Популярное изложение Модели развития общества.О методе анализа.
Чекалов Евгений Васильевич
На такую постановку проблемы меня подвиг вопрос читателя.
Вопрос Сергея Васильевича.
Доброго Вам дня!
Итак, прошу вас раскрыть ваш метод анализа. И, для начала, хочу вас спросить:
1) Вы математик по образованию, или это ваше хобби?
2) В качестве преамбулы, по какой причине вы решили приступить к созданию своей модели анализа?
Последнее время я только и делаю, что ищу варианты изложения своей модели, доступные читателю, не имеющему специального образования. Сделать это последнее время, по понятным причинам, становится всё труднее и труднее.
ОБ АВТОРЕ.
Я окончил в 1968-ом мехмат Горьковского университета, кафедра дифференциальных уравнений.
Поступил я в университет на 24 году жизни после окончания ШРМ, которая дала мне большой опыт работать самостоятельно. У меня перерыв между 7-ым классом и 8-ым составлял 5 лет. ШРМ окончил с серебряной медалью.
В дипломе - профессия математик без указания сферы использования этой дисциплины. Много внимания на факультете в то время уделялось дисциплине по теории управления.
Распределение у меня одного из курса было в Арзамас-16. Но заболел (ещё на 5-ом курсе) и поехать по распределению не смог.
Преподаванию общественно-экономических дисциплин и в университете придавалось большое значение. Тогда у нас была точка зрения о том, что без знания этих дисциплин не может быть хорошего специалиста.
В 1972-ом году с отличием окончил вечерний университет марксизма-ленинизма. Многие годы был пропагандистом в системе партийной и комсомольской учёбы, естественно, учёбой занимался после работы.
Более 30-и лет работал программистом, пришлось работать на всех поколениях ЭВМ, 14 лет был начальником бюро программирования, пришлось заниматься и стандартным математическим обеспечением для решения экономических задач на больших ЭВМ.
Работал я в отделе АСУП.
Заниматься общественными проблемами пришлось и до занятия моделью, но средствами художника.
Подвигло меня на занятие моделью событие отпуска цен 02.01.1992-ого года, во мне тогда что-то, как будто, воспротивилось этому шагу.
Этот шаг не согласовывался никак с моими знаниями из общей теории управления.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Общая теория управления - это компас, который применим во всех сферах человеческой деятельности, не давая человечеству сбиться с правильного пути.
Давно на очереди этой дисциплины стоят проблемы нашей политической и даже философской сферы.
Не стала общая теория управления сферой приложения в областях нашей общественной жизни, пока превозообладал взгляд, опирающийся на одну стихийность и анархичность, который завёл очередной раз нашу страну в тупик.
Не поняли наши идеологи истину, гласящую о том, что мир стал двухполярным. Именно эта двухполярность даёт человечеству возможность двигаться в правильном направлении.
В управлении полётом космического аппарата существует расчётная траектория, с которой постоянно сравнивается реальная траектория, вносимые корректировки не позволяют объекту сбиться с намеченного пути.
Сложнее с человеческим обществом.
Оказывается, чтоб человеческое общество существовало бесконфликтно, на земле должны существовать две различные цивилизации, стремящиеся друг к другу!
Но, чтоб стремиться, друг к другу, оказывается, сначала надо двигаться в разные стороны. Суть такого движения заключается в том, чтоб каждая цивилизация накопила характерные только для неё особенности. Только, когда эти особенности будут накоплены, можно двигаться навстречу друг другу.
Понять это не просто.
Мне как программисту это очень понятно. Ещё на заре развития вычислительной техники встала проблема достоверности подготавливаемой для ЭВМ информации, на базе которой должны решаться разного рода задачи.
И какой же на первых порах был найден выход - Информацию стали готовить в двух экземплярах. Потом эти два экземпляра сравнивались, там, где эта информация оказывалась одинаковой, она считалась верной.
Та, что не прошла контроль, сравнивалась с оригиналом, в результате чего, и находилась истина.
Нечто подобное должно происходить и в человеческом обществе! Таким образом, и будет сокращаться область метафизики.
И мы приходим к очень важному выводу о двухполярности общественно-экономического устройства человеческого общества!
I. ИТАК, О МЕТОДЕ.
Выше только что мы сказали о двухполярности общественно-экономического устройства человеческого общества.
