Монолог дилетанта
Вспоминаю первое знакомство с творчеством классика по школьной программе:
романом "Преступление и наказание" и в отличие от одноклассников, кривив-
шихся и морщившихся при одном упоминании его названия,мне роман понравил-
ся мрачной, но притягательной чувственностью литературного языка автора,
не отпускающего внимание сопереживающего читателя на протяжении всех сю-
жетных коллизий, испытываемых героями романа. Я не был в восторге от про-
читанного, но силу художественного слова прочувствовал и вполне смог
оценить.
Гораздо позже, читая "Идиота" и опять погружаясь в ауру душевных страданий
героев, в чувственный мир роковых страстей, интриг и исканий, где так мало
света, но много притягательно-губительной силы тьмы, я в полной мере ощутил
мрачный талант Достоевского, силу его воздействия на умы читателей, но при
этом полная безысходность, беспросветность и неизбежность надвигающейся
трагедии не отпускает читательское внимание, не позволяет вздохнуть, рассла-
биться,что-то осмыслить, а заставляет слепо, как за поводырем, следовать за кан-
вой развивающейся драмы. Роман оставил неизгладимое впечатление мощного,
но не светлого произведения, не предлагающего пути к свету,духовного осмысле-
ния в поиске ответов на отсутствующие в романе вопросы.
Федор Михайлович просто, но гениально, без акцентов и морали, написал апо-
калиптический роман и точка. И именно это, отсутствие видимых, на первый
взгляд, задач, которые автор решал бы в процессе создания гениального про-
изведения, и заставило меня, спустя сорок лет, перечитать всего Достоевского,
от корки до корки, где безуспешно искал авторский замысел. Во всех его рома-
нах полностью отсутствует духовная составляющая человеческой личности, ее
заменяет душевный стриптиз чувственного мира героев. Вместо морали этика
плотской нравственности, душевные страдания не приводят к духовному пере-
рождению, росту,религиозность если не высмеивается открыто, то игнорируется
или рисуется в виде декораций для развивающегося сюжета. Везде трагедия фи-
нала снимает все возможные читательские вопросы, лишает возможности осмы-
сления, поскольку отсутствует духовное наполнение трагедии, вместо которого
одна плотская, чудовищно - чувственная рана. Чувств в избытке, а смысла в
этих страданиях, надежды на спасение автор потрясенному читателю не предла-
гает и не дает.
Опять задаюсь вопросом, в чем цель, где идея творческих потуг автора? Он же
не хроникер уголовно-полицейских протоколов,в конце концов.Не берусь судить
и анализировать поздние произведения,слишком многоуровневые сюжетные ли-
нии, заполненные множеством малозначимых персонажей и сцен, при чтении ко-
торых закрадывались крамольные мысли, что единственная задача автора заклю-
чалась в увеличении постраничного объема произведений. Возвращаюсь к пер-
вому юношескому впечатлению, роману из школьной программы - "Преступле-
ние и наказание", единственному произведению,где удалось-таки отыскать четко
заявленную и однозначно прописанную на страницах романа авторскую идео-
логическую концепцию. Хочу предварить ее изложение тем, что эти мои выводы
и взгляды никоим образом не претендуют на чье-то признание или дискуссию,
далеки от мысли возводить тень на плетень в виде дилетантско-мещанской кри-
тики великого писателя. Это попытка осмыслить на уровне читателя-дилетанта,
не отягощенного литературно развитым интеллектом, творческое наследие, по-
нять авторский замысел, нравственный контекст и принять их всей душой либо
отвергнуть, как для себя неприемлемые.
Приступая к этому поиску, нельзя не принимать во внимание глубоко драматич-
ные моменты в судьбе самого писателя, где и судебный процесс, и заморожено-
томительное ожидание казни, и срок, проведенный закованным в кандалы в ка-
торжном остроге, и годы армейской лямки в нижних чинах, что неотвратимо и
бесповоротно изменило не только мировоззрение писателя, но и его духовные
ценности. Видимо именно этот трагический душевный опыт привел Достоевс-
кого к осознанному отказу от духовно-религиозной составляющей в жизни че-
ловека, оставляя ему только мир чувственных ощущений, красочных образов и
плотских влечений, природный мир естества человеческой натуры, мир настоль-
ко же прекрасный, насколько и несовершенный, подверженный порокам и страс-
тям, сопровождающим человека на все протяжении его жизненного пути.
Достоевский, отрицая философско-религиозную концепцию духа, божественно-
духовное начало человеческого естества, духовный путь спасения души, предла-
гает взамен философию души,основанной на нравственном мироощущении, чув-
ственных образах, отражающих все многообразие плотских, физиологических
потребностей и различающихся глубиной их удовлетворения.Такая философия
понятна и приемлема обывательскому сознанию. Она легко раскрывает и препа-
рирует все тонкости душевных переживаний, объясняя поведенческие и чувст-
венные реакции плотской мотивированностью.
