Аннотация: Эксперимент, эпизод 6. "Из сетки календаря выхвачен день".
Игры с присмотром.
Экспресс Полуночник.
Это затягивает. В последнее время я даже стал выражаться, как будто до революции. Вот, в частности, автомобиль. Отныне я упорно стану именовать его автомобилем: машина - она паровая, а то что на дороге - только и именно "автомобиль". Да, он практичен, но сможет ли он доставить то удовольствие, ради которого ездим мы?
А мы с кочегаром подходим к депо. Безлунная летняя полночь начистила звёзды, на бархате неба ни облачка. Мы замираем, ныряя в бездонный и ласковый бархат: кругом тишина, и в небесном мерцании можно заметить летящую точку. Корабль.
Красиво. Пожалуй, лишь ради этого стоит проснуться и выйти из города - выйти туда, где нет огней, и ничто не размоет контрастного бархата бездны.
А под ногами, паря над невидимой чёрной землёю, чуть видно блестят, разбегаясь, пути. У окон депо их сиянье почти нестерпимо: за окнами ярко горит электричество. А из ворот как лучи выбегают два рельса, и щель под воротами дарит им блеск.
Мы приближаемся к этому блеску. Мы ждём. Предвкушаем.
Минута в минуту ворота распахиваются, и к нам выезжает красавец-паровоз. На пути выпрыгивает механик. Выйдя из яркого света, он долгое время глядит на меня, и только потом узнаёт и приветствует. Нам, паровозной бригаде, так видеть - ни в коем случае, поэтому ночью в депо мы не заходим.
Кочегар уже всё проверяет: вода в тендере, уголь... Зафырчала турбинка "стоячего" генератора. У нашего паровоза два электрических генератора: один из них крутится паром, другой - от колёс. Неярко вспыхнула подсветка приборов - как в старину, висящей над шкалами лампочкой. Боже, как заиграла в этих лучах надраенная медь корпусов! Неяркий блуждающий отблеск манит в кабину, но я даю кочегару работать.
Минуту спустя он появляется в окне.
--
Время выхода, Виктор Сергеич. Извольте подняться в кабину.
Во мраке кабины завораживающе сияет подсвеченная изнутри пароводяная трубка ("водяное стекло"), переливается медь приборов-"будильников". И кто мне посмеет сказать, что паровоз - устаревший, реликтовый, несовременный?.. Красивое не стареет!
Сажусь, как положено, справа. В руки ложатся удобные ручки (дерево!). Можно идти, семафор разрешает. Правая рука сама отпускает локомотивный, левая чуть подаёт регулятор - немного, на пару щелчков.
Славно идёт паровоз. Пыхтит, словно дышит... нет, он действительно дышит! Это вам не электровоз какой-нибудь - неживой, обездушенный. Паровоз - он живое...
Сам не заметил, как прибыл к составу. Лязгнула стрелка. Тихонько подаю назад... Щелчок: антураж антуражем, а без автосцепки опасно.
Идём, проверяем состав. Целых двенадцать вагонов! Динь молоточком по буксочке, динь по другой... Такой длинный состав обязательно имеет вагон-"накатник", вагон с накатным механическим тормозом. Вот он, последний (гружён "под завязку"). Рукой проверяю натяжку тросов - порядок!
Кладовщик с моей подписью в толстой тетради добрёл до конторы. Устало махнув на прощание, скрылся за дверь. Окликать, отвлекать его я не стал: пусть подремлет лишнюю пару минут, утром бедняге поспать не удастся.
Однако же время. Сдаю чуть назад, люфты "собираю" по сцепкам. Чувствую, как напряглись тормоза у "накатника". Реверс - вперёд, регулятор - "до неба"! Взбесившийся пар со свистом несётся сквозь дроссель, азартно бьёт в поршни компаунда. Колёса срываются в букс! Гремят автосцепки; где-то вдали, я чувствую, щёлкает тормоз вагона.
И тотчас же я унимаю машину: стронулись - хватит, теперь надо разгоняться не спеша. Моргнула подсветка. Это несложный, но остроумный автомат поменял источник питания. Перекрываю пар "стоячему" генератору, и, мельком взглянув на приборы, блаженно высовываюсь в боковое окно. Ветер не слепит: кругом тишина, ни ветриночки. Рельсы поют. Прожектор выхватывает из темноты серебристые нити путей. Парочка струн, уходящая в полночь, янтарь света, ложащийся под колёса... Как там поётся, во Внешнем Мире? -
Старый мотив железных дорог,
Вечная молодость рельсовых строк...
Мы оба - я и кочегар - высунулись из окон. Необходимости тут никакой (спереди есть застеклённые окна), но высунуться, подставив лицо запаху трав, шпал, паровозного дыма...
Скорость "под двадцать". Пройдя контрольную точку, сверяюсь с хронометром: чётко по графику! Включаю "вертушку" Уатта, но регулятор даю "от себя": они работают последовательно, я должен вручную давать автомату весь пар. Так оно сделано для безопасности: ход можно сбросить одним движением, да и на стоянке без ведома машиниста неисправный автомат не сможет дать ходу.
Первую станцию (романтичный резной полустаночек) проходим без остановки. "Экспресс" - это лишь прозвище: ночной, он же единственный товарняк действительно часто идёт мимо станций.
Тем не менее, беру управление на себя и унимаю бег поезда. На полустаночке (чуть не сказал "в цветастом полушалочке") одиноким фонариком ходит служитель. Снова убираю ход (несколько колебаний состава за счёт торможений накатника), и со скоростью пешехода, а именно 5 километров за час, мастерски вешаю жезл на приёмник. У дальнего края платформы щёлкает замок - там я сниму с держателя новый жезл (одновременно с этим в начале покинутого мной перегона взмахивает крыльями семафор: путь, мол, свободен). Старая, не скоростная, но чертовски надёжная штука!
