Аннотация: Про Рембрандта( правда о художнике в художественной форме) облмякннв
Рембрандт - путь духа или судьба мытаря?
"Не вы говорите,
но Дух Отца вашего говорит в вас"
(Ев. от Матфея)
Что такое дух и каков должен быть духовный путь? Аллегория это или реальность? Давайте разбираться.
Духом, в отличие от материи, принято называть абсолютную, и никогда не изменяющуюся сущность. Если такое определение спроецировать, к примеру, на вашу или мою жизнь, то можно сказать - идея каждого человека - это некий замысел об этом человеке. Конечно, можно предположить, что каждый из нас случайно приходит в этот мир, зачем-то топчется, и грязно наследив, уходит неизвестно куда. Если бы это было так, то нутро человеческое не изнывало бы в поиске ответов - зачем и почему все так, а не иначе? Человек устроен так, что хотя на протяжении всей своей жизни, совершая множество разнообразных действий, в сущности совершает лишь одно действие. Он задает себе и окружающему миру один и тот же вопрос - Зачем я здесь? Человек не спрашивает, почему он хочет кушать. Когда он голодный и хочет есть, он это делает. В чем тут дело? Дело в том, что инстинкты у нас от природы, а смыслы дарует Творец.
Теперь про путь. Мы все помним из школьного учебника задачу, в которой надо было определить расстояние, который прошел человек из точки А в точку Б. Расстояние, положенное на затраченное время можно назвать путем. Итак, как мы теперь ответим - что такое Духовный путь отдельного человека? Ну, это, во-первых, некая совокупность деятельности; а во-вторых, максимальное полнота и осуществления замысла в пределах отдельной жизни. Чтобы лучше понять, как духовность в пределах отдельной телесности проявляется, придется немножко пофилософствовать.
Об отношении Духа, Души и Тела люди задумывались с древнейших времен. Вся Библия посвящена отношению Бога и Человека. Благая евангельская весть тоже много говорит об этом. К примеру, апостол Павел, рассуждая на эту тему, выводит триаду дух, душа, тело. Это движение сверху - вниз благодати. Истечение духа в материальное, во внешнее идет от духа к душе, от неё к телу. Апостольскую триадологию в 15 веке обобщил священник и ученый Николай Кузанский. Развивая схему Кузанского, Гегель в 19 веке утверждал: Дух - это идея, осуществляющаяся во времени. Так была сформулирована философская идея троичности, как саморазвитие духа. Идея начинает формироваться через обособление в неопределенном понятии; затем проходит стадию внешнего социального отбора; и наконец, воплощается через искусство, религию или науку. На высшей ступени восхождения дух становится тождественным абсолютной идее.
Путь духа, применительно для конкретной личности - это внутреннее становление - смена форм духа через преображение конкретного человека. Таким образом, духовный путь есть заложенная в человеке способность к самопознанию. В своем детстве человек впервые встречается с духом, который есть его природная душа. На этой стадии формируется сознание, определяется характер и выкристаллизовывается "я". По Гегелю это стадия выявления духа, как субъекта (субъективный дух).
В зрелом возрасте дух проявляется как объективный дух, выявляет условия отношений с другими субъектами, формируются условия производства и само воспроизводства.
Последняя стадия должна стать мудрой старостью. Здесь дух выступает в форме познающей себя личности. Гегель эту стадию называет абсолютным духом. И хотя в лице великого философа человеческая мысль в понимании духовного пути достигла высочайшей стадии, но слова апостола до сих пор имеют непреходящую силу! "Не вы говорите, но Дух Отца вашего говорит в вас" (Ев. от Матфея).
Рембрандт ванн Рейн жил, творил и развивался в конкретной общественной атмосфере. Определяющим фактором жизни Нидерландов в 17 веке был протестантизм. Надо сказать, что в Голландию реформация пришла в кальвинисткой форме. Поэтому, прежде чем обратиться к жизни и духовному пути художника, следует остановиться на кратком изложении этой темы.
Протестантизм - это сугубо европейское религиозное движение, возникшее в 1-й половине XVI века. Возникает он, как протест на институты Римско-католической церкви. Реформация в своем развитии имела разные формы и различных лидеров. Но все эти направления объединял общий идеал возвращение к апостольскому христианству.
Лютер, Цвингли и Кальвин обвинили официальную церковь, что та в результате многовекового паразитировании на схоластике и погружение в обрядность, отошла от истинных христианских принципов. На всех знаменах реформации реяли лозунги - "Духовное освобождение и возрождение".
Если проще объяснить суть происходящего, то это - отказ признания за католическим клиром право быть посредниками между человеком и Богом. Более тысячи лет Западная церковь во главе с непогрешимым наместником Бога на земле Римским Папой растолковывала темному народу кто такой Бог; что Ему нужно от людей, что люди должны делать ради стяжания Царствия Небесного. Католическое священство, присвоив себе право единолично читать и толковать Священное Писание, в конце концов, стало считать возможным за золото отпускать людям их грехи. Это называлось правом католической церкви торговать индульгенциями. Отменив все проявления "литургического папизма", протестанты провозгласили принципы Quinque sola.
1.Священство это не каста избранных. Священником, по заповедям Христа, может быть каждый.
2.Библия является единственным боговдохновенным словом Господа. Это источник истинного.
3. Спасение души - это благодать, которую заслужить человеку невозможно.
4.Иисус является единственным посредником между Богом и человеком.
5.спасение возможно только через веру в Иисуса Христа.
Таким образом, центральная доктрина всего протестантизма формулировалась так: во всем верховная власть Бога! При общих доктринальных воззрениях на природу новой церкви. У Кальвина с Лютером были некоторые разногласия. Если Мартин Лютер начал Реформацию по принципу "убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии", то Жан Кальвин пошёл дальше. Он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому кальвинизм характеризуется повышенным рационализмом и недоверием к всяческим тайнам, таинствам и мистике.
И наконец, - кальвинизм утверждает: "спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны. Но по делам определяется истинность веры".
Кальвинизм формулирует это так. Есть дела - значит, есть вера. Понять это можно простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.
Во Франции кальвинизму в борьбе с католиками так и не удалось закрепиться. Войны с гугенотами в 1572 году окончились Варфоломеевской ночью, когда в Париже за несколько часов было вырезано более трех тысяч протестантов. Иначе дела обстояли в Голландии. В соединенных провинциях Кальвинисты прочно обосновались. В 1571 году в Голландии образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году новая церковь по всей стране инициировала иконоборческое движение, положившее начало народному восстанию против Испанского господства. Итоги кровавых религиозных войн В 1618 году закрепил Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис кальвиниской церкви.
