Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Пофигизм как гигиеническая система

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:





Александр Бурьяк

Пофигизм как гигиеническая система

bouriac@yahoo.com На главную страницу
"Всё к лучшему в этом лучшем из миров." Вольтер ("Кандид"). "Спокойствие! Только спокойствие!" Астрид Линдгрен ("Малыш и Карлсон"). Разработаны ВСЯКИЕ гигиенические системы. В одних системах акцент делается на одном, в других -- на другом. Акцент ведь не может делаться на всём сразу: не в этом суть акцента. Каждому индивиду надо подбирать для себя гигиеническую систему, которая отвечает потребностям и возможностям его организма и аде- кватна внешней ситуации, в которой этот индивид находится. А ещё гигиеническая система индивида должна ему ДАВАТЬСЯ: быть для него приятной и посильной (работа над собой должна быть в радость). Пофигизм -- гигиеническая система, в которой акцент делается на сохранении внутреннего спокойствия, что, конечно, не исключает таких мероприятий, как чистка зубов, промывание носоглотки и т. п. Но если приходится выбирать между, скажем, чисткой зубов и сохранением спокойствия, то профигист выбирает спокойствие: он считает, что для его организма, для его психики это важнее. Бла- годаря в основном спокойствию пофигистом достигаются такие вещи, как... - нормальное кровяное давление; - здоровое сердце; - хорошая работа желудка; - полноценный сон. Признаки (и достижения) пофигиста: - внешнее спокойствие; - довольный вид; - неторопливость; - малоконфликтность, компромиссность; - малообщительность (люди -- источник беспокойств); - малонинициативность. Любимые пословицы пофигиста: - тише едешь -- дальше будешь; - семь раз отмерь, один раз отрежь; - работа -- не волк, в лес не убежит; - нет худа без добра (на самом деле бывает, но редко). Своих конкурентов пофигист в основном не душит, и не "подстав- ляет", а ПЕРЕСИЖИВАЕТ и ПЕРЕЖИВАЕТ: они мрут от перенапряжения, взаимно убиваются (на престижных автомобилях или просто так) и т. д., а он только посмеивается и смазывает себе физиономию и руки [пофигистским] гигеническим кремом. Пофигизм -- это звучит гордо. По сути пофигизм -- это прорыв на следующую ступень самоорганизации личности: на ту, где индивид уже в состоянии управлять своими напряжениями и успешно избегать внешних беспокоящих факторов. Если ты многовато беспокоишься, значит, ты не доразвился, не доработал над собой. Как пофигист достигает благотворного пофигистского спокойствия. Он... - напоминает себе, насколько спокойствие важно для здоровья, долголетия, хорошего соображения, выживания; - избегает неприятностей (устраивается так, чтобы их было поменьше), уклоняется от всего, что может перенапрячь без крайней необходимости; - относительно легко решает возникающие проблемы, пользуясь развитой технологией решения проблем (см. тему "Проблемо- логия"); - сосредоточивается на приятно-полезном; - просто отвлекается на что-то небеспокоящее (или беспокоя- щее значительно меньше); - саморефлексирует: изучает ситуации, в которых "срывался", и принимает меры для того, чтобы избегать повторения "сры- вов"; - мониторит себя: если что-то становится не совсем хорошо с кровяным давлением, сердцем, желудком, сном и/или настрое- нием (может быть, не со всем сразу!), значит, где-то пошёл перенапряг и надо принимать против него срочные меры; - не лечится от чего-нибудь там, возникающего из-за перена- прягов, а меняет образ жизни так, чтобы "само прошло" и больше не повторялось. Пофигист напрягается лишь настолько, насколько это требуется для решения проблем, от которых не получается уклониться. И он предпочитает недонапрячься, чем перенапрячься. Надо стараться не путать пофигизм с безответственностью и жлоб- ством. Пофигист бережёт себя не просто так, но, среди прочего, и для Родины: мало ли что; может, и он пригодится -- даже такой (или ИМЕННО такой), какой есть. * * * Спокойствие -- необходимое (но, увы, не достаточное) условие здравости (= адекватности) рассуждений. То есть, это обязательный компонент мудрости. Так называемый мудрец -- всегда пофигист. Но пофигист -- не всегда мудрец (зато он наверняка на пути к мудрос- ти -- или не очень далеко от неё). * * * Пофигизм и страхи. Если оценивать поведение пофигиста