Царапкин Сергей Юрьевич : другие произведения.

"Зимняя Вишня" - Трагедия И Судьба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    трагедия в т. ц. "Зимняя вишня"автором рассматривается, как неизбежная судьба современного общества

  "Зимняя вишня" - это трагедия или судьба?
  
  Что случилось?
  25 марта 2018 года в юго-западной части необъятной русской Сибири в городе Кемерово произошла трагедия, унесшая десятки жизней! В торговом центре "Зимняя вишня" возник пожар.
  
  Где эта улица, где этот дом?
  До страшного события, думаю мало, кто знал, а уж тем более бывал в Кемеровской области.
  В самом деле, - зачем без нужды туда переться? Это же не Байкал или Черное море! Если кому интересно, - Достаточно залезть в интернет. Признаться, и я мало что знал об этом крае.
  Оказывается Кемеровская область по своим размерам вполне соотносима со многими европейскими странами. Расположена область на юго-востоке Западной Сибири. Ее протяжённость с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. Площадь- 95 725 км2; население составляет 2 694 877 чел. на 2018 год.
  А вот плотность далеко не европейская! 28 человек на км. Идем дальше.
  Город Кемерово является административным центром с численностью населения 556 920 чел. Кемеровская агломерация составляет более 685 тыс. Следующим по размерам и значимости выступает Город Новокузнецк. Там население - 552 445человек. Вместе с близлежащими городками и другими населёнными пунктами Новокузнецк образует агломерацию, численностью более 1,3 млн. человек.
  Нетрудно подсчитать, что две агломерации с двумя центрами Кемерово и Новокузнецк составляет более 80%от всего населения области.
  И вот эти традиционные центры обетования местной власти, узлы политической, экономической, социальной и культурной жизни региона, вдруг, оказались совсем даже не центрами!
  
  Узлы это вам не прыщи!
  Допускаю - может показаться невозможным, но узлами современной жизни во всех ее проявлениях становятся не Белые Дома и Кремлевские Палаты, но торговые центры. Да, вот так причудливо ведет себя госпожа Глобализация.
  
  Давайте вспомним
  Помните, как
   повсюду в России выстраивались очереди впервые Макдоналдсы? Неужели люди в России были голодными или в стране не было кафешек?
  - "Для советской молодежи Макдак стал символом новой жизни"! - в каком-то интервью заявил А. Макаревич.
  Я был настолько удивлен, когда где-то прочитал - что Макдаки по всему миру одинаковые. Это трансляция из Америки как должно везде быть. Мне представилась картинка - В далекой Америке посреди страны стоит громадный, сияющий и благоухающий Макдак! И вот это сияние настолько сильное, что его способно уловить самая отдаленная жопа мира!
  Я про Макдак вспомнил не случайно. Схема развития современного общества очень похожа. Представьте, в каком-нибудь малом населенном пункте вроде Волоколамска открывается Макдак или строиться торговый центр с названием "Париж"! Люди туда и сюда идут не просто пожрать или купить тряпку. Да и идут ли люди? Порой кажется, что людей туда тянет какой-то мощный магнит. Что же эта за такая силища способная, будто морковку с грядки, выдергивать людей из насиженных мест и забрасывать их не только за дремучие леса, но и за моря-океаны?
  Вы не поверите, это ни желание получить образование или сделать карьеру; не забота о будущем своих детей; и даже не желание лучше жить! Мощным движком человеческих чувств и усилий являются, как и в случае с Макдаками, излучаемые сияния торговых центров! Я даже думаю, что само наименование Т. Ц. устарело. Это Дворцы демократии и счастья! Вход туда доступен абсолютно всем! К этим чудесным Дворцам проложены отличные магистрали; и есть многоэтажные парковки! Всех приходящих встречают широкие самораздвигающиеся врата, которые чуть-чуть похожи на клацающие челюсти громадного монстра. Впрочем, это впечатление быстро проходящее, потому что торговый центр это не просто красивый и большой магазин. Представьте, - вас пригласили в царство благополучия и достатка! Короче, как сообщает реклама, торговые центры это образец счастливой без напрягов и проблем жизни! И действительно, лишь стоит переступить порог, как становится ясно - Христос, когда звал людей в Царствие Небесное, - ошибался. Во всем мире Торговые центры свидетельствуют царство небесное уже построено на земле!
  Вот таких несколько десятков земных райков вслед за Нью-Йорком, Парижем, Лондоном и Москвой, были построены в городе Новокузнецке и Кемерово. Одним из них и была "Зимняя вишня". Или нет. "Зимнюю вишню" никто не строил. Здесь проявилась Российская специфика капитализма. Работала кондитерская в 20 тысяч квадратов фабрика. В девяностые фабрика обанкротилась и в ее стенах деловые люди по образу и подобию решили организовать маленький рай. Действительно, зачем нам свои сладкие кондитерские фабрики, когда можно сразу прыгнуть в Рай? А рошалевскими конфетками Россию отлично накормит президент Украины Петр Порошенко.
  