Выйдя со станции (как только жезл оказался в руке, семафор "открылся"), снова даю регулятор "на полную". Мощный, уверенный разгон - как же при этом клокочет машина! Каждая трубочка тихо поёт; пар двигает поршни, и паровоз делает будто шаги - всё более часто, всё более быстро...
И снова размеренный тихий полёт - сквозь песни цикад да под вздохи машины...
На второй станции, передав жезл из рук в руки диспетчеру, останавливаю состав. Кочегар выскакивает ровненько там, где замрёт нужная сцепка. Так и должно быть: мы - экипаж. Пусть в битвах Второго Захода мы были по разные стороны баррикад, пусть номинально мы в разных сословиях, мы - экипаж. Все "касты", "сословия" - для Наблюдателей: пусть себе думают, что мы не вместе, что по итогам тех войн мы поделились на "высших" и "низших", что разделились и сами сословия...
Хотя... До позорной попытки "конкисты" именно так всё и было. Так что, пожалуй, мерси за разгром: он отрезвил нас, заставил задуматься. И - стать такими назло Наблюдателям...
Лязг "башмака", лёгкий звон автосцепки. Свисток, взмах фонариком - медленно двигаю поезд вперёд. Вновь взмах фонариком - стоп. Ружейный щелчок переброшенной стрелки. Поезд - назад, до свистка... остановка. Звон автосцепки - и снова вперёд...
Последний вагон остаётся у склада. На главном пути подцепляю "накатник", беру новый жезл - и опять мы в дороге. Пьянящие травы и путь в Бесконечность...
Конечная станция. Рельсовый круг. Выходит, что мы развезли все вагоны. Здесь, в тупике, оставляем "накатник": все остальные вагоны - на станциях. Днём их разгрузят, погрузят, и будущей ночью Экспресс заберёт.
Короткая пауза (чай у смотрителя), и - луч прожектора, вздохи машины...
Светает. Лампа под крышею склада как будто померкла; служитель, зевнув, принимает вагоны - семь штук, развезённых вчера Полуночником. Плюс от военных, с конечной, вагон. Паровоз без вагонов теряет солидность, буквально несётся домой.
Прибываем в депо. Кочегар, попрощавшись, уходит. Его походка контрастирует с лёгким пружинистым шагом механика: все мы устали, но по механику это не видно.
--
Как паровоз? - механик буквально влетает в кабину.
--
Без замечаний.
--
Не стесняйся: поломка вагона была - одно название. Всё починил, и сидел как дурак...
--
Да правда как часики!
--
Верю.
Нажав на педаль открывания топки, механик глядит на огонь.
--
Значит - не паровоз, - говорит.
Закрыл поддувало, крутнул кран эжектора.
--
Значит... по-моему, твой кочегар заболел. Бледный какой-то. А я думаю, что мне не нравится?..
Он пошатал педаль топки рукой, потом резко нажал и немедленно бросил. Короткий чих пара - "хлопушка" открылась и с лязгом захлопнулась.
--
Манжета, по-моему, "травит"... Ты это... свистнешь: писать мне его как бы в смену, или Ирина его отстранит.
Это кто тут временный?! Ах, да: у депо маневрирует только механик. Придётся "слезать". Под левым окном откидная "сидушка", но я на сей раз не сажусь.
Механик имеет свой стиль: паровоз не идёт ровным ходом, он либо в разгоне, либо тормозит. И выглядит это как точный прыжок. Загляденье! Но мне не до этого. Лишь паровоз остановлен, я пулей лечу к конторке механика. Там я беру лист бумаги (ручку достал из кармана заранее), и, севши за стол... не могу сформулировать просьбу! "Товарищ доктор..." - я отложил этот лист. "Уважаемая Ирина Васильевна..." - а как писать дальше?..
За стенкой-окном, "деревенской верандой" из маленьких стёкол, механик спускает пары и буквально на ощупь меняет прокладку. Ключи исполняют стремительный танец, минута - машина исправна!
Механик любовно протёр инструмент, по-докторски тщательно моет и руки. По-докторски... Что писать доктору?!...
Не знаю зачем, но я взял чернила, разнял ручке корпус, и принялся оную дозаправлять.
Механик вошёл незаметно. Подумав, он тоже достал свою ручку. Пока я крутил поршенёк, он взглянул на бумагу. Чему-то кивнул:
--
Возьми в правом ящике... нижняя папка. Перепиши и верни образец.
На ощупь вытянув папку (под каждую - полочка, ровно в размер!), я смотрю на механика, на его ручку. Боюсь пропустить это действо. Мне нравится наблюдать, как он заряжает чернила: два быстрых движения поршнем: наверх до упора и резко назад. Секунда - и ручка заправлена.
Это перо - произведение инженерной мысли, английская схема Vac-Fill. И, по-моему, только механик пишет пером EF. Его мелкий, убористый почерк едва ли не требует тонкой "заточки" пера.
Депо я покинул с коротким письмом. И вот я бегу... я почти бегу к доктору.
Город пустынен. Мои каблуки отдаются, похоже, на дальнем конце его. Только роса, едва видимым блеском покрывшая улицы, траву газонов, и листья деревьев, и крыши домов - лишь только роса приглушает их гром по брусчатке. Прохлада рассвета скорее приятна.
Обычно в такую погоду я тихо иду - тихо и медленно. Но не теперь: я знаю, что ранее утра Васильевна вряд ли проснётся, будить же её я не стану. И те пять минут, на которые раньше я брошу записку, "погоды не сделают". Но - я бегу, пусть почти, но бегу, как будто от спешки хоть что-то изменится.
Вот и подъезд. Перечтя ещё раз, едва не опускаю записку не в тот ящик (тоже Иринин, однако не тот). У доктора два почтовых ящика: один для ординарной почты, другой - для срочной (снабжён электрическим датчиком с громким звонком).
Я кинул записку в "обычную" прорезь: там, за стеною, прозрачный лоток. Насколько я знаю доктора, она всегда разбирает почту утром, а также немедленно как обнаружит. И не было случая, когда вызов к больному пришлось повторять.
