САВЕЛИЙ (САВИН), 20 лет, молодой симпатичный учитель школы, художник, юморист, веселый и заводной парень, комсомолец. В деревне его все любят за его острый юмор, за его выступления на сцене с юморесками и интермедиями, где героями сценок становятся сами жители села. Он беззлобно их воспитывает, уличает их в плохих поступках. И все ждут его выступлений на сцене, как свой, деревенский журнал "Крокодил". Люди после его интермедий-новелл выходили из клуба обессиленные безудержным смехом.
ИВАН, 21 год, улыбчивый, курносый парень. Комсорг колхоза и учитель. Друг Саве-лия. Он вместе с Савелием, как дуэт "Бим и Бом", выступает на колхозной сцене.
ГЕОРГИЙ, 21 год, механизатор. Друг Савелия и Ивана. Честный, принципиальный, работящий парень. Он самый старший из многодетной семьи.
АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА, 20 лет, молодая, очень красивая девушка, учительни-ца, приехала в деревенскую школу по распределению.
ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, 50 лет, бессменный председатель колхоза, стоящий у его истоков и болевший за него всей душой. Одет в косоворотку, пиджак и кепку.
ДЕД АНТИП, забавный старик 60-65 лет.
ДЕД ЕГОР, старик 60-65 лет.
БАБКА МАРФА, 60-65 лет.
БАБКА МАТРЁНА, 60-65 лет.
МИТЬКА, 18 лет, монтёр, щуплый маленький и смешной парнишка в широких шта-нах, в майке и кепке.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАСИК), 18-20 лет.
ВТОРОЙ ХУЛИГАН (СЕРЁГА), 18-20 лет.
ВЕДУЩИЙ КОНЦЕРТА.
ЕЛЕНКА, 7 лет, родная сестренка Георгия.
СТАРИКИ, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕВЧАТА, ПАРНИ, ЖИТЕЛИ СЕЛА.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Деревня на берегу р. Волги.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Май-июнь 1941 г.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Раннее утро. Сцена постепенно освещается розовым светом, имитируя рас-свет. Становятся видны декорации: слева фасад конторы с окном, справа фасад шко-лы, по центру фасады двух деревянных изб, перед ними плетень, завалинка. На аван-сцене слева, прямо напротив конторы, стоит столб. На нем фонарь и рупорный репро-дуктор. Становятся слышны пение жаворонков и соловьёв. Слышен звук идущего ста-да, мычания коров, покрикивание пастуха. Слышен звон металлической ручки ведра и монотонное цырканье молочных струй о дно ведра. Слышен утренний крик петуха. Просыпается деревня.
Слышно, как музыкант на балалайке сначала тихо и несмело, а потом громче и увереннее наигрывает мелодию песни "Из-за острова на стрежень".
Из-за плетня дома выходит ДЕД АНТИП, опираясь на палочку, и садится на за-валинку. Достаёт кисет и начинает сворачивать самокрутку - козью ножку. Из-за плетня другого дома выходит ДЕД ЕГОР и присаживается рядом
с ДЕДОМ АНТИПОМ.
ДЕД ЕГОР (вздыхает) Дайка и мне махорки, Антип.
Берет у него клочок газеты и махорку из кисета и тоже начинает сворачивать само-крутку. ДЕД АНТИП и ДЕД ЕГОР курят махорку.
ДЕД ЕГОР (вздыхает). Ох, Антипушка. Что же это получается? А?
ДЕД АНТИП. А что такое, Егор?
ДЕД ЕГОР (смотрит на деда Антипа). Да ты, что, не в курсе чоли?
ДЕД АНТИП. В курсе чего?
ДЕД ЕГОР. Так ведь, скоро, наверное, (вздыхает, спокойно) будет война!
ДЕД АНТИП (сплюнул наземь). Тьфу! Егор, ты в своем ли уме? Ты так спокойно об этом говоришь!
ДЕД ЕГОР (опять вздыхает). Матрена давеча была на рынке, так там все бабы об этом мелють. Что же теперь будет?