по проявлениям его пофигиз- ма, то оказывается, что в общепринятых понятиях пофигист выглядит как довольно большой трус и перестраховщик (не рвётся ведь в бой!), но ему всякие такие оценки, разумеется, пофиг. И если всё же уточнять, то пофигист как раз НЕ БОИТСЯ или хотя бы боится не сильно, потому что именно страх -- одна из тех вещей, от которых пофигизм должен избавлять -- и таки избавляет. И если пофигист не стремится [умереть] рисковать за Родину, это у него не от тру- сости, и даже не от пофигизма, а от неуважительного отношения к плохо организованному обществу и к его любителям (как правило, хорошо устроившимся за чужой счёт), от бережного отношения к себе, такому умному и внутренне гармоничному, и от любви к жизни в её лучших проявлениях. Где много пофигистов, там мир, порядок, дружба народов, подлинный прогресс и вообще благодать. Пофигизм как гигиеническая система есть мощнейшее средство обеспечения своего здоровья и выживания, а не боевых и трудовых подвигов. А главное, это средство -- доступное. Скажем, умником стать очень трудно, тогда как пофигизм посилен почти каждому. Но, разумеется, пофигизм РАЗНОГО качества: у умников он всё же по- адекватнее будет. Всегда будут желающие попользоваться вами (а то и израсходовать вас подчистую) посредством ваших эмоций. Так вот, с пофигистами такой номер не проходит: пофигистам их эмоции почти пофиг (и по- фиг изощрённо-проникновенные доводы манипуляторов), а на первом месте -- спокойствие и расчёт ради сохранения своего организма. Работа со страхами -- основное в пофигизме, поскольку, как пра- вило, именно они -- основной источник беспокойств. Отношение к страхам в пофигизме дифференцированное и тонкое: ведь, с одной стороны, надо использовать мобилизующую силу стра- хов в целях активизации и эффективизации поведения, а с другой стороны, страхи не должны быть избыточными, разрушающими психику и организм. Пофигист лелеет [поливает, окучивает и пропалывает] свои стра- хи, но он же их и подстригает, чтобы не разрастались. Выделяются следующие уровни страха: - признание наличия некоторой опасности; - лёгкое опасение; - серьёзное опасение; - панический страх. Пофигист позволяет себе только первые два уровня, преимущест- венно первый, да и то не на ночь глядя. Основные области действия страхов: - личное здоровье; - дети, семейство вообще; - работа; - агрессивные индивиды, психически ненормальные, лица с преступными наклонностями; - репрессивная деятельность государства; - стихийные бедствия, глобальная катастрофа; - опасные и вредные техногенные факторы окружающей среды. Как пофигист справляется со страхами: - выделяет им оптимальное время: не перед сном, а где-нибудь в первой половине дня (чтобы до вечера успеть блистательно преодолеть их); - относится к ним внимательно: разбирается с их подсказками до того, как возможные опасности усугубятся; - защищает себя и свою семью: много работает над обеспечением здоровья и безопасности, но без излишеств; отвлекается от страхов на деятеьность, к которой они должны побуждать; - ценит и защищает своё спокойствие как ключевой фактор в достижении качественной работы интеллекта над вопросами выживания; - оптимистичает: если уж ОН, пофигист, с какой-то угрозой не справится, то с ней не справится никто (кстати, если с ка- кой-то угрозой справиться невозможно, то нет смысла эмоцио- нально реагировать на неё, поскольку эмоции -- это мобили- зующий фактор, а тут мобилизовываться, получается, не на что); - верит в свою везучесть, в основном обеспеченную соответст- вующей настройкой психики, а не какими-то таинственными со- впадениями событий. Деятельность, на которую пофигист отвлекается от своих страхов: - создание всяких "стратегических запасов"; - выстраивание "линий обороны" (положил верёвочку, складной ножик и дежурную туалетную бумажку в карман куртки -- вот уже и ЧТО-ТО на нехороший случай, организму становится чуть спокойнее); - развитие и укрпление своего дражайшего незаменимого органи- зма; - воспитание своего семейства в правильном духе; - смотрение специфического кино: "боевиков", "детективов", "про войну" и т. п. (там зачастую художественная "правда жизни", а не только надуманная чепуха). Альтернатива страху -- досада на существование угрозы. В этом случае угроза