Духовный императив: "Возлюби ближнего своего" вытесняется писателем чувст-
венно-болезненным состраданием. Душевные муки Сонечки Мармеладовой,выз-
ванные преступлением Раскольникова, в свою очередь, заставляют отзывчивого
на страдания ближнего Раскольникова покаяться в содеянном. Не чувство вины,
а сострадание ведет его на голгофу. Даже на последних страницах романа, пре-
терпев муки наказания, Раскольников далек от раскаяния, но, через сострадание,
он близок к искуплению вины. В этом писатель видит единственно возможный
путь не к прощению и спасению, а к искуплению вины, примирение с ней. И эта
концепция искупления вины через сострадание, выстроенная автором на стра-
ницах романа, выглядит более реалистичной, чем сложный, с трудом осознавае-
мый и тяжело дающийся путь духовных поисков, но вы меня извините, резуль-
таты-то несопоставимы: где высоты человеческого духа, достигнутые через осоз-
нание греха, смиренное раскаяние и прощение, Гималаи духовных подвигов са-
моотречения и самопожертвования, а где плотское, физиологическое искупление
вины не раскаявшегося убийцы-душегуба Раскольникова.
Вывод более чем очевиден, но опять тупик. Не мог великий писатель, чья
гениальность не нуждается в чьем-то, в том числе моем, признании, поскольку
давно признана цивилизацией, выстраивать драматургию романа на основе
реалистичной, но слабой, невнятной идеологемы. Прошибает мысль: "Господи,
а не дурак ли я?", после которой приходит прозрение - ищешь кошку там, где
ее никогда не было. Таланты реализуют авторские идеи на страницах своих про-
изведений, гении это делают в умах и душах читательской аудитории. Вот путь
к пониманию творческого наследия Достоевского, ключом к которому служит
свойство человеческой души к состраданию и сопереживанию. Именно в такое
состояние души Достоевский всей силой своего незаурядного таланта и красоч-
ностью гипнотического слова загоняет читательские массы, буквально выдавли-
вая из них слезы сострадания и душевную боль сочувствия к трагическим судь-
бам своих героев. Не все герои симпатичны читателю, но к большинству из
них испытываешь искреннюю сопричастность, сочувствуя и глубоко сопережи-
вая их страданиям.
Слава богу! Не дурак, а только крыловский персонаж: "Слона - то он и не при-
метил!". Вместе с чем пришло и понимание неподъемности поставленной зада-
чи, недостижимости цели. Достоевского невозможно осознать, слишком велик,
глубок, емок. Представляю, как сложно его экранизировать. Но одновременно
как просто его почувствовать и полюбить, войдя в эмоциональный, пропитан-
ный чувственной энергией мир его героев с их обнаженными душами, рвущи-
мися сердцами, раздетыми, обездоленными судьбами, трагическими финалами.
Творчество классика как сама жизнь, которую невозможно осмыслить, понять, а
только прочувствовав на собственной шкуре, прожить от колыбели до могилы.
В заключение хочу изложить еще одно, не пугайтесь, последнее предположение,
соображение, наблюдение - как угодно. Мне кажется, писатель пытается прео-
долеть пропасть между библейской моралью десяти заповедей, остающихся на
протяжении двух тысячелетий христианства прописными истинами из-за не вос-
принимаемого обывательским сознанием христианского императива:"Возлюби
ближнего своего" с одной стороны и где-то, как-то соблюдаемой человечеством
этикой нравственного поведения с другой стороны, заменяя невостребованный
поведенческий императив на вполне доступный для понимания широкими мас-
сами императив сострадания: " Почувствуй чужую боль как свою". И в этом, на
мой взгляд, состоит суть духовного завещания великого русского писателя своим
потомкам. От сострадания - через прозрение - к христианской любви. Великому
человеку великие цели. Христос своей жертвой принес человечеству Благую
Весть, проторив путь в царствие небесное, на котором оно слепо топчется в
самом начале не в силах понять и принять христианские истины, кроме внешне-
го антуража религиозных обрядов и служб. Замысел писателя пробиться своим
творческим промыслом не к сознанию, а к чувственной стороне жизни, к душе
"заблудших овец" став их поводырем. Но что-то не получилось, то ли болезни
заели, а скорее пришло глубокое понимание,убедительно и мощно прозвучавшее
в последнем романе Достоевского, слабости, незрелости человеческой натуры
еще не наевшейся греха, не намучившейся, мечтающей возвести царство небес-
ное своими руками, под мудрым руководством Великого Инквизитора, в душев-
ной слепоте к слезинке замученного ребенка вколачивающего миллионы судеб в
фундамент будущего благоденствия человечества.
Что же остается! Ждать пока повзрослеем, уходя от своей физиологической
природы с ее инстинктами, рефлексами,плотскими потребностями и интересами,
оставляя их для изучения естествоиспытателям и приближаясь к божественному
замыслу Создателя, осознав и восприняв наконец его простые и великие истины,
если времени хватит. Но тут уж на все Божья воля!
©
Алек Сашин |