Аннотация: Смесь из "Пикник на обочине" и "Денискины рассказы". Рассказ занял 1 место на литературном конкурсе "Креатив 25".
Тесный, давящий тьмой, подъезд. Впереди девять этажей разбитых и перегоревших лампочек. Лишь одинокая сороковка пламенеет теплым светом на первом. Она, словно маяк в черном океане, выглядывает далеко между пролетами.
Илья, перемахивая через три ступеньки за раз, мчится вниз по лестнице. Сбивчиво шепчет считалку-оберег перед каждым новым этажом.
- Восемь. С..смелость... в сердце своем носим!
- Семь. Скоро с..страх уйдет... с..совсем.
Шорохи и шепоты во тьме пытаются отвлечь, испугать, заставить оступиться и упасть во тьму. Они хотят приковать мальчика и замуровать здесь.
Илья старается ни на секунду не разрывать контакт ладони с перилами.
- Шесть. П..против страха средство есть!
- Пять. Мы с...сразим его опять!
- Четыре. Открывай глаза пошире!
Здесь мальчик останавливается и, облизнув пересохшие губы, несколько секунд отдыхает. Это спокойный этаж, этаж-передышка. На новенькой кожаной двери пятнадцатой квартиры приклеена светящаяся зеленым рожица. Отец Юрки Зотова из командировки привез. Рожица улыбается и как будто говорит: "Ничего, первую половину прошел, значит, и вторую одолеешь!"
- Ффух...Ну, вперед!
В последний раз глянув на хранителя четвертого этажа, мальчик бежит дальше.
- Три. Тьму отвагой усмири!
Низкий, раскатистый лай собаки пронзает лестничную клетку. Илья знает, что Цербер всегда лает из десятой, но все равно, пугаясь, вжимает голову в плечи и припускает вниз еще шустрее.
- Два. Сстрах поборет.. нас.. едва!
Вот он, свет лампочки, уже совсем-совсем рядом! Главное не останавливаться!
- Один. Я со смелостью един!
Из второй квартиры, где живет ведьма, разит режущим глаза, тухлым варевом, но это едва ли может задержать Илью. Мальчик подскакивает к деревянной двери подъезда. Вон он выход! Но вместо радости накатывает еще больший страх! Страх того, что Тьма не выпустит его, бросившись в последний момент сзади. Холод по спине! Только не оборачиваться, не тратить время! С усилием отворив тяжеленную дверь, Илья пулей выскакивает на ночную улицу.
***
Сердце все еще рвется из груди: "Бах-Бах-бах!" Но теперь страх уступает место чему-то иному: тому, что будоражит и радует, заставляет улыбаться - чувству победы над собственными демонами.
Илья успокаивает дыхание, глубоко втягивая прохладный майский воздух улицы.
Красная луна открывает врата в Ночной двор. Здесь как всегда тихо, но это обманчивая тишина. Двор шепчет тихим ветром, ворчит редким вороном, постанывает никогда не замирающими качелями. Поддерживает то сверчков, а то кузнечиков в споре о том, чей ритм совершеннее.
Кажется, что здесь безопасно, но и это не так. Ночной двор играет по своим правилам. А правила игры нужно уважать, если хочешь вернуться домой. Множество ночей Илья искал правила. Крупица за крупицей. Подсказка за подсказкой. Они не расписаны в буклетах, их не сообщают заботливые судьи. И даже если ты что-то выяснил - никогда не знаешь, сколько еще правил осталось сокрыто туманом Ночного двора.
Мальчик принимается тихо насвистывать собственную мелодию. Так он здоровается. Показывает, что не таится, не юлит, а вступает во двор с пониманием и уважением. Мелодия слабовата, да и исполняет он на тройку, но зато это его мелодия. Его собственная! Здесь ценят это и потому терпят.
За спиной подвал, о котором даже думать лишний раз опасно. Впереди хлипкая, исписанная и изрезанная лавка. Слева и справа палисадники, где, если покопаться, можно отыскать игрушки. Одним словом, Подподьездие. В общем-то, здесь территория своих. Местные знают Илью и даже поддерживают: старая воробьиха с крыши крыльца подсказала правило собственной мелодии. Муравей-отшельник, что живет в ножке лавочки, привил от яда воинственных сородичей. А ворчливая ель подарила шишку-гранату на крайний случай.