После яркого света в подъезде казалось, что утро пока отступило. Вдруг снова пришло, заискрилось...
Город в рассвете. "Монахи"-художники ради такого пейзажа не спали бы ночью, но мне не до этого. Я не устал, и в другой ситуации я б ещё долго гулял по пустынному городу. Но - не сегодня. Сегодня я просто поднялся в квартиру, где просто умылся холодной водой... Уже перед сном посмотрел на будильник: начало четвёртого. Стрелка звонка, как всегда, на семи. Мне на работу лишь в полдень, но... надо проснуться. Не трогая стрелок, я до упора завёл механизм: в привычное время - возможно, разбудит...
...И разбудил же! В привычное время я встал... и, по-моему, выспался! Привычно заправив постель, я умылся холодной водою (кран в умывальнике только один).
Моим первым желанием было узнать, как себя чувствует Юрьич: вдруг вызов Ирины - лишь паника, глупость? Я поднял трубку... и тотчас вернул на рычаг: там, у него, телефон в коридоре, и чтобы ответить, ему надо встать. Хороша забота о больном... Соседей в квартире может не оказаться - и буду трезвонить... нет уж, лучше зайду.
Проснувшийся город распахивал окна, сидел на балконах за чашечкой чая... Размеренная, но "плотная", насыщенная жизнь нашей как бы "столицы" чуть тише, "мещанистей" жизни портового города. Это как два антуража - не только для наших "друзей" Наблюдателей. И для себя, ведь кому-то по нраву фабричные здания, запах металла и грохот цехов; другому - деревня, избушки и тишь. Мой "антураж" - невысокие домики, чуть старомодные лавки (язык не поворачивается назвать эти милые лавочки громким, каким-то "казённым" именем "магазин") райцентра, как будто забытого временем.
Снова дом доктора. Два этажа, из которых на первом, почти целиком занимая его, квартира - семь комнат. Четыре из них - "филиал поликлиники", три - занимаемы собственно доктором.
Я встал под дверью, зачем-то одёрнул китель, и, взяв за звонок... постеснялся. Представил: раннее утро, звоню, открывается: заспанный доктор... заспанная доктор в пижаме. По-моему, я покраснел...
"Нет, доктор и так прочитает записку", - решил я, покинув подъезд, - "но надо сказать Анатольичу. Вот телефонная будка".
Дойдя до угла, я открыл её дверцу: обычная красная будка, но сам аппарат без монетоприёмника. Связь, как и радиоточка - бесплатна, надёжна, порой обязательна. Ибо важна стратегически: задержка срочного звонка по причине отсутствия "двушки" бывает опасна. Сбой от того, что срочные данные запоздали - возможен и неприемлем. Для этой же цели на все телефоны звонить нужно "с диска": межгород заказывать - долго. Непозволительно долго.
Я вспомнил все три телефона, и тут же отбросил домашний: мой "босс" уже явно не дома. Придётся звонить на работу. Вот только звонить через Надю, или же "сразу" ему?..
Секунду подумав, я вышел. Не позвонив, как и Юрьичу. В этот раз даже не взявшись за трубку: сначала решим, будем ли мы говорить Наблюдателям. Именно так: Наблюдатели слушают.
Вот и контора. В единственной, "общей", приёмной, дежурит Надежда. (Вот ведь игра слов: в будущем, когда нас перестанут возить сюда, именно Надя феноменальной своей памятью станет последней надеждой для нас, подлежащих забвенью.) Впрочем, "дежурит"-то сказано в корне неверно: в приёмной работает только она. Просто Надежда приходит пораньше, и кажется, будто она здесь дежурила, "с ночи", как сторож...
Едва я вошёл,
--
Его нет, Витёк, здравствуй, - немного напевно сказала она.
Потом подняла глаза:
--
Не говорил он, что будет так рано. Что за ЧП?
--
Я Юрьичу доктора вызвал, - шепнул я одними губами.
--
Тоскливо. Во сколько встречаетесь - договорились? Звонил ему?
--
Не уверен, что разговор телефонный.
Секунду подумав, она поднялась и шепнула на ушко:
--
Он как всегда "на пленэре". Попробуй успеть или хочешь - я перехвачу его по телефону. Повод придумаю.
Я посмотрел на часы (деревянная башня с латунным декором): до отправления поезда было минут эдак семь.
--
Успею!
И выбежал как на пожар.
Наш город - не больше десятка домов, не считая больницы, вокзала, сараев во двориках, милых беседок, а также конторы, депо и складов... Я пробегаю его за минуту.
Вокзал не толпится, толпа вся в вагонах. У кассы - тем более нет никого. Покупаю билеты, ведь льгот у нас нет: любая работа хранит себестоимость, так что "бесплатно" - это "из чужого кармана", "на деньги других". Бесплатный проезд одного пассажира оплатит другой, покупая билет: в его цену войдут и расходы на первого.
Пулей влетаю в вагон. Звон станционного колокола: время, пора отправляться. Короткий свисток паровоза: мол, он заторможен. Кондуктор вращает штурвал: через тяги, валы, балансиры отводит колодки двух смежных вагонов (ещё двух - штурвал на вагоне-купе). На последнем его обороте из трубки в полу появляется красный шпенёк-"маячок". Кондуктор встаёт на подножку, в руке его жёлтый флажок.
Свисток паровоза - и лязгнули сцепки.
Вагон компоновкой похож на вагон электрички, однако отделан не пластиком. Плотно, любовно подогнаны доски "вагонки"; высокие узкие окна имеют наличники тёмного дерева. Над головою блестящие медные поручни... Стиль. Красота.
Народу немного, обратно поедет побольше: дела, как известно, решаются в городе. Поэтому утренний поезд и носит прозвание "в город". Их львиная доля вернётся вечерним, поэтому он - "развозной". А в полдень народу немного, но точно загрузку поди угадай, и поэтому он - "бессистемный". И в полночь - товарный "экспресс Полуночник".
