Чекалов Евгений Васильевич : другие произведения.

К 75 летию Чев Артель Пролетарское искусство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  К 75 летию ЧЕВ Артель Пролетарское искусство
  
  Для меня первый день работы в артели 'Пролетарское искусство' был незабываем, ведь я получил свою первую профессию, с которой суждено было идти по дорогам жизни вместе со мной. Нового для меня в работе ничего не было, за годы учёбы в художественной школе мы познакомились со всем достаточно подробно.
  После своих последних каникул я пришёл работать в свой первый рабочий коллектив, где встретили нас хорошо, распределили по бригадам. Из курса пришло в артель 8 человек, после несколько человек вернулись к себе по месту жительства родственников.
  Зданий фабрика имела несколько, художественный цех, располагался в двухэтажном здании прямо напротив центрального входа в церковь, которая работала. Рядом со зданием был торговый центр, располагавшийся в бывших помещениях когда-то принадлежавших церкви.
  В это время строилось новое здание артели, в строительстве которого принимали участие все работники артели, а молодые, особенно.
  До сих пор я помню первых своих старших товарищей по бригаде, многих из которых нет уже в живых. И как не перечислить их фамилии, это и Шалаев, Бушуев, Смирнов, Тонков, Щадрин, Кузнецов, Шепуров, Рита Зимина, Маша Рыбакова. Мужчины все воевали.
  Комната, в которой мы работали, располагалась рядом с курилкой, в которой постоянно с шумом обсуждались все новости, часто шутили и смеялись, обстановка была непринуждённой и дружеской, дым стоял в курилке коромыслом и мы сидели как будто в курилке. Приходя с работы и переодеваясь, запах дыма не успевал выветриться до утра.
  Все старые художники жили в своих домах, вели домашнее хозяйство. Я в это время стал задумываться над своей дальнейшей судьбой, где жить, не вечно же мне скитаться по квартирам.
  Для молодёжи жилищная проблема стояла остро, иногородние художники жилищную проблему, в основном, решали за счёт браков с местными. Это как кому повезёт. Зарплаты в то время были небольшими, на них свой дом без помощи не построишь. Я и работая, продолжал помогать отцу деньгами, чтоб сестра закончила 8 классов.
  На квартире я продолжал жить на той же, что и когда учился, на улице Ленина, к этому времени я стал жить с Валентином Серовым, который вернулся доучиваться в художественную школу после Армии. До этого здесь жили со мной ребята из художественной школы с младших курсов - это Юра Ручкин, Анатолий Малышков, Миша Ферапонтов, Герман Абрамов, после окончания художественной школы, в Мстёре они не остались.
  Хозяйкой нашей была тётя Поля Шанцева, муж у неё не вернулся с войны, жила она с сестрой, звали мы её тётей Любой, была она инвалид, замужем не была. Сын тёти Поли в это время служил в Армии, дочь педагог, после окончания института, отрабатывала по распределения в одной из республик Советского Союза.
  Хозяевам мы помогали обрабатывать огород и запасать сено для коровы, за это нам перепадало молока.
  Перед этим, ещё учась в школе, я жил на другой улице и с другими ребятами.
  Нам пятерым: Борису Борисову, Виктору Черных, Алеше Курганову, Юре Климову и мне досталась квартира на улице Больничной, последней улице поселка, за которой простирались поля до деревни Козловка. Теперь всё это поле застроено.
  Хозяевами нашими были тетя Дуся и дядя Петя Карпунины. Дядя Петя воевал, после того как пришёл с фронта, построил новый дом.
  Нам отвели целую комнату. У хозяев был сын школьник, не на много моложе нас, Валера. Пришлось нам с ним встретиться уже, будучи пенсионерами, жить он приехал в Мстёру. Получил он высшее образование, до пенсии работал в оборонке.
  Старший его брат тоже окончил институт в Москве, его я почти и не видел.
  В отличие от местных ребят, мы больше прикипели к Мстёре, ведь, сколько квартир мы сменили, живя здесь, сколько повидали разных людей. Те улочки и переулочки, по которым мы ходили, вошли в нашу кровь и плоть, во снах и наяву преследуя нас всю жизнь.
  