Но этого оказывается ещё не достаточно! Нет 'расчётной траектории', вот такой-то траекторией и является математическая модель развития общества.
'Реальной траекторией' является действительное состояние общества.
В результате, представляется возможным, сравнивая эти траектории, объяснять сложившуюся ситуацию. Но, как Вы заметили, задним числом. Но в развитии цивилизации существуют критические точки, которые могут приводить к серьёзным осложнениям международной обстановки, то есть, приводить к войнам. Об этом модель может предупредить заранее.
Показателен пример России, она в настоящий момент обладает единственная бесценным опытом, как положительным, так и отрицательным. Она в своём развитии сделала первый цикл и заходит на второй, но только на новом витке своей спирали.
Здесь Россию качественно ожидают события подобные тем, что она уже пережила на первом витке.
В основе моего метода и лежит общая теория управления, а, конкретно, сама формула из общей теории управления, а так же две основные аксиомы общей теории управления.
АКСИОМЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
При некомпетентном проведении реформ система (общество) из объекта управления превращается в управляющий фактор. Если этому не противостоять - это путь к самоуничтожению. Непопулярные меры правительства, которым нет конца, подтверждают это.
Вышесказанное является следствием недальновидной политики, злого умысла или непонимания реформаторами проведения реформ, т. к. нарушены два основополагающих принципа общей теории управления:
1. нельзя в систему одновременно много вносить изменений;
2. нельзя в систему вносить часто изменения, не дав ей полностью прореагировать на предыдущие возмущения.
Для реформирования общества всегда необходимо знать, что мы получили в результате предыдущего воздействия на систему. Из-за нарушения указанных выше аксиом становится невозможно определить, какие изменения получились в результате каких воздействий на систему.
Дальнейшее реформирование общества в данном случае становиться проводить, просто, невозможно.
Результаты реформирования общества становятся не предсказуемыми, и общество попадает в зону разных катаклизмов, революций и войн. Здесь мы и находимся. Эту зону я называю Бермудским треугольником.
Когда же затевается смена общественно-политического строя, естественно, всё выше сказанное не выполняется и кризис усугубляется, т.к. на первом месте стоят корыстные личные и групповые интересы инициаторов этой смены, а не общества, и принимаемые законы эти интересы и защищают и никак не соответствуют тенденциям развития всего общества.
Налицо наблюдается насилие над обществом, государство покидает сектор эволюционного развития.
Вначале я искал выражение этой формулы, это был мучительный период.
Когда нашёл формулу, тут и пришла мне в голову мысль: "Да, эта же формула совпадает с формулой из общей теории управления, только там в ней элементы скалярные или являются функциями, а у меня вектора".
Почему вектора? Так как в обществе действуют силы, то правомочно рассматривать величину этой силы и направление. А раз так, то должна быть и плоскость, где разворачиваются все мировые трагедии, а для моей теории поле действия векторов.
А раз есть вектора, то необходимо решить вопрос с точкой приложения этих векторов.
Затем встаёт вопрос из общей теории познания. В моей модели должны быть учтены все существующие общественные теории, прошедшие проверку временем.
Видите, как много передо мной встало проблем. Те проблемы, которые встали передо мной уже не из области математики.
Об общей теории управления я говорил, теперь пришла пора использования философских категорий, таких как "Анархия", "Диктатура", "Демократия".
Есть ещё одно новейшее состояние общества - "Застой".
В нашей новейшей истории наблюдается 2 состояния Застоя.
Конец 80-ых годов, который завершился Революцией.
В настоящее время.
Наблюдался застой и в царской России, который завершился Октябрём 1917-ого года. Заметьте, я это событие не называю Революцией, его надо рассматривать как СКАЧОК снизу вверх. Когда я приведу свою Основную диаграмму, то это будет наглядно видно. До сих пор ещё не определились с названием этого события. Я, исходя из анализа математической модели развития общества, даю свою версию.
Другие понятия не пришлось вводить, но смысл в некоторые пришлось вкладывать новый.
Не обошлось без того, чтоб не использовать такие понятия, как "Революция, революционный путь развития", "Эволюционный путь развития", затем надо было определиться с понятием "Война".