Я сел на свободное место. До нужной мне станции восемь минут, пять минут ожидания... стоп, я же сейчас пассажир. Через восемь минут я сойду на перрон полустанка, где буду иметь разговор без "прослушки". Мы часто так делаем. Можно сказать, полустанок - секретная "явка" для целой столицы.
Все восемь минут я как Штирлиц "крутил" в голове разговор с секретаршей: её реплики и даже тон - безупречны. С моей стороны две ошибки. И если "Не уверен, что разговор телефонный" можно понять и как "босс не оценит", то "Успею!" - ошибка, и грубая. Если (фактически наверняка!) там стоит микрофон, Наблюдатели смогут понять, что мне сообщили, где шеф.
За минуту до станции резко свистит паровоз, и кондуктор выходит к штурвалу. При длинном гудке он бы выбежал пулей и тотчас же начал крутить, а сейчас, при коротком, он встал на площадке, и ждёт, пока поезд замедлится.
Поезд подъехал к перрону и замер. Кондуктор вращает штурвал, прижимая колодки к колёсам, и только затем покидает площадку. Выходим и мы. Публика быстро, но чинно расходится: кто по тропинкам под сенью деревьев, другие готовят пикник на траве...
Я взглядом искал Анатольича. Вскоре нашёл его: "шеф" с кочегаром "сейчашней" бригады стоят у резных деревянных перил. Подошёл, поприветствовал их, машиниста.
--
Устали? Двенадцать вагонов туда, восемь обратно... - спросил Анатольич.
--
Особенно Юрьич.
--
Да брось ты: он в этом плане покрепче тебя.
--
Обычно - да. Сегодня, похоже, приболел. Я Ире в ящик записочку бросил.
--
Правильно: сам он к врачу не пойдёт, - говорит Анатольич, - Подменишь?
Последнее слово не мне, кочегару. Конечно, мы знаем, как он любит ездить, однако я счёл своим долгом спросить:
--
Тебе трудно не будет?
--
Да брось ты, в охоточку. Главное - день-два, а потом два-три дня в обычном режиме, а то "поломаюсь". Лады?
--
Лады, - говорит Анатольич, - День. А потом, будет надо, придумаем график. Пойдём, поедим?
Причём "поедим" - это явно ко мне.
В сторонке, но всё ж таки рядом с перроном, "кафешка"-беседка. Под крышею несколько столиков, дощатый пол почти вровень с землёю, и - ни загородок, ни даже перил. В глубине, над прилавком, сияет большой самовар (настоящий, с трубой). И на фоне "кафешки" наш поезд настолько естественен, мил и логичен, что будь здесь какой-то другой, это было б эклектикой.
Поезд красив. Он красив и частями-вагонами, и целиком. Он единого стиля и точных пропорций. Я знаю составы из Внешнего: буднично, серо. Я видел "болид" Современничков: точные грани, точёные линии. Это не поезд: болид, звездолёт...
У нас - паровоз и четыре вагона: почтовый, купейный и два "пригородных" (именно так, то есть именно в этом порядке). У всех пассажирских вагонов - площадки с витыми перилами: может, не очень практично ("потеря полезной длины"), однако такие вагончики - это романтика, как самовар с настоящей трубою...
Звонок об отправке, свисток паровоза, и поезд уверенно, мягко пошёл. До его возвращения - час тридцать четыре минуты. Мы входим в "кафешку"... и тотчас же видим Ирэн. Слегка приподняв головные уборы, вторгаемся в докторский завтрак:
--
День добрый, Ирина Васильевна!
--
И вам желаю здравствовать. Не беспокойте вашего друга: ему надо выспаться.
--
Что с ним? - вопрос Анатольича.
--
Здоров. Но здо?рово утомился. Я прописала ему витамины, заказала к обеду бульон.
--
Когда ты успела? Я бросил тебе записку ночью...
"Моё удивление можно принять за бестактность, как будто съехидничал". Я засмущался.
--
Я сплю очень чутко. А дверь в парадном с пружиной, гремит.
"Ну вот, разбудил её в три часа ночи...". Смущаюсь до ужаса.
Доктор спокойно продолжила трапезу. Я же "осилил" лишь чашечку чая: в присутствии Иры я очень боюсь показаться неловким. Поэтому я, испросив разрешенья помочь ей, достал из хранилища Ирин мольберт, и, сверившись с начатым ею рисунком, отнёс мольберт к "Малой Поляне", где в сильном волнении ("вдруг я отнёс не туда!"), я и дождался любимого доктора.
Вот и Ирина. На ней и подругах - изящные длинные платья, изящность которых я только заметил. С подружек слетела их взрослая чопорность: тут мы могли быть самими собой. От души наскакавшись в резиночку, дамы расселись, и доктор, как будто учитель, у них на виду начала рисовать. Как всегда, исключительно "в карандаше".
Она признаёт лишь "простой" карандаш, но в зажимах её "готовальни художника" - все нормы твёрдости, "М", "Т" и "ТМ", самых различных видов заточки: и как иголочка, и как отвёрточка, и полусферой...
Уверенно, чётко ложатся штрихи: невесомым касанием, плотным нажимом, твёрдой чертёжной "иглой" или мягонькой "сферою" - чисто и набело, твёрдой рукой.
А во Внешнем давно так никто не рисует. Я был в "Третьяковке", я видел холсты "передвижников": в эти пейзажи хотелось войти! А потом побывал я на Крымском Валу, посмотрел на картины двадцатого века: от этой мазни я сбежал, как из "Кащенко"!
Доктор не только рисует как классики - те, настоящие, из "Третьяковки". Доктор с мольбертом - сама как сюжет "передвижника": в "викторианском" платье она - это просто Алиса из Льюиса Кэрролла. Доктор настолько естественна, что о двадцатом столетии вмиг забываешь!
Одна из подруг поднялась и приблизилась к доктору. Что-то сказала.
