|
|
||
НЕХОРОШАЯ ПОЕЗДКА
Пьеса
Всем, кто в пути,
всем ждущим, всем возвращающимся
и всем оставшимся
Действующие лица:
Приходов
Женщина
Голоса
(за сценой и в темноте)
Постоянная декорация: большой белый экран для демонстрации кинофильмов, висящий в глубине сцены в двух метрах от пола. Во время действия на нём могут появляться отвлечённые картины, крупные планы действующих лиц или предметов, когда это необходимо, отображаться произносимый актёрами текст либо цитаты из драматургической классики, кадры кинохроник, фотографии действующих лиц в детстве, отрочестве, старости, в различных эмоциональных состояниях. Всё это, за исключением особо оговоренных случаев, - на усмотрение режиссёра.
Акт первый
Картина первая
Темнота. Затем резкий луч освещает фигуру Женщины.
Напротив медленно высвечивается силуэт Приходова.
Женщина гасит свет. Темнота.
Свет.
Женщина сидит на стуле возле массивной железной кровати и вяжет на спицах. На кровати кто-то лежит, свернувшись под одеялом.
Женщина откладывает спицы и смотрит на готовый носок. Из-за кулис выходит Приходов с видом разгорячённого оратора, смотрит на носок, как будто припоминая, о чём говорил до этого. Женщина поднимает глаза на него.
По мере того как Приходов говорит, свет становится всё ярче, ярче и ярче. Он льётся со всех сторон, всё утопает в ослепительном белом свете. Свет становится нестерпимым.
Свет гаснет. Всё погружается в темноту.
Картина вторая
Сцена постепенно освещается. Женщина и Приходов сидят на стульях лицом к залу. Приходов сидит, согнувшись и обхватив голову руками. Женщина сидит прямо и смотрит вбок, затем поворачивается к Приходову.
Приходов медленно поворачивает лицо к ней, отворачивается, выпрямляется, закидывает голову назад и смотрит вверх. Женщина так же медленно сгибается и обхватывает голову руками. Тишина. Свет угасает.
Горизонтальный луч света. Приходов и Женщина стоят (один ближе к краю сцены) лицом друг к другу в луче так, что освещены только наполовину: она сзади, он спереди. Окружающий их мрак абсолютно непроницаем - кажется, что невидимые части их тел вообще не существуют.
Женщина тоже отходит в сторону, но Приходова нет - свет устремляется в пустоту. Отступив, Женщина выходит из луча и тоже пропадает. Луч начинает наклоняться, упирается в пол. Пятно света ползёт за кулисы. Сцена погружается во мрак.
Картина третья
На несколько секунд на заднем плане мелькает фрагмент фильма братьев Люмьер. Шум вокзала, негромко звучит характерное для немых фильмов музыкальное сопровождение, которое стихает по мере нарастания освещения. Появляется Приходов с двумя большими саквояжами, одетый по-дорожному. На полу в середине сцены, ближе к залу - едва заметное пятно света. Приходов движется в глубине сцены, мало-помалу приближаясь к отмеченному месту.
Подходит совсем близко к пятну и задирает голову, слышится пронзительный звук оборвавшейся струны. Приходов прислушивается, оглядывается. На сцену падает унитаз. Приходов какое-то время смотрит на него, затем чувствует позыв и, не выпуская из рук поклажи, бросается лицом вперёд. Его мучительно тошнит. Проходит Женщина, даёт ему салфетку, забирает один саквояж и удаляется.
Приходов ёрзает на своём сидении, встаёт, смотрит в унитаз, откуда высовывается рука с зажигалкой. Приходов прикуривает.
Снова проходит Женщина, забирает второй саквояж.
Какое-то время задумчиво курит. Бросает бычок в унитаз. Берёт его под мышку и удаляется. Звучит финальная оптимистическая тема. Свет гаснет.
Акт второй
Картина первая
Луч прожектора выхватывает табуретку в правой части сцены. Какое-то время она просто стоит. Появляется Женщина с тазом, ставит его на табуретку и начинает что-то полоскать. Сцена начинает освещаться. Слева появляется Приходов, продолжая давно длящийся монолог.
Какое-то время они смотрят друг на друга в молчании, затем начинают встречное движение. Женщина на ходу отряхивает воду с рук. Приходов продолжает говорить.
Они сходятся в центре сцены.
Они расходятся в противоположные стороны - каждый туда, откуда пришёл, - и скрываются за кулисами. Всё это время Приходов говорит.
После того как он скрывается из вида, его голос стихает, слова нельзя разобрать. Потом голос начинает набирать силу и вскоре становится вполне внятным, но это уже голос Женщины. Она выходит на сцену с левой стороны, продолжая говорить. Справа появляется Приходов, подходит к тазу и продолжает полоскание.
