Цепляев Андрей Вадимович : другие произведения.

Причины краха российского книжного рынка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На эту тему столько всего написано, что даже писать строчку как-то неловко. Все-таки я стану одним из тысяч, обрисую проблему и изложу собственное мнение. Лучше еще раз напомнить читателям, к какой пропасти катится отечественная книжная индустрия, чем молча пройти мимо.

  Представьте, что на улице проводят опрос. Вот, скажем, перед вами лежат три книги начинающих русских авторов, написанные в жанрах: фэнтези, иронический детектив и боевая фантастика. Из каких трех зол вы бы выбрали? Хочется верить, что образованный человек уйдет от прямого ответа, а то и вовсе проигнорирует интервьюера. Кому в наше время захочется читать о похождениях эльфа, человека, гнома в поисках злого волшебника, артефакта, принцессы (нужное подчеркнуть), или мытарства очередного сталкера на развалинах постапокалиптического мира или осилить двести страниц в мягкой обложке о приключения взбалмошной домохозяйки расследующей похищение розового пуделя? Оказывается, желающих найдется немало. Увы. Реалии современного книжного рынка таковы, что издатель и, особенно, читатель, чаще отдают предпочтение одному из этих трех демонов.
  
  Не стану углубляться в статистику, скажу только, что с конца 2008 года российский книжный рынок, достигнув запредельных высот литературного Олимпа, стал уверенно скатываться в пропасть, с каждым годом набирая скорость. Уже в 2009 году предложение превысило спрос. Было тиражировано столько печатной продукции, что пресытившийся потребитель стал невольно, а затем и осознанно, отторгать большую часть книжного мусора, а вместе с ним и достойные произведения, затерявшиеся на фоне поднявшегося бумажного шторма. Сейчас продажи падают. Можно винить в этом обанкротившуюся "Топ-книгу", под занавес устроившую тотальную распродажу, сетевое пиратство, развивающийся рынок электронных книг или ссылаться на мнение экспертов относительно падения интереса читателей. Я же предлагаю взглянуть на близящуюся катастрофу через призму жанров.
  
  Казалось бы, при чем здесь жанры, ведь речь идет об экономике? Дело в том, что в художественной литературе именно жанр определяет целевую аудиторию, и именно от категории того или иного жанра зачастую зависит количество читателей. С некоторых пор это число стремительно сокращается и дело тут не в том, что цена отечественной "тяп-ляп книги" приблизилась к стоимости качественных европейских изданий, а в том, что читать стало нечего. Если бы вас, как героя фильма "Old Boy", пятнадцать лет кормили одними жареными пельменями, а потом предложили на выбор что-то другое - "живое", вы бы стали и дальше их есть? Тут уже речь идет не о перенасыщении, а об отвращении. Фэнтези, иронический детектив и боевая фантастика давно уже "неживые", но все еще дышат, составляя львиную долю книжного рынка. Разумеется, десятилетия такой "диеты", на которую издатели посадили читателей, ни к чему хорошему не привели.
  
  Я намеренно упомянул эти три жанра, чтобы показать, где кончается творчество и начинается ремесло. Все истории пересказаны тысячи раз. Все герои похожи друг на друга. Все преследуют одни и те же цели, которые своей сухостью стали напоминать железные правила построения целей в драматургии: "Месть", "Любовь", "Смерть", "Деньги". Но если кинематографу, при всей своей упрощенности и бесконтактности со зрителем, пока еще как-то удается сводить концы с концами, то книжный колосс теряет в весе килограмм за килограммом и вскоре совсем истощает. По интернету давно гуляют подробные схемы: "Как написать роман", "Как создать героя". То есть, речь идет уже о конвейерном производстве. Пусть редактор, затянув петлю на шее, читая письма новых авторов, клянется себя вздернуть, если в синопсисе еще хоть раз промелькнет слов "магия", "эльф", "вампир" или "пророчество", издатель все равно будет штамповать книгу за книгой. Этому тоже есть объяснение.
  