  Я даже составил список квартир, на которых мне пришлось жить в Мстёре.
  * Улица Больничная. Хозяева Карпунины.
  * Улица Ленина. Хозяева сестры Шанцевы.
  * Улица имени 3-его Интернационала. Хозяева Поздняковы.
  * Улице имени 3-его Интернационала. Хозяева - Вифлеемские.
  * Улица 2-ая Набережная. Хозяйка тётя Филя Сабурова. Отсюда в 1963-ем году я уехал учиться в университет в Горький. Здесь я жил и работал во время учёбы в университете каждые каникулы.
  * ул. Гагина Гора (Напротив молокозавода и конца парка) Хозяйка Демидова, мать Юрия Демидова мы с ним учились в художественной школе на одном курсе. Здесь в 1968-ом году я женился.
  С Юрием Федоровичем я поддерживаю связь до сих пор. Окончил он заочно художественную Академию в Ленинграде.
  Живёт он в Суздале. Сейчас на пенсии, раньше он работал в Суздальском художественном училище заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  * Улица Пролетарская. Хозяйка тётя Паша Панкрышева. Здесь я жил уже, будучи женатым.
  * Улица 1-ая Набережная. Хозяйка Демидова тётя Клава, 1969-год. Здесь я жил с семьёй, после окончания университета, у нас уже была дочь. После окончания университета, отходил я от своих болезней. Работал в ШРМ заместителем директора по учебно-воспитательной работе, преподавал математику и физику. Лечился на реке с удочкой в руках.
  * Дом Бороздиных, располагался за больницей. Проживание в доме оплачивала школа. Отсюда мы с женой и дочерью в 1970-ом году уехали в Муром.
  
  Во всех жизненных перипетиях Мстёра никогда не покидала нас, протягивая руку помощи.
  Организация работы в артели была самая демократическая, художники сами нанимали председателя и бухгалтерию, которые выполняли текущую работу, была в артели профсоюзная организация. Коллектив выбирал правление и художественный совет, который решал задачи творческого развития артели.
  Художников в артели можно разделить на две категории.
  * Художники, создающие образцы для написания массовой продукции. Для приёмки образцов работал ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ во главе с Председателем Артели. Эти художники так же создавали работы для участия в разных выставках.
  * Художники, которые писали массовую продукцию с утверждённых образцов, отправляемую в торговые организации.
   Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов поддерживал художников в их начинаниях, помогая создать коллектив из разобщенных кустарей.
   В Москве был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, искусствоведы которого оказывали методическую помощь художникам, создающим творческие образцы, по которым выпускалась массовая продукция. Особенно часто приезжал в Мстёру Борис Иванович Коромыслов, поставивший на ноги немало молодых художников. Любил он приезжать в Мстёру во время весеннего разлива, когда кругом красота была неописуемая. Мы с ним были знакомы, но творчески в то время я не работал, всё своё внимание уделял учёбе в школе рабочей молодёжи.
  В артели дела в те годы были налажены, коллектив был дружный, вместе работали и вместе отдыхали. На всю жизнь мне заполнилось, как на фабрике встречали Новый год.
  Было традицией Новогодние столы накрывать на фабрике, если к кому-то приезжали гости, то шли на фабрику, захватив лишнюю бутылку.
  Я каждый год из Горького встречать Новый год приезжал в Мстёру, предварительно заранее сдав зачёты.
  
  Моим первым председателем артели "Пролетарское искусство был Суслов Иван Степанович.
  Вот что о нём писала пресса того времени:
  "Большой знаток мстёрской живописи, недавно скончавшийся Иван Степанович Суслов, который двадцать три года был бессменным руководителем коллектива мстёрских художников, всегда активно отстаивал право миниатюристов на отражение темы современности.
   И. С. Суслов учил художников совершенствовать мастерство, украшать быт, неустанно развивать и воспитывать своими произведениями эстетические вкусы трудящихся, правдиво отражать жизнь народа, неустанно служить всем богатством красок, всей силой таланта, всем благородством души великому делу строительства коммунизма..."
  
   С. Ларин, Богатство души, газета "Призыв" ( г. Владимир), 12 августа 1960 г.
  http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000055/st002.shtml
  
  После смерти Суслова Ивана Степановича недолгое время был председателем Кириков Михаил Иосифович, который до этого был директором Красного клуба. Затем, уже фабрики, директором был Медведев Николай Васильевич.
  
