|
|
||
7. И Н Д И Я
1. Никто не знает, что там было - что, когда.
Арена для дискуссии открыта.
В долинах Инда, Ганга, нету и следа
Палеолита или мезолита.
2. В долинах Инда, Ганга - сырость и жара.
Сквозь джунгли по болотам не пробиться.
Болота высохли, когда пришла пора
Тысячелетью третьему явиться.
3. Сначала неолит. Матриархат.
Община родовая звалась "гана".
Был в каждой гане "ганапати", говорят,
(Старейшина). Жила же гана в "грамму"
4.Из ган отдельных состояло племя "виш".
Его собранье общее "самити"
Вождя "раджу" себе определяло, вишь.
Когда все это кончилось, - простите!
5.В двадцатом, после рождества Христа,
Энеолит на Инде раскопали:
Мохенджо-Доро и Хараппа, Пакистан.
Теперь. Вообще же - Индии начало.
6. Хараппская культура все росла, росла,
Тысячелетье третей ухлопав,
И на конце тысячелетья расцвела -
Рабы, канализация и хлопок.
7.Впервые в мире научились хлопок прясть.
И приручать слонов уже умели.
С Двуречьем связь была, была с Эламом связь.
Для бога Шивы прототип имели.
8. Вот иероглифы Хараппы разберут -
Подробностей появится навалом.
Но во втором проходит лет пятьсот - и тут
Невесть куда культура подевалась.
9. Наверно арии разрушили ее.
Наверно, они массами вломились,
В долине Ганга поселились на житье.
Как жили - факты в "ведах" сохранились.
10. До первого тысячелетья факты там.
Из четырех вед всех древней Ригведа.
Восходят факты в ней к древнейшим временам.
Созданья "риши", племенных поэтов.
11. По ведам чуть ли не три тысячи богов.
Людей, случалось, в жертву приносили.
Жрецы, поэты, астрономы - все того...
...Читать-писать...Неграмотными были.
12. И нет роскошных, как в Хараппе, городов.
Деревня - вот, где жизни центр отныне.
Роль первых денег возложили на коров.
Ругательства же: "раб" и "сын рабыни".
13. Послеведическое время. Первое
Тысячелетье. Первая "полтыща".
Лишь в "МахабхАрате", в "РамАяне" о ней
Все любопытные ответов ищут.
14. Династии лишь Лунной " Махабхарата"
Посвящена. В верховьях Ганга жили.
Родоначальником их был царь Бхарат, а
Существовал ли он, о том забыли.
15. Пандавы с Кауравами делили власть.
Дрались. Немного севернее Дели
На поле Курукшетру долго кровь лилась -
Решались династические цели.
16. О Солнечной династии ведет рассказ
"Рамаяна", сказание о Раме.
О Среднем Ганге - ведь на Средний Ганг как раз
Переместился центр событий в этой драме.
17. Там, и южнее, лишь начался век шестой,
Шестнадцать царств желание имели
Друг друга поглотить. Везло Магадхе в том.
Еще Кошале. Но Магадха посильнее.
18. В послеведическое время брахманизм.
Реален только брахма, дух, в ученье этом.
Все люди на четыре "варны" разошлись.
Для каждой "дхарма", строгие запреты.
19. Из божьих уст жрецы, "брахманы", высшая.
Из рук - "кшатрии", воины, знать тоже.
Из бедер - "вайшьи", те еще понижены.
И "шудры", чужаки, из ступней божьих.
20. Брахманы, кшатрии, вайшьи - рождений два:
От мамы, и еще раз - от обряда.
Дух брахма варны друг от друга оторвал,
По нищете ж вайшьи и шудры рядом.
21. Еще нет строгой иерархии богов.
Культ Брахмы (Праджапати) малолюден.
Возмездия же, "кармы", суд уже суров,
Переселенье душ грозит всем людям.
22. Страну Магадху Бимбасара, царь, в шестом
Тянул наверх. И Калашока знатно.
Все больше государство, а столица в нем
Паталипутра (ныне город Патна).
23. В четвертом (в.до н.э.), в середине, взял в Магадхе власть
Цирюльник царский, Махападма Нанда.
Нанда-династию создал. Война ж велась,
И у Магадхи вся долина Ганга.
24. Пограбить Индию в год триста двадцать семь
Явился Александр Македонский.
На севере забрал кой что, пустяк совсем,
Но вскоре всех прогнали македонцев:
25. Маурья Чандрагупта (может - шудр) прогнал.
Потом явился он в Паталипутру
И Дхана Нанду свергнул. После основал
Династию, что в целом вышло путно.