Итак, как же новые доктрины отражались на повседневной жизни людей? Нам трудно сегодня представить современную европейскую демократию теократическим обществом. Но на протяжении тысячелетия, вплоть до 18 века все сферы бытовой, общественной, культурной и экономической жизни европейского человека были пропитаны духом христианства. Для тогдашнего европейца слова "молиться" и "дышать" были почти синонимами. И протестантизм стал очередной формой все той же теократии. Переведенная на национальный язык. Библия пришла в каждый дом. Вслед за Библией в думы и в сердца верующих должен был прийти Бог. Таким образом, по мнению реформаторов должны были сбываться слова Христа, который сказал, что где соберется во имя мое двое, среди них буду и я.
Во всех деревнях и городах с молитвой человек проводил весь день. Молились после пробуждения; молились до и после еды; молились перед сном. С молитвой бюргер отпирал свою лавочку; вечера семья проводила за чтением благочестивых книг; с утра до вечера повсюду можно было слышать пение псалмов. Религиозная жизнь в Голландии носила семейный характер. Детей молитвам мать учила с сызмальства, и к моменту поступления в школу, вера прочно укоренялась в душе ребенка. Закон Божий занимал важнейшее место в воспитании.
Лишенные католической роскоши, Кальвинистский храм представлял дом, внутри которого, были голые стены; стояли деревянные лавки; и кафедра проповедника. Музыки никакой не было. Люди собирались; не снимая шапок, рассаживались на лавках; и начинали петь псалмы. Если католическая церковь своей обрядностью обращалась к чувствам верующих, то кальвинистская литургия через проповедь обращалась к разуму. Проповеди в таких храмах звучали просто и непринужденно. Проповедник обычно начинал с напоминания о делах конкретных и насущных; затем читалась глава из Библии. Проповедник свою речь мог пересыпать каламбурами, пословицами и анекдотами. Предметом проповеди становилась, как общественная жизнь прихода в целом, так и жизнь конкретных людей. К примеру, непримиримо осуждалась страсть к удовольствиям и роскоши. Первое причастие было самым крупным событием в жизни каждого человека. После причастия юноша считался мужчиной, а девушке открывалась дорога к замужеству и домашнему хозяйству. Такая проникновенная и тотальная религиозность требовала от людей умеренности во всех формах самовыражения; сдержанности в эмоциях; недоверия ко всевозможным мечтаниям и фантазиям.
Рембрандт ванн Рейн родился 15 июля 1606года в г. Лейдене в семье мельника. Его отец, у которого было десять детей, на Рейне имел мельницу. Сюда окрестные крестьяне свозили на перемол свое зерно. Этим зерном со стариком ванн Рейном они и рассчитывались. На мельнице отцу помогали старшие дети, а дома с матерью младшие пекли различные вкусности, которые тут же из окошка дома и продавались. В этом и состоял невеликий достаток большой семьи. Рембрандт был младшим и единственным, кто не захотел развиваться в русле семейного бизнеса. Противился ли поведению младшего сына отец не известно. Но известно, что уже в 13 лет мальчик поступает в латинскую школу города Лейден. Что такое была лейденская латинская школа в двадцатые годы 17 века?
Все латинские школы в Нидерландах были звеном, между младшей начальной школой, с одной стороны, и университетами, с другой. Школа давала классическое образование. Обучение в ней продолжалось от 4 до 6 лет. В школу принимались только мальчики в возрасте двенадцати лет. Условия для поступления были весьма демократичные. Требовались умение читать и писать. Плата за обучение взималась ничтожная - 3 гульдена в год. При этом государство на свой счет издавала учебники и по минимальной цене распространяло их среди учащихся. Управлялась школа ректором. Надзор, контроль и попечение за образовательным процессом осуществляли власти города. Окончившим курс открывалась перспектива для дальнейшего карьерного роста.
Давайте попробуем представить следующую картинку:, летом в восемь часов утра и зимой в девять, раздавался удар колокола. Это означало, что в школе начинаются занятия. Уроки шли до 12 часов; затем следовал двухчасовой перерыв, после чего занятия возобновлялись и продолжались до пяти часов вечера. Как таковых каникул, кроме трех недель в августе, не было. Впрочем, на протяжении всего учебного года было множество религиозных праздников, которые подобающим образом следовало отмечать. На первых годах латинский язык, грамматика и словесность - были основными предметами обучения. Еженедельное количество латыни доходила до 40 часов. Оставшиеся часы распределялись между Законом Божьим и каллиграфией. В старших классах латынь сокращалась. Зато добавлялись греческий язык, риторика и логика. Методика в начальных классах сводилась к зазубриванию и запоминанию. В старших классах практиковались диспуты и состязательность. Основное отличие латинских школ от университетского образования заключалось в условиях возникновение нидерландских университетов. Университеты в Нидерландах росли как грибы и возникали буквально на пустом месте. Это было обусловлено общим протестантским движением и необходимости новой церкви в образованных проповедниках.
И вот по окончанию латинской школы наш герой поступает в самый известный университет Нидерландов. Но, не желая становиться проповедником, он вскоре бросает учиться и поступает подмастерьем к художнику Якобу ванн Сване брюху. Юный Рембрандт учится изготавливать из минералов и смешивать краски, работать с кистью и пером. Освоив азы, в 1630 году он переезжает в Амстердам на обучение к последователю итальянской живописи Питеру Лотману. У Лотмана молодой художник некоторое время обучается мастерству тщательной работы над деталями и постигает тайну светотени. Вот собственно и все в чем состояло художественное образование Рембрандта. Вернее так - это был рубеж, за которым оставалось ученичество. Теперь Рембрандт по праву мог считать себя художником. Он живет в самом большом нидерландском городе Амстердаме; у него незаурядный талант; он полон амбиций; и художник желает творить!
В 1631 году двадцатипятилетний Рембрандт знакомится с предпринимателем от искусства Хенриком ванн Эйленбюрхом. У Хенрика большой в Амстердаме дом, который важно назван Академией. Там живет и работает много молодых художников. Но по существу академия это коммерческое предприятие по производству и продажам разнообразной живописи. И вот Рембрандт от Лотмана перебирается в академию и включается в работу конвейера. Но не проходит и года, как юноша, недавно только закончивший обучение, вдруг перерастает всех своих коллег. И Хенрик конечно не мог не заметить способности молодого художника. Он начинает ему покровительствовать.
