Цесарин Дмитрий Александрович : другие произведения.

Что такое экзистенциализм?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    img src=deniska.jpg


   Что такое экзистенциализм?
  
   У В. Ю. Драгунского, замечательного детского писателя, есть рассказ, по нашему мнению, раскрывающий смысл экзистенциализма - философского течения, имевшего широкое распространение в первой половине XX века. Несмотря на, казалось бы, полное отсутствие какой бы то ни было идейной связи между творчеством Драгунского и экзистенциализмом, в этом рассказе средоточенно и емко, посредством яркого образа показана суть экзистенциализма, его, если хотите, корень. Причем, поскольку это сделано явно не нарочно, данный рассказ лишен всякой пристрастности в подтекстной трактовке экзистенциализма, что позволяет избежать многозначности в его определении. Возможно, учитывая статус советского писателя, мы имеем дело с фактом опосредованного влияния философского течения на автора, однако, что более вероятно, речь идет лишь о совершенно случайном положении вещей, вылившимся в обыкновенный детский рассказ, но, как было замечено ранее, несущий в себе более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
   Итак, маленькому мальчику Дениске, главному герою рассказа, родители дарят новый игрушечный самосвал. На следующее утро его мама уходит на работу, а Дениска выходит на улицу, чтобы поиграть со своей новой игрушкой. Он садится в песочницу и увлеченно играет. Проходит час, два, наступает полдень, спустя еще несколько часов приходит вечер. Дениска устал, ему надоел самосвал - он уже не играет. Дениске хочется увидеть маму, обнять ее, поговорить с ней. Неожиданно во дворе дома появляется друг Дениски - Мишка. Он подходит к Дениске и со словами: "Знаешь что у меня есть?" протягивает ему коробок. В коробке оказывается светлячок. Светлячок ярко горит зеленым светом, чем привлекает к себе внимание Дениски, никогда раньше не видевшему светлячков. После недолгого разговора ребята решаются поменяться: самосвал отойдет Мишке, светлячок - Дениске. Сделка совершена; Мишка довольный убегает домой, а Дениска остается ждать во дворе маму, но уже не один, а со светлячком. Когда наконец приходит мама, она узнает об обмене и удивляется тому, как смог Дениска поменять новый игрушечный самосвал на заурядного светлячка. Она спрашивает его:
   - Дениска, как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червяка?
   На что Дениска эмоционально отвечает:
   - Мама, да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
   Ведь он живой! И светится!
   Именно в этом детском восклицании, мы полагаем, содержится больше по-настоящему экзистенциального, чем, возможно, в целой книге какого-нибудь автора-экзистенциалиста (из чувства уважения мы не будем называть никаких имен). Первое, что об этом говорит - иррациональный выбор. Дениска совершает обмен, не оценивая достоинства или недостатки предметов обмена, а руководствуясь лишь внутренним неосознанным мотивом. Иначе говоря, Дениска делает то, не важно: плохо это или хорошо с объективной точки зрения, что просит его душа, его психическое состояние. Второе - тяга Дениски к непознанному и сложному. Быть может, сам того не понимая, наш герой четко разграничивает мир на искусственную (инертную, мертвую) и настоящую (меняющуюся, живую), а значит представляющую истинный интерес для изучения и выгоду для развития, половины. И, как уже было сказано, делает свой выбор в пользу последней. Третье и, пожалуй, самое главное, что выражает экзистенциальную природу рассказа - глагол "светится". Этим словом Дениска не просто обозначает свойство светлячка как некого биологического субъекта излучать свет, но подчеркивает заключенную в этом свойстве исключительность.
   Безусловно, мы не вправе утверждать, что излучение света светлячком есть первоочередная функция этого насекомого, целеполагающая с точки зрения его жизни, однако абсолютно точно мы можем говорить, что именно это излучение идентифицирует его в наших глазах. Следовательно, в этом уникальном качестве сокрыто главное, что определяет светлячка как светлячка, то есть - его сущность. А сущность, ее познание во всем, нас окружающем, есть цель и основная задача экзистенциализма. И если самость каждой человеческой натуры, ее "сущность", подчас представляет для постороннего взгляда тайну за семью печатями и лишь иногда раскрывается в межчеловеческом общении, то самое естество светлячка выставлено наружу и, более того, его естество есть свет. Этот свет и позволяет тонко воспринимающему действительность Дениске ощутить заповедную и одновременно открытую для обозрения "экзистенцию" светлячка и отбросить бездушную игрушку.
  
   По рассказу В.Ю. Драгунского "Он живой и светится..."
   Deniska [Cesarin]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"