Чекалов Евгений Васильевич : другие произведения.

Стог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  СТОГА.
  Р У С С К А Я С И М Ф О Н И Я.
  Чекалов Евгений Васильевич.
  
  http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny/russkajasimfonija.jpg
  
  Стог это символ русской деревни, символ сельского уклада жизни - ушедшей натуры России, это залог достаточных запасов сельскохозяйственных продуктов и товаров для населения и не только своей собственной страны.
  Но есть и другая сторона этого явления - русский стог.
  Тот, кто хоть раз в жизни побывал на сенокосе, тот будет очарован им на всю жизнь, то есть, стог это категория и эстетическая, воспитывающая не навязчиво любовь к своей Родине, которая этому учит молодого человека лучше любого педагога, и чувство это идёт с человеком по всей жизни.
  Встречать на природе восходы солнца, закаты, река, купанье, приятная физическая усталость, с которой впервые познакомился твой молодой организм, и которая смывалась волшебной свежестью вод многочисленных лесных озёр.
  Не в этом ли скрыта основная причина победы Русского человека в Великой Отечественной войне? Основу живой силы фронтов составляли тогда люди, образно выражаясь, от сохи.
  Мои односельчане этот вывод подтверждают точно, но не многие из них вернулись в родные места.
  Метание стога - работа, требующая от человека разнообразных способностей и в тоже время работа эта коллективная. - Один человек на сенокосе ничего не стоит.
  Роль человека, стоящего наверху и мечущего стог, велика и поневоле напрашивается аналогия с человеком, взявшим в руки бразды правления государством, от которого зависит, будет ли русский пейзаж радовать глаз материализованным воплощением коллективного труда - стогами.
  Всё начинается с выбора места для очередного стога. Это очень непростое дело. Как правило, стога мечут в заливных лугах, надо чётко представлять местность и выбирать такие места, куда бы не доходила вода. Осенью часто от дождей реки выходят из берегов и могут подтопить стога и даже снести.
  На землю, где будет стоять стог, сначала нарубают кустарник и укладывают его по периметру стога.
  После того, как стог зимой вывезут, эти ветки будут указывать на место расположения стога. Эти ветки редко доживают до следующего сенокосного сезона, весенние воды в половодье унесут их и раскидают их по лугам. Иной раз они даже висят на соседних со стогом кустарниках. Но, даже после этого, место, где был стог, долго будет угадываться, что будет служить ориентиром для следующих метальщиков.
  Опытный метальщик без таблиц уже по периметру стога может сказать вес сена, заключённого в стоге, что очень важно, так как уже заранее ясно, сколько сена надо запасать на зиму.
  При метании стога всегда сено вначале выкладывают по периметру стога, дирижер сверху указывает место, куда надо класть очередную порцию сена.
  Вначале метальщик находится как будто в яме. После того, как периметр будет выложен, он даёт команду кидать сено ему под ноги, которое он тщательно утаптывает, тем самым, закрепляя, ранее уложенные слои по периметру.
  
  Вначале никогда метальщик не возвышается над стогом, и только когда метание стога завершается и виден итог работы, он начинает возвышаться над стогом, утаптывая сено под ногами, что даёт устойчивость стогу. - Очень важное правило!
  
  Это сейчас, когда ещё нет ни стога ни сена, многие, волею судеб оказавшиеся наверху, уже начинают возвышать себя, подчёркивая свою особенность, присваивая себе то, что ещё не создано ими! - И это действует, как правило, повсеместно!
  А, может быть, для этого и стремятся наверх.
  
  Во время метания стога никогда не стоит вопрос о замене человека стоящего наверху стога, да, и дело это непростое, тем более, если это будет происходить, когда стог уже почти смётан. - Что стоит одному слезть, а другому залезть на стог. Не исключена опасность того, что стог может скривиться, или даже часть сена может даже съехать со стога.
  Здесь наблюдается большое отличие между политиками и метальщиками стогов, кстати, в действиях которых рационального наблюдается больше чем у политиков, тем более современных.
  О таких материях люди тогда даже не задумывались, люди больше руководствовались принципами целесообразности.
  