В 1631 году Гильдия медиков заказывает академии групповой портрет, который Хенрик поручает исполнить Рембрандту. Казалось бы, заурядное событие. Сколько таких заказов и раньше принимала академия. Но молодой человек не просто отлично и с высоким мастерством выполнил заказ. Групповой портрет Рембрандта стал эстетической бомбой! Художник в нем разом сломал все существующие каноны. Тут надо пояснить - жанр Группового портрета - это изобретение чисто голландское. Возник он исключительно благодаря стремлению предводителей различных гильдий, благотворительных обществ, ополчений и прочих организаций украсить стены залов своих собраний собственными изображениями. Обыкновенно для таких портретов позировало группа не менее шести человек. Художественная ценность таких картин, как и расположение заказчиков в композиции, была примерно такой же, как на групповых фотографиях, где туповатый фотограф, желающих запечатлеться, выстраивает в шеренгу и все с одинаковыми лицами кукольно глядят в объектив. В самом деле, как еще можно на групповом портрете соблюсти справедливость? Ведь каждый участник внес равную золотую долю.
Групповой портрет под названием "Урок анатомии доктора Тульпа" был совершенно иным. Рембрандт не стал использовать принцип "равенства и одинаковости", но выстроил пирамидальную композицию. Восемь членов гильдии наблюдают за вскрытием трупа недавно повешенного преступника. Вскрытие производит знаменитый голландский врач доктор Тульп. Во-первых, - все изображенные участники не просто похожи на заказчиков и во-вторых, - стоят они не в произвольном порядке. Во-вторых, - на портрете отлично прочитывается сюжет. Зритель ощущает между изображенными эмоциональное взаимодействие. При этом каждый медик имеет свое лицо и характер.
Успех картины был оглушительным. Рембрандт не просто хорошо заработал! Заказов стало так много, что он физически не успевал писать портреты всех желающих.
Надо сказать, что живопись тогда была не из дешевых удовольствий. Но богатеющее население Амстердама и других городов это себе позволить могло. Дело в том, что для Нидерландов середина 17 века - это не просто бурный экономический рост на новых капиталистических рельсах! Это время расцвета и золотого века Нидерландов! Вслед за знатью и аристократией каждый уважающий себя бюргер или сословная группа граждан рассуждала приблизительно так: "Жизнь нужна чтобы жить; пиво - чтобы пить; картина, чтобы на нее глядеть и любоваться".
Вот что писал в своих воспоминаниях о Нидерландах 17 века известный английский путешественник Питер Мунди: "Что же до искусства живописи и пристрастия людей к картинам, я полагаю, что сия страна является непревзойденной в оном ремесле... Все без исключения стремятся украсить свои жилища, особливо прихожие и гостиные, ценными произведениями. Мясники и пекари в своих лавках отнюдь не уступают иным прочим, выгодно выставляя полотна, а еще неоднократно бывает, что кузнецы, сапожники и т. д. вешают ту или иную картину рядом со своим горном либо в своей мастерской..."
Если возможно указать на общие качества нидерландского бюргерства того времени, то таковыми несомненно были - любовь к конкретике, тяга к знаниям и главное, - их практическое применение. Этакий кондовый реализм с мощным акцентом на практику. Все, кто в это время посещал Голландию свидетельствуют о наличии у нидерландского бюргерства смешанную с наивным любопытством, трогательную любовь к наукам. Например, Рене Декарт, который в эти годы жил и работал в Лейденском университете, отмечал, что все голландские ученые мужи безоговорочно восприняли гелиоцентрическую идею Коперника. За пару десятков лет родились такие науки, как оптика и метеорология; математика завоевала независимость; медицина сблизилась с физикой. В целом нидерландская наука 17 века была четко сориентирована на практику. Таким образом, наука стремилась как можно скорее выйти за университетские рамки. Такие изобретения, как телескоп, микроскоп, термометр, барометр, часы с маятником, логарифмы интегралы - все это и еще многое другое было изобретено в Золотой Век Нидерландов. Сюда следовало бы еще добавить достижение голландцев в области анатомии, биологии, космографии и географии. Увеличительное стекло родилось в темной лавочке оптика. Изобретатель микроскопа Антонио ванн Левенгук выставлял свое изобретение на ярмарках. Там микроскоп заметил один лейденский врач который и запустил его в международный научный мир. Телескоп, изобретенный бродячим ученым Корнелием Джебелом, позволил Ван Кристино открыть в 1655 году Пояс Сатурна, а чуть позднее газовые облака Ориона. Путешествия коммерческого характера тоже способствовали развитию научных знаний. В том же лейденском университете была организована кафедра арабского языка, куда свозились фолианты на семитских, турецких, персидских и даже эфиопских языках.
В таком активном предпринимательском контексте личность художника, несмотря на особый талант, воспринималась поставщиком товара. Формула коммерческих отношений была предельно простой. Делался заказ, и оплачивалась работа.
И вот, в 1632 году у двадцатишестилетнего художника Рембрандта происходят два события, которые координально меняют его жизнь. Во-первых, он становится модным и хорошо зарабатывающим художником. Судите сами, - только за тридцатые годы Рембрандт написал не менее двухсот портретов! При этом немало работ просто пропало.
Художник, наконец, твердо оседлал удачу! Кажется, что бедность и нужда навсегда отступили и Рембрандт стал позволять себе излишества. К примеру, он стал хорошо и дорого одеваться, полюбил качественные вина, вкусную еду ну и конечно же женщин. Вообще, у художников того времени с женщинами проблем не было. Натурщиц искать не приходилось. Девиц брали они прямо с улиц. Поэтому от не упорядоченных связей среди сословия художников особенно процветали венерические заболевания. Но, кажется, сия чаша божьего гнева Рембрандта миновала. К тому же именно в это время художник устраивает свою личную жизнь. Именно это и было вторым важным обстоятельством его перемен.
Покровитель Хенрик ванн Эйленбюрх, в доме которого на то время молодой художник продолжал жить и работать, знакомит его со своей кузиной. Барышню звали Саския. Кем же была эта девушка?
Саския ванн Эйленбург родилась в 1612 году в Нидерландском городе Леувардене, где ее отец - адвокат, знатный горожанин Ромбертус ванн Эйленбург (Rombertus Rommertsz van Uylenburgh). Был бургомистром. Это была богатая, принадлежавшая к голландской аристократии, семья. В семье было восемь детей из которых четыре девочки. Саския была младшей. Видимо, судьба всех последышей рано лишаться родителей. В семь лет у Саскии умирает мать. Еще через пять лет отец. Каковым характером и здоровьем обладала Саския историки точно не знают, но к двадцати годам она еще не замужем. Как пел один российский певец: "Девушкам из высшего общества" трудно избежать одиночества...".
