1. История "масонской версии".
2. Функция "масонской версии".
3. Критика "масонской версии".
4. Критика критики "масонской версии".
5. Феномен заговора.
6. Значение "масонского заговора".
7. Евреи в российском масонстве.
8. Выводы.
Решающую роль евреев в организации Октябрьской революции
никто не берется опровергать. Ее просто замалчивают. Иначе дело
обстоит с местом евреев в февральских событиях 1917-го года.
Существует гипотеза, что Февральская революция была следствием
заговора российских масонов не без участия и масонов заграничных.
Существует также гипотеза, что российские масоны были "жидомасо-
нами", то есть либо сами в значительной части принадлежали к
еврейству, либо находились под его существенным влиянием.
О масонском заговоре черносотенные газеты много писали еще
до 1917-го года. В "большую литературу" его протащил, наверное,
Г. Катков (книга "Россия в 1917 г. Февральская революция").
Масонскую версию Февральской революции энергично пропагандиро-
вал также Г. Аронсон (кн. "Россия накануне революции: Историчес-
кие этюды. Монархисты, либералы, масоны, социалисты.").
Основные первоисточники сведений о русском масонстве начала
20-го века таковы:
1. Воспоминания С. П. Мельгунова "На путях к дворцовому
перевороту: заговоры перед революцией 1917 года", Париж,
1931.
2. Воспоминания И. В. Гессена "В двух веках. Жизненный отчет",
Берлин, 1937.
3. Три письма Е. Д. Кусковой, опубликованные с купюрами в книге
Г. Аронсона "Россия накануне революции: Исторические этюды.
Монархисты, либералы, масоны, социалисты", Нью-Йорк, 1962.
4. Воспоминания А. Ф. Керенского "Россия и поворотный пункт
истории", 1965.
5. Интервью известного меньшевика Б. П. Николаевского с меньше-
виками Чхеидзе и Гальперном, взятое в 1920-м, опубликованное
Л. Хаймсоном в статье "Проблема социальной стабильности в
городской России: 1905-1917" в журн. Slavic Review, номер 1,
1965.
6. Документы двух масонских лож, опубликованные Б. Элькиным
в журн. The Slavonic & East Euroрean Review. 1966, Лондон,
том 44, номер 103.
7. Отрывок из воспоминаний кн. В. А. Оболенского "Моя жизнь
и мои современники", опубликованный Натаном Смитом
в ст. "Роль русского свободного масонства в Февральской
революции: еще одно (отрывочное) свидетельство"/ Slavic
Review, 1968, номер 4.
8. Документы департамента полиции о масонах, хранившиеся в
Центральном государственном архиве Октябрьской революции
выявленные А. Я. Аврехом и цитируемые им в кн. "Масоны
и революция", М., 1990.
Основные публикации, в которых развивается версия "масонского
заговора":
1. Катков Г. "Россия в 1917 г. Февральская революция".
2. Аронсон Г. "Россия накануне революции: Исторические этюды.
Монархисты, либералы, масоны, социалисты.", Нью-Йорк, 1962.
(еще раньше -- статья этого автора в газ. "Новое Русское
Слово", окт. 1959).
3. Яковлев Н. Н. "1 августа 1914", М., 1974.
4. Старцев В. И. "Революция и власть", М., 1978.
5. Ушкуйник В. "Памятка русскому человеку": парадоксы истории",
Нью-Йорк, "Политическое воспитание", 1982.
Можно предположить, что "масонская версия" Февральской рево-
люции эпизодически обсуждается не потому, что некоторые историки
ищут истину, а потому что она выполняет некоторую социальную
функцию.
Вопрос о роли российских масонов в подготовке Февральской
революции 1917-го года -- по-видимому, первая линия обороны
великой тайны о еврейском происхождении Октябрьской революции.
Антисемиты с радостью хватаются за "масонскую версию", стремясь
доказать, что евреи повинны не только в октябрьских событиях
1917-го года, но и в февральских тоже. Тем, кто поддается на эту
провокацию, сначала надо убеждать, что масонство заметно влияло
на тогдашние мероприятия оппозиции, потом надо обосновывать, что
масонство представляло собой "жидомасонство". А это сегодня,
по-видимому, невозможно ни убедительно обосновать, ни убедительно
опровергнуть. Неопытные искатели истины увязают в дискуссиях, а
большего и не требуется.
Между тем, у евреев к 1917-му году были, кроме масонства и
ВКП(б), также и вполне действенные чисто еврейские организации:
"Бунд" и т. п.
