Роман Сергея Смирнова выдержан в традициях отечественной литературы ХХ века, и следует той линии, которую можно провести от произведений Платонова "Чевенгур", "Котлован" до "Казенной сказки". Это относится как к стилю повествования, так и к взгляду на мир, который изложен в книге. Сущность данного направления в романистике ярко иллюстрирует фамилия одного из персонажей Платонова - "Вотщев". Вотще, напрасно стараются и мучатся герои. Столь же безрадостен и финал романа "Приидите, любящие".
Особую роль в книге играют слова героя о том, что все мы носим маски. На первый взгляд, это расхожее выражение - каждый, дескать, притворяется. Но Сергей Смирнов придает ему совершенно другое значение. Маски - то, что нам навязано извне, нечто для нас чуждое, а потому и враждебное. Если человек хочет быть самим собой, жить по-настоящему - он должен избавиться от своей маски. Однако сделать это непросто. Тот, кто пытается пойти по этому пути, бросает вызов самому обществу, и бывает жестоко наказан. Эти рассуждения автора созвучны одной из важнейших идей философии ХХ века. Человек становится "одномерным" (Г. Маркузе), превращается в человека-робота (Э. Фромм), оказывается ограниченным одной функцией (О. Тоффлер). Процесс, который описан у Сергея Смирнова средствами литературы, анализируется этими авторами в философском аспекте. Невольно задаешь себе вопрос - не в этом ли причина безрадостности, с какой живут герои романа? Возможно, им не удалось найти своего места в жизни, а сам этот поиск, попытка избавиться от навязанной маски, причиняет им боль.
"Собачий бог"
http://zhurnal.lib.ru/s/smirnow_s_b/sob_bog.shtml
Первая ассоциация, которая появляется при чтении романа - "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Здесь играет роль и название, и жанр (где реальная жизнь переплетена с фантастикой), и упоминание о "службе очистки"... Однако вскоре понимаешь, что идейный замысел, основа романа заставляют вспомнить о другом великом отечественном писателе, Платонове.
Произведения Сергея Смирнова написаны выразительным, сразу запоминающимся языком. Рассказчику удается создать странную, полуреальную атмосферу. С одной стороны, мы видим знакомые улицы и знакомых людей, каких часто встречаем в жизни. С другой - существует мрачный, жестокий мир, похожий на ночной кошмар. Но, может быть, именно он и есть "настоящий", тогда как знакомая нам "действительность" всего лишь маскирует его?
Особенно хочется обратить внимание на мост, который пробрасывается от "Котлована" к "Собачьему богу". Это Образ собаки - к слову, совершенно отсутствующий в романе "Собачье сердце", где Шариков воплощает в себе не собачьи, а человеческие черты. О благородном характере собак писали многие, от Киплинга до Ницше. Пес живет для того, чтобы служить своему хозяину. Это не подобострастие, не лицемерие, а искреннее чувство верности. Перефразируя слова Грибоедова, собака не прислуживается, а служит. Что же произойдет, если хозяин предаст собаку? Поистине ужасные последствия описывает известный отечественный собаковод Рябинкин в книге "Вы и ваш друг Рекс". И если так реагирует на предательство собака, то что же произойдет с человеком?
Герои "Котлована" строили "город-сад". Что произойдет с ними после того, как строительство будет закончено? Или, наоборот, забыто, заброшено? Этот вопрос неминуемо встает при чтении романа Платонова. А случится то, что и произошло в реальной жизни. Образ бродячей собаки, которую человек приручил, кормил, сделал своим другом, а потом выгнал на улицу, оставив своей судьбе - этот образ глубоко трагичен сам по себе. Но еще большую трагичность придает ему то, что речь в романе идет не о собаках, а о людях, которые сами поступают так друг с другом и даже с самими собой...
Сергей Смирнов не просто продолжает традиции Платонова и других отечественных авторов, но и творчески развивает их, создавая новую главу в отечественной литературе.