Илья обходит старые, потрескавшиеся ступеньки крыльца и глубоко лезет рукой в щель под ними. Ближе прятать было нельзя, иначе найдут и заберут. Не морщась, через паутину и слизь он добирается до жестяной коробочки. Внутри пара янтарных каштанов, спрятанных на черный день, восьмицветная ручка, подарок все того же Юрки Зотова, и зеленый солдатик. Это командир, с биноклем и пистолетом. Он остался последним из отряда: остальных не пощадили серые солдатики-фашисты, отцовские тапки, мамин веник и бездонная глотка улицы. Солдатика Илья кладет в капюшон кофты - прикроет спину, если что. Остальную коробку прячет на место и шагает вперед.
Старый, ленивый Туман устало расступается. Раньше Илья считал Туман частью Двора, но оказалось, что тот лишь заглядывает проведать давнишнего и, возможно, единственного настоящего друга. Начерченные на асфальте мелом цветные квадратики с цифрами едва выглядывают из-под тумана. Они словно стартовая полоса перед забегом на школьном стадионе. Илья переступает границу Подподъездия.
Миг... другой... а затем сладкое покрывало тянучей, словно сгущенка, песни медленно окутывает его. Это зов молодой охотницы с крыши соседней пятиэтажки. Охотницы постарше Илью уже не трогают: знают, что он, скорее всего, выберется, а они силенки потратят. Петь жвалами ой как нелегко. А эта охотница юная, жадная до наживы, бросилась чаровать сразу. Песня её красивая и журчащая. Едва видимые нити сплетаются вокруг мальчика, складываются в смертельно-красивый узор. Мелодия дурманит, путает, но Илья знает правило, как с ней бороться. Это его собственное правило, но Двор признает его, ведь оно уже не раз срабатывало. Илья вспоминает поблекшие глаза Сашки из четвертого дома: того утянула охотница позапрошлым летом. Это придает сил. Затем вспоминает секрет распутывания Веревочки, выведанный у одноклассницы взамен на три жвачки. Аккуратно начинает выбираться из паутины. Здесь главное не суетиться. Ни в движениях, ни в мыслях. Хотя те так и норовят утянуть далеко-далеко вслед за песней.
"Таааак, Задача номер один - выбраться. Затем отыскать Цезаря".
Илья протягивает руку и шею через одну нить, затем перекручивается вокруг второй и поворачивается к третьей. Переступает ногой и снова перекручивается. Теперь снимает первую нить с шеи и зажимает в подмышке.
"Ну что ж, твой ход... тварь!" На секунду песня прерывается, и мальчику кажется, что он слышит, как охотница облизывается. Рывок! Кокон нитей вздымается вверх, оставляя ребенка на месте.
Кузнечики и сверчки заключили короткое перемирие, чтобы в унисон поцыкать неопытной охотнице. Туман и ветер, крутанув вокруг деревьев пару фигур наземного пилотажа, принимаются вихриться у ног мальчика, будто поздравляя того с победой. Звезды пускаются в пляс, устраивая фейерверк. Илья раскланивается.
- Внимание! Девчонка! - раздается из капюшона.
Обернувшись, Илья видит девочку, что прячется под большущим зонтом. Он полосатый и старый: на нем две заплатки. Из-за него плохо видно лицо.
- Ловко ты ее! - незнакомый голос, палец указывает на крышу пятиэтажки.
- Осторожно! Это может быть ловушка! - солдатик говорит тихо, чтобы слышал только Илья.
- Так точно, командир...
- Чего-чего? - девочка высовывает мордашку из-под зонта. У нее пластинка на зубах, большие очки и смешные выпученные глаза. Лицо кажется знакомым.
- А... Спасибо, говорю!
Девочка ловко перескакивает через гиблую черную ветку (интересно, откуда она знает?) и подходит ближе.
- Неправда! Ты сказал: "Так точно, командир!" Вот так вот начинается наша дружба, да?! С вранья?
Илья не нашелся, что ответить, и, набрав воздуха, шумно выдохнул - так иногда папа делает, когда мама ему что-то говорит странным голосом. Почему-то мальчику показалось, что здесь нужно промолчать и сделать так же.
- Ладно. На первый раз прощаю! Но больше не ври мне! - девочка протягивает ладошку. - Аня!
- Илья. Эм... а девчонки разве жмут руки?
- Еще бы!
- Ну... ладно тогда, - мальчик пожимает руку и спрашивает, - а ты откуда про Гремучку знаешь? - указывает на гиблую ветку.
- А вот не скажу!
- Секрет?
- Секрет!
- А зонт зачем? Дождя ж нет! Или... есть? - удивляется мальчик и подставляет ладонь небу, будто проверяя.
- Так надо, - она важно поднимает палец. - Для защиты!
Наконец, Илья вспоминает.
- Ааа! Ты ж новенькая с третьего подъезда, да? Это ты по Денисовым виноградом с балкона кидалась!