Помимо русского масонства, существовали также мощные масонские
организации во Франции, Великобритании, США. Там тоже что-то ду-
мали о России, принимали в отношении неё какие-то меры. Некоторые
российские "общественные деятели" были членами заграничных лож
(гл. образом французских).
Основные критики версии о "масонском заговоре":
1. Черменский Е. Д.: кн. "IV Государственная дума и свержение
царизма в России", М., 1976.
2. Игрицкий Ю. И.
3. Иоффе Г. З.
4. Минц И. И.: ст. "Метаморфозы масонской легенды" // журнал
"История СССР", 1980, номер. 4.
5. Соловьев О. Ф.: кн. "Обреченный альянс", М., 1986.
6. Аврех А. Я.: кн. "Масоны и революция", М., Политиздат, 1990.
С версией "масонского заговора" боролись как с позиции здравого
смысла, так и с позиции "марксизма-ленинизма". Соловьев О. Ф.
("Обреченный альянс", стр. 201): "Сторонники масонской легенды
практически отвергают марксистско-ленинскую концепцию развития
революционного процесса в России." Однако в "марксистско-ленин-
ский" период в СССР трогать "масонскую версию" было нежелательно,
поскольку напрашивался переход от нее через "жидомасонов" к важ-
ной роли евреев в Октябрьской революции 1917-го года.
Главный критик "масонской версии" с позиции здравого смысла --
Арон Яковлевич Аврех (1915-1988), чья вполне добросовестная книга
"Масоны и революция" издана в 1990-м году тиражом целых 150 тыс.
экземпляров (то ли КПСС использовала последнюю возможность пока-
зать нееврейское происхождение своей власти, то ли еврейская
общественность использовала первую возможность дистанцироваться
от разрушителей Российской империи).
Мнение Авреха (стр.342): "Вывод о масонах как quantite neglige-
able (ничтожная величина) в предфевральских, февральских, пост-
февральских событиях 1917 г. останется неизменным. Чего не было,
того не было."
А может, все-таки было?
Аргументы Авреха против "масонской версии":
1. Отсутствие в документах департамента полиции сведений
о деятельности "политических масонов" в 1910-1917 годах.
2. Признание масона Некрасова Н. В. о незначительности влияния
организации масонов на события в феврале 1917-го.
3. Нежелание Керенского А. Ф. и Кусковой Е. Д. сообщать
подробности о своей масонской деятельности даже через много
лет после революции.
4. Незначительность числа масонов в составе Временного
правительства (30%).
5. Формирование Временного правительства не по решению масонов.
Мы не будем оспаривать факты, приведенные А. Я. Аврехом, но
оспорим выводы из этих фактов.
1. Насчет отсутствия свидетельств о политических масонах в доку-
ментах департамента полиции Аврех утверждает (стр.338): "Созда-
лась совершенно парадоксальная ситуация -- каждый шаг прогрессис-
тов Ковалевского и Коновалова, кадета Некрасова, эсера Керенско-
го, меньшевика Чхеидзе тщательно фиксировался и освещался (с
какой степенью достоверности -- это другой вопрос), а о масонах
Ковалевском, Коновалове и т. д., их масонской деятельности
департамент полиции не имел ни малейшего представления, хотя
считал того и другого масонами. Это могло иметь место только по
одной причине: как масоны эти лица себя никак не проявляли."
А как они могли себя проявить в качестве масонов? Сам же Аврех
пересказывает откровение Кусковой (стр. 28): "Весь масонский
ритуал -- фартуки и прочее -- был отменен. Посвящение состояло
лишь в клятве об абсолютном молчании."
Далее, помимо незамеченных "политических масонов", у охранного
отделения было много и других больших проколов: непредотвращенные
убийства высокопоставленных лиц (П. Н. Столыпина, великого князя
Сергея Александровича и пр.), неразоблаченные руководители
большевистского подполья (Л. Б. Красин) и т. п.
Охранка пропустила столько всякого существенного, что организа-
ция "Масонство народов России" среди этого прочего -- лишь малая
часть. Сам факт Февральской революции показывает недостаточность
охранной службы в Российской империи.
2. Мнение масона Некрасова, разделяемое и Аврехом (стр. 144):
"...переходя к роли масонства в февральской революции, скажу
сразу, что надежды на него оказались крайне преждевременными,
в дело вступили столь мощные массовые силы, особенно моблизо-
ванные большевиками, что кучка интеллигентов не могла сыграть
большой роли и сама рассыпалась под влиянием столкновения
классов. Но все же некоторую роль масонство сыграло и в период
подготовки февральской революции (...) когда оно помогло объеди-
нению прогрессивных сил под знаменем революции."