устраняется не потому, что она вызывает страх, а потому что она отвлекает, вынуждает тратиться. Избавляться от из- лишних страхов можно переформатированием их в досады. Досада (раздражение) -- правда, тоже не способствует хорошему сну и пра- вильному пищеварению, но она хотя бы являет собой что-то другое, не страх. * * * Пофигизм и ненависть. Пофигист вполне сознаёт, что [большинство] значительная часть попадающихся ему на глаза человечков заслуживает того, чтобы их ... эээ... элиминировали как разрушителей биосферы и источник не- нужных беспокойств для пофигиста, но ему пофиг и это. Пусть эли- минируют друг дружку сами (чем они нередко и занимаются), а он уж как-нибудь потерпит в блаженной безопасной лени. Пофигист и избегает стычек, и не стремится выйти победителем в каждой из них, если они всё же случаются (а без них ведь никак). Точнее, он стремится, конечно, но не очень сильно: не считает за- зорным отступить -- по примеру ряда блистательных полководцев. У пофигиста -- реально установка [на "мёртвые пусть сами хоро- нят своих мертвецов"] на то, чтобы подлецы квасили друг дружку сами, а он только будет сидеть на берегу реки и замечать краем глаза их трупы, эпизодически проплывающие мимо. Потому что смот- реть он будет в общем-то не на них, а на прекрасные пейзажи. В этом проявляется не только лень (кстати, отличное пофигистс- кое качество), но также расчёт: как ни старайся, всенепременно хоть где-то однажды ошибёшься, а в случае, скажем, драки это означает, что либо выбьют тебе зуб и т. д., либо выбьешь кому-то зуб ты -- и хорошо, если твой успех ограничится выбитым зубом, иначе отправишься ты, такой превосходный, в бега или в тюрьму, а радоваться спокойной жизни уже будут за тебя другие. Сломать какой-нибудь мрази челюсть внезапным ударом -- это, ко- нечно же, приятно и почётно, но вдруг её сломают тебе?! Пофигисту такое уже не пофиг (не всё ведь пофиг даже пофигистам). Пофигизм -- это не только гигиеническая система, но и в некото- ром смысле система самообороны без оружия, рядом с которой любое карате -- низший уровень и жалкие потуги начинающих. Пофигист не вытирает на себе чужих плевков (ну, фигуральных: реальных можно не выдержать: [впасть в ярость и т. д.] заплакать от досады, что при свидетелях пырять ножиком нельзя): он под плевки не подставляется. А если они всё же иногда до него долета- ют, то таки да, вытирается, но это военная хитрость: пусть плевун увлечётся плеваниями, нарвётся на такого же плевуна, и они пока- лечат один другого. Или в автомобилях побьются: их менталитетик к этому очень даже располагает. * * * Пофигизм и совесть. Путь пофигиста -- это путь уклонения от страданий. В данном смысле пофигист противоположен мазохисту. Пофигизм -- это, можно сказать, гигиеническое обеспечение гедонизма. Нет у тебя совести -- и прекрасно: одним источником неприятнос- тей меньше. Совесть у тебя есть, но шевелится слабо -- это тоже неплохо: всё равно она зачастую ошибается. Или сегодня ты дума- ешь, что она права, а лет через десять у тебя меняется мнение, но что-то изменить уже невозможно. Пофигист попрекает кого-то отсутствием совести разве что в по- лемически-издевательских целях. Потому что на самом деле люди ни- как не виноваты в том, что родились без чего-то там. Если совесть у пофигиста имеется, то с этим приходится жить, никуда не денешься. А чтобы она лишний раз не тревожила, пофигист уклоняется от совершения сомнительных поступков и иногда даже де- лает небольшие вроде бы добрые дела в общепринятом смысле. Пофигист живёт не по совести, а по радости. Если его радует делание добра другим людям, а радоваться больше нечему, то он это добро делает. Правда, он, будучи человеком неглупым, понимает, что отличение добра от зла -- дело нередко сложное, так что усердствовать в добрых делах -- это опасно и для тебя, и для тех, на кого ты эти дела обрушиваешь. * * * Пофигизм и неудачи. Пофигист уверен в том, что благодаря своему пофигизму и своему вышесреднему общему психическому развитию (которому он этим пофи- гизмом и обязан) ... - он так или иначе в целом заведомо успешнее подавляющего большинства других людей (кроме пофигистов, конечно: эти -- мощные конкуренты); - он, может быть, даже успешнее тех непофигистов, которые счи- таются у них наиболее