  Маленькое отступление.
  Недавно мне в московском метро пришлось наблюдать следующую картинку. Молодая мамашка, пройдя через турникеты, подвела ребеночка к эскалатору. Казалось - какая проблема сделать шаг и вступить на эскалатор. Но как же страшно заорало дитя! Я в удивлении остановился и принялся наблюдать. Мальчишке лет пять или даже шесть. В этом возрасте пацаны с удовольствием уже прыгают на эскалаторы! И тут я догадался. Перед глазами ребенка убегают в глубокую яму черные ступени. Кому захочется вступать на такую страшную дорожку?
  Потом ребенок конечно привыкнет. Он научится вставать на бегущие ступени; привыкнет спускаться под землю; привыкнет втискиваться в переполненные вагоны метро. Неужели все это он согласен делать, ради того чтобы через восемь часов в обратном порядке выжитым лимоном снова подняться вверх по эскалатору?
  И вот на эти вопросы готовы отвечать дворцы счастья беготня.
  - Эскалаторы существует ради того, чтобы ты в свое воскресенье надел новые ботинки, надел новые штаны и надел новую куртку. Дальше во всем этом новом следует отправиться к Дворцу счастья и смело войти в карусельно вертящиеся двери! Именно за этими дверями для тебя, наконец, сбудутся мечты!
  
  Немного статистики
  за последние 40 лет личные расходы на товары и услуги в мире возросли более чем в четыре раза - с 4,8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000 году.
  
  Итак, что же такое Т. Ц.?
  Глубоким заблуждением считается - это простое собрание мелких магазинчиков и иных заведений по оказанию услуг под единой крышей. Т. Ц. смело можно назвать состоявшимся воплощением философии новой жизни! Что же за такая эта новая жизнь? Давайте разбираться. В первую очередь что следует усвоить - это не просто поход в магазин, но новая форма жизни. Именно в современных торговых центрах создаются условия, где экономика тесно переплетается не только с культурой потребления, но и является эталоном новой жизни. Поэтому эти заведения я смело именую Дворцами счастья! Там бизнес не просто старается втюхивать, но элегантно производит феномены самой жизни. Товаром, в привычном смысле, такую продукцию назвать трудно. Судите сами, - вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. и т.д. разве это товар?
  
  .а где человек?
  Итак, сориентировавшись на местности - что именно предлагают дворцы счастья, обратимся к потребителю. Попадая во Дворец счастья, Человек неизбежно начинает стремиться насыщаться таким образом, чтобы, с одной стороны, быть "не хуже других", а с другой - "не сливаться с толпой". Крен в индивидуальное потребление подчеркивает не только социальные характеристики отдельного человека. Это демонстрация статуса и особенности образа жизни.
  В организации "жизни по собственному вкусу" к услугам развитая сеть кредитования. Тут и банковские карточки, и дорожные чеки, и карты постоянных покупателей, и т. п. Всё это стимулирует процесс принятия решения на приобретение. Ну и что если такая Система вдруг превратится в так называемый социальный контроль, когда благополучие жизни будет опираться на кредит. Все остается в порядке. Ведь есть стабильный заработок.
  