По улице идет САВЕЛИЙ. Он в пиджаке и в фуражке. Под мышкой он держит большую папку с листами бумаги. Рядом с ним бежит вприпрыжку соседская девочка ЕЛЕНКА и прижимает к себе коробку красок и кистей. Она очень довольна тем, что ей САВЕЛИЙ доверил ответственное дело. Дети за
ним постоянно бегают, им с ним всегда интересно и весело.
ДЕД АНТИП (встает с завалинки. Приподнимает свой картуз и чешет рукой голову. Потом снова его надевает). Надоел ты, Егор, со своими страхами. Все стращаешь и стращаешь. Пойду-ка, позову вон Савина. Пусть хоть что-нибудь скажет веселенького. Пес-с...Пис-с-с-с-с...имист (с трудом выговаривая новое слово, услышанное давеча по радио), ты ЕГОР.
ДЕД АНТИП (кричит Савелию). Эй, Савин!
ДЕД ЕГОР (деду Антипу). Не Савин, а Савелий Димитриевич! Был Савин, да весь вы-шел. Он теперь у-ч-и-т-е-л-ь! Понимать надо!
ДЕД АНТИП, покосился на ДЕДА ЕГОРА, затем повернулся к САВЕЛИЮ и по-шел к нему на встречу старческой походкой, прихрамывая и опираясь на палочку.
ДЕД АНТИП. Савинушка Димитриевич, иди к нам. Посиди со мной и дедом Егором, да расскажи-ка нам что-нибудь веселенького.
САВЕЛИЙ, улыбнулся и подумал: " И как это старики не поймут,
что я уже стал взрослым и степенным. А им все пошути, да пошути".
САВЕЛИЙ. Да некогда мне с вами здесь сидеть. (Подмигнул одним глазом своей ма-ленькой помощнице.) Иду вот домой за подводой. (Вздыхает.) Отец, вы же знаете, мой умер, а братья сейчас далеко на ударной стройке. Я теперь за старшего в семье и един-ственный помощник у матери... На Волге вон баржа с солью села на мель. (Незаметно игриво подмигнул одним глазом Еленке.)... Так поеду туда. (И пошел дальше).
ДЕД АНТИП всплеснул руками и побежал мелкой рысью домой. ДЕД ЕГОР, при-встал с завалинки и, откашлявшись, вздохнув, бочком стал медленно отходить в сто-рону своего дома. А затем, повернувшись, быстро побежал по-
стариковски домой.
САВЕЛИЙ (повернулся в сторону стариков и ухмыльнулся их маневрам. Коротко за-смеялся, довольный своей шуткой и крикнул деду Антипу) Эй, дед Антип! ...Дед Антип, я пошутил!
ДЕД АНТИП остановился. Повернулся к САВЕЛИЮ. Закивал головой. Улыбнулся коротко, как-бы говоря: "Ну да! Я так и понял, что ты пошутил. А может быть и нет?А? На всякий случай я сам проверю". Попятился назад.
Развернулся и побежал домой.
САВЕЛИЙ (обращаясь к Еленке). Ну что ж, Еленка, пойдем рисовать плакат к Перво-маю?
ЕЛЕНКА (улыбаясь Савелию). Угу! Чур, я рисую солнце! Договорились?
САВЕЛИЙ (обращаясь к Еленке). Договорились!
ЕЛЕНКА. И цветочки?
САВЕЛИЙ. Конечно!.. А я голубей.
Гаснет свет.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Утро того же дня. Там же. К столбу с репродуктором приставлена лестница, на ней МОНТЁР МИТЬКА, который тщетно пытается его отремонтировать. Он соединяет провода, и при каждом их соединении из репродуктора вырываются звуки, обрывки слов, куски музыкальных фраз. Из всего этого получается безудержная вакханалия звуков. На этот концерт реагируют из-за плетня местные собаки.
Вдруг распахивается окно в конторе и из окна высовывается голова ПРЕДСЕ-ДАТЕЛЯ КОЛХОЗА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. Он начинает
нещадно ругаться, грозить кулаком монтёру.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Митька, паразит ты такой! Когда это прекратится? Когда ты, нако-нец, отремонтируешь эту шарманку? Третий день возишься, а толку от тебя нет! (Гро-зит кулаком, а другим кулаком быстро стучит по подоконнику.) Вот погоди, уволю тебя из монтёров! Пойдешь на ферму крутить хвосты быкам!!!!