  Существует такой термин как "Серия" и в нашей стране это означает верную смерть для большинства творцов. В "Серию" попадают произведения заключенные в строгие рамки. Часто эти рамки требуют от авторов придерживаться определенного развития героев, воссоздания среды их обитания и достижения конкретных целей. Предположим, автор создал высоконравственный роман о биологах, изучающих фауну другой планеты и вступивших в контакт с высшим разумом. Почти Артур Кларк. Не стоит ждать чего-то особенного, отправляя такой роман в отечественное издательство, принимающее фантастику. В лучшем случае попросят заменить миролюбивых биологов десантниками, а высший разум обратить в кровожадных пришельцев, мечтающих вторгнуться на Землю. Банально? Конечно. Добро пожаловать в нашу "Серию". Если автор написал исторический роман, да еще о другой стране - это вообще беда. Автор - герой, вот только на руках у него фактически "не формат", с которым будут работать единицы из тысяч. А сколько читателей, выросших на сталкерах и розовых пуделях, захотят прочесть такой роман? Нетрудно представить. Еще, если присмотреться, можно заметить на сайтах предупреждение, что-то вроде: "Герои должны быть нашими современниками". Иными словами, сегодня русский издатель сам диктует автору условия, на которых они могут сотрудничать. Хотите свободы творчества? Это не к нам. А ведь по такой схеме работает большинство. В самих же "Сериях" нет ничего плохого. Они созданы для порядка, но их должно быть больше и они должны быть разнообразнее. Раньше такая схема приносила неплохую выгоду, но те времена прошли, и соблюдать ее - верная смерть, как для издателя, так и для автора.
  
  К сожалению, с момента становления советского союза на просторах России принято брать количеством, а не качеством. Поэтому, когда молодые авторы, не считаясь с потерями, упорно забивают электронные ящики издательств рукописями, зачастую складывается впечатление, что они никак не закончат последнюю пятилетку. Случалось мне бывать во многих книжных магазинах. Я шел вдоль рядов стеллажей, уставленных рядами книг из различных "Серий", одинаково оформленных, но с разными названиями и именами. Кто все эти авторы? - Неизвестно. Чего они хотели? Славы? Но их имена сливаются в единую линию. Денег? Новичкам за такие книги платят копейки. Оставить память о себе? Но как запомнить клона? Несложно предугадать, что будет дальше с этим сонмом биологов-десантников, нерадивых попаданцев, дамочек, разыскивающих розовых пуделей, кочующих по мирам магов-волшебников и других клонов, порожденных конвейерным чудовищем. Все слышали об отделе "Уценка".
  
  Можно отмахнуться от проблемы и продолжать урезать издательский портфель, надеясь на имена раскрученных авторов, объявлять сетевые конкурсы, выискивая алмазы в кучах угля. Агония будет долгой, но с предсказуемым концом. Когда в Москве останется последнее крупное издательство, а известные на тот момент авторы потеряют интерес к своему труду, вот тогда поздно будет все списывать на ритм большого города, плохую рекламную компанию и нехватку времени читателей. История показывает, что даже очень занятого человека можно увлечь или хотя бы заинтересовать. На крайний случай всегда можно объединить несколько "устаревших" жанров в мультижанр. Выход есть всегда, вот только искать его мешает популярное испокон веков "русское авось".
   Нехорошо заканчивать на печальной ноте. Справедливости ради скажу, следуя древней поговорке: "Что написано пером, не вырубишь топором". Будущее у книжной индустрии есть. Книга может исчезнуть с прилавков в привычном виде, но информация о ней не сотрется никогда. Цитируя Олега Дивова: "Всегда найдутся другие писатели". В данном случае я подразумеваю классиков. На кого точно не пропадет спрос во веки веков, так это на титанов прошлого.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"