- А чего они в меня каштанами?!
- Да не, молодец! Они вообще не с нашего двора и в фишки мухлюют. Мы с пацанами за тебя болели!
- А чего не помогли тогда?
- А ну... мы в ножики играли.
- Понятно все с вами.
- А ты теперь здесь всегда жить будешь?
- Ага, делать мне больше нечего! Я в Симферополе вообще живу! А сюда в гости к прадяде приехала.
- Аааа... К прадяде?
- Ну да.
- А это как? Прадядя?
- Ну обычный прадядя, ничего такого.
Двор замер, вслушиваясь. Застыли звезды, стихли птицы. Заинтригованный Туман подкрался настолько мастерски, что даже солдатик не заметил (быть может, он и сам увлекся разговором). Лишь принципиальная борьба сверчков и кузнечиков не стихла, оказавшись важнее зарождающейся дружбы.
Дети, заметив слежку, переглянулись и сначала прыснули от смеха, а затем, отчего-то смутившись, замолчали.
- Знаешь... у меня дела... я пойду.
Девочка насупилась.
- А что, мне с тобой нельзя?
- Ну... вообще-то, это может быть опасно.
- А я и не трусиха в отличие от некоторых!
- От каких-таких некоторых?
- Ну ты же трусишь меня с собой брать!
- Еще чего! Не трушу я ни разу! Видала, как я с Охотницей разобрался?
- Хочешь сказать, что ничего не боишься?
Илья сжал кулаки.
- Боюсь. И много чего. А теперь подумай, раз не боюсь охотниц... насколько опасно там, куда я иду!
Тон его был совсем как у взрослого. Девочка отвела глаза и не стала язвить, как намеревалась.
- А раз опасно, чего помощи не хочешь? Сам же говоришь, я про Гремучку знала.
Илья складывает руки и хмурится. Идти одному страшно. Но от мысли, что нужно защищать другого, страх отступает. К тому же, она и правда помочь сможет.
- Ладно, пойдем вместе. Вдвоем быстрее будет.
- Отлично! - Девочка радостно крутит ручку зонта, и тот мерцает словно калейдоскоп.
- Только знай, я в сгоревший дом иду, - Илья делает многозначительную паузу. - Так что, сама понимаешь, Охотницы это еще цветочки, ягодки будут впереди!
- А что будешь там делать? - кажется, слова мальчика не возымели никакого эффекта, видно, Аня не знает, о каком доме идет речь.
- Эм... Цезаря искать.
- А кто это?
- Кошак.
- О... ну... тогда я точно пойду! Твой кот?
- Да не... там... друг потерял, - Илья немного замялся, и девочка, заметив это, сощурилась.
- Ладно, веди!
***
Туманная 13. Кто-то написал это черной краской на стене сгоревшей двухэтажки. Это не был ее настоящий адрес - дом вообще был приписан не к Туманной улице, а к Второй Луначарской. И номер у него был не 13, потому что и Луначарские дома, и Туманные по эту сторону дороги были четные. Здание сгорело еще десять лет назад, но его никак не могли снести. Оно сохранило стены и многие перекрытия, но потеряло крышу.
Дети называли дом Заброшкой и иногда в нем играли, правда, лишь при свете дня. Вечером не совались, потому как боялись, ведь ребята постарше рассказывали про Заброшку кучу жутких историй.
Говорят, дом поджег какой-то ребенок. В их квартире была одна старая черная книга, которую мальчику запрещали читать. В один из вечеров, когда мама была на второй смене, он отыскал книгу. Мальчик читал весь вечер и, несмотря на страх, не мог оторваться. Внезапно в доме выключился свет! Мальчик испугался, нашел свечку и зажег ее. Он сидел на кухне и боялся идти читать дальше. Он пытался отвлечься, но мысли раз за разом возвращали к незаконченной истории. Не сдержавшись, в конце концов он взял свечу и пошел в комнату. В этот момент он услышал шепот, который исходил из стен дома: "Не читай ее!" У мальчика дрожали коленки, но он так хотел узнать развязку, ведь оставалось всего несколько страниц! Он поставил свечку рядом и трясущимися руками взял книгу... Едва ребенок заглянул в нее, как его охватил бесконечный ужас! Мальчик попытался захлопнуть книгу, но вместо этого из страниц вылезла тварь и, вцепившись в ребенка, стала затягивать его внутрь. Мальчик отбивался и кричал, но было тщетно, никто не пришел на помощь. И тогда он схватил свечу и ткнул ей в бестию! Книга и монстр загорелись, но и мальчик вместе с ними... Это и стало причиной пожара. Рассказывают, что всех жителей дома спасли, но... в то же время говорят, что во время пожара дом разрывал холодящий душу детский крик...