Конечно, непосредственная мощность масонской организации ока-
залась ничтожной по сравнению с "массовыми силами", но и в
транзисторе малые электрические токи управляют очень большими.
Можно согласиться, что после начала Февральской революции
масонская организация перестала что-то значить (но не личности,
состоявшие в масонах), но кто разрушал механизм сдерживания
"масс"?
3. Аврех: "Почему, спрашивается, ("Масоны и революция", стр. 196)
Кускова и Керенский так настаивали на сохранении тайны своей ор-
ганизации под совершенно несостоятельными предлогами, тогда как
на самом деле она целиком уже стала достоянием истории? По-види-
мому, в истории все дело. Они боялись предстать перед ней в смеш-
ном виде, а это непременно произошло бы, если бы они подробно
рассказали, чем занимались и кто входил в эту секретную организа-
цию, в деятельности которой на самом деле не было не только
ничего секретного, но и чего-либо значительного."
Но находятся и другие объяснения их неразговорчивости.
Во-первых, Кускова и Керенский были всю жизнь политическими
позерами, и заявления о владении тайнами и о моральной обязан-
ности сохранять их были частью их роли, их способа держаться на
плаву -- и в те времена, когда они делали политику, и в те,
когда они кормились воспоминаниями.
Во-вторых, масонские программы якобы рассчитаны на сотни лет,
и "достоянием истории" на протяжении жизни одного человека они
никак не становятся. Наверняка российские "политические масоны"
столетних программ в начале века не формулировали, но представля-
ется сомнительным, чтобы Керенский, Кускова и др. после эмиграции
за границу не имели контактов с западными "коллегами", и те не
вписали их деятельности в свой "процесс".
4. Во Временном правительстве первого состава масонами были
всего три человека из десяти: Керенский А. Ф., Некрасов Н. В.,
Коновалов А. И. Они оказались там случайно? Чушь!
Попали они туда, возможно, не по решению масонского органа,
но членство в масонской организации способствовало тому, что они
стали значительными фигурами (иначе зачем оно было им нужно?).
После того, как черносотенная пресса до 1917-го года столько
написала о "масонском заговоре", одной лишь принадлежности
масонству было достаточно, чтобы сделать человека в глазах
либералов большим политическим деятелем.
Прочие члены первого состава Временного правительства: кн.
Львов Г. Е., Милюков П. Н., Гучков А. И., Терещенко М. И., Львов
В. Н., Шингарев А. И., Мануйлов А. А., Годнев И. В. Из них
Терещенко -- большой друг Некрасова, попал в правительство по его
рекомендации. Милюков тоже много общался с масонами и, согласно
аргументам Авреха, именно он вставил Терещенко в список министров
с подачи Некрасова. А князь Львов был, по данным Авреха, под
пятой у Керенского.
У Авреха (стр. 175): "Масон Некрасов, воспользовавшись случаем,
протащил в министры своего личного друга, а не тайного кандидата
тайных масонов." А как же "скажи мне, кто твой друг, и я скажу,
кто ты"? Можно тесно сотрудничать с масонами, быть больше масо-
ном, чем сами масоны, но в то же время отказываться от вступления
в ложу. Если не-масон Терещенко был большим другом масона Некра-
сова -- настолько большим, что тот затащил его в правительство --
то практически он был масон. Одни для оригинальности становятся
масонами, другие для оригинальности ими не становятся -- когда
вокруг сплошь масоны.
Из воспоминаний В. Д. Набокова, управляющего делами Временного
правительства (цит. по кн. Авреха, стр. 166): "Тяжелое впечатле-
ние производило на меня и отношение кн. Львова к Керенскому (...)
часто было похоже на какое-то робкое заискивание."
Касательно отношений Милюкова с масонами Аврех цитирует письмо
масонки и видной кадетки Е.Д. Кусковой (стр. 29): "П. Н. Милюков,
осведомленный об этом движении, в него не вошел: 'Я ненавижу вся-
кую мистику!' Но много членов к.-д. партии к нему принадлежали.
Но так как Милюков был в центре политики, его осведомляли о
постановлениях конгрессов [масонских -- А. Б.]. Иногда и сам он
прибегал к этому аппарату: надо, дескать, провести через него
то-то и то-то."
