Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

Мераб Мамардашвили как отравитель русскоязычных мозгов в подрывных целях

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Мераб Мамардашвили как отравитель
русскоязычных мозгов в подрывных целях

bouriac@yahoo.com
Мамардашвили
Мераб Мамардашвили (1930-1990) -- абсурднутый охмуритель-пу- тальщик, обильно плодивший словесную муть и на этом основании выдававший себя за философа. Философом он таки и считается -- у интеллектуально покалеченных интеллигентов-абсурдистов, подсевших на его охмурню. * * * В Википедии статья о Мамардашвили на грузинском языке в три ра- за короче статьи о нём на русском языке, но это может быть от то- го, что грузины не любят пользоваться интернетом и/или вообще народ ленивый и не особо культурный, а не от того, что им хватает здравого смысла не забивать свои мозги и своё интернет-пространс- тво ерундой. Ещё одно возможное объяснение: у грузин всяких там умничающих -- как собак нерезаных, так что подробно кропать про каждого производителя зауми -- работа немеряная. * * * Если сравнить объём англоязычных, немецкоязычных, франкоязычных и т. п. статей о Мерабе Мамардашвили с таковыми, к примеру, о Карле Марксе, Фридрихе Ницше, Карле Поппере, Конраде Лоренце, то напрашивается подозрение, что Мамардашвили -- инструмент подрыв- ного внутрироссийского применения, а в западном культурном прост- ранстве он на фиг особо не нужен и поддерживается там чуть-чуть на плаву в основном для того, чтобы русскоязычные искатели супер- мудрости не просекали, на какую чушь их "разводят" аки лохов. Кстати, об указанных выше авторах (Карл Маркс и др.) хотя бы можно сказать, что бывает в основном понятно, о чём они пишут. Но для мамардашвильнутых это, наверное, означает что в философичес- ком отношении упомянутые писатели против Мамардашвили -- как мальчики против мужчины. * * * Мамардашвили -- земляк Сталина (родился в Гори), но в этом нет состава преступления. Водился в основном с евреями: Эрнестом Неизвестным, Александром Пятигорским, Григорием Щедровицким и пр. Сам был, скорее всего, без еврейской примеси, а только имел еврейский склад мозгов. В 1954-1957 гг., учась в аспирантуре МГУ, участвовал в работе логико-методологического семинара, которым руководил Александр Зиновьев. В 1957 г. устроился редактором-консультантом в журнал "Вопросы философии" и начал публиковать в этом журнале свои статьи. В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию "К критике гегелевс- кого учения о формах познания" и вступил КПСС. В 1961 г. Международным отделом ЦК КПСС (!) был послан в Прагу на работу в журнале "Проблемы мира и социализма" на должности завотделом критики и библиографии. Ездил с какими-то заданиями в Италию, ФРГ, ГДР и на Кипр. В 1966-1969 гг. трудился завотделом в Институте международного рабочего движения АН СССР. В 1968-1974 гг. стал заместителем главного редактора журнала "Вопросы философии". В 1970 г. защитил докторскую диссертацию "Формы и содержание мышления". В 1970-1971 гг. читал лекции для иностранных студентов Инсти- тута общественных наук при ЦК КПСС. В 1980 переехал в Тбилиси и стал "работать" в должности главно- го научного сотрудника В Институте философии АН Грузинской ССР. С 1987 г. снова стал ездить за границу (Италия, Франция, США, Великобритания) для чтения лекций и участия в конференциях. Помер в аэропорту Внуково от сердечного приступа. * * * Забавно то, что мутегон Мамардашвили в молодости ошивался в ЛОГИЧЕСКОМ кружке аж самого Александра Зиновьева. Ну, может, у Зиновьева в то время была не совсем правильная логика: не класси- ческая, а какая-нибудь многомерно вывернутая на манер ленты Мёбиуса. Зиновьев потом прочухался от неё, а Мамардашвили так и застрял в вывертах. * * * Самое пикантное: Мамардашвили почти не оставил письменного на- следия. Якобы из подражания Сократу и потому что в СССР его всё равно не публиковали (якобы по идеологическим соображениям), а только разрешали читать лекции, в том числе в институте, который при ЦК КПСС. Зато Мамардашвили много трепался перед микрофонами и видеокамерами. Думается, что мамардашвилевы работы не печатались в СССР не потому, что не вписывались в марксизм или проповедовали какую-то альтернативную идеологию, а потому что кому-то хватало соображе- ния оценивать их как совсем уж муть, рядом с которой даже марк- сизм-ленинизм смотрелся образцом корректной