Аннотация: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД КУЛЬТОВЫМ ФИЛЬМОМ МАРЛЕНА ХУЦИЕВА "ЗАСТАВА ИЛЬИЧА"
Давайте поговорим про фильм "Застава Ильича".
Вчера по каналу Культура днем показали фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича". Признаюсь, я не киноман и вообще, телевизор крайне мало смотрю. Этот фильм в фрагментах и в разных цитатах конечно, видеть приходилось. Но целиком посмотрел только вчера. Две серии и почти три часа смотра! За окном сыпал дождь с градом, на столе постепенно пустела бутылка, а я все смотрел и смотрел... Думаю каждый этот фильм видел. Но все- же напомню содержание:
Фильм начинается с символической сцены: по улице идут три красногвардейца времён революции. Время действия незаметно меняется, и вместо красногвардейского патруля зрители видят своих современников - молодых людей, а потом - уволенного в запас солдата. Это главный герой Сергей Журавлёв. Его отец погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой в коммунальной квартире в районе заставы Ильича
Фильм рассказывает о жизни Сергея и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова.
Слава уже успел обзавестись женой и ребёнком, пока его друг был в армии, но по-прежнему всё свободное время стремится проводить в компании друзей, иногда забывая о семье.
Николай - неунывающий весельчак и ловелас. Однако, когда на работе начальник пытается завербовать его в стукачи, предлагая сообщать о подозрительных высказываниях одного из сослуживцев, который якобы слишком далеко зашел в своем свободомыслии, Николай грубо обрывает его, а после, обсуждая это с друзьями, сокрушается, что вот молодой человек - и уже сволочь.
Сергей находится в поисках не только жизненной цели, но и девушки, которая бы соответствовала его идеалу.
Сцена:
На первомайской демонстрации он знакомится с Аней, дочерью обеспеченных родителей. Вместе они идут на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают поэты- Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский , Римма Казакова, Роберт Рождественский , Михаил Светлов , Белла Ахмадулина, Булат Окуджава . Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.
Следующая сцена:
Сергей приходит к Ане на день рождения, но чувствует себя чужим в кругу "золотой молодёжи".
Сцена:
После дня рождения происходит необычная встреча Сергея с погибшим отцом. Сын просит его совета, но отец не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну - уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца.
Фильм заканчивается сценой смены часовых у мавзолея Ленина. Скажу сразу, без водки фильм смотрелся бы достаточно затянутым, а местами даже скучным. Я не зря, описывая сюжет, указывал на сцены. Сложилось ощущение, что фильм, именно скроен из отдельных самостоятельных самих в себе этих сцен. Герой со своими мыслями кочует из сцены в сцену и кажется, что конца этой качовке никогда не будет. Хотя, каждая в отдельности сцена поставлена отлично! Первомайская демонстрация, снята как сейчас бы сказали,- с руки в режиме онлайн; день рождение Ани - постановочно премьерная сцена; общие планы Москвы, движущихся людей, транспорта, общие виды - это просто наглядный документ времени. Вообще, на протяжении всего фильма сохранялось стойкое ощущение -вторжение документалистики в ткань художественного произведения. Возможно таков был замысел и прием М. Хуциева? Везде много массовки, разнообразных движений масс, и как крупное пятно, главный, со всегда серьезным и задумчивым лицом, герой. На таком фоне сцена встречи с отцом тоже как-то выбивается? Выбивается по темпу, по теме, по способу решения... Признаться, я к этому моменту уже допивал бутылку и вздрогнул, когда понял, что сын разговаривает с погибшим на войне отцом. При этом, эта сцена едва-ли не самая главная и самая по впечатлению сильная! И именно эта сцена зарезала весь фильм.
8 марта 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. На этой встрече Хрущёв выступил с критикой только что снятого фильма:
"Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться..."
Но более всего Хрущева возмутила финальная сцена разговора главного героя с погибшим на фронте отцом. Напомню, - на вопрос главного героя Сергея о том, как ему жить, отец не отвечает, но сам спрашивает, сколько тому лет? - "Двадцать три" - отвечает Сергей. -: "А мне двадцать один. - отвечает отец. - Ну, как я могу тебе советовать"?
"И вы хотите, - раскричался Хрущев, - чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни"?
Короче, фильм в полной авторской версии на четверть века был зарезан. В полном изначальном формате его показали в январе 1988 году в Доме Кино.
Нет, фильм полностью зарезан не был. Он вышел на широкий экран в 1965 году под названием "Мне двадцать лет". К примеру, были подправлены сцены в политехническом музее, сцена разговора Сергея с Отцом Ани, а финальный разговор главного героя с погибшим на фронте отцом, в новом варианте уже был таков: "Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой".
Я обновленную версию не видел, ну а что? Такой финал разговора тоже кажется неплох! Кажется, на взгляд испорченного постмодерном нашего сознания, несколько пафосен?
Но ведь про Родину и про Главное разве можно говорить в иных красках?
На мой взгляд это фильм своего времени. В нем кажется вполне отразилось то время. Это время моих родителей. Они именно в начале шестидесятых учились в Свердловском политехе. Я часто разглядываю те их фотографии и мне кажется они не были такими замороченными. Хотели быть умными это да. Им казалось, что научно-технический прогресс и провозглашенный коммунизм способны сделать все человечество счастливыми - в это я тоже верю. А вот хотели ли они быть такими как та "золотая молодежь"? Очень большое сомнение! Стихи отец любил и сам писал. Маяковского тоже отец любил. Но всю жизнь проработал инженером и в партию не вступал.
Может быть поэтому на протяжении всего фильма меня мучал вопрос - Неужели у наших родителей так уж сильно болела голова о всяких там неопределенных смыслах жизни? Конечно, они верили в происходящее, любили жизнь и хотели быть честными, справедливыми и счастливыми людьми.