  В 1961 году артель преобразовали в фабрику.
  Всю жизнь фабрики "Пролетарское искусство" была в поле нашего внимания.
  Жена с 1991-ого года работала художником-надомником в посёлке Мстёра на всемирно известном предприятии, которое ещё называлось фабрика "Пролетарское искусство". Директором фабрики был КУЛТЫШЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ.
  Судьбе было угодно, что мои молодые годы и годы перед выходом на пенсию так же были связаны с данным предприятием.
  В это время я уже разбирался в организации производства и с тем, что творилось в стране во время разрушения СССР и плановой экономики, особенно, меня, интересовали льготы, представляемые производителю некоторой продукции.
  
  Здесь мы остановимся на льготах в области искусства. Коротко, смысл этих льгот заключался в том, чтобы покончить с "Пролетарским искусством".
  
  20 мая 1998 г. организован Производственный кооператив "Центр традиционной мстёрской миниатюры", преемник фабрики "Пролетарское искусство"
  В настоящее время "Центр традиционной Мстерской миниатюры" большое внимание уделяет выпуску религиозной продукции: иконостасов, икон, складней, молитвенников, пасхальных яиц.
  http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=21&id_song=105&sortir=1
  
  Людмила Пирогова Русские лаки 1
  
"Вместе с тем, после перемен 90-х годов ХХ века, когда старая политическая и экономическая система развалилась, многочисленные художники четырех крупных промыслов, которым в условиях социалистического устройства общества был гарантирован определенный стабильный заработок, устойчивый внутренний рынок, получение бесплатного образования и профессиональный рост, оказались в драматической ситуации. Получив полную свободу писать что и как хочешь, они полностью лишились возможности сбывать свои изделия на внутреннем рынке. Не стало не только государственных заказов, которыми пользовались музеи и художественные фонды России и СССР, сегодня трудно продать и недорогие работы, которые прежде удачно сбывались через магазины. Государство устранилось от какого-либо участия в судьбе уникальных центров русского искусства, а тотальное обнищание населения сделало недоступными для него работы художников лаковой миниатюры. ..... Положение в какой-то степени спасает лишь то, что за годы своего существования русская лаковая миниатюра приобрела большой международный рынок. Этому способствовало не только высокое качество исполнения, ориентация на различные социальные слои, разнообразие сюжетов, владение орнаментальными изысками, почерпнутыми от западноевропейских и восточных лаков, самобытность, но и постоянное развитие новых форм - как изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров. Это позволяет надеяться, что отечественная лаковая миниатюра сумеет выдержать тяжелые испытания, выпавшие на ее долю". http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php
  
  В области льгот на детские игрушки и медикаменты мне пришлось так же столкнуться на предприятии, где я проработал последние 30 лет.
  Все прелести этих льгот нам пришлось испытать на себе.
  
  При расчёте налога НДС, предприятие вначале вынуждено переплачивать 20% от стоимости материалов и услуг, а возвращало эту переплату оно только тогда, когда товар будет произведен и продан. Такая порочная цепочка охватывает всю нашу экономику и её надо разрывать, кроме вреда она ничего не приносит.
  Так вот эти, так называемые, льготы при выпуске указанной выше продукции, для предприятия оказываются в прямом смысле катастрофическими.
  Те лишние затраты, сделанные предприятием при подготовке к производству и при самом производстве, оказываются не возмещёнными, так как при реализации данной продукции налогом НДС она не обкладывается.
  
  В советское время фабрика для себя выстроила современное здание, в начале этого строительства пришлось участвовать и мне, только что окончившему художественную школу. Я помню старые здания, в которых работали художники и рабочие подсобных цехов. Фабрика в советское время имела прямые договора с заграничными потребителями, на здании фабрики была схема этих связей.
  Когда жена устраивалась на фабрику художницей-надомницей в 1991-ом году, для художников были созданы все условия для работы, коллектив тогда насчитывал человек 200.
  Прямо в здании были и подготовительные цеха и цеха по обработке готовой продукции, приобретены электрические сушильные шкафы, шлифовальные и полировальные станки. Электроэнергии фабрика потребляла много. На фабрике была построена своя котельная, был душ, что для сельской местности не маловажно.
  Художники работали в светлых, просторных и тёплых комнатах, каждое рабочее мест было обеспечено дневным освещением, был свой зубной кабинет с современной импортной аппаратурой, своя столовая, буфет, небольшая торговая точка, у предприятия появилась тогда валюта.
  