мысли, работающей на благо общества. * * * Вроде, удалось, наконец, выяснить, в каком роде войск служил отец Мераба и до какого звания дослужился: "Его отец Константин Николаевич Мамардашвили (1902-1970) был кадровым военным. После окончания Военно-политической академии в Ленинграде в конце 30-х годов он был направлен на Украину, внача- ле в Киев, а затем в Винницу, где его сын пошел в школу. (В годы войны он был комиссаром стрелковой дивизии и вышел в отставку в звании полковника.)" Короче, партработник чутьвышесредней руки. Прежде у меня имелось подозрение, что этот отец был коллегой отца Джермена Гвишиани или близко к тому: за просто так в номен- клатуру ЦК КПСС обычно не попадала даже очень способная молодёжь, потому что к 1950-м привилегированный слой в СССР уже худо-бедно сложился и слежался -- и даже начал местами загнивать. А команди- ровка Мераба на 5 лет в Прагу говорит о том, что он был очень даже в номенклатуре. (Правда, похоже, его потом оттуда комиссова- ли -- по состоянию головного мозга... Но на завод к станку ведь не отправили, а пристроили к другой кормушке.) Например, я могу позволить себе спокойно признаться, что мой отец служил 3 года в зенитной артиллерии и дослужился от рядового только до младшего лейтенанта, чем сильно меня подвёл, а Мераб Мамардашвили что-то подозрительно скромничал. Можно ли назвать замполитского полковничьего сына, предавшего Советскую власть, ещё одним обожравшимся элитным выкормышем -- или для этого надо, чтобы папочка был не меньше, чем генералом? Не знаю, случай спорный, пограничный. * * * Ясное дело, что западоиды стали обхаживать и вывозить за грани- цу всяких там мамардашвили в конце 1980-х, чтобы сделать их аген- тами влияния и как таковым набить цену ("международное признание" и всё такое) в глазах невыездного советского плебса, извёвшегося от тоски по недоступным забугорным далям и благоговейно восприни- мавшего печать западной благодати на всяком, кто даже не то, что пришёлся на Западе ко двору, а хотя бы просто съездил туда. Но данный конкретный Мамардашвили, скорее всего, был больше оценён не как возможный пропагандист западных ценностей, а как путаль- щик, способный связывать своей мутью и соответственно нейтрализо- вывать интеллигентские мозги, чтобы доверчивые и политически неопытные советские человеки не допёрли, чем могут закончиться горбачёвские инновации и ельцинские обещания. Впрочем, имелись у Мамардашвили и вполне антикоммунистические высеры поливы, которые тоже были в струю и окупали вывоз сабджекта за бугор: "Суть коммунизма -- быть бесчеловечным." "Коммунизму неотъемлемо присуще варварство, это царство жесто- кости и кровожадности, где дети доносят на родителей и брат душит брата. Пытаться придать коммунизму человеческое лицо -- это мошенничество, еще одна ложь, надувательство, которое поглотит всех неизлечимых дебилов." * * * Не исключено, что Мамардашвили был не благонамеренным мегапу- танником, а хитрозачёсанным шарлатаном типа Гегеля. Это предполо- жение напрашивается при чтении всяких мамардашвилевых хохм, вроде следующих: "Ни один эмпирический, жизненный акт не является полным, не завершает смыслов жизни. В самой жизни никакие смыслы не завер- шаются. Вообще во времени ничего не кончается и не выполняется." "Можно сказать так: рефлексия над сознанием находится в каком- то состоянии, которое не является содержанием самой этой рефлек- сии, а является постоянной неустранимой добавкой к любому такому содержанию, не входя в него. То есть в каждый данный момент ре- флексия находится в таком состоянии, которое само ею не ухватыва- ется, и то, что оно не ухватывается, есть состояние сознания." "Нам необходимо понять состояние сознания как формальное поня- тие не в смысле противоположности содержанию, а в смысле незави- симости от любого мыслимого содержания." "Если рассуждать, что можно быть моральным ради пользы, то это не моральное суждение. В нем будет отсутствовать феномен морали, который можно только видеть (или не видеть). Причем в состоянии, как я уже говорил, ясной отрешенности, когда у нас появляется шанс увидеть, что мораль вообще, в принципе не имеет эмпирических оснований, она по определению бескорыстна. Если мы вносим какие-то причинные определения, то неизбежно разрушаем феномен морали, так как вносим эти определения актом, не являющимся актом мышления. Тогда мы не мыслим." Я полагаю, что не так