Струнно-смычковый музыкальный инструмент как акустический прибор. Конструкция струнно-смычковых музыкальных инструментов, вернее даже принцип конструирования направлен на акустику и эстетику формы. В данной статье будут рассмотрены принципы построения и их влияние на акустические характеристики на примере скрипки. Уже прошло более 3-х столетий, как в конструкции корпуса скрипки ничего не изменилось, разумеется, что и по сей день, скрипку строят из тех же материалов. И это только со времен Антонио Страдивари, не говоря уже о том что такие великие мастера как Гаспаро Бертолотти да Сало творили еще в XVI веке, и отличие его работ от Страдивари заключалась только в линиях и размерах элементов конструкций, но принцип в целом остался неизменным, таким образом можно смело утверждать что вот уже 5 веков как она существует, тем самым доказывая свою гениальность, универсальность и практичность. Что должно быть выполнено, какие основные моменты должны быть учтены, чтобы скрипка звучала правильно и что такое правильный звук? Как она должна звучать, чтобы мы сказали, что инструмент звучит правильно? Под этим понятием скрываются субъективные критерии и вкусовые предпосылки, но существует определенные базовые требования, которые должны стоять на главных позициях. Первое и, пожалуй, самое важное качество, которым обязан обладать инструмент. Ровность воспроизведения всех звуков своего диапазона, как в динамическом, так и в спектрально-гармоническом (тембровом) отношении. Наличие этой характеристики позволяет оценивать акустический прибор по другим ниже следующим характеристикам. Второе, на что следует обращать внимание, так это на качество звука, его тембральные характеристики, полноту и мощь звучания, на отдачу смычка. Оценка инструмента должна проводиться как в небольшом помещении, так и в зале. Здесь следует понимать, что результаты могут быть абсолютно разными. И, таким образом, можно отнести инструмент к различным классам. Так сформированы три основных: студенческий, камерный, сольный. Первый вид звука, студенческого по своему определению имеет следующую картину: легкая отдача смычка, довольно прямой, не гибкий, не податливый динамическим нюансам звук, более респектабельным критерием будет яркость, о величине и красоте звука речь идти здесь не может. Инструмент вполне подойдет для обучения навыкам игры, развитию техники. Второй вид звука - камерный, более тяжелая отдача смычка, требующая более высокой техники правой руки, более глубокий и широкий, достаточно громкий и пластичный звук, который поддается динамическим оттенкам, заполняя небольшое помещение. В большом помещении типа концертного зала, звуки сливаются между собой, накладываясь друг на друга, а само тело звука меркнет, а иногда и изменяется не в лучшую сторону по мере удаления от источника. Звук лишен дальнобойности и блеска. Третий вид - сольный, пожалуй, самый желанный вид любого акустического прибора. Трудная отдача смычка, требующая высокого мастерства от исполнителя, сопряженная с лучшими акустическими качествами: ширина, полнота, дальнобойность, упругость, блеск, прозрачность, яркость. В небольшом помещении может показаться резким, и громким по отношению к глубине и объему. Но в концертном зале, в любой его точке будет звучать одинаково. Третье - вкусовые предпочтения. Итак, когда становится понятно, что инструмент собой представляет ровно звучащий акустический прибор, и когда ясно какого он вида, остальное - дело вкуса. Именно гамма обертонов, их гармония и иерархия являются факторами, образующими тембр инструмента. И хотя, в разные эпохи, разная публика, в том числе и исполнители, предпочитали разные виды тембра, склоняясь то к одной то к другой школе скрипичных мастеров. Все-таки, не смотря на это, существует классический, образцовый композит обертонов, которые дают возможность старым итальянским скрипкам считаться лучшими акустическими приборами, и соответственно формирует концепцию построения скрипки. На сегодняшний день существует масса литературы разного характера, в которой в той или иной степени подробно описываются принципы построения скрипки. Исходя из этого, в рамках данной статьи будет неуместным вдаваться в профессиональные тонкости и подробности связанные с наукой и ремеслом скрипичного конструирования. Будут приведены общедоступные понятия, так как диаграмма направленности статьи захватывает круг музыкантов, а не скрипичных мастеров. Самое первое, с чего начинается построение скрипки, без чего следующие элементы теории могут быть сведены на нет, это расчет соответствия диапазона звучания с внутренним объемом воздуха, заключенным в корпусе, а точнее той частотой, который дает звуковой столб. Разумеется, этого можно достичь, варьируя как форму, так и размеры корпуса, но оптимальным размером, на фоне гармоничной формы принято считать 355 мм с отклонениями не более 5 мм. Далее следует характер свода, он должен соответствовать характеру контура инструмента. Его природа должна быть гравитационной, будь то свисание ткани под действием силы притяжении или форма капли жидкости образованная в результате силы натяжения, будь это циклоида или клотоида,