26. Сын, Биндусар, и внук, Ашока, воевать
Любили. Без войны им, как без друга.
И Мауреям удалось завоевать
Всю Индию, за исключеньем юга.
27. Железо к веку Мауреев тут как тут.
Из серебра чеканится монета.
Но в городах пока что власти все живут,
И каменных домов пока что нету.
28. При доме, в основном, работают рабы.
Права их, как у женщины замужней -
Ноль прав. Но раб из высшей варны может быть -
К нему и относиться нужно лучше.
29. Патриархально рабство в Индии. Была
Тому весьма серьезная причина:
Земля у частников пока что не была,
Необычайно сильная община.
30. Совет из царской знати звался "паришад" -
Советчик при восточной деспотии.
Был культ царя, который не мешал
Переворотам, часто проходили.
31. При Мауреях укрепляется буддизм.
(Еще в шестом он веке появился).
А вера строя родового - брахманизм -
Рабовладельческому строю не годился.
32. Буддизм Ашока принял и собор созвал.
Построил ступы он, монастыри открыты.
Но умер в двести тридцать шесть. Опять скандал:
Был Брихадрахта свергнут Шунга, Пушьямитрой.
33. Из Шунга девяти царям не сладко жить.
При первых Шунга на буддизм гоненье.
Набеги саков-массагетов (юэчжи).
Греко-бактрийцев также нападенья.
34. Все меньше государство, меньше силы в нем.
Своим министром главным, Васудевой,
Последний Шунга, Девабхути, устранен.
Канва династию тот Васудева сделал.
35. При ней напали андхры, в год двадцать восьмой
До нашей эры. Хитрые южане.
Их царство жило в первый век и во второй,
А в третий век распалось. Но не жалко.
36. А из Таджикистана в новый первый век
Одно из юэчжи племен, кушаны,
На север Индии устроили набег
И кой-какие захватили страны.
37. Магадху - нет. ...Канишка, царь кушан, опять
Буддистом стал. Второй собор возглавил.
Любил в Китай миссионеров направлять.
При нем буддизм держался новых правил.
38. Уж не хинаяна, "спасенья узкий путь",
(Иль "колесница малая" иначе).
Махаяна - "большая" и "широкий путь".
Уж Будда не учитель, бог, тем паче.
39. Кушаны пали в третий век. В четвертом царь
Куска Магадхи, Чандрагупта Первый,
Создал, с потомками, как это было встарь,
Вокруг Магадхи целую империю.
40. Но ненадолго. Пятый век настал - опять
Враг появился, гунны-эфталиты.
В шестом империи у Гуптов не видать
Власть Гуптов только над Магадхой длится.
41. При Гуптах прежней роли не играл буддизм.
С раздробленностью же феодализма.
Вернулся древний культ. В нем вставки: брахманизм,
Буддизм. Все вместе стало индуизмом.
42. Строй феодальный также касты породил
(Рабовладельческий когда-то варны),
И в касту каждую коллег определил.
Чистые касты в варнах пребывают.
43. А те, кто позже всех из дикости ушли -
Им места нет ни в обществе, ни в варнах.
Неприкасаемыми всех их нарекли,
Всучив работу грязную коварно.
44. Гонение на материализм пришло
С феодализмом, тюкают чарваку.
Миманса, иога и веданта - расцвело
Идеализма всякого, однако!
45. Наука самобытна, но имеет вид.
Лишь с географией отстали что-то.
Брахман Панини изобрел санскрит,
Ведические тексты обработав.
46. И на санскрите, мертвом в те уж времена,
В стране многоязычной создавали
Литературу, и она была сильна.
Буддисты же писали все на пали.
47. Меж тем раздробленную Индию не раз
Терзать соседи добрые ходили.
Лишь Газневи Махмуд ходил семнадцать раз.
Гуриды газневидов заменили.
48. И Мухаммед Гури (или Шихаб-ад-дин)
На рубеже двенадцать и трииинадцать
Весь север Индии почти что захватил.
И стали земли тюркам раздаваться,
49.Военачальникам. Не насовсем, а в икт.
Когда ж он умер, хитрые вассалы
Решили, что ярмо гуридов не для них.
"Делийский султанат" - стране названье стало.
50. Но - феодальная анархия в стране.
Монголы раз за разом грабят рьяно.
Сплотился султанат - пути другого нет -
Вокруг Насир-ад-Дина и Балбана.
51.Затем султан Алла-ад-Дин. При нем
Сильна страна (четырнадцать, начало).
Хоть знать боролась с ним, при нем, да и потом
Не раз всю Индию в себя включала.
52. Тимур разграбил Дели, вырезал народ -
Год тысяча триста девяносто девять.
