Царапкин Сергей Юрьевич : другие произведения.

Верное Воскресение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышление о суть и насущной актуальности для современного мира христианских смыслов

  Верное воскресение
  
  1
  Сегодня первого апреля русская православная церковь празднует Вход Господа Бога Иисуса Христа в Иерусалим. В народе это событие принято называть вербным воскресением. Красивый и душевный праздник. Часто в Москве в этот день сияет теплое солнышко, и нарядные люди с веточками распустившейся вербы идут в храм. Мы тоже купили вербу и тоже отправились в церковь. Я шел, а в моем мозгу как-то неловко ворочилось, и никак не могло улечься словосочетание "Вербное воскресение". Я вроде понимал - о чем это событие и зачем эти веточки, но всякий раз, как мой язык произносил это сочетание слов, в голове у меня происходил спотыкач. Вместо слова "вербное" вылазило "верное". Постоянное выпадение одной буквы мне показалось неслучайным. Поэтому я и назвал свой очерк "Верное воскресение".
  
  2
  Я понимаю слово "смысл", как состояние пребывания со смыслом. Смысл, как понятие это быть с мыслью о чем-то. Что же такое смысл жизни? Это союз жизни как биологического процесса и мысли об этой жизни. Быть мыслящим существом - назначено человеку. Даже пустяшный поступок человек обречен, совершать не просто по той или иной причине, но всегда с привкусом хоть какого-нибудь смысла. Таким образом, можно сказать - человек есть то, что есть в его голове. Его мозг объемом в 1200 ничтожных кубиков способен вместить, прочувствовать и познать буквально все, что есть во вселенной. Поэтому человек в его возможностях потенциально равен Богу. А вот актуальность часто бывает ничтожной. Такое положение, можно сравнить с использованием компьютера в качестве молотка для забивания гвоздей. Современный, выросший из гуманистических идей мир за последние сто пятьдесят лет совершил две смыслообразующие революции: он убил Бога, и наделил презумпцией невиновности человека. К концу 20 века стало ясно, - оправданный по всем статьям хомосапиенс, словно самое примитивное животное, оказался способным лишь к потреблению. Как говорится - свято место пустым в голове не бывает. Окончательно расправившись с Богом, освобожденное общество, чтобы понимать, кто, оно и куда ему следует двигаться, - свое бытие принялось интенсивно наделять смыслами.
  Есть два первичные маркера, которыми можно обозначить новую цивилизацию. Первый - это отношение города и деревни. Город в этой парадигме не просто победил деревню, но победил и самого себя. Из традиционного места, как жизнь за огороженной стеной, города буквально на глазах, превращаются в громадные, мировые, во всех смыслах - глобальные системы. Во всяком случае, это довлеющая магистраль современного политического, экономического и социального развития. Второй маркер это субстрат, призванный наполнять жизнью подобные агломерации. Тут тоже наблюдаются серьезные смысловые сдвиги. То, что в традиционном обществе именовалось "народом" теперь трансформируется в понятие "масса". Массой именуется некая совокупность населения. После такого определения захотелось поиграть со словом "совокупность". Мне показалось, что уместным будет сравнить совокупных людей с организмами способных лишь к совокуплению. Ладно, фантазии отставим в сторону. Так же в понятие "масса" входят определенные поведенческие стереотипы, т. е. стандартное поведение в определенных ситуациях. Но главное в массовом человеке - не склонность к совокупности и не стереотипическое поведение. Главное - это присутствие в новом обществе доминанты усреднённости. Если в традиционных обществах стандарт усредненного поведения это необходимый императив стабильности, то в массовом обществе это ее абсолютное доминирование. Основой поведения "усредненности" это массированное давление, которая, в конце концов, способна определять всё. Масса как "слепое давление"- это событие, возникшее в последние времена. Отсюда растут ноги новой культуры. Будто раковая опухоль, масскульт агрессивно проникает во все сферы жизни общества. Для полноты характеристики остается изобразить психологический портрет индивида. Преобладают две основные черты: безудержный рост жизненных вожделений и принципиальная неспособность на благодарность ко всему, что позволило так хорошо этому кренделю жить. Конечно, это психология избалованных детей. Чтобы было ясно, о чем идет речь, надо припомнить, что было привычно для человека еще не в столь отдаленном прошлом. Какие-то полсотни лет назад для среднего человека "жизнь" означала непрерывные трудности, опасность, нужду, ограничение, подчинённость. Современный мир представляется миром неограниченных возможностей и полной независимости.
  Характерная черта нынешнего времени - уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох. Довлеет полное пренебрежение ко всему прошлому, непризнание классических и нормативных эпох. С одной стороны, - Человечество как никогда сегодня уверено в своих творческих способностях. А с другой, - массовый человек не знает, что ему еще следует натворить. Вообразив себя хозяином всего мира, он не способен стать хозяином для самого себя. Погруженный в изобилие человек растерян; обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, человек не способен на принятие решений. Вот лицо социального импотента. Как оно похоже на плывущее по течению и не тонущее говно! В самом деле, где норм нет, там нет ни берегов, ни смыслов, ни ориентиров. Все "идеи" современного человека - не что иное, как "вожделения облечённые в словесную форму". А высокоинтеллектуальные смыслы на поверку имеют своими источниками желудок, который, как известно, заканчивается прямой кишкой. Современный человек массы ни во что не верит. Не верит в Бога; не верит в собственный разум; не верит в идеи; и для него не существуют отвлечённые истины.
  Когда похерены религиозные и идеологические инстанции, спрашивается - за какие такие смыслы способен зацепиться распаленный и зудящий желаниями мозг? Единственным утешением становятся вещи. Ну а потом приходит стадия, когда Человек перестает отличать другого человека и все для него (включая его самого) ничто иное, как сундуки, чемоданы и золотые миллионные парашюты. Будто одуванная пыль, летят по небу, оседают на землю и прорастают сорняками вот такие перелетные летуны. Таковы вкратце характеристики грядущего миропорядка.
  