Все эти понятия необходимо было разместить на плоскости, а, значит, и во времени!
Анализ я провожу на плоскости, которая является проекцией из трёх мерного пространства.
Сейчас модно стало фигурировать выражением движения по спирали. В моём случае эти спирали для каждого государства имеют конкретную форму.
Всё это множество спиралей можно разделить на две категории, характеризующие государства плановой ориентации экономики и государства рыночной ориентации экономики.
Есть ещё одна группа государств, у которых ориентация экономики ещё явно не проявилась, Все они находятся в области, которой я дал название "Бермудский треугольник".
Далее.
ФИЛОСОФИЯ
Построение плоскости основано на принципе использования основного закона философии, Закона единства и борьбы противоположностей, но в применении к обществу.
Закон этот точнее бы было назвать Законом борьбы и единства противоположностей.
Расположение этих противоположностей.
Плановая экономика - рыночная экономика.
Диктатура - Анархия. Основное отличие этих состояний заключается во взглядах на роль государства в экономике и жизни общества.
Анархия - Демократия плановой экономики.
Диктатура - Демократия рыночной экономики.
Демократия плановой экономики - Демократия рыночной экономики.
Теперь перейдём к самой математической формуле развития общества.
При рассмотрении общества так же необходимо было найти основополагающие противоположности, которые и являются двигателем общественного прогресса.
Этими противоположностями являются - Государство и общество.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА МОДЕЛИ,
А теперь привожу формулу, не пугайтесь, я попытаюсь обойтись только общими соображениями.
А n+1 = A n + (C - B)
Чекалов Е.В. Зарегистрирована в 1999-ом году во
ВСЕРОССИЙСКОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ (ВНТИЦ)
за номерами 70990000029, 70990000133
Кстати, во времени вид формулы претерпел изменения. Об этом можно найти подробно, перейдя по ссылке:
Для государств, которые участвуют в войне, но сами находятся за пределами Бермудского треугольника, формула математической модели имеет вид:
An+1 = -(An+(C-B))
Даже сам вид формулы модели говорит о негативности данного состояния общества.
где
А n - Вектор состояния общества в n-й момент. Размер вектора указывает на качественные показатели жизни общества. (А n - 3-я сила)
А n+1 - Вектор состояния общества после внесения в него изменений. Изменения, вносимые в общество (законы, институты), должны быть адекватны тенденциям развития общества, иначе это надо рассматривать как насилие над обществом, что мы и наблюдаем в России.
B - символизирует общество, тенденции его развития (элемент стихийного, рыночного).
C - в окрестности оси +Z вектор символизирует государство (элемент сознательного, планового), его действия по приведению в соответствие законов с тенденциями развития общества.
Неудовлетворенная положительная тенденция превращается в отрицательную, а потенциал отрицательной - возрастает.
В плановой экономике преобладает элемент сознательного, в рыночной - элемент стихийного.
Сейчас, я думаю, пришло самое время привести Основную мою диаграмму.
Необходимо обратить внимание на смысл векторов B и C в окрестности оси +Z и -Z.
В окрестности оси +Z смысл их указан выше.
В окрестности оси -Z
Вектор C символизирует коррумпированную властную номенклатуру, вектор B - мафиозные рыночные структуры. Народ вообще отстранён от власти!
Именно между ними и развёртывается основная борьба, силы для этой борьбы они черпают из общества, то есть, из вектора A, возможности которого постоянно падают, но всякому терпению приходит конец, в результате чего Вектор А должен смести оба этих вектора.
Для этого обществу необходимо организоваться!
Глядя на математическую формулу и опираясь на формулу из общей теории управления, вектор C является главным управляющим фактором.
Обществу же отводится роль помехи, вроде ветра, который может дуть и не в ту сторону, что нужно.
Но от этой помехи в любом случае отмахиваться нельзя, её надо обязательно учитывать.
Но нельзя исключать и случая когда власть начинает действовать вопреки тенденциям развития общества, что и произошло у нас в 90-ые годы.
Это уже надо рассматривать как насилие над обществом и это насилие продолжается вот уже 20 лет.
Как Вы думаете, нашим читателя будет под силу всё написанное мной осилить?
Да, Сергей Васильевич, обычно я всегда интересуюсь образованием и интересами собеседника, и это не связано с любопытством. Мне это необходимо для того, чтоб я в своём изложении учитывал эти данные.