МИТЬКА. Василь Ляксандрович, провода закислились. Погодите, еще чуть-чуть оста-лось.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ты это еще вчера мне обещал! Ух, Митька (грозит ему кулаком), гляди мне!
За сценой послышался звук подъехавшей машины. Хлопнула дверь автомобиля. На площадь выходит с чемоданчиком очень красивая девушка, одетая по- городскому в светлое, почти белое платье с кокетливым воротничком, широкими плечами с под-плечниками и рукавчиком "фонарик" по моде сороковых годов. Волосы высвечены и за-виты: на средней длине волос тугие локоны, они уложены в виде диадемы, как на из-вестном портрете Любовь Орловой в фильме "Весна". На ногах туфельки на каблучке, на ногах чулки. И о чудо, она была без носков! Среди местных, деревенских девчат в
лаптях она выглядела более чем шокирующе. Девушка идёт прямо к конторе.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (удивленно). Что за диво? Ик! (Икает.)
Девушка ставит чемоданчик на землю и приветливо спрашивает.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Добрый день! Вы не знаете, как мне найти здешнего председателя колхоза Василия Александровича?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ой, здравствуйте! (Протягивает к нему руку для приветствия.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ через окно берёт руку учительницы и аккуратно её трясет.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ик!...
УЧИТЕЛЬНИЦА. Это Вас кто-то вспоминает! ... Я к вам по распределению. Разрешите представиться. Я, Александра Фёдоровна, учительница начальной школы. Вот мое направление из районного отдела образования. (Протягивает ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ли-сток бумаги).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (улыбается). Ик!... Очень приятно! Ик!...
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ читает бумагу.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (грустно). То есть не очень...приятно. Ик!...Что же это получается? Ик!...У нас же есть учителя, а тут еще присылают. Ик!...А куда же тех, кто работает? Ик!...Их то куда? Ик!...Такого распоряжения не прислали? Ик!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Василий Александрович, выпейте воды...(Берет с подоконника ста-кан воды и протягивает председателю).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ выпивает воду и перестает икать.
УЧИТЕЛЬНИЦА (говорит, как по писанному). Василий Александрович, так согласно Постановлению Совнаркома от 29 января 1934 года о повышении квалификации учи-тельства, учителя начальной школы, имеющие семилетнее образование обязаны были окончить педагогические техникумы до 1 сентября 1937 года. А имеющие среднее образование - педагогические институты до 1 сентября 1938 года без отрыва от производства...
УЧИТЕЛЬНИЦА. Так поэтому нас и распределяют в школы района, где педагоги не прошли всеобуч. Надеюсь, у Вас нет таких? (Продолжила, перебив председателя, кото-рый хотел ей возразить.) Вот товарищ Сталин в своём выступлении...
Здесь на сцену выходит ИВАН с учениками. Они идут с поля, где были на пропол-ке колхозного огорода, разговаривают и смеются. В руках у них тяпки и мотыги.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ очень обрадовался появлению ИВАНА и зовёт его.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (радостно замахал рукой Ивану). Эй, Иван Александрович! Ваня, подойди ка сюда.
ИВАН подходит к ПРЕДСЕДАТЕЛЮ и УЧИТЕЛЬНИЦЕ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (радостно). Александра Фёдоровна, познакомьтесь. Иван Алексан-дрович - учитель физкультуры и начальной военной подготовки в нашей школе и ком-сорг по совместительству. Иван Александрович, а это, Александра Фёдоровна, выпуск-ница педагогического училища, приехала к нам по распределению.
ИВАН (приветливо). Очень приятно!
УЧИТЕЛЬНИЦА (приветливо). И мне очень приятно познакомиться!
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Александра Фёдоровна, Вас же надо где-то разместить? Так сказать поставить на постой?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Да... А у вас здесь нет общежития? Или может быть гостиницы?