Распад. В миниатюре султанат живет:
Двуречьем Ганга с Джамной правит Дели.
53. Вновь Индия, как уж случалось, лоскутки.....
Лит. языком в двенадцать и тринадцать
Уж разговорные трудились языки.
Мечети в Дели, а куда деваться?
54. Но вот распался и Делийский султанат.
Шел век шестнадцать, самое начало.
Анархия, разброд, как много лет назад.
Все выше власть туземных феодалов.
55. Тут и явился тимурид, талант, Бабур,
Могол Великий из Моголистана,
Из Ферганы недавно выгнанный в Кабул
Войсками самого Шейбани - хана.
56. Династию создал тот воин и поэт.
В пятьсот тридцатом умер. Хумаюну
(Сын старший) воевать пришлось не мало лет,
Чтоб подчинить своих братишек юных.
57. Его разбил Шер-хан в тридцатых. Под шумок
Как падишах Шер-хан короновался.
В пятьсот пятьдесят пятом Хумаюн лишь смог
Его прогнать - и вскорости скончался.
58. Акбар, сын Хумаюма, правил пятьдесят.
При нем завоевания, реформы.
И при преемниках. Успехам же вредят
Застывшие у производства формы.
59. И кастовость. Вот потому налог растет
И центробежные вновь зреют силы.
В людских умах сильней брожение идет.
Движенье "бхакта" равенству учило:
60. "Член каждой касты может кармы избежать,
Коль бога любит" - мирное ученье.
Лишь сикхи, бхакты часть, в Пенджабе: " Воевать
Против моголов, против угнетенья!"
61. Цвела литература. Выдал сам Бабур
"Бабур-намэ". А с языками в Индии:
Лопочет на фарси придворный балагур,
Поэты не придворные - на хинди.
62. А в Индии уже миллионов сто живет.
Двадцать национальностей. Возможно,
Росткам капитализма вышел бы черед
Когда б не то, что получилось позже.
63. В шестьсот пятьдесят восьмом от власти Шах-Джахан
Отставлен, сын же Аурангзеб грозный,
Стараясь ради феодалов - мусульман,
Разжег огонь вражды религиозной.
64. Сумев соседей множество завоевать,
Он с Махараштрой справиться не в силах.
При нем и сыне Бахадуре восставать
В Пенджабе бурно начинают сингхи.
65. А после Бахадура шах уже не шах.
Могол - марионетка феодалов.
Страна уменьшилась. Разграбил Надир-шах.
В Пенджабе сингхи снова восставали.
66. Боролся с сингхами усиленно потом
Их гость незванный, Ахмад-шах, афганец.
Пока друг с другом воевали все, их дом
Забрал себе прожорливый британец.
67. Их ОСТ индийская компания сперва
Такую же французскую отшила,
Хотя сипаев та изобрела,
Да и вопросы тактики решила.
68. Потом Бенгалия. За это Роберт Клайв
Барон и лорд (в семьсот семидесятом).
Погиб от голода там каждый третий. Клад
И в это время черпался богатый
69. Роскошные товары за гроши.
Налог под пыткой. Взятки и так далее.
Озолотился, кто в компании служил.
И никого из них не наказали.
70. Закрыли все ж компанию, ушел разбой.
(Век восемнадцать, девяносто девять).
Но собственность раджей осталася святой,
Так королева повелела сделать.
71. Войну же Англия по-прежнему вела.
К сорок девятому индийцев победила.
Цивилизацию разрушив и поправ,
Немногое взамен ей предложила.
72. "Образования реформа", чтоб создать
Прослойку, где индийцы все по крови,
Но англичане по сознанию, управлять
Чтоб помогали рьяно и с любовью.
73. Когда же монополии на торг и на разбой
Из Остиндийской торгаши лишились,
Фабричная дешевка хлынула рекой -
Ремесленники в массе разорились.
74. Крестьянин от налогов непосильных мрет.
И вот в пятьдесят седьмом загрохотала
Народная война. И шел сипай вперед.
И англичан война врасплох застала.
75. Их власть в долине Джанно-Гангской сметена.
Шах Бахадур (Могол) и в самом деле
Казалось бы, на троне царствует сполна.
К нему спешат полки сипаев в Дели.
76. Но нерешительность. Единства нет никак.
За англичан частично феодалы.
Подавлены Пенджаб, Бенгалия, Декан...
Месть англичан восставшим устрашала.
77. Казненных тысячи. Грабеж же...ай-ай-ай!
Сам Надир-шах такого не устроил.
Тантия Топи, Ахмед-шах и Лакшми Бай --
В народе имена живут героев.
.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"