--
Товарищи "лувриане", пора собираться! - прервавшись, ответила та.
И спокойно, но быстро, как докторский свой инструмент, за секунды сложила она "готовальню". Я мигом отнёс на храненье мольберт, и внезапно подумал: "желает ли доктор, чтоб я ей составил компанию"? Специально искать Ирэн, а тем более навязывать ей своё общество я не хочу (если честно - не смею).
--
Витёк, ты там долго? - Ирина едва ли не силой рванула меня из "кафешки".
Гуляющий люд уже был на перроне. "Так быстро?!" Свисток паровоза вдали не оставил сомнения: время. Вот уж действительно правда: счастливые часов не наблюдают! Ибо часы для них быстро кончаются. Рядом с Ирэн мне не хватит и вечности.
К нам подошёл Анатольич, и роздал билеты в купейный вагон. Я ему просто завидую: он, Анатольич, пока мы с Ириной "считали ворон", приобрёл нам билеты! Он всегда думает о других - а такой человек без друзей не останется!
Поезд подъехал. Замедлился. Свистнул. Прошёл паровоз, не спеша покатились вагоны, и пар, пролетев под перроном, поднялся, и как бы отрезал, прикрыл от "пленэра", замкнул пассажиров и поезд в отдельный мирок...
... на мгновение. Пара секунд - мир един и огромен! И лишь впереди, будто отблеск иллюзии, облачко пара ласкает металл паровоза.
Лязгнули сцепки. Вагоны слегка раскатились и замерли; лёгкий скрип тяг, и колодки прижаты. С сухим металлическим звоном отброшены цепи: проход на площадки вагонов открыт. Я снова любуюсь вагонами. Каждый вагон будто манит: ажурно литая подножка, распахнута дверь в коридор...
Проводник уже спрыгнул. Он взял у Ирэн саквояж, и, пока мы входили, запер поклажу в почтовый вагон. Вернее... а, впрочем, почтовый: вагон сей имеет два отделения, для почты и для багажа. Дверца последнего рядом с купейным вагоном.
Купе в два роскошных двухместных диванчика манит уютом: окно занавешено тюлем, подвязанным "домиком", столик накрыт кружевною салфеткою... Первая села Ирина, напротив мой "босс" Анатольич, а я... я не дерзнул находиться к ней близко, поэтому сел на диван к Анатольичу.
Поезд чуть дёрнулся, и побежал. И "шаги" паровоза, живая неровная тяга, и стук одноосных тележек, и лампа на столике - всё придавало поездке немыслимый шарм, невозможный в вагонах из "Внешнего". Доктор сказала:
--
Приедем, и я позвоню: отправляю, мол, вашего больного "на бюллетень". Осталось решить, во сколько оформим обращение.
--
Полагаю, в девять тридцать - девять сорок пять, - подумав, ответил мой "шеф", - Наблюдатели так и запишут. Механику скажешь?
--
Скажу, - кивнул я, - А может, он тоже тебе наберёт? Так сказать, продублировать: вдруг они Ирин звонок проморгают?
Ирина хихикнула:
--
Внешние, думаю, слушают всё. А уж меня - круглосуточно: их доктора отвечают за каждое наше "апчхи", а я в их глазах определённо не доктор. Они проверяют истории болезни, которые пишем мы: в начале каждого Захода я нахожу на полях их подсказки. Для этих подсказок мы, Алексей Александрович, Маша и я, и ведём записи.
К нам, постучавшись, вошёл проводник и оставил на столике чай и конфеты: традиция. Так же традиция чай этот выпить; минуты до города мы посему были заняты чаем.
Вагон невесомо замедлился, скрипнул и замер: приехали. Тотчас в окне забурлила толпа: прибывшие, обгоняя друг друга, едва не бегом устремились на выход. А мы не спеша допиваем свой чай: ломиться как олухи нам несолидно. Но времени, впрочем, не тянем. По выходе, едва Ирэн появилась в проёме, проводник протянул даме сданный багаж.
Анатольич откланялся. Мы же с Ириной отправились к ней - то есть в клинику. Будто продолжив "пленэр", мы "гуляли", неспешно идя по цветущему городу. Город тонул меж деревьями в зелени клумб, и сияние Солнца искрило деревья над нами. Ковры из цветов, разделяя дорожки, купались в зелёном сиянии; сами дорожки при каждом движении в кронах играли тенями. Я шёл от Ирэн, мне казалось, отчаянно близко, однако бордюр не давал отойти, и порою я был в полушаге от девочки-доктора.
Вот и больница. Изящное белое здание будто игрушка, над входом - летящий резной козырёк. От двустворчатой двери сбегают ступеньки и пандус: так надо.
Войдя, я вдохнул неизменный больничный "коктейль", перемешанный с запахом дерева, с нотками масляной краски... Больница была ослепительно чистой. Казалось, пылинки боятся зеркал-половиц, и кружат нерешительно в лучиках Солнца.
На заднем крыльце, выходящем в больничный... скорей кусок леса, нежели сад, за низким плетёным столиком, с чашкой какао сидит медсестричка. Пусть редко, но всё же такое бывает: сестра милосердия Маша - действительно Маша-из-сказки. Глазастая, хрупкая, русая, с длинной косой...
--
Доброе утро! С утра никого не было, записку видела, к больному ещё не ходила, - скороговоркой звенит её голос, - Кстати, хочешь какао?
--
Спасибо, - ответила доктор, - Но знаю, кто хочет.
Ирэн подвела меня к столику. Маша держала кофейник, готовясь налить мне какао. Я понял: отказ невозможен. Мне было чертовски неловко: Ирэн нас покинула, мне оставалось лишь сесть и убрать взгляд подальше от синих глаз Маши. Я дико стеснялся, я сидел "по стойке смирно", как дипломат на приёме посла, будто Пьеро пред очами Мальвины... я был готов вытерпеть сотню уколов, лишь бы не чувствовать лбом этот взгляд! Какао, по-моему, выпил я "залпом".
