Всем известно, что есть 1) образованные люди, 2) люди, заня-
тые умственным трудом, 3) умные люди, 4) некие интеллигенты. С
пониманием первых двух феноменов больших проблем не возникает,
третий вызывает немалые сложности, четвёртый -- и вовсе камень
преткновения.
Дождаться от интеллигенции чёткого определения понятия "интел-
лигенция" невозможно, потому что чёткое определение понятий для
интеллигенции не только не привычно и затруднительно, но ещё и
сужает возможности зарабатывания ею на жизнь посредством произ-
водства словесной мути.
Можно считать, что интеллигенция начинается там, где кончается
возможность проверять адекватность умопостроений. Что случится,
если ошибётся, к примеру, врач? Пациент, возможно, умрёт. Значит,
врач -- не интеллигент (во всяком случае, в рабочее время). А что
случится, если ошибётся, к примеру, философ? Непосредствено --
НИЧЕГО. Опосредствованно же может, к примеру, государство разва-
литься. Но доказать связь этого события с болтовнёй философа бу-
дет очень затруднительно. Значит, философ -- интеллигент вполне.
Интеллигенция -- это солидарная социальная группа, состоящая из
людей, которые зарабатывают на жизнь и обеспечивают своё влияние
в обществе посредством производства неформальным способом и/или
распространения неверифицируемых знаковых конструкций, и людей,
которые воспринимают такие конструкции в значительном количестве
и строят на их основе свои представления.
Если знаковые конструкции производятся формальным способом, их
можно проверять на отсутствие формальных ошибок.
Если знаковые конструкции производятся на основе конкретных
реальных вещей, а не других знаковых конструкций, можно сопостав-
лять конструкции и реальные вещи и выявлять ошибки.
Если знаковые конструкции непосредственно управляют действиями,
можно судить о качестве этих конструкций по результатам действий.
Если же знаковые конструкции производятся НЕФОРМАЛЬНО, НА ОСНО-
ВЕ ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ и НЕ УПРАВЛЯЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
ДЕЙСТВИЯМИ, они не верифицируемы относительно реальности и могут
выражать совершенно не адекватные реальности представления, кото-
рые в среде интеллигенции воспринимаются, тем не менее, как адек-
ватные, потому что не слишком противоречат другим неадекватным
представлениям, расхожим в этой среде.
Получается, что интеллигенция спорит, горячится, строчит, веща-
ет по преимуществу о своих фикциях и подтравливает этими фикциями
остальное общество, выдавая их за значительные достижения мысли.
Можно говорить об интеллигенции активной (производящей и рас-
пространяющей интеллигентскую муть) и об интеллигенции пассивной
(по преимуществу лишь потребляющей эту муть).
Поскольку больше привлекают внимание фикции претенциозные, яр-
кие, парадоксальные, то кормящиеся фикциями интеллигенты зачастую
намеренно подпускают в свои умопостроения соответствующей чепухи,
которая только усугубляет проблему адекватности. Они поддаются,
так сказать, соблазну безответственности. А если не поддаются, то
попросту не удерживаются на рынке интеллигентских услуг. То есть,
в принципе можно добросовестным образом производить знаковые
конструкции неформально, на основе других знаковых конструкций и
без управления непосредственно действиями, но ты не будешь поль-
зоваться спросом, потому что 1) будешь запаздывать по сравнению с
менее корректными авторами, 2) будешь менее ярок, чем они, 3) бу-
дешь непривычен, 4) окажешься на отшибе (менее корректные авторы
не будут на тебя ссылаться, а будут ссылаться на таких же, как
сами).
Разумеется, в интеллигентском словесном поносе нередко попада-
ются и адекватные знаковые конструкции, представляющие некоторую
ценность и получающиеся хотя бы и случайно, но сложность в том,
что, во-первых, выявление их требует больших усилий, во-вторых,
оно является политически неверным, потому что частично реабилит-
ирует паразитический социальный слой, нуждающийся в радикальной
санации.
Производимые интеллигенцией знаковые конструкции оказывают на
потребляющих их не столько информирующее, сколько ОДУРМАНИВАЮЩЕЕ
действие. Существование интеллигенции обусловлено частью потреб-
ностью людей в обобщённых представлениях и в проповедях, частью
наклонностью их охмуряться информацией.
* * *
Если считать культурой совокупность расхожих обобщённых пред-
ставлений, то можно утверждать, что в любом обществе есть две
культуры: практическая, на которой основывается жизнеобеспечение
общества, и интеллигентская, паразитирующая на практической.
Интеллигентская культура -- это интеллектуальный алкоголь.