Не смогли бы и Вы мне дать такую информацию о себе.
Информация была получена.
ДАЛЕЕ.
Плоскость создана. Что же собой представляют оси координат?
Плоскость по горизонтали поделена на две части.
Верхняя часть - Основное поле деятельность государств плановой ориентации экономики.
Нижняя часть - Основное поле деятельности государств рыночной экономики.
Плоскость и по вертикали разделена на 2 части - на левую и правую.
Отличие между левой и правой частью заключается в роли государства в жизни общества.
Роль государства различается также в нижней и верхней части плоскости.
Плановая экономика.
При переходе из сектора "АНАРХИЯ" в сектор "ДИКТАТУРА" государство почти полностью взяло власть в свои руки. У нас это произошло в результате скачка!
При дальнейшем движении государство должно отдавать часть своих полномочий обществу. Но нельзя эту тенденцию считать абсолютной! Во время разных катаклизмов роль государства должна возрастать. Пример - Война. А России за короткий промежуток времени пришлось пережить две войны.
При переходе государства в правую полуплоскость во время экономических кризисов, для выхода из них, власть должна брать на вооружение опыт рыночной экономики, но, ни в коем случае, не менять ориентацию экономики в стране!
Все наши настоящие беды связаны с тем, что мы поменяли ориентацию экономики на рыночную!
В рыночной экономике ситуация другая.
При движении рыночной экономики к демократии роль государства тоже должна возрастать, также роль государства велика во время войн.
Особо здесь надо остановиться на роли государства во время финансовых и иных кризисов.
В плановой полуплоскости государство, для выхода из кризисов, должно брать на вооружение опыт плановой экономики!
Естественно, встаёт вопрос- А чей опыт должна использовать власть сейчас, если не без её помощи с плановой экономикой в России покончено?
ОСИ КООРДИНАТ.
Название имеет только горизонтальная ось.
Подобно цифровой оси, слева отрицательная ось -Z, сверху к оси примыкает сектор "ДИКТАТУРА". Снизу к оси примыкает сектор "АНАРХИЯ".
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В СЕКТОРЕ "АНАРХИЯ". ЧТОБ РОССИИ ПРИДТИ К ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ, ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ ТОЧКУ АНАЛОГИЧНУ ТОЧКЕ 1917-ого года!
Россия всегда тяготела к такому движению!
После 1917-ого года в левой части плоскости государства движутся в разные стороны, тем самым, познавая действительность каждые со своей стороны. Движение навстречу друг другу здесь чревато катастрофическими последствиями. Именно, в этом случае произошли две Мировые войны.
К началу 90-ых годов, можно было считать, что первый период - накопление особенностей был завершен, но ...
Мы уже сказали о том, цивилизация зародилась в секторе "Анархия".
Вначале понятия государства не существовало. При дальнейшем развитии общества стали осваиваться соседние участки плоскости. Долгое время действие ограничивались секторами "Анархия" и "Диктатура".
Отличие плановой и рыночной экономики заключается и в том, что сектора "Анархия" и "Диктатура" проходятся экономиками в разных направлениях.
Для нас в последнее время представляет интерес история России, в чём заключается отличие её от других государств.
Долгое время факт этого отличия фиксировался исследователями, но в чём это выражалось конкретно, было неясно.
Ситуация прояснилась только в начале XX-ого века после события Октябрь 1917-ого года.
Россия направилась в своём движение в то место плоскости, где до неё ещё никто не находился.
Рано или поздно, это было должно совершится! - Свято место пусто не бывает.
Редко кто об этом говорит, но человечество всегда интересовал вопрос о том, а куда же движется оно в своём развитии.
На диаграмме видно, что основной целью человечества является сектор "Демократия", но в каждой ориентации экономики своя демократия.
Здесь, наверное, стоит отвлечься и сказать несколько слов о теории конвергенции, которая появилась в середине XX-ого века в Америке. Нам в университете она преподавалась как буржуазная теория.
Но я в данный момент не могу обойти молчанием эту теорию, и даже больше, правильность этой теории я доказываю своим методом.
ТРИ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ,
В развитии цивилизации наблюдается 3 фазы развития противоположностей:
- фаза борьбы;
- фаза нейтралитета:
- фаза взаимовыгодного сотрудничества.