Далее заметим, что те, кто категорически не приемлет масонство,
но много общается с масонами (Гучков, кн. Львов), вполне могут
быть манипулируемы ими через тенденциозно подаваемую информацию.
Вот и получается, что Временное правительство было вполне
масонское, несмотря на некоторые детали.
5. По Авреху, список членов Временного правительства был наспех
составлен в начале марта 1917-го уполномоченным на то "обществен-
ностью" Милюковым не без влияния тех списков, которые ходили по
рукам с 1915-го года. Аврех цитирует В. В. Шульгина (стр. 172):
"Между бесконечными разговорами с тысячью людей, хватающих его за
рукава; принятием депутаций; речами на нескончаемых митингах в
Екатерининском зале; сумасшедшей ездой по полкам (...) Милюков,
присевший на минутку где-то на уголке стола, писал список минист-
ров (...)" То есть составил не под диктовку масонов. Разве что
под диктовку масона Некрасова добавил туда околомасона Терещенко.
Но кто составлял списки, имевшие хождение "в народе" и повлиявшие
на выбор Милюкова? И с кем, если не с масонами, общался Милюков
почти каждодневно?
Факт отсутствия постфевральской активности масонов, когда они
вроде бы избавились от необходимости скрывать свою организацию,
объясняется и вовсе просто: зачем им было вести секретную дея-
тельность после Февраля 1917-го, если они уже взяли власть?
Слабость А. Я. Авреха в том, что он благодаря стараниям органов
государственной безопасности не имел ЛИЧНО дела с революционера-
ми, герметичными обществами, политизированной "общественностью" и
поэтому, наверное, не улавливал некоторых психологических тонкос-
тей этих явлений.
Микроструктура неформальной "общественной деятельности" выгля-
дит примерно следующим образом.
Общественный деятель обычно вхож сразу в несколько кружков
разного толка. Кружки не имеют четкой границы "наш -- не наш",
названия, программы.
Обычно возле каждого члена тайного кружка -- несколько
желающих войти в этот кружок: навязывающихся с услугами,
испрашивающих совета.
Каждого значительного деятеля обхаживает несколько кружков
из менее значительных деятелей, стремящихся вовлечь его в свои
ряды, набивающих себе цену предоставлением информации.
Так образуется среда, в которой вызревают разные политичес-
кие проекты.
Центр общественной активности эпизодически перемещается из
кружка в кружок. Перемещение может произойти очень быстро: за
несколько дней, за день. Если были масонские кружки (а были
ведь!), то именно они могли на несколько ключевых дней становить-
ся центрами принятия судьбоносных решений, хотя возможно, до
этого или после этого ничем особенным себя не проявляли.
Аврех (стр. 127): накануне Февральской революции масоны и
будущие члены Временного правительства Некрасов и Терещенко
"действительно носились с идеей заговора, тому есть свидетель-
ства. Но нет ни единого доказательства, что они что-то сделали
конкретное в этом отношении." Слова человека, который никогда
не был лично ни в каком заговоре -- хотя бы и против непосред-
ственного начальника. Да само распространение идеи заговора --
это уже ДЕЛО, поскольку ориентирует единомышленников на занятие
определенной позиции: чтобы в нужный момент они пальцем о палец
не ударили для спасения того, кого надо убрать. Подготовка боль-
шей части удачных заговоров, наверное, и ограничивается "идеей
заговора", а составление планов "вооруженного восстания" и со-
здание складов с оружием -- это скорее исключение, чем правило.
Четкой границы "заговор -- не заговор" нет. Лучший заговор --
такой, который на заговор не похож. Исповедование общей практи-
ческой идеологии и знакомство между собой достаточны для сложных
совместных действий, осуществляемых без долгих обсуждений. Далее,
Аврех сообщает, что списки потенциальных членов Временного пра-
вительства стали распространяться еще примерно с 1915-го года.
Стр. 157: "Мельгунов подчеркнул, что 'главной лабораторией',
где составлялись подобные списки, была кадетская среда." А среди
кадетов имелось немало участников масонского движения: согласно
Кусковой, "много членов к.-д. партии к нему принадлежали". Полу-
чается, масоны "носятся с идеей заговора", составляют имеющие
широкое хождение списки нового правительства, а заговора нет!
Заговора большевистского типа -- аналогичного подготовке октя-
брьского переворота 1917-го года -- действительно не было. А
"просто" заговор, получается, был.
