выделения из него новых этно- сов. Субэтнос может быть: находящийся в процессе выделения из включающего этноса; находящийся в процессе слияния с включающим этносом; колеблющийся между слиянием и выделением.

5. Этнос и государство.

Государства бывают моноэтничными и полиэтничными. В наибольшей степени быть самим собой этнос может, лишь имея собственное государство. Этносы, живущие в границах одного государства, могут ценить свою общность в нём. и тогда они образуют полиэтничную нацию. Или же они могут находиться в состоянии готовности выйти из этого го- сударства -- и в этом случае они не образуют нации, а, может быть, пребывают в составе империи -- полиэтнического государства, в ко- тором один этнос (или группа этносов) препятствует выходу другого этноса (или группы этносов) из этого государства. Полиэтничная нация -- это заготовка для формирования большого этноса.

6. Границы этноса.

Этнические границы, как правило, расплывчатые: там, где они должны проходить, имеет место смешение крови, языков, культур. Более чёткими этнические границы бывают там, где начинают соприкасаться ранее не соседствовавшие этносы. Но как только устанавливается соприкосновение этносов, начинается размывание границ между ними. * * * Народ -- это в общем случае не точка в пространстве признаков, а траектория: он изменяется, оставаясь самим собой. И правильнее говорить даже не о траекториях, а об изменчивом этноконтинууме, наложенном на изменчивый расо-континуум и подпирающем изменчивый лингво-континуум, потому что выделение этносов, рас, языков -- это лишь удобное упрощение. Более-менее чёткие границы между указанными сущностями получаются -- и некоторое время держатся -- только в местах их новых соприкосновений, возникающих в основном из-за миграций. * * * Что касается разрезания общечеловеческого "пространственно- временного континуума" на цивилизации, то это вопрос условности. Как надо будет, так и разрежем. Если прижмёт -- договоримся о принципах резания. Думаю даже, что вполне можно параллельно использовать разные разрезания: каждое -- для своих благовидных целей. А вдобавок к этому можно выделять субцивилизации и надци- вилизации. Надо различать теоретическое разрезание общественного контину- ума на цивилизации и политическое сближение и разделение этносов, создающее предпосылки для слияния и дробления цивилизаций. * * * Почему два-три больших государства, бывает, не могут поделить находящееся между ними малое государство: потому что имеется ещё одно большое государство (или несколько таких госдарств), которое не имеет возможности участвовать в дележе из-за отсутствия общей, границы, убедительного повода или чего-то ещё, но которое возра- жает против усиления тех больших государств, какие в дележе участвовать могут, и которое в состоянии оказывать на них давле- ние. Великобритания не имела возможности наращивать свою территорию в Европе (из-за островного положения этой страны не было рядом этнического континуума, который давал бы поводы для аншлюсов и облегчал последующую интеграцию), зато она могла обеспечивать свою безопасность противодействием приращению территорий других государств и поддержкой сепаратистских тенденций в этих государс- твах. Можно сказать, Великобритания ответственна в некоторой степени за то, что в Европе так много мелких государств.

7. Качество этноса.

Показатель качества этноса -- качество жизни составляющих этот этнос людей, обитающих совместно -- сообразно своим этническим представлениям о том, как это надо делать, -- и потенциал сохранения или увеличения этого качества. Степень зрелости этноса -- не показатель его качества: этнос существует не для того, чтобы становится всё этничнее и этничнее, а единственно для того, чтобы обеспечивать жизнь составляющим его людям. Эта жизнь -- первичная ценность, а этнос -- только инстру- мент её обеспечения (правда, эффективный, но хрупкий и потому нуждающийся в бережном к нему отношении). Инструмент можно пере- делывать и менять.

8. Ценность этноса.

Ценность этноса для совокупности других этносов, для человечес- тва, по-видимому, должна определяться как математическая разница полезного и вредного в том, что этот этнос привносит в глобальное общество. Поскольку хоть сколько-нибудь точно замерять полезное и вредное практически невозможно, невозможен и более-менее опреде- лённый ответ на вопрос об относительной ценности этносов. Наверное, более значимым показателем являлась бы УДЕЛЬНАЯ (на душу представителя этноса) ценность этноса, но её тоже затрудни- тельно измерять. Ценность этноса для составляющих его индивидов определяется его способностью обеспечивать им выживаемость и качество жизни. Чем хуже этнос обеспечивает это, тем у индивидов больше соблазн пе- рейти в другой этнос -- индивидуально или всем этносом.

9. Ценность этнических особенностей.