Да, в это трудно сейчас поверить, но в 17 веке барышни после двадцати считались старыми невестами. Итак, Саскии ванн Эйленбург почти 21. Она собирается и едет в Амстердам в гости к своей кузине Алтье (Aaltje Pietersdr van Uylenburgh). И там же в Амстердаме живет и занимается торговлей живописью ее любимый кузен Хендрик ванн. Кузен знакомит молодого преуспевающего Рембрандта со своей кузиной.
8 июня 1633 года между Саскией ванн Эйленбург и художником Рембрандтом ванн Рейном состоялась помолвка. Еще через год 22 июня 1834 Рембрандт и Саския обвенчались в церкви села St.Annaparochie.
До сих пор не утихают споры - был ли это брак по расчету или по любви? Кажется, что постановка вопроса в такой форме не уместна. Дело в том, что именно В тридцатые годы Рембрандт мощно начинал восходить к вершинам успеха и аристократка Саския с ее богатством и связями, как нельзя лучше, соответствовала его представлениям. Вот факты их совместной жизни.Прожили они восемь лет. Подряд в раннем младенчестве умирают три ребенка - мальчик и две девочки. В 1641 году Саскии 29, и она Рембрандту рожает сына Титуса. Через полгода Саския умирает. Предположительно от чахотки. Во время болезни жены Рембрандт исполнил гравюру, где изобразил Саскию такой, какой она была в свои последние месяцы. На нас печально глядят ввалившиеся, подернутые смертной пеленой глаза. Но вот, еще не проходит и года, Рембрандт, словно для того, чтобы в его глазах и глазах окружающих Саския навсегда осталась прекрасной, на редкой и дорогой доске красного дерева пишет посмертный портрет. Здесь Саския снова юна, весела и свежа! Что это? Попытка заговорить себя или обмануть смерть? А вот еще интересный факт! В это же время Рембрандт пишет своего "Вдовца". И хотя эта картина не автопортрет, но изображенная сценка взята художником явно из его новой жизни. В юмористической манере на полотне изображен мужчина, отчаянно пытающийся покормить малолетнего сорванца с ложечки.
Да, - Рембрандт в молодости был веселым и весьма расточительным человеком. При этом он до денег жаден особенно не был. Безусловно, художник питал к золоту, вернее, к тому, что на него можно купить, вполне здоровый человеческий интерес. Более того, Рембрандт охотно тратил зарабатываемые деньги. Он покупал дорогую одежду; скупал драгоценности для жены и для себя, любил вкусно покушать, предпочитал хорошее вино. В общем, человек желал жить широко и вольготно!
Для сравнения давайте представим, как предпочитали жить другие граждане Амстердама? К примеру, его соседи занимались только одним делом. Они делали деньги. И праведные накопления для них не были поводом к расточительности.
- Золото, обязано, приносить только золото и ничего другого! - этими мыслями были заняты их головы. А вот на какую особенность жизни бюргерства в Нидерландах еще обратил внимание посол Великобритании сэр Уильям Темпл, - голландские бюргеры предпочитали отвлекаться от текущих проблем в тавернах, а не в постели. Супружеские пары быстро становились холодными деловыми партнерами. Жены растрачивали невостребованную энергию в частых, фанатичных домашних уборках, пока мужья добывали золото.
А что же Ремброндт? К примеру, в свободное от мастерской время, он любил заглянуть и порыться в, заваленных диковинными иноземными товарами, лавках. Часто его внимание переключалось на хозяев этих магазинчиков. Тогда художник забывал о своих поисках, доставал блокнот, перо и, усадив хозяина на табурет, тут же делал набросок. Так стали появляться на его полотнах выразительные лица стариков.
Еще с ранних лет Рембрандт имел склонность к собирательству разных милых и совершенно бесполезных безделушек. Этим он начал заниматься еще в Лейдене. Набеги на всякие барахолки делались, как только в кармане появлялась монета. Но когда стали приходить серьезные деньги, Рембрандт принялся собирать целые коллекции! Впрочем, когда достаточных сумм не имелось, на выручку тут же приходили деньги ростовщиков. Соседи по кварталу зажиточные ростовщики евреи с удовольствием финансировали прихоти модного художника. Гавань Амстердама кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Вот сюда и шел за впечатлениями и покупками Рембрандт. Очевидцы говорили, что художник вел себя, как очарованный чудесами ребенок. Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты. Все это пестрое барахло, ему казалось красивым, невероятным и уникальным. Часто потом ту или иную вещь, или хламиду можно было обнаружить изображенными на его картинах. Ведь Рембрандт не бывал никогда за границей. Это представить невозможно! Новомодный дикарь никогда не видел мастеров божественной Италии! Вероятно, он считал, что все Италии ему ни к чему. Ведь для воображения и творческого импульса достаточно впечатлений. Вот для этого и была нужна ему коллекция. А коллекция была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил в амстердамском порту.
Биограф Бальдинуччи писал: "Он частенько бывал на открытых распродажах и аукционах, где покупал старомодные и поношенные одеяния, если таковые казались ему диковинными и живописными. И хотя порой оные оказывались невероятно грязными, он развешивал их по стенам своей студии. Среди очаровательных безделушек, обладание коими также доставляло ему изрядное удовольствие. Это было всяческого рода старинное и современное оружие - стрелы, алебарды, кинжалы, сабли, ножи - и бесчисленное множество изысканных рисунков, гравюр, медалей и всяческих вещей, каковые, по его мнению, могли когда-либо пригодиться".
Далее тот же Бальдинуччи сообщает, что, появляясь на аукционах, Рембрандт "с самого начала так взвинчивал ставки, что никто другой и не пытался их перебить; он говорил, что поступает подобным образом.
Да, Рембрандт нетипичным был голландцем. Но вернемся к семейной жизни художника. По-настоящему важным общесемейным событием (кроме рождения детей) в жизни Рембрандта и Саскии была покупка роскошного и страшно дорогущего дома. По рекомендации кузена Хендрика ванн Эйленбурга в 1639 году Рембрандт в еврейском квартале Амстердама приобретает новый трехэтажный дом. По меркам 17 века для приземистых Нидерландов это был небоскреб! Дом с видом на живописный, но очень вонючий канал, располагался на улице Синт-Антонисбрестрат. Стоимость особняка была неподъемной! 13 000 гульденов золотом! Таких денег у Рембрандта не было. Помогала ли в покупке общей недвижимости своими деньгами Саския не известно. Первоначальный взнос Рембрандт сделал в размере 1000 золотых монет. Остальную сумму в виде кредита и процентов по кредиту он выплачивал всю жизнь. Даже через семнадцать лет в 1656 году когда Рембрандта кредиторы объявят банкротом, он еще будет оставаться должен около 7000 гульденов. А пока художник устремлен к славе, и он верит, что его будет сопровождать успех! И действительно, от клиентов отбоя нет; заказы сыплются как из Рога изобилия; у Рембрандта уже свои ученики; и сам мастер много работает. В это время Рембрандт много пишет Саскию. Впрочем, автопортретов художник пишет тоже много. Их у Рембрандта за всю жизнь накопится около сотни.