  Про статистику
  Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя "процентная" составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете, более 50 % суммы уплачивали за "процентную" составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки. Таким образом, Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг.
  
  Что обязательно надо помнить?
  Основная цель "Дворцов счастья" - удовлетворить каждого пришедшего!
  Ну и что если быстро меняется мода? Пусть вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются? Дворцы счастья всегда с вами! Они клиентам любезно демонстрируют планомерную смену одних поколений вещей на другие. Услужливые менеджеры системы вам объяснят, что в быстро меняющимся обществе человеку надо помнить лишь одно - "отставший от моды", всегда будет себя чувствовать символически бедным!
  
  Почему так ослепительно сияют "Дворцы счастья"?
  Это не простое сияние. Его можно уподобить всепроникающим лучам. Давайте еще и с этой стороны рассмотрим наш объект.
  Начнем с образования.
  Предвижу вопрос: - Ну, какая тут может быть связь?
  Отвечаю: - Связь самая непосредственная! Дело в том, что - все уровни современного образования, в свете всепроникающих лучей, становясь услугой, теряют изначальный смысл. Так зато образование приобретает массовость и всенародный масштаб!
  Теперь про физическую культуру. Именно ее любили такие философы древности как Платон и Аристотель. Так вот, нынешняя физкультура в свете сияния все тех же лучей тоже проходят легкую прививочку коммерциализации. Спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов, а доступ к занятиям спортом угадайте, чем становится? Совершенно верно? Это тоже услуга.
  И наконец, главное, что из себя готово творить сияние - это дело по облагораживанию самого человека!
  Известное утверждение - "в человеке все должно быть прекрасно", сияние заменило на "Главное - чтобы костюмчик сидел"!
  Появляются непререкаемые стандарты красоты. Это нужно, чтобы каждый человек имел право быть как бог, индивидуально красивым! На эту задачу работает целая индустрия! Как пример - это массовое распространение всевозможных омолаживающих процедур и пластических операций.
  Чувствуете действие благодатного сияния? Я бы на каждом Дворце счастья вместо разных рекламных щитов, повесил только один: "Ура! Старости больше нет! Давайте все умрем счастливыми и молодыми!
  
  Возражение и еще раз возражение
  Подобная система "благоухающего сияния" делает человека несамостоятельным, а потому зависимым.
  Согласен. И даже могу добавить - в свете сияющих лучей счастья основной целью индивидуума становится не самопознание и развитие, но потребление, потребление и еще раз потребление.
  Чтобы качественно потреблять и достойно жить надо упорно работать и повышать квалификацию. И какая разница, если все это будет выглядеть как лишь средство и побочный эффект?
  Конечно, Общество счастья и благополучия быть везде не может. Это привилегия высокоразвитых стран. Именно оттуда истекают лучи счастья, которыми согрета и к которым стремится Россия. Да, надо признать, что пока страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка. Но и туда уже проникают лучи цивилизации.
  Что происходит в продвинутых обществах?
  Вопрос этот далеко непраздный. Ведь это ориентир. Там вовсю поощряется тотальное ускорение!
  
  Один забавный эпизод
  Помните такую штуку? Ее в конце восьмидесятых в России замутил Михаил Горбачев. На эту тему в одном юмористическом журнале была карикатура. С пустой тачкой туда-сюда бегает мужик. Его спрашивают: "Чего ты бегаешь? Мужик отвечает: - Так ведь ускорение! Тогда его спрашивают: - А тачка твоя, почему пустая? Мужик пожимает плечами: - Товарищи насыпать не успевают!
  