ИВАН ухмыльнулся.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (удивленно, замахал на учительницу руками). Что Вы? Откуда у нас гостиница, в деревне то?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (обращаясь к Ивану). Ну-ка, Иван Александрович, давай ка отведи Александру Фёдоровну на постой вон (показывает рукой) к бабе Марфе.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Изба у них большая, просторная. Да скажи, если что там будет не так, ну ты сам знаешь, что это я велел! (Посмотрел на Ивана многозначительно!)
ИВАН (понимающе). Хорошо, Василий Александрович! Всё понял!
ИВАН подхватывает чемоданчик учительницы с земли.
ИВАН. Пойдемте, Александра Фёдоровна, я Вас провожу....
УЧИТЕЛЬНИЦА. Пойдёмте, Иван Александрович. А это далеко?
ИВАН (улыбается). Нет. Далеко идти не придется. (Смеётся.) Всего два шага.
ИВАН и УЧИТЕЛЬНИЦА подходят к дому деда Антипа, заходят в калитку и скрыва-ются за домом.
Гаснет свет.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Вечер того же дня. От единственного фонаря падает свет на сцену. На пло-щадь выходят два местных хулигана. Они выпившие, громко разговаривают между со-бой, грубо ругаются и смеются.
Из двери школы на крыльцо выходит УЧИТЕЛЬНИЦА. Она прижимает к себе тетради и букварь, идёт через сцену к дому деда Антипа.
ХУЛИГАНЫ замерли на месте. Один из них присвистнул от неожиданности.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ба, что за фифа?
ВТОРОЙ ХУЛИГАН (СЕРГЕЙ). Не фифа, Тарасик, а ма-де-му-азель
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ой, Серега, что-то в сердце кольнуло! (Прижимает руку к сердцу) Любовь наверно!( Комично запел.)
А я пьян, а я пьян,
А я повалюся,
Ды на тую каравать,
Де моя Маруся.
УЧИТЕЛЬНИЦА, испугалась и остановилась на месте.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Как вам не стыдно!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (смеется). А чего мне стыдиться? У меня, может быть, большое чувство проснулось!
УЧИТЕЛЬНИЦА (строго). Прекратите немедленно! И почему Вы так со мной разгова-риваете? Кто Вам дал такое право? Я Вас в первый раз вижу, а Вы со мной фамильярничаете!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Ну, так зачем дело стало, давайте познакомимся! (Сме-ется и смотрит на Серёгу.)
УЧИТЕЛЬНИЦА. Я с хулиганами не знакомлюсь! И вообще, я буду на Вас жаловаться председателю колхоза, Василию Александровичу!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Жалуйся хоть товарищу Сталину! Ну, чего ты, цыпа, испугалась? Я может быть впервые полюбил.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС). Не знаю, как выразить свои чувства столь прекрасной даме. А Вы меня футболите. Обижаете, дамочка.
ТАРАС смеется и смотрит на СЕРГЕЯ, поправляет одной рукой воротничок её платья, на что УЧИТЕЛЬНИЦА брезгливо морщиться и сбрасывает руку хулигана со своего плеча!
Затем ТАРАС внезапно подхватывает рукой под локоток учительницу и ведёт её в тёмную сторону. УЧИТЕЛЬНИЦА начинает сопротивляться и кричать.
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (останавливается на месте). А то что? Что будет? (Подмигивает другу.) Учить будешь, учитель? (Смеется.)
На сцене появляется ИВАН.
ИВАН. Если учитель не будет. То я тебя поучу уму-разуму!
Начинается драка. ИВАН быстро хватает руку ТАРАСА, выворачивает её ему за спину и со всей силы толкает в сторону. Тот падает. СЕРГЕЙ подбирает с земли палку и пытается ею ударить ИВАНА по голове. САВИН делает подножку СЕРГЕЮ, тот спотыкается и летит следом за ТАРАСОМ.
ИВАН прижимает ТАРАСА со всей силы к земле. А САВИН - СЕРГЕЯ.
УЧИТЕЛЬНИЦА (к Савелию и Ивану). Прекратите! Им же больно! Немедленно прекра-тите!