Этнические особенности -- рудименты прошлого, иногда очень далёкого. Соответственно они позволяют это прошлое исследовать в интересах устройства лучшего будущего. Этнические особенности -- это в значительной степени результаты адаптации к специфическим условиям жизни этноса. Если какие-то условия не изменились, утрата соответствующих этнических особен- ностей означает дезадаптацию, ухудшение качества жизни или хотя бы удорожание её. Фонд этнических особенностей -- это набор адаптационных элемен- тов, шире -- набор готовых проверенных вариантов решения различ- ных природопользовательских, социальных, бытовых, гигиенических, медицинских проблем. Эти варианты можно использовать в случае необходимости. Разумеется, некоторые этнические особенности абсурдны и вредны (но, как правило, они абсурдны и вредны не настолько, чтобы при- водить к исчезновению этносов -- если у этносов не меняются усло- вия существования).

10. Этнизм и конфликты.

Распределённость людей по этносам не есть основная или хотя бы существенная причина войн, а есть лишь один из возможных вариан- тов полустихийного разделения человечества на группы, имеющего одной из целей конфликт. Другие варианты разделения: на расы, на религиозные группы, на социальные классы, на территориальные общности и пр. Первопричина войн -- не в том, что люди не одинаковы по некото- рым признакам и группируются по этим признакам, а в том, что, во- первых, людей толкают к взаимной грызне инстинкты (у большинства они сильнее разума, а неудовлетворение их вызывает чувство значи- тельного дискомфорта), а во-вторых, потому что для многих конф- ликт означает очевидные непосредственные выгоды, тогда как смот- реть широко и заглядывать в даль большинство людей не способно -- частью из-за непреодолимой слабости интеллекта, обусловленной генетическим складом, частью из-за ущербного воспитания. Если этносы вдруг исчезнут, конфликты будут происходить не на межэтнических границах, а на каких-нибудь других, причём более интенсивно, чем тогда, когда часть потребности человеков во взаимной грызне реализовывалась на межэтнических границах. * * * Из "Империи евреев": "Человек ведёт себя лучше или хуже в зависимости от условий, в которые его помещают. Помещай еврея в надлежащие условия -- и будешь иметь в нём такого человека, какого хочешь, или хотя бы такого, какой ты сам. Есть два оптимума концентрации евреев в обществе (цифры приблизительные): не более 0.3% и не менее 95%. В первом случае евреи не в состоянии образовать влиятельную группу, во втором -- чувствовать угрозу своему положению. В обоих случаях они ведут себя, как обычные граждане, то есть среднеплохо. При большом упрощении можно говорить о шести возможных этнопси- хологических состояниях еврея (на самом деле -- представителя ЛЮБОГО этноса): 1) состояние значительного рассеяния: меньше 0.1% населения, этническая община невозможна, каждый -- сам по себе; скрывать национальность нет необходимости; этнически смешанные семьи создаются легко; представители этнической примеси охотно выступают на стороне вмещающей нации; 2) состояние тончайшего слоя: 0.1-1% населения, есть возможность собираться вместе, но враждебного отношения со стороны вмещаю- щей нации ещё нет (инородцев воспринимают как диковинку или нюанс); складывается установка на создание этнически однородных семей; 3) состояние тонкого слоя: 2-5% населения; в любой части страны и на любом предприятии уже можно встретить "своих"; в некоторых областях деятельности получается их заметная концентрация, вызывающая беспокойство активистов вмещающей нации; националь- ное по возможности скрывается (хочется выглядеть "как все"); представители этнической примеси неохотно выступают на стороне вмещающей нации; интеллектуалы поддерживают толерантность и рациональность; 4) состояние значительного присутствия: 10-15% населения, в некоторых частях страны и в некоторых областях деятельности -- большинство; резко враждебное отношение со стороны активистов вмещающей нации; развивается и организуется собственный национализм; этнически смешанные семьи создаются с трудом; 5) состояние второй нации в стране: 25-40% населения; можно сражаться с "вмещающими" на равных, имея преимущество лучшей организованности или меньшей стеснённости моралью; собственный национализм процветает, национальное выпячивается, этнически смешанные семьи почти не образуются; интеллектуалы апеллируют к эмоциям и побуждают единокровную человеческую массу к конфликту; 6) состояние большинства в собственном национальном государстве; отношение к этническим меньшинствам -- аналогичное тому, как относятся к рассматриваемому этносу, когда он в меньшинстве. Поскольку доля примешанного этноса в разных частях страны обычно различная, то различным является и этнопсихологическое состояние у постоянных обитателей этих частей страны. Попадание их в местность с другой концентрацией этноса, которому они при- надлежат, может делать неадекватными их поведенческие установки. Положение границ между этнопсихологическими состояниями этноса зависит от степени различности примешанного этноса и вмещающего этноса. Если примешано несколько этносов, реакция вмещающего этноса на любой из них зависит от их совокупной концентрации. Этнос малоконфликтно или бесконфликтно ассимилируется другим этносом (полностью растворяется в нём), если примешивание идёт небольшими порциями, так что концентрация неассимилированных ино- родцев во всякий момент составляет не более 2-5% населения. Если примешать сразу 10-15%, будет конфликт. Интенсивность примешива- ния зависит от характера границы, где этносы соприксаются. Если ни один из двух соприкасающихся этносов не является лидирующим, то каждый из них ассимилирует выходцев из другого, в результате чего оба этноса медленно сближаются в генетическом, языковом и культурном аспектах." "Стремление оценивать человека по его личным качествам, выска- зываниям и поступкам, а не по его национальности, похвально лишь постольку, поскольку является следствием великодушия. Но в прин- ципе оно неправильно. Когда человек чувствует себя частью нацио- нальной группы, он мыслит и действует не совсем так, как когда он выступает сам по себе. Количество переходит в качество. Поэтому еврейство -- это нечто большее, чем совокупность евреев. Причём МНОГО большее. Еврей в отдельности и еврей как часть еврейской общины -- это два разных еврея. Первый может быть очень хорошим человеком (с точки зрения "вмещающего" народа), но когда он при некоторых обстоятельствах начинает чувствовать себя частью еврейской толпы, в нём просыпается такое, о чём сам он прежде мог не подозревать. Это верно не только в отношении евреев, но также в отношении представителей любого более-менее сплочённого народа. Как человек бывает не в состоянии ужиться с другим человеком, так народ бывает не в состоянии ужиться с другим народом. Пребы- вание рядом означает для них страдание и столкновения. Бывает, что уживавшиеся между собой до некоторой поры люди или народы перестают уживаться, потому что со временем изменяются или потому что обстоятельства перестают располагать к уживчивости. И чем дольше длятся трения, тем труднее их погасить. Самое лучшее в такой ситуации -- это разойтись, пока конфликт не обострился. Склонять человека или народ к более толерантному отношению озна- чает требовать, чтобы он отказался от части себя: от каких-то своих качеств. От некоторых качеств, может быть, и следует отка- зываться, но убедить в необходимости этого крайне трудно, особен- но если другая сторона конфликта не хочет, в свою очередь, от чего-то отказываться тоже."