уж трудно создать компьютерную программу, которая будет генерировать квазифилософские высказывания вроде приведенных выше. * * * У любителей охмуряться как бы философией тексты от этого Мамар- дашвили -- наверное, аналог высококачественного коньяка у тех, кто такое потребляют (я не из их числа, но вообразить таки могу): хватанул дозу побольше -- и лежишь несколько часов в счастливой отключке от нашей трудной реальности. * * * Мамардашвили много работал над пониманием феномена философии: "определял" её и так, и этак. Сложность, догадываюсь, состояла в том, что надо было хорошо смотреться относительно определения самому, то есть, выглядеть не безответственным никчемным треплом, а суперинтеллектуалом, спецом по тончайшим нюансам мысли и жития-бытия. * * * Собственные показания сабджекта ("Мой опыт нетипичен"): "Я предпочитал зарабатывать хлеб работой в журналах, а не свои- ми философскими статьями или взглядами. Я считал, что мое дело -- философия, я не могу, чтобы мой труд кем-то планировался или кто- то о нем судил с позиций, где есть какие-то критерии, внешние тому, что я могу подумать или придумать, если повезет. В филосо- фии -- я имею в виду. Я философское животное, и так было всю жизнь. Но при этом у меня не было, повторяю, никаких реформаторс- ких претензий к обществу. Я не собирался ни марксизм улучшить, ни общество." "Я никогда не разделял идеологию дела. Не строил никаких социа- листических и социальных проектов." То есть, ему всего лишь нравилось облегчаться своей никчемной заумью на интеллигентские мозжишки, тем более что находилось немало желающих подставиться. На самом деле даже очень сложные и очень отвлечённые рассужде- ния должны в конечном счёте работать на жизнеобеспечивающий прак- тический результат, иначе они -- пустые извращенческие развлече- ния в часы досуга: что-то на уровне игры в домино. * * * Мамардашвилиева ахинея плохо воспринимается даже при медленном чтении, по этому не представляю себе, как можно было хватать та- кое налету -- на слух. Подозреваю, что большинство восторженных слушателей Мамардашвили упивалось своим интеллектуальным превос- ходством, если понимало хотя бы приблизительную тему высказыва- ний. * * * Когда в 2001 г. Мамардашвили ставили памятник в Тбилиси, случи- лись какие-то уличные столкновения, на идеологической почве. Чем там были недовольны горячие грузины в данном случае, я ещё не выяснил. В страшное советское время можно было делать много чего филосо- фического и нужного обществу, не вступая в явный конфликт (или вообще не вступая в него) с марксизмом-ленинизмом: творить "фило- софию техники", "философию архитектуры", "философию здоровья" и т. п. "Идеологическими цепями" оправдывались бездари, а некоторые из них вдобавок специально нарывались, потому что, будучи недоста- точно способными для самоутверждения и зарабатывания на жизнь через полезный креатив, они стремились достигать того же самого через антисоветизм. Чтобы соблюсти советский политес, было достаточно вставить в предисловие или введение более-менее подходящие 3-4 цитаты из Маркса, Энгельса и/или Ленина (со ссылками на собрания их сочине- ний), а дальше пиши почти как хочешь. Тем более что на 3-4 цитаты удаётся, как правило, отыскать толковое даже у указанных товари- щей, чего уж там: халтурщиками или бездарностями они в общем-то не были. * * * Борьба с инакомыслием и борьба с деструктивностью -- это немно- го разные вещи. Инакомыслящие бывают следующих видов: - ушедшие вперёд от основной массы; - отстающие от основной массы; - уточняльщики, лезущие в нюансы, которыми большинство пренебрегает; - пренебрегающие нюансами, на которые обращает внимание большинство; - смотрящие более широко, чем основная масса; - смотрящие более узко, чем основная масса; - иначе, чем большинство, расставляющие акценты и/или иначе, чем большинство, определяющие порядок расположения либо следования чего-нибудь; - предлагающие альтернативу, которая, возможно, не менее эффек- тивна, чем то, что принято большинством; - благонамеренные путальщики, которые сначала запутались сами, но не поняли этого и путают других -- с благими намерениями; - имитаторы (они же шарлатаны), желающие выглядеть особо особо продвинувшимися в умственном развитии и постижении жития и бытия и что-то на этом заработать; - сознательные деструкторы, имеющие целью нейтрализацию общест- венного интеллекта и разрушение существующего