ИВАН не замечает реплики УЧИТЕЛЬНИЦЫ.
ИВАН (обращается к Тарасу). Извинись немедленно перед девушкой, ты, несчастье колхоза! Девушка приехала к нам работать учителем в школу. Ей и так трудно было решиться на это. А вы своим поведением вынуждаете ее вернуться домой... Извинись немедленно!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (хрипя). Простите!
ИВАН. Громче! И скажи "пожалуйста"!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (хрипя). Извините, пожалуйста, я больше так не буду!
ИВАН. Завтра в качестве компенсации, пойдешь и наколешь ей дрова на зиму!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (шёпотом, нехотя). Хорошо.
ИВАН (громко). Не слышу!
ПЕРВЫЙ ХУЛИГАН (ТАРАС) (громче). Хорошо!
УЧИТЕЛЬНИЦА (испуганно). Ой, не надо! Зачем? Это ни к чему! Что Вы себе позволя-ете? Это же эксплуатация человека! Как Вам не стыдно! Иван, Вы же комсомолец!
САВЕЛИЙ (к учительнице). Не беспокойтесь! Тарасу это ничего не будет стоить. Не впервой! Даже полезно! А Вам самой это будет трудно сделать. Или Вы уже научились колоть дрова? (Улыбается и смотрит на наряд учительницы сверху вниз и снизу вверх.)
ИВАН встает, поднимает с земли ТАРАСА за шиворот и ставит перед собой. САВЕЛИЙ поднимает с земли СЕРГЕЯ. ИВАН толкает вперед ТАРАСА и СЕРГЕЯ
и вместе с ними уходит со сцены.
УЧИТЕЛЬНИЦА (строго и поучительно к Савелию). Вы деретесь, как настоящие бан-диты!
САВЕЛИЙ (удивлённо и озадаченно). Спасибо за комплимент!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ой! Простите... Я не то хотела сказать... Я не хотела Вас обидеть... Я просто хотела сказать, что Вы такие смелые и сильные, ничего не боитесь.
САВЕЛИЙ. Спасибо! Только мы ничего особенного не сделали.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Я бы хотела Вас поблагодарить!
САВЕЛИЙ. Не стоит благодарности. Любой поступил бы так на моем месте...
УЧИТЕЛЬНИЦА. Простите меня, Вы обиделись на мои слова.
САВЕЛИЙ. Да нет, что Вы! Мой Вам совет, не ходите ночью по улице. Да и присмотритесь к местным девчатам, во что они одеты. (Показывая на наряд девушки и её прическу.) Смените платье. Не надо выделяться. Будьте скромнее. Здесь не город, а деревня. Могут обидеть. В другой раз меня или моего друга может не оказаться рядом.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Так мне нужно было задержаться в школе. Да к тому же я живу здесь рядом. (Показывает рукой в сторону дома деда Антипа).
САВЕЛИЙ. Вы в городе ночью можете ходить когда угодно и куда угодно.
УЧИТЕЛЬНИЦА (показывая на фонарь рукой). Так фонарь же есть.
САВЕЛИЙ (тоже показывает рукой на фонарь). У нас на всю деревню один фонарь, да и тот горит через раз. Свет у нас подают на три часа, только для того, чтобы колхозники успели вернуться домой с работы и управиться дома по хозяйству.
УЧИТЕЛЬНИЦА (пристыженно и тихо). Простите, я всего этого не знала. Я же из го-рода...Мне никто об этом не говорил. Спасибо! Я учту... на будущее
УЧИТЕЛЬНИЦА. И всё-таки, как Вас зовут? Я хотела бы Вас поблагодарить.
Из темноты возвращается ИВАН, а с ним идет и ГЕОРГИЙ.
ИВАН (еще издалека) Савелий, его зовут Савелий! (Улыбаясь.) Можно Савин, для сво-их!
УЧИТЕЛЬНИЦА (протягивает руку к рукопожатию) А я Александра Фёдоровна, можно просто Шурочка! (Улыбается.)
ГЕОРГИЙ. Шурочка? ...Необычно! ...А у нас здесь всё Стешки, Маньки, да Фёклы с Верочками!