Творцы этой культуры -- винокуры, тогда как большинство интелли-
гентов её только "потребляет". Алкоголь -- "тоже еда"; им, вроде,
даже "лечиться" можно, а в некоторых его разновидностях, даже
витамины имеются и некоторые другие полезные вещества. Как среди
алкогольных напитков есть качественное и есть "бормотуха", так и
среди интеллектуального алкоголя есть градации. Интеллигенты --
"интеллектуальные алкоголики" -- потребляют по большей части
интеллектуальную "бормотуху", в которой чем больше мути (аналога
сивушных масел), тем больше шибания по мозгам. Как непьющему или
малопьющему человеку трудно находить общие интересы с алкоголи-
ком, так здравому интеллектуалу трудно находить общие интересы с
интеллигентом.
* * *
У большинства людей, старающихся думать, мышление вязнет в
массе вычурных понятий, запускаемых в оборот интеллигенцией.
Интеллигенция -- вовсе не самая умная часть общества: это всего
лишь часть общества, навязывающая ему свою возню со "смыслами",
потому что ни с чем другим она возиться не хочет и не способна,
а за "смыслами" ей легко прятать свою неспособность в них разби-
раться, поскольку возня эта, как правило, безответственная.
* * *
Распространение интернета имело для человечества существенные
отрицательные последствия: если раньше разнообразие словесных
потоков ограничивалось вместимостью бумажных средств массовой
информации, должных худо-бедно окупаться, то в интернете эти
потоки могут разливаться и множиться практически безгранично и
бесплатно. Если в бумажных СМИ был какой-то отбор авторов, то
интернет принимает ВСЕХ. Между тем, чем шире круг конкурентов,
тем крикливее (= некорректнее) надо быть, чтобы тебя заметили.
* * *
Интеллигенция всегда ратует (на словах, конечно) за такое
общество, в каком у неё будут более благоприятные условия для
паразитирования, и всю её политическую болтовню надо оценивать
именно с этой точки зрения. Поскольку интеллигенции всегда пред-
ставляется, что она недопотребляет и вообще играет не ту роль,
какую должна бы, она всегда ноет о пренебрежении к подлинной
культуре, старается прибиться к власти, а если это не удаётся,
то подбивает честных людей на антигосударственную деятельность.
Интеллигентских фикций нагромождается необъятное множество, так
что разбираться с каждой из них даже в какой-то узкой области
практически нет возможности, и лучше отметать их целиком: отсеи-
вать по признаку происхождения их из слоя интеллигенции.
Везде, где скапливается эта фонтанирующая красивыми словами
мразь, начинаются большие проблемы. Везде, где эту мразь отодви-
гают подальше начинаются большие успехи. В России частичное из-
бавление от "старой интеллигенции" в 1920-х, 1930-х гг. позволило
оживить науку, литературу, создать атомный реактор, прорваться
в космос, наконец, стать сверхдержавой. Распад СССР был следст-
вием того, что накопилась новая интеллигенция и своей мутью в
значительной степени ослабила способность общества думать. В
Германии 1930-х отодвигание и частичное репрессирование интелли-
генции позволило выстроить одно из самых боеспособных обществ в
истории и осуществить рывок в ряде технических областей.
Когда дело доходит до разборок с болтливыми интеллигентами, их
репрессируют скопом, как класс, потому что оценивать особенности
мозгового мусора каждого из них в отдельности -- это практически
невозможно. Устанавливаются некоторые признаки интеллектуального
выродка и далее выметаются все, кто под эти признаки попадают.
* * *
Человек может в рабочее время заниматься вполне корректной
умственной деятельностью, но отдаваться интеллигентской мути в
нерабочее время. Приверженность этой мути обычно сказывается
на профессиональной неинтеллигентской деятельности более или
менее отрицательно.
Интеллигенты локализуются по большей части в безответственных
интеллектуальных профессиях.
Ответственность -- это когда действия некоторым образом прове-
ряются и в случае выявления слишком больших и/или слишком много-
численных ошибок следует урезание дохода, понижение в должности,
увольнение или даже уголовное наказание. Безответственность --
это когда делаешь то, что проверить затруднительно или за что не
получишь наказания, даже если выявится ошибочность действий.
Отряды интеллигенции:
1) творческая интеллигенция: писатели, поэты, литературные
критики, газетные репортёры, публицисты и т. п;
2) преподающая интеллигенция;
3) политиканствующая интеллигенция: активисты всяких партий;
4) комитетствующая интеллигенция: организаторы всяких символи-
ческих мероприятий, координаторы всяких программ, представи-
тели всяких международных организаций;
5) церковная интеллигенция.