Уже само наличие политической масонской организации, охватываю-
щей часть лидеров оппозиции, -- это и есть заговор, только некон-
кретный, предварительный. Вообще говоря, историю можно по-разному
разрезать на события и процессы, и выделение "масонского загово-
ра" -- дело вкуса. Есть основания для выделения, есть основания
для не-выделения. Если выгодно выделять (в пропагандистских и
прочих целях), то и выделяют.
Заявление Некрасова о том, что "кучка интеллигентов не могла
сыграть большой роли", можно интерпретировать следующим образом:
получилось не так, как хотелось масонам, и из этого он заключил,
что масонская организация оказалась слабой. А когда и у кого все
получается именно так, как хочется?
Итак, в какой степени деятельность масонов в России способство-
вала возникновению кризиса, приведшего к падению самодержавия?
Пять процентов всего способствования? Десять? Тридцать? Шесть-
десят? (Список конкурирующих факторов: большевики, эсеры, октяб-
ристы, либералы (= кадеты), крупные российские капиталисты,
Николай I, Япония, Германия, Распутин).
Как объяснить следующие обстоятельства, признанные непосредст-
венными причинами возникновения и успеха массовых возмущений в
Петрограде в феврале 1917-го?:
1) задержки с поставками хлеба в Петроград в начале 1917-го;
2) скопление запасных частей в Петрограде в начале 1917-го;
3) саботаж при отправке казачьих полков на подавление бунта
в Петроград.
Можно свалить это все на антимонархистские настроения и общее
нарастание беспорядка, но первое -- в значительной степени
следствие либеральной пропаганды, а второе -- в значительной
степени следствие первого.
Может быть, масоны вредили монархии не как масоны, а как члены
разных партий и кружков, а на масонских сборищах никакие важные
решения не принимались? В революционной ситуации разными группка-
ми культивируется множество разных радикальных планов. Но если
подобные планы не обсуждались и у масонов, то что же вообще этих
масонов связывало? Не гомосексуальные же развлечения.
Если масоны не спланировали февральского кризиса монархии, но
зато быстро и выгодно отреагировали на его начало, то почему не
считать усугубление кризиса делом их рук? Далее, если впоследст-
вии Временое правительство как-то влияло на события в России, то
это влияли масоны.
Гипотеза Авреха (стр. 146): "Не масоны стояли над всеми буржу-
азными партиями, в том числе и над кадетами, а, наоборот, они
были орудием последних, одним из механизмов осуществления милю-
ковской идеи, смысл которой состоял в захвате гегемонии в освобо-
дительном движении, с тем чтобы не допустить революционного,
предлагавшегося большевиками пути 'освобождения родины'". Но
представляется неубедительным, что организация, стремящаяся к
легальной открытой деятельности (партия кадетов), доминирует над
организацией, ориентированной на тайные мероприятия (масонской
ложей).
В том, что масоны были орудием в чужих руках, а не "центром
заговора", мнение Авреха совпадает со взглядом некоторых россий-
ских антисемитов, считающих что политическое масонство в России
направлялось международными сионистскими организациями.
Рассмотрим теперь второй существенный аспект "масонской
версии": в какой степени российские масоны начала XX века были
"жидомасонами"?
Честный Аврех даже не берется эту тему обсуждать: он лишь
приводит без комментариев замечание В. А. Оболенского -- масона,
члена ЦК партии кадетов. Стр. 59..60: "Преобладающее влияние
евреев в масонстве считается не вызывающим сомнений. Было даже
принято называть масонство жидомасонством. Я не знаю, насколько
многочисленны евреи в масонских ложах других стран. Но среди
русских масонов периода перед революцией было мало евреев, хотя
двери масонских лож были, конечно, открыты перед ними." (Махро-
вый антисемит прокомментировал бы это так: евреи пролезают и
через закрытые двери -- как же им не пролезть через открытые?!)
"Насколько я помню, не было ни одного еврея в Высшем совете, в
течение моего трехлетнего пребывания в нем. Таким образом, не
могло быть и речи о руководящем влиянии евреев."
Таким образом, вторая ключевая гипотеза (о "жидо-" в россий-
ском масонстве) вызывает реакцию корректного историка Авреха
единственно в виде выдержки из чьих-то воспоминаний. Он вроде
бы как заявляет: не все ли равно -- "жидо-" или не "жидо-", если
почти никакого влияния не оказывали? Но один свидетель -- не
свидетель. Это еще древние римляне утверждали. Если осведомлен-
нейший Аврех молчит по этому поводу, как масон, то напрашивается
вывод: потому и молчит, что масонство было очень даже "жидо-".