А первый портрет Саскии он напишет в 1633 году накануне их помолвки. Несколько дней спустя художник выполняет серебряным карандашом самый изысканный портрет. При создании этого рисунка инструментом, представляющим серебряное стило, Рембрандт на тонкий лист пергамента должен был нанести четкие линии и штрихи. В такой технике стереть линию или поправить штрихи уже нельзя. Любая ошибка может привести к порче. И мастер не допустил ни единого огреха. Он создал замечательный портрет своей невесты.
Несомненный талант, мастерство, трудолюбие; покровители с обожателями; и наконец, удачная женитьба - все это сделало жизнь Рембрандта подобной пышной смоковнице! Подражая амстердамской аристократии, он стремится жить широко и расточительно! Связи жены открывали художнику лучшие дома Амстердама.
В последние дни своей жизни Саския составила завещание. Согласно действовавшему законодательству, ее часть даже в браке оставалась принадлежать ей. И Саския распорядилась состоянием по своему усмотрению. Она завещала все свое имущество и наличные деньги сыну Титусу. Впрочем, была оговорка. Ее муж может получать проценты до женитьбы или совершеннолетия их сына. Было еще одно условие. Согласно ему, в случае повторного брака Рембрандта, все ее состояния вместе с процентами от капитала переходит не к сыну Титусу, а к одной из сестер Саскии.
Можно много рассуждать о дальновидности или не дальновидности Саскии. Например, часто говорят, что бедная женщина не могла предвидеть будущего банкротства любимого мужа. Ну и т. д.
Жизнь между тем продолжалась. Спустя семь лет после смерти жены, в сердце и в дом художника приходит настоящая любовь! Ее звали Хендрикье Стоффельс. Девушка была почти на 20 лет моложе художника. Дочь солдата, вначале она появилась в доме в качестве служанки. Оценив физические достоинства, Рембрандт делает ее своей натурщицей. Вскоре он оценивает и нравственные достоинства Хендрикье. С этого времени и на многие годы она становится его гражданской женой. Помня о завещании Саскии, Рембрандт жениться во второй раз позволить себе не мог. Такой брак лишал бы состояния любимого сына Титуса.
Какой же была Хендрикье? Красивая, простая и добродушная. С этими качествами она, как нельзя лучше, подходила на роль спутницы человеку, которого покинула сомнительная слава и пришли несчастья. Когда Хендрикье было чуть за 20, она родила ванн Рейну ребенка, который умер еще младенцем. Через 2 года у нее от Рембрандта рождается дочь. Этому прекрасному событию предшествовала некрасивая история. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде. Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения. Девушку отлучили от святого причастия. Тем не менее она до конца своей жизни оставалась преданной мастеру. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией. Девочку назвали в честь матери Рембрандта.
У мастера есть замечательная картина, которая называется "Хендрикье у окна" 1656-1657. (Государственный музей, Берлин). Рембрандт пишет ее в самый страшный и переломный для себя период жизни. В Художник объявлен банкротом и в Амстердаме проходит тотальная распродажа его имущества. Портрет прекрасен. Мы видим образ привлекательной молодой женщины. Ее приветливый и умный взгляд как бы говорит о том, что она знает меру бренного и настоящего в жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. По праву считается, что это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Кстати, в этом портрете есть примечательная деталь. К шнурку, висящему на шее у Хендрикье прикреплено обручальное кольцо. Это символ ее фактического брака с Рембрандтом.
За свою жизнь Рембрандт напишет около шестисот полотен. Нет нужды прослеживать духовный путь художника через все эти картины. Достаточно будет остановиться на его знаковых работах. Обозначить так называемые реперные точки движения духа. Для разбора мной были выбраны три картины: "Блудный сын в таверне" (1635); "Ночной дозор" (1642) и "Возвращение блудного сына" (1669). Уже по датам написания можно судить - первая картина написана в пору "оседлания" норовистого скакуна по имени Успех. Вторая - это пример - какие плоды способна приносить пышно зацветшая смоковница. И наконец, третья. Она не только последняя в нашем списке, но и почти последняя и в списке творений художника, ибо написана в год его смерти.
Но перед тем, как мы перейдем к рассмотрению отмеченных картин, следует ответить на вопрос - почему выбраны именно эти картины? Почему именно по этим работам можно проследить духовный путь мастера?
Ниже я остановлюсь на каждой картине подробнее. Теперь же в виде схемы надо обозначить направление движение духа. В первой картине "Блудный сын в таверне" мастерство художника прочно соединяется с талантом; глаз научился видеть; рука твердо держит кисть. Мастер уверен в себе! Он чувствует, что само проведение берет его за руку и выводит на авансцену жизни! Рембрандт способен дерзать, научился дерзить и готов к величайшим свершениям! Эту стадию я называю "пышно зацветшей смоковницей" или (по Гегелю) явление духа в субъективности.
На примере второй картины " Ночной дозор" определяется стадия объективной реальности, как самого Рембрандта, так и его творчества. Тут явлен во всем многообразии талант и явлены материальные блага на которые художник готов обменивать свой дар.
В третьей картине "Возвращение блудного сына" замысел о человеке по имени Рембрандт ванн Рейн становится тождественным абсолютной идее. Происходит преображение художника. Так проявляется в человеке самопознание абсолютного духа.
Еще обязательно надо сказать какой была эстетическая обстановка в Нидерландах на то время. Отказываясь поклоняться иконам и, не доверяя любым изображениям тем из Священного писания, нидерландцы предпочитали на картинах лицезреть знакомые пейзажи, привычные глазу натюрморты и конечно же себя любимых. Поэтому большинство голландских художников, дабы не потерять заказчиков, к середине 17 века перестали вообще обращаться к библейским темам. Рембрандт, пожалуй, оставался единственным мастером, кто всю жизнь "держал" библию в открытом виде. Постоянно размышляя над текстами Священного писания, в разные фазы роста он по-разному реагировал на слово божие. Такая "разность" восприятия отражена на многих его полотнах. При этом существует один весьма любопытный факт! Рембрандт на библейскую тему решает создать небольшую гравюрку. Работа им названа "Великодушный самаритянин".