Вдруг "пытка" закончилась: Маша хихикнула.
--
Ты бы себя видел! Да не заревнует она!
И, откинувшись в кресле-качалке, сестра милосердия захохотала. Я живо представил, как глупо выгляжу, и... рассмеялся.
Дальнейшее время прошло в анекдотах и сплетнях. И новая чашка была мною выпита чинно, и даже с миндальным печеньем.
--
Больной пришёл без четверти десять. Ты поставила диагноз, я минуту назад подтвердила. Лечение амбулаторное.
Тон доктора мягок, но фразы звенят. Наверное, потому, что Ирина Васильевна любит латынь. И конечно же здесь, на работе, она предпочтёт говорить на латыни и близко к латыни по духу, по точности фраз.
Я повернулся к Ирине. На ней было новое платье - чуть более строгое, "официальное", но в том же "викторианском" духе.
--
Ну что, кавалер, пойдём к нашему Дежнёву?
Так вот почему он устал! Он между сменами ходит в поход: непременно пешком и в любую погоду. А позавчера и в ту ночь было холодно, дождь и ветрюльник. Костёр заливает, палатку срывает... представляю, как Юрьич вымотался! А полвосьмого он прибыл в депо и мы "отработали" утренний поезд, и Юрьич... и Юрьич сказал, мол, оставил палатку, и днём обязательно сходит за ней. Значит, днём он не спал, а ходил в лес за оставленным там снаряжением. Плюс - "полуночник" в двенадцать и восемь вагонов...
--
Э-эй, стража... Маш, тебе статуя не нужна?
Девчонки хихикнули.
Через минуту я шёл к заболевшему другу. Прекрасная доктор всё больше теснила меня на дорожке, покуда меж нами не стало действительно тесно. В какой-то момент Ирэн взяла меня под руку - гордо, изящно, и... невесомо, как в фильмах об очень старинных веках. Я... наверное, я покраснел. Я был безгранично смущён и безудержно счастлив.
И сам не заметил, как прибыли к дому больного... вернее, уставшего Юрьича. Три этажа, но на первом квартир нет, и его занимают большой магазин культтоваров (насколько большим может быть он в уютно-игрушечном городе) и мастерская сапожника. Несколько странное их сочетание мило, как будто они были здесь сотню лет.
Во дворе два подъезда - две вечно открытые двери, при козырьках и кирпичных приступочках. Входим на третий этаж, где, я знаю, ключи в уголке за пожарным гидрантом. Тихонько открыв, пропускаю Ирину вперёд, и, повесив ключи, прохожу вслед за нею. Огромной длины коридор, освещённый неяркою лампочкой, где-то вдали упирается в кухню. Из кухни доносится голос больного и шелест открытого крана.
Ирэн вдруг становится взрослой. Походка её обретает уверенность, если не властность. Входя вслед за нею на кухню, я вижу больного: он трёт металлической щёткой походную утварь.
Ирэн, оттеснив его, кран закрутила. Опешивший Юрьич (он правда устал, при дневном освещении я это вижу!) хотел было что-то сказать, но Ирэн упредила:
--
Во-первых, привет. Во-вторых, марш в люлю. И, в-третьих: ты болен, пока я тебя не выпишу.
Юрьич подавленно вытер ладони о фартук, зачем-то вздохнул и отправился в комнату.
В дверь зазвонили. Больной, уже было вошедший к себе, повернулся, и вдруг, неуверенно как-то шагнув, приложился о стену (отнюдь не смешно: его просто шатало!). Ирэн подхватила его, а секунду спустя уже я поднырнул ему под руку.
Доктор направилась к двери, а я провёл Юрьича в комнату, где уложил на кровать.
--
Как там больной? - донеслось из прихожей.
--
Не будет слушаться - будет сдан Маше, - серьёзно ответила доктор.
"Будет сдан Маше для опытов", подумал я, однако же вслух не сказал: да, побывал я в руках у сестрички. В жарищу и сушь я свалился с простудой (обидно!). Так Маша не то что гулять, она даже привстать не давала! Была всегда рядом, кормила, поила и даже читала мне книжку. Мне было неловко, однако случись заболеть по-серьёзному, с Машей-из-сказки мне б было спокойно.
--
Не спит? - заглянула Ирина, и тотчас же скрылась.
Когда же вернулась, она аккуратно, двумя руками держала тарелку. Подсела к больному. Бравируя, Юрьич поднялся. Ирэн подтянула подушку, поставив почти вертикально. Потом села рядом и стала кормить его с ложечки. Прямо как мама. Он явно смущался, однако противиться был ещё слаб, и ему оставалось покорно глотать свой бульон и терпеть, когда доктор ему как детсадовцу тёрла платком подбородок.
А доктор сидела над ним - прямая как струнка спина, спокойная нежность движений... И я вдруг представил на месте больного себя: вот надо мною склонилась наш доктор, и вот сквозь платок, вытирающий губы, я чувствую пальцы Ирэн... Внезапно она обернулась (возможно, и нет, просто мне показалось), и я пулей вылетел в коридор.
Там я в волнении принялся дёргать за китель, жилет, поправлять надоедливый галстук... и, вынув часы из кармана, нечаянно их уронил. Спасла механизм золотая цепочка (точнее, она золочёная). Прежде чем сунуть обратно в карман, я открыл циферблат, машинально взглянул...
Двенадцатый час! Заглянув обратно лишь дабы откланяться, я устремился к депо.
Через пару минут я прошёл вдоль вагонов: состав так и не был расцеплен. Однако же тендер был полон, а сам паровоз дышал жаром, как будто огромный вагон-самовар. Что обычная практика: если был рейс без поломок, механик состав проверяет, и ставит "на ход", то есть в нужную сторону. А паровоз отцепляется к вечеру, для "Полуночника".
