Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

О странных книжках Пауло Коэльо

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:




В противофазе

9.5. "Алхимик".

По поводу произведений Пауло Коэльо "Алхимик" и "Книга Воина Света". * * * Из "Предисловия к русскому изданию": "Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе". Чем не девиз для алкоголиков и наркома- нов? Из просто "Предисловия": "Я сделал для себя несколько важных выводов: мы принимаем ту или иную истину лишь после того, как вначале всей душой ее отвергнем; не стоит бежать от собственной судьбы -- все равно не уйдешь..." Но как узнать, когда ты бежишь от судьбы, а когда -- к судьбе? Если "чему быть, того не миновать", то как выяснить, "чему быть"? Может, и питаться не следует: вдруг тебе суждено умереть голодной смертью? И что за странный способ принятия истин? На самом деле есть истины, которые мы принимаем сразу и навсегда. И есть исти- ны, которые мы сначала принимаем, потом отвергаем. А ещё есть истины, которые мы всё отвергаем и отвергаем, а нам их всё пыта- ются и пытаются подсунуть. Наконец, есть истины, которые мы то принимаем, то отвергаем по многу раз (или, наоборот, по многу раз то отвергаем, то принимаем). Там же: "Я открыл Свой Путь и Знаки Бога -- те знаки истины, которые мой интеллект прежде отказывался принимать по причине их простоты." Вот так надо выражаться! А то я лепечу какую-то мелкую скептическую ерунду, да еще местами почти богохульствую. "'Алхимик' -- книга символическая." Вывожу из этого еще один ингредиент рецепта успеха: пиши мутно и давай понять, что своей мутью ты намекаешь на что-то очень значительное. Возьмусь ли я написать символическую книгу? Вряд ли. Я не могу намекать на значительное, если у меня его нет. А если найдется что-то похожее на значительное, то зачем намекать? Чтобы ученики появились или чтобы меня взяли куда-нибудь советником -- как Коэльо? Часть первая. Пастух рассуждает о себе: "...покуда он знает лучшие в Андалусии пастбища, овцы будут его друзьями." Чушь неимоверная: пастбища в Андалусии наверняка давно поделены, как и везде, тем более лучшие, и гонять овец куда хочешь, тебе не позволят. А будешь рваться на чужие лучшие пастбища -- сдерут с тебя шкуру, как с овцы. "Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете. Только свою собственную жизнь никто почему-то наладить не может." С этим я почти согласен. Но уточню, что все-таки не "каждый": к примеру, я не знаю. Во всяком случае, знаю не "совершенно точно". Далее, к чему относится это "как надо жить": к целям или к средствам? Мое "не знаю" относиться и к тому, и к другому. Кроме того, указанное "как надо жить" может быть рассчитано на собственные силы "знающего" или адресовано обществу в целом. Мое "не знаю" относиться к обоим случаям. И еще: многие считают, что их жизнь в основном налажена, тогда как мне кажется, что они в основном маются дурью. Но автор поддался на соблазн проехаться на дешевом афоризме, составленном по схеме "каждый -- никто", надеясь -- если прижмут критики -- оправдаться тем, что использовал гиперболу. На ту же тему я бы высказался иначе: "Одни думают, что они знают, как надо действовать, чтобы жилось хорошо, но живут почему-то плохо. Другие даже не задумываются над тем, знают они это или не знают, но живут в целом недурственно. Третьи полагают не вполне ясным для себя не только то, что такое жить хорошо, но даже и то, что такое знать. Они живут то хорошо, то плохо: как повезет и как посмотреть." Вообще, время, когда было можно отделываться дешевыми афориз- мами, давно уже прошло. Человечество серьезно влипло, и теперь ему надо как-то выкручиваться. А чтобы оно имело шанс выкрутить- ся, надо "смотреть в корень", внимательно относиться к нюансам и тщательно выбирать выражения. Надо стремиться говорить правдиво, а не стремиться говорить красиво. Надо давить в себе желание употреблять простые и быстрые способы завоевания популярности, тем более что конкуренция среди завоёвывающих так велика, что скорее всего только зря обгадишься. Главный герой устроился на скамейке почитать книгу. К нему подсел старик, и стал что-то писать "на песке, покрывавшем главную площадь маленького городка". Если городок маленький, в нем вряд ли будет еще какая-нибудь неглавная площадь. И что за песок на площади? Уж песок-то могли и прибрать. Впрочем, "'Алхимик' -- книга символическая", так что автор волен, где хочет, располагать площади и рассыпать песок. А если так, то нет смысла обращать далее внимание на несуразицы в описаниях. Буду обращать внимание только на несуразицы в идеях. Кстати, подсевший к читающему пастуху старик оказался Мельхиседеком. Не иначе, это влияние Пьера Бержье с его "Хозяевами времени": рыбак рыбака чует издалека. "На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зароди- лось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле. (...) И помни, что, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось." Мы при- мечаем еще один ингредиент к рецепту грандиозного успеха у читающей публики: подогревай у несчастных большую, хоть и смут- ную, надежду. "У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту." Резюме для начинающих писателей европейского уровня, желающих топать по стопам Коэльо: 1. Не задевать никаких социальных групп. 2. Не критиковать общественного устройства. 3. Быть добродушным и оптимистичным. 4. Выражаться довольно туманно, выглядеть полумистиком. * * * Я думаю, что весьма простенький и по сути пустой писатель Пауло Коэльо достиг своей огромной популярности в недавнее время, пото- му что в переразвитых и примыкающих к ним странах наплодилась -- из-за избытка благ в довольно широких слоях общества -- неимовер- ная масса образованных людей с небольшими умственными способнос- тями, занятых простой работой, псевдоработой или ничегонеделани- ем. Они сформировали собственную культурную среду -- весьма абсурдизированную из-за того, что составляющие её индивиды, как правило, никогда профессионально не напрягались в делах, в кото- рых имело место верифицирование сложных интеллектуальных резуль- татов. Не последнюю роль в вознесении Коэльо наверняка сыграло то, что его книжонки довольно тонкие: они дешевле обходятся, легко зале- зают в карман или в женскую сумочку, над ними не приходится долго потеть интеллектуально. * * * И, кстати, я так и не понял, с кем и ради чего сражаются его дурацкие Воины Света. А может, они и не сражаются вовсе? И даже не готовятся сражаться? И к тому же ходят без мечей, гранат и даже противогазов?

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"