Гравюра современников шокировало. Мастер изобразил следующую сцену - пострадавшего путника снимают с коня перед таверной, в которую привез его добрый самаритянин. Но библейский сюжет почему-то не занимает главное место на гравюре? В центре художник размещает несколько неуклюжих, неприятных зевак. Но это еще ничего. На переднем плане он ставит собачку, которая присела, чтобы справить естественную надобность. Как говорится - Без комментариев.
Итак, впервые к теме Блудного сына" Рембрандт обращается вскоре после женитьбы. Для того, чтобы лучше понять, как усваивалось им Священное Писание Приведем здесь полностью евангельскую притчу. В Евангелие от Луки в главе 15 рассказывается: "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Напомню, что Рембрандту в 1635 году двадцать девять лет он уже известный художник и женат на знатной богатой Саскии. И вот эта картина "Блудный сын в таверне".
Что же нам показывает художник? Из всей библейской притчи молодого Рембрандта занимает фрагмент в котором сообщается, как легкомысленно проматывается жизнь. Смотрите сами. Таверна, в которой идет шикарный пир! Стол ломится от вина и яств. За столом двое. Мужчина и женщина. Юноша наряжен в богатую, на испанский манер, одежду. Он со шпагой, в шляпе с пером. В руке бокал шипящего вина, а На коленях разряженная блудница! Кстати, на столе перед гуляющими, среди прочих блюд, - специально приготовленный фазан. Это символ тщеславия. Картина яркая подробная и символичная. В ней есть еще одна замечательная деталь. В левом верхнем углу изображена грифельная доска. В нидерландских тавернах хозяева на таких досках специальным грифелем записывали счет. Доска гуляющим должна вероятно напомнить, что пир когда-нибудь закончится и по счетам придётся платить. Впрочем, есть мнение, что Рембрандт грифельную доску там разместил, дабы заполнить пустоту. Пирующие к судьбе повернуты спиной.
Сразу возникает законный вопрос - где и у кого такая картина могла сыскать интерес? Это весёлое без башенное полотно, к примеру, мог бы с большим удовольствием у себя повесить какой-нибудь хозяин подобного заведения. Да, трудолюбивые голландские бюргеры по вечерам, запирая своих жен и детей в доме, с удовольствием отправлялись оттягиваться в кабаки. За кружкой пенного пива такие прелестей им бы очень нравились. Но ведь известно, что художник ни в какую таверну эту картину не продавал? Кстати, у картины есть второе название: "Автопортрет с Саскией на коленях". Может в таком названии кроется пикантность разухабистой молодости художника. Ведь в юноше, "расточающем имение отца своего", Рембрандт буквально изобразил себя. А кто же блудница? В образе сидящей на коленях развратницы художник изобразил Саскию. Считается, что картина была написана в самый счастливый период их семейной жизни. И кстати, это единственное изображение Саскии и Рембрандта вместе. Так сказать, семейный портрет во всей его красе!
Итак, себя художник видит в роли блудного сына, обнимающего за талию такую же блудницу. Рембрандт показывает, как легко, приятно и беззаботно можно расточать "имение своё с блудницами". Саския здесь изображена в богатой изысканной одежде. Она привлекательна и прекрасна! И конечно, как и ее кавалеру, - ей очень весело! Не уверен, что чопорной аристократке Саскии этот портрет пришелся по нраву. Но то что эта картина - свидетельство тогдашнего настроения художника, - в этом сомнений нет.
Плоды такой жизни не замедлили сказаться. В 1642 году умирает Саския. Молодой женщине не было и тридцати лет.
В этом же году Рембрандт пишет "Ночной дозор". Вокруг этой картины, наверное, более чем над всем остальным наследием художника, сломано множество копий и написано множество исследований! Но несомненным остается одно - эта картина одновременно и вершина, и падение. Падающий с вершины Славы художник превращается в Великого Рембрандта!
Но давайте не будем спешить и продолжим повествование. Перед нами полотно "Ночной дозор". Картина в своих изначальных физических размерах громадная! Почти пять на четыре метра. Ее полное название - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Банкинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга".
Для начала разберёмся - что за такие лейтенанты с капитанами и что за такая стрелковая рота? Дело в том, что тогдашний Амстердам охраняли добровольцы, которых комплектовали по ротам. Всего таких рот в городе было шесть. Каждой ротой командовал капитан, в помощниках у которого был лейтенант. Вот эти шесть рот и заказали шести художникам написать шесть коллективных портретов. Рембрандту ванн Рейну досталось рота капитана Франса Банкинга Кока. Про то, что групповой портрет изначально детище Голландское, который обязан был исполняться по установленным канонам, - я писал выше. Так же мы помним, как групповой портрет "Урок анатомии", десять лет до того, оригинально исполнил Рембрандт. И вот к нему поступает очередной заказ. Не желая ввязываться в нескончаемую полемику вокруг этого полотна, изложу только факты. Заказчиком выступила рота добровольцев вместе с капитаном и лейтенантом. Их было ровно 18 человек. Именно они, сбросившись по сто гульденов, оплатили стоимость заказа. К слову скажем, - на картине изображено 32 человека. Кто остальные 14 до сих пор неизвестно.
Но прежде чем мы чуть внимательней взглянем на картину, хочется предложить в качестве зарисовки цитату одной продвинутой дамы. Описанное ею событие произошло в Рийксмузеуме города Амстердама в 2006 году. Это был перформанс известного английского режиссера Питера Гринуэя. Действо было приурочено к 400-летию великого Рембрандта. Свою концепцию Гринуэй основал на том, что "Рембрандт был не только художником, но и лицедеем. "Идея была умопомрачительной! - вспоминала дама. - На наших глазах ставился настоящий спектакль, в котором главными действующими лицами были персонажи картины и все посетители музея. С картиной происходило нечто невообразимое!
Она вдруг на наших глазах развалилась и ожила! Старые краски расцвели, зазвучал барабан и все пришло в движение! Свет в зале погас, и мы очутились в живой толпе, которая двигалась, дышала и издавала разные звуки! Нас будто проглотило огромное животное... мы оказались " в чреве" картины! Слышались выстрелы, звякало оружия, хохотали какие-то женщины! Вдруг раздался собачий лай, послышались шаги тяжёлых сапог.... Я отчетливо услышала призывный крик команды мушкетёров и следом барабанную дробь... На лице я ощутила дуновение ветра и увидела, как разворачиваются знамёна! Тут же вокруг нас на десятках экранов мелькали "ожившие" герои "Ночного дозора". Из темноты блуждающий луч то и дело выхватывал фрагменты холста - лица, оружие и костюмы! Скажу честно, у меня по телу горохом катились мурашки".