Приходов некоторое время стоит с носком в руках, прикидывая, в чём разница. Затем, отчаявшись это выяснить, продолжает полоскание.
Приходов достаёт из таза бюстгальтер и вертит его в руках, видимо, пытаясь определить, где у него изнанка.
Приходов уступает ей место у таза, а сам начинает развешивать бельё.
Женщина вешает последний носок. Она и Приходов стоят над
тазом, как над купелью.
Пока он говорит, свет на сцене тускнеет, а сверху ударяет ослепительно яркий косой луч, направленный на табуретку и стоящих возле. Приходов и Женщина медленно поднимают головы и смотрят в сторону источника света. Он как будто не слепит их.
Свет моментально гаснет. Полная тьма.
Акт третий
Картина первая
Центр сцены освещается - там стоит уже знакомая табуретка, только теперь она переместилась дальше, в глубь сцены. Рядом, распластавшись в позе трупа, лежит Приходов. Появляется Женщина, идёт через сцену и садится. Приходов с видимым усилием приподнимается и кладёт голову ей на колени. Она гладит его по волосам.
Долгая тяжёлая пауза. Её наконец прерывает Приходов: вскакивает и начинает как одержимый быстро ходить взад вперёд по сцене, разворачиваясь всё ближе и ближе к кулисам, а после третьего или четвёртого круга - вне сцены. Женщина остаётся сидеть на заднем плане, который постепенно блекнет: освещение перемещается и концентрируется на Приходове.
В горячке монолога Приходов не замечает, как Женщина тихо удаляется со сцены походкой, похожей на траурное шествие.
С той же стороны, куда он только что ушёл, выходит Женщина и в подавленном состоянии бредёт по сцене. Пока она говорит, на заднем плане из-за кулис снова появляется Приходов, который с большим трудом тянет за собой что-то, по всей видимости, тяжёлое. Это небольшой чугунный якорь, чёрный и старый, как будто только что со дна морского: если присмотреться, можно заметить приставшие водоросли, что, впрочем, всё ещё затрудняется слабым освещением в глубине сцены.
На заднем плане Приходов, стоя рядом с табуреткой спиной к залу, пытается перебросить конец верёвки через невидимую для нас балку. Со второй или третьей попытки ему это удаётся: верёвка свисает, примерно два с половиной метра не доставая до пола. Приходов забирается на табурет и начинает ловить конец верёвки.
Приходов уже овладел концом и теперь тянет его вниз. Верёвка оказывается недостаточно длинной; Приходову нужно подтянуть её к себе, но мешает якорь: он слишком тяжёл и перевешивает Приходова. Едва Приходову ценой немыслимых усилий удаётся приподнять якорь, как тот неумолимо движется вниз, и приводит его в подвешенное состояние. После нескольких попыток у Приходова, видимо, возникает идея, и он скрывается за кулисами.
На заднем плане возникает Приходов. На голове у него средневековый шлем, украшенный рукой с растопыренными пальцами. Он уверенно берётся за верёвку - якорь ползёт вверх.
Приходов начинает сооружать петлю.
Проявляя чудеса ловкости, Приходов сделал петлю и теперь старается продеть в неё голову, что непросто: мешает шлем, якорь тянет вверх, к тому же в левой руке у него мыло.
Голова продета. Приходов опрокидывает табуретку и - повисает. Его тело содрогается. Якорь медленно опускается и соприкасается со сценой. Возникший стук заглушает звук упавшего мыла. Женщина, как бы очнувшись, с криком бросается к висящему, не зная, что делать, мечется вокруг. Начинает тянуть его за ноги, понимает, что это только сильнее затягивает петлю, пытается поднять якорь - разумеется, безуспешно, наконец, берёт Приходова за ноги и старается приподнять его: но это сложно, так как он висит достаточно высоко.
Свет начинает пульсировать. За сценой проносится шёпот. Свет стабилизируется. Появившись на переднем плане, по сцене неторопливо идёт Приходов. Остановившись, он смотрит на Женщину.
Приходов отвязывает противовес, и тело падает, придавив Женщину. Она кричит и судорожно выползает из-под него. Приходов поспешно ослабляет петлю, щупает пульс, начинает оказывать первую помощь: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Всё это - не снимая шлема. Женщина сидит на грани обморока, сжимая металлическую кисть.
Они поднимают тело и скрываются за кулисами. На сцене: верёвка, якорь, опрокинутая табуретка, мыло. Свет конвульсивно меркнет.
Картина вторая
Темнота. Слышно, как по сцене кто-то ходит, тихо переговариваются, что-то носят и переставляют. Голоса звучат громко и извне.
Тишина.