Говорят, в одной из комнат там в полночь ровно на 13 минут появляется зеркало. И через него можно вызвать Гостей: Матного ежа, Жвачного гнома, Пиковую даму. Витька из первого подъезда рассказывал, что его сестра с друзьями нашли это зеркало. Нарисовали на нем лестницу и стали звать Пиковую даму. Вскоре она появилась в отражении с окровавленным ножом и стала хохотать! Витькина сестра и ее дружки перепугались и дали деру. А потом каждый из них нашел на своем теле шрам от ножа!
Старший брат Севы Сорокина из 4 "А" на спор туда в полночь ходил и час просидел. А когда вернулся - оказалось, что три дня прошло!
Рассказывают, что в одной из комнат живет старик, которому больше ста лет. Зайдешь в его покои, и тут же за тобой невидимая дверь захлопнется. Старик сидит со спрятанными за спиной руками и спрашивает: "В какой руке?" Не выбирать нельзя - иначе навечно останешься заперт в комнате. Угадаешь правильную руку, ту, в которой белый камешек - дверь откроется, а в доме сможешь найти шоколадные конфеты, фантики, наклейки, фишки, даже деньги! Но если в руке окажется черный камень... Не выберешься уже никогда...
Все это Илья поведал Ане по дороге к Заброшке. Сперва хотел рассказать лишь одну историю, чтобы та знала, что он не шутил, когда говорил об опасности! Но девочка с завороженным лицом просила рассказывать еще и еще.
- Абалдеть! Ну и домик! Давай следующую! - не унимается Аня.
- А ты не из пугливых, я посмотрю.
- Ну дык! - девочка важно поправляет очки на переносице.
- Кстати, Аня, а я тебя сразу и не узнал, ты ведь... ну... очки и пластинку не носила днем.
- Еще чего! Чтобы меня еще больше обзывали? Я их дома ношу... И здесь.
- Тшш! - резко бросает Илья. - Замри, не дыши!
Пробираясь через палисадник, они прижимаются спинами к стене дома. Перед ними черный кот, тоже замер, смотрит на детей.
- Это Цезарь?
- Блин, да тихо ты!
Кот пробегает в сторону и скрывается в гаражах.
- Ну е-мае! Говорил же, тихо!
- Прости... Это Цезарь был, да?
- Да какое там! Цезарь персидский, рыже-белый. А это... что, не знаешь, что черные коты дорогу переходят к беде? Теперь в обход придется, а там Толстяка можем встретить...
- Глупости! Черные коты наоборот приносят удачу! Вот смотри, я пойду первая, мне за это повезет, и я...
- Не вздумай!
Поздно... девочка, ловко увернувшись от попытки ее схватить, бежит вперед и пересекает роковое место.
- Ну дурная!
- Вот посмотришь! И когда увидишь, что мне повезло - с тебя извинения за дуру!
- Черт-те что... Ладно, айда дальше, осталось пройти последний двор.
Ребята уже миновали свой двор, затем обогнули гаражи и пустырь. Теперь пробирались через двор двухэтажек, а впереди виднелся торец Почты. Сгоревший дом был за ней...
***
Замотанная в грязные, окровавленные простыни Бродяжница шаркает вдоль ржавого забора. Она смотрит под ноги и надрывно стонет. Пройдя десяток метров, поднимает взор на каменный остов сгоревшего дома. Ее тихий стон срывается в острый как лезвие визг. Илья успевает рукой завести Аню за спину, а самого вместе с криком Бродяжницы словно пронзают кинжалы. Окатывает жаром, спину прошибает пот. Печет! Воздух едкий, все в копоти и черном дыму! Режет глаза. Языки пламени вокруг. Мальчика скручивает кашель и... Старый полосатый зонт крутится перед глазами: его, словно щит, выставила Аня. Жар и дым отступают. Морок рассеивается.
Илья с благодарностью оборачивается к спутнице. Та улыбается, а затем кивает в сторону сгоревшей двухэтажки, что молчаливо стоит по ту сторону железной изгороди.
- Будем перелазить? Высоковато!
Мальчик хватает Аню за руку и уводит подальше от монстра.
- Нам нужно быть подальше, на случай, если она заорет снова. Там вон, левее есть ход в решетке. Видишь, где столбик? Я отвлеку Бродяжницу, а ты туда пролезешь. А я уж сам через забор перескочу, и воон там, у дерева, встретимся. Только ни с кем не разговаривай!