В приведенном фрагменте есть одно ключевое слово. Это слово "развал". Очевидица говорит: "картина развалилась..."! Вот этот "развал", и "вываливание" - это основной эффект которого достиг Рембрандт и попробовал воспроизвести Питер Гринуэй.
Теперь давайте, и мы приблизимся к полотну.
На картине изображены ворота святого Антония. Эти ворота на ночь запирались, а с утра и до вечера через них осуществлялся вход и выход из города. Возле ворот обычно располагались в дозоре гвардейцы. Действие, запечатленное на картине, как раз отражает выход в дозор стрелковой роты капитана Кока. Чётко видны две фигуры. Фигура, возглавляющего шествие капитана Кока. Капитан весь в чёрном и с красной перевязью через всю грудь. Рядом фигура, шагающего лейтенанта Виллема ванн Рейтенбурга. Лейтенант одет в золотистую одежду. Кроме капитана и лейтенанта хорошо видны, еще несколько стрелков. Остальные стрелки (напомню - которые тоже заплатили деньги) вообще почти не видны. Их закрывают спины сограждан. Зато помимо основных восемнадцати членов отряда на холсте изображено несметное количество никому не ведомых личностей. Все, кто смотрит на картину, называют разное число этих личностей- кто видит 16, кто 28, а кто насчитывает их 34! А все потому, что художник их расположил так, что их невозможно сосчитать. Итак, капитан с лейтенантом в центре. Они возглавляют шествие. Шествие будто лава движется прямо на зрителя! Именно в этом лавинообразном движении созерцающему на ум приходит ощущение распада.Будто вот-вот развалится рама и поток оттуда выплеснется сюда. Кстати, все современники Рембрандта указывали на слабое портретное сходство...поэтому многие себя не узнавали. Но художнику видимо это обстоятельство было не важным. Для него главным действующим лицом была толпа, живая, подвижная как волна, масса, которая рвётся с полотна в жизнь! Конечно, Рембрандт тут снова нарушает все каноны скучного группового портрета. Да и какая тут группа? В центре четко прописаны только два персонажа. Да и то капитан Кук себя не узнал. Есть свидетельства, что он попросил другого художника прописать ему лицо. Остальные же члены отряда не выписаны.
Общее впечатление, - мы наблюдаем толпу потревоженных людей. Художник будто насмехается над незадачливой братией. В самом деле, взгляните на того же капитана кока. Не кажется ли вам - у него немного кукольное лицо? Он как будто в растерянности? Да, их подняли по тревоге. Но, зачем? Одежда у капитана и лейтенанта более похожа на театральные костюмы. В таких костюмах кажется менее всего удобно воевать! Зато в таком наряде приятно приехать на бал во дворец! Растерянность капитана подтверждает перчатка снятая с правой руки. При этом тень от левой руки ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Что это? Некоторые специалисты склонны считать - это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Было это так или было иначе - никто теперь этого точно не знает. А вот еще одна забавная деталь. Рембрандт исхитрился изобразить на оплаченном полотне самого себя. Он между двумя мушкетерами, - один из которых в шляпе, другой в кирасе. Расположены эти солдаты позади всех участников. Художник нарисовал только часть своего лица. Под шляпой один Глаз и одно ухо. Рембрандт будто говорит: - Я тоже здесь! Согласитесь, что уж, очень всё напоминает пародию. А вот мушкетер в красном. Взгляните на его левую руку. У стрелка шесть пальцев! Такие шестипалые руки часто тогда делали у театральных кукол. Такие руки призваны были изображать шутов. А если мы переведем взгляд налево, то увидим, как мушкетёры неумело обращаются с порохом при перезарядке оружия. Впечатление,- они не знают точно как это делается? Их неумелость приводит к случайному выстрелу! А что делают тут остальные люди? Например, странная девушка в золотом наряде? У нее лицо Саскии и Она похожа на карлицу... Что этим хотел сказать художник? Он делает акцент на ее уродстве и при этом ставит в центр.
Карлица является световым центром композиции. Ей не уютно среди движения этой толпы. Вот еще одна фигура. Ехидно смеющийся мальчик. Он убегает куда-то в левый нижний угол картины. В руках сорванца кубок. Может это намек - что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно!
"Ах, счастье! Как же ты эфемерно"! - будто хочет сказать художник. Чтобы не выглядеть уж совсем предвзятым, приведу мнение о "Ночном дозоре" специалиста по творчеству Рембрандта и автора книги о жизни художника Гулиа Г.:
"Эта картина - итог, вершина живописи эпохи барокко с ее пышностью и театральностью, с предвкушением новой жизни... Уже прослеживается некое разложение формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и увлечениями эффектами, помпезностью, декором. Картина стремится вырваться за пределы холста в новый мир...".
Вообще, к Евангельской притчи о блудном сыне в своем творчестве Рембрандт обращается ни один раз. Кроме описанного выше полотна "Блудный сын в таверне" и последней его картины, о которой буду говорить ниже, был, как минимум, еще один "Блудный сын". Это офорт. На нем рука мастера только намеком изображает окружающий пейзаж и без лишних подробностей рисует второстепенных персонажей. Внимание сосредоточено на двух главных героях. Ощущение, что Рембрандту важно с достаточной выразительностью и необходимыми деталями закомпоновать пространство. Именно поэтому, кроме коленопреклоненной фигуры оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, автор делает акцент и на судорожно скрюченных его пальцах. Отец спешит к вернувшемуся сыну. Порыв старика стремителен, и башмак слетает с его ноги. Тут же выпавшая из рук трость. Она скачет по ступеням! Чувствуется, что Художнику мало сдвинутых от горечи бровей и сияние полных любви глаз на лице отца. Поэтому здесь подключены и башмак, и трость. Эти дополнительные элементы, очевидно, призваны развлечь внимание потенциальных покупателей. Ведь известно, что офорты и гравюры Рембрандта пользовались большим покупательским спросом.
Перед тем, как нам подойти к последней отмеченной картине следует взглянуть, чем же живет и о чем думает в последние свои годы мастер? После "Ночного дозора" прошло более четверти века. За это время внешний и внутренний контур жизни художника очень изменился. Даже в пору Удачи и Славы особого пиетета к заказчикам у Рембрандта кажется не было. Во всяком случае, его биограф господин Хаубракен описывает следующий случай: "Однажды он работал над большим групповым портретом некой еврейской супружеской пары с детьми. Когда портрет был готов наполовину, вдруг издохла его [Рембрандта] обезьянка. Поскольку под рукой у него другого холста не оказалось, он вписал издохшее животное в вышеупомянутый портрет. Естественно, заинтересованные лица не хотели терпеть присутствия на том же полотне омерзительной мертвой обезьяны. Но не тут-то было: Рембрандт так восторгался той моделью, каковую являла мертвая обезьяна, что предпочел оставить полотно у себя незавершенным, не согласившись замазать обезьяну в угоду заказчику". Далеко не каждый заказчик готов был вытерпеть подобный выверт.