  Перестройка по европейски
  Ускорение в цивилизованном обществе носит иной характер. Там от цивилизационного ускорения неизбежно снижается роль отдельного человека. Но разве это трагедия? Для полноценного функционирования общества счастья достаточно тонкой прослойки умных людей, которые готовы будут обеспечивать непрерывный прогресс. К ним общество предъявит повышенные требования. Остальная масса, участвуя в производстве счастья, будет заниматься обеспечением бесперебойной работы конвоира. Пропадает надуманная необходимость умственного, нравственного и духовного развития человека. Для счастья быть умным не обязательно и даже вредно. Кроме того, такое состояние общества вносит в управление дополнительный столб стабильности и делает государственную машину еще более эффективной.
  
  "Зимняя вишня"
  Итак на дворе воскресенье 25 марта 2018 года. В 16.00 местного времени торговый центр был полон. На всех этажах собралось около двух тысяч взрослых с детишками людей пожаловали в четырехэтажный на 20 тысяч квадратов дворец Счастья! Все-то же сияние, те же крутящиеся зовущие в себя прозрачные двери, из мраморной крошки блестящие полы и зовущие в небеса эскалаторы! Первые три этажа увешены тряпками, часами, мобильниками, компьютерами и конечно золотом! Среди всего этого богатства где-то затерялась ледовая площадка, где изящные девочки в коротеньких юбочках на изящных конёчках выписывают приятные глазу веселые кренделя. И весь этот сияющий по мозгу удар, разбавляется множеством ароматных кафешек. А кто добирался до последнего этаже тех ждали три зала кинотеатра с бассейном сауна; солон красоты, чайный прилавок и все для "души и душа". А еще на четвертом этаже была та самая игровая комната, куда своих чад, чтобы тем не было скучно, отводили родители. По предположению МЧС - источником возгорания стала именно детская игровая комната. Даже трудно представить, - За какие-то 15 - 20 секунд от вспыхнувшего поролона едкий газ охватил весь этаж! Даже взрослому человеку, достаточно сделать 2 - 3 вдоха, чтобы от ядовитого газа потерять сознание. По предварительным официальным данным в т. Ц. "Зимняя вишня" погибли 64 человека. Среди погибших были и дети. Данные по детям привела министр здравоохранения Вероника Скворцова13 - Погибло 13 детей. Это те, кого удалось опознать.
  
  А что было потом?
  После того как люди и на нижних этажах почувствовали ядовитый дымгоревшего пластика, началась настоящая с давкой паника. Следует выяснить, почему многие двери и запасные выходы были заперты? Люди буквально оказались в огненной ловушке. Отрезанные стеной огня и дыма, люди были вынуждены прыгать из окон. На сегодняшний день интернет кишит самыми разнообразными видео. Одни прыгали, другие их снимали. Но более всего потрясло видео, где видно кемеровский ТЦ погруженный в дым. Это видео снимали изнутри. Эти зловещие кадры можно увидеть тут: http://www.ntv.ru/video/embed/1575379/
  Когда повалил дым, из кинотеатра с тремя залами успели вывести не всех людей. В одном из залов бедные зрители оказались запертыми. Сутки спустя, по радио весь день крутили рассказ молодого мужчины, который в Дворец счастья пришел с женой, тремя дочками и сестрой. Никто из этой семьи, кроме мужчины не выжил.
  - "...Они звонили... и молили о помощи" - со слезами говорил мужчина. Девочки мои кричали, что не могут открыть двери!
  А вот еще одно чудовищное свидетельство очевидцев, которое подтверждается сообщениями СМИ. Охранники и многие сотрудники торгового центра покинули его одними из первых. В результате, перепуганные задыхающиеся в едком дыму люди метались по коридорам огромного ТЦ. Они не знали, где может быть ближайший спасительный выход.
  