успешными; точно замерять успешность ведь всё равно не получается; - он становится от неудач только крепче, в частности пофигис- тее; - он так или иначе вряд ли сможет уверенно разобраться, неуда- ча ли это на самом деле (почти не бывает худа без добра). * * * О различии между пофигистом и жлобом: жлобу чихать на ЧУЖИЕ интересы, а пофигист не позволяет чихать на СВОИ. Ему пофиг, что кому-то это позарез надо или кто-то просто непрочь на них мимо- ходом чихнуть. Пофигист -- по сути борец со жлобством. У других. Но и у себя тоже: если ты считаешься с разумными интересами дру- гих людей, то у тебя меньше конфликтов с этими людьми и соответ- ственно меньше беспокойства от них. Как говаривал Бенито Хуарес, уважение к чужому праву -- это мир. * * * Пофигизм и трудовые усилия. Пофигист не горит на работе, но и за чужие спины не прячется (кроме разве что трудогольских спин: почему не оказывать людям любезности, особенно если они намекают, чтобы ты поделился?). Причин негорения на работе, как правило, много: - сгоришь сегодня -- не сможешь работать завтра; - сгоришь -- элементарно и без жалости выбросят: заменят кем-то другим, свеженьким, ещё способным к горению; - начнёшь гореть -- станут подбрасывать тебе дровишек (трудо- вых заданий); - будешь гореть -- ослабишь способность видеть лес за деревь- ями, нахомутаешь со стратегией и в итоге скорее напортишь; - отдых (перерывы в работе) -- существенная часть технологи- ческого процесса: время прихода идей, время восстановления сил для работы; меньше делаешь -- больше возможностей для думания о том, что и как делать и зачем; - даже если ты не работаешь, работает твоё подсознание (ну и пусть себе работает: оно, как правило не мешает); - зачастую надо ещё выяснять, та ли это работа, которая дейст- вительно нужна: возможно, лучше бы делать какую-то другую работу или и вовсе не делать ничего: само утрясётся и т. д.; - природная среда и без того сильно страдает от трудовых уси- лий человеков, а человеки вдобавок избыточно -- и во вред своему здоровью -- употребляют избыточные результаты своего избыточного труда; - меньше делаешь -- больше возможностей для поиска другого, менее напряжного и более денежного места работы; - выгонят -- не катастрофа: лучше быть безработным, но здоро- вым, чем работать на медицину (но пофигиста, как правило, не выгоняют, потому что его результаты -- в среднем не на- много худшие, а то и лучшие, чем у трудоголиков, потому что даже яму копать можно с умом); - выгонят -- настрадаются: придётся брать менее опытного, ме- нее сообразительного (пофигизм ведь -- в основном от сооб- разительности), а может, напорются на ещё большего пофигис- та (а то ещё на карьериста, интригана, склочника и вора); да и приём на работу -- это лишние хлопоты, а любителей трудностей не очень много и среди начальства. Пофигист -- по сути борец за права трудящихся, за более ком- фортные условия работы, тогда как трудоголик -- эквивалент штрейкбрехера. ПОнятное дело, у "работодателей" -- своя трактовка пофигизма (но реальным пофигистам она, разумеется, пофиг): у них пофигист -- тот, кому плевать на жёсткость рабочего графика, обилие свер- хурочных, плохое кормление трудящихся и т. п. Щас, разогнались... * * * Пофигисту пофиг не совсем уж всё подряд, а только то, что не- возможно изменить в его пользу без чрезмерных усилий. Такое он спокойнейше принимает, как силу тяжести на планете Земля. Но если что-то В ПРИНЦИПЕ ИЗМЕНИМО в его пользу, причём пользу существен- ную, пофигист мимо такого не проскочит. Несущественная польза -- это ещё ладно: ею можно и пожертвовать -- ради спокойствия, по- скольку потери и компромиссы так или иначе неизбежны, а спокойст- вие -- для пофигиста ценность огромная. Пофигист СПОКОЙНО (или почти спокойно) берёт на заметку всё, что, по его мнению, мешает ему быть спокойным и вообще благополучным. И потом он СПОКОЙНО работает над устранением выявленных помех. * * * Пофигист не убивается из-за проблем своих родственников, дру- зей, коллег, страны, человечества и т. п. не потому, что ему всё равно, что там с ними будет, а потому что он не видит смысла при- бавлять к этим проблемам ещё и проблемы со своим сном, своим же- лудком и т. п. Если он будет здоровым, высыпающимся, бодрым, то у него будет больше