Акт четвёртый
Картина первая
Свет в правой части сцены. Приходов сидит на стуле, заложив ногу за ногу, в руке у него мундштук с сигаретой. На заднем плане висит перевёрнутый якорь. Под ним множество свечей, напоминающих о церкви (они загорелись в тот же момент, когда эта часть сцены осветилась). Через центр сцены проходит чёткий светораздел.
Сквозняк задувает свечи. Правая часть сцены погружается во мрак. В ту же секунду освещается левая половина - ветер как будто перекинул огонь на свечи, до этого стоящие в темноте. Женщина стоит со свечой в руке.
Идёт направо. При этом свет перемещается вместе с ней: слева направо. Это как и раньше отражается на горении свечей. В правой части сцены Приходова нет, зато в левой виден огонёк его сигареты.
Сцена освещается полностью. Свет неяркий. Все свечи горят, якорь слегка покачивается как бы от ветра. Приходов и Женщина стоят друг напротив друга: он с сигаретой, она - со свечой. Встречное движение. Освещение угасает, свечи на заднем плане - тоже. Свеча в руках Женщины ярко вспыхивает и тут же гаснет. Виден только огонёк сигареты Приходова. Он медленно плывёт вверх и исчезает. Темнота.
Картина вторая
В центре сцены загораются две свечи. Светлеет. Приходов и Женщина сидят за столиком. На столе - свечи, вино, бокалы, салфетки, фрукты. Приходов пристально смотрит на Женщину, которая смотрит в пустоту, держа в руке бокал с вином (вино красное, свет свечей затейливо играет в рубиновой жидкости).
Женщина слегка поворачивает голову, смотрит на Приходова, берёт яблоко, вертит в руке, рассматривает.
Женщина сидит не двигаясь. Приходов шумно дышит, опершись о стол, навалившись всей грудью.
Приходов хохочет как сумасшедший. Женщина поспешно встаёт, в смятении следит за ним. Приходов резко прекращает смеяться, внимательно смотрит на Женщину.
Свечи гаснут. Темнота.
Картина третья
Сверху загораются два мощных прожектора. Угол, который образуют лучи, примерно 60®, таким образом, на сцене - равнобедренный треугольник мрака. Приходов и Женщина сидят на массивных стульях с высокими спинками, передние ножки которых отмечают крайние точки отрезка, являющегося основанием треугольника. Оба сосредоточенно смотрят друг на друга, подавшись вперёд. Не двигаются.
Женщина появляется из темноты с длинной рапирой. Приходов откидывается на спинку. Она грациозно пригвождает его к стулу. Приходов улыбается. Треугольник расширяется и сливается с окружающей темнотой.
Крик длится. В это время сцена возвращается в исходное положение (начало третьего действия).
Звучит выстрел. Приходов подносит руку ко лбу и медленно сползает на пол. Свет гаснет.
Акт пятый
Картина первая
В центре сцены загораются две свечи (см. Акт 4, действие 2). Свет очень медленно набирает силу. На сцене что-то большое и угловатое, поначалу напоминающее стол. Наконец можно понять, что свечи горят в изголовье гроба. Гроб стоит перпендикулярно рампе и наклонён так, что можно видеть лежащего в нём Приходова. Лицо его неестественно бледно, руки сложены на груди, но не как у покойника, а как у человека, погружённого в глубокую задумчивость.
Из правой кулисы выходит Женщина. На ней подвенечное платье с длинным шлейфом, долгое время тянущимся из-за кулис. Наконец показывается край шлейфа, который несут пажи - два неясных
с и л у э т а мнутся возле самой кулисы. Женщина торжественным шагом движется через сцену и останавливается у гроба.
Приходов ловко высовывается из гроба и даёт ей шлепка. Женщина с кокетливым смехом убегает со сцены, оборвав шлейф. Можно различить, как два силуэта переглядываются, отпускают шлейф, который тут же уползает за сцену, и крадучись подходят к гробу, становясь по обе его стороны и оставаясь при этом едва различимыми.
Приходов поднимает голову и смотрит по сторонам. Силуэты замирают.
Они задувают свечи. Темнота. Слышны осторожные шаги, затем шум и звук упавшего тела, сопровождающийся возгласом: "Ах ты, чёрт!".
Шаги. Глухой стук. Сдавленный стон 1-го.
Скрип открывающейся двери. В глубине сцены - ярко освещённый проём. Оба силуэта скрываются в нём. Дверь закрывается. Тьма.
Картина вторая
На сцене темно. В том месте, где недавно был освещённый проём, теперь виден какой-то неясный отблеск. Становится светлее: это зеркало. Женщина стоит и смотрит в него, пытаясь заколоть волосы в тугой узел. Она в трауре. Движения её грациозны и неторопливы, говорит она тихо, но отчётливо.