  Судьба или трагедия?
  Трудно представить современный мир без интернета, мобильных телефонов, рекламы, индустрии развлечений ну и конечно, без торговых центров. Уверен, - Исчезновение всего этого потрясет основы мировоззрения современного человека. Проблема тут не в том, что общество не готово, чтобы жить по средствам. Это всего лишь бытовая сложность. И к ней можно приспособиться. А вот можно ли изменить себя? Подобные изменения равноценны самоубийству. Торговые центры в современной России продолжают множится. Они продолжают размножаться в больших и малых городах. Повторюсь, торговые центры это не просто собрание под одной крышей множество магазинчиков и предприятий по оказанию услуг.
  Для ясности, - что же за последние четверть века произошло в России, следует в часиках колесико времени чуть открутить назад. Многие из старшего поколения хорошо помнят, что такое был СССР в семидесятые начале восьмидесятых. Люди ощущали себя живущими в мире принудительного материального равенства. Такие слова - "дефицит", "достать", "фирма", из-под полы" были на устах каждого советского гражданина. Поэтому когда вначале девяностых страной был взят курс на развитие частнособственнической инициативы и появилась возможность зарабатывать, то первым и прямым следствием появилось обновленное понятие - "потребительство". Если в Стране Советов слово "потребитель" имело сугубо негативную коннотацию, то в новой России потребление стало не просто поведенческой нормой, но смыслом и целью существования. Мы не заметили, как потребление из простой насущной потребности вдруг стало мировоззрением. А уже как мировоззрение, оно явилось серьезным конкурентом любым идеологическим построениям.
  
  Новая религия?
  Эта система, которая в своей основе обладает целостностью, сравнимой с целостностью религиозного или философского учения. Философия потребления на простом языке обращена к каждому. Она объясняет, - настоящая цель человеческой жизни - через потребление повышать уровень своего существования. Далее, - объяснив цели, поясняется, как это можно достичь. Все просто. Моделью достижения благополучия является экономически эффективная карьера. Именно такая устремленность и обеспечивает человеку вполне целостную и понятную картину мира. Картина мира формулируется исключительно в терминах - покупки; продажи; выгодности; невыгодности. В этом заключен шанс на общее и индивидуальное счастье. Мы все строим мир, где каждый имеет шанс на успех. Видите сами - как все просто! На таком "поистине человеческом" фоне как же бледно выглядят все прежние установки типа - жить ради светлого будущего; ради мира во всем мире; или стараться, вслед за Христом, приближаться к Царствию небесному. Бог умер! Зато каждому человеку дан шанс жить завтра лучше, чем живет он сегодня! Каждый хочет иметь просторное жилище, красивую одежду, удобные вещи. Но это не все. Новая религия предлагает больше, чем человек хочет! Она желает формировать не просто обыденное потребление, но желает кормить нас смыслами. В самом деле, если взглянуть на цивилизованный европейский мир, то там само по себе Богатство уже перестало иметь довлеющее значение. Европеец или американец покупая дорогие автомобили, посещая престижный клуб и надевая эксклюзивную одежду, в первую очередь покупает имидж и статус. Именно имидж, а вовсе не сами товары уже давно продают специалисты по маркетингу и PR.
  
  А что у нас??
  Присмотритесь к нашей жизни. Разве не ради потребления этих же смыслов россияне готовы работать, работать и еще раз работать. И они работают. Некоторым удается работать на трех работах! Это делается исключительно ради того, чтобы в назначенный день сесть в статусное авто и отвести себя любимого в один из Дворцов счастья.
  Потребление стало цивилизационным Богом! Оно с успехом заменило традиционные формы самореализации. Если вчера, чтобы что-то сказать миру, нужно было написать роман, сыграть проникновенную мелодию или произнести пламенную речь, сегодня за вас все скажет лейбл на сумочке, марка сигарет и название ресторана, в который вы ходите. Причем заявлять о себе можно каждый день! Сегодня ты гламурный обитатель ночного клуба, завтра - спортивно экипированный путешественник, послезавтра - деловой яппи. Современное общество это "общество нескончаемого спектакля"! Там каждый одновременно и зритель, и актер. Вот такое массовое и своеобразное творчество! Повторюсь, - закон потребления гласит - чтобы мы ни приобретали, мы приобретаем не столько вещь и услугу, сколько средство самовыражения и стиль жизни. И все это заключено в магическом сиянии Дворцов счастья! Там весь мир готов подстроиться лично под вас. Начиная с возможности заказать в кафе пиццу по собственному рецепту и дальше в том же духе! Вам на втором этаже угодливо предложат, к примеру, кухонную мебель неповторимой, нужной только вам конфигурации; а уже на третьем этаже по вашему проекту, создадут уникальный дизайн всей жизни! После этого вам останется взойти на четвертый этаж и погрузиться в ароматные пары финской сауны.
  
