Читаю книгу Тоффлера "Метаморфозы власти". Да, много прошло времени, и автор молодец и все такое, но так как я философ, то и выводы мои пойдут поверх и перпендикулярно тому, что хотел сообщить миру автор.
Сразу оговорюсь, что не буду ничего говорить про его концепцию увеличения роли знания во власти и жизни обществ, поскольку то, что было революционно тридцать лет назад, - сейчас общее место. Помянем слегка его тезис об ускорении циркуляции знаний.
То, что автор пишет по поводу ускорения, все это мило, если не учитывать как раз непонятно к чему им как-то в тексте помянутую эпистемологию, то есть, если воспринимать науку позитивистки, как некую базу безусловного знания. Если же отнестись к науке более непредвзято, то получится, что собственно все цивилизации проходили периоды ускорений.
Давайте немного попараллелим.
Возьмем, скажем, Древний Египет, построенный на, - "религиозной", - мифологии, были жрецы, которые эту мифологию постепенно развивали, оживляли и адаптировали, смыкали ее с народными чаяниями и с пониманием власти. Мифология оттачивалась и отливалась в практики.
Практики ускорялись.
То есть пришло время, когда практическая деятельность мифопонимания ускорилась. Высота пирамид, скажем, удесятерилась и египетская цивилизация достигла своего расцвета.
Возьмем, скажем, мезоамериканскую цивилизацию, построенную также на определенной мифологии, то бишь на некоей внутренне безупречно увязанной системе представлений, все хорошо, все логично, немного кроваво, но общественное благо требует жертв.
И практики ускорились.
То есть пришло время, когда практическая деятельность мифопонимания ускорилась. Жертвы пошли тысячами и мезоамериканская цивилизация достигла своего расцвета.
Возьмем, скажем, некую островную, отрезанную от мира цивилизацию, построенную также на определенной мифологии, то бишь на некоей внутренне безупречно увязанной системе представлений, все хорошо, все логично, но немного неэкологично, И эта мифология постепенно все более и более отливалась в практики, чтобы, - да! - привести к ускорению практик, в результате чего остров лишился деревьев, и население деградировало.
То есть всякая цивилизация в определенный период своего развития смыкает теорию с практикой в результате чего начинается некая хаотическая деятельность, вырождающаяся в абсурд, приводящая мифовоззрение к своему пределу, к потере ею претензий на понимание реальности. Пирамиду можно построить высотой в сотни метров, но не в километры, и раньше или позже наступает предел, в том числе и в сознаниях. Так и современная цивилизация, - идеал которой комфорт, - построит когда-нибудь роботизированные подтиратели задниц и все прочее в этом духе, что станет ее вершиной и алогическим завершением, после чего народ вымрет и разбредется, а на смену этой цивилизации придет какая-нибудь папуасская или амазонская, которая будет с недоумением созерцать непонятные сооружения, оставшиеся от нашей цивилизации и решит, что построены они были, скажем, в честь богов Электрона, Эволюции и Инцеста и пророков их Эйнштейна, Дарвина и Фрейда (знание сие извлекут они из немногочисленных обрывков текстов, что доберутся до их времени).
Т.е. к чему я поставил где-то в начале слово "религиозная" в кавычки - к тому, что любая система воззрений по прошествии времени может восприниматься лишь как религиозная. Остатки былых реакторов, цехов, электростанций будут восприняты как остатки древних культов.
(Поскольку по сути, такими и являются.)
Религия - это ведь у всех других, своя же религия - всегда никакая не религия, своя религия - истина.