общественного порядка. Возможные причины инакомыслия: - умственное недоразвитии; - умственное переразвитие; - образование ниже среднего; - особо хорошее образование; - моральное уродство; - моральная тонкость; - психическая болезнь; - нарушенность мышления; - заграничное влияние. Разные инакомыслящие заслуживают разного отношения. Сказать о человеке, что он инакомыслящий, -- значит не сказать о нём почти ничего. Инакомыслия хватает в любом обществе. Чаще всего людям нет до него дела -- по той простой причине, что оно им не мешает и что нет времени выяснять, есть ли оно и какое. Не шибко размашистое конструктивное инакомыслие худо-бедно це- ится даже в консервативном обществе, потому что всё время появля- ютмя какие-то проблемы и их надо решать, а для этого нужны чутьвышесредние мозги и свежие идеи. С инакомыслием борются, когда от него исходит угроза положению дел, считающемуся приемлемым, либо помеха желательным изменениям и/или когда есть недоудовлетворённая естественная потребность кого-то погрызть всё равно по какому поводу. * * * Мераб Мамардашвили как инакомыслящий сначала относился, скорее всего, к разряду благонамеренных путальщиков и/или имитаторов, а когда в конце 1980-х стал таскаться за бугор на деньги принимаю- щей стороны, то вдобавок к типу сознательных деструкторов. Уточ- няльщиком его можно было бы назвать, если бы он аккуратнее подхо- дил к представлению материала. При том же подходе, который имел место, люди после их обработки мамардашвилизмами покидали сеансы духовной связи с "гением" не усиленные знанием важных деталей, а охмурённые потоком зауми. После регулярного охмурения в течение длительного времени они уже были не в состоянии заниматься нор- мальным трудом типа инженерного, врачебного и т. п., зато получа- ли шанс сделать карьеру тоже-охмуряльщиков: "философов", "экспер- тов", авторов псевдоисследований в области какого-нибудь "струк- турализма" с бесструктурными со скрытоструктурными текстами на выходе. Особенность действительного думальщика: он хотя бы отдаёт себе отчёт, в том, на какие темы выражается. Своё понимание этих тем он запечатлевает в названиях текстов, их разделов и подразделов. Чем корректнее работа мышления, тем структурированнее текст на выходе: в нём есть не только разделы и подразделы, но также выде- ленные определения, списки, таблицы, а то и схемы. Теперь поищите что-нибудь этакое у Мамардашвили. О да, местами у него таки можно обнаружить структуру: лекция 1, лекция 2, лекция 3 и т. д. * * * У особо ценных, особо полезных идей, как правило, имеются две особенности, большинством культурных людей более-менее сознавае- мые: 1) эти идеи трудноваты для понимания, 2) они несколько рас- ходятся с тем, что уже есть в головах у "потребителей" (а не яв- ляются продолжением или, скажем, обобщением). Квазифилософы-ими- таторы, гонящие свою чепуху, обеспечивают наличие у неё этих особенностей: выражаются мутно и сыплют как бы парадоксами, из-за чего у образованцев возникает сильное впечатление, что эта чепуха -- самое то, чего им остро не хватало для понимания себя и мира и для счастья вообще. ................................................................. .................................................................

Литература

M.K.Мамардашвили, А.М.Пятигорский "Символ и сознание. Метафизи- ческие рассуждения о сознании, символике и языке". M.K.Мамардашвили "Эстетика мышления". M.K.Мамардашвили "Мой опыт нетипичен" (беседа с Пилар Бонэт, 1988).

Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Деев "Я – другой 3"(Боевая фантастика) Д.Маш "Тата и медведь"(Любовное фэнтези) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Демьянов "Горизонты развития. Адепт"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези) Т.Сергей "Дримеры 3 - Сон Падших"(ЛитРПГ) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) Н.Жарова "Выжить в Антарктиде"(Научная фантастика) Н.Ручей "Керрая. Одна любовь на троих"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Короли долины Гофер. Светлана ЕрмаковаСоветник. Готина ОльгаВерь только мне. Елена РейнНочь Излома. Ируна БеликСекреты старой феи. Анетта ПолитоваКурортный обман. Рай и гад. Надежда МамаеваОсколки судьбы. Александра ГриневичЧистый лист. Кузнецова ДарьяВедьма на пенсии. Каплуненко НаталияЭкс на пляже. Вергилия Коулл / Влада Южная
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"