  
  Взгляд со стороны
  Вот что на эту тему пишет профессор Кристофер Мур, специализирующийся на изучении шопинга в шотландском университете Glasgow Caledonian University:
  - "Шопинг в современном мире - это не просто походы по магазинам. Это весь диапазон человеческих проблем и отношений. Ваши покупки красноречиво характеризуют Вас и то, какими Вы хотите быть".
  
  Ничего не поделать!
  Такова в мире тотального потребления форма самореализации. Каждому позволяется получить свою минуту славы, стать творцом в области собственного гардероба и прически, заиметь экстремальное хобби.
  И что с того, что когда-то индивидуальность была результатом ума, характера и личностных усилий? Пришли другие времена. Теперь индивидуальность можно купить. Такой образ жизни вовсе не примитивный культ материального достатка. Жить, утверждаясь в игре - вот закон новой жизни. Именно в этом заключена неотразимость и привлекательность.
  
  Написал и вдруг Растерялся...
  Признаться, я не знаю, как закончить эту статью. После трагедии в "Зимней вишне" Невозможно отвлеченно рассуждать о достоинствах и недостатках новых в России отношениях.
  В моей голове назойливой мухой гудит одна фраза:
  - "Ты можешь себе это позволить"!
  Это девиз новой жизни и ловушка, заставляющая тратить всегда больше, чем зарабатывать. Благодаря потребительскому зуду, человек становится похожим на наркомана. Он подсаживается на формулу - жизнь возможна только в кредит. Но если жизнь это только в долг и взаймы, то о какой индивидуальности и свободе в совокупности с равенством и братством можно вести речь? А ведь это только лицевая сторона.
  
  Подскажите, где туалет? Отхожие места?
  У общества безудержного потребления есть и изнанка. Это, так называемые, отхожие места.
  За примером далеко ходить не буду. Все Подмосковье завалено потребительским говном. Мусорные чащобы по своим размерами влиянию, стали не просто рассадниками ужасной вони, непролазной грязи и хронической антисанитарии. В их гигантских недрах активно формируются ядовитые газы. Выхлоп одной лишь порции такого яда смертелен для жизни ближайших населенных пунктов. Я помню, каким отличным в экологическом плане еще лет десять - пятнадцать назад был подмосковный город Волоколамск. Это северо-западное направление. Большая часть годовых ветров дующих на Москву, текут именно с этой стороны. Поэтому никогда с северо-запада не строились промышленные предприятия. А вот свалку в Ядрово (между Волоколамском и Истрой) воздвигли. Долго как могла, природа сопротивлялась. Но ресурс ее возможностей не безграничен. И вот древнерусский город, который старше Москвы, начал задыхаться. Пока только воняло, люди терпели. Но когда пошел газ, возросли раковые заболевания и врачи зафиксировали массовые отравления взрослых и детей веществом непонятного происхождения, общественность поднялась. А ведь ситуация очень похожа по всему Подмосковью. Ничего не поделаешь. Потребительскому обществу нужны отхожие места. А сокращать потребление никто, кажется, не собирается.
  
  Выводы будут неутешительными
  И вот к чему я в своих рассуждениях пришел. Потребляя суррогатные ценности, человек превращается в суррогатную личность. Что это за монстр - науке предстоит еще выяснить. Но уже сейчас очевидно - суррогатное человечество погибнет не от атомной бомбы и не от ядерного взрыва. Человек готов уничтожить себя в собственным дерьме. А уж что это будет - пожар, потоп или ядовитый газ, - разница не большая. Разве не об этом была кемеровская Трагедия?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"