11. Перспектива этничности.

Развитие транспорта и средств связи облегчает переселение людей и их общение на больших расстояниях, единообразит рынок товаров повседневного потребления, снижает значимость местных языков и соответственно ведёт к размыванию границ этносов, уменьшению раз- личий между этносами, слиянию соседствующих родственных этносов в более крупные, растворению малых этносов в больших. Это интегра- ционная тенденция. Но есть и противоположно направленная тенденция -- дезинтегра- ционная: любая территориальная общность, оказавшаяся в выгодном положении, стремится обособиться от других территориальных общностей, чтобы не делиться с ними благами. Иногда намерение обособиться вызывается не сложившимся выгодным положением, а всего лишь возможностью обретения его. Если территориальная общность, стремящаяся обособиться, имеет неизжитое этническое своеобразие, оно идёт в дело, и этнос получает второе рождение. В сегодняшней Европе мы видим это, к примеру, в Каталонии. Если этническая диверсификация в глобальном обществе существен- но уменьшилась в последние столетия, это ещё не значит, что ука- занная тенденция продолжится, то есть, что не достигнута точка равновесия между интегрирующими и дезинтегрирующими факторами. Технические возможности и объёмы работы транспорта и средств пе- редачи данных для непосредственного потребления людьми уже вряд ли значительно возрастут. Объёмы работы, скорее, даже будут сокращаться -- из-за того, что будут нарастать дефицит энергии и конфликтность в глобальном обществе. Объёмы также могут сокра- щаться и из-за рационализации использования транспорта и данных. Если глобальная ситуация значительно ухудшится (а пока что мы к этому уверенно движемся), то деградируют и транспорт, и связь, и сдерживающая инстинкты культура, зато обострится борьба за эле- ментарные блага, так что этнизм снова окажется востребованным. А то даже и трибализм. Недорастворившиеся этносы и племена снова консолидируются, а вдобавок начнут формироваться новые. Не одинаковы природные условия в которых существуют различные этносы. И не одинаковы уровни потребления основных масс людей в различных этносах. Наконец, есть генетически обусловленные этни- ческие особенности, проявляющиеся не только в цвете кожи, но и, к примеру, в пищевых потребностях -- и в значительной степени пред- ставляющие собой адаптации к специфическим природным условиям. Из-за этого сближение образов жизни различных этносов, порождён- ное глобализацией рынка потребительских товаров, может идти только до некоторого предела. Даже автомобили должны быть немного разными для разных местностей, не говоря уже об одежде, обуви, аксессуарах, косметике.

12. Литература.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"