  Наступило 2-ое января 1992-ого года, первое время по инерции это благополучие как-то ещё удерживалось. Спустя некоторое время от этого благополучия ничего не осталось. Закупать топливо стало накладно, за электроэнергию платить нечем, зимой в здании стоял холод.
  Художников отправили работать по домам, а когда у художника мёрзнут руки, миниатюру писать нельзя, производственные помещения на зиму стали забиваться, оставались открытыми только комнаты необходимые для функционирования производства. Коллектива, которым всегда славилась фабрика, не стало, каждый выживал, как мог, в одиночку, кому-то везло, особенно творческим работникам. Расценки за продукцию стали просто смешными, художники были рады и за эти цены её продавать посредникам, иномарки которых дневали и ночевали у ворот фабрики. У хозяев иномарок был и свободный вход на фабрику, хотя на входе была охрана.
  Фабрика лишилась полностью связей с заграницей, московский посредник оттёр её от этих связей на обочину.
  Многие помещения руководство вынуждено было сдавать в аренду. Там, где я работал в молодости, стали торговые точки, вход в них прорубили с улицы. Чтоб покупать топливо и платить за электроэнергию, рабочим выдавать зарплату, распродали весь зубной кабинет. Не стало столовой, буфета, душа, торговой точки.
  
  Вот такой финиш, к которому пришло предприятие. Ему, по замыслам наших прорабов перестройки, только бы процветать, ведь это же не оборонка. Аналогичная участь постигла и другие предприятия посёлка Мстёра, где трудились народные умельцы.
  Предприятия посёлка выпускали разную продукцию: продукцию швейных предприятий, выпускали обувь, мебель, ювелирные изделия, клеёнку, детские игрушки из натуральных материалов, занимающих призовые места на международных выставках. Раньше, когда я начинал работать (1958 год), это были артели, которые при советской власти после 1917-ого года все получили только развитие.
  Чем эта льгота обернулась для народных умельцев? Выиграли от этой льготы только посредники, торгаши, которые пришли на всё готовое, заграница, Китай, Турция и т.д. и т.п.
  У жены последние годы перед выходом на пенсию большие проблемы были с транспортом, ездить стало трудно и накладно. Да, и годы начали брать своё, и пришлось в 2004 году с выходом на пенсию ей уволиться.
  
  А как дела обстояли в оборонке, где работал я последние годы перед пенсией?
  В последние годы перед перестройкой, и не только, завод выплату рабочим зарплаты покрывал выпуском товаров народного потребления. Так что мы не висели на шее государства.
  По конверсии планировалось у нас на заводе начать производство отечественных лекарств. Выстроено было даже здание, приспособленное для выпуска данной продукции. Завод всегда занимался также выпуском детских игрушек. Не буду здесь распространяться более, всё ясно и без того, дела стали обстоять так же, как и у художников. Скажу только, что такой важный стратегический ресурс как здоровье нации отдан иностранцам, лечимся мы теперь не отечественными лекарствами, собственное производство уничтожено, жизненный уровень простого населения резко упал и продолжает падать, смертность превышает рождаемость, игрушки для наших детей, мы покупаем китайские, играть которыми опасно для жизни.
  Эти строки были написаны в 2005 г. Советский рубль относился к рублю того времени как 1 к 65, наши пенсии и зарплаты на столько не выросли. Заработная плата работников завода запредельно низкая.
  Этот коэффициент на конец 2013 года равен 189.22. Зарплаты и пенсии настолько не выросли.
  Будем ждать расчёты этого коэффициента на конец 2014 года, с учётом уже выросших цен.
  Все предприятия посёлка Мстёра не успевают за постоянно растущими ценами, по замыслам "наших" реформаторов этим бы предприятиям только цвести и пахнуть, но, похоже, истинные цели их были другими.
  
  Перейти - К 75 летию Чекалова Евгения Васильевича

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"