В среде творческой интеллигенции на одного добросовестно и
качественно работающего интеллектуала приходится двадцать имита-
торов, путаников, образованных дураков, которые только болтаются
у него под ногами и мешают пристраивать его творческий продукт.
Посредственностями среди них являются только образованные дураки,
тогда как имитаторы и путаники могут быть технически изощрёнными
авторами.
Как невозможно приставить ни к какому ответственному делу
опустившегося алкоголика, так невозможно приставить ни к какому
ответственному делу болтающего интеллигента: он будет торчать в
интернете, отвлекать коллег на посторонние дискуссии, раздувать
какие-нибудь частности, становиться в красивые позы, читать
лекции про жидомасонов, инопланетян, психотронное оружие, тайны
египетских пирамид, туринскую плащаницу и т. п., а главное -- при
первой возможности сбежит в какой-нибудь интеллигентский "центр",
где вместе с себе подобными сможет кормиться именно болтовнёй.
* * *
Интеллигенция любит примазываться к успехам интеллектуалов,
занятых практической деятельностью (выдавать их достижения за
достижения культурного слоя вообще), хотя на самом деле она не
только не помогает им, но даже мешает -- оттягиванием на себя
внимамния и ресурсов.
* * *
С интеллигентами та же проблема, что и с алкоголиками: для
оздоровления общества надо их куда-то отправлять, откуда они
уже не смогут вонять своими размышлизмами. Заниматься полезным
интеллектуальным трудом большинство активных интеллигентов не
хочет и не в состоянии, заниматься неинтеллектуальным трудом --
тем более. Если просто закрывать их кормушки, начинаются вопли
о гонениях на культуру, свободу слова, общественные организации
и т. п. Обычно власти подкупают часть интеллигенции, чтобы та
разглагольствовала в их пользу. Это позволяет кое-как удерживать
бразды правления, но не позволяет решать сложные проблемы общес-
тва, потому его что мыслительная способность стопорится обильной
интеллигентской болтовнёй.
Великие практики -- Ленин, Сталин, Гитлер и др. -- знали цену
интеллигентов и не очень с ними церемонились. Если ситуация не
позволяет прибегнуть к массовым репрессиям в отношении интелли-
генции, нейтрализация её охмуряющего воздействия становится
делом большой сложности. Получается замкнутый круг, который сам
собой разорвётся только в случае катастрофы.
Чтобы справиться с этой сложностью, надо для начала чётко осо-
знать, что активный интеллигент -- это, как правило, социальный
паразит (халтурщик мысли, в лучшем случае образованный дурак или
путанник), который, эксплуатируя своё сходство со здравыми
интеллектуалами, подрывает способность общества к умственной
деятельности, а значит, наносит ущерб и всем прочим способностям
общества.
* * *
Очень критичным было отношение к российской интеллигенции у
А. П. Чехова:
"Под флагом науки, искусства и угнетаемого свободомыслия, --
пишет он Плещееву, -- у нас на Руси будут царить такие жабы и
крокодилы, каких не знавала даже Испания во времена инквизиции.
Вот Вы увидите! Узость, большие претензии, чрезмерное самолюбие
и полное отсутствие литературной и общественной совести сделают
своё дело. Все эти Гольцевы и Ко. напустят такой духоты, что вся-
кому свежему человеку литература опротивеет, как чёрт знает что,
а всякому шарлатану и волку в овечьей шкуре будет где лгать,
лицемерить и умирать 'с честью'." (Бердников Г. П. "Чехов", стр.
156)
По поводу интеллигентских претензий на то, чтобы считаться
самым правильным и самым обнадёживающим слоем общества Чехов
ввысказался так:
"Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Фарисейство,
тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и
кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодёжи...
Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам,
ни к мясникам, ни к учёным, ни к писателям, ни к молодёжи. Фирму
и ярлык я считаю предрассудком." (там же, стр. 178 )
О французском литераторе Бурже и ему подобных Чехов выразился
следующим образом:
"...они заставляют Францию вырождаться, а в России они помогают
дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интел-
лигентами." (там же, стр. 225)
Бесконечно и безответственно болтающей интеллигентской шушере
Чехов противопоставлял людей типа Н. М. Пржевальского -- исследо-
вателя Центральной Азии:
"Их личности -- это живые документы, указывающие обществу, что,
кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от
скуки неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации,
развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба,
что, кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов,
либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди
подвига, веры и ясно осознанной цели." (там же, стр. 174)
...............................................................
...............................................................
Литература:
Бердников Г. П. "Чехов", М., "Молодая гвардия", 1978.