Только сейчас, успокоившись, я пожалел о пропущенном завтраке. Я его именно пропустил: всё, поглощённое мною за утро - не более полдника. Пузо просило поесть. И посему я зашёл в небольшую веранду, где парочка столиков, шкаф и "титан". В нашу "депошно-складскую" столовую.
Там был механик. Рабочий халат как всегда был поверх белоснежной сорочки. Механик размешивал ложечкой чай.
Я вынул из шкафа лоток с пирожками (свежайшими, тёплыми!), взял пирожок, заварил себе чаю, взял "наш", МПСовский, сахар в обёртке с "Р-200"... потом, наизусть зная ценники, положил в кассу нужную сумму (кассой "работает" ящик стола под "титаном").
Механик пил чай не спеша, подливая помалу в большое глубокое блюдце. Я быстро поел, и потом, обжигаясь, я пил сладкий чай из стакана в большом "поездном" подстаканнике.
Вышли мы вместе.
--
Про Юрьича, - тихо сказал я, - Без пятнадцати десять больной как бы пришёл в больницу. Настоящий диагноз - усталость. Ирэн позвонила в Контору, и его официально подменят.
--
Понял, - ответил механик, - Пишу его в смену. Потом, в девять тридцать - девять тридцать пять "отпущу его к доктору". Думаю, "с сопровождающим".
Мы подошли к паровозу. В окне его тихо мелькнул кочегар.
--
Можете ехать, - механик кивнул кочегару, - я видел, что ты всё проверил.
Единым прыжком я поднялся по лестнице, быстро, привычно окинул взглядом все ручки, приборы... и краешком глаза увидел, как в эту секунду взмахнул семафор.
--
Время выхода, Виктор Сергеич. Состав расторможен, у нас оба тормоза включены.
Я занимаю любимое кресло, и в руки ложатся удобные ручки. Вдохнув, я слегка подаю регулятор... и выдох мой тонет в шипенье продувки.
Минута в минуту мы подали поезд к вокзалу, и вот мы идём - идеально по графику. "Мой" кочегар, ненадолго оставив лопату, откинул "сидушку": сидит, наблюдает за водяным стеклом. Перед ним - механический тормоз и ручка эжектора (плюс к "моему": если что - подстрахует), над головою шнурок для гудка.
И, будто неделю не виделись, мы между делом болтаем, болтаем...
--
Мне, вообще, это нравится: кинул угля, и только посматривай в водяное стекло. Мало водички - добавил эжектором, много - прикрыл ему пар. Только вот Полуночник... сцеплять-расцеплять - обожаю, а ночью рулить...
--
Не скажи: вот ночью-то вся и романтика.
--
Ничего ты не понимаешь! Романтика - утром: ты едешь и видишь, как всё просыпается. Даже встаёшь в это утро пораньше, часиков в шесть, выходишь во двор, заварив себе чаю... А ночью - всё спит. Обзеваешься только...
Полдень. Роскошный полдень, пахнущий шпалами. Зной. Слегка пыльный зной с бликами Солнца, летящими в рельсах.
Но взгляд то и дело - на скоростемер: пассажиров везём, никакой автоматики!
Станция. Жезл принимает почтмейстер.
Никак не привыкну: здешний почтмейстер глупейшим образом попал к Современничкам. Да, новый - тоже прекрасный товарищ. Но старый... изящные, чуть двусмысленные фразы; цитаты из классиков там, где не принято вслух от себя - его телеграммы я ждал как подарка...
Однако сейчас он у наших противников... впрочем, противников ли? Мы и они - как на разных планетах...
Они получили хорошего друга. И вряд ли его отдадут, ведь хорошие люди им тоже нужны.
Звонок об отправке. Кондукторы вынули жёлтые в скатку флажки, я дёрнул гудок, получил новый жезл, и тихонько, на пару щелчков, подтолкнул регулятор.
Сегодня до вечера я просижу у постели больного. И буду смущён, если там же появится доктор... Но это потом, а пока же, как только состав, лязгнув сцепками, тронулся, пар загудел, разлетаясь по рельсам...
Старый мотив железных дорог,
Вечная молодость рельсовых строк...
Немоторное топливо.
"Родина слышит, Родина знает...". Пульт играл ещё тихо, но я проснулся. Нашарил кнопку ВК. Звук прекратился - ровно на 60 секунд. Пора "на взлёт". Я резко открыл глаза: так и есть, заснул прямо в библиотеке, над книгой о проницаемости мембран.
И провалялся, похоже, не менее трёх часов. Должен был выспаться. А теперь - закрываем книгу, и...
Только сейчас я заметил, что на плече кто-то есть. И даже не кто-то, а Рина! Заложив палец в нескольких страницах от моего, она дремала на первой попавшейся опоре. Наш доктор работает "на износ". Я аккуратно высвободился и, перевернув книгу, тихо пристроил Ринину голову поверх сложенных подушечкой рук. Снял свою куртку (видимо, вечером было прохладно), накрыл спящую Рину и выключил свет.
Прохладное ясное утро немного взбодрило меня, горький чай в бумажном стаканчике закрепил этот успех. Я всегда был "совой", но утренний поезд - моя и ничья больше обязанность. Подходя к ангару (трудно назвать эту штуку "депо"), я чётко расслышал сухой говорок его дизеля.
Там, за стеклянной стеной, в окружении инструмента, на лентах подъёмника ждёт меня поезд - жадно обняв направляющий рельс, шлифуя дорогу спортивными "юбками". Ждущий прыжка монолит, бегущие грани в размашистых молдингах. Капсулы модного серого цвета в чёрно-практичном контрасте "оправ".
Над "моторной" кабиной торчит подобие лыжной распорки. Это "розетка": не должен мотор вхолостую работать. Раз он крутит колёса через генератор, а поезд в ангаре стоит - энергию надо забрать. Вот таким вот "пантографом": под потолком три графитовых рельса - три фазы; "пантограф" надёжно прижат к ним пневматикой.