Вот список евреев-масонов, упомянутых в книге Авреха:
Браудо А. И. (стр. 19);
Гальперин Л. Е.(стр. 21);
Гальперн И. Я. (стр. 42);
Гольдовский О. (стр. 51);
Коган-Семеновский (стр. 317);
Маргулиес М. С. (стр. 52);
Сидам-Эристов (стр. 144);
Шапиро Б. Л. (стр. 310).
Они выявлены по еврейским фамилиям. Только Браудо упомянут в
книге как еврей. Наверняка за пределами списка остались евреи и
полуевреи с нееврейскими фамилиями, проходящие у Авреха в качес-
тве масонов. А также женатые на еврейках неевреи и "евреи по
натуре". Кроме того, было "околомасонское" общество, тоже вклю-
чавшее евреев. К примеру, в книге указывается некто Кальманович
Е.Е. (фамилия еврейская), на квартире которого Браудо встречался
с бывшим директором депертамента полиции Лопухиным А. А. (стр.
177). А если учесть, что Аврех был КРОВНО заинтересован в том,
чтобы выявленных им евреев-масонов без нужды не упоминать, то
можно заключить, что российское масонство было вполне "жидо-".
Итак, подведем итоги.
Были в России масоны в 1917-м году? Были. Много имелось среди
них евреев? Много. Хотели масоны ликвидации самодержавия? Хотели.
Делали они что-то для этого? Делали. Попали они во Временное
правительство? Попали. Заняв места в правительстве, отказались
они от своих масонских установок? Не отказались: на путь рестав-
рации самодержавия они не встали.
Надо также принимать в расчет роль масонской организации не
непосредственно в февральских событиях 1917-го года, но в идеоло-
гической, организационной и пропагандистской подготовке этих
событий в 1912-1916 годах. Лавина вызывается и слабым воздейст-
вием, а управлять ею невозможно. Достаточно точно выявить тогдаш-
ние "слабые воздействия" сегодня уже не получится.
Можно остановиться на неясности выбора между признанием "масон-
ской версии" и сохранением сомнений в ее достоверности, но отвер-
гать ее на основании доводов Авреха -- это некорректно. Оставлять
"масонский вопрос" в совершенно неопределенном состоянии тоже не
выгодно: сдвигать оценку роли масонов в сторону завышения вынуж-
дают соображения безопасности, поскольку социальные кризисы эпи-
зодически повторяются, и тайные сборища "общественных деятелей"
-- тоже.
Вообще говоря, надо очень критично относиться ко всем истори-
ческим исследованиям, основывающимся на документах типа мемуаров,
писем, деклараций, отчетов и т. п.
Пусть, к примеру, некоторая малая группа людей пробует дать
жизнь новой массовой организации. Чтобы привлечь к себе внимание
или вырасти в собственных глазах, желаемое выдается за действи-
тельное. Они блефуют и раздают авансы. Они настроены серьезно, но
ничего у них не получается, зато остаются тексты, вроде устава и
заявления о намерениях. И вот уже историки изучают эти документы,
пытаясь раскрыть деятельность организации, которой по сути
никогда не было.
Приводимое в мемуарах отдельное высказывание какого-то лица
нельзя считать доказательством наличия у него некоторой позиции:
мало ли что можно сказать под настроение. Даже несколько однотип-
ных высказываний нельзя считать доказательством: оно могут выра-
жать никогда нереализованное желание, представлять собой гипербо-
лическую форму речи или своеобразную шутку. Надо отличать наме-
рение от признания в соблазне сделать что-то своим намерением.
Эмоционально человек может склоняться к одному варианту действия,
но по здравом размышлении выбирать другой.
Ошибки вспоминания, видения больного рассудка, намеренная ложь,
демагия, некорректное использование слов, проставление неверных
дат, подделка подписей -- все это обычные обстоятельства появле-
ния текстов на свет. К примеру, я сам довольно щепетилен в бумаж-
ных делах, но в документах, которые я насочинял или к которым
приложил руку, найдется понемногу все из перечисленного -- кроме,
разве что (полагаю), видений больного рассудка. Как могу я после
этого доверять буквоедскому отношению к историческим документам?
Все или почти все выводы, основывающиеся на исторических докумен-
тах, должны начинаться со слов "возможно", "предположительно", в
крайнем случае -- "скорее всего". Если историк выводит "никаких
сомнений", то он занимается демагогией или самообманом.
---------------------------------------------------------------
01.04.1997