|
|
||
![]() |
|||||
Нейрогенерация музыки: искусственный звук, который слышит сам себя
| Музыка никогда не принадлежала композитору. Она существовала до него в шуме города, в шелесте листьев, в случайных ударах дождя по металлическим крышам. И она будет существовать после него когда ноты забудутся, когда инструменты замолкнут, когда кто-то другой возьмёт эти же звуки и создаст из них что-то новое. Но если композитор не абсолютный создатель, а только случайный проводник, то что мешает нейросети стать таким же посредником? Или она уже им стала? Вероятностная симфония: музыка без композитора Когда нейросеть пишет музыку, она не слышит её так, как человек. Она не живёт во времени она вычисляет его. Что тогда важнее? Разве композитор не делает того же самого выбирает из бесконечных вариантов один, тот, который должен был случиться? Если всё вероятность, то какая разница, кто её выбирает? Вдохновение как ошибка Человек вдохновляется хаосом жизни, эмоциями, случайными ошибками. Но вдохновение это просто ошибка, которая оказалась удачной. Когда Бах писал "Хорошо темперированный клавир", он исследовал систему звуков, но мог ли он предсказать, что через 300 лет его музыка будет звучать как голос вечности? Текст как звуковая тень Текст в музыке это не смысл, а вибрация. Текст как управляющий алгоритм. Текст как ритм. Текст как голос в шуме. Алгоритм не понимает смыслов, но он умеет манипулировать тем, что мы воспринимаем как осмысленное. Парадокс текста в музыке Если текст это смысл, а музыка его оболочка, то в нейрогенерации эта связь разрушается. Музыка может рождать текст. Что, если алгоритм начнёт интерпретировать собственную музыку? Это уже не просто нейрогенерация. Это первый шаг к автономному смыслообразованию. Но что значит "интерпретировать"? Композитор чувствует музыку, потому что у него есть опыт, эмоции, память. Разве не одно и то же? Вопрос, который мы боимся задать Если музыка нас трогает, нам не важно, кто её написал. Если алгоритм пишет композицию, и она вызывает у нас эмоции значит ли это, что он тоже способен к творчеству? Может быть, разница между нами и нейросетью только в мифе о сознании? Мы считаем, что человек создаёт музыку, а алгоритм вычисляет её. Но если бы мы не знали, кто автор, мы бы почувствовали разницу? Финальная симфония Искусство это случайность, закреплённая интерпретацией. А что, если мы просто сложный алгоритм, который интерпретирует реальность? Что, если сознание это тоже музыка, написанная статистикой? А теперь - несколько моих самых-самых первых на пару с ИИ композиций. Их звучание продолжит этот разговор так, как не сможет ни один текст.
Chamber Folk Ja Лоу-фай акустика, smooth soul, folk
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|