  Метать стог надо так, чтоб осенние ветры его не растрепали, а дожди не промочили, иначе сено в стогу заплесневеет, и скот есть его не будет и оно может быть пригодно только для подстилки скоту.
  Вывозят, как правило, стога зимой, когда крестьянин, освобождён от сельскохозяйственных работ вблизи деревни и замёрзшие от осенних дождей водоёмы покрываются достаточным слоем снега. Значит, всегда надо было иметь в виду, то, что стога должны были находиться в местах, куда был бы удобен подъезд зимой на санях.
  Не всегда стога ставились вблизи дороги, иногда местность бывала пересечённой с буграми и ямами, часто перелески закрывали обзор, поэтому надо было думать и о том, чтоб зимой эти стога было легко найти. Печальное зрелище в новом сенокосном сезоне представляют собой забытые стога .
  При метании стога всегда надо было иметь в виду и количество накошенной травы, ставить стог надо было так, чтоб не приходилось сено далеко таскать и подвозить. Вопрос о размере стога стоит всегда, для этого требовался большой опыт метальщиков. Свои коррективы на размер стога вносит и погода, заложишь стог больших размеров, а вдруг нахлынет дождь. - Что делать?
  Как правило, все эти способности должен совмещать в себе человек, представляющий и как метать стог.
  Он-то и является главной фигурой при метании стога, и стоящий на верху стога. Это дирижёр, который во время метания стога руководил и деятельностью людей, находящихся внизу. Чтоб дело двигалось, люди должны сработаться друг с другом, поэтому всегда существовали бригады, которые работали вместе.
  Стог метало около 6 человек. Один человек, главный заводила, был наверху, два человека на вилах подавали сено, два работника подвозили или подносили сено, и один человек подскребал за ними сено - вокруг готового стога должна была быть чистота.
  Потеря времени на сенокосе стоит дорого, готовое сено надо вовремя сложить в стога, и надо было давать вовремя задания косить новую партию. Конвейер должен работать чётко и согласованно. Затягивать крестьянину с сенокосом было не досуг, на пятки подпирали посевные осенние работы. На сенокос поднималась вся деревня и стар и млад!
  Как правило, погода всегда работнику преподносит сюрпризы. Не зря гласит русская пословица: 'Дождь идёт не тогда, когда просят, а когда - косят'. Неспроста дождевые облака в это время формируются в окрестностях рек, так как именно здесь косят траву. Почва, успевшая уже накопить внутри себя достаточно излишней влаги, становится доступной ярким солнечным лучам, которые делают своё дело, пополняя новой силой грозовые облака, накрывающие своей грозной чернотой горизонт и извергающие с небес лавины дождя. Пополняют эти потоки и подсыхающие на солнце травы.
  Солнце на сенокосе является главной фигурой, и именно оно не даёт работнику расслабляться на сенокосе. Чуть замешкался, и твой труд может пропасть даром.
  В августе уже короче становятся дни, тихая грусть закрадывается в душу - заканчивается короткое русское лето. Народ возвращается с лугов в деревню, распадаются сроднившиеся в труде небольшие мобильные группы.
  Остаются только произведения искусства, творимые руками и сердцами простых деревенских людей, - стога, органично вписавшиеся в окрестный пейзаж, которые вдали от цивилизации стоят памятниками материализованного коллективного труда. Но недолог срок жизни этих произведений искусства, редкие из них доживут до конца зимы! Многих художников они заворожили собой, редкие художники к ним остались равнодушными.
  Форма стога органично вписывается в русский пейзаж, затрагивая в душе человека неведомые струны, звучание которых многогранно, звучат они по-своему в разное время года и время суток. Привносит свой оттенок в это звучание и состояние русской погоды, которое просто непредсказуемо.
  В сентябре начинается учебный год, пора переключаться на другую работу. Многие уже покидают до следующего лета пределы деревни.
  Напоминать нам будет о лете зима, когда по пути из школы тебе придётся уступать дорогу веренице возниц с сеном, растянувшихся по зимней дороге.
  Время моей молодости совпало со временем, когда основной рабочей силой на сенокосе были подростки. Но, руководящая роль стоящего на верху стога всегда была в руках взрослых, в наше время выступали больше всего в этой роли женщины, многие из которых уже потеряли надежду дождаться с войны своих мужей. В коллективном труде они находили в себе силы справляться со своей судьбой. Мы подрастали и покидали деревню, унося с собой в памяти эти летние дни.
  Женщины меня, когда я был ещё маленьким, всегда удивляли тем, что летом на работу и с работы, неся на плечах грабли и вилы в своих разноцветных платьях, шли с песнями.
  Удивляли этим они не только меня одного, а всех тех, кто попадал в деревню, а таких в то время становилось в деревне всё больше. Это город старался восполнить потери сельского населения в войне, называться тогда эти временные сезонные работники стали шефами. В этой роли много раз приходилось выступать и мне.
  Сейчас же сельская картина приобрела совсем другие оттенки. Стога совсем перестали радовать глаз человека, на луга и поля, которые давно не пашутся, пришли новые технологии.
  Стога давно покинули русские просторы, сейчас на поле хозяйничает техника, когда хватает ГСМ. На полях, бывает, до снега валяются произведения этого механического творца - рулоны, которые оказываются невостребованными.
  Труд давно потерял романтику, свою эстетическую сущность и ценность, сельский житель теперь заливает своё горе больше зельем сомнительного происхождения и теряет свои уникальные способности жить и работать на земле. Другие ценности теперь застилают глаза человеку, которого превратили в перекати-поле.
  Не в этом ли секрет повсеместного опустошения русской земли, изменения климата и падения нравов?
  
  О душе сейчас думать стало некогда, да, и, похоже, некому. - Все стали материалистами-рыночниками.
  
  Серия 'Скорбь'
  http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/wystawkaodnojkartiny/serijaskorbx.jpg
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"