Сейчас мир находится в фазе 'Борьба'
По сути дела, теория конвергенции присутствует во всех 3-ёх фазах, но истинное развитие она получает в 3-ей фазе.
Наличие полярных экономик позволяет определить тот предел, к которому должна стремиться цивилизация в своем развитии, но каждая из экономик стремится к этому пределу со своей стороны.
История показала ошибочность стремления к мировой революции, в которой победит социализм.
Современные политики ударились в другую крайность в стремлении к мировому рынку
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО МЕТОДУ,
В общих чертах о своём методе я рассказал, теперь перейдём к практическому использованию этого метода.
Придётся использовать графический материал и обращаться к математической формуле, но принимайте всё проще, и, на самом деле, в этом ничего сложного нет, в понимании больше создаёт трудности психологический барьер.
Кстати, непонимание поднимаемых проблем присуще всему нашему обществу, да, и не только нашему.
Вопросы эти носят гносеологический характер, проще сказать, познавательный.
В дальнейшем хочу внимание сосредоточить на следующих вопросах:
1. Чем объясняются успехи Советского государства в первый период его существования. В чём сущность состояния общества "Диктатура"?
2. Когда стали появляться трудности, и с чем они связаны, как на эти трудности стало реагировать общество.
3. Разоблачение мифа о том, что с плановой экономикой было покончено, где мы оказались, после отпуска цен 02.01.1992-ого года.
4. Наш очередной период Застоя. Что нужно сделать, чтоб из него выйти.
5. О состоянии общества 'Демократия'
1. Объяснение будет носить непривычный характер.
Обратимся к формуле модели:
А n+1 = A n + (C - B)
В этой формуле важно понимание смысла параметров (векторов) B и C. Мы уже говорили о том, в этот период государство обладало всей полнотой власти в стране.
Значит, вектора B в это время просто не существовало! Вектор В представляет собой не что иное как оппозицию существующей власти. Естественно, этот вектор мешает государству выводить страну из кризисного состояния, эту помеху надо было ликвидировать, и эта сила -B была уничтожена.
Вот он истинный смысл состояния общества "Диктатура"!
То есть формула модели приобретает совсем простой вид:
А n+1 = A n + C
Государству ничто не мешает делать в стране преобразования.
Какие выводы надо сделать обществу, особенно оппозиции, а вектор B именно оппозицию и символизирует?
Обращаю внимание читателей на то, что эти выводы справедливы только, когда уже была перейдена точка "Октябрь 1917-ого года" и страна уже начала движение к плановой экономике.
В нынешней ситуации в стране действуют совсем другие тенденции.
Вот такое простое объяснение.
2. Когда стали появляться трудности?
С течением времени в обществе стали появляться признаки нового вектора B. Когда он был ещё мал, власть на него большого внимания не обращала, но формула модели уже приобрела вид:
А n+1 = A n + (C - B)
Появлению вектора B способствовала и "холодная война", которую необходимо рассматривать, как стремление внешних сил разрушить наше государство изнутри.
То есть вектор B стал состоять как бы из двух векторов B, то есть он является равнодействующей этих сил.
Так вот с одной частью необходимо было бороться, а другую необходимо надо было учитывать и не гасить её инициативу, но в рамках плановой экономики. То есть надо было брать на вооружение методы рыночной экономики.
ОТПУСК ЦЕН,
Этого не было сделано! Страна начала двигаться назад. Поменялась власть в стране, к власти пришли экономисты-экстремисты. - И грянула Революция, именно так, надо рассматривать отпуск цен 02.01.1992-ого года (revolution - поворот).. Об этом событии современные аналитики почти не вспоминают.
В этом отпуске цен немалую роль сыграли иностранные консультанты, преследующие свои корыстные интересы.
ВВЕДЕНИЕ НАЛОГА НДС,
К этому ещё надо добавить введение налога НДС, который для нас вообще противопоказан! Этот налог используется при кризисах экономики, связанных с перепроизводством. - А какое у нас было перепроизводство, наш кризис был связан с дефицитом. В стране собственное производство стало просто уничтожаться, в страну потоком пошли товары из-за рубежа. А новая власть распахнула настежь наши границы.