  3
  Этот очерк я начал писать в воскресение 1 апреля 2018 года. Пришел из храма, перекусил, сел за комп и начал писать. Как засвидетельствовал интернет - первое апреля оказался международным днем птиц!
  - Отлично! - подумал я.
  Читаю дальше. Япония в этот день проводит весенний фестиваль танца - Мияко Одори; а в Америке 1 апреля национальный день атеиста! Кстати, древние славяне в этот день отмечали именины Домового. А еще первого апреля родился Николай Васильевич Гоголь; и все помнят это день улыбки и международный день смеха. И наконец, православная церковь перед Пасхой Христовой празднует вербное воскресенье. И это далеко не полный перечень праздников. Как говорится, выбирай любой; наливай в стакан жидкость по вкусу; пей и веселись!
  Как пьянство поселяет в головах пьющих богатые суррогаты возможностей, так плюрализм смыслов порождает иллюзию всемогущества и свободы. Эффект от подобных возлияний известен. Многие возможности рождают ничтожные поступки. А в народе есть поговорка: "много амбиции, - мало амуниции".
  Итак, первого апреля православие в Москве гудит колоколами и стены церквей полны народом. Я подходил к храму и видел, как стар и млад; одинокие и пары; с детками просто - москвичи шли в церковь. Зрелище трепетное. У каждого в руках веточка вербы. Пришли и ждут. Вот сейчас распахнуться царские врата и выйдет Христос. Все станут бросать ему под ноги веточки и хором возгласят: "Асанна! Благословен грядый во имя Господне"! Эта известная евангельская фраза, которую в этот день читают и поют во всех православных церквях. У евангелиста Иоанна (откуда читается фрагмент) после этой фразы идет сообщение, что народ ждет царя Израиля, который не просто сделает иудеев свободными, но как богоизбранный народ, поставит их влавствовать над всеми остальными народами. А что делает Христос? Ничего из того что ждет от него народ. В рубище и кажется, босой Бог садиться на молодого ослика и въезжает в Иерусалим. Согласитесь, сомнительный образ царя освободителя! Поэтому тот же народ, который сегодня прокричит Богу - "Асанна", уже через три дня станет кричать: "Распни!".
  Так все же, Что случилось в Иерусалиме две тысячи лет назад? В Гефсиманском саду появился не просто Иуда. Произошел цивилизационный раскол. Отступились от Христа даже его верные ученики. Спустя две тысячи лет эта трещина разверзлась до необратимых пределов. Большая часть человечества уверовала, что достаточно построить на земле Царство благополучия, и перестать морочить друг другу головы каким-то Царством небесным.
  Современное общество тотального потребления это наследники тех масс, которые сперва кричали Осанна, а затем отправили Бога на смерть. До сих пор, приговоренный Бог гвоздями приколочен ко кресту. Меня в этом предательстве удивляло два обстоятельства. Почему Петр не обнажил меч и иконографическое изображение распятого Христа. Ну, с Петром более менее вся ясно- согрешил и покаялся. Но как возможно - Бог и почти голый?! Лишь набедренная повязочка. Да и пришел он в этот мир рабу подобный - босый и нищий.
  - "А может в этой босоте, нищенстве и бездомности, - вдруг осенило меня, - в этом то может заключена суть того что такое человек"?
  Это не о том, чтобы все ради бездомности и нищеты оставляли родителей, бросали дома и пренебрегали человеческими благами. Но это о том, чтобы каждый, потребляя блага жизни, помнил - он остается нищим, босым и бездомным.
  Думаю, именно тут откровение и непреходящая мудрость христианства. Сквозь века и тысячелетия сын божий продолжает одними распинаться, когда у других в душе теплиться неугасимая лампада веры.
  
  4
  Повторюсь с чего начал. Смысл всякого бытия в мысли о бытии. Лишь человеку даровано узнать этот мир и распознать его замысел. От того, чем будут наполнены наши головы, будет зависеть, чем станет мир и чем, в конце концов, будет каждый из нас. Будем ли мы верными Христу или вербными т. е. завербованными князем мира сего?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"