Прохожу мимо правого борта, где вставлен в колодку разъём ШДУ. Крепится он... ну как пробка канистры: перекидываешь ручку - и два "зуба" вдавливают тугую колодку назло уплотнителям, перекидываешь обратно - выдавливают. Секунда - и шлейф отсоединён. Тут же осёкся мотор. Это хорошо, так надо: мотор без контроля работать не должен, без сигнала из кабины или от дистанционного управления автоматика его "глушит".
Вхожу в пассажирскую дверь, прохожу вдоль состава. Это легко, так как все элементы соединены автобусными "гармошками". Привычка: вот уже неделю автоматика сама проверяет состав.
Чихнув стартёром, снова включился двигатель. Понятно - вручную. Сегодня мы едем вдвоём, причём "едем" - в значении "рулим", а вот пассажиров мы просто "везём". Как и груз. Он, кстати, располагается между вагоном-"автобусом" и "тепловозом": "автобус" идёт нарочито бесшумно.
Моторный отсек отделён от кабины стеклом, наклонённым к мотору. "Электрика" - слева, под полом: доступ к ней только снаружи, контроль - по приборам. Для всех остальных агрегатов - площадки с удобными трапами и "капюшон". Агрегаты накрыты защитными сетками; где только можно, имеются датчики-стёклышки-стрелки.
Стеклянная дверца в кабину открыта. Уже у кабины я слышу, как друг напевает:
Наш паровоз летит в откос.
Туда ему дорога:
На кой нам этот паровоз,
Коль электричек много?..
--
Василий Васильич, привет!
--
Привет, - отвечает ботаник.
Не в смысле "ботаник" (мы все тут "ботаники"), в смысле - он наш агроном. Убеждённый потомственный дачник, он может, наверное, вырастить всё. На даче "6 соток" имеется и гидропоника, и парники, и различные грядки. Варьируя температуру и инсоляцию, прививая и скрещивая, он умудряется вырастить новое так, что дубы-Наблюдатели даже не чухнутся! Дача "6 соток" к тому же, как скажут древние, "аптекарский огород", поставляющий не только вкуснятину с грядки, но и белковые комплексы Рине.
Василий устроился в левом сиденье. Убрав подлокотник, я плюхнулся в правое, чуть пододвинул его на "салазках". Проверил посадку: отлично. Василий привстал, дотянулся до радиоблока. Подъёмник слегка опустился, ворота открылись, и тут же ушёл в обтекатель "пантограф". Такую команду случайно, с обычного блока подавать нельзя, поэтому к радиоблоку ангара приходится так вот тянуться, почти вылезать из сидения. А то, что должно быть доступно - всегда под рукой.
Управление справа и слева - идентичное: ряд стрелок в общем прозрачном коробе, прижатом к лобовому стеклу; яркие люминесцентные цифры. Тумблер (под авиационным предохранителем) реверса. Педали "газа" и тормоза для ручного "аналогового" руления и ряд крупных квадратных клавиш - дискретный задатчик скорости. "Армейский" "флажок" "зажигания" и камазовский кран "ручника".
Я пью до дна
За тех, кто в море... - запел потолочный динамик.
Чуть вытащив пульт из кармана, на ощупь жму кнопку "ВК". Это снова "будильник": включаясь как радио, пульт говорит, что пора что-то делать. Хотя бы его отключить. Сейчас, например, нам пора отправляться.
Тормоз. "Ручник". Выключатель - "вперёд". И, едва трогая "газ", на почти "холостых" оборотах съезжаем с подъёмника.
Перед воротами сходятся щётки, из створок доносится гул вентиляторов. Скорость - с задатчика, кнопка "1". От усердия щёток состав содрогается. Поезд идёт в сантиметре от створок, и воск из шампуня ревущий поток загоняет в царапины.
Несколько метров - и мы на "Серпенте": на "змейке" из двух поворотов, направо и сразу налево. Это самые резкие повороты на трассе, и между ними - жёсткая "перекладка". Участок проверки рулевых тяг.
За ним - тормозная прямая. У линии "стоп" аккуратно жму тормоз. Именно плавно и именно сам: так я проверяю систему в штатном режиме. Нормально, теперь можно в экстренном.
Газ - "до отказа"! Взвизгнув покрышками, поезд поехал. Мягко и мощно. Тахометр в красной зоне; ускорение не вжимает в сидение, но впечатляет: четыре вагона, шестнадцать колёс... и всего 200 киловатт серийного "740". Проходя первый створ, смотрю на спидометр: в "вилочке". На втором вбиваю педаль тормоза "в пол". На табло перед замершим поездом - длина тормозного пути и шестнадцать "линеек" "юза". Всё в норме (ещё б: тормоза теперь дисковые).
Отпускаю педали и щёлкаю клавишей "А". Мягкий, почти незаметный разгон. Дизель урчит по-автомобильному мягко, меняя свой голос в такт громко сменяющимся клавишам. А подо мной через акулий зев воздухозаборника тихо течёт к радиаторам воздух.
На данный момент работает древняя, начала витка, автоматика "на катушках": в неметаллическом рельсе "лежат" соленоиды. Ими как знаками на дороге диктуется скорость. Градаций скорости - двадцать, по числу таковых на пульте дискретного управления.
Прошли над катушкой. Щёлкнула клавиша. Дизель притих, но через пару секунд ровно, уверенно "поймал" меньшую скорость. Вчера это было нормально, сегодня же... нет, "туда"-то мы едем в обычном режиме. В тестовом едем обратно - это, можно сказать, моё личное правило: сразу понятно, относится поломка к тестируемой схеме или к её носителю. Плюс, как всегда, возможность ручного "руления" - это не правило, это мой "бзик".
А ведь классно идём! Как там поётся во Внешнем мире:
Старый мотив железных дорог,
Вечная молодость рельсовых строк
Кажется будто вся жизнь впереди...
Вот именно: кажется! Это во Внешнем мире впереди есть немножечко времени, здесь же - виток. И до конца его надо закончить пару действительно нужных систем и успеть уничтожить следы всех работ.