Можно ли расценивать такие выходки, - блажью и хулиганством? Не только можно, но даже необходимо. И именно так к Рембрандту стали относиться его состоятельные заказчики, которые были и его кредиторами. К примеру, сосед Рембрандта Корнелий Виттель имел векселей от художника на четыре тысячи гульденов. Именно он и ему подобные, одновременно предъявив в 1656 году векселя ко взысканию, объявили Рембрандта банкротом.
Банкротство с распродажей всего имущества продолжалась в течение 1657-1658 годов. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. На втором - коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем аукционе были проданы дом и мебель.
Кредиторы, которые много лет щедро снабжали художника золотом, теперь так же щедро, будто разбойники, раздевали и грабили. Уничтожение Рембрандта было тщательно спланированной акцией. Стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов. Огромная коллекция мастера была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим - еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч. Дом, находившийся в самом богатом квартале города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости.
В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. И все равно, не все акулы были удовлетворены. Суд обязал Рембрандта все его новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов.
Также суд лишил мастера права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. После узаконенного грабежа художник был обречен на нищенское существование. Но это не было еще пределом так сказать "вразумления". Прожив с Рембрандтом 16 лет и родив ему дочь Корнелию, в июле 1663 умирает не венчанная жена и верная спутница Хендрикье Стоффельс. Женщине не было и сорока. Теперь мастер совершенно один. Ему 57. Он много болеет, руки дрожат, глаза плохо видят. Кажется, это окончательный приговор. Но желание писать не отпускает. В душе есть ощущение, что он еще что-то должен понять? Вот с такими мыслями художник принуждал свое тело подниматься с кровати. Отдельной мастерской у него уже не было, и приходилось работать тут же. Рембрандт выходил из-за ширмы и подходил к станку. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке; глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Мастер работал как, мог, а меч судьбы продолжал наносить ему раны.
В 1668 году двадцатисемилетний единственный сын Титус ванн Рейн женится, а еще через семь месяцев он вдруг умирает.
Рембрандт хоронит сына. Охваченная отчаянием смерти мужа, вскоре умирает и невестка.
И вот в таком полуразрушенном состоянии души и тела с мастером происходит чудо! Торжествует воспаривший дух! Полуслепой и больной из последних сил Рембрандт пишет картину "Возвращение блудного сына". Уже нет эффектов и ненужных подробностей. Представлена голая человеческая драма. Краски положены густыми мазками. Они темные. Художнику уже неважны второстепенные персонажи. Они задвинуты в тень. Внимание сосредоточено на отце и сыне. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к нам лицом. Мы видим - боль, усталые от слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут спиной. Он уткнулся в царское одеяние отца. Мы не видим, что выражает его лицо. Лица нет. Вместо лица грязные растрескавшиеся пятки, почти лысый череп и нищенское одеяние. А еще есть руки, которые обнимают и поддерживают плечи сына!
Давайте на минутку снова вспомним картину "Блудный сын в таверне". Помните грифельную доску? Там она за спинами пирующих. Юноше очень хорошо и поэтому незачем на доску тратить свое внимание. Но наступит время, и придется платить.
По своим счетам Рембрандт заплатил сполна. Художник вроде бы в очередной раз рассказывает притчу о богатстве, страстях и пороках. Здесь есть тема раскаяния и прощения. Так зачем нам под нос мастер сует эти грязные пятки ? Неужели это снова деталь эффекта? Грязные пятки призваны оттенить величину отцовского милосердия? Именно так чаще всего толкуется как сама картина, так и евангельская притча. Но только ли путь сокрушения грешника и проявленное милосердие интересует теперь художника? Нравственный аспект собственной жизни для Рембрандта ясен и расчет с жизнью им полностью произведен. Для мастера нет уже нужды в проповеди раскаяние. Но ведь сохраняется ощущение, что художник хочет что-то сказать! Ничего нового ни себе, ни миру сказать он уже не мог. Но вот, когда в очередной раз, отложив кисть, Рембрандт отошел, чтобы издали взглянуть на полотно, он своей картины не увидел! Вдруг исчез холст; исчез подрамник; исчезли кисти с красками; и, черт знает куда, провалилось все им пережитое! Оставалась пустая бедная комната. И в этой комнате друг перед другом стояли двое Бог и Рембрандт.
Нет, художник не сошел с ума. Мастер обрел ту стадию, когда останавливается время. Заботливая рука Бога взяла ластик и стерла с грифельной доски прежние амбиции. Грешная человеческая душа как догоревшие свечи пред величием Духа померкла. Что же осталось?? Ничего. Ровным счетом ничего. Отверзлись слезящиеся глаза и в них пролилась радость небесного обетования!
Ну и напоследок повествования еще один штрих из почти оконченной жизни художника. Художник создает почти фантастическую картину. Его воплощенная в портрете мечта. Картину мастер пишет для себя. Она не предназначается для выставлений. Художник решает собрать на холсте дорогих ему людей - дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и своего сына. Это абсолютный вымысел. Никогда эти люди не собирались вместе перед ним. Холст днями и ночами стоит перед мастером. Рембрандт подолгу смотрит, подходит, что-то подправляет, и снова смотрит. Он часами может сидеть на табурете. Художник молчит или ведет беседы. Ни Саскии ни Хендрикье здесь нет. Но ведь известно, - полотно осталась не законченным. И как знать, возможно, в пустых ее местах может быть и появились бы и эти две женщины?
Наследие Рембрандта невообразимо громадно! 350 картин, 300 офортов,2000 рисунков. Говорят, в действительности работ насчитывалось гораздо больше. Только одних картин, было около 850!
Бизнес вокруг имени Рембрандта сегодня кипит крутой! В начале 21 века попечительским советом нью-йоркского Метрополитен - музея за 2,3 млн долларов было приобретено полотно Рембрандта "Аристотель с Гомером". Совет при этом счел цену весьма умеренной. Директор музея Томас Хауинг в интервью журналистам заметил по этому поводу: "Только взгляните на эту цепь! (На плече Аристотеля). Она одна стоит два с третью миллиона!". Так воспринимается сегодня голландец.
4 октября 1669 года Рембрандт ванн Рейн скончался. Смерть художника была тихой. Хочется верить, что грешную душу, прошедшую путь мытаря, принял в свои объятия милосердный Христос!