шанс успешно решать проблемы своих родственни- ков, друзей и т. п. И самому не оказаться для кого-то бременем. Только и всего. * * * Беспокойство -- то, чего пофигист тщательно (но, конечно же, не всегда удачно) избегает. Но беспокойство -- это, вообще говоря, стимул: то, что побуждает к деятельности. Не будет стимулов -- не будет и деятельности. А значит, не будет напряжения, требуемого организму для здоровья, для сохранения и расширения способностей этого организма. И не будет добывания благ, требуемых для поддер- жания жизнедеятельности пофигистского организма. То есть, какой- то минимум беспокойства необходим хотя бы для поддержания навыков работы с беспокойством. Поэтому пофигист спокоен зачастую не абсолютно, а оптимально. Свою скромную норму допустимого беспокойства пофигист старается распределить так, чтобы их хватило для обеспечения ему всего, что действительно необходимо. Если беспокойства уже для чего-то не хватает, значит, это что-то игнорируется, иначе пофигист, по его мнению, так или иначе "сгорит" в беспокойстве и не сможет пополь- зоваться благами, ради которых беспокоился. Ради своих детей ино- гда есть смысл и "сгореть", конечно, но надо всё же стараться как-то разруливаться без "сгорания". "Сгорать" же ради общества, как правило, нет смысла, потому что оно либо проигнорирует резуль- таты твоих усилий, либо применит их во зло. А ещё оно, может, [разопнёт] прибьёт или уморит тебя, потому что неправильно поймёт твои намерения (или поймёт их очень правильно -- и именно потому не примет). Нет смысла перенапрягаться ради того, чтобы другие жили хорошо, если они сами перенапрягаются ради того, чтобы жить плохо, а гла- вное -- чтобы жил плохо и ты. Если ты, в отличие от других, хоро- ший (ну, по самовосприятию), так и береги себя: пусть каждый бе- режёт в первую очередь ту хорошесть, которая есть в нём самом. Не делаешь другим людям гадостей -- и хватит для них. А если они вдобавок хотят, чтобы ты ради них самопожертвовался (может, не полностью, а частично: потратил на них своё время (= кусочек жизни, а не всю её целиком)), то им придётся обходиться без это- го. Пробовать ИЗМЕНИТЬ других (и их мир), чтобы они стали менее га- достными (и менее страдающими от собственных глупостей), -- в этом смысл есть. Даже большой смысл (иначе они угробят и себя, и мир, и пофигистов). А просто расходоваться ради других -- это для разумных людей абсурдно. Безвредно помочь кому-то получается очень редко: как правило, ты лишь косвенно множишь проблемы и несчастья (и хорошо ещё, если только чужие). Нам не дано предуга- дать, как отзовётся то или иное наше действие. Так что пофиг бес- полезные сомнения. Сколько-нибудь серьёзно помогай лишь тем, кого хорошо знаешь и в ком более-менее уверен. Ну, хотя бы в том, что и они помогут тебе (кстати, будь готов к своим разочарованиям). А для остальных хватит того, что ты всего лишь будешь, к примеру, пропускать их вперёд себя в двери магазина. Умей говорить НЕТ: не поддавайся "моральному давлению", не под- чиняйся стадному инстинкту, души "прекрасные порывы", пока они тебя не убили, не покалечили, не довели до тюрьмы, не сделали неимущим. Подавляй муки совести и чувство солидарности опасениями непри- ятностей, ленью и скаредностью: натравливай одни инстинкты на другие (все инстинкты равноправны!), они взаимно уравновесятся, и ты сможешь сохранять блаженное спокойствие. Думай о том, что на совесть и солидарность напирают если не ду- раки, то МАНИПУЛЯТОРЫ, которые стремятся тебя израсходовать, а сами будут пользоваться результатами расходования тебя. * * * Чтобы избегать чрезмерного беспокойства, пофигист разбирается со своими потребностями: избавляется от псевдопотребностей, ми- нимизирует реальные потребности, оптимизирует способы их удовле- творения. В результате пофигист сокращает объём деятельности, требуемой для обеспечения его потребностей, и ему соответственно требуется меньше стимулов для этой деятельности, меньше беспокой- ства. ................................................................. .................................................................

Литература:


Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Пофигизм как гигиеническая система

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"