Но не для наших академиков и поэтов, переводивших Слово.
Лихачев.
Уже Сула не течёт серебряными струями
к городу Переяславлю,
и Двина болотом течёт
для тех грозных полочан
под кликом поганых.
Лихачев объяснился.
" Д. С. Лихачев (Устные истоки художественной системы "Сл. о п. Иг.". - В кн.: "Сл. о п. Иг.". Сб. исслед. и статей. М. - Л., 1950, с. 91): "Упоминание вычерпанной реки как знака полной победы над населявшими ее берега народами встречается и в летописи. ...отход от первоначального символа победы в сторону превращения этого символа в художественный образ имеем мы в том месте "Слова", где говорится о том, что и на юге, и на северо-западе русские в равной мере терпят поражение от "поганых" (т. е. от языческих половецких и литовских племен). ... И Сула и Двина - две пограничные русские реки - лишились своих вод как знак поражения и, вместе с тем, они уже как бы не могут служить реальными препятствиями для врагов Руси".
Сайт Русская Литература и Фольклор.
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/
Обязательная ссылка.
Это, наверное, для Задорнова.
Чтобы не ломал себе голову над текстами про глупых американцах, а использовал местный колорит.
Лихачев одним махом осушил две Русские реки.
Сулу и Западную Двину.
???
Господи, ну почему Лихачев не взялся переводить Марка Твена, чтобы осушить Миссипи?
Академику мелиоратору это по плечу.
И это у нас называется Русская Литература?
Нет.
Ни Боже Мой.
Это академический фольклор.
Поэтический фольклор.
Жуковский.
Не течет уже Сула струею сребряной
Ко граду Переяславлю;
Уж и Двина болотом течет
К оным грозным полочанам под кликом неверных.
Двина потекла К полочанам, которых стало много.
Сула просто не течет.
Заболоцкий.
Уж не течет серебряной струею
К Переяславлю-городу Сула.
Уже Двина за полоцкой стеною
Под клик поганых в топи утекла.
Вместе с мозгами.
Евтушенко.
Вот и Сула среброструйная
к Переяславлю не течет.
А Двина,
когда-то буйная,
так себя сейчас ведет,
будто родом из болот.
Покорилась речка глупая
и поганым,
льстиво хлюпая,
пузырями песнь поет.
Буйный, по-моему, здесь Евгений.
Концерт можно продолжать бесконечно, причем на всех языках Мира.
О чем речь?
На реке Сула, пограничной для Руси и половцев была битва полков Игоря с оными половцами.
Игорь был разбит.
И река Сула потекла не серебряными струями, а кровавыми.
Почему это не поняли академики?
Потому что бой у них на Северном Донце.
Там же у них, в районе Азовского моря, и Тьмуторокань, типа ставка половцев.
Игорь у ученых, видимо, хотел захватить главного Кончака, врасплох ультиматумом, что его сын не станет жениться на его дочке, а возьмет себе дочку Гзака.
Но не получилось. Поэтому ученые все равно поженят сына Игоря Владимира, даже не принимавшего участия в этом бою, на дочке кончака, который представляет из себя мужской половецкий конец.
Гзак -задница половецкая.
Прости нас Владимир Игорьевич.
В ЦарьГрад шел Игорь, поэтому и оказался на Суле.
Пройти ему надо было к Черному Морю.
Берег Черного Моря с городами-это владения Рима-Византии.
Там на корабли и ты у Христа.
Поискати Тьмуторокань- это поискать ЦарьГрад.
Туга Игоря и Всеволода -это МЕЧТА увидеть Христа.
Императора Византии и Главного для Всей Руси.
Тьмутороканским болваном (Идолом имеется ввиду) назвал Себя Сам Христос.
Не воевать шел Игорь с половцами.
Ему надо было пройти до конца поля половецкого.
О чем совершенно ясно сказал Христос.
"Хощу бо, - рече, - копие приломити
конець поля Половецкаго."
И Игорь понимает, что просто так не пройти, а только с боем.
Поэтому, если пройти половцев не удастся
"съ вами, русици, хощу главу свою приложити,"
Если победит половцев на рубеже Сулы-
"а любо испити шеломомь Дону"
Дойдет до Днепра и там уже не будет войск половецких.
Пока половцы будут чухаться успеет пройти у Черному Морю.
Теперь Западная Двина.
"и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ"
Грозный полочанин в Слове один. И это Всеслав, Распявший Христа.
Полоцк-это главный город Полоцкой Земли на которой главный князь-Всеслав.
Полоцк стоит на Западной Двине.
Поэтому Христос называет ее болотом.
Смысл понятен.
Гниль и смрад.
Под кликом поганых- радость поганых